Конспект внутренняя политика александра 1

Обновлено: 16.05.2024

Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах может быть использован учителем при проведении урока истории в 8 классе.

ВложениеРазмер
конспект урока 67.19 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: учитель истории Сойма Елена Александровна

Тема: Внутренняя политика Александра I. 1801-1806 гг..

I Организационный момент.

II Проверка домашнего задания

  1. В начале 19 века государство, в котором мы живем, называлось ………
  2. Население России исповедовало различные религии, поэтому Россия являлась государством ……..
  3. Все население России делилось на группы, которые назывались ……
  4. Площадь территории в начале 19 века составляла……….млн.кв.км, это больше или меньше нынешней площади нашей страны?
  5. К привилегированным относились следующие сословия……. к непривилегированным - ……….
  6. Россия была многонациональным государством, но основу населения составляли ………..
  7. Основная масса населения в России жила в ……..
  8. Основу экономики составляло ……….
  9. По форме правления Россия была………
  10. Промышленные предприятии России того периода назывались…….
  11. Численность Российской империи в начале 19 века составляла……. это больше или меньше нынешней численности населения Российской Федерации?
  12. Самым бесправным сословием были…. т.к. в Российской империи существовало …….

III Изучение нового материала.

  1. Личность Александра I.
  2. Негласный комитет.
  3. Первые преобразования Александра I.
  4. Рефлексия.

Учитель : В первый год 19 века на российский престол вступил новый император Александр1. Русский народ возлагал на царя огромные надежды.

На сегодняшнем уроке мы попробуем выяснить, удалось ли молодому императору оправдать надежды народа и воплотить в жизнь свои начинания.

(запись в тетрадях)

1777-1825-годы жизни Александра I;

1801—1825 гг. — правление Александра I

Новый император вступил на престол в результате дворцового переворота с 11на 12 марта 1801 года, итогом которого было убийство заговорщиками-дворянами его отца, императора Павла 1. Каким был новый правитель?

Задание : Слушая рассказ учащегося (ученику было дано опережающее задание), составьте психологический портрет Александра, отметьте сильные и слабые стороны. Результаты оформите в виде таблицы.

На момент вступления на престол Александру было 24 года. Император получил прекрасное образование . Его воспитателем был швейцарец Лагарп, который разделял умеренные республиканские взгляды. Поклонник идей Просвещения, Александр отрицательно относился к крепостному праву . Став императором, он избегал поспешных, непонятных обществу действий . Смерть отца Павла 1 сильно повлияла на сына. События 11 марта 1891 года показали, как шатко его положение, как он зависим от ближайшего окружения. Поэтому характер монарха сильно изменился. И до этого современники говорили о лицемерии, неискренности царя. Но вряд ли эти черты были врожденными. Скорее всего их сформировала ситуация, в которой наследник престола находился с детства. Ведь большую часть времени Александр, отнятый у родителей знаменитой бабкой, Екатериной Великой, проводил в Зимнем дворце. Здесь, в екатерининском окружении, он слышал насмешки над своим отцом. Бывая в Гатчине. В доме родителей, несчастный ребенок слышал, как ругали его бабку, мечтали о воцарении Павла Петровича.

"Тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская. ",- так говорил об Александре шведский посол в Париже.

Н. Бонапарт о российском императоре отзывался следующим образом: «"Александр умен, приятен, образован, но доверять ему нельзя. Он неискренен. Это - истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец."

Проверка выполнения задания

Александр 1 говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу.

Итак, воспитатель Александра Лагарп дал наследнику европейское образование и прививал ему либеральные идеи. Но что же такое либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства. ( запись в тетрадях).

Идеи либерализма были таковы:

1. Отрицательное отношение к крепостничеству.

2. Введение конституции.

3. Управление на основе законов.

4. Участие выборных учреждений в принятии законов.

5. Предоставление гражданских свобод.

Задание : сформулируйте важнейшие проблемы России.

- растущая отсталость России,

- крепостное право, слишком похожее на рабство,

- полное бесправие населения страны.

С какими надеждами вступил на престол новый император?

- отмена крепостного права;

- ликвидация последствий правления Павла I;

- усовершенствование государственного аппарата, создание парламента;

- развитие образования в стране.

А.С. Пушкин об этом времени говорил так: “Дней Александровых прекрасное начало”.

Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав попытки царя провести преобразования в России.

В первые годы своего правления император опирается на круг друзей и единомышленников, разделявших его либеральные настроения.

Задание: прочитать текст учебника на с.7; ответить на вопросы:

1.Как назывался кружок близких друзей Александра I?

2. Кто входил в его состав?

3.Что объединяет названных членов Негласного комитета?

А.А.Чарторыйский – блестяще образованный польский магнат, прекрасный знаток политики и политических наук;

П.А. Строганов – в молодости участвовал в событиях Французской революции, горячий сторонник конституционной формы правления и отмены крепостного права;

Н.Н.Новосильцев способный чиновник. Уверенно ориентирующийся в придворных интригах;

В.П. Кочубей – способный чиновник, человек передовых взглядов.

За полтора года напряженной работы Негласный комитет создал план основных преобразований и выявил сложности, связанные с их осуществлением.

Особенно горячо обсуждались вопросы:

- об отмене крепостного права;

- о введении в России конституционного правления.

Какие преобразования были осуществлены в первые годы правления Александра I?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внутренняя политика Александра 1

Внутриполитическая деятельность Александра 1 (1801-1825 годы), вступившего на престол в результате дворцового переворота , отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. Первые же манифесты нового императора свидетельствовали о разрыве его с политикой прежнего царствования.

Александр 1 подтвердил екатерининские Жалованные грамоты дворянству и городам . Вместо упразднённого павловского Совета при высочайшем дворе, Указом от 30 марта 1801 года "для рассуждения о делах государственных" был учреждён Непременный совет.

Негласный комитет

Однако вся работа нового императора по подготовке задуманных им преобразований сосредоточилась в Негласном комитете , состоявшем из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами "якобинской шайкой". Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание 8 министерств вместо петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов.

Либеральное реформаторство Александра 1

Внутренняя политика Александра 1 в начале его царствования характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству . Однако, эти начинания ни в чём не коснулись устоев государства - самодержавия и крепостного права . В 1803 году он издал указ "О вольных хлебопашцах", который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землёй за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождения крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобождённых.

В марте 1804 г. последовали новые реформы . Александр I запрещал продавать крестьян без земли на территориях Лифляндской и Эстляндской губерний, отменял вмешательство помещика при вступлении в брак его крепостных, учреждал выборность низших судов, запрещал помещикам наказывать крестьян более чем пятнадцатью палочными ударами. Прекращалась в любой форме раздача государственных крестьян.

В 1810 году учреждён Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.

Прогрессивным характером отличалась внутренняя политика Александра в области просвещения : было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра влиял реформатор М.М.Сперанский - сын сельского священника, без протекции достигший должности государственного секретаря. Но Сперанский вызвал недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги и он отстраняется от дел.

В конечном итоге, кроме учреждённых министерств , никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными, - в частности, из-за сложной международной обстановки. В Европе развёртывалась одна за другой наполеоновские войны.

Итоги внутренней политики Александра 1

После Отечественной войны 1812 года внутренняя политика Александра 1 потеряла прежний либеральный налёт. По его инициативе создаётся "Священный союз", объединивший европейских монархов для борьбы с революционным движением в Европе.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт "прикосновением к основам существующего строя". Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев. Последние четыре года александровского правления он правил как всесильный фаворит.

В стране был установлен режим аркачеевщины . Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнёта - военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу и заниматься сельским хозяйством, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. К 1825 году на поселения было переведено около трети всей армии. Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева. Система военных поселений нарушала сложившиеся экономические структуры и вызвала усиленное сопротивление: вспыхнуло несколько восстаний военных поселенян. Самое известное из них произошло в 1819 году в городе Чугуеве. Волнения наблюдались и в армии, к примеру, восстание солдат Семёновского полка (1820 год).

Внутренняя политика Александра 1 кратко: сначала она либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия и крепостного права, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения в России - декабризма .


Либеральный. Стремление провести либеральные преобразования.

Негласный комитет ( 1801-1803)- неофициальный орган власти, входили друзья: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский. Они разрабатывали реформы. Полностью Негласный комитет распущен в 1805 году из-за несогласий с императором по ряду вопросов.

Преобразования

Реформа органов центрального управления

1802 г. - расширение прав Сената, верховного органа в империи (административная, судебная и контролирующая власть);

Из всего проекта осуществлён один пункт: в 1810 г. создан Государственный Совет – законосовещательный орган при императоре, за Сенатом сохранены функции высшего судебного органа.

Указом 12 декабря 1801 г. лишение дворян монопольного права на частную собственность. Купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне получали право покупать землю.

Запрещение публикаций объявлений о продаже крестьян без земли;

Реформа системы образования:
• Создание 4-ступенчатой единой системы бесплатного образования для всех сословий (одноклассное приходское училище при церковном приходе, уездное трехклассное училище, шестиклассная гимназия в губернском городе, университет во главе учебного округа); Было создано 6 учебных округов - Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский.

ВЫВОД:

Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири — фактически отправлен в почетную ссылку.

2 период: 1815-1825. Консервативный

Период характеризовался постепенным отказом от реформ.

А.А.Аракчеев предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. Д.А.Гурьева, министр финансов: отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно.

Е.Ф.Канкрин,министр финансов: медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 г

Н.Н. Новосильцев, министр юстиции – Государственная уставная грамота

Ни один из проектов них так и не был реализован.

ВЫВОД: был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права. Но само оно не было ликвидировано, так как большинство помещиков выступало против этого, а повторять судьбу отца Александр 1 не хотел.


Годы правления императора Александра I стали периодом либеральных реформ в российской империи. Он не все успел завершить, так как к концу жизни потерял к ним интерес.

Политика до 1812 года

Молодой император оказался на престоле неожиданно для себя после убийства своего отца, Павла I, внутренняя и внешняя политика которого отличалась непоследовательностью и сумбурностью.

Александр I

Рис. 1. Александр I.

В 1801 году вокруг Александра I сформировался неофициальный государственный совещательный орган (Негласный комитет) из его молодых друзей, которые состояли с ним в доверительных отношениях. К таковым относились два графа (Новосильцев и Строганов) и два князя (Кочубей и Чарторыйский).

К реформам 1801-1812 годов относится создание министерств вместо устаревших коллегий. Сначала их было восемь:

  • Иностранных дел.
  • Военное.
  • Морское.
  • Внутренних дел.
  • Финансов.
  • Юстиции.
  • Коммерции.
  • Народного просвещения.

К 1803 году относится послабление в крепостном праве – появление категории “вольных хлебопашцев”, то есть выкупившихся из крепостничества крестьян с землей.

В 1804 в Российской империи впервые появились цензурный и университетский устав. Высшим учебным заведениям император даровал автономию, при нем открылись лицеи и гимназии (в Одессе и Нежине) и новые университеты (в Казани, Харькове, Петербурге).

С 1810 года в Российской империи появился Государственный совет. Он просуществовал до 1917 года. Государственным секретарем стал видный реформатор Михаил Сперанский.

Сперанский Михаил

Рис. 2. Сперанский Михаил.

Внутренняя политика Александра 1 после 1814 года

После войны в состав Российской империи на привилегированных правах вошла часть польских земель. На этой территории было создано Царство Польское и оно в 1815 году получило конституцию.

Реформы последних 10 лет его царствования можно изобразить в следующей таблице:

Год

Реформа

Военных поселений. Ее проводил граф Аракчеев. Военные поселения просуществовали до 1857 года, они снижали расходы на содержание армии и облегчали защиту границ

Отмена крепостного права в губерниях Прибалтики, но земля сохранялась за немецким дворянством

Разработка по поручению императора сразу трех проектов отмены крепостного права, их авторами стали Мордвинов, Аракчеев и Гурьев

Издание для университетов инструкции по организации учебного процесса, по сути она была консервативной, повышалось влияние духовенства на учебный процесс

Даровать конституцию собственно Российской империи император не торопился, хотя работа над такими проектами и велась. В 1819 году разработал реформаторский проект уставной грамоты. Ее можно считать аналогом конституции.

Негласный комитет

Рис. 3. Негласный комитет.

Что мы узнали?

Кратко о внутренней политике Александра 1 можно узнать из школьного курса истории 8 класса. Несмотря на непоследовательность действий, император оставил после себя министерства, военные поселения, несколько важных учебных заведений и две конституции в пределах России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику России в первые годы правления Александра I.

Образовательные:

- Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя;

- Создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I;

- Обратить внимание на сподвижников императора, которые помогали ему в осуществлении всех начинаний.

Развивающие:

- Развивать универсальные учебные действия: овладение умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, умение работать с источниками; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, проводить сравнение, делать выводы.

Воспитательные:

- Создать условия для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны.

- Способствовать формированию активной жизненной позиции;

- Развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

Планируемые образовательные результаты.

Основные термины, понятия:

ЛИБЕРАЛИЗМ - идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.

САМОДЕРЖАВНАЯ ВЛАСТЬ – неограниченная власть царя.

МАНИФЕСТ- торжественное письменное обращение верховной власти к народу.

РЕФОРМА - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.-; амнистия; министерство.

НЕГЛА́СНЫЙ КОМИТЕ́Т - неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников (П. А. Строганов. А. А. Чарторыйский , В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев), вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований.

МИНИСТЕРСТВА – ( от латинского ministro – служу, управляю) – форма организации высших органов государственного управления, основанная на принципе единоначалия

ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ - бывшие помещичьи крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости на основании указа императора Александра I от 20 февраля 1803.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран. Портреты Екатерины II, Павла I, Александра I.

I. Организационный момент;

II. Мотивационно-целевой этап;

III. Работа по теме урока:

1. Личность императора Александра I.

3. Первые преобразования.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

I. Организационный момент

Приветствие учителя, подготовка к началу урока

II. Мотивационно-целевой этап (10 мин.)

Для того, чтобы преступить к изучению нового материала следует воспроизвести знания, полученные в ходе прошлого урока.

Ученикам раздаются карточки с заданием на актуализацию знаний

В первый год 19 века на российский престол вступил новый император Александр1. Русский народ возлагал на царя огромные надежды.

На сегодняшнем уроке мы попробуем выяснить, удалось ли молодому императору оправдать надежды народа и воплотить в жизнь свои начинания.

(запись в тетрадях)

1777-1825-годы жизни Александра I;

1801—1825 гг. — правление Александра I

Новый император вступил на престол в результате дворцового переворота с 11 на 12 марта 1801 года, итогом которого было убийство заговорщиками-дворянами его отца, императора Павла 1. Каким был новый правитель?

Записывают в тетрадь тему урока

Записывают в тетрадь основные даты

III. Работа по теме урока (25 мин.)

1. Личность императора Александра I

В ходе рассказа учителя ,учащиеся составьте психологический портрет Александра, отметьте сильные и слабые стороны. Результаты оформите в виде таблицы.

На момент вступления на престол Александру было 24 года. Император получил прекрасное образование. Его воспитателем был швейцарец Лагарп, который разделял умеренные республиканские взгляды. Поклонник идей Просвещения, Александр отрицательно относился к крепостному праву. Став императором, он избегал поспешных, непонятных обществу действий. Смерть отца Павла 1 сильно повлияла на сына. События 11 марта 1891 года показали, как шатко его положение, как он зависим от ближайшего окружения. Поэтому характер монарха сильно изменился. И до этого современники говорили о лицемерии, неискренности царя. Но вряд ли эти черты были врожденными. Скорее всего их сформировала ситуация, в которой наследник престола находился с детства. Ведь большую часть времени Александр, отнятый у родителей знаменитой бабкой, Екатериной Великой, проводил в Зимнем дворце. Здесь, в екатерининском окружении, он слышал насмешки над своим отцом. Бывая в Гатчине. В доме родителей, несчастный ребенок слышал, как ругали его бабку, мечтали о воцарении Павла Петровича.

Проверка выполнения задания

Александр 1 говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу.
Итак, воспитатель Александра Лагарп дал наследнику европейское образование и прививал ему либеральные идеи. Но что же такое либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства. (запись в тетрадях).
Идеи либерализма были таковы:
1. Отрицательное отношение к крепостничеству.
2. Введение конституции.
3. Управление на основе законов.
4. Участие выборных учреждений в принятии законов.
5. Предоставление гражданских свобод.
Александр I вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. Как вы это понимаете, и что под этими словами подразумевал молодой император? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?

Задание: сформулируйте важнейшие проблемы России в виде кластера, анализируя документ на с. 9 и доп. Литературу.
Проверка выполнения задания.

- Исходя из проблем России, с какими целями вступил Александр I на престол?
Цели царствования Александра: - отмена крепостного права; - введение конституции; - ликвидация последствий правления Павла I; - развитие образования в стране
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: “Дней Александровых прекрасное начало”.

Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав попытки царя провести преобразования в России.

2.Негласный комитет

В первые годы своего правления император опирается на круг друзей и единомышленников, разделявших его либеральные настроения.

Читайте также: