Технологии визуализации и систематизации текстовой информации конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: знакомство с основными способами визуализации информации и формирование осознанного понимания в необходимости использования данного инструмента в жизни.

Планируемые образовательные результаты:

формирование представления о программной среде офисного пакета и его возможностях;

навык работы с офисными программами по созданию буклетов;

представления об изучаемых понятиях раздела: информация, способы представления визуальной информации;

формирование умений структурирования информации;

владение анализом, синтезом, сравнением и обобщениям информации;

владение основами самооценки своих результатов;

поиск и выделение информации по заданию;

структурирование и визуализация информации;

решение проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием;

формирование навыка работы в парах;

формирование умения слушать и слышать мнение окружающих;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;

значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.

Программное содержание: Текстовые документы. Обработка графической информации. Информация и информационные процессы.

Ведущая мировоззренческая идея урока или ценностные ориентиры: культурный человек не просто потребляет, а прежде всего создает на основе этого что-то новое и делится своими идеями с другими людьми. Ученики на уроке тоже постараются поделиться друг с другом своими идеями и оформить их в интересной форме в виде буклета.

Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету:

визуализация информации и ее виды: диаграммы, иллюстрации, списки, таблицы;

представление о возможностях и инструментах в стандартной программе Paint;

представление об основных функциях и инструментах офисного пакета MS Office Publisher;

План изучения нового материала:

подведение к новой теме;

формулирование цели урока;

разбор основных понятий с опорой на уже имеющиеся знания по биологии, обществознанию и информатике;

создание мини-проекта в парах;

представления своих продуктов-буклетов;

определение уровня достижения цели.

Тип урока: комбинированный, урок-проект.

Форма урока: защита проектов, фронтальная и парная работа.

Технология обучения:

технологии менеджмента (элементы) — SWOT-анализ идеи или проблемы.

Мизансцена урока: традиционная, учащиеся сидят по парам за партами — у каждой пары один ноутбук.

Подготовка к уроку (если есть необходимость):

для класса в зависимости от уровня сформированности ИКТ компетенций и личного опыта(не потребовалось — сильная группа):

заранее подобрать картинки под эмблему и выложить на рабочий стол в каждый ноутбук;

проверить наличие Интернета;

проверить наличие Paint, офисного пакета Microsoft Office версии не ранее 2007;

распечатать конспект и буклеты.

заранее произвести знакомство с программой по созданию буклетов;

попросить дома сформулировать идеи бизнес-проекта.

Технологическая карта хода урока

Планируемые

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

- вспомнить виды зрительной=визуальной информации.

- продолжить совершенствовать навыки логических операций: анализ, синтез, обобщение

- формирование умения; формулировать тему и цель деятельности.

- продолжить формировать личностное целеполагание.

Учитель проверяет на партах наличие тетрадей, дневников и раздаточного материала. Затем запускает презентацию.

- Сначала нужно будет определиться с темой урока. Посмотрите на слайд. Что на нем изображено? (2 слайд)

- Как одним словом мы можем назвать все эти объекты?

- А какой вид информации имеется в виду? С помощью какого органа вы воспринимаете эту информацию?

- Визуализация информации где?(3 слайд)

- Сегодня будем изучать визуализацию информации в текстовых документах. Откройте тетради: запишите число и классную работу, тему в тетрадь (4 слайд)

- А какова будет цель урока?

- Верно(4 слайд), и еще нужно будет найти примеры применения визуализации текста в нашей жизни.

Ученики проверяют, все ли есть на партах.

- На слайде представлены диаграмма, таблица, рисунок и списки.

- Все эти объекты называются информацией.

- Имеется в виду зрительная или по-другому визуальная информация. Мы воспринимаем информацию с помощью глаз, зрительная информация.

- В текстовых документах

Учащиеся переписывают тему в тетрадь.

- Мы будем знакомиться с основными способами визуализации информации.

II. Изучение новой темы

- знакомство со способами визуализации информации

- знакомство с видами списков

- продолжить совершенствование навыков: анализ и выделение главного.

- продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности.

- Просмотрите на слайд. Что из этого нам стоит записать в тетради? (5 слайд)

- Разберем подробнее списки (6 слайд). Существует два основных типа – нумерованный и маркированный. Что запишем из этого?

- Мы может зарисовать схему видов информации.

Ученики зарисовывают схему.

- Из этого мы запишем схемы про списки.

Ученики записывают основные виды списков.

Разработка идеи

- формирование личностного целеполагания;

- совершенствовать умение преобразовывать объект из чувственной формы в знаково-символическую модель;

- продолжить формирование навыка работать в паре;

- продолжить развитие умения договариваться друг с другом.

- ответственное отношение к деятельности;

- формирование готовности и способности к саморазвитию.

- Начнем с идеи(8 слайд). У меня на доске представлена ментальная карта организаций нашего района. Она неполная. Что еще мы можем добавить?

- Действительно. Организаций много. Вашей же задачей будет придумать идею нового бизнеса, которого в районе еще нет. Даю на задание 2 минуты.

Ученики слушают учителя и рассматривают 7 слайд.

- Еще в районе есть курорт, мясокомбинат, магазины, кофе и т. д.

Учащиеся совещаются в парах.

- Кондитерская, ледовый дворец, кофейня, аквапарк, биатлон, американские горки.

Создание логотипа и рекламного слогана

- вспомнить навык работы с папками на Рабочем столе и браузером (смартфон или ноутбук).

- продолжить формирование навыка работы в паре;

- продолжить развитие умения договариваться друг с другом;

- продолжить совершенствовать навыки логических операций: анализ, синтез, сравнение и обобщение ;

- развитие умения прогнозировать свои результаты;

- совершенствовать по сбору и обработке графической и текстовой информации для представления своих идей.

- продолжить формирование навыка личностного целеполагания.

- Самое главное у вашего бизнес-плана уже есть. Что теперь?

- Можно воспользоваться Интернетом. Слоган напечатайте в текстовом редакторе и сохраните туда же. На все задание даю вам 4 минуты.

- Теперь мы будем разрабатывать логотип и слоган.

Ученики рассматривают примеры и находят папку с примерами.

Учащиеся в парах выполняют задание по инструкциям учителя.

Создание буклета организации

- продолжить расширение представлений о возможностях офисных пакетов ПО;

- формировать навык работы в MS Publisher;

- продолжить развитие умения выстраивания информации в структуру.

- продолжить совершенствовать навыки логических операций: анализ, синтез, сравнение и обобщение;

- совершенствовать умение по сбору и обработке графической и текстовой информации для представления своих идей;

- самооценивание результата своей работы;

- формировать навык ораторского мастерства.

- ответственное отношение к своим продуктам;

- продолжить формирование навыка личностного целеполагания.

- Последним этапом на сегодня будет создание собственного буклета в программе MS Publisher (10 слайд). Publisher позволяет делать буклеты, календари, визитки, бланки и многое другое. Запишите название программы в тетрадь (Учитель раздает буклеты — Приложение 1)

Учитель выполняет действия на ПК и показывает через проектор:

- Запустите программу, нажав кнопку Пуск — все программы - MS — MS Publisher.

- Нажмите Файл — создать — буклеты

- Перед вами откроется окно с шаблонами (макетами). Когда вы выберите нужный макет, щелкните по нему дважды. Будет открыто окно редактирования и заполнения буклета. В этом окне вы можете изменить шаблон, цветовую схему документа. При заполнении у вас есть возможность перемещать внутренние блоки буклета и менять их содержимое.

- Начнем с первого листа буклета. Это внешняя сторона буклета. На правой части необходимо разместить название организации, эмблему, и рекламный лозунг. Для этого выделите поле, которое хотите заполнить и вставьте туда изображение или текст.

- На левой стороне поместите услуги, адрес организации и контактные телефоны.

- На средней части опишите, что-то интересное об истории вашей идеи или например об истории появления данного бизнеса в России. Можно воспользоваться Интернетом.

- По аналогии с моим буклетом заполните второй лист.

- Теперь сохраните ваши работы на USB-флешки и принесите мне. (Учитель просит представить некоторые работы) Расставьте оценки.

- Чтобы вы могли оценить работу не только других, но и своей команды. Создадим SWOT-анализ(11-12 слайды). В тетрадях нарисуйте таблицу с 2 столбцами и строками. Подпишите каждую ячейку как на слайде. (11-12 слайд). Проанализируйте свой бизнес-план.

Учащиеся запускают программу и выполняют инструкции учителя в парах.

Учащиеся сначала подбирают дизайн и цвет.

Затем ученики наполняют буклеты содержимым, пользуясь поиском в браузере при затруднениях.

Ученики сохраняют готовые продукты на USB-флешки и распечатывают работы.

Несколько пар представляют свои работы классу.

Ученики рисуют схему анализа в тетради и проводят исследование своего продукта по схеме учителя.

V. Подведение итогов урока

- закрепление основных понятий урока.

- продолжить формировать навык оценки достижения цели урока;

- продолжить формирование умения самооценки деятельности;

- продолжить совершенствовать навыки логических операций: анализ, синтез, сравнение и обобщение;

- совершенствование умения владения основами самооценки своей деятельности.

- осознание важности ИКТ для жизни;

- формировать способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом.

- Что мы сегодня изучали? - Достигли ли мы цели урока?

- Какими способами мы можем визуализировать текст?

- А зачем нужно так все усложнять?

- А где это может пригодиться?

- В каких программах мы работали?

- Что показалось вам трудным?

- Сегодня мы попробовали себя в роли бизнесмена, дизайнера и верстальщика. Мы преобразовали информацию с одного вида в другой, создавая что-то новое — созидали. Теперь вы умеете не только брать, но и давать: давать свои идеи другим. Спасибо за вашу работу.

- Мы изучали визуализацию текстовой информации.

- Да, теперь мы знаем способы визуализации информации, ее применяют при создании плаката или докладе мы можем ее использовать.

- Мы можем создавать таблицы, рисунки, графики и диаграммы.

- Так мы можем ускорить понимание наших идей.

- В бизнесе, рекламе, докладах, проектах.

- Мы работали в офисном пакете MS Office и в Paint.

- Трудным было придумать идею, создать буклет и наполнить его содержанием.

- Понравилась возможность придумать свою идею и наметить план ее реализации.

VI. Домашнее задание

- Домашнем заданием будет для тех, кто не успел представить свою работу — продумать более тщательно свое выступление, для всех — выучить материал §4.4, ответить на вопросы в конце параграфа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по информатике в условиях реализации ФГОС

Класс: 7.

Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление.

Форма урока: фронтальная работа с классом, компьютерный практикум.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Цель урока: научиться использовать операции форматирования при создании текстового документа.

Задачи урока :

- сформировать представление о визуализации информации в текстовых документах;

- познакомить учащихся со списками, с их видами;

- научить составлять маркированные и нумерованные списки;

- познакомить учащихся с таблицами;

- научить применять таблицы в текстовых документах.

Метапредметные :

- формирование приемом логического мышления ;

- развитие навыков и умений работать со списками и таблицами;

- развитие интереса к предмету, информационной культуры;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

- развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора.

Личностные :

- воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к предмету;

- привить навык индивидуальной работы;

- развитие коммуникативных УУД.

Структура урока:

Изложение нового материала.

Первичное закрепление (практическая работа).

Итог урока, рефлексия.

Информация о домашнем задании.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Создание благоприятного климата на уроке.

Приветствую учащихся, проверяю готовность к учебному занятию, организую внимание детей.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение.

2. Актуализация знаний.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Формулирование темы и цели урока.

- На прошлых уроках мы с вами познакомились с двумя видами форматирования: стилевое и прямое. На дом я вам задавала учить все то, что касается форматирования. Начнем с того, что вообще такое форматирование? Ответ детей: процесс его оформления. Какие два способа форматирования существуют? Ответ детей: прямое и стилевое. К чему применяют прямое форматирование, его особенность? Ответ детей: применяют к произвольным символьным фрагментам (символы, слова, строки, предложения) и абзацы. К чему применяют стилевое форматирование, его особенность? Ответ детей: применяют к большим текстам. В чем состоит преимущество стилевого форматирования от прямого? Ответ детей: экономит время, обеспечивает единообразие в оформлении и так далее. Какая существует ориентация листа бумаги? Ответ детей: книжная, альбомная. Какие вы молодцы! Видно, что учили.

Отвечают на вопросы по домашнему заданию.

Формулируют тему урока.

Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

3. Изложение нового материала.

Всевозможные перечни в документах оформляются с помощью списков. При этом все пункты перечня рассматриваются как абзацы, оформленные по единому образцу. По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки.

Элементы нумерованного списка обозначаются с помощью последовательных чисел, для записи которых могут использоваться арабские и римские цифры. Элементы списка могут быть пронумерованы и буквами – русскими или латинскими. Нумерованный список принято использовать в тех случаях, когда имеет значение порядок следования пунктов. Особенно часто такие списки используют для описания последовательности действий. Нумерованные списки вы регулярно создаете, заполняя в дневнике расписание уроков на каждый день.

При создании новых, удалении или перемещении существующих элементов нумерованного списка в текстовом процессоре вся нумерация списка меняется автоматически.

F:\Планирование\7 класс\конспект визуализация информации в текстовых документах\нумерованный список.jpg

Рис.1. Пример нумерованного списка

Элементы маркированного списка обозначаются с помощью знаков-маркеров. Пользователь может выбрать в качестве маркера любой символ компьютерного алфавита, и даже небольшое графическое изображение. С помощью маркированного списка оформлены ключевые слова в начале каждого параграфа вашего учебника.

F:\Планирование\7 класс\конспект визуализация информации в текстовых документах\маркированный список.jpg

Рис.2. Пример маркированного списка

Маркированный список используют в тех случаях, когда порядок следования элементов в нем не важен. Например, в виде маркированного списка можно оформить перечень предметов, изучаемых вами в 7 классе.

По структуре различают одноуровневые и многоуровневые списки. Списки в рассмотренных выше примерах имеют одноуровневую структуру. Список, элемент которого сам является списком, называется многоуровневым. Так оглавление вашего учебника информатики является многоуровневым списком. Списки создаются в текстовом процессоре с помощью команды строки меню или кнопок панели форматирования.

Для описания ряда объектов, обладающими одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов (граф) и строк. Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписание движения автобусов, самолетов, поездов и так далее.

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима. Таблица может содержать не только символы и текст, но и какие-то графические изображения. Пример на доске.

Внешний вид таблицы можно оформить самостоятельно, подобрав тип, ширину и цвет границ ячеек, цвет фона ячеек, отформатировав содержимое ячеек.

Как я уже говорила, таблица может содержать не только текст, но и графическое изображение. Готовые графические изображения можно редактировать, изменяя их размеры, основные цвета, яркость и контрастность, поворачивая и так далее.

Во многих текстовых процессорах имеется возможность непосредственного создания графических изображений из наборов автофигур. Так же есть возможность создания красочных надписей с использованием встроенных текстовых эффектов. Визуализировать числовую информацию, содержащуюся в таблице, можно с помощью диаграмм, средства, создания которых также включены в текстовые процессоры.

Эта вся теория, которая необходима вам для визуализации информации. Ваши вопросы, что вам непонятно? Может что-то еще нужно повторить? Учитель отвечает на вопросы детей.

Теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу, цель которой – научиться строить таблицы, применять к тексту нумерованные и маркированные списки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Визуализация информации в текстовых документах. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Тип: урок изучения новых знаний
Цели: учебная- формировать умения использования средств структурирования и визуализации текстовой информации; широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов;
развивающая- развитие способности анализировать и обобщать, делать выводы; расширение кругозора.
воспитательная- воспитывать понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков создания текстовых документов;

Структура урока

Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока.

Проверка Д/з

Актуализация.

Ответьте на вопросы:
Назовите минимальную графическую единицу текста.
Какие виды шрифтов вы уже знаете?
Что называют абзацем?
Назовите основные параметры форматирования страницы.

Изучение новых знаний

Практическая работа.

Выполните задание №4.16 на стр. 194.

6. Постановка Д/з
Повторить § 4.3, отвечать на вопросы.
7. Итог урока. Рефлексия.
Можете ли вы назвать тему урока?


Визуализация – представление информации в наглядном виде. Текстовую информацию представляют в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжают иллюстрациями (фотографиями, схемами, рисунками).

Визуализация информации в текстовых документах

Всевозможные перечни в документах оформляются с помощью списков. Пункты перечня рассматриваются как абзацы, оформленные по единому образцу.

Список, элемент которого сам является списком, называется многоуровневым.

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов (граф) и строк.

Современные текстовые процессоры позволяют включать в документы различные графические изображения.

Текстовые процессоры позволяют строить разные виды графических схем обеспечивающих визуализацию текстовой информации.

Текстовая информация визуализирована, если она организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями (фотографиями, рисунками, схемами).

Все возможные перечни в документах оформляются с помощью списков. По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки. Нумерованный список принято использовать в тех случаях, когда имеет значение порядок следования пунктов; маркированный - когда порядок следования пунктов в нём не важен.

По структуре различают одноуровневые и многоуровневые списки.

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк.

В современных текстовых процессорах предусмотрены возможности включения, обработки и создания графических объектов.

Читайте также: