Уровни организации живой природы 9 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Код раздела ЕГЭ: 1.2. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Уровневая организация и эволюция

На нашей планете обитает множество различных живых организмов. Они не существуют сами по себе, а взаимодействуют с окружающей их средой и друг с другом. Таким образом, наш мир живых организмов это совокупность биологических систем разной сложности, которые образуют единую структуру. Мы можем увидеть разницу на примере одной клетки или множества клеток, одной особи или множества особей. Совокупность множества клеток может быть тканью или органом, совокупность нескольких особей может быть стаей или популяцией.

В результате эволюции наш мир стал представляться как многоуровневая система. Сначала появлялись простые уровни организации материи, потом они становились составными частями более сложных уровней. Вследствие этого уровневая организация и эволюция являются отличительными признаками всего живого.

Уровни организации живой природы

Уровень организации живой материи – это функциональное место биологической структуры определенной степени сложности в общей иерархии живого. Выделяют следующие уровни организации живой материи.

Молекулярный (молекулярно-генетический). Он включает в себя способ существования и самовоспроизводства сложных информационных органических молекул, высокомолекулярные органические соединения, такие как белки, вирусы, плазмиды, нуклеиновые кислоты и др.

Субклеточный (надмолекулярный). На этом уровне живая природа организуется в органоиды: хромосомы, клеточную мембрану, эндоплазматическую сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, лизосомы, рибосомы и другие субклеточные структуры.

Клеточный. На этом уровне живая природа представлена клетками, т.е. элементарной структурной и функциональной единицей живого.

Органо-тканевый. На этом уровне живая природа организуется в ткани и органы. Ткань – совокупность клеток, сходных по строению и функциям, а также связанных с ними межклеточных веществ. Орган – часть многоклеточного организма, выполняющая определенную функцию или функции.

Организменный (онтогенетический). На этом уровне живая природа представлена организмами. Организм (особь, индивид) – неделимая единица жизни, ее реальный носитель, характеризующийся всеми ее признаками.

Биоценотический. На этом уровне живая природа образует биоценозы – совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории.

Биогеоценотический. На этом уровне живая природа формирует биогеоценозы – совокупность биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва).

Биосферный. На этом уровне живая природа формирует биосферу – оболочку Земли, преобразованную деятельностью живых организмов.

Уровневая организация и эволюция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: показать многообразие живого мира, выявить основные свойства живых организмов, уровни организации живых систем.

Задачи:

образовательная: показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, уровни организации живого;

развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы;

воспитательная: эстетическое воспитание – показать гармоничность всего живого и его целесообразность.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: проблемная беседа, самостоятельная работа.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о работах Ф. Энгельса и других ученых по изучению природы;

уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами.

Междисциплинарные связи: экология, история.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

1) Что изучает общая биология? Докажите, что биология – это наука.

2) Перечислите известные вам методы общей биологии.

3) Почему при изучении эволюционных процессов недостаточно использовать какой-либо один метод?

4) Охарактеризуйте место общей биологии в системе биологических наук. Каково значение общей биологии?

Кроме того, здесь возможна индивидуальная работа учащихся по карточкам по ходу фронтального опроса. На карточках представлены задания:

Карточка 1. Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: палеонтологический; сравнительно-анатомический; сравнительно-эмбриологический.

Карточка 2. Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: биогеографический; популяционный; моделирование.

Карточка 3. Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: иммунологический; паразитологический; генетический.

Карточка 4. Дайте определения: гомология, аналогия, рудиментарный орган, атавизм. Приведите примеры.

II. Мотивация учебной деятельности.

Для формирования целостной картины мира необходимо четкое понимание общебиологических вопросов: свойства живых организмов, уровни организации живого.

III. Открытие новых знаний.

Рассказ учителя с элементами беседы по плану:

Мир живых существ необычно многообразен. Он представлен живыми существами с различной организацией и уровнем сложности. Но несмотря на все это многообразие есть то, что их объединяет, – это жизнь.

– Что такое жизнь?

– Что отличает живое от неживого?

– По какому признаку считать объект живым?

Задав эти вопросы классу, учитель ставит проблему.

Здесь можно предложить учащимся работу с дополнительной литературой.

Иллюстрируя следующие примеры, учитель помогает сформулировать свое определение жизни.

– В жизни случаются травмы, не совместимые с жизнью, но сердце при определенных условиях может сохраняться и функционировать в другом организме. Получается, что после смерти целого организма, его части остаются живыми!

– Есть такие существа – аэробы. Их клетки дышат, а при отсутствии кислорода пользуются продуктами брожения.

– Клеточный сок отдельно от клетки так же бродит, как и в клетке. Он живой? В какой момент он перестает быть живым?

– Вирусы, проникая в клетку, вызывают гибель хозяина, но вне организма вирус не подает признаков жизни. Вирус – это белок и нуклеиновая кислота. Он – живое или нет?

– Вирус – паразит. В неживой природе паразитизма как явления нет. Значит, живой?

– Живые тела построены из тех же элементов, что и неживые (хотя и в разном количественном отношении).

Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным компонентом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. С прекращением этого обмена прекращается жизнь, что приводит к разложению белка.

(Запись определения в тетради.)

Обратить внимание учащихся, что в этом определении подчеркнуты наиболее важные положения, которые характеризуют жизнь (ее материальность).

1. Субстрат жизни – белковые тела (биополимеры).

2. Способ существования белковых тел (самообновление и саморегуляция).

Здесь необходимо обратить внимание учащихся на то, что сам по себе белок может быть получен химическим путем, но он не живой. Также и обмен веществ сам по себе не является живым. Поэтому Ф. Энгельс считал, что критерием живого должно быть самообновление химических составных частей организма.

Далее учащиеся самостоятельно работают с определением жизни, данным М. В. Волькштейном (с. 11).

Определение жизни как процесса обмена веществ не потеряло своего значения в наши дни, оно дополняется организационной, информационной и эволюционной трактовкой. Обмен веществ – условие поддержания и воспроизведения необходимой для жизни структуры, специфической для каждого вида организмов.

2. Системность и организованность жизни (беседа).

Проявления жизни на Земле чрезвычайно многообразны. Жизнь на Земле представлена ядерными и доядерными, одно- и многоклеточными существами; многоклеточные, в свою очередь, представлены грибами, растениями и животными. Любое из этих царств объединяет разнообразные типы, классы, отряды, семейства, роды, виды, популяции и индивидуумы. (Демонстрация наглядных изображений, муляжей, гербариев, чучел.)

– Вспомните известные вам уровни организации живого. (Учащиеся перечисляют уровни организации и компоненты, составляющие каждый уровень.)

Необходимо обратить внимание на то, что перечисленные уровни выделены по удобству изучения. Если уровни отражают именно уровень организации жизни на Земле, то основными критериями будут специфические элементарные, дискретные структуры и элементарные явления (при этом подходе выделяют: молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционно-видовой и биогеоценотический уровни). Поэтому в различных источниках указываются различные уровни.

– Как взаимосвязаны между собой все эти уровни?

Обратить внимание на то, что все уровни представляют собой части единого целого и находятся в сложном взаимоотношении, и в то же время на каждом уровне действуют свои закономерности, определяющие особенности эволюции всех форм организации живого.

3. Основные свойства живых систем.

– Какое специфическое свойство жизни обеспечивает воспроизведение себе подобных? (Наследственность.)

– Какое свойство обеспечивает изменение самовоспроизводящихся структур? (Изменчивость.)

Рассмотрим остальные свойства живых систем. (Работа с таблицей. При заполнении таблицы учащиеся используют материал учебника и дополнительную литературу.)

IV. Закрепление.

Работа по заполнению таблицы или обсуждение результатов по ее заполнению.

V. Рефлексия.

Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.

Конспект урока в 9 классе на тему Многообразие живого мира.

уровни организации и Основные свойства
живых организмов

Цели: показать многообразие живого мира, выявить основные свойства живых организмов, уровни организации живых систем.

образовательная: показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, уровни организации живого;

развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы;

воспитательная: эстетическое воспитание – показать гармоничность всего живого и его целесообразность.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: проблемная беседа, самостоятельная работа.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о работах Ф. Энгельса и других ученых по изучению природы;

уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами.

Междисциплинарные связи: экология, история.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

1) Что изучает общая биология? Докажите, что биология – это наука.

2) Перечислите известные вам методы общей биологии.

3) Почему при изучении эволюционных процессов недостаточно использовать какой-либо один метод?

4) Охарактеризуйте место общей биологии в системе биологических наук. Каково значение общей биологии?

Кроме того, здесь возможна индивидуальная работа учащихся по карточкам по ходу фронтального опроса. На карточках представлены задания:

Карточка 1. Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: палеонтологический; сравнительно-анатомический; сравнительно-эмбриологический.

Карточка 2. Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: биогеографический; популяционный; моделирование.

Карточка 3. Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: иммунологический; паразитологический; генетический.

Карточка 4. Дайте определения: гомология, аналогия, рудиментарный орган, атавизм. Приведите примеры.

II. Мотивация учебной деятельности.

Для формирования целостной картины мира необходимо четкое понимание общебиологических вопросов: свойства живых организмов, уровни организации живого.

III. Открытие новых знаний.

Рассказ учителя с элементами беседы по плану:

Мир живых существ необычно многообразен. Он представлен живыми существами с различной организацией и уровнем сложности. Но несмотря на все это многообразие есть то, что их объединяет, – это жизнь.

– Что такое жизнь?

– Что отличает живое от неживого?

– По какому признаку считать объект живым?

Задав эти вопросы классу, учитель ставит проблему.

Здесь можно предложить учащимся работу с дополнительной литературой.

Иллюстрируя следующие примеры, учитель помогает сформулировать свое определение жизни.

– В жизни случаются травмы, не совместимые с жизнью, но сердце при определенных условиях может сохраняться и функционировать в другом организме. Получается, что после смерти целого организма, его части остаются живыми!

– Есть такие существа – аэробы. Их клетки дышат, а при отсутствии кислорода пользуются продуктами брожения.

– Клеточный сок отдельно от клетки так же бродит, как и в клетке. Он живой? В какой момент он перестает быть живым?

– Вирусы, проникая в клетку, вызывают гибель хозяина, но вне организма вирус не подает признаков жизни. Вирус – это белок и нуклеиновая кислота. Он – живое или нет?

– Вирус – паразит. В неживой природе паразитизма как явления нет. Значит, живой?

– Живые тела построены из тех же элементов, что и неживые (хотя и в разном количественном отношении).

Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным компонентом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. С прекращением этого обмена прекращается жизнь, что приводит к разложению белка.

(Запись определения в тетради.)

Обратить внимание учащихся, что в этом определении подчеркнуты наиболее важные положения, которые характеризуют жизнь (ее материальность).

1. Субстрат жизни – белковые тела (биополимеры).

2. Способ существования белковых тел (самообновление и саморегуляция).

Здесь необходимо обратить внимание учащихся на то, что сам по себе белок может быть получен химическим путем, но он не живой. Также и обмен веществ сам по себе не является живым. Поэтому Ф. Энгельс считал, что критерием живого должно быть самообновление химических составных частей организма.

Далее учащиеся самостоятельно работают с определением жизни, данным М. В. Волькштейном (с. 11).

Определение жизни как процесса обмена веществ не потеряло своего значения в наши дни, оно дополняется организационной, информационной и эволюционной трактовкой. Обмен веществ – условие поддержания и воспроизведения необходимой для жизни структуры, специфической для каждого вида организмов.

2. Системность и организованность жизни (беседа).

Проявления жизни на Земле чрезвычайно многообразны. Жизнь на Земле представлена ядерными и доядерными, одно- и многоклеточными существами; многоклеточные, в свою очередь, представлены грибами, растениями и животными. Любое из этих царств объединяет разнообразные типы, классы, отряды, семейства, роды, виды, популяции и индивидуумы. (Демонстрация наглядных изображений, муляжей, гербариев, чучел.)

– Вспомните известные вам уровни организации живого. (Учащиеся перечисляют уровни организации и компоненты, составляющие каждый уровень.)

Необходимо обратить внимание на то, что перечисленные уровни выделены по удобству изучения. Если уровни отражают именно уровень организации жизни на Земле, то основными критериями будут специфические элементарные, дискретные структуры и элементарные явления (при этом подходе выделяют: молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционно-видовой и биогеоценотический уровни). Поэтому в различных источниках указываются различные уровни.

– Как взаимосвязаны между собой все эти уровни?

Обратить внимание на то, что все уровни представляют собой части единого целого и находятся в сложном взаимоотношении, и в то же время на каждом уровне действуют свои закономерности, определяющие особенности эволюции всех форм организации живого.

3. Основные свойства живых систем.

– Какое специфическое свойство жизни обеспечивает воспроизведение себе подобных? (Наследственность.)

– Какое свойство обеспечивает изменение самовоспроизводящихся структур? (Изменчивость.)

Рассмотрим остальные свойства живых систем. (Работа с таблицей. При заполнении таблицы учащиеся используют материал учебника и дополнительную литературу.)

IV. Закрепление.

Работа по заполнению таблицы или обсуждение результатов по ее заполнению.

V. Рефлексия.

Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : Уровни организации живой материи.
Цель урока: Расширить и систематизировать знания учащихся о основных уровнях организации живой материи, формировать представлении о единстве происхождения и взаимосвязи всего живого на Земле.

Образовательные : рассмотреть объект изучения биологии – живую природу, методы познания живой природы и многообразие живых организмов;изучить признаки живых организмов, свойства живой материи и их сущность, общие закономерности биологии (самообновление, саморегуляция, самовоспроизведение);познакомить обучающихся с уровневой организацией живой природы;выяснить роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей и медицине.

Развивающие: объяснить необходимость бережного отношения к природе; познакомить с правилами поведения в кабинете биологии, правилами техники безопасности, познакомить с учебником, привить навыки работы с учебником,

Воспитательные : эстетическое воспитание - показать гармоничность всего живого и его целесообразность.

Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль ранее изученного.
Фронтальный опрос

Вспомните основные методы биологических исследований.

Чем отличаются наблюдение и мониторинг?

В чем заключается метод моделирования?

Приведите пример биологического эксперимента.

Докажите, что с одной стороны – биология – олодая наука, а с другой – древняя.

3.Актуализация опорных знаний.
Беседа с учащимися.

4. Изучение нового материала.

Рассказ учителя, работа с учебником.

Ф. Энгельс - Жизнь – форма существования белковых тел.
Аристотель - Питание , рост , отмирание.
И. П. Павлов - сложный химический процесс
А. И. Опарин - сложная форма движения материи.
Волькенштейн - Живые тела, существующие на Земле, есть открытые саморегулирующиеся системы, построенные на основе полимеров - белков и нуклеиновых кислот.

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с конспектом.

Вспоминаем, перечисляем записываем известные свойства живой материи.

1. Единство химического состава

98% химического состава приходятся на 4 элемента: С, О, N, Н.

2. Обмен веществ — метаболизм

Живое — открытые системы, так как получают энергию, вещества: неорганические (автотрофы), органические (гетеротрофы), взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции (гомеостаз)

3. Самовоспроизведение:
а)наследственность
б) изменчивость

Любой вид состоит из особей, каждая из которых рано или поздно перестает существовать, но благодаря самовоспроизведению жизнь вида не прекращается. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, которое обусловлено информацией, заложенной в ДНК

4. Способность к росту и развитию онтогенез филогенез

Рост — связан с увеличением в размерах, массе, сохранением черт строения. Рост связан с развитием — качественными изменениями

5. Дискретность (discre'tus) — состоящий из отдельных частей

Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей

Благодаря раздражимости организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды

Уровни организации живого.

Работа с презентацией и конспектом.

Нуклеиновые кислоты, белки, полисахариды и др. органические вещества, вода, минеральные соли

Различные процессы жизнедеятельности организма: метаболизм, передача наследственной информации. Клетка — элементарная структурная и функциональная единица ,

Особь — элементарная единица, развивающаяся от момента рождения до смерти

4. Популяционно- видовой

Совокупность организмов, в этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования

Биогеоценоз — совокупность организмов различных видов, их взаимосвязь с окружающей средой обитания, устойчивое динамичное сообщество

Совокупность биогеоценозов на этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов

Все уровни живой природы взаимосвязаны и подчиняются общим

закономерностям существования. Каждый предыдущий уровень – структурная единица последующего, что свидетельствует о целостности и дискретности живой природы.

Основные свойства живых систем. Живые организмы могут быть рассмотрены как особые системы.

Открытость живой системы означает ее способность существовать только при условии постоянного обмена веществом и энергией с окружающей средой. Подавляющее большинство живых организмов использует энергию солнечных лучей. Зеленые растения потребляют эту энергию для синтеза органических веществ, необходимых как самим растениям, так и другим организмам, живущим на Земле. Все организмы используют энергию, содержащуюся в пище, для поддержания своей жизнедеятельности, роста и размножения.

Свойство саморегуляции связано со способностью любой живой системы поддерживать постоянство состава своей внутренней среды, т.е. с гомеостазом. Организмам свойственно относительное постоянство химического состава, их физико-химических особенностей. Это важнейшее условие для сохранения функций живой системы при изменении условий окружающей среды.

Преемственность жизни обеспечивается способностью организмов к самовоспроизведению. Все живое способно к размножению. Новые организмы возникают в результате размножения таких же организмов.

Самовоспроизведение тесно связано с явлением наследственности – способности организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.

Свойство, противоположное наследственности и тесно взаимосвязанное с ней, - изменчивость . Изменчивость проявляется в способности организмов приобретать новые признаки. Благодаря изменчивости организмы могут приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, т.е. адаптироваться.

Другие важные свойства живого – рост и развитие. Рост характеризуется изменением количественных параметров: увеличением размера и количества клеток, увеличением массы тела. Рост происходит благодаря усвоению питательных веществ и сопровождается развитием.

Неотъемлемая черта всего живого – раздражимость, которая проявляется в способности живых систем (клетка, орган, организм) отвечать специфическими реакциями на определенные внешние воздействия. Любые внешние воздействия можно рассматривать как информацию о чём-то.

Важнейшими свойствами живого следует считать целостность и дискретность. С одной стороны, живая природа целостна, так как представляет собой систему взаимосвязанных частей, организована определённым образом и подчиняется общим законам. С другой стороны, органический мир дискретен, так как состоит из изолированных единиц – организмов, или особей. Каждый организм также дискретен, поскольку образован изолированными, хотя и взаимодействующими органами, тканями, клетками. Вот почему любой организм представляет собой целостную систему.

5 . Закрепление и систематизация знаний.

Какие практические задачи решает биология?

Тесты и задания

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают значение фотосинтеза в природе?
1) биосферном
2) клеточном
3) биогеоценотическом
4) молекулярном
5) тканево-органном

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой
1) организменный
2) популяционно-видовой
3) биогеоценотический
4) биосферный

Выберите один, наиболее правильный вариант. Генные мутации происходят на уровне организации живого
1) организменном
2) клеточном
3) видовом
4) молекулярном

Выберите один, наиболее правильный вариант. Элементарная структура, на уровне которой проявляется в природе действие естественного отбора
1) организм
2) биоценоз
3) вид
4) популяция

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки служат сходными для живых и неживых объектов природы?
1) клеточное строение
2) изменение температуры тела
3) наследственность
4) раздражимость
5) перемещение в пространстве

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза у высших растений?
1) биосферном
2) клеточном
3) популяционно-видовом
4) молекулярном
5) экосистемном

Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) популяционный
2) клеточный
3) видовой
4) биогеоценотический
5) молекулярно-генетический
6) организменный

Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего.
1) биоценоз
2) популяция
3) нейрон
4) многоклеточный организм
5) биосфера

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточный уровень организации совпадает с организменным у
1) бактериофагов
2) амёбы дизентерийной
3) вирус полиомиелита
4) кролика дикого
5) эвглены зелёной

Установите соответствие между процессами и уровнями организации живой материи, на которых они происходят: 1) клеточный, 2) экосистемный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) транскрипция
Б) гликолиз
В) круговорот веществ
Г) передача энергии с одного трофического уровня на другой
Д) синтез белков

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Одна амеба обыкновенная одновременно находится на:
1) Молекулярном уровне организации жизни
2) Популяционно-видовом уровне организации жизни
3) Клеточном уровне организации жизни
4) Тканевом уровне организации жизни
5) Организменном уровне организации жизни

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Живое от неживого отличается
1) способностью изменять свойства объекта под воздействием среды
2) способностью участвовать в круговороте веществ
3) способностью воспроизводить себе подобных
4) изменять размеры объекта под воздействием среды
5) открытость для веществ, энергии и информации

Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями: 1) биоценотический, 2) биосферный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) процессы охватывают всю планету
Б) симбиоз
В) межвидовая борьба за существование
Г) передача энергии от продуцентов консументам
Д) испарение воды
Е) сукцессия (смена природных сообществ)

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Онтогенез, метаболизм, гомеостаз, размножение происходят на … уровнях организации.
1) клеточном
2) молекулярном
3) организменном
4) органном
5) тканевом

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие уровни организации живой материи изучает экология?
1) молекулярный
2) клеточный
3) органно-тканевый
4) организменный
5) популяционно-видовой

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки присущи только живому веществу?
1) рост
2) движение
3) самовоспроизведение
4) ритмичность
5) наследственность

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Для всех живых организмов характерно
1) образование органических веществ из неорганических
2) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ
3) активное передвижение в пространстве
4) дыхание, питание, размножение
5) раздражимость


Урок начинается с проверки творческого домашнего задания. Поставлен проблемный вопрос, решается задача, используя метод кейсов. Используется метод беседы. где ряд вопросов имеет проблемный характер. При изучении новой темы предлагается работа с текстом: а)закончить предложения, материал найти в тексте; б) дать определения понятиям. Учащиеся знакомятся с презентацией. Для закрепления изученного материала даётся задани с элементами задания ОГЭ: соединить понятия и формы организации живого.

Содержимое разработки

Тема урока: Уровни организации живой материи

Цель урока: охарактеризовать уровни организации живой материи.

сформировать умение определять и вычленять уровни организации жизни на практике в живой природе; формировать умение работать с текстом и рисунками таблицы;

формировать основы материалистического мировоззрения через знания о наличие взаимосвязей и иерархии между уровнями живых организмов.

Средства обучения:

I Оргмомент

II Проверка знаний

Проверка творческих заданий: исследования на основе методов биологии:

а- описательного ( растения, животные, явления); б- сравнительного (сравнение скелета человека и человекообразных обезьян); в- исторического ( на основе филогенетического ряда лошади; сравнить строение споровых и семенных растений).

Демонстрируются два объекта: куриное яйцо и камень. Постановка проблемы: чем живое отличается от неживого?

Вывод (делают учащиеся)

Докажите, что уже на молекулярном уровне живое отличается от неживого.

III Изучение новой темы

какие царства живой природы вам известны?

какие из них относятся к неклеточным формам жизни?

почему вирусы можно считать живыми организмами?

представители какого царства являются только одноклеточными формами?

можно ли считать амёбу самостоятельным организмом и почему?

какие ткани растений вам известны?

как взаимосвязаны ткани растений меж собой?

какими системами обеспечивается взаимосвязь всех органов организма человека?

выживет ли в природе одна особь длительное время: да, нет, почему?

какие природные сообщества находятся вокруг нашего села?

Учитель: таким образом, мы уже назвали несколько уровней организации жизни на Земле.

Работа с текстом

Вставьте пропущенные слова в предложениях (на экране через компьютер):

Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты представляют…(молекулярный) уровень жизни

Клетка и её структурные компоненты – это… (клеточная) организация живого

Клетка может быть самостоятельным организмом или объединяться в сходные по строению, свойствам, происхождению группы, называемые… (тканями)

Объяснение (с использованием таблицы)

уровни организации: молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный.

Работа с текстом учебника: найти в тексте понятия и дать им определения:

IV Закрепление и обобщение изученного материала

Презентация

Тренировочные упражнения: соединить буквы и цифры (на экране)

1.Тайга 2.Нуклеиновые кислоты 3.Нейрон 4.Одуванчик 5.Заяц беляк 6.Мухомор 7.Все живые организмы планеты 8.Яйцеклетка 9.Ромашка лекарственная 10. Пустыня 11.Витамины

Уровни организации жизни

А –биосферный; Б – экосистемный; В – популяционно-видовой; Г – организменный; Д – клеточный; Е – молекулярный.

Ответ: А 7; Б 1,10; В 5,9; Г 4; Д 3,8; Е 2,11.

Содержимое разработки

Уровни организации живой природы

Уровни организации живой природы

Определить уровень организации жизни на примере следующих организмов Доказать их принадлежность к соответствующему уровню

Молекула ДНК

Бактерии Эвглена зелёная


Майский жук Пятнистый олень

Майский жук

Пятнистый олень

Берёзовый лес

Берёзовый лес

тайга

Пустыня Озеро

Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку храня. Берегитевсех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя

Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку храня. Берегитевсех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя


-75%

Читайте также: