Конспект по естествознанию 10 класс на тему атмосфера

Обновлено: 07.07.2024

Предмет: Химия
Категория материала: Конспекты
Класс: 10 класс
Автор: Канева Светлана Прокопьевна это Вы?
Тип материала: Архив RAR (rar)
Размер: 13.51 Mb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Приложение2.docx

1. Тест (первичное закрепление).

1) Выберите (подчеркните) правильные ответы.

В воздухе больше всего:

а) кислорода; б) углекислого газа; в) азота; г) водорода; д) водяных паров.

2) Установить соответствие:

В. Барометр - анероид

3) Около 90% всей массы атмосферы приходится на :

4) Назовите экологические проблемы, возникающие в атмосфере в результате изменения состава атмосферы.

5) Чем циклоны отличаются от антициклонов

Выбранный для просмотра документ Тема урока Атмосфера.docx

Тема урока Атмосфера

ФИО Канева Светлана Прокопьевна

Предмет Естествознание

Класс 10 класс.

Тема и номер урока в теме Атмосфера 1 урок

Создать условия для формирования представления об атмосфере как внешней газовой оболочке, её составе, строении, основных элементах, явлениях и процессах, происходящих в атмосфере

Изучение явлений и процессов, происходящие в атмосфере.

Личностные результаты:

1.Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

2.Осознание единства человека и атмосферы.

3.Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

4.Навыки сотрудничества со сверстниками

Предметные результаты:

1.Формирование представлений об атмосфере как внешней газовой оболочке Земли.

2. Владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных явлений и процессов, происходящих в атмосфере.

3.Владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

4.Владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов

Метапредметные результаты:

1. Умение работать с текстом и ЭОР,: формулирование выводов.

2. Структурировать информацию: составление описания явления в атмосфере.

3. Владеть способом самоконтроля.

Тип урока : изучение нового материала.

Формы работы учащихся : индивидуальная, работа в группах.

Техническое оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет, компьютерный класс.

Формы работы : беседа, групповая, индивидуальная, практическая работа в группах.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Организация начала урока

Подготовка класса к работе.

Самоопределение: внутренняя позиция школьника.

Основы системы научных знаний.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний

Какое значение имеет атмосфера?

Что такое климат? Погода? Чем они отличаются?

Какие природные явления и процессы происходят в атмосфере?

Смыслообразование: учебная мотивация.

Основы системы знаний учащихся, их научность.

Познавательные: обобщение своих знаний; коммуникативные: речевая деятельность; регулятивные: инициативность и самостоятельность.

3. Постановка учебной задачи.

Направляет деятельность учащихся.

Составляют план урока: ставят цель и задачи урока.

Самоопределение: самооценка и самоуважение; смыслообразование: учебная мотивация.

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

4. Постановка проблемы

Учащиеся работают с инструктивными картами (см.Приложение к уроку1)

По окончанию работы каждая группа выступает перед классом.

Учащиеся фиксируют информацию в тетради

Публичное выступление., умение воспринимать информацию

Регулятивные: планирование, прогнозирование (управление своей деятельностью), инициативность и самостоятельность; познавательные: работа с информацией, работа с таблицей, анализ, обобщение; коммуникативное: навыки сотрудничества.

5. Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют тест (см. Приложение к уроку 2).

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; анализ, обобщение.

6. Практическая работа

Организует работу учащихся в группах по 4 человека.

Определяют с помощью приборов

Температуру, давление, относительную и относительную влажность.

Ценностная и морально-этическая ориентация: оценка своих поступков.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция;

коммуникативные: навыки сотрудничества;

познавательные: работа с приборами

Кроссворд по изученной теме

Самопроверка по эталону.

Самоопределение: самоуважение и самооценка.

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия (основы системы научных знаний).

8. Итог урока. Домашнее задание.

Д/З: изучение терминов, ответы на вопросы в конце параграфа, найти описания явлений и процессов атмосферы в литературе.

Самоопределение: самоуважение и самооценка.

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Выбранный для просмотра документ приложение1.docx

Задания для физиков.

Изучить ЭОР 1 (Атмосфера) и текст учебника.

Подготовить информацию о строении атмосферы.

Рассказать о физических процессах, происходящих в атмосфере.

Задание для химиков .

Изучить ЭОР 1 и текст учебника.

Подготовить информацию о составе атмосферы.

Задание для экологов .

Изучить ЭОР2, 3, и текст учебника.

Подготовить информацию об озоновой дыре, парниковом эффекте и других явлениях, загрязняющих атмосферу.

Создать презентацию в программе Microsoft Office Power Point .

Задание для метеорологов.

Изучить текст параграфа.

Подготовить информацию об элементах погоды( температура, атмосферное давление, ветер, абсолютная и относительная влажность воздуха, ветер)

Среди предложенных приборов найти термометр, барометр- анероид, гигрометр, психрометр, анемометр. Показать принципы их работы.

Выбранный для просмотра документ приложение3.docx

Самый нижний слой атмосферы.

Скопление ядовитых паров, пылевых частиц, копоти в густом тумане.

Сильный и опасный ветер.

Природное явление, связанное с влажностью воздуха.

Яркое и эффектное оптическое явление в атмосфере.

Восходящие вихри с пониженным давлением в центре.

1. Слой атмосферы, переходящий в космическое пространство.

3. Состояние атмосферы в данной местности и в данное время.

4. Многолетний режим погоды.

5. Перемещение воздуха в горизонтальном направлении.

6. Прибор для измерения атмосферного давления.

7. Гигантская искра, которая проскакивает между разнозаряженными участками одного или разных облаков или облаком и землей.

8. Экологическая проблема, связанная с составом атмосферы.

По вертикали: 1.Тропосфера 2.Смог 3 Тайфун 4.Роса 5.Радуга 6. Циклон 7.Азот

По горизонтали: 1.Термосфера 2.Аргон 3.Погода 4. Климат 5.Ветер 6. Анероид 7. Молния

Краткое описание документа:

Цель урока: Создать условия для формирования представления об атмосфере как внешней газовой оболочке, её составе, строении, основных элементах, явлениях и процессах, происходящих в атмосфере.

"На данном уроке атмосфера рассматривается с позиции химии, физики, экологии, метеорологии. Группа физиков изучает строение и физические процессы атмосферы. Группа химиков рассматривает состав атмосферы. Экологи изучают загрязнение атмосферы, а метеорологи элементы погоды и приборы. На уроке использованы ЭОРы и ИКТ. Содержание урока реализует требования ФГОС среднего(полного) общего образования.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 112 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.03.2014 2616
  • RAR 13.5 мбайт
  • 43 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Канева Светлана Прокопьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ведущие понятия: атмосфера, воздух, тропосфера, стратосфера, термосфера, мезосфера, экзосфера.

Оборудование , компьютер, проектор, презентация, физическая карта мира, дидактический материал , учебник, атласы

Слайд 1 С малой удачи начинается успех.

Здравствуйте, ребята, ответьте мне на вопросы, громко дружно отвечаем да или нет. Вы пришли сюда учиться? Не лениться, а трудиться. Молодцы. Желаю вам хорошего настроения и удачи, потому что с малой удачи начинается большой успех .Садитесь.

Отвечают на вопросы, настраиваются на урок. Садятся

Ребята, мы с вами закончили изучение большой темы, напомните, пожалуйста, мне как называлась эта тема

А какие ещё оболочки есть у Земли. Мы продолжим изучение оболочек. А вот какую оболочку мы будем изучать дальше, определите, отгадав загадку

Слайд 2 . Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?

Атмосфера . А какие ассоциации у вас возникают о словом атмосфера.

Чтобы поставить цели нашего урока , выполните задание 1

Значит, тема урока атмосфера слайд 3 запишите её в своих рабочих листах

Определите тему урока. Запишите тему урока в рабочих листах.

А теперь я попрошу вас выполнить 1 задание. В графе до отметьте знаком + с которыми вы согласны и - , если не согласны.

Атмосфера – воздушная оболочка земли

Она образовалась из раскалённых газов, вырывавшихся из жерл многочисленных вулканов

Она состоит из смеси газов, мельчайших капелек воды и кристалликов льда.

Атмосфера имеет строение. В ней выделяют несколько слоев

Атмосфера имеет огромное значение для Земли

Чтобы быть уверенными в правильности предположений, подумайте, на какие вопросы мы должны ответить в ходе урока.

Слайд 4 план урока

Что такое атмосфера

Как образовалась атмосфера

Какова толщина атмосферы

Определяют тему урока

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Определяем цели и план урока

Дети записывают тему урока

Дети отвечают на поставленные вопросы

Дети выполняют задание дети определяют цели и план урока

Что такое атмосфера

Как образовалась атмосфера

Какова толщина атмосферы

Слайд 6. Понятие составлено правильно и самостоятельно

Понятие составлено с помощью учителя или одноклассника

Понятие составить не удалось

  1. О том как произошла атмосфера вы узнаете , если выполните задание №.
  1. Прочитайте географический блокнот на стр 102
  2. Составьте и запишите 2 вопроса
  3. Задайте их друг другу

А теперь составьте толстый вопрос и задайте его классу

3.Состав воздуха – 5 минут

Ребята. А теперь я вас вновь попрошу отгадать загадку

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. В тексте загадки есть утверждение – без воздуха мы не можем жить. А почему мы не можем жить без воздуха

Мы дышим и получаем из воздуха кислород, а что кроме кислорода есть в воздухе.

Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задание 3.

Прием составьте кластер

Подпиши цифры на диаграмме

Проверка по слайду.

Что вы узнали, выполняя это задание. Из каких газов состоит воздух атмосферы?

Какой газ занимает большую долю Сколько всего кислорода в атмосфере. Чему вы удивились, выполняя это задание?

Физкультминутка для глаз

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились, ну – ка, ну – ка!

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка

  1. 10 минут Строение атмосферы. Атмосфера напоминает слоенный пирог. А вот из каких слоев она состоит вы узнаете, если выполните следующее задание

Прочитайте дополнительную литературу на листочке, подпишите слои, из которых состоит атмосфера, и ответьте устно на вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-познакомить учащихся со способами и средствами изучения атмосферы.

-выявить причинно-следственные связи значения атмосферы в жизни на

Ход урока:

I. Организация учащихся на урок.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватало,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!

Изучение материала проводится объяснительно-иллюстрированным методом.

Итак, мы приступаем к изучению третьей -оболочки нашей планеты - атмосферы, или воздушной оболочки Земли. Она словно невидимым одеялом укутывает Землю, простираясь вверх на несколько тысяч километров. Воздух очень легкий, но он все-таки имеет вес.

Значении атмосферы по плану:

Ставим на стол весы с прикрепленной к одной их части колбой (вместо чашечки). Весы уравновешены. Колбу нагреваем. Через некоторое время весы выходят из равновесия. Колба стала как бы легче. Учитель смещает спиртовку из-под колбы. Через некоторое время весы снова приходят в равновесие.

На весах было нарушено равновесие потому, что при нагревании воздуха, находящегося в колбе, он расширяется и часть его вышла из сосуда. Количество воздуха в колбе уменьшилось, и она стала легче. Когда же колба охладилась, в ней стало прежнее количество воздуха и весы пришли в равновесие.

Слой снегов, дождей и ветров-

Атмосферы слой живой,

Этот самый нижний слой.

Есть здесь все, но в большей мере-

Кислород, азот, озон,

В малых долях- йод и гелий,

Водород, неон, радон. (тропосфера)

1. Атмосфера рассеивает солнечные лучи, и они не так сильно нагревают днем поверхность Земли. Ночью же, наоборот, атмосфера не дает Земле быстро охлаждаться и как невидимое одеяло удерживает тепло.

  1. В атмосфере образуются облака. Нижние слои ее находятся в движении, образуя ветер, который переносит облака на сотни километров от места их возникновения.
  2. Люди заметили, что одни явления, происходящие в атмосфере, предвещают пасмурную и дождливую погоду; другие, наоборот, ясную и солнечную. Вот почему с давних времен изучению атмосферы, особенно ее нижних слоев, придают огромное значение.

Борьба за чистый, здоровый воздух, за здоровье человека состоит прежде всего в том, чтобы на всех заводских трубах были дымоулавливатели, которые очищали бы воздух от вредных организму веществ. Кроме того, во всех промышленных городах и вокруг них необходимо иметь как можно больше лесов, ведь лесонасаждения - это самые мощные производители чистого воздуха. Воздух в лесах насыщен кислородом, предельно очищен от вредных примесей.

IV. Закрепление изученного.

- Как называются оболочки Земли?

- Как доказать, что вокруг нас находится воздух?

- Как доказать, что воздух имеет вес?

- Какое строение имеет атмосфера?

- Каково значение атмосферы для жизни на земле.?

- Что делается в нашей стране для очистки воздуха?

V. Домашнее задание: пересказ § 34.

VI. Дополнительный материал (если осталось время на уроке)

Изучение атмосферы.

Десятки тысяч специальных метеорологических станций на всём земном шаре непрерывно следят за погодой и тщательно записывают её изменения.

Все эти сведения тотчас же посылают в центры; по ним делают заключения о том, какая ожидается погода.

Метеорологические наблюдения сначала производились только у поверхности земли. Но так как воздух простирается вверх на многие тысячи метров, то эти наблюдения не могут полностью охарактеризовать состояние всего воздушного океана. Для этого необходимо получить сведения из более высоких слоев атмосферы.

Для этой цели строят станции в горах.

Некоторые из таких станций расположены очень высоко. Так, станции на горе Эльбрус и на Памире, на леднике Федченко, находятся на высоте около 5000 м. Но при этом атмосферные явления искажаются влиянием гор. Поэтому метеорологи построили целый ряд приборов, позволяющих получать необходимые сведения непосредственно из верхних слоев атмосферы.

Чтобы получить сведения о других явлениях в атмосфере,, в воздух стали выпускать снабжённые парашютами шары-зонды. К ним подвешивают приборы, записывающие температуру, влажность и давление воздуха. Поднимаясь высоко вверх, такой воздушный шар разрывается, а прибор на парашюте невредимым опускается на землю. Шары-зонды позволили получить сведения с высоты 40 км. К шару-зонду в последнее время стали прикреплять маленький радиопередатчик, который непрерывно посылает свои сигналы на землю.

Развитие авиации позволило применить для исследования атмосферы самолёты. В настоящее время они широко используются всеми центральными метеорологическими учреждениями и позволяют очень быстро получать подробные и полные наблюдения. Чтобы проникнуть еще выше, чем на самолете, были применены усовершенствованные воздушные шары, названные стратостатами.

Читайте также: