Конспект урока дикие и домашние животные зимой

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: рассмотреть особенности жизни домашних и диких животных в зимнее время года.

Задачи: дать представление о том, как зимуют дикие и домашние животные; прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру, воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность; развивать речь, мышление, память, воображение детей.

1.Оргмомент

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы было все понятно.

Если хочешь отвечать –

Надо руку поднимать.

II. Актуализация знаний. Постановка проблемы .

- Ребята, пожалуйста, внимательно послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года пишет поэт?

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- По каким признакам вы догадались, что это зима? (снег лежит, иней, речка подо льдом).

- На доске висят картинки с изображением времен года. Найдите картинку с тем временем года, о котором говорилось в стихотворении.

- Посмотрите, что изображено на картинке? Как называется это явление? (Снегопад)

- Назовите зимние месяцы.

- На доске месяцы: сентябрь, январь, декабрь, ноябрь, февраль, октябрь.

Выбери зимние месяцы, и расположите их в правильном порядке следования. А сейчас какой месяц? (ответы детей).

(учитель читает фразы, дети вставляют слова по смыслу).

Земля покрыта ………. а реки и озёра – ……………….

Стало …………. на улице мороз.

Дуют сильные ветры, часто бывают …………………..

Ночи стоят ………., а дни – ……….

Дети катаются на ………. …………. …………, лепят ………., играют в ………..

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилет перелетных птиц, вьюга, сугробы.

III. Изучение нового материала

- Ребята, сейчас я вам буду читать загадки, вы внимательно слушайте и отгадывайте.

(После каждой отгадки выставляется картинка домашнего животного на доску) .

1. На лугу весь день гуляет,

Сладкий клевер собирает

Чтоб на ужин вечерком,

Угостить нас молоком.

2. С хозяином дружит,

Живет под крылечком

3. Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

А крючок вертлявый.

4. У него четыре лапки

Эти лапки цап-царапки

Пара чутких ушей

Он гроза – для мышей.

- Как можно назвать всех этих животных? (домашние)

- А еще, какие есть животные? (дикие)

-Чем домашние животные отличаются от диких? (люди кормят домашних животных, строят им жилище, заботятся о потомстве)

- Для чего человек выращивает домашних животных? (животные дают мясо, молоко, шерсть, яйца, охраняют жилище)

- Как человек заботиться о домашних животных (чистит, кормит, летом заготавливает корм)

(Слова сопровождаются движениями)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите какое животное лишнее? На картинке: корова, собака, конь, белка) Почему вы так решили? (Белка живет в лесу)

- Сейчас мы с вами узнаем, как проходит жизнь диких животных в лесу зимой.

- Я вам буду читать загадки, вы внимательно слушайте и отгадывайте. (После каждой отгадки выставляется картинка дикого животного на доску).

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Белка сменила окраску и стала серенькая. Это очень быстрый зверек. Хорошо прыгает с дерева на дерево. Хвостом управляет, как рулём. С осени много грибов развесила по лесу, много орехов закопала она в разные места. Живет белка в дупле или гнезде, которое называется ГАЙНО. В сильные морозы белка спит 20-22 часа в сутки.

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора:

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

Заяц – зверек на редкость безобидный. Немало врагов подстерегает зайца в лесу: волк, лиса, сова, орел – все они не прочь полакомиться вкусной зайчатиной. Весной и летом – шубка у зайца серая с рыжевато-бурыми подпалинами. Среди густых трав, коричневых, серых и золотистых стволов и веток зайца не заметить. Уши у зайца длинные, а хвостик короткий и пушистый. Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка он выбрасывает вперед сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. У зайца острые зубы, которыми он, как ножницами, срезает кору с деревьев. Нору зайцы на зиму не делают и пропитание на зиму не собирают. От зимней стужи укрывается заяц в лесной чаще, зарывшись в пушистый снег под кустом. Заяц - питается зимой веточками осины, березы, ивы. Наведывается в сады, где обгрызает кору с молодых деревьев. Зайцы сменили окраску с серой на белую. Они спят с открытыми глазами.

Хвост пушистый - краса,

Лисица – проворный и осторожный зверь. Шерсть у лисы рыжая, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапки стройные, тонкие. Окраску лисы не меняют, щеголяют весь год в яркой шубке. Но с наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела. Охотится лиса в сумерках за птицами, зайцами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Такую добычу называют мышкованием. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. У лисы отличный нюх. Мышиный писк она слышит за 100 метров. От непогоды лисица прячется в нору.

Серый, страшный и зубастый

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех …

Волк - сильный и умный хищник. Его добыча не только зайцы, но и крупные звери - лоси, кабаны. Волки живут в стае. 10-12 волков преследуют свою добычу. Но часто остаются голодными, тогда приходят волки в деревни, глухой ночной порою пробираются они к скотным дворам, курятникам. Могут утащить овечку, поросенка или напасть на теленка. Днем волки прячутся в своем логове, которое они выбирают в самых глухих местах, лесных чащах, или , свернувшись клубком, неподвижно дремлют на снегу. Густая и плотная шерсть хорошо защищает их от морозов. К зиме волчья шуба становиться еще гуще, еще пышнее, но цвет свой не меняет, так и остается серебристо-серой.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет в бок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдется.

Берлогу-яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой сухим папоротником еще до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасным. Его называют медведь-шатун.

- В зимний период сложно не только животным, но и птицам. Многие птицы осенью улетели в теплые края. Как мы называем таких птиц? (перелётные птицы).

- Как вы думает, почему перелётные птицы улетели? Верно, зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые птицы остаются зимовать. Как мы называем таких птиц? (зимующие птицы).

- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей). Верно, посмотрите на экран и послушайте, как они поют.

- Ребята, как мы можем диким животным и зимующим птицам в это холодное время? (Для птиц сделать кормушки и периодически насыпать туда корм. Для диких животных в определенные места разносить сено, ветки, семечки).

- Давайте сейчас накормим наших животных.

На экране показываются картинки с изображением еды жителей леса. Предлагается отгадать, кто забыл свои припасы, и вернуть их хозяину. В случае правильного ответа рядом с картинкой с изображением еды появляется картинка с изображением хозяина: белка, лось, заяц, зимующие птицы.

- Нам пора возвращаться домой. Но прежде, расселите животных по их домикам. Соедините стрелочкой животное с их домиком.

Работа по индивидуальным карточкам.

Проверка сам. работы .

Составление предложений . ( Белка живет в дупле. Волк живёт в логове. Медведь живёт в берлоге. Лиса живёт в норе. Заяц живёт под кустом.)

- Молодцы! Вы сейчас помогли расселить животных по домикам.

. IV . Подведение итогов работы.

- Как называются животные, которые живут рядом с человеком, о которых человек заботится? Назовите этих животных.

- Как называются животные, которые живут в лесу, сами добывают себе пищу? С какими дикими животными мы с вами встретились?

Ребята, что нового вы сегодня узнали о диких животных?

Что вам больше всего запомнилось?

Что было самым интересным?

Где живут дикие и домашние животные.

Образовательные задачи: формировать у детей представления о диких и домашних животных, их питании, особенностях образа жизни, находить сходства и различия, учить их классифицировать. Познакомить с ролью взрослого в процессе ухода за домашними животными. Учить правильно звукоподражать животным.

Развивающие задачи: повышать речевую активность детей, развивать зрительное восприятие, артикуляционный аппарат, память, воображение.

Воспитательные задачи: учить внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы.

Методические приемы: показ иллюстраций, объяснение.

Словарная работа: дикие и домашние животные, медведь, лиса, волк, заяц, белка, лошадь, свинья, баран, коза, собака, кошка.

Ход занятия.

Воспитатель: Давайте вмесе с Незнайкой и мы вспомним о диких и домашних животных. Для этого мы с вами отправимся туда, где растет много – много деревьев. Это куда мы с вами поедем?

Воспитатель: А на чем можно доехать до леса?

Что за чудо - длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Дети: На машине, на автобусе.

Воспитатель: Посмотрите, какие животные встречают нас в лесу.

Медведь Лесом ходит без дороги

Мимо сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Лиса Знает лисонька – лиса:

В шубе вся её краса.

Шубы нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей.

Волк Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Всё зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый волк.

Заяц Комочек пуха,

Белка Юркий рыженький зверёк

По деревьям скок да скок.

Живет она не на земле,

А на дереве в дупле.

Воспитатель: Как называются животные, живущие в лесу?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Полным ответом. В лесу живут дикие животные.

У каждого животного есть свой дом. Назовите его. У медведя – берлога, у лисы – нора, у волка – логово, у белки – дупло.

А чем они питаются? Медведь – ягодами, медом пчел; лиса – мышами; белка орехами, грибами; заяц – корой деревьев.

Ребята, а давайте мы покажем, как ходит медведь, лиса, волк, заяц.

Воспитатель. Ребята, а теперь я покажу вам других животных. (Презентация)

Кто это? Назовите их.

Дети: Свинья, баран, коза, корова, лошадь, собака, кошка.

Воспитатель: Они тоже живут в лесу?

Воспитатель: А где вы их видели? Где они живут?

Дети: У бабушки в деревне. Они живут рядом с людьми.

Воспитатель: Правильно, эти животные (перечисляем) живут рядом с домом человека и поэтом их называют домашние животные. Повторите.

Воспитатель: Ребята, а они живут прямо в комнате с человеком?

Дети: Нет, для них строят сараи.

Воспитатель: Правильно. Домашние животные не могут сами построить себе дом. И они не приспособлены жить в лесу. Поэтому человек заботиться о своих домашних животных : строит им жилище, кормит и поит их. А что животные дают человеку за это?

Дети: корова- молоко, масло, сыр; свинья – мясо; баран – шерсть.

Вы правильно заняли свои домики? А ну – ка проверим…. Тебя здесь скушают. Молодцы. Все животные нашли свои домики.

Ребята, слышите этот звук. Ой, кто это там цокает? Давайте тоже поцокаем. (Артикуляционная гимнастика)

Действительно, к нам прискакала лошадка. Давайте, мы расскажем ей стихотворение.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом проеду в гости!

Воспитатель: Вот молодцы! Какая лошадка стала красивая, причесанная, довольная и говорит вам спасибо! Вы очень добрые ребята! А теперь я буду большой лошадкой, а вы маленькими лошадками. И мы поедем с вами домой.

Итог занятия.

Вот и приехали мы обратно в детский сад. Ну что, Незнайка, ты всё запомнил о диких и домашних животных?

Давайте ему еще раз напомним, что в лесу живут дикие животные, а в сарае, построенном людьми – домашние.

Дикие животные строят себе домики сами, а домашним животным – человек.

А теперь, ребята, мы с вами пойдём в группу. Молодцы, хорошо поработали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся начальной коррекционной школы о жизни диких животных.

во 2 классе

учитель начальных классов

Цель урока: сформировать знания о диких животных, показать разнообразие животных, их значение для человека.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

Находить связи в природе, между природой и человеком.

Сравнивать объекты природы, делить их на группы.

Соотносить группы животных и их существенные признаки.

Метапредметные:

Регулятивные:

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Познавательные

Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.

Выполнять действия по образцу.

Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.

Развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные:

Осознание необходимости учения.

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Учиться выражать свое мнение.

Оборудование:

Формы и методы:

1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

3.Проблемно – поисковый метод.

4..Применение ИКТ (презентация)

1. Организационный момент.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Покажите, что вы готовы работать.

2. Актуализация знаний.

- Скажите, ребята, какое сейчас время года? (зима).

- У меня в руках снежинка. Тот, у кого она окажется в руках, должен сказать слово о зиме и передать следующему.

- На уроках мы с вами часто путешествуем.

-Посмотрите, куда мы с вами отправимся?

-Что мы видим на экране? (Слайд 2)

-Посмотрите, какой красивый, зимний лес. Все покрыто снегом, словно пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу.

3. Самоопределение к деятельности.

-А какие животные обитают в лесу, мы узнаем, отгадав загадки.

1. Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шубке серой летом. (Заяц) (слайд 3)

Кур деревенских крадёт. (Лиса) (слайд 4)

3.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный. (Волк) (слайд 5)

4. Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка) (слайд 6)

5. Без забот и без тревоги

Спит всю зиму он в берлоге. (Медведь) (слайд 7)

-А какие это животные, если они живут в лесу?

4. Работа по теме урока.

- Ребята, так о ком мы будем говорить на уроке?

- Как вы считаете, о чем мы должны узнать на уроке?

-Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Всё у неё прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала зима деревьям тёплые шубы. Наступила суровая пора для лесных обитателей. Не все звери в лесу одинаково зимуют.

2. Заяц питается зимой веточками осины, березы, ивы. Наведывается в сады, где обгрызает кору с молодых деревьев. Заяц легко передвигается по глубокому снегу. Зайца от хищника спасают ноги. Зайцы сменили окраску с серой на белую. (слайд 10)

3. Охотится лиса в сумерках за птицами, зайцами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. От непогоды лисица прячется в нору. (слайд 11)

4. Медведь зимой спит в берлоге. Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. Зимой, в январе или феврале, у медведицы появляются маленькие медвежата (слайд 12-13)

5. Физкультминутка.

Зайка серенький сидит

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

6.Работа по учебнику.

-На с.33 найдите животных, о которых говорится в рассказе.

- Ребята, а сейчас подумайте, про кого можно так сказать?

Проворная, как …
Хитрая, как …
Голодный, как …
Колючий, как …

-Есть ещё животные, которые живут зимой в лесу. (слайд15- 19)

-Это лоси, кабаны, ежи, мыши, барсуки.

Лось – лесной великан. Такому зверю нужно много еды. Зимой добывать её очень сложно. Медленно бродят лоси среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. А потом снова за еду. День ли, ночь ли – для лося неважно: он живет по собственному расписанию. Бурая толстая шкура, хотя и не пушистая, надежно защищает его от мороза.

Кабаны- лесные жители. Питаются кабаны разнообразно. Пятачком и клыками кабан роет землю, добывая дождевых червей, насекомых и их личинок, коренья. Они едят желуди и орехи, плоды и ягоды, могут поймать мелких грызунов, ящериц. Если встретятся на пути птичья кладка или птенцы, кабан и их съест. Кабаны частенько захаживают на огороды и поля, поедая картофель, репу, свеклу и зерновые, они наносят вред с/х.

Ёж. Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.

Полевая мышь –маленькое животное.

Имеет дневной и вечерний образ жизни. Роет норы глубиной 3-4 м.

На зиму запасает припасы в виде зерновых культур.

Барсук очень осторожный зверь. Ближе к осени они начинает нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид барсуки неуклюжие, они ловко ловят грызунов, лягушек, ящериц, выкапывают червей. К холодам накапливают жира столько, что хватает на всю зиму.

-Посмотрите, как люди заботятся о диких животных.( слайд 20-22)

-Люди делают специальные кормушки для животных. Летом заготавливают ветки деревьев, сено. Сооружают солонец, где оставляют для лосей соль.

-Закрепление о животных.(слайд 23)

-Ребята, а верите ли вы, что (если –да, то покажите улыбающийся смайлик, если – нет, то грустный смайлик )

1.Зимой у медведицы рождаются медвежата?

2.Белка всю зиму спит в дупле?

3.Заяц зимой питается теми запасами, которые он приготовил с осени?

4.Лиса ловит мышей под снегом?

7. Закрепление знаний.

- Ребята, а сейчас расселим животных по домикам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: расширить и углубить знания детей о домашних животных. Обратить внимание на особенности домашних животных. Подвести детей к выводу о необходимости домашних животных:

-об их внешнем виде и отличительных особенностях,

- о том, кто и как за ними ухаживают зимой,

- чем их кормят, как называются их детеныши,

-какую пользу приносят домашние животные.

Оборудование: карточки с заданиями.

Тип урока: новая тема

I.Ход урока

III.Орг. момент.

Психологический настрой. С каким настроением вы пришли на урок? (уч-ся выбирают смайлики настроения).

IV.Оценивание

Сегодня мы будем работать в группах. За каждый правильный ответ в группе вы будете получать смайлики. Один смайлик – 1 балл.

V.Деление на группы.

Домашние и дикие животные. (На обратной стороне написаны имена детей )

Какие это животные? Где они живут? Чем питаются?

VI.Изучение новой темы урока. Осмысление.

Побуждение.

Посреди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади — метла.

-К какому виду животных она относится? (Домашнее животное)

Сегодня мы будем говорить о домашних животных.

VII.Работа в группах.

Разделите этих животных на 2 группы. Домашние животные и птицы.

- Чем домашние животные отличаются от диких?

- Что нужно делать чтобы домашним животным жилось хорошо зимой? (Нужно за ними ухаживать, заботиться, лечить, убирать в помещении, строить жилье для зимовки, кормить и т.д. Разведением животных занимаются животноводы)

- У животных чаще всего зимой рождаются маленькие детеныши у некоторых они появляются ранней весной.

- Для чего человек разводит домашних животных? (Они имеют очень большое значение в жизни человека. Звери дают человеку молоко, мясо – продукты питания, шерсть идет на производство одежды, шкуры животных для изготовления кожи. Лошади помогают человеку перевозить тяжелые грузы, пахать огороды в деревне; собаки охраняют дома человека, кошки ловят мышей. Птиц разводят для получения продуктов питания: мясо, яйцо, а также для получения пуха.)

VIII.Физминутка

IX.Работа в группах.

- Чем питаются домашние животные?

Как благодарят они человека?

X. Составление кластера

XI. Рефлексия.

Чем мы занимались на уроке?

Что нового узнали?

С какими домашними животными вы познакомились?

Зачем человек ухаживает за ними?

Какую пользу они приносят человеку?

Тема: Домашние животные зимой.

Задачи урока: расширить и углубить знания детей о домашних животных. Обратить внимание на особенности домашних животных. Подвести детей к выводу о необходимости домашних животных:

-об их внешнем виде и отличительных особенностях,

- о том, кто и как за ними ухаживают зимой,

- чем их кормят, как называются их детеныши,

-какую пользу приносят домашние животные.

Оборудование: карточки с заданиями.

Тип урока: новая тема

I.Ход урока

III.Орг. момент.

Психологический настрой. С каким настроением вы пришли на урок? (уч-ся выбирают смайлики настроения).

IV.Оценивание

Сегодня мы будем работать в группах. За каждый правильный ответ в группе вы будете получать смайлики. Один смайлик – 1 балл.

V.Деление на группы.

Домашние и дикие животные. (На обратной стороне написаны имена детей )









Какие это животные? Где они живут? Чем питаются?

VI.Изучение новой темы урока. Осмысление.

Побуждение .

Посреди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади — метла.


-К какому виду животных она относится? (Домашнее животное)

Сегодня мы будем говорить о домашних животных.

VII.Работа в группах.

Разделите этих животных на 2 группы. Домашние животные и птицы.









- Чем домашние животные отличаются от диких?

- Что нужно делать чтобы домашним животным жилось хорошо зимой? (Нужно за ними ухаживать, заботиться, лечить, убирать в помещении, строить жилье для зимовки, кормить и т.д. Разведением животных занимаются животноводы)

- У животных чаще всего зимой рождаются маленькие детеныши у некоторых они появляются ранней весной.

- Для чего человек разводит домашних животных? (Они имеют очень большое значение в жизни человека. Звери дают человеку молоко, мясо – продукты питания, шерсть идет на производство одежды, шкуры животных для изготовления кожи. Лошади помогают человеку перевозить тяжелые грузы, пахать огороды в деревне; собаки охраняют дома человека, кошки ловят мышей. Птиц разводят для получения продуктов питания: мясо, яйцо, а также для получения пуха.)

Читайте также: