Многообразие культур народов россии конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Цель занятия: сформировать представление детей о том, что Россия многонациональная страна; дать детям определенный уровень знаний об обычаях и традициях, жизни, деятельности и культуре русского, башкирского, татарского, марийского народов.
Задачи занятия: обучающие: дать понятие: Россия – многонациональная страна; побудить интерес детей к русским, башкирским, марийским национальным костюмам; обогатить словарный запас детей;
развивающие: развить представление детей о различных национальных костюмах нашей страны; развить у детей память, сообразительность, логическое мышление, любознательность;
воспитательные : воспитать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы:
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ, карта России, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах и куклы, одетые в национальные костюмы, иллюстрации и предметы национальных промыслов народов России; аудиозапись песни о Родине
Ход занятия
Воспитатель :
Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вправо, влево повернитесь,
И друг - другу улыбнитесь
Руку к солнцу потянули,
Лучики поймали и скорей к груди прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
-Ребята, как называется город, в котором мы живем?
Дети: город Тейково
Воспитатель : В какой области мы живем?
Дети: мы живем в Ивановской области
Воспитатель : Как называется наша страна?
Дети: наша страна называется Россия. Россия наша Родина
Воспитатель : Россия является нашей Родиной. Родина – это место, где мы живём, где живут наши родители, друзья; город, в котором мы живём; страна, в которой мы живём.
Аудизапись песня о Родине
Воспитатель : какая наша страна?
Дети: большая, красивая, сильная
Воспитатель : Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих, а народов этих очень много. Русские, мари, чуваши, мордва живут в средней полосе России (Слайд № 1, чукчи, ненцы живут на севере России (показ на карте России, осетины, ингуши – на юге страны (показ на карте России) и многие другие. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру. У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальная одежда, праздники, обычаи и традиции.
- Что такое традиции?
(Ответы детей)
Воспитатель : Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.
Воспитатель : Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны и их культурой.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Воспитатель : (обращает внимание на экран) Посмотрите на национальный костюм. Как вы думаете, какого народа этот костюм? (Слайд № 2)
Дети: это одежда русского народа.
Воспитатель : это русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?
( дети перечисляют: у женщин: нарядный сарафан, рубашка, кокошник,
у мужчин: рубашка, штаны, шапка)
Воспитатель : У русского народа есть свои праздники. Какие вы можете назвать?
Дети: Масленица, Рождество, Пасха, Осенины и др.
Воспитатель : На южном Урале (Слайд № 3) живут трудолюбивые люди – башкиры. Они занимаются земледелием, животноводством, пчеловодством. У башкирского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ, где можно услышать их любимые песни, посмотреть и поучаствовать в различных видах соревнований. Башкирский народ очень гостеприимный. Они любят собирать гостей за праздничным столом и угощать их своими национальными блюдами.
Посмотрите, особенности башкирского национального костюма (Слайд № 4) Женская одежда: платье, безрукавка. Платья вышивались бисером или стеклянными пуговицами. Мужская одежда: рубаха, поверх рубахи камзул, штаны, на голове меховая шапка - бурек, на ногах - сапоги.
. Среди дремучих лесов и красивых озер начиналась история марийского народа. (Слайд №5). Вы видите девушку в национальном костюме. Назовите элементы женского марийского костюма.
Дети: Платье, передник, платок, лапти. (если затрудняются, воспитатель называет)
Воспитатель : Правильно, ребята.
Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
У каждого народа свой язык. На каком языке мы разговариваем?
Дети: на русском языке
Воспитатель : Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
Все сказки похожи одна на другую.
Воспитатель : Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
Да, в них добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
Воспитатель : Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.
Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
- Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (филимоновские, каргопольские игрушки, хохломская посуда, палехские шкатулки, жостовские подносы, матрёшки.) (Слайд №6)
Другие народы России тоже занимаются народными промыслами : на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать. (Слайд №7)
У каждого народа есть свои любимые блюда. (Слайд №8). Любимым национальным блюдом русского народа являются блины, у осетин и ингушей – пахлава, халва, татары и башкиры делают вкусные сладости, например, чак-чак, у удмуртов – перепечи, у кавказцев одним из национальных блюд являются хинкали, у армян блюда – лаваш, толма.
Воспитатель : О чем мы сегодня говорили? (ответы детей)
Какие национальности живут в России? (ответы детей)
Какие обычаи вы запомнили? (ответы детей)
Как должны жить люди разных национальностей? (ответы детей)
Воспитатель : Наша страна сильна единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.
Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе!
Я хочу подарить вам на память открытки с изображением карты России.
Данная работа о народах России, культура, раскрыта религия некоторых народов, традиционные праздники.
Вложение | Размер |
---|---|
narody_rossii_kultura_religiya_i_byt.docx | 14.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Народы России. Культура, религия и быт.
Оборудование : Политико – административная карта России, рисунки костюмов народов России, интерактивное наглядное пособие, настенная контурная карта.
При подготовке к уроку за 2 недели до его проведения класс делится на группы по 4-5 человек. каждая группа получает задание: подготовиться к выступлению культуре народов.
1 группа – Русские;
2 группа – Народы Севера России (ненцы, чукчи и др.);
3 группа – Народы Северного Кавказа (дагестанцы, чеченцы идр.);
4 группа – Народы исповедующие буддизм (калмыки, тувинцы и др.).
– Россия – многонациональная страна. Здесь проживает около 130 больших и маленьких народов. Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни, трудовым навыкам.
Выступление 1 группы
Это может быть история народа. Праздники (языческие и православные); рассказ о традиция и быте, об особенностях национальной кухни, о народных художественных промыслах, о фольклоре или искусстве.
Выступление 2 группы
Выступление 3 группы
Выступления группы о народах Кавказа. Можно рассказать о традиционном кавказском гостеприимстве, кавказском угощении и нормах поведения.
Выступление 4 группы
На контурной карте отметить республики, входящие в состав Росси и их столицы. Обозначить на карте цветом религии, которые исповедует население данных республик (зеленым цветом – республики с религией ислам; желтым – религия буддизм; розовым - православие).
Написать сочинение о традициях народов России, исповедующих православие, ислам, буддизм (на выбор). Например, сочинение может быть посвящено особенностям национальных кухонь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Религии народов России
Презентация к уроку на тему "Религии народов России". 8 класс (Программа О.А. Климановой/А.И. Алексеева). .
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески.
Религии народов России (урок)
Методическая разработка к уроку географии в 8 классе (УМК А.И. Алексеева). Тип урока: урок формирования новых знаний и умений. Особое внимание уделено формированию метапредметных результатов обучения.
презентация "Религии народов России"
Народы России исповедуют все три мировые религии: христианство (русские, украинцы, белорусы, мордва и другие); мусульманство (татары, башкиры, Народы Северного Кавказа, кроме осетин); буддизм (калмыки.
- Научить учащихся выбирать источник знаний, систематизировать полученные знания, научить анализировать текстовый материал, работать с дополнительными источниками информации.- Воспитывать у учащихся ч.
Цель: Расширение знаний детей о Родине.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
Оборудование: Карта РФ, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, мольберт, предметы национальных промыслов народов России, аудиозапись песни о Родине.
Предварительная работа: чтение сказок народов России, знакомство с народными промыслами, с бытом и традициями народов, прослушивание песен разных народов, разгадывание загадок. Прослушивание песен разных народов.
Ход НОД: Звучит в аудиозаписи песня о Родине.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.
Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна?
Рассматривание карты России.
Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. В нашей Саратовской области проживает много народов разных национальностей. Какие народы населяют наш край? (Русские, белорусы, казахи, украинцы, татары, немцы, мордва, башкиры)
Наша страна многонациональна, сильна дружбой разных народов.
- И мы сегодня с вами в наших национальных костюмах. Давайте познакомимся и представим свою национальность. (Салеметсiз бе, меня зовут (Ф.И.О.), по национальности я – казашка.)
Дети: Меня зовут (Ф.И.), я – русская.
Меня зовут (Ф.И.), я – казашка.
Меня зовут (Ф.И.), я – татарка.
Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Поговорим о национальных костюмах детей, и игрушке. Воспитатель: Посмотрите на русский национальный костюм. Головной убор называется кокошник, нарядная рубашка, сарафан у Ирины, а какую национальную игрушку принесла?
Ирина: Матрешку символ русского народного искусства, Матрешка - тепло и уют в доме.
Воспитатель: Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме. Головной убор называется калфак, длинное платье и камзол у Дарьи. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает растительный орнамент.
Воспитатель: Посмотрите, что особенного в казахском национальном
Дарина: Юрта – традиционное жилище казахов
Воспитатель: У каждого народа свои песни, сказки, игры, и танцы мы с вами будем танцевать, девочки встанем в круг (танцевальное папури).
Воспитатель: У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России.
А сейчас наши ребята прочитают стихи на русском языке, казахском и татарском.
Воспитатель: У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа?
Дети: блины, пироги.
Воспитатель: Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. А любимое блюдо казахов – это бешбармак.
Воспитатель: Что сегодня вы узнали на занятии?
Дети: что в нашей стране – России живут люди разных национальностей.
Воспитатель: - Люди разных национальностей могут отличаться друг от друга цветом кожи: у одних она белая, у других - смуглая, а у третьих - совсем темная. Кроме того, они могут отличаться и формой глаз: у одних они пошире, у других - поуже. У каждого народа свои обычаи. Но все народы похожи между собой тем, что хотят жить мирно, дружно и никогда не ссориться друг с другом. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
8.1 Образовательные:
Расширить знания учащихся о народах населяющих Россию, их традициях, обычаях;
Закрепить знания учащихся о понимании Родины как многонационального государства;
8.2 Развивающие:
Познавательные УУД:
Развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
Развивать умение делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Развивать умение находить ответы на вопросы с помощью текста в учебнике;
Развивать умение работать картой;
Развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
Развивать умение высказывать свои мысли в устной форме;
Развивать умение слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД:
Развивать умение адекватно воспринимать оценку учителя;
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
8.3 Воспитательные:
Личностные УУД:
Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к культуре других народов;
Способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки;
Воспитывать культуру общения на уроке.
9. Ресурс урока:
9.1 Основной дидактический метод: словесный
9.2 Частные методы: беседа, показ, проект
9.3 Дидактические средства и оборудование: учебник по окружающему миру, презентация по теме урока, ватманы, иллюстрации и текст для создания проектов
9.4 Технические средства обучения: проектор, интерактивная доска, ноутбук, флеш-карта
Этапы урока
1. Организация начала урока
1.1 Приветствие.
1.2 Проверка рабочего места.
1.3 Настрой на урок.
У: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Денисовна. Сейчас у нас урок окружающего мира мое Отечество. Присаживайтесь!
У: Ребята, проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. На ваших партах должны лежать учебник по окружающему миру, рабочая тетрадь, дневник, пенал. Присаживайтесь!
У: Я надеюсь, что на уроке вы будете активными, внимательными и старательными и тогда у нас с вами все получится.
У: Вам интересно, ребята, узнать,
Что предстоит нам сейчас выполнять?
Сходство, различия будем искать,
Думать, сравнивать и рассуждать.
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
У: Разгадайте данный ребус
У: Какое слово получилось?
Д: народ – это все граждане государства.
У: Значит, можно сказать, что все граждане России – это народ России.
На доске появляется запись:
Граждане России = единый народ России.
У: Посмотрите на карту России на с. 111. Что обозначено словами красного цвета?
Д: Названия народов.
На доске появляется запись:
В России много народов.
У: Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Сколько народов проживает в России – один или много?
3. Открытие новых знаний
4.1 Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике
У: Скажите, чем же отличаются все народы друг от друга?
Д: родным языком, народными обычаями, праздниками, национальными костюмами.
У: А что же такое народная культура?
Д: язык, на котором говорит народ, обычаи праздники, все это и есть народная культура
У: посмотрите на иллюстрацию на стр.123. как мы можем озаглавить каждый ряд рисунков?
Д: 1 ряд – народные костюмы или празднование народного праздника
2 ряд- национальное блюдо
У: Теперь я предлагаю прочитать вам текст на стр.123 и узнать, какие народы проживают на территории нашей великой страны.
Д: Читают текст на стр. 123-125
У: Скажите, какие народы проживают на Крайнем Севере России?
Д: ненцы, чукчи, коряки.
У: Какой народ самый многочисленный в нашей стране и живут на всей ее территории?
У: назовите, русский народный праздник
У: а какое угощение готовят в этот праздник?
У: А какой самый любимый праздник в Татарстане?
У: а когда он празднуется?
Д: весной, когда заканчиваются работы в поле.
У: А как называется народ, который считает этот праздник народным?
У: А какие народы проживают рядом с ними?
Д: Башкиры и чуваши
У: А какие народы населяю север и северо-восток России?
Д: удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, коми, карелы
У: На каком языке говорят эти народы?
Д: На финно-угорском
У: А в горах Северного Кавказа, какие народы проживают?
Д: кабардинцы, черкесы, балкарцы, карачаевцы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы
У: А в Сибири и на Дальнем Востоке, какие народы проживают?
Д: якуты, буряты, алтайцы, нанайцы, тувинцы
У: кажите, а что объединяет все народы
Д: Все проживают на территории нашей страны России
У: Ребята, а какой мы можем сделать вывод из всего, что мы прочитали и сказали?
Д: Россия - страна, которую населяют много разных народов, и все вместе они один большой российский народ.
У: значит, сколько значений имеет слово народ?
Д: народ – это граждане одного государства и народ – это большая группа людей, которая отличается друг от друга своим названием и народной культурой.
У: Давайте сравним наш вывод с выводом на стр. 125
5. Физ-минутка
6. Закрепление нового знания
У: ребята, а теперь я предлагаю вам побывать исследователями. Посмотрите на доску и скажите, с кем граничит наша республика?
Д: Кировская область, Нижегородская область, Чувашия, Татарстан
У: Здесь тоже проживает много различных народов. Вы уже сидите группами. Каждая группа будет изучать народы, которые проживают на той или иной территории.
Д: детям раздаются листы ватмана, опорный текст, иллюстрации, маркеры, клей. Они составляют газету про разные народы.
У: Я вижу, что вы уже закончили. Итак, первая группа выходите к доске, и расскажите одноклассникам, что вы узнали
Д: все группы представляют свои мини-проекты
7. Итог урока
У: Молодцы, вы были очень внимательными на уроке, а значит, теперь сможем ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока. Давайте вспомним его. Какой вопрос мы поставили?
Д: Сколько народов проживает в России – один или много?
У: Давайте ответим на этот вопрос
Д: В России проживает много разных народов, но все вместе мы тоже один народ
8. Организованное завершение урока
Ребята, мне было очень приятно с вами сегодня работать. На уроке вы были очень активными, внимательными и старательными. Спасибо за урок. До свидания.
Читайте также:
- Конспект урока дикие и домашние животные зимой
- У лукоморья дуб зеленый конспект урока 3 класс
- Место придаточного предложения по отношению к главному знаки препинания в спп конспект урока 9 класс
- Конспект урока таблица умножения числа 4 в коррекционной школе
- Первичные меры пожарной безопасности конспект