Народное традиционное искусство конспект урока 5 класс

Обновлено: 31.05.2024

Цели урока:
-ознакомление учащихся с русской прялкой, декоративным оформлением;
-развитие интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения прялок.
Развивающая: развивать творческое воображение, фантазию, умение понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к культуре и обычаям своего народа, желание приумножить духовно-нравственные традиции.
Материалы к уроку:
- Образцы резных и расписных украшений прялок
- Слайды с различными прялками, предметами народно-прикладного творчества
- Краски, палитры
- Мультимедийная презентация
- Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Планируемые достижения:
Предметные: ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать знаки-символы, выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей;
Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;
Метапредметные (УУД): Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности знаково-символической формы.
Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях резьбы и росписи в разных регионах страны, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ;
выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково- символических изображений;
анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;
составлять цельный образ из характерных элементов - символов. Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.

Урок начинается с прослушивания музыкальных отрывков: народной музыки в исполнении певцов из народа, народными коллективами и народных песен в современной обработке.
-Какое исполнение вам понравилось и почему?
-Чем похожи и чем отличаются эти произведения?
Современная музыка она быстрая, ритмичная. Музыка опирается на повторении отдельных нот, т.е. упрощена, на содержание автор не уделяет особого внимания. Для нее важнее ритмичность, а у народной же главное-содержание, смысловая нагрузка текста, размеренность, мелодичность, протяжность .
Правильно, ребята! Народная песня она близка и знакома, одинаково понятна и пожилым и молодым. Это корни нашего народа, показатель духовного богатства, нравственной чистоты. Как близка нам народная музыка, так и должны быть близкими изделия, созданные народными умельцами- прялки, туеса, вальки, рубеля, грабли, платки, подносы, полотенца-предметы народного прикладного искусства.
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров-гжельские чайники, хохломские ложки, полх-майданские тарарушки, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь, как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому вкусу, становятся украшением как сельского, так и городского жилья.
Показ слайдов с изделиями народно-художественного промысла.







Жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж- жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Красивая прялка передавалось по наследству от матери-дочери, от бабушки- внучке.

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех работ, падавших на плечи крестьянок. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.



Сочетание резного и расписного элементов.
Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно-кудель- привязывалась к лопасти, а на сидень прялки-донце садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, чтобы скрутить ее с помощью веретена. Сколько ловкости нужно было иметь, чтобы нить получилась тонкой, ровной, прочной.
Самая искусная пряха работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы напрясть пятнадцать метров ткани, нужно было изготовить не менее двадцати тысяч метров пряжи. Поэтому прясть и готовить себе приданое девушки начинали с шести-восьми лет.
Девушки ходили на вечеринки, пели песни. Пение, работа, чередовались с играми, плясками. Они несли прялки , держа за ножку, так, чтобы все видели расписной наряд прялки. Красивая прялка была гордостью владелицы.
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся сегодня в наших музеях ни одна не повторяет другую. Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой небольшой территории была своя форма, свои приемы украшения.



Птица-Сирин в мотивах росписи и солнечные знаки на резных прялках
Отличают прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская область, Мезенские), расписанные символами солнца, звезд, земли, кругов, ромбиков.
Северодвинская отличалась многоцветной росписью, в основном, растительным узором.



Близка роспись к северодвинским городецкая, но более изящная, яркая, красочная, как будто в прялках ожили полевые, лесные цветы, художественно обрамленные мастерами. В них звучит музыка, слышны пение птиц, ржание и топот резвых коней.
Постановка творческой задачи.
Вот эту музыку, музыку узоров русских прялок хотелось бы услышать, увидеть в ваших работах.
Рефлексия: тест
Определите ,какие предметы народного промысла здесь представлены?
-Назовите центры изготовления прялок.
-Основа декора изделий
Анализ работ учащихся и подведение итогов урока
Сегодня хорошо работали:
Особенно понравились работы:
Спасибо за работу, до свиданья!

2. Беседа о истории возникновения Городецкой росписи и её особенностях .

3. Постановка художественной задачи.

4. Выполнение творческого задания.

5. Подведение итогов. Анализ и оценка выполненных работ.

6. Домашнее задание

1. Организационный момент. (Слайд)

(Приветствие. Проверка готовности уч-ся к уроку)

Учитель. Ребята, на уроках изобразительного искусства в пятом классе вы знакомитесь с декоративным искусством. А как можно ещё назвать это искусство?

Ученики : Искусство украшения.

Ученики. Для украшения предметов.

Учитель. Да, ребята все предметы, которые окружают нас, это работа художника. Художник создает форму предметов и украшает их, применяя различные виды декоративного искусства. Назовите с какими видами декоративного искусства вы знакомы.

Ученики. Вышивка ,кружево, резьба.

Учитель . Ребята посмотрите на эти предметы. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы эти предметы стали более интересны?

Учитель. Какой вид декоративного искусства можно здесь применить.

Учитель. Правильно. И сегодня мы с вами познакомимся с народной росписью, Городецкой.

2. Беседа по теме урока.

Учитель. Слайд. Городецкая роспись берет свое начало с 19 века. Название произошло от названия древнего русского города Городец, что стоит в Нижегородской губернии, на левом берегу Волги. Богата, красива и неповторима Россия своими традициями, культурой. Россия – страна лесов, бескрайних полей и лугов. Всем сердцем любя свою сторону и любуясь её русские умельцы изготавливали праздничную и нарядную посуду. Из какого материала изготавливали изделия?

Ученики . Из древесины.

Учитель. Для изделий использовали древесину из окружающих город лесов. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая может быть покрыта грунтовой краской красного, желтого и черного цвета. Яркая, лаконичная роспись (птицы, фигурки коней, цветочные узоры) выполняют свободными мазками. Готовые изделия отвозили на ярмарки, где продавали, таким образом зарабатывали средства, т.е. промышляли. Так появился народный промысел.

Есть на Волге город древний

Под названием Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса

Обратите внимание на элементы Городецкой росписи. Только в Городецкой росписи мы можем увидеть таких птиц и коней, и изображение необычных сказочных цветов. Мастера использовали в росписи синий, красный, зеленый цвет и их разные оттенки, а также черный цвет. Роспись смотрится ярко и красочно. Сейчас, ребята я хочу проверить как вы запомнили элементы Городецкой росписи. Перед вами на столе лежат тарелочки и пакеты, в которых находятся элементы разных росписей. Ваша задача выбрать элементы Городецкой росписи и составить композицию. Работа групповая, каждая группа имеет название, которое написано на обратной стороне тарелочки. Работаем быстро и дружно.

Учитель. Как мы с вами знаем, что Городецкий народный промысел появился очень давно. Но он существует и развивается в настоящее время. Молодые художники на примерах работ старых мастеров создают свои композиции, соблюдая все традиции Городецкой росписи. Как вы уже наверно догадались, что ваши группы носили название элементов росписи. А вот они выглядят. ( на доску вывешиваются таблицы с изображением элементов: роза, ромашка, розан, купавка)

Учитель. Сейчас я покажу приемы выполнения элементов цветочной росписи.

Демонстрация учителем приёмов росписи.

Учитель. Элементы цветочной росписи: розаны, купавки, ромашки и листочки. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенок. Сначала элементы прорисовываются более светлыми тонами краски (промалевка). На светлые пятна наносят тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали. На этом этапе между элементами изображают листочки. Заключительный этап росписи нанесение белой(оживка) и черной (разживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняют самой тонкой кистью и придает законченный вид.

3. Постановка художественной задачи

Учитель. Сегодня мы узнали о особенностях городецкой росписи.. При выполнении творческой работы постарайтесь использовать новые знания росписи

Вы должны составить на заданной форме выразительную композицию цветочной росписи, используя элементы Городецкой росписи.

4. Выполнение практического задания.

Учащиеся выполняют задание на подготовленных шаблонах разделочной доске. ( во время практической работы звучат русские народные мелодии)

5. Подведение итогов урока.

Учитель. Была доска некрашеной

А стала разукрашенной

И праздничной нарядной

В руках умельца досочка

Гирляндою из розочек

Украшена по краю.

Анализ и оценка выполненной работы.

Учитель. Вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке.

Как называется роспись?

На изделиях из какого материала выполняется роспись?

Как называются элементы цветочной росписи?

Учитель. Молодцы ребята! А сейчас загадка.

В синих купавках

В красных бутонах

Крупных и мелких

Из города… (Городец)

6. Домашнее задание: Ребята, мы с вами познакомились с Городецкой росписью, которая появилась на Волге. А вы знаете, у нас на Дону тоже есть народная роспись. Ваше задание: узнать, как называется роспись, на изделиях, из какого материала она выполняется и особенности росписи.

Цель: познакомиться с понятием и языком декоративного искусства.

  • Открыть содержательный смысл традиционных образов в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь, птица, солнечные знаки).
  • Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

узнаем традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни

научимся понимать язык образных знаков

сможем различать и узнавать древние образы народного искусства в разных материалах и технике исполнения: в росписи и резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной игрушке

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал

Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают.

Слово декор в переводе с латинского языка означает украшать. Декоративный — значит, украшенный, нарядный. Очень красивы и нарядны многие бытовые изделия, которыми человек пользуется в повседневной жизни: расписная посуда, ткани, одежда и т. д.

Декоративно-прикладное искусство — самое древнее искусство: оно возникло ещё в первобытные времена, отделённые от нас тысячелетиями. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку. Потому оно и прикладное, что используется в полезных целях.

Декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык, который имеет свои особенности: ясность формы, условность изображений и орнаментальность.

Цвет имеет символическое значение:

Черный – символизировал землю;

Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.

Все природные мотивы — птицы, цветы, растения, животные, а также человек — в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.

Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро.

Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значат, какой несут в себе смысл?

Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься и делал это при помощи своего искусства, при помощи условных изображений, которые наносил на предметы быта. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение поэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.

Солярный символ – это знак, обозначающий солнце, олицетворяющий свет и тепло, выражающий идею непрерывного дневного и ночного пути солнца.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

Символы воды

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Землю, её плодородие связывали с образом матери-сырой земли.

Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине — продолжательнице рода.

Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Древо жизни — символ никогда не прекращающегося развития, вечного обновления на Земле. Древо жизни — живой символ единства всего мира, связывающий воедино три зоны Вселенной — небо, в котором пребывает его крона, землю, откуда произрастает его ствол, и царство подземное (корни).

Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства.

Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце.

Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие).

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

Образ птицы.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

Пава — птица с пышным хвостом. Сирин — райская птица-дева. Спускаясь из рая на землю, она зачаровывает людей своим пением, заставляет их забыть обо всём на свете.

Мать-сыра земля, конь, птица — все эти образы стали элементами древнего языка символов народного крестьянского искусства.

Древние образы народного искусства живы и сейчас: они используются в декоративных решениях традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Заготовка для чаши (2).jpg

Выбранный для просмотра документ 1 урок. Презентация Древние образы в народном искусстве.ppt

Автор: учитель ИЗО Хутарцова Вера Владимировна Хоботовский филиал МБОУ Новон.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор: учитель ИЗО Хутарцова Вера Владимировна Хоботовский филиал МБОУ Новон.

Автор: учитель ИЗО Хутарцова Вера Владимировна Хоботовский филиал МБОУ Новоникольской СОШ Урок ИЗО 5 класс




Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народ.

Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства


Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов, влажную в виде.





Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.) Символика – выражение идей, понятий, отношения к миру с помощью условных знаков (символов). Солярные знаки – солнечные знаки, выражающие своей орнаментикой идею непрерывного дневного и ночного пути солнца

Соколова Т.М. Орнамент – почерк истории. - Л.: 1972 Изобразительное искусство.

Выбранный для просмотра документ 1 урок. Технологическая карта урока. Древние образы в народном искусстве.doc

МБОУ Новоникольская СОШ Хоботовский филиал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, 5 КЛАСС

hello_html_1b091a46.jpg

Хутарцова Вера Владимировна,

учитель изобразительного искусства

МБОУ Новоникольской СОШ Хоботовский филиал

Предмет : изобразительное искусство

Тип урока : урок первичного предъявления новых знаний

Планируемые результаты обучения :

личностные:

формирование национальной идентичности, формирование уважительного отношения к народному искусству, готовности беречь и продолжать традиции народного творчества,

освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

предметные:

знать традиционные особенности образов народного крестьянского прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо жизни.

сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразие варьирование трактовок.

создавать выразительные декоративно – обобщенные изображения на основе традиционных образов.

осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

метапредметные:

познавательные УУД : классифицировать изученные объекты (солярные знаки) на основе характерных признаков, осознано высказывать свое мнение с опорой на личный опыт, представлять место и роль народного искусства в жизни человека и общества;

регулятивные УУД : целеполагание, планирование, саморегуляция, применение установленных правил и алгоритмов в решении творческой задачи;

коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение вести диалог, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения, соблюдение правил речевого поведения, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Технологии и методы обучения : ИКТ-технологии, развивающее обучение, диалоговое обучение, проблемное обучение, кейс-метод.

Ресурсы : Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса / Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013

Предметы быта школьной историко-краеведческой музейной комнаты, к омпьютер, проектор, презентация, карточки с наглядным материалом, материалы для изо деятельности.

Регулятив-ные

Коммуника-тивные

Познаватель-ные

Организа -ционный момент

Мотивация учащихся, разъяснение целей и задач урока, проверка готовности уч-ся к уроку, вводное слово

Погружение в учебную ситуацию.

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности

Осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?) Внимание, уважение к сверстникам, осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

Развитие способнос-ти к самоконтро-лю

Определяют цель, проблему в учебной деятельнос-ти

Способность к сотрудни- честву с учителем, одноклас-сниками

Проверка готовности учащихся к уроку

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализа-ция знаний

Знакомятся с презентацией, стремятся изучить и запомнить символы, что бы уметь распознавать их на предметах быта в школьной музейной комнате

Самоопределение, установление связи между целью учения и мотивом

Оценка собственной подготовленно-сти к уроку

Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

Умение сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах современных предметов быта

Проверка и закрепление полученных знаний в 4 классе

Мотивация учебной деятельности (10 мин.)

Переносит учебную ситуацию в необычные условия или среду (посещение школьной музейной комнаты), актуализирует знания учащихся, способствующие накоплению информации о признаках солярных знаков

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы с позиции личного опыта.

Подбирают ассоциации солярных знаков с образами на предметах быта и вышивках в музейной комнате

Формирование уважительного отношения к народной культуре, готовности беречь и продолжать традиции народного искусства. Осознавать роль символов, как основы мироздания крестьян

Работают по плану, сверяясь с целью

Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции

Классифицируют объекты по заданным основаниям. Умение строить речевые

высказывания в устной форме, представлять место и роль искусства в жизни человека и общества

Найти примеры, где бы солярные знаки изображались в разных техниках и материалах (в росписи, резьбе, народной игрушке, вышивке)

и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Организация самостоятельной творческой работы учащихся планируется в форме творческой мастерской росписи посуды

Создают продукт самостоятельной творческой деятельности, приобретая навык творческого самовыражения

Освоение способов художественного самовыражения личности.

Приобретение собственного опыта творческой деятельности.

Способность к планированию и саморегуляции.

Применение установленных правил и алгоритмов в решении творческой задачи.

Создать художественный образ предметов быта с мотивами солярных знаков

(подведение итогов занятия)

Организация выставки творческих работ учащихся

Высказывают свое мнение, показывают конечный результат своей работы

Способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи

Излагают свое мнение в диалоге. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы

Самооценка, оценка учителя и одноклас-сников

Выделяют лучшие работы с позиции творческих задач данной темы

Диалоговый блок урока

Блок практических и самостоятельных действий учащихся

I этап Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! В этом учебном году мы с вами приобщимся к тайнам декоративно-прикладного искусства. Это особый мир. Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями этого искусства. Значит, важно его знать и понимать. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Человек познает мир не только умом, но и руками. И главное – сердцем!

Сегодня на уроке вы научитесь понимать, что выражают древние образы и символы

Учащиеся готовят к уроку необходимые принадлежности для самостоятельных и творческих работ. Мобилизуют усилия для освоения учебной темы

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Учитель: Давайте попробуем с вами ответить на вопрос:

Учитель: Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство: оно возникло еще в первобытные времена, отдаленные от нас тысячелетиями. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку. Потому оно и прикладное, что используется в полезных целях.

Итак, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое значение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).

Давайте назовем такие предметы в нашем быту. На своих партах вы видите карточки с их изображением.

прялка (почти все русские народные росписи пришли к нам с прялок);

самотканые или домотканые ковры;

Учащиеся вспоминают учебный материал начальной школы и называют украшенные предметы нашего быта

Мотивация учебной деятельности (10 мин.)

Учитель: Шли века – крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение. Народные традиции сохранились как часть культуры нашего народа. Как, вы, думаете, где мы сегодня можем увидеть предметы народного быта, которые редко встречаются в нашей повседневной жизни?

Ответ: В школьной историко-краеведческой музейной комнате.

Учитель: Сегодня мы с вами посетим волшебный мир наших предков (знакомство с музейной комнатой).

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного хлеба.

В углу напротив печи все приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата (все демонстрируется учителем). Рядом - ступа с пестом и ручная мельница.

Давайте вместе догадаемся, для чего они служили.

Ответ: Ступа с перстом - приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Ступа была в каждом доме. Ручная мельница – зернотерка, мукомольница., применялась для измельчения очищенных зерен в муку.

Учитель: Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Орнаменты на посуде полны глубокого смысла. Крестьянин любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаяния, свое понимание устроения мира и красоты.

Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари – корзин, лукошек, коробов.

Простая русская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

А сейчас мы вернемся за свои рабочие места.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог и формулируют собственные представления.

Приводят примеры и делают умозаключения, опираясь на знания и личный опыт.

Выдвигают предположения, строят ассоциативные образы.

Учатся слушать и слышать друг друга

и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Проблемное задание

Учитель: Ребята, давайте представим, что к нам в руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь (на партах карточки с изображением чаши и заготовки из картона в форме чаши).

Рассмотрите ее внимательно.

Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней? Во что же верили люди?

Учитель: Какое же самое большое желание было у людей?

Ответ: Жить.

Учитель: От чего же зависела жизнь человека в древности?

Ответ: Человек понимал, что его жизнь зависит от силы и могущества неба, солнца, земли и воды. Он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Учитель: Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки солнца в орнаменте? (Учащиеся находят их в карточке рядом с чашей календарем, на стр. учебника 14 и в презентации на экране). Конечно, прежде всего, это кружок или солнечный (СОЛЯРНЫЙ) знак, выражающий своей орнаментикой идею непрерывного дневного и ночного пути солнца. Кружок, разделенный крестом на четыре части, это тоже знак Солнца. Почему?

Ответ: В году четыре времени года.

Задание: Перед вами заготовка - чаша из картона. Украсьте верхнюю ее часть знаками Солнца (желтый, оранжевый, красный цвет).

Учитель: В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его в строке под знаками Солнца в виде знаков дождя и воды извилистыми линиями (на экране – знаки воды).

В распаханную землю (учащиеся рисуют черным или коричневым цветом знаки земли) сеятели бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали?

Ответ: В виде точек (цвет использовать: коричневый, охра, желтый). Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента (показать в презентации).

Учитель: Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на прогретой солнцем земле появились всходы – значит будет урожай. Найдите в орнаменте чаши знаки ростков и зарисуйте их в строке под знаками семян (дети рисуют ростки зеленым цветом).

Учитель: Декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык. Исстари крестьянин связывал плодородие земли с образом матери – сырой земли. Женская фигура – это божество, выражающее представление о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Посмотрите, как условно решена женская фигура! Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

Учитель: В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. Древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Учитель: Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, что б выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца (конь на крыше, конь в вышивках на полотенцах, образ всадника символизировал освобождение весны от зимних оков).

С песнями-закличками обращались люди к жаворонку, кулику, ласточке, прося принести весну на хвосте.

Прилетите к нам,

На своем хвосту.

Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц - жаворонки.

Итак, еще один образ – это образ кого.

Ответ: Птицы!

Учитель: Обратимся к словарику и запишем термины и понятия, которые мы узнали на сегодняшнем уроке:

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.)

Символика – выражение идей, понятий, отношения к миру с помощью условных знаков (символов).

Солярные знаки – солнечные знаки, выражающие своей орнаментикой идею непрерывного дневного и ночного пути солнца.

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, превращая реальный образ в символический знак. Объясняют смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства

Отрабатывают навыки владения кистью и работы с красками.

Испытывая затруднения, обращаются за помощью к учебнику или учителю

(подведение итогов занятия)

Учитель: Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро, счастье. Какие же образы придумал и передал из века в век человек?

Ответ:

образ солнца;

образ матери-сырой земли;

древо жизни;

образ коня и птицы.

Учитель: С помощью чего обозначали люди эти образы?

Ответ: С помощью символов.

Учитель: Как называются символы солнца?

Ответ: Солярные знаки

Учитель: Даю оценку работы учащихся на уроке. Превращаясь в мастеров, знатоков, художников мы исследовали мир природы, мир народных традиций, мы очень много узнали и сделали сегодня.

Домашнее задание: Стр. 12-19 учебника, подобрать иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема.

Учащиеся представляют свои работы на выставку. Дают оценку работам своих одноклассников. Выделяют лучшие работы с позиции творческих задач данной темы

Подводя итоги задания, дети осознают изобразительный знак, не как изображение, а как обозначение, как символ, выражающий определенный смысл, понятный всем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у учащихся общего представления о традиционном народном жилище человека.

— актуализировать представления учащихся о значении дома в жизни человека;

— охарактеризовать особенности традиционного народного жилища человека в разных странах мира;

— формировать умение выделять и характеризовать элементы жилища человека;

— развивать уважительное отношение к жилищу человека и его особенностям в разных культурах.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

4. Физкультминутка. Зарядка для глаз.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1 станция называется "Русская изба"


Учитель: Каждый дом строился в соответствии с традициями. Важно было расположение дома ни в коем случае не около бани, дороги, кладбища. Тогда, верил человек, будет удача и благополучие…

Сказочный дом уральского кузнеца Кириллова в Кунаре.



Физкультминутка. Зарядка для глаз.

2 станция называется "Жилища народов мира"

Традиционное жилище народа манси – чум.


Вигвам – жилище лесных индейцев Северной Америки. Традиционно вигвамом называют место проживания лесных индейцев, которые обитали в северной и северо-восточной части континента Северная Америка. Как правило, вигвам представляет из себя небольшой шалаш, общая высота которого составляет 3-4 метра. Он имеет куполообразную форму, и в самых больших по размеру вигвамах может одновременно жить примерно 30 человек. Также к вигвамам можно отнести и небольшие по своему размеру шалаши, имеющие конусную форму и похожие на типи. Сейчас вигвамы часто используются в качестве места для проведения традиционных обрядов.


Необычные дома города Роттердама в Голландии.



Еще одним оригинальным архитектурным украшением Роттердама являются соединенные друг с другом модернистские дома-кубики, которые

опираются на шестигранные пилоны-опоры.


Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какое жилище тебя удивило?
- В каком бы ты хотел погостить?
- Что является центром дома во многих жилищах?
- Очаг – это система обогрева или нечто большее?

Читайте также: