Конспект по истории 6 класс параграф 18 походы батыя на русь

Обновлено: 07.07.2024

Конспект урока по истории России 6 класс тема "Походы Батыя на Русь" разработка составлена по УМК И.Л.Андреев, И.Н.Фёдоров,издательство Дрофа в соответствии с ФГОС и с применением технологии коллективного способа обучения.

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_6_klass.docx 21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель : Почтальон Андрей Владимирович

Тип урока : изучение нового материала.

Форма урока : урок проблемного обучения.

Технологии : Коллективный способ обучения с элементами ИКТ

Тесты для текущего контроля по теме.

Личностные : Создать педагогические условия, при которых обучающиеся смогут:

Создать условия, при которых на основе работы с картой, ученик сможет

1.проследить походы Батыя на Русь, называть дату и княжества, захваченные Батыем (1223 – 1242);

3.Используя контурную карту в рабочей тетради, указывать города, оказавшие сопротивление завоевателям.

4. Уметь анализировать причины и последствия монгольских завоеваний.

Создать условия, при которых ученик сможет

1. Вводная часть.

2. Организация внимания.

2. Основная часть

1. Актуализация знаний.

2. Постановка проблемы.

3.Работа в группах над основной проблемой.

3. Заключительная часть

  1. Подведение содержательных итогов занятия.
  2. Разъяснение домашнего задания.
  3. Рефлексия.

I. Мотивация и активизация внимания.

2. Организационная часть:

Исходя из названия темы, попробуйте определить возможные вопросы, которые необходимы для понимания данной темы. Обратите внимание на дату, когда были осуществлены эти походы (см. обложку учебника в конце). Мы видим, что эти завоевания происходили в 13 веке, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, но при этом русские княжества были достаточно богатыми и сильными и стояли на более высоком уровне развития по сравнению с монголами.

А). Почему монголы сравнительно легко покорили страны и народы Северного Китая, Средней Азии, Закавказья?

Б). В чем была сила и слабость русских княжеств?

2.Работа над проблемой.

А). Организация групповой работы:

1 группа (работа с картой)

«1.Рассмотрите карту на странице 14 (Атлас).

2.Проследитепо карте путь Батыя.

3. Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и княжества, которые были захвачены татарами.

4. Сколько лет сопротивлялась Русь монголам?

2 группа (работа с текстом учебника)

2.Ответьте на вопросы:

  • Какой город отметил летописец?
  • какова была судьба Козельска?

сделайте вывод о взаимоотношении между русскими князьями? Каковы последствия этих взаимоотношений?

3 группа (работа с историческим документом )

4 группа (работа экспертной группы)

  • Проанализировать причины падения русских княжеств;
  • читать карту, используя ее легенду;
  • делать выводы, анализировать предложенный материал

Во время отчёта первой группы остальные учащиеся выполняют в рабочей тетради на странице 46 задание №3.

После отчёта о проделанной работе второй группы учащиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопрос 2 страница 133.

Во время отчёта третьей группы ученики, опираясь на документ на странице 47(рабочая тетрадь), отвечая на вопрос к документу.

После отчёта 4 группы все выполняют задание 4-5 на странице 47 рабочей тетради.

Как вы считаете, достигли ли вы цели в решении главной проблемы сегодняшнего урока?

Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа,

монголы смогли завоевать русские земли и установить иго на Руси.

  • Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монгольского завоевания (город по выбору),
  • прочитать параграф 18, ответить на вопросы, выучить даты.

Тестовая работа ( рефлексия )

1.Битва на Калке, где русские князья впервые встретились с монголами произошла в

2. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате

А) нашествия хана Батыя

Б) набегов хазар

В) походов Чингисхана

Г) набегов половцев.

3. В каком веке произошла битва на реке Сити

5. Грамота на княжение, получаемая русскими князьями называлась

- какая часть Руси подверглась нападению

- в каких битвах решалась судьба Руси

- какие земли не подверглись нашествию монголов в первом походе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока по истории России "Монгольское нашествие на Русь", 6 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части. В первой представлен проек.


Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века



Разработка урока по истории России в 11 классе "Падение монархии в России"

Разработка содержит конспект урока и слайдовую презентацию.


Разработка урока по истории России "Древняя Русь при Ярославе Мудром", 6 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части. В первой представлен проек.

Разработка урока по истории России 6 класс Походы Батыя на Русь

Разработка урока История России.

Урок по истории России по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" 6 класс

Разработка урока по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" для 6 класса, ФГОС.


Батыево нашествие на Русь 1237-1240 годов стало настоящим бедствием почти для всех русских княжеств. Князья стали вассалами монгольских ханов и ордынское иго продолжалось до 1480 года. Нашествие Батыя привело к упадку в хозяйстве и снижение численности населения.

Поход на северо-восточные русские княжества

Датой начала монголо-татарское нашествия считается 1237 год, хотя первое столкновение с полководцами Чингисхана произошло в 1223 году на реке Калке в степях Приазовья.

Монгольское нашествие на Русь

Рис. 1. Монгольское нашествие на Русь.

Решение о походе на запад, то есть в Восточную Европу, было принято на курултае 1235 года. Осенью 1236 года войско возглавил хан Батый. Оно собралось в степях на берегу Каспийского моря и сначала разгромило Волжскую Булгарию на территории современного Татарстана. В 1236 году монголо-татары одержали победу в Золотаревском сражении недалеко от современной Пензы над русскими и финно-угорскими племенами мордвы.

В декабре-январе 1237 года войско хана Батыя разгромило приграничное Рязанское княжество, а также Москву, которая тогда была совсем небольшим городом. За февраль 1238 года татаро-монголы разорили достаточно крупное по размерам Владимиро-Суздальское княжество и часть Тверского, например, город Торжок. В начале марта они одержали победу на реке Сити над Владимирским князем Юрием Всеволодовичем. Дальнейшее движение к Новгороду Великому затруднила весенняя распутица и проблемы со снабжением. Войско Батыя весной 1238 года вернулось в степи, но по пути часть его задержалась около города Козельска. Он находился на территории Черниговского княжества. Брянск и Карачев они не тронули, но разорили Вщиж и Курск.

Батый был сыном Джучи и внуком Чингисхана и унаследовал себе улус Джучи. Именно так позже стала называть Золотая Орда. Ее территория охватывала степную часть Восточной Европы, Поволжье и часть Средней Азии.

Монгольское нашествие на Русь карта

Рис. 2. Монгольское нашествие на Русь карта.

Поход на южные русские княжества

Следующей целью монголо-татар стали южные княжества – Переяславское, Черниговское, Киевское и Галицко-Волынское. Поход на эти территории начался весной 1239 года и его события удобно представить в таблице:

Дата

Событие

Осада и разорение Переяславля, ныне это город Переяслав в Киевской области

Октябрь 1239 года

Осада и взятие Чернигова

Осень 1240 года

Разорение Киевского княжества и взятие Киева к началу декабря 1240 года

Зима 1240-1241 годов

Разорение Галицко-Волынского княжества и города Бреста

Численность войска Батыя могла составлять от 30 до 150 тыс. Оно состояло из кавалерии и имело осадные машины. Численность дружин русских князей была невелика, иногда от 1 тыс. конных воинов, зависело от размеров владений.

Батыево нашествие 1237

Рис. 3. Батыево нашествие 1237.

Что мы узнали?

Татаро-монгольское нашествие кратко проходят в школьном курсе истории 6 класса. Движение войска хана Батыя наглядно представлено на картах в школьном атласе. Следствием событий 1237-1240 годов стало установление ордынского ига над русскими землями.


Цели урока: рассмотреть причины экспансии монголов и завоевания ими Руси; выделить этапы Батыева нашествия на Русь; раскрыть причины поражения Руси. Планируемые результаты • Предметные: раскрывать причины и называть даты образования монгольской державы; показывать на карте основные направления походов хана Батыя на русские земли и города, оказавшие мужественное сопротивление завоевателям; работать с текстом учебника и историческими источниками ("Повесть временных лет" и др. летописи) для характеристики героизма русских людей; соотносить события и процессы отечественной и всеобщей истории. • Метапредметные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также находить их самостоятельно; работать с различными видами источников, включая текст учебника и исторического источника, карты; анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию; формулировать свою точку зрения и представлять ее, обсуждать в группе. • Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, осознавать героический характер обороны русских земель и ее значимость для развития европейской цивилизации.

Содержимое разработки

Урок истории на тему "Нашествие с Востока на Русь". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Цели урока: рассмотреть причины экспансии монголов и завоевания ими Руси; выделить этапы Батыева нашествия на Русь; раскрыть причины поражения Руси.

Планируемые результаты

Предметные: раскрывать причины и называть даты образования монгольской державы; показывать на карте основные направления походов хана Батыя на русские земли и города, оказавшие мужественное сопротивление завоевателям; работать с текстом учебника и историческими источниками ("Повесть временных лет" и др. летописи) для характеристики героизма русских людей; соотносить события и процессы отечественной и всеобщей истории.

Метапредметные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также находить их самостоятельно; работать с различными видами источников, включая текст учебника и исторического источника, карты; анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию; формулировать свою точку зрения и представлять ее, обсуждать в группе.

Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, осознавать героический характер обороны русских земель и ее значимость для развития европейской цивилизации.

Основные понятия и термины: кочевники, курултай, тумен, темник, "пороки", кольчуга, крестовый поход.

Оборудование:

Учебник: Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 кл. – М.: Просвещение, 2014. - §12, вопросы, рисунки, документы.

Карта "Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в начале XIII вв."

Мультимедийный проектор, компьютер.

Компьютерная презентация “Нашествие с Востока на Русь” Приложение 1

История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. X-XIVвв. /Авт.-сост. Г.Е.Миронов. - М.,1996.

Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. - Т.1. С древнейших времен до XVII века. - М.: МИРОС – Международные отношения, 1994.

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Старик-отец, умирая, призвал сыновей. Попросил каждого из них сломать веник. Никому не удалось переломить туго связанный пучок веток. Тогда старик попросил сыновей развязать веник и сломать его ветки по одной. Это сыновья выполнили легко. И тогда отец сказал: "Только вместе вы сильны, только в единстве ваша сила. Поодиночке каждого из вас легко сломать".

При работе с историческими источниками встречаем следующие цифры: Рязань сопротивлялась 6 дней, Москва - 5 дней, Владимир - 4 дня, Переяславль-Залесский - 5 дней, Торжок - 2 недели, Козельск - 7 недель. По словам историка Н.И.Костомарова, "не сдался ни один город, ни один князь".

- Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет притча о старике и его сыновьях?

- На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

Проблемные вопросы. (Ученики предлагают свои варианты)

- Дружинники и жители русских городов сражались храбро. Почему же тогда победили монголы?

- Можно ли назвать 1237-1240 гг. временем трагическим и героическим?

1. Создание державы Чингисхана.

2. Битва на реке Калке.

3. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь.

4. Поход на Юго-Западную Русь.

5. Вторжение в Центральную Европу.

6. Итоги монгольского вторжения на Русь.

III. Работа по теме урока

1. Создание державы Чингисхана.

-Что вам известно о происхождении и первоначальном расселении монгольских племен?

-Покажите на карте территорию первоначального расселения монголов.

-Вспомните, что вам известно об основных занятиях монголов? Как они повлияли на специфику развития общества.

-Каковы причины завоевательных походов монголов?

-Что вам известно о структуре монгольского войска, военной организации, вооружении?

-Какие племена и государства были завоеваны монголами до нападения на Русь?

-Почему им удалось завоевать крупные государства Азии?

2. Битва на реке Калке - 31 мая 1223 г.

1221-1223 гг. - тумены Джебэ и Субедея вторглись в Закавказье. Используя тактику разобщения союзников, разгромили поодиночке аланов и половцев. Половцы обратились за помощью к русским князьям.

-Почему половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям?

(Возможные ответы: Русь - ближайший сильный сосед; давние торговые связи; родственные союзы русских князей и половецких ханов)

"Нашу землю сегодня отняли, а вашу - завтра, придя возьмут".

На съезде князей в Киеве было принято решение "Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей".

Участники: Мстислав Удалой, Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Даниил Романович Галицкий.

- Почему в походе не приняли участие князья других русских земель, например северо-восточных?

Рассказ учителя, работа с картой - Основные этапы похода:

1.Переговоры с монголами, убийство послов.

2.Встреча с передовым отрядом монголов, преследование притворного отступления врага (8 дней).

3.Переправа через Калку.

4.Вступление в бой, не оценив силы противника, отрядов половцев, Мстислава Удалого и Даниила Галицкого.

5.Окружение и разгром монголами этих передовых отрядов.

6.Бегство остатков русских дружин и преследование их монголами.

7.Окружение, осада и разгром лагеря киевской дружины Мстислава Старого.

-Какую ошибку совершили русские князья, вступив в бой с монголами? Чем была вызвана эта ошибка?

-В чем главная причина поражения русских дружин? (учеб.с 104)

-Почему после Калки монголы не приступили немедленно к завоеванию русских земель? (учеб.с 105)

-Каково значение этой битвы?

Битва на Калке была первым столкновением Руси с новым опасным врагом; первым грозным сигналом опасности и необходимости объединения. Но междоусобные войны князей, борьба за старшинство не прекращались даже перед лицом угрозы со стороны столь сильного врага. Постоянные столкновения подорвали силы Юго-Западной Руси и ослабили ее перед угрозой нового монгольского нашествия

- Как вы думаете, почему не произошло объединения русских княжеств после битвы на Калке?

Мнение историка:

"Можно, конечно, обвинять наших старых князей в том, что они не поняли всей опасности, всех бедствий, грозивших тогда от новых врагов, и не соединили свои силы для дружного отпора. Но. не должно забывать, что там, где предшествовал долгий период всякого рода разъединения, соперничества и развития областной обособленности, там никакая человеческая воля, никакой гений не могли совершить быстрое объединение и сосредоточение народных сил". (Иловайский Д.И. Становление Руси)

В 1235 г. на курултае было принято решение о новом походе на Запад, "к последнему морю". Волю Чингисхана (умер в 1227 г.) предстояло выполнить его внуку Бату-хану (Батыю).

Величайшим испытанием для нашего народа стало нашествие Батыя 1237-1240 гг. Кочевники, по словам летописца "приидоша бесчислени, аки прузы (саранча)", оставляли за собой дымящиеся развалины некогда цветущих городов, сожженные села, вытоптанные и заброшенные пашни.

Задание. Нам предстоит познакомиться с обстоятельствами вторжения Батыя в русские земли. Используя карты, учебник и исторические источники (фрагменты из летописей и работ историков), вы должны будете восстановить ход происходивших событий о определить основные итоги и последствия монгольского вторжения для Руси.

Работа с документами по группам. (Приложение 2).

Представление работы групп.

3. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь.

1 группа. Захват Рязани - декабрь 1237 г.

Князь Юрий Ингваревич отправил посольство к Батыю (выиграть время) и просил о помощи Владимирского князя. Гибель посольства. Княгиня Евпраксия. Разгром рязанской дружины. Осада Рязани.

Монголы потребовали десятину " во князех и в людех, и в конех и в доспехах".

Рязанцы ответили: "Аще ли нас всех не будет, то все ваше будет".

-Кто защищал город Рязань от врага?

-Как долго продолжалась осада города?

-Почему, несмотря на героизм защитников, Рязань пала?

2 группа. Подвиг Евпатия Коловрата.

-В чем заключался подвиг Евпатия Коловрата и его дружины? Как вы думаете, это был исключительный факт или нет?

-О чем свидетельствует поступок Батыя?

Монголы шли кружным путем, по течению Оки и Москвы-реки. Бой у Коломны (сторожевой отряд). Оборона Москвы (воевода Филипп Нянька, князь Владимир Юрьевич взят в плен.

3 группа. Осада и взятие Владимира - начало февраля 1238 г.

-Как были вооружены монголы?

-Как горожане защищали свой город?

-Какова была судьба Владимира?

Монголы двинулись по землям Северо-Восточной Руси широким фронтом. Были захвачены города: Суздаль, Ярославль, Переяславль-Залесский, Юрьев, Дмитров, Тверь (ученики отмечают на карте). Цель: захват богатых центров на волжском торговом пути.

4 марта 1238 г. - битва на реке Сити. Гибель вл.кн. Владимирского Юрия Всеволодовича.

Монголы двинулись на Новгород, осадили Торжок - 2 недели не могли взять. Жители Торжка ожидали помощи от Новгорода, но так и не дождались. Летописец горестно замечает: "Тогда каждый о себе пекся и на всех страх и трепет был, и все в недоумении были и в неустроении".

-Как вы понимаете слова летописца? Могла ли Русь, объединив усилия, противостоять грозному врагу?

5 марта Торжок пал, население перебито. Монголы не дошли 100 верст до Новгорода, повернули обратно.

-Почему Батый повернул свои войска, не дойдя до Новгорода?

Возможные ответы (учеб. с.110):

-мощные укрепления Новгорода; хорошо подготовленное войско;

-потери монголов в битвах с русскими ратями;

-отсутствие достаточных запасов продовольствия и фуража у монголов;

-приближение весенней распутицы в условиях лесисто-болотистой местности;

-непригодность северных земель для кочевого скотоводства;

-стремление сохранить северные торговые пути, проходившие через Новгород.

4 группа. "Злой город Козельск".

-Почему монголы прозвали Козельск "злым городом"?

-Какое впечатление произвело на вас повествование о героической обороне Козельска?

-Подумайте, какое влияние оборона Козельска могла оказать на дальнейшие завоевательные планы хана Батыя?

4. Поход на Юго-Западную Русь.

Весной 1239 г. захвачены города Переяславль, Чернигов. Авангард монголов побывал у Киева.

5 группа. Осень 1240 г. - Осада монголами Киева.

Князь Михаил бежал из города. Даниил Галицкий послал в Киев воеводу Дмитра.

-Какими словами летописец рисует силу монгольского войска?

-Какую тактику использовали монголы при захвате Киева?

-Как горожане защищали свой город?

-Где укрылись последние защитники?

-Почему Батый сохранил жизнь воеводе Дмитру?

Монголы подвергли разорению юго-западные княжества. Захватили Владимир-Волынский и Галич. Смогли уцелеть лишь наиболее укрепленные города, такие, как Кременец и Холм.

5. Вторжение в Центральную Европу.

Весной 1241 г. монголы вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию, Валахию, Трансильванию. В 1242 г. - вступили в Хорватию и Далмацию, дошли до берегов Адриатического моря. Папа Римский был готов объявить крестовый поход для спасения Европы. Но монголы были уже ослаблены упорным сопротивлением Руси и вернулись в низовья Волги. Покорить Европу Батый больше не пытался.

-Подумайте, как ожесточенное сопротивление Русских земель монгольскому нашествию повлияло на результат похода Батыя в Европу?

-Почему Батый повернул войска на восток, не дойдя до "последнего моря"? (известие о смерти кагана Угедэя и стремление повлиять на выборы нового кагана; распыление войска вследствие необходимости контролировать обширные территории, захваченные в

ходе завоеваний; непригодность территорий Европы для расселения и хозяйства кочевников).

6. Итоги монгольского вторжения на Русь.

Мнения историков о последствиях монгольского нашествия (Приложение 3)

Таким образом, несмотря на героическое сопротивление русского народа, Русь была разорена монголами. но ожесточенная борьба ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу покорения всей Европы.

"Русские необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной Россией. " (А.С. Пушкин)

IV. Подведение итогов урока

Ответ на проблемные вопросы:

-Дружинники и жители русских городов сражались храбро. Почему же тогда победили монголы?

-Можно ли назвать 1237-1240 гг. временем трагическим и героическим?

Д/з: параграф 12, вопр. 1, 2 (1 уровень), 4 (2 уровень), 5, 6 (3 уровень).

1. История Отечества: люди, идеи. решения". М., 1991.

2. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские княжества в XIII-XV вв. - М., 1990.

3. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. - М., 1998.

4. Кучкин В. Русь под игом: как это было. - М., 1991.

5. Скрынников Р.Г. Русская история IX-XVII вв.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока истории в 6 классе по теме "Походы Батыя на Русь" включает в себя технологическую карту урока, презентацию, задания для групп, рабочие листы.

БИЛЕТИК на ВЫХОД

Ответьте себе каждый на следующие вопросы:

1). 3 самых важных момента которые я сегодня узнал…

2). Что я не понял.

3). Комментарий или вопрос, который у меня возник.

БИЛЕТИК на ВЫХОД

Ответьте себе каждый на следующие вопросы:

1). 3 самых важных момента которые я сегодня узнал…

2). Что я не понял.

3). Комментарий или вопрос, который у меня возник.

-Изучите карту на стр. 140, какую информацию вы можете получить с помощью нее?;

-Проследите по карте путь Батыя (какими условными обозначениями он отображен?);

-Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и города которые были захвачены монголо - татарами;

- Сколько лет сопротивлялась Русь монголам?

Какие государства на западе также подверглись нашествию монголов?

-Изучите карту на стр. 140, какую информацию вы можете получить с помощью нее?;

-Проследите по карте путь Батыя (какими условными обозначениями он отображен?);

-Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и города которые были захвачены монголо - татарами;

- Сколько лет сопротивлялась Русь монголам?

Какие государства на западе также подверглись нашествию монголов?

-Изучите карту на стр. 140, какую информацию вы можете получить с помощью нее?;

-Проследите по карте путь Батыя (какими условными обозначениями он отображен?);

-Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и города которые были захвачены монголо - татарами;

- Сколько лет сопротивлялась Русь монголам?

Какие государства на западе также подверглись нашествию монголов?

-Изучите карту на стр. 140, какую информацию вы можете получить с помощью нее?;

-Проследите по карте путь Батыя (какими условными обозначениями он отображен?);

-Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и города которые были захвачены монголо - татарами;

- Сколько лет сопротивлялась Русь монголам?

Какие государства на западе также подверглись нашествию монголов?

1.Познакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы к нему.

"В 1223 году явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера. Половцы не могли противиться им и побежали к Днепру. Хан их Котян был тесть Мстиславу Галицкому; он пришел с поклоном к князю, зятю своему, и ко всем князьям русским. и сказал: Татары отняли нашу землю нынче, а завтра вашу возьмут, так защитите нас; если не поможете нам, то мы нынче будем иссечены, а вы будете завтра иссечены."

По данным Лаврентьевской летописи, битва на реке Калке произошла 31 мая 1223 года. Войска, переправившиеся через реку были почти полностью уничтожены. Натиск храброй дружины Мстислава Удалого, который едва не прорвал ряды кочевников, не был поддержан другими князьями и все его атаки были отбиты. Половецкие отряды, не выдержав ударов монгольской конницы, побежали, расстроив боевые порядки русского войска. Лагерь Мстислава Киевского, разбитый на другом берегу и сильно укрепленный, войска Джебе и Субэдея штурмовали 3 дня и смогли взять только хитростью и коварством, когда князь, поверив обещаниям Субэдэя, прекратил сопротивление. В результате этого Мстислав Добрый и его окружение были зверски уничтожены, Мстислав Удалой бежал. Потери русских в этой битве были очень велики, шесть князей были убиты, из воинов домой вернулась только десятая часть.

Вопросы к тексту:

При каких обстоятельствах впервые встретились русские и монгольские войска?

Что заставило южнорусских князей объединиться с половцами для борьбы с монголами?

Чем закончилась битва?

2.Обратитесь к карте на странице 140 и найдите место сражения, которому был посвящен прочитанный вами документ. Какими условными обозначениями отображены места и годы важнейших сражений?

1.Познакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы к нему.

"В 1223 году явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера. Половцы не могли противиться им и побежали к Днепру. Хан их Котян был тесть Мстиславу Галицкому; он пришел с поклоном к князю, зятю своему, и ко всем князьям русским. и сказал: Татары отняли нашу землю нынче, а завтра вашу возьмут, так защитите нас; если не поможете нам, то мы нынче будем иссечены, а вы будете завтра иссечены."

По данным Лаврентьевской летописи, битва на реке Калке произошла 31 мая 1223 года. Войска, переправившиеся через реку были почти полностью уничтожены. Натиск храброй дружины Мстислава Удалого, который едва не прорвал ряды кочевников, не был поддержан другими князьями и все его атаки были отбиты. Половецкие отряды, не выдержав ударов монгольской конницы, побежали, расстроив боевые порядки русского войска. Лагерь Мстислава Киевского, разбитый на другом берегу и сильно укрепленный, войска Джебе и Субэдея штурмовали 3 дня и смогли взять только хитростью и коварством, когда князь, поверив обещаниям Субэдэя, прекратил сопротивление. В результате этого Мстислав Добрый и его окружение были зверски уничтожены, Мстислав Удалой бежал. Потери русских в этой битве были очень велики, шесть князей были убиты, из воинов домой вернулась только десятая часть .

Вопросы к тексту:

При каких обстоятельствах впервые встретились русские и монгольские войска?

Что заставило южнорусских князей объединиться с половцами для борьбы с монголами?

Чем закончилась битва?

2.Обратитесь к карте на странице 140 и найдите место сражения, которому был посвящен прочитанный вами документ. Какими условными обозначениями отображены места и годы важнейших сражений?

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 128 -130 (пункт 2) и ответьте на вопросы:

1.В каком году начался великий монгольский поход в Европу?

2.Кто возглавил этот поход?

3.Какому событию посвящены иллюстрации на стр. 129? Что вы о нем узнали?

4.Какие еще города Руси были захвачены монголами?

6.Расскажите о сражении которое произошло 4 марта 1238 года.

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 128 -130 (пункт 2) и ответьте на вопросы:

1.В каком году начался великий монгольский поход в Европу?

2.Кто возглавил этот поход?

3.Какому событию посвящены иллюстрации на стр. 129? Что вы о нем узнали?

4.Какие еще города Руси были захвачены монголами?

6.Расскажите о сражении которое произошло 4 марта 1238 года.

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 128 -130 (пункт 2) и ответьте на вопросы:

1.В каком году начался великий монгольский поход в Европу?

2.Кто возглавил этот поход?

3.Какому событию посвящены иллюстрации на стр. 129? Что вы о нем узнали?

4.Какие еще города Руси были захвачены монголами?

6.Расскажите о сражении которое произошло 4 марта 1238 года.

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 128 -130 (пункт 2) и ответьте на вопросы:

1.В каком году начался великий монгольский поход в Европу? Кто возглавил этот поход?

2.Какому событию посвящены иллюстрации на стр. 129? Что вы о нем узнали?

3.Какие еще города Руси были захвачены монголами?

5.Расскажите о сражении которое произошло 4 марта 1238 года.

Задания: 1. Подчеркните одной чертой причины поражения русских воинов и князей в борьбе против Батыя, на которые указывает летописец. 2. Подчеркните волнистой линией строки, где летописец говорит о мужестве русских людей.

3. Подчеркните двумя чертами строки, в которых летописец отмечает военную силу монголов.

Задания: 1. Подчеркните одной чертой причины поражения русских воинов и князей в борьбе против Батыя, на которые указывает летописец. 2. Подчеркните волнистой линией строки, где летописец говорит о мужестве русских людей.

3. Подчеркните двумя чертами строки, в которых летописец отмечает военную силу монголов.

1)Изучите карту на стр. 140, можно ли проследить по ней походы Батыя? Определите какие Западные государства подверглись нашествию монголов?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 130-131 (пункт 3) и ответьте на вопросы:

-как в Европе относились к нашествию Батыя?

-почему Батый после столь удачных походов не продолжил свой путь на запад? Когда закончился великий монгольский поход в Европу?

-Куда отправился Батый после окончания похода?

1)Изучите карту на стр. 140, можно ли проследить по ней походы Батыя? Определите какие Западные государства подверглись нашествию монголов?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 130-131 (пункт 3) и ответьте на вопросы:

-как в Европе относились к нашествию Батыя?

-почему Батый после столь удачных походов не продолжил свой путь на запад? Когда закончился великий монгольский поход в Европу?

-Куда отправился Батый после окончания похода?

1)Изучите карту на стр. 140, можно ли проследить по ней походы Батыя? Определите какие Западные государства подверглись нашествию монголов?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 130-131 (пункт 3) и ответьте на вопросы:

-как в Европе относились к нашествию Батыя?

-почему Батый после столь удачных походов не продолжил свой путь на запад? Когда закончился великий монгольский поход в Европу?

-Куда отправился Батый после окончания похода?

1)Изучите карту на стр. 140, можно ли проследить по ней походы Батыя? Определите какие Западные государства подверглись нашествию монголов?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 130-131 (пункт 3) и ответьте на вопросы:

-как в Европе относились к нашествию Батыя?

-почему Батый после столь удачных походов не продолжил свой путь на запад? Когда закончился великий монгольский поход в Европу?

-Куда отправился Батый после окончания похода?

1)Изучите карту на стр. 140 и ответьте на вопросы:

-Какие русские города и западные государства удалось захватить монголам?

-В каком году Батый прервал свой великий поход в Европу и отправился в обратный путь?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 132 (4 пункт), выполните задание и ответьте на вопрос: 1. Выделите три основные причины побед монголов. 2.Откуда у кочевников - монголов были современные орудия для взятия городов и отличное оружие?

1)Изучите карту на стр. 140 и ответьте на вопросы:

-Какие русские города и западные государства удалось захватить монголам?

-В каком году Батый прервал свой великий поход в Европу и отправился в обратный путь?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 132 (4 пункт), выполните задание и ответьте на вопрос: 1. Выделите три основные причины побед монголов. 2.Откуда у кочевников - монголов были современные орудия для взятия городов и отличное оружие?

1)Изучите карту на стр. 140 и ответьте на вопросы:

-Какие русские города и западные государства удалось захватить монголам?

-В каком году Батый прервал свой великий поход в Европу и отправился в обратный путь?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 132 (4 пункт), выполните задание и ответьте на вопрос: 1. Выделите три основные причины побед монголов. 2.Откуда у кочевников - монголов были современные орудия для взятия городов и отличное оружие?

1)Изучите карту на стр. 140 и ответьте на вопросы:

-Какие русские города и западные государства удалось захватить монголам?

-В каком году Батый прервал свой великий поход в Европу и отправился в обратный путь?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 132 (4 пункт), выполните задание и ответьте на вопрос: 1. Выделите три основные причины побед монголов. 2.Откуда у кочевников - монголов были современные орудия для взятия городов и отличное оружие?

Рабочий лист по теме ____________________________ _________________________(Ф.И. и класс)

Задание №1 Внимательно посмотрите видеофрагмент и продолжите предложения.

1.Основными занятиями монголов были _____________________________________________________.

2.После смерти Есугей -Багатура ханом стал ______________. В последствии он получил прозвище _______________.

3. Черты характера, благодаря которым наследнику Есугей- Багатура удалось подчинить соседние земли - ___________________

Задание 2. Заполни пропуски в тексте.

1.В 1223 г. состоялась битва на реке _________ между объединенными половецко - русскими отрядами и монголами. Эта битва закончилась ___________________________.

2.В ________году начался великий монгольский поход на Европу. Его возглавил ______.

Первым русским городом, подвергшимся разорению стала _________________________.

В след за ней были разорены ___________________________________________________.

4.После удара по Юго - Западной Руси кочевники дальше на запад в Европу и захватили ­­

5. Но в ________ году походы в Европу прекратились. Батый направился в низовье реки Волги и здесь в 1243 г. основал столицу своего улуса город _____________.

2)Рязани удалось выстоять под натиском монголов и объединить Русь перед лицом внешней угрозы.

3)В начале 1238 г. жертвой монгольских орд стали Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль и Тверь

4)Нашествию монголов подверглись также Польша и Венгрия.

5)Батый дошел до Парижа и захватил этот город.

6)Одной из причин побед монголов была разобщенность русских земель.

Рабочий лист по теме____________________________ ________________________(Ф.И. и класс)

Задание №1 Внимательно посмотрите видеофрагмент и продолжите предложения.

1.Основными занятиями монголов были _____________________________________________________.

2.После смерти Есугей - Багатура ханом стал ______________. В последствии он получил прозвище _______________.

3. Черты характера, благодаря которым наследнику Есугей - Багатура удалось подчинить соседние земли - ___________________

Задание 2. Заполни пропуски в тексте.

1.В 1223 г. состоялась битва на реке _________ между объединенными половецко - русскими отрядами и монголами. Эта битва закончилась ___________________________.

2.В ________году начался великий монгольский поход на Европу. Его возглавил ______.

Первым русским городом, подвергшимся разорению стала _________________________.

В след за ней были разорены ___________________________________________________.

4.После удара по Юго - Западной Руси кочевники дальше на запад в Европу и захватили ­­

5. Но в ________ году походы в Европу прекратились. Батый направился в низовье реки Волги и здесь в 1243 г. основал столицу своего улуса город _____________.

2)Рязани удалось выстоять под натиском монголов и объединить Русь перед лицом внешней угрозы.

3)В начале 1238 г. жертвой монгольских орд стали Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль и Тверь

Читайте также: