Конспект в тетради жизнь и творчество о мандельштама

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе. 11 класс

( Жизнь и творчество Осипа

Мандельштама)

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством О.Мандельштама; передать дисгармонию, внутренне смятение, разочарование и душевную усталость поэта от времени, в котором он жил;

2. учить приемам анализа поэтических произведений поэта;

3. Формировать общие представления об историко- литературном процессе начала 20 века;

4. развивать навыки выразительного чтения, наблюдения, сравнения, анализа поэтического текста.

Задачи: обобщение и осмысление исторической ситуации в России начала 20 века, установление связей между эпохой и творчеством Мандельштама.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: портрет Мандельштама, выставка его произведений.

Эпиграф Когда читаю Мандельштама,

Я слышу музыку стихов,

Гомера дух и зов Приама,-

О, этот дивный зов веков!

Античный мир… Вот взгляд Елены…,

Ахейцев преданная рать,

И моря греческого пена-

Нахлынет – и обратно вспять!

О, бедный Осип! Если б знал ты,

Что над тобой повиснет рок,

На раковину из жемчужин

Сменил бы лавровый венок?

Татьяна Шевченко. ( 2006 г.)

Он явился как чудо

Актуализация опорных знаний.

Расскажите об акмеизме как литературном направлении.

Основные поэтические приемы акмеизма ?

Назовите наиболее ярких представителей акмеизма.

Что представлял из себя Цех поэтов?

III . Объявление темы и целей урока.

Когда читаю Мандельштама,

Я слышу музыку стихов,

Гомера дух и зов Приама,-

О, этот дивный зов веков!

Античный мир… Вот взгляд Елены…,

Ахейцев преданная рать,

И моря греческого пена-

Нахлынет – и обратно вспять!

О, бедный Осип! Если б знал ты,

Что над тобой повиснет Рок,

На раковину из жемчужин

Сменил бы лавровый венок.

Сегодня мы начинаем разговор о поэте, личность которого достойна восхищения. Это Осип Эмильевич Мандельштам. Познакомимся с его трагической биографией и его творчеством.

IV . Работа над темой урока.

Довольно лукавить: я знаю,

Что мне суждено умереть;

И я ничего не скрываю,

От Музы мне тайн не иметь…

И странно: мне любо сознанье,

Что я не умею дышать;

Туманное очарованье

И таинство есть – умирать…

И в зыбке качаюсь дремотно

И мудро безмолвствую я:

Решается бесповоротно

Грядущая вечность моя!

Это стихотворение, написанное в 1909 году, пророчески отразило трагическую судьбу поэта.

Осип Мандельштам родился в Варшаве 3-го января 1891 года, в еврейской семье, ведущей начало от курляндской ветви знаменитого раввинского рода Мандельштамов, давшей миру известных врачей и физиков, переводчиков Библии и знатоков литературы.

Его отец, Эмиль Вениаминович Мандельштам, купец первой гильдии, торговец кожей, самостоятельно изучил русский и немецкий языки, читал Шиллера и Гете в подлиннике.

Мать, Флора Осиповна, в девичестве Вербловская, родилась и выросла в Вильне. Она была учительницей музыки, обладала тонким художественным вкусом и сумела передать своим детям любовь к музыке и русской литературе

Из омута злого и вязкого

Я вырос, простынкой шурша,-

И страстно, и томно, и ласково

Запретною жизнью дыша.

И никну, никем не замеченный,

В голодный и тонкий приют,

Приветственным шелестом

встреченный

Коротких осенних минут.

Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами. В числе акмеистов входил в объединение Цех поэтов.

Камень, тяжесть, тростинка, птица – ключевые образы поэта. Архитектура приводит его к мысли о победе художественного замысла над бездушным материалом

V . Выразительное чтение и анализ стихотворения « Notre Dame « 1912

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика, - и, радостный и первый,

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план:

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame ,

Я изучал твои чудовищные ребра,

Тем чаще думал я : из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам.

Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.

О чем это стихотворение? Как воспринимает лирический герой собор? Какой вывод звучит в стихотворении?

( Предполагаемые ответы. Это стихотворение о соборе. Поэт восторженно его описывает: лирический герой видит собор легким, радостным, прекрасным, похожим на человека, построенным на противоречиях. В последней строфе вывод: из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам )

Обратите внимание на композицию стихотворения. Где находится лирический герой?

Какие чувства он испытывает?

Как поэт относится к мастерству древних зодчих? К какому выводу он приходит?

Учитель. В лирике Мандельштама на первом плане был не человек ( у него нет образа человека как такового), а его деяния, свидетельства его творческой работы.

Мандельштам – поэт камерного типа, хотя и откликавшийся на события своего времени.

Третий биограф.

- Ваше впечатление о стихотворении?

Учитель. В разгар гражданской войны Мандельштам очутился в Крыму и там был арестован отступающими белогвардейцами, которые приняли поэта за большевистского шпиона. Лишь усилия М.Волошина спасли Мандельштама от расстрела. Затем – Грузия, и опять Россия, куда он вернулся в 1922 году.

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не

А где хватит на полразговорца

Там помянут кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви,

И слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг его сброд толстокожих

Он играет услугами полулюдей.

Как подковы куют за указом указ-

Кому в лоб, кому в бровь, кому в пах,

Кому в глаз.

Что ни казнь у него, то малина

И широкая грудь осетина.

2 группа. Вмешались друзья. Обратились к Сталину и получили разрешение для Мандельштама: Жить в любом городе, кроме Москвы и Ленинграда. Мандельштамы выбрали Воронеж. Жить поэту оставалось четыре года. В Воронеже Мандельштаму живется трудно: нет работы, нет общения. Но появляются друзья, рождаются стихи. Воронежские стихи, созданные между 1935 – 1937 годами, проникнуты духом неповиновения.

В мае 1937 года истек срок воронежской ссылки. Поэт провел еще год в окрестностях Москвы, пытаясь добиться разрешения жить в столице. Он нищенствовал. Друзья и добрые знакомые помогали как могли. 2 мая 1938 его перед восходом солнца его снова арестовали. Приговорили к пяти годам каторжных работ и отправили в Западную Сибирь. По легенде, он умер в пересыльном лагере Вторая речка под Владивостоком. По официальным данным, он скончался 27 декабря 1938 года. Ему было 47 лет.

Я над ними склоняюсь, как над чашей,

В них заветных заметок не счесть-

Окровавленной юности нашей

Это черная нежная весть.

Тем же воздухом, так же над бездной

Я дышала когда-то в ночи,

В той ночи и пустой, и железной,

Где напрасно зови и кричи.

О, как пряно дыханье гвоздики,

Мне когда-то приснившейся там,-

Там, где кружатся Эвридики,

Бык Европу везет по волнам,

Там, где наши проносятся тени

Над Невой, над Невой, над Невой.

Там, где плещет Нева о ступени,-

Это пропуск в бессмертие твой.

Это ключики от квартиры,

О которой теперь ни гу-гу…

Это голос таинственной лиры,

На загробном гостящем лугу.

VI. Подведение итогов урока.

Итак, мы прикоснулись сегодня к творчеству О.Мандельштама. Надеюсь, нам удалось чуть-чуть приоткрыть завесу тайны его поэтического мира, этого феномена в литературе начала двадцатого века.

- Согласны ли вы с мнением А.Ахматовой по поводу творчества Мандельштама:

- Как вы думаете, в чем была вина О.Мандельштама?

Домашнее задание.


1934 год. Осип Мандельштам "Исторические хроники" Сто полнометражных фильмов о истории России.

Осип Мандельштам — биография

Осип Мандельштам – известный русский поэт, переводчик, критик, эссеист, литературовед. Считается одним из самых известных русских поэтов 20-го столетия.

Детство

Иосиф Мандельштам родился 3(15 по новому стилю) января 1891 года в Варшаве. Родители – Эмиль Мандельштам и Флора Вербловская были евреями по национальности. Чтобы не афишировать свое еврейское происхождение, Иосиф сменил имя и стал Осипом. Отец занимался изготовлением перчаток, известен, как купец первой гильдии. Мама – музыкант в консерватории. Именно она привила мальчику любовь к музыке и поэзии.

Осип Мандельштам в детстве

Спустя год после выпуска из училища Мандельштам уехал в Париж, он стал студентом университета в Сорбонне. На протяжении двух лет молодой человек усердно учится. В это же время он встретил Николая Гумилева, полюбил французскую поэзию и эпос. Больше всего Осипу импонируют Бодлер, Франсуа Вийон, Верлен. Он частенько бывает в Петербурге, не пропускает ни одной поэтической лекции, которые читает Вячеслав Иванов, учится премудрости слагать стихи.

Начиная с 1911 года финансовое положение Эмиля Мандельштама пошатнулось, у него больше нет средств для обучения сына в Европе. Осип вынужден вернуться в Петербург и поступить на историко-филологический факультет. Своей специализацией молодой человек выбрал романо-германское отделение. Осип учился не очень старательно, числился в этом учебном заведении вплоть до 1917-го, но диплом по специальности так и не получил.

Литература

Осип Мандельштам с Надеждой Хазиной

Надя сопровождала Осипа во всех его поездках, а их было достаточно много. Они объездили Россию, Украину, Грузию. Официально оформили свои отношения в 1922-м. Супруга отправилась за Мандельштамом и в ссылку.

Аресты и смерть

Карточка арестованного Осипа Мандельштама

За Осипом пришли ночью 14 мая 1934-го. После ареста и суда он приговорен к ссылке в Пермский край, в небольшой городок Чердынь. Доведенный до отчаяния поэт пытается совершить суицид, он хотел выброситься из окна.

Жена все это время поддерживала Осипа как могла. Именно она рассылала многочисленные письма, пытаясь привлечь внимание общественности к судьбе поэта. Благодаря ей были задействованы все друзья, знакомые, многочисленные инстанции. Вскоре супруги получают разрешение на переезд в город Воронеж. Нищенское существование супругов Мандельштам в этом городе длилось вплоть до 1937 года. После этого они поселяются в Москве.

Памятник Осипу Мандельштаму

Реабилитировали Осипа Мандельштама уже после смерти. В 1956-м по делу за 1938 год, и в 1987-м по делу за 1934 год.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Осип Мандельштам

Биография Мандельштама: детство и юность

Будущий поэт Мандельштам появился на свет в 1891 году в Варшаве. Имя Осип он взял себе сам, когда был уже взрослым. Но при рождении родители назвали его Иосифом — старинным еврейским именем:

  • Отец Эмиль Мандельштам был перчаточником и купцом первой гильдии, вел заграничную торговлю и часто путешествовал. Благодаря ему Осип с детства свыкся с переездами.
  • Мать Осипа Флора Овсеевна занималась музыкой. Именно она повлияла на творческое развитие сына. В дальнейшем Осип Мандельштам считал поэзию искусством сродни музыке.

Когда Осипу было шесть лет, семья перебралась в Петербург. Здесь в 1900 году он был зачислен в Тенишевское училище. Мандельштам проучился в нем семь лет.

Есть сведения, что раскрытию сочинительского таланта юноши поспособствовала бабушка, которая отвела внука в поэтический кружок Вячеслава Иванова — важнейшей фигуры Серебряного века.

После училища с 1908 по 1910 год Мандельштам учился в Сорбонне. В Париже Осип слушал лекции Бергсона и Бодье, зачитывался французской литературой, в частности, Верленом, Бодлером, Франсуа Вийоном. Там же он познакомился с поэтом Николаем Гумилевым. Период пребывания в Париже оказал ключевое влияние на дальнейшее творчество Мандельштама.

В 1911 году его семью настигли материальные трудности, и Осипу пришлось возвратиться в Петербург. Он решил поступить в местный университет и даже крестился в протестантской церкви, чтобы обойти квоту на иудеев. Однако, став студентом, Мандельштам халатно относился к учебе. Он учился там до 1917 года, но так и не окончил курс.

Осип Мандельштам в юности

Осип Мандельштам в юности: YouTube/Радио Свобода

Осип Мандельштам: творческий путь

  • о детских и юношеских годах;
  • о Петербурге и его пригороде;
  • о политической картине 1890–1900-х годов.

Мандельштам

Мандельштам, Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков: Wikipedia/К. К. Булла

Осип Мандельштам: личная жизнь, последние годы

Личная жизнь Мандельштама известна немногими, но очень яркими романтическими историями. Первой отчаянной любовью поэта стала Марина Цветаева. Их роман был недолгим и стремительным:

  1. Впервые поэты встретились в 1915 году в Коктебеле. Однако сближение произошло уже в 1916-м, когда Цветаева приехала в Петербург. Тогда-то девушка и произвела на Мандельштама неизгладимое впечатление.
  2. В течение полугода Осип регулярно приезжал к Цветаевой в Москву, они проводили много времени вместе. Безусловно, увлечение поэзией сближало их еще сильнее: пару часто можно было встретить на поэтических вечерах.
  3. Спустя полгода отношения оборвались. Мандельштаму было тяжело пережить этот разрыв, он даже хотел уйти в монастырь.
  4. Поэты посвящали друг другу строки. В частности, под влиянием этих отношений Цветаева написала десять стихотворений, Мандельштам — три.
  5. Позже Осип не раз критиковал Цветаеву и ее творчество и даже называл себя антицветаевцем. Однако поэтесса всегда относилась к нему с нежностью и восхищалась его талантом.

Надежда Мандельштам

  1. После знакомства во время гражданской войны они вместе скитались по России, Украине и Грузии. За это время Мандельштама несколько раз арестовывали. У поэта была возможность эмигрировать в Турцию, но он отказался.
  2. В 1922 году в Киеве Осип и Надежда поженились (запись о регистрации отыскали в киевских архивах в 2019 году).
  3. Хазина осталась с мужем до конца: даже во время гонений она отправилась с ним в ссылку.

Весной 1934-го Осип Эмильевич Мандельштам был арестован и отправлен в ссылку в Пермский край. Жена Надежда последовала за ним. Несмотря на это, угнетенный поэт попытался теперь уже всерьез свести счеты с жизнью и выбросился из окна.

Надежда искала способы выручить мужа, писала во все инстанции, просила друзей и знакомых о помощи. Благодаря этому супругам разрешили переехать в Воронеж, где они жили в нищете. В 1937-м, когда ссылка подошла к концу, они вернулись в Москву.

Однако уже в следующем году Мандельштама арестовали вновь и сослали на Дальний Восток. Вскоре поэт умер от тифа и был похоронен в братской могиле. Его точное место захоронения неизвестно.

Мандельштам прожил сорок семь лет, за которые успел увековечить свое имя гениальными стихотворными и прозаическими произведениями.

- музыкальное сопровождение (Аппассионата Л. –В. Бетховен).

- познакомить учащихся с судьбой поэта,

- познакомить со стихотворениями О. Мандельштама разных периодов его творчества,

- вывить место творчества О. Мандельштама в контексте развития русской литературы.

Форма проведения: урок – лекция, урок – практикум.

ВложениеРазмер
ozo_6_kurs.doc 108 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературе

Творчество Осипа Мандельштама.

Возраст: 11 класс.

Тип урока: комбинированный (урок – изучение новой темы)

- портрет О. Мандельштама,

- опубликованные письма О. Мандельштама,

- музыкальное сопровождение (Аппассионата Л. –В. Бетховен).

- познакомить учащихся с судьбой поэта,

- познакомить со стихотворениями О. Мандельштама разных периодов его творчества,

- вывить место творчества О. Мандельштама в контексте развития русской литературы.

Форма проведения: урок – лекция, урок – практикум.

I. Организационный момент (2-5 мин.)

Приветствие учителя. Проверка посещаемости учеников.

II. Основная часть. (20-25 мин.)

Вступительное слово учителя.

Эпиграф к уроку:

Я участвую в сумрачной жизни,

Я не винен, что я одинок! (О. Мандельштам)

1. Изложение нового материала. Биографические сведения.

Осип Эмильевич Мандельштам (при рождении — Иосиф; 3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938 ) известен как русский поэт , прозаик , эссеист , переводчик и литературный критик , один из крупнейших русских поэтов XX века .

Осип Мандельштам родился в Варшаве в еврейской семье. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам (1856—1938), был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии . Мать, Флора Овсеевна Вербловская была музыкантом.

В 1908 — 1910 годы Мандельштам учится в Сорбонне и в Гейдельбергском университете . В Сорбонне знакомится с Николаем Гумилёвым , увлечён французской поэзией: старофранцузским эпосом, Франсуа Вийоном , Бодлером и Верленом .

В промежутках между зарубежными поездками бывает в Петербурге, где посещает лекции по стихосложению Вячеслава Иванова .

К 1911 году семья начала разоряться и обучение в Европе сделалось невозможным.

10 сентября того же 1911 года он зачислен на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, где обучается с перерывами до 1917 года . Учится безалаберно, курса так и не кончает.

В 1911 году знакомится с Анной Ахматовой , бывает в гостях у четы Гумилёвых.

В 1912 году знакомится с А. Блоком . В конце того же года входит в группу акмеистов , регулярно посещает заседания Цеха поэтов .

Дружбу с акмеистами ( Анной Ахматовой и Николаем Гумилёвым ) считал одной из главных удач своей жизни.

В 1915 году знакомится с Анастасией и Мариной Цветаевыми. В 1916 году в жизнь О. Э. Мандельштама входит Марина Цветаева.

После Октябрьской революции работает в газетах, в Наркомпросе , ездит по стране, публикуется в газетах, выступает со стихами, обретает успех. В 1919 году в Киеве знакомится с будущей женой, Надеждой Яковлевной Хазиной .

В гражданскую войну скитается с женой по России, Украине, Грузии.

С мая 1925 по октябрь 1930 годов наступает пауза в поэтическом творчестве. На жизнь зарабатывает стихотворными переводами.

Поэтический дар Мандельштама достигает расцвета, однако он почти нигде не печатается. Заступничество Б. Пастернака и Н. Бухарина дарит поэту небольшие житейские передышки.

Б. Л. Пастернак этот поступок называл самоубийством. Кто-то из слушателей доносит на Мандельштама. Начинается следствие по делу. В ночь с 13 на 14 мая 1934 года Мандельштама арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь (Пермский край). Осипа Мандельштама сопровождает жена, Надежда Яковлевна .

В Чердыни О. Э. Мандельштам совершает попытку самоубийства (выбрасывается из окна). Надежда Яковлевна Мандельштам пишет во все советские инстанции и ко всем знакомым. При содействии Николая Бухарина Мандельштаму разрешают самостоятельно выбрать место для поселения. Мандельштамы выбирают Воронеж .

Живут в нищете, изредка им помогают деньгами немногие неотступившиеся друзья. Время от времени О. Э. Мандельштам подрабатывает в местной газете, в театре. В гостях у них бывают близкие люди, мать Надежды Яковлевны, артист В. Н. Яхонтов , Анна Ахматова .

В мае 1937 года заканчивается срок ссылки и поэт неожиданно получает разрешение выехать из Воронежа. Они с женой возвращаются ненадолго в Москву.

В начале марта 1938 года супруги Мандельштам переезжают в профсоюзную здравницу Саматиха. Там же в ночь с 1 на 2 мая 1938 года Осип Эмильевич был арестован вторично и доставлен на железнодорожную станцию Черусти, которая находилась в 25 километрах от Саматихи. После чего был по этапу отправлен в лагерь на Дальний Восток.

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей,

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых кровей в колесе,

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе,

Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до звезды достает,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет.

Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.

  1. Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?
  2. Какая строчка в стихотворении является главной?

Вопросы для анализа стихотворения в группе.

  1. Как вы понимаете образ век-волкодав ? Что чувствует лирический герой?
  2. К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей?
  3. В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?
  4. Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли?

1. Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?

Очень тяжёлые чувства - подавленности, безысходности. Трус, хлипкая грязца, кровавые крови в колесе - это приметы тридцатых годов. Это стихотворение о веке - волкодаве.

2. Какая строчка в стихотворении является главной?

Последняя строчка в стихотворении является главной: И меня только равный убьёт.

3. Как вы понимаете образ век-волкодав ? Что чувствует лирический герой?

Век — волкодав явно враждебен поэту. Стихотворение начинается с прямых признаний лирического героя в своём одиночестве. Он один на фоне покорного и молчащего народа. Поэт выразил правду массового существования. Ведь если век — волкодав , то тот, кому он кидается на плечи , - уже не человек, а волк. Для лирического героя утрата права быть человеком страшнее гибели. Он никогда ни при каких условиях не откажется от этого права: не волк я по крови своей .

4. К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей?

Вторая строфа превратилась в развёрнутую метафору. Герой обращается к веку, к собственной судьбе. К создателю? Выходом из столкновения с волкодавом становится уход в ночь, где течёт Енисей. В данном контексте ночь выступает как спасительное начало. Сибирские степи превращаются в жаркую шубу, а затеряться в них означает уподобиться шапке, запихнутой в рукав. Здесь уход в ночь — обретение незаметности, защищённости, тепла, хотя гибельный смысл самого ухода всё равно присутствует как фон.

Мотивы ночи и степи создают образ страны, сияющей голубыми песцами, с её первобытной красой , медленным Енисеем и сосной, которая до звезды достаёт . Здесь очевидна отсылка к двум лермонтовским мотивам — ночной, звёздной гармонии ("Выхожу один я на дорогу. ") и спящей под снегом севера одинокой сосны ("На севере диком стоит одиноко. ").

Но если у Лермонтова возникала коллизия жизни-сна, жизни-забытья, противостоящей холодному сну могилы, то в стихах Мандельштама лермонтовские реминисценции создавали образ некоей глубинной, непроявленной жизни, метафорическим выражением которой становились текущая подо льдом река, хранимое под снегом тепло и неостановимый рост дерева зимой. Эта жизнь выступает как противовес хлипкой грязце и кровавым костям в колесе.

5. В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?

Повтор во II и IV строфах:

Но не волк я по крови своей…

Потому что не волк я по крови своей…

6. Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли?

Лирический герой з а гремучую доблесть грядущих веков,// За высокое племя людей отдаёт благополучие, радость, честь. Но он не станет одним из волков, и веку-волкодаву его не убить. Его миссия как поэта - прорвать своим голосом оцепенение эпохи. Творческому дару поэта равновелика только сама природа: И меня только равный убьёт.

Творческое наследие Осипа Мандельштама составляет неоценимый вклад в развитие русской поэзии.

Учащиеся читают стихотворения О. Мандельштама 30-х годов. Учат наизусть одно их стихотворений на выбор.

Читайте также: