Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач конспект

Обновлено: 04.07.2024

В процессе совместной службы военнослужащие постоянно взаимодействуют друг с другом. В ходе коллективного выполнения учебно-боевых задач, в столовой, у телевизора, на спортивной площадке и т.д. между ними могут возникать самые различные противоречия. Они, как показывает практика, неизбежны. Конфликты между людьми, в переводе с латинского называются столкновение.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов в межличностных или межгрупповых отношениях.
Конфликт, возникающий между отдельными военнослужащими, называется межличностным. Если он происходит между подчиненным и непосредственным или прямым начальником, то называется конфликтом по вертикали. Если между военнослужащими, не находящимися в отношениях подчиненности, то это конфликт по горизонтали.
Основные признаки конфликта:
- наличие противоречия между людьми;
- взаимное противодействие, направленное на защиту кем-либо своих интересов, блокировку действий другого, нанесение ему ущерба;
- формирование негативного отношения друг к другу в виде проявления негативных эмоций.
Объективными причинами конфликтов являются: недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности материальных и духовных благ; бытовая неустроенность военных городков; слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения межличностных противоречий и др.
Субъективные причины конфликтов: индивидуально-психологические особенности, связанные с недостаточностью культуры общения, завышенной самооценкой, стремлением стать лидером в коллективе любыми путями и т.п.; негативные традиции в коллективе; наличие в подразделении микрогрупп с отрицательной направленностью и другие.
Своевременное разрешение возникшего конфликта выгодно всем противоборствующим сторонам и воинскому коллективу в целом. Рассмотрим некоторые условия успешного разрешения конфликтов.
1. Прекращение конфликтного взаимодействия является первым и очевидным условием начала разрешения любого конфликта. До тех пор пока конфликтующие стороны будут предпринимать какие-то меры по усилению позиции одного или ослаблению позиции другого с помощью психического или физического насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.
2. Следующим условием является поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения. Это двусторонний процесс предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другого. Если вы хотите разрешить конфликт, то должны сосредоточиться на интересах, которых добиваетесь, а не на личности оппонента. Кроме того, при необходимости возможна коррекция своих притязаний и требований в направлении учета интересов другого.
3. Главное при разрешении конфликтов - постараться снизить интенсивность негативных эмоций. Конфликтующие стороны обычно находятся в состоянии высокой психической напряженности, стресса. У них высокий уровень тревожности, ожидания возможных неудач.
На этапе разрешения конфликта, будь он кратковременным или длительным, довольно устойчиво сохраняется негативное отношение друг к другу. Оно выражается как в восприятии другого, установке, мнении о нем, так и в негативных эмоциях по отношению к нему. Причем, чем острее и длительнее конфликт, тем выраженнее это отношение проявляется. Поэтому, чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо снизить или хотя бы наметить тенденцию к смягчению этого негативного отношения.
Во многих воинских частях имеются штатные психологи. Обращение к ним за помощью и советом в случае затруднений во взаимоотношениях с сослуживцами - наиболее верный путь. Кроме того, любому человеку, несомненно, поможет чтение специально подобранной литературы, которую поможет выбрать тот же специалист.
4. Одновременно для снижения негативных эмоций по отношению к тому, с кем вы в конфликте, целесообразно перестать видеть в нем врага, противника, изменить свое мнение о нем.
Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, предпочтительнее решать сообща. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий, что ведет к фиксации справедливых, правильных и несправедливых, необдуманных действий. Практика показывает, что в ходе конфликта зачастую оба конфликтующих предпринимают шаги, которые сомнительны с правовой или нравственной точки зрения. Выявление и признание собственных ошибок и просчетов снижают негативное отношение к другому участнику конфликта.
Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого.
В-третьих, целесообразно выделить рациональное, конструктивное начало в поведении или даже в намерениях другого.
В каждом человеке есть что-то положительное, и на него необходимо опереться при разрешении конфликта.
5. Большое значение имеют меры, направленные на снижение негативных эмоций противоположной стороны. В конфликтах возрастает агрессивность его участников. В основном она направлена на других (примерно 75% случаев), характерно применение наступательных тактик. Реже встречается агрессия, направленная на себя. В ходе конфликта такой оппонент больше обороняется, тяжело переживает противоборство, склонен к компромиссам.
Среди мер, снижающих негативные эмоции, выделяют такие, как: положительная оценка некоторых действий другого, готовность идти на уступки или сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для него, критичное отношение к самому себе, прерывание под значимым предлогом общения на некоторое время, спокойное и уравновешенное собственное поведение и др.
6. Когда стороны в той или иной степени интегрируют свои усилия по завершению конфликта, необходимым является учет статусов (должностного положения) друг друга. Сторона, занимающая в конкретной ситуации взаимодействия подчиненное положение или имеющая статус младшего, должна четко осознавать пределы тех уступок, которые может себе позволить старший. Завышенные или радикальные требования могут спровоцировать более сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.
7. Важно знать еще одно немаловажное условие - выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей данным обстоятельствам. Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе. Принято выделять пять основных стратегий - соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление (см. схему 2).

Соперничество (упорствование в своей позиции) на завершающем этапе конфликта заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Такая стратегия наиболее типична для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более 70 % всех случаев в конфликте - это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить других принять свою точку зрения, во что бы то ни стало. Отсюда желание надавить на партнера, навязать свои желания, игнорируя интересы другой стороны.
Компромисс состоит в желании оппонента завершить конфликт определенной уступкой по некоторым вопросам своей позиции. Данная стратегия характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, желанием извиниться и готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания конфликтующим, что он и его соперник обладают равными возможностями и властными полномочиями; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением, когда другие решения оказались неэффективными (например, соперничество); угрозы потерять все.
Приспособление или уступка на завершающем этапе конфликта рассматривается как вынужденный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Данная стратегия означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и ее восстановления. Принять такую стратегию вынуждают различные обстоятельства. Это может быть осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с конфликтующим, сильная зависимость от него по служебным или личным интересам, незначительность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе конфликта, угроза еще более значительных негативных последствий, отсутствие любых шансов ни другой исход, давление третьей стороны.
Уход от решения проблемы или избежание ее обсуждения является собственно попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. Он отличается от аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что конфликтующий, как правило, переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью более активных стратегий (соперничества или компромисса). Собственно, разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Однако уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и даже конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт. Существует высокая вероятность, что если участник конфликта постарается проигнорировать действия противоположной стороны, уйти от решения, сменить тему или перенести внимание на что-нибудь другое, то конфликт разрешится сам собой. Если это не произойдет, то полученное время можно использовать для тщательной подготовки к решению проблемы.
Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте и его разрешения. Данная стратегия предполагает направленность конфликтующих на взаимовыгодное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как помощника, равного в поиске альтернативного решения. Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Он наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения -разработка долгосрочного взаимовыгодного решения.
Сочетание выбранных и реализуемых сторонами стратегий завершения конфликта определяет, каким же способом разрешится противоречие, лежащее в его основе.
Таким образом, проблема улучшения взаимоотношений, предупреждения и разрешения межличностных конфликтов достаточно сложна. Решение ее во многом определяется знанием сущности конфликта, способов его разрешения, готовностью и стремлением военнослужащих повысить свою общую и коммуникативную культуру.

Методические рекомендации
Офицерам по 0/77, заместителям командиров по воспитательной работе рекомендуется привлечь психологов для проведения инструкторско-методического занятия с руководителями групп. Специалистам необходимо провести с руководителями групп элементы активного занятия, разъясняя, на какие особенности поведения военнослужащих, вербальные и невербальные признаки повышенной конфликтности следует обращать внимание.
Целью освещения первого вопроса является достижение у обучаемых четких знаний о сущности и структуре взаимоотношений в воинском коллективе. Целесообразно раскрыть учебный вопрос в тесной связи с примерами из жизни подразделения. Поэтому в ходе проведения занятия необходимо их привести.
Во втором вопросе главное усилие необходимо сконцентрировать на формировании у обучаемых научного представления о сущности межличностного конфликта, его причинах, динамике протекания. При этом основное внимание надо уделить рассмотрению стратегий и конкретных способов разрешения конфликтных ситуаций в воинском коллективе.
В заключительной части руководителю необходимо сделать выводы, отметить наиболее активных на занятии, дать рекомендации по подготовке к беседе (семинару).

Читайте также: