Антоний погорельский страницы биографии сказка черная курица или подземные жители конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Предметные умения: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши, воспринимать и анализировать текст, сопоставлять народную и литературную сказки, определять, что их отличает, а что сближает, формулировать идейное содержание, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом процессе, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, использует знаковые средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с одноклассниками и (или) учителем, участвует в общей беседе, в то же самое время соблюдая правила речевого поведения.

Пояснение учителя, аналитическое чтение, беседа; анализ текста, проектная деятельность, репродуктивный метод обучения (наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний и способов действия).

Основной при этом является дидактическая структура, состоящая из основного компонента - актуализации прежних знаний и способов действий учащихся, а также - организация начала урока, всесторонняя проверка знаний, подведение итогов урока, информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Из Стандарта основного общего образования по литературе:
В результате изучения литературы ученик должен знать:

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

- ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

Организационный момент: 3 минуты

Дидактическая цель - подготовка учащихся к работе на занятии.

Постановка целей и задач урока (целеполагание и мотивация)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Вопросы для учащихся, вызывающие мыслительную деятельность

Лицо, глаза, улыбка и т.д.

Поступки, речь, поведение, отношение к другим, характер, увлечения

Необходима тема для общения

Рассуждают над эпиграфом

Отвечают на вопросы учителя

Рассуждают о произведении, прочитанном дома

Формулирование учащимися целей своей работы

Я приветствую вас на уроке литературы.

Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться

Когда вы смотрели на своих одноклассников, на меня, на что вы обращали внимание?

Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, вы узнаете больше друг о друге, потому что мы будем видеть друг друга, будем общаться. А что необходимо, чтобы состоялось общение?

Знакомясь с новым автором и его произведением, какие цели мы можем поставить перед собой?

А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

Актуализация знаний учащихся по изученному ранее материалу: 5 минут

Дидактическая цель – устранить пробелы в знания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.

Актуализация прошлого опыта

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Сказочный зачин “жил-был”

Волшебное число “3” – три сна

Волшебный предмет – конопляное зёрнышко

Курица разговаривает с Алёшей

Добро победило зло

И плохой, и хороший

Герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей.

Указывается точное географическое расположение пансиона, имя и возраст мальчика, особые слова – отражены черты того времени

Здесь больше волшебного

Возможно, вы заметили, что говоря о произведении А. Погорельского, я ни разу не определила его жанровую принадлежность. Что это: рассказ, повесть, басня, сказка, роман? Обсудите в парах и докажите свою мысль.

У этой сказки есть автор, значит она…

На какие виды делятся народные сказки?

А нашу авторскую сказку к какому виду мы отнесем?

Санкт-Петербург, Васильевский остров, пансион. Что же тут сказочного? Это же не тридевятое царство, а реальный город.

Как вы думаете, могло ли быть такое подробное описание в народной сказке?

Похож ли главный герой - Алеша - на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

Кроме этого, сюжет - ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу - имеет много подробных описаний, благодаря которым мы хорошо представляем себе обстановку, в которой жил мальчик, и словно бы переживаем те чувства, которые были в его душе.

В народной сказке такого нет.

Итак, подытожим – чем отличается литературная сказка от народной?

Почему же, несмотря ни на что, мы называем сказку Погорельского волшебной?

Сделаем вывод,: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.

Не случайно вы начали изучение сказок с народных, а потом перешли к авторским. Ведь именно народные сказки сыграли большую роль в развитии русской литературы. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой, Салтыков – Щедрин и Лесков. Всех не перечесть…..

А. Погорельский, издавший несколько книг для взрослых, тоже однажды решил написать сказку, которая стала первой русской авторской сказкой в прозе для детей.

Для кого, зачем он ее написал?

Контроль домашнего задания: 10 минут

Дидактическая цель - установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Он изменился, стал хуже

Добрым, послушным, заботливым, скромным

В гостях у подземных жителей – он не хотел награды, думая, что не заслужил

Появилось волшебное зернышко, не надо было трудиться, возомнил себя лучше других

Черствым, высокомерным, заносчивым, невежливым

Давайте посмотрим, как вы знаете содержание сказки, ее главных героев!

Два ученика, работая в паре, приводят в порядок основные события сказки.

1. Алеша проявляет необыкновенные способности.

2. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

3. Алеша в подземном королевстве.

4. Спасение Чернушки.

5. Прощание с министром.

7. Жизнь Алеши в пансионате.

8. Болезнь и выздоровление.

Упорядоченный ход событий.

1. Жизнь Алеши в пансионате.

2. Спасение Чернушки.

3. Алеша в подземном королевстве.

4. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

5. Алеша проявляет необыкновенные способности.

7. Прощание с министром.

8. Болезнь и выздоровление.

В это время проводится фронтальный опрос - викторина (за правильный ответ – зернышко) блиц-опрос

1. Почему главного героя зовут Алеша? Почему Погорельский для своего героя выбрал такое имя?

2. Почему Алёша остался один в пансионате? (Все ученики уехали на каникулы)

3. Что было его утешением в часы одиночества? (Чтение книг, игра с курочками во дворе)

4. Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)

5. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала. Отдал кухарке империал)

6. Чего испугался Алёша ночью после того, как спас курочку ? (Зашевелилась простынь на соседней кровати, и из-под неё вышла курочка)

7. Как Чернушка справилась с рыцарями? (Распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая и отбивалась от рыцарей)

8. Куда привела Чернушка мальчика? (В Подземное царство)

9. Кем оказалась курица в Подземном царстве? (Главным министром)

10. Какое желание загадал Алёша на приёме у короля? (Чтобы он всегда знал урок, не уча его)

11. Что подарил Алёше король, чтобы желание исполнилось? (Зёрнышко)

12. Какое условие поставил король Алёше? (Никому не рассказывать про подземелье)

13. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? (Он удивился, что Алёша оказался таким ленивым, покачал головой)

14. Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей? (Крысы, кроты, хорьки)

15. Сколько раз являлась Чернушка Алеше во сне? (4)

16. Доставляла ли Алёше удовольствия похвала за отличные ответы?

17. Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко?

18. Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?

19. А сдержал ли Алеша обещание не выдавать тайну подземных жителей?

20. А почему больше всех пострадала Чернушка?

21. Упрекает ли Чернушка Алешу, обвиняет ли его в несчастье, постигшем подземных жителей?

22. А почему же все-таки министр Чернушка простил Алешу? ( Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него).

23. Как заканчивается сказка?

А теперь посмотрим, какой план сказки получился у ваших одноклассников. Уч.1, все ли верно?

Молодцы, вы хорошо знаете содержание сказки, значит, мы может усложнить нашу работу!

В начале урока мы сказали, что Алеша похож на нас с вами, он совсем не сказочный герой – и плохой, и хороший.

За добрый поступок ему дали волшебное зернышко, с помощью которого Алеша решил ??

И что из этого вышло?

На доске находятся слова, пара учеников распределяет слова в два столбика

Эпиграф:

Не для того дан вам ум,
чтобы вы во зло его употребили.
А.Погорельский

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить с автором и его произведением, создать атмосферу погружения в сказку и выявить идею произведения.
  • Развивающая: развивать внимание, навыки выразительного чтения, умение анализировать текст; творческую, речевую и мыслительную активность; инсценирование; формировать навыки устной монологической речи;
  • Воспитательная: воспитывать честность, доброту, благородство, трудолюбие, чувство взаимоподдержки, самоотверженность, умение нести ответственность за свои поступки

Методические приёмы:

  • беседа по вопросам,
  • выразительное чтение,
  • пересказ эпизодов,
  • словарная работа,
  • работа с текстом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

-Я думаю, что вопросы настоящей дружбы вас интересуют не меньше, чем нас, взрослых.

А что важно в дружбе для вас?

(В дружбе важны симпатии по отношению друг к другу, уступчивость, взаимопонимание.

Нужно ценить дружбу, приносить радость друзьям.

Для меня важным в дружбе является взаимное стремление поделиться своими мыслями, душевными переживаниями.

Дружба крепнет тогда, когда у людей есть общие интересы, когда им постоянно хочется быть вместе).

- Вот о чем я хотела бы поговорить с вами, потому что каждый из вас (или многие) ищет опору, чтобы дышать, любить, дружить, быть любимыми другими людьми. Особо притягательна история мальчика Алеши, рассказанная А.Погорельским. В истории русской литературы с именем А. Погорельского связано возникновение в 20-х годах 19 века романтической прозы. Его произведения утверждают такие нравственные ценности, как честность, бескорыстие, высоту чувств, веру в добро, и тем близки современному читателю.

3. Реализация образовательной цели

Учитель: Второе столетие живет сказка. Ее любил перечитывать своим детям Л.Н.Толстой, с большим удовольствием слушаете и читаете вы.

- Каковы ваши впечатления? Понравилась ли вам сказка?

-Какой эпизод вам показался самым интересным? Перескажите его? Помните, что эта сказка волшебная. Поэтому, пересказывая любимые эпизоды, сохраните сказочный, старинный стиль.

Пересказ любимых эпизодов

Цель: дать возможность ребятам войти в мир волшебной сказки и, подчиняясь воле автора, открыть для себя сокровища её мудрости.

Беседа с ребятами по сказке

Цель: дать возможность детям живо воспринять заботы, радости, печали маленького воспитанника частного пансиона Алёши; осознать при этом ясную и такую важную для них мысль о необходимости воспитывать в себе трудолюбие, честность, самоотверженность, благородство, преодолевать эгоизм, леность, себялюбие, душевную чёрствость.

- А что в этой сказке правда, а что вымысел?

- Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша)

- Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).

Родители Алёши живут далеко-далеко от Петербурга. Заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед, отдали Алёшу в пансион и возвратились домой. Ему очень одиноко, часто бывает скучно, а иногда даже и грустно.

- Но обратите внимание, ребята, как славно рассказывает Погорельский о своем десятилетнем герое, достойно преодолевающем одиночество! Алеша умненький, добрый, терпеливый мальчик, и автору он тоже мил. С каким чувством юмора пишет он о том, как «Алешу заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок для праздничного стола в честь директора пансиона.

4. Диагностика

Словарная работа

Выразительное чтение описания больших хлопот для праздничного стола в честь директора пансиона

- Как вы думаете, зачем эти длинные перечисления вкусных блюд и праздничных нарядов? Ведь не о них же сказка? (Все забыли про Алёшу, он остался один, ему скучно и грустно).

- А Алёша справляется с ним, со своим одиночеством? (Да. Ему помогают книги: рыцарские романы и волшебные повести.
Он тоже ждёт волшебства: смотрит в дырочки забора, принимает участие в жизни курочек, в частности, Чернушки. У него очень сильное воображение. Во сне он рыцарь, как герой прочитанных книг).

- Автор подчеркивает доброту Алёши. А когда доброта Алёшиного нрава проявляется? (Например, он воображал, что директор пансиона должен быть какой-нибудь знаменитый рыцарь в блестящих латах и в шлеме с большими перьями, но увидел не шлем пернатый, а просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой был маленький пучок. И Алёше стало жалко этого человека).

(У Алёши доброе сердце. Он спас курицу от неминуемой смерти. Кухарка поймала Чернушку, чтобы зарезать её. Алёша помешал кухарке, отдал ей всё своё состояние - Золотой империал, который берёг пуще глаза своего).

- Итак, что вы узнали о главном герое сказки, о его жизни в пансионе?

5. Заключительный этап

6. Домашнее задание

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.

Двоемирие – принцип изображения действительности в литературе романтизма. Центральное понятие романтического жанра. В основе – противоречие между романтическим идеалом и низменной действительностью.

Сказка – один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

Пансион (французский pension, от латинского pensio, буквально - взвешивание; взвешивание платёжного средства, платёж) – закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.

Список литературы

Обязательная литература:

Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с

Дополнительная литература:

Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256

Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80

Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Антоний Погорельский прожил короткую, но весьма насыщенную жизнь. Его настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский. Псевдоним был взят по названию родового имения Погорельцы.

Это был один из образованнейших людей России того времени, участник Отечественной войны 1812 года, современник Александра Сергеевича Пушкина, его литературный соратник и друг. Будучи внебрачным сыном графа Разумовского, будущий писатель получил отличное домашнее образование, затем стал студентом Московского университета. Родители гордились юношей, который спустя два года после обучения в университете получил степень доктора философских и словесных наук. С ранних лет мальчик с особым интересом относился к литературе.

В сказке представлено два плана: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Два мира соединяет образ Чернушки, которая в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр. С волшебной сказкой произведение роднит и наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора.

Король сказочной страны за спасение своего главного министра Чернушки – предлагает Алёше загадать желание. И с этого момента начинается череда ошибок мальчика, которая и приводит к печальным последствиям. Алёша загадывает, чтобы всегда знать урок свой, не прикладывая к этому усилий. Король опечален таким неблаговидным желанием, но всё-таки он исполняет своё обещание, вручив мальчику волшебное конопляное семечко. Алёша вначале чувствует неловкость, когда его хвалят за хороший ответ: внутренний голос твердит, что он не заслуживает похвалы, ведь урок этот не стоит ему никакого труда.

Погорельский обладал удивительным искусством соединять правду жизни с фантастикой. В этой сказке очень хорошо описан старый Петербург, пансион, в котором учился Алёша, быт того времени, и так же ярко изображены: волшебное государство и чёрная курица, которая была подземным министром.

Мудрость этой сказки близка нам. И недаром ее любил Лев Николаевич Толстой и ставил её рядом с теми книгами, которые произвели на него в детстве сильное впечатление.

Теоретический материал для углублённого изучения

Сказка раскрывает внутренний мир ребёнка, особенности его психологии, мышления, формирования характера и предшествует произведениям С. Т. Аксакова и Л. Н. Толстого, на которого она произвела в детстве очень большое впечатление.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы…

Варианты ответа:

Играть на клавесине

Кататься на коньках

Задание опирается на сюжет изученной сказки. Вспомнив основные события сказки и дружбу главного героя с курицей Чернушкой, можно сделать вывод, что правильный ответ: кормить курочек.

В предложенном фрагменте найдите и выделите цветом сравнение.

«Когда он выходил из курятника, ему показалось, что глаза у Чернушки светятся в темноте, как звёздочки, и что она тихонько ему говорит:

– Алёша, Алёша! Останься со мною!


познакомить учащихся с личностью А. Погорельского; - показать, в чем нравоучительный смысл сказки; - повторить знания учащихся о сказке; - развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы; - развивать умение обобщать проанализированный материал; - продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки; - духовно – нравственное воспитание учащихся.

Содержимое разработки

Урок литературы в 5 классе

Цель урока: формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"; развитие навыков выразительного чтения. Сказочное и реальное в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;

- показать, в чем нравоучительный смысл сказки;

- повторить знания учащихся о сказке;

- развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;

- развивать умение обобщать проанализированный материал;

- продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;

- духовно – нравственное воспитание учащихся.

Оформление записей в тетради. Работа с эпиграфом. Откройте тетради, запишите число и тему: «Антоний Погорельский "Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).

Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование учащимися целей урока)

Актуализация знаний.

Что такое сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)

Какие виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная сказка от народной? Какие народные сказки знаете?

4. Слово учителя.

- Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков. Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века. Сказочная стихия проникала во все жанры литературы - поэму, повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой, Салтыков - Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

- Со сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?

- Что вы знаете об авторе этой сказки?

Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось "Погорельцы", и это имя стало связано с ним навсегда.

Итак, я хочу пригласить вас в путешествие по страницам необычайного произведения Антония Погорельского.

– В какое время происходят события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех пор? Все ли слова были понятны?

Ребята, пояснения незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае затруднения вы можете к ним обратиться.

Кто же главный герой этого произведения?

Кто такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша оказался в пансионе)

Давайте сейчас вспомним, какая с ним произошла история. .Проведём это в форме краткого пересказа эпизодов с помощью иллюстраций – слайдов к сказке.

Работаем в группах.

Расскажите о любимых занятиях Алеши.

Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

Кого ждали в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?

Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)

Куда Чернушка повела Алешу?

Кого испугался Алеша и почему?

Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)

Почему в первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

Как Алеше все – таки удалось попасть в Подземное царство?

Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

Что увидел мальчик в подземном царстве?

Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

Как отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

Найдите в тексте и прочитайте описание сада в Подземном царстве

Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

На кого охотятся в Подземном царстве?

Что узнал Алеша о жителях Подземного царства?

О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

Как ведёт себя Алёша после подарка короля?

Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

Как был наказан мальчик?

Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

Что произошло с министром (Чернушкой) и жителями Подземного царства после предательства Алеши?

Аналитическая беседа. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Ребята, мы завершили обсуждение содержания произведения Погорельского. — Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими? -, (волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

курица разговаривает с Алёшей.

А есть ли отличие этой сказки от народной?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

- Это литературная сказка

— Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?
— Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
— Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.
— Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.
Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад.
Дети могут удивиться тому, какие уроки (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика.
В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся сравнивать.
— Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу?
Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
— Чему учит пример превращения Алеши? (Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. )

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее задание

Читайте также: