Пришвин капля и камень конспект урока

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

Цель: создать условия для:

- формирования умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;

- развития умения подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста.

Планируемые результаты:

- определять тему и главную мысль произведения;

- анализировать языковые средства, используемые автором в произведении;

- правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

1 Организационный этап

У - Здравствуйте, ребята! Я проведу у вас урок литературного чтения. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

2 Мотивационный этап

(Слайд 1 черный)

У – Закройте глаза и послушайте звуки. Нарисуйте картину в своём воображении.

У – Что вы представили? Какая картина возникла в вашем воображении?

У – А вот, какие картины представили и изобразили художники (Шишкин, Левитан …..):

У – Что объединяет картины, которые возникли у вас в воображении и те, которые изобразили художники?

У – Как вы понимаете это выражение?

(Слайд 3 черный)

У – Обратите внимание на рабочие листы, посмотрите с произведений каких авторов, мы начнём изучение раздела?

Д - Ф.И. Тютчев и М. Пришвин.

У – Подумайте, с какой целью мы будем читать произведения этих авторов?

Д – Познакомиться с творчеством Ф. И. Тютчева и М. Пришвина; проанализировать произведения, узнать, какие литературные приёмы они использовали для создания образа весны.

У - Как вы думаете, почему?

Д – Потому что они писали о природе.

(4 СЛАЙД портрет)

У - Посмотрите внимательно на портрет Фёдора Ивановича. Говорят, что по внешности можно определить некоторые черты характера. Каким вы себе представляете Тютчева?

Д - Внимательный взгляд, очки говорят о том, что он умный и начитанный человек. Морщинки на щеках говорят о том, что он часто улыбается, значит, имеет добрый характер. Высокий лоб говорит о развитом уме, целеустремленности.

У - Прочитайте название стихотворения Ф. И. Тютчева.

Д – Зима недаром злится…

У – Можете ли вы по заголовку предположить, какое настроение у этого стихотворения?

У – Верны ли ваши предположения? Сейчас посмотрим.

Первичное знакомство со стихотворением

(6 слайд черный + звук)

-Давайте закроем глаза и внимательно послушаем запись этого стихотворения. Но каждый ряд будет выполнять своё задание.

1 ряд - постарайтесь отмечать своё настроение, какое оно меняется или остаётся постоянным, что на него влияет;

2 ряд - попробуйте выделить самый яркий для вас момент и объяснить, чем он привлёк ваше внимание;

3 ряд - постарайтесь представить картины, которые возникнут в вашем воображении.

Проверка восприятия:

У – 3 ряд, какие картины представили?

У – Менялось ли ваше настроение, 1 ряд, слушая стихотворение?

У – А какое настроение автора вы уловили?

Д - Автор радуется приходу весны.

У – Какой момент вам запомнился больше всего, 2 ряд, и почему?

У - Так, о чём это стихотворение?

Д - О соперничестве старухи Зимы и юной Весны.

Самостоятельное чтение

В стихотворении вы услышали слова, значение которых вам может быть не понятно. Эти слова у вас записаны на карточках. Поработайте по вариантам, соотнесите понятие и его значение. (Фронтальный опрос)

И все засуетилось – все движется, все тает

Нудит Зиму вон – вынуждает

Наперекор – назло

Пуще – сильнее

Недаром – не напрасно, есть причины

Хлопочет – делает что-либо, заботиться

У – Как может помочь вам эта работа при самостоятельном чтении?

Д – У нас не возникнет затруднений в понимании прочитанного.

(8 слайд черный экран)

Анализ стихотворения:

Д – Это главные герои и поэт оживил их, сделал похожими на людей.

У – Вспомните, как называется литературный прием, когда происходит одушевление явлений природы ?

Д – Олицетворение.

У – Что ещё использует поэт, чтобы мы смогли увидеть разницу образа Весны и Зимы?

Д – Он их сравнивает.

У - Перечитайте стихотворение ещё раз.

1в. – подчеркните все, что говорится о действиях Зимы (что делает зима). КАРТИНКА
2 в. – все, что говорится о действиях Весны (что делает весна). КАРТИНКА

У – Проверяем. Вызываю детей к доске.

Весна

умылася в снегу

У – Кто старше: Зима или Весна? Докажите. КАРТОЧКА

У - Почему поэт называет Весну – прекрасное дитя, а Зиму - ведьма злая ?

Д - Весна только родилась, начинает пробуждаться природа от зимнего сна. А Зима заканчивается, состарилась, жить ей осталось недолго.

У - Какой ещё прием использует автор, показывая нам злой образ Зимы против доброго образа Весны?

У - Такое очень яркое противопоставление - называется контрастом .
У – Как вы считаете, для чего Тютчев в этом стихотворении использовал данный прием – контраст ?

Д - Чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, юности и старости.

У - Какова идея, главная мысль стихотворения?

Д – Несмотря ни на что побеждает весна.

У – А с помощью какого средства Ф.И. Тютчев смог нам передать образ весны и зимы?

Д – С помощью слова.

Подготовка к выразительному чтению

У – Каким должно быть чтение, чтобы в полной мере передать образы, которые создал поэт? (Выразительным)

У - Что значит читать выразительно? (Фиксирую на доске)

Д - Делать паузы, ставить логическое ударение, определить темп чтения, тон – настроение.

У - Сколько будет продолжительных пауз? (4)

У - С каким чувством, настроением будем читать стихотворение? Одинаково или нет?

Д - О Весне будем читать радостно, а о Зиме – с недовольством, гневом.

У - В каком темпе? Одинаково или нет?

Д - О Зиме – медленно, а о Весне – быстро.

У - Каким тоном нужно читать это стихотворение? Почему?

Д - Бодро, потому что Весна побеждает.

Выразительное чтение стихотворения.

- А сейчас попробуем представить два образа и передать их характеры, их отношения при чтении.

1 раз – А теперь прочитайте это стихотворение друг другу (в паре). Определите, кто будет читать за Зиму, кто за Весну.

У – Встаньте все. Похлопайте те, кто читал, делая паузы. Потопайте те, кто читал, соблюдая темп, попрыгайте те, кто смог показать смену настроения, поднимите руки вверх те, кто выделял слова логическим ударением.

У – А вы любите читать стихотворения вслух?

У – Кто желает прочитать вслух?

2 раз - 5 учеников по 1 части у доски.

У – Какое общее впечатление произвело на вас чтение стихотворения?

У - Был ли соблюден 1, 2, 3, 4 критерии?

У – Похлопайте нашим чтецам.

(9 слайд портрет)

У – Авторы пишут не только поэтические произведения, но и прозаические . Одним из них является Михаил Пришвин.

У – Рассмотрите портрет писателя. Что вам удалось увидеть, почувствовать в его взгляде?

У – О чём вам говорит название его произведения? (Предположения)

(11 слайд черный экран)

У – Как вы понимаете это выражение?

hello_html_m7c502eca.jpg

У - В этой миниатюре он дает урок людям. А вот какой урок вы мне скажите после того, как внимательно послушаете.

У - Какой же урок дает писатель?

У – Кто ещё желает поделиться своим мнением?

У – Удалось ли вам сегодня на уроке представить приход весны?

У – С помощью чего поэты и писатели передают своё отношение к чему – либо?

Д – С помощью слов.

У – Сейчас я вам предлагаю стать писателями и записать:

- ваши ассоциации, которые у вас возникают, когда мы говорим о весне.

- написать миниатюру о приходе весны 3-4 предложения.

(11 слайд музыка + черный экран)

У – Кто прочитает ассоциации, миниатюру? Молодцы.

У – Ребята, у нас есть картина, весны, но вот лёд не хочет освободить реку. Давайте с вами вместе сломаем лёд, для этого возьмите капельки и напишите одно слово, которое для вас обозначает весну. Девочки подойдите к доске, приклеим ваши капельки, теперь мальчики.

Благодаря вашей совместной работе у нас получилась разбить лёд. Весна действительно началась!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать воображение, речь, умение работать с поэтическим произведением; начать знакомство с новым разделом учебника.

-развивающая: создать условия для развития памяти;

-воспитательная: - воспитания гуманизма и любви к прекрасному.

Оборудование: портрет Ф. И. Тютчева, иллюстрации с изображением природы, учебник литературы.

Планируемые результаты

ЛичностныеУУД: - Формировать нравственно-этические ориентиры.

Метапредметные результаты

- Регулятивные УУД: Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

- Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения. Прогнозировать характер произведения перед чтением.

Анализировать произведение с целью характеристики персонажа. Анализировать произведение с целью определения темы. Анализировать произведение для определения идеи произведения. Анализировать произведение для наблюдения над художественными особенностями произведения. Анализировать произведение для наблюдения над особенностями построения волшебной сказки. Анализировать произведение с целью подбора иллюстрации.

- Коммуникативные УУД: - Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Формировать навыки сотрудничества.

Предметные результаты

Формировать навык чтения, прежде всего осмысленность. Формировать воссоздающее и творческое воображение. Прогнозировать предстоящее чтение. Расширять словарный запас. Характеризовать персонаж. Определять тему. Выявлять идею произведения. Наблюдать над использованием языковых средств выразительности в художественно организованной речи. Наблюдать над особенностями построения народной волшебной сказки. Соотносить иллюстрацию с эпизодом произведения. Озаглавливать эпизод. Иллюстрировать прочитанное. Составлять рассказ по картине.

Форма работы: Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Организационный момент. Проверка д/з. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие. Проверка домашнего задания, выполненного в Р.Т.

Актуализация знаний

– Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Что представляли себе, пока слушали? Может быть, кто-то узнал пьесу?

– Вы, конечно, догадались, что я совсем не случайно поставила эту запись.

– Произведения, которые включены в этот раздел, рассказывают о весне, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом. Мы будем говорить о людях, которые слагали стихи и рассказы об этом удивительном времени года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают авторам рассказать, как красива наша природа.

На доске помещен портрет и записано имя – Федор Иванович Тютчев.

Постановка целей и задач урока

Поставьте цель на урок.

Усвоение новых знаний и способов действий

Рассказ учителя о поэте и времени его творчества.

Тютчев Федор Иванович (1803–1870).

Но именно за рубежом у Тютчева усилилась потребность в литературном творчестве и начал развиваться талант поэта.

Правда, склонность к словесному искусству и литературные способности стали проявляться у Тютчева еще в раннем детстве. Он рос в очень благополучной семье.

Его мать – дальняя родственница Льва Толстого – была образованной женщиной с изысканным эстетическим вкусом. Отец, потомственный дворянин и владелец родового имения в Овструге, дал сыну хорошее домашнее образование.

Юный Тютчев сознательно выбрал словесное отделение, поступив в Московский университет в 1819 году. По окончании университета служил в Коллегии иностранных дел.

Вскоре Тютчева, знатока многих иностранных языков и блестящего переводчика, направили работать сначала в Германию, а потом в Северную Италию. Все эти 22 года он вынужден был общаться только на иностранных языках. Сочинял стихи на иностранных языках, но чаще – на русском. Изредка он посылал собственные стихи в Россию, где его публикации оставались почти незамеченными. И только в 1836 году на его поэзию обратил внимание Пушкин, которого сам Тютчев боготворил всю жизнь.

А с 1850 года, когда Тютчев возвратился в Россию, он стал открытием для широкого круга отечественных читателей разного возраста.

В 1854 году вышел первый сборник стихотворений Тютчева. На родине Тютчев продолжал служить в Министерстве иностранных дел, не став профессиональным писателем.

Тютчев воспел все времена года. В отличие от Пушкина – поклонника осени – Тютчев больше любил весну и лето, чаще посвящал им свои стихи.

Тютчев умел наблюдать первые признаки каждого времени года: первые грозы, первые зеленые листья, первые листопады, первые снегопады.

Поэт почти по-детски восторженно делится своей радостью первооткрывателя.

Первичное закрепление во внешней речи

– Что вас в стихотворении удивило? Что запомнилось больше всего? Что хотели бы услышать еще раз?

1) О каком времени года это стихотворение?

2) О начале или о конце весны говорится в этом стихотворении? Докажите.

3) Почему зима злится?

5) Сразу ли Зима ушла, увидев Весну? Что же она делала? Прочитайте.

6) Как вела себя Весна? Расскажите, как вы себе представляете картину борьбы Зимы с Весной. Обратите внимание на то, что поэт изображает Весну и Зиму как живые существа.

6. Самостоятельная работа

Еще раз прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните слова, которые показывают действия Весны и Зимы.

На доске появляется запись:

Стучится Злится

Гонит (Зиму) Хлопочет

Хохочет Ворчит

Шумит Взбесилась

Умылася Пустила

Стала румяней

Включение в систему знаний и повторение

Давайте познакомимся ещё с одним произведением, называется Капля и камень.

Открываем с. 148, я читаю, вы следите.

Вопросы по тексту: каким словами автор оживляет капЕль?

Рефлексия учебной деятельности (на доске по листочку)

– Изучение какого раздела начали сегодня? Почему этот раздел так озаглавлен? Какие произведения будем читать?


Михаил Пришвин
КАПЛЯ И КАМЕНЬ

ДРУГИЕ МИНИ-СКАЗКИ



069 Лисичка и собачка



044 Русалочка



050 Летучая мышь



034 Притча о солнце



052 Слонёнок



067 Чужое яичко

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Урок – знакомство с творчеством М.М. Пришвина.

Рассказы М.Пришвина о природе (проводится перед изучением

- познакомить обучающихся с творчеством писателя

- помочь обучающимся увидеть в произведениях писателя

глубокую любовь к родной природе, родному краю.

Оформление урока:

- иллюстрации обучающихся к рассказам Пришвина;

Эпиграфы к уроку:

«Я, друзья мои, пишу о природе,

искать и открывать в природе

прекрасные стороны души человеческой…

М. М. Пришвин.

1. Вступительное слово учителя.

Людям, которые открывают заветные уголки в природе, разгадывают сокровенные тайны лесных обитателей, ивестно всё.

Они знают, когда начнётся дождь, когда выглянет ясное солнышко, они знают, о чём разговаривают птицы на рассвете, о чём шепчутся листочки на осине, кому кланяются стройные берёзки… Они замечают и работу неутомимого муравья – труженика, и движение листочков, и рост былинок. Им известно то, что скрыто от глаз невнимательных гостей леса.

Эти люди, внимательные и заботливые, делятся своими впечатлениями и с нами, читателями. Их интересные рассказы помогают нам в одно мгновение оказаться на лесной полянке в хороводе берёз и осинок, вместе с ними, рассказчиками, мы пьём дождевую воду из шляпки старого гриба, помогаем, сочувствуем животным.

Вот таким умным, заботливым и внимательным рассказчиком является М.М.Пришвин. Это один из своеобразнейших художников слова. Он с искусством волшебника открыл красоту этой земли, и читатель его книг становится в своём отношении к ней, к земле, зорче, мудрее, бережливее.

Интересна жизнь М.Пришвина как человека. Посмотрите на его портрет (автор Г.С.Верейский). (слайд презентации)

Я вижу, вам понравися портрет. Кого напоминает вам писатель?

Верно, доброго волшебника, мудрого сказочника, вдохновенного кудесника.

М.М.пришвин был старейшим шофёром Москвы. Он до 80-ти с лишним лет сам водил машину, сам её ремонтировал. Машина помогала ему быть на встречах с лесом. А в лес он ездил часто, уезжал рано утром и возвращался после обеда. Его неразлучными спутниками были собака Жалька и корзина для грибов.

А потом, много лет спустя, Пришвин снова побывал на Севере и увидел, что знакомые озёра, где раньше плавали дикие лебеди, были соединены Беломорским каналом, и по ним плавали не лебеди, а советские пароходы.

Побывал он и на Дальнем Востоке, а когда все уголки нашей необъятной Родины были обойдены, стал Пришвин путешествовать возле Москвы).

Пришвин с присущим ему юмором рассказывает нам о многих событиях из жизни лесных обитателей.

Сейчас, после такого большого разговора о Пришвине и о природе, мы начинаем знакоство с рассказами Пришвина. И сегодня у нас урок внеклассного чтения по произведениям Пришвина.

3. Итак, добрый волшебник Пришвин взмахнул палочкой, и … мы с вами оказались в лесу. Слышите: лес просыпается, птицы поют…

- Пройдя через лес, мы оказались на опушке перед деревянным домиком, под окнами которого раскинулся золотой луг.

- Почему крохотный неприметный одуванчик стал для детей самым интересным цветком?

- Продолжаем знакомство с героями рассказов Пришвина.

- Какой жанр изученных произведений напоминает этот рассказ?

- Верно, сказку. А что сближает его со сказкой?

- Да, частые повторы, такие сочетания : лисичкин хлеб, как кукушкины слезки, заячья капустка, кошачьи лапки…

- Приближается осень, и Пришвин с заботой говорит о том, что осинки замерзают, им холодно.

- А ветер – хозяин старательно убирает осенние листья, утепляя ими землю.

- Как вы думаете, какова основная мысль рассказа?

- Чему учит нас писатель?

- Давайте вспомним, о чем говорится в первом части.

Пересказ 1 части.

-Да, Пришвин отбирает из жизни друга самые важные события: баррикады на Пресне, Первая мировая война, большая революция, парад Победы.

- Как вы думаете, какой можно назвать жизнь рассказчика и его друга?

- Оправдывает ли озорника то, что он не знал о боевом прошлом дедушки?

- О чём говорится во 2 части?

- Чему учит нас писатель?

4. А теперь поделитесь своими впечатлениями после знакомства с рассказами Пришвина, которые вы прочитали к уроку.

Пересказы учащихся.

5. Викторина по иллюстрациям к рассказам М.Пришвина (показ слайдов).

- Итак, давайте подведём итог урока.

-Чем богаты рассказы М.Пришвина – художника?

- Как подтверждается мысль эпиграфа нашим уроком?

- Чему учат рассказы писателя?

- Урок окончен, но встреча с героями рассказов Пришвина продолжится на последующих уроках.

Оценки за урок.

Читайте также: