Причины трагического одиночества лермонтова конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 49
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ОДИН
ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ПО ЛИРИКЕ ПОЭТА.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 5

Основное содержание урока
Обучение созданию текста на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Основные виды деятельности.
Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. Переписывание и проверка созданного текста.

I. Обучение созданию текста на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта

Групповая работа (группы формируются по избранным учащимися темам).

Составление плана ответа на проблемный вопрос:

Группа 1.
В чём трагизм темы одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова?

Группа 2.
В чём своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова?

ПЛАН
ответа на проблемный вопрос:
В чём своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова?

Группа 3.
Почему лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова воспринимает любовь как страсть, приносящую страдания?

ПЛАН
ответа на проблемный вопрос:
Почему лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова воспринимает любовь как страсть, приносящую страдания?

3. Заключение Критика современного общества в стихах Лермонтова о России во имя торжества вечных ценностей

II. Развёрнутый письменный ответ в объёме не менее 200 слов на один из проблемных вопросов.

И т о г о в ы й в о п р о с:

Каковы основные темы вершинных стихотворений М. Ю. Лермонтова и как в них решаются проблемы лермонтовской эпохи?

Домашнее задание

Завершить письменные ответы на проблемные вопросы.

Подготовиться к контрольной работе за II четверть.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
И СКУЧНО И ГРУСТНО
М. Ю. Лермонтов[3]

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить. но кого же. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно.

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка.
1840
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
КОГДА ВОЛНУЕТСЯ
ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА.
М. Ю. Лермонтов[4]

1

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;

2

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

3

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу[5]
Про мирный край, откуда мчится он:

4

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
февраль 1837.

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильной
С её страстями я люблю;
За то, что в душу редко входит
Живых речей Твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далёко от Тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.
1829
Источник: Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. Т. 1. Стихотворения и драмы. — 1989. — С. 96.
(вернуться к уроку)
НЕТ, Я НЕ БАЙРОН,
Я ДРУГОЙ.
М. Ю. Лермонтов[7]

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит,
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или бог – или никто!
1832
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954–1957. Т. 2. Стихотворения, 1832–1841. – 1954.
(вернуться к уроку)

5. Сага – поэтическое сказание, легенда. (вернуться)

- исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Развивающие:

- развивать умение выделять главное в тексте;

- развивать навыки самоконтроля;

- развивать монологическую речь;

- совершенствовать навыки анализа и обобщения.

Воспитательные:

- совершенствовать навыки общения;

- формировать гуманные качества личности;

- воспитывать культуру учебного труда;

- воспитывать интерес к лирике М.Ю.Лермонтова.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания; формирование собственного отношения к теме и идее стихотворения, их оценка; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников ( словари, дополнительная литература и др.)

Метапредметные :
Познавательные: расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, сопоставлять и оценивать прочитанное.

Регулятивные : умение работать по плану, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативны е: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умения работать в микрогруппе (паре); проявлении взаимопомощи, поддержки, умение договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные : приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к творчеству М.Ю.Лермонтова; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к поэзии.
В коммуникативной сфере: осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.
В эстетической сфере: понимание образной природы литературы как словесно искусства, формирование эстетического вкуса.

Методические приемы : беседа с обучающимися по вопросам, выразительное чтение, сопоставительный анализ стихотворений, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Тип урока : комбинированный: сочетает в себе коммуникативно-ориентированный, исследовательский, культурологический аспекты.

Форма проведения : урок-исследование.

Оборудование урока : компьютер, интерактивная доска, презентация, тексты для сопоставительного анализа, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Лермонтовская энциклопедия, рисунки обучающихся, рабочие листы.

Орг. момент: приветствие обучающихся, гостей; проверка готовности к уроку.

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы продолжим знакомство с лирикой замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова. В 1830 году (Лермонтову 16 лет) поэт пишет (слайд№1):

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье- все готовы:-

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как, судьбе послушно,

Года уходят будто сны.

-Скажите, каким чувством проникнуты эти строки?

Обратимся к справочной литературе (слайд№2):

одиночество

одиночества, мн. нет, ср. (книжн.). Состояние одинокого человека. Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса. Чехов. В одиночестве способен жить не всякий. Крылов. - Эх, одиночество круглое! Не посулю никому! Некрасов.

Толковый словарь Д.Н.Ушакова

эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери.

состояние думающего человека, реагирующего на жизненные обстоятельства.

- Был ли одиноким М.Ю.Лермонтов? (слушаю ответы детей)

- Может ли жизнь поэта накладывать отпечаток на его творчество? ( слушаю ответы детей).

2. Постановка учебной задачи .

Внимательно прочитайте тему и скажите, значение какого слова нам необходимо уточнить? (мотив)

Мотив (от лат. moveo – двигаю) устойчивый смысловой элемент художественного текста.

( Лермонтовская энциклопедия).

Исходя из темы, сформулируйте цель нашей работы: выявить мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Метод: сопоставительный анализ

3 . Актуализация знаний и умений.

- Для успешного исследования нам также необходимо проверить, насколько хорошо мы владеем уже знакомыми нам теоретическими понятиями.

ЗАДАНИЕ№1: сопоставьте определения с терминами:

1. Необычный порядок слов

2. Употребление слова в переносном значении на основании сходства одного предмета или явления с другим.

3. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

4. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.

5. Противопоставление картин, образов, понятий.

6. К руг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.

Сравните свою работу с образцом и оцените по критериям : 1.- В; 2. - А; 3 - Б; 4- Д; 5- И; 6 – Г.

4. Освоение нового учебного материала

А) Аудирование с элементами сопоставительного анализа

- Каково стихотворение по темпу речи? Почему? (протяжное, плавное, неторопливое).

- Есть ли сходство с оригиналом в интонации?

- Какое впечатление произвело стихотворение?

- Какие картины возникли в вашем воображении?

Сосна стоит одиноко

На севере, на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают ее лед и снег.

Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале.

-Каким настроением проникнут оригинал? (интонация грустная, печальная, тоскливая)

-Передает ли перевод Лермонтова интонацию оригинала? ( да, в стихотворении Лермонтова та же печальная интонация, то же щемящее чувство одиночества, та же неисполнимая мечта о далекой родной душе, тоже одинокой).

План анализа

Мечтающая сосна; пальма

Одинокая сосна, прекрасная пальма

Средства художественной выразительности:

На холодной вершине

Окутывают её лед и снег

… на пылающей скале

… далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На севере диком (эпитет, инверсия)

На голой вершине (эпитет, инверсия)

… снегом сыпучим (эпитет, инверсия)

Одета, как ризой, она (сравнение)

… на утесе горючем

… в пустыне далекой (антитеза)

Одна и грустна…растёт

Тоска по далёкой возлюбленной

Тоска, вызванная одиночеством

- Удалось ли М.Ю.Лермонтову передать мысль Г.Гейне об одиночестве и невозможности счастья ?

- Что нового внёс Лермонтов в своё стихотворение

-Можно ли считать стих-е Лермонтова самостоятельным, оригинальным?

Проверяем работу обучающихся (см.слайд). Беседа.

На диком севере, на голой вершине cocнa одинокая, дремлет и видит во сне прекрасную пальму, тоже одну и грустную, в далёкой пустыне.

Одета, как ризой, она (сравнение)- торжественна, красива, богата, НО одинока;

- Какова роль эпитетов в стихотворении Лермонтова? (усиливают мотив одиночества).

- Почему эпитеты сразу привлекают внимание читателя? (нарушен порядок слов, автор использует инверсию)

- С какой целью поэт использует инверсию в стихотворении? ( усиливает чувства одиночества, покинутости, страдания, обреченности)

в пустыне далекой (антитеза) противопоставление с севером

Ей снится… олицетворение (поэт очеловечивает сосну, и мы понимаем, что не только о сосне говорится в этом стихотворении, а вообще о человеке, об одиноком человеке)

Одна и грустна… грустит от одиночества

- Определите тему стихотворений.

( Грустная, печальная и тихая интонация гейневского стихотворения подчёркивает чувство одиночества и тоски по далёкой возлюбленной .

В стихотворении Лермонтова та же скорбная интонация, то же чувство одиночества и тоски, та же мечта о друге, который где-то далеко испытывает то же настроение. И если Гейне, создавая символические образы сосны и пальмы, говорил о печальной разлуке двух влюблённых, то Лермонтов утверждает более широкую мысль - об одиночестве, о трагической разъединённости людей . Чувства поэта глубоки и эмоциональны. Для их выражения поэт использует различные художественно-изобразительные средства .)

5. Закрепление учебного материала

А) Самостоятельная работа : сформулируйте вывод, ответив на вопросы (см.раб.лист) (5мин) Спросить одного-двух учеников.

(Герой Лермонтова стремится не к благополучию, а к преодолению одиночества, он мечтает о другом одиноком существе, которое так же, как и он, рвется к общению. Можно не понять поэзию Лермонтова, если думать, что главная беда его героя - плохие условия жизни, что сосна страдает от физического холода и снега на диком севере. Холод, который имеет в виду Лермонтов, - душевный холод. Герой его жаждет душевного тепла, общения, единства, а страдает от разобщенности и невозможности соединения.

- Ваши впечатления? (делятся впечатлениями)

- Соответствует ли образ сосны, изображенной художником, образу в стихотворении Лермонтова? (сосна на картине также одинока)

Б) Работа с иллюстрациями (проверка д/з )

В) Выводы: работа с концепт-картой (см. слайд)

Домашнее задание (на выбор):

Оценивание обучающихся учителем с комментариями.

8. Рефлексия:


Закончи предложение (Письменное интервью)
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницу

— Конспекты уроков

В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах.
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены.
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
добавить конспект


Конспект урока литературы в 6 классе по теме "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова" Цель урока: создание условий для расширения представлений о мотиве одиночества в творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова и причинах его возникновения. Задачи урока: образовательные: дать понятие о мотиве в лирике; формировать навыки анализа поэтического текста; развивающие: развивать у учащихся творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений; литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность; воспитательные: прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию; способствовать развитию ассоциативного мышления.

Технология: технология развивающего обучения

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: мультимедийная презентация, учебники, рабочие тетради по литературе, фонохрестоматия, раздаточный печатный материал

Ход урока

Организационный момент (проверить готовность класса к уроку) -2 мин

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – 3 мин

Какие чувства вызвало это произведение у вас? (жалости, тоски) Почему? (ответы учащихся: ему очень одиноко, вокруг море, шторм, он в далёком краю, он далеко от дома.)

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии – 3 мин

1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)

2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)

3. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

4. Выхожу один я на дорогу…

5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

6. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

- Найдите однокоренные слова в приведённых строках. (Одиноко, одинокий, один, одиночество)

Запишите данные слова в тетрадь.

- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)

- Каково значение существительного одиночество? (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы) ( Слайд 3)

Одиночество- чувство, которое испытывает человек, ощущая себя лишним среди других людей;

Одиноко - когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

Одинокий – отделённый от других подобных, без других, себе подобных, без близких;

Один - обособленный от других, оставшийся или существующий без других.

Какой вывод вы можете сделать? (Чувством одиночества пронизаны многие поэтические произведения М.Ю. Лермонтова)

Для нашего сегодняшнего урока вам было необходимо обратиться к словарям, в том числе и к литературоведческим, чтобы выяснить значение слова МОТИВ.

Учащиеся зачитывают свои ответы. Формулируется общий ответ: мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии. (Слайд 4)

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.

Ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Для этого у нас есть ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, одиночество, мотив. (Ребята самостоятельно формулируют тему)

Тема нашего урока - “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова” (Запись темы урока в тетрадь)

Скажите, а с какой целью мы будем работать по данной теме? ( Чтобы узнать стихотворения, в которых звучит мотив одиночества; почему этот мотив преобладает в творчестве поэта; выяснить, почему Лермонтову было так одиноко в жизни) (Слайд 5)

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству М.Ю.Лермонтова. Мы поговорим о произведениях поэта, ещё раз вспомним, что нам уже известно о нём и, возможно, откроем для себя ещё что-то новое.

Ребята работают в группах: анализируют стихотворение, сравнивают, делают выводы

Анализ стихотворения ( для каждой группы план распечатан)

-Подготовить выразительное чтение стихотворения;

- Что почувствовали, когда читали стихотворение? Какое настроение передаёт это стихотворение? Какая интонация звучит в стихотворении?

- О чём это стихотворение?

- Какие центральные образы вы увидели в произведении? Какие ассоциации возникают с этими образами?

- Какие качества они олицетворяют?

Подберите яркие определения:

- Похожи они или совсем разные? (Разные)

- Что определяет их различие? (Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество утёса)

-Какой основной мотив стихотворения?

- Какой художественный приём использует поэт? (Антитеза)

- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества? Найдите их в стихотворении. (эпитеты, олицетворение. Со всеми этими понятиями учащиеся знакомились, когда работали со стихотворением “Белеет парус одинокий…”)

-На какие знаки препинания обратим внимание? Что они выражают?

Анализ стихотворения (для каждой группы план распечатан)

- Выразительное чтение стихотворения;

-Что почувствовали, когда слушали стихотворение? Какое настроение передаёт это стихотворение? Какая интонация звучит в стихотворении?

- О чём это произведение? (О бесприютности и одиночестве гонимого ветром листка)

Какие образы создаёт поэт в стихотворении?

- Как показаны бесприютность и одиночество листка? Какие слова помогают увидеть это? (Родимый, гонимый, докатился)

- Почему чинара не хочет приютить странника?

-Какой основной мотив стихотворения?

-Как построено стихотворение? Каким приёмом воспользовался поэт? (Антитеза – листок и чинара)

- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества? Найдите их в стихотворении.

-На какие знаки препинания обратим внимание? Что они выражают?

Анализ стихотворения (для каждой группы план распечатан)

-Выразительное чтение стихотворения;

-Что почувствовали, когда слушали стихотворение? Какое настроение передаёт это стихотворение? Какая интонация звучит в стихотворении?

- О чём это стихотворение?

Какие центральные образы вы увидели в произведении? Охарактеризуйте их.

-Какой основной мотив стихотворения?

Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества? Найдите их в стихотворении.

-На какие знаки препинания обратим внимание? Что они выражают?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Поработали мы дружно, отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем и закроем все глаза.

Наступает, наступает, наступает тишина.

Мы немножко отдохнем, встанем, глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед, начинаем тихий ход.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко, всем становится легко

Стихотворение читается 1 учащимся из группы.

Каждая группа отвечает по предложенному плану.

Две другие группы внимательно слушают отвечающего и фиксируют в таблице ответы.

(таблица распечатана для каждого учащегося) Слайд 7

Название стихотворения

Настроение в стихотворении

Основные образы

Интонация, знаки препинания

Изобразительно-выразительные средства

Ребята сверяют свои записи с таблицей-эталоном (Слайд 8)

- Вспомните биографию Лермонтова. На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения (Это были ощущения поэта, он писал о себе, как в стихотворении “Белеет парус одинокий…” или “Тучи”) - Как вы понимаете значение слова исповедь? Подберите однокоренные слова. (Учащиеся дают ответы: исповедать, исповедаться, исповедальный, то есть, рассказать о том, о чём не всем расскажешь, о самом сокровенном, о том, что у человека в душе) Слайд 9 - Можно ли стихотворения поэта назвать исповедью! (Да) - Как всякий настоящий поэт, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своих произведениях, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его и как поэта, и как человека.

Обратимся к предложенной таблице и ответим на вопрос:

Какие поэтические образы помогают создать чувство одиночества в приведённых строчках стихотворений? (Сосна на голой вершине; листок, оторванный бурей, парус, утёс) Слайд 10

Какие выводы можно сделать, рассматривая данную таблицу?

В результате исследований темы одиночества в лирике М. Лермонтова мы пришли к выводу, что она выражается через отдельные предметы, явления, выражающие одинокую жизнь. Также выражается через интонацию стихотворений. Все они несут печальный оттенок. Также выражается через вопросительные предложения, многоточия. Все это является следствием какой-то недосказанности, обреченности.

Наш урок подходит к концу. Я прошу вас выразить своё отношение к уроку с помощью законченных предложений: Слайд 11

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

4. я выполнял задания…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

10. у меня получилось …

14. урок дал мне для жизни…

13. меня удивило…

15. мне захотелось…

Домашнее задание (совмещает в себе элементы творческой и поисковой работы). Слайд 12 1) Подготовить страничку к будущему лирическому сборнику “Стихи М.Ю.Лермонтова о душе” (или “Стихи об одиночестве”)” Почитайте дома другие стихи М.Ю.Лермонтова, выберите те, где бы ведущим мотивом был мотив одиночества. 2) Нарисуйте иллюстрации к этим стихотворениям (формат А4) и на этом же листе напишите отрывок из текста стихотворения. 3) Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из стихотворений, прочитанных сегодня на уроке. (На выбор)

1. План-анализ стихотворения

2. Таблица для каждого учащегося

Лермонтов причины одиночества

Из биографии о М. Ю. Лермонтове

М. Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.

  • Отец — Юрий Петрович Лермонтов — носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.
  • Мать — Марья Михайловна — происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Свою непохожесть на других Лермонтов ощутил ещё с детства, поэтому тема одиночества всегда присутствовала в его лирике. Благородный, язвительный, наделенный могучими страстями, Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной…

Воспоминания из детства

3 причины одиночества Лермонтова

Во-первых, поэт рано лишился матери, которая долго и мучительно болела, и от нее остались, лишь воспоминания о тихих колыбельных песнях. О ней Лермонтов писал так: "В слезах угасла моя мать".
Во-вторых, после смерти матери, полностью взявшись за воспитание внука, бабушка все чаще стала ругаться с зятем, так как с самого начала была недовольна выбором дочери. Из-за этого юный поэт потерял и своего отца, который был вынужден уехать, чтобы прекратить эти вечные размолвки в семье.

Ужасная судьба отца и сына –

Жить розно, и в разлуке умереть…

Но отец все-таки изредка навещал своего сына, отчего вызывал боязнь бабушки, что он заберет у нее так безумно любимого внука. Поэтому вплоть до смерти отца Лермонтов мучился в колебаниях между ним и бабушкой, не зная, как сохранить остатки своей семьи в мире и согласии, но у ребенка это совсем не выходило. В драме "Menschen und Leidenschaften" отразилось болезненное переживание им этого раздора между близкими ему людьми.

Его мучает печальное одиночество; он готов окончательно порвать с реальной жизнью, создать в своей голове другой мир, который будет понятен ему, в отличие от настоящего, в котором живут другие люди. В этом мире он жил, никому не веря и не доверяя, ожидая обмана, предательства, разочарования, потому что слишком близко воспринимал все события жизни и перестал верить в то, что человека может согреть любовь, искренняя дружба, понимание малознакомого человека.

Разочарование в любви

Лермонтов и Сушкова

Эти причины наложили большой отпечаток на все лермонтовское творчество в целом. Поэтому, вернувшись к эпиграфу, мы можем представить Лермонтова в виде паруса, одинокого, потерянного, не понимающего, куда дальше плыть. Может быть, именно эти причины еще с самого детства вели его через трагическое одиночество к не менее трагической гибели.

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Читайте также: