Представление об устройстве мира 5 класс конспект урока фгос

Обновлено: 07.07.2024

Используемый учебник: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение. 5-6 класс. М.: Дрофа.

Представленные фрагменты конспектов уроков соответствуют модели, когда электронная форма учебника установлена у учителя на компьютере, связанным с мультимедийным проектором и интерактивной доской.

Тематический план раздела “Земля во Вселенной”. В зависимости от подготовленности и заинтересованности детей возможна иное планирование изучения темы.

1. Представления об устройстве мира

2. Звезды и галактики

3. Солнечная система

5. Исследование космоса (игровой урок, представление мини-проектов) и пр.

Урок 1. Представления об устройстве мира

Дидактическая структура урока Планируемые результаты Деятельность учителя Деятельность учеников Использование ЭФУ
Предметные УУД
Организационный момент Развитие коммуникативных навыков учащихся Беседа – знакомство с содержанием раздела, определение изучаемых тем

Примерные вопросы для беседы:

Какое определение Вселенной дает учебник? Предложите слова-синонимы этому понятию.

Вопросы к видеофрагменту из ЭФУ: Ученые какой страны впервые предложили свое видение мира? Назовите их имена. Чем отличается геоцентрическая система от гелиоцентрической? Попробуйте назвать несколько черт различий? Есть ли у них сходства? Используйте для ответа на этот вопрос иллюстрации из учебника на с. 11

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

:
Учитель географии:
Манатин Александр Викторович

Земля круглая!
Изменили представление о форме Земли древнегреческий ученый Пифагор и его последователь Филолай, жившие в VI и IV веках до нашей эры. Они высказали предположение о том, что Земля имеет форму шара.

Доказательства в пользу шарообразного строения Земли впервые нашел Аристотель
(384 – 322 годы до нашей эры)
У Вовочки спрашивают:
- Кем был Аристотель?
Вовочка:
- Он был очень великий.
- А что он сделал?
- Ну, купался он один раз в ванне, и вдруг закричал:
- Эврика!
- А что значит Эврика?
- Нашел.
- И что же он нашел?
- Не знаю, мыло наверное..

Геоцентрическая система мира Аристотеля

Николай Коперник
(1473 - 1543)
Великий польский астроном, Николай Коперник, создал новую теорию строения мира, которая отвергла прежние геоцентрические системы. Эта теория получила название гелиоцентрической.

Гелиоцентрическая система мира по Копернику

Джордано Бруно (1548 - 1600)
Дж. Бруно – великий итальянский ученый, который за свои воззрения был посажен в тюрьму, а затем заживо сожжен на костре.
Идеи великого астронома:
Вселенная бесконечна;
Вселенная не имеет и не может иметь единого центра;
Солнце – это звезда – центр Солнечной системы;
Планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг Солнца.

Галилео Галилей (1564 - 1642)
Итальянский ученый, который впервые использовал телескоп для наблюдений за небесными телами (изготовленные самостоятельно)
Достижения Г.Галилея:
Открыл спутники у Юпитера и доказал, что они движутся вокруг планеты;
Увидел на Луне горы, а на Солнце пятна, которые перемещались;
Доказал, что Солнце вращается вокруг собственной оси;
Доказал правильность учений Н. Коперника и Дж. Бруно.

Домашнее задание
Параграф 1,
Зад.1 на стр.14(таблица сравнения),
Зад.2. на стр.14.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 449 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 1. Представления об устройстве мира

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.08.2021 1651
  • PPTX 2 мбайт
  • 246 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Манатин Александр Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Чайка Наталья Анатольевна

2. Предмет: Землеведение

6. Цель: дать первоначальные сведения о солнечной системе, геоцентрической и гелиоцентрической моделях устройства мира

- обучающие: углубить представления обучающихся об устройстве мира

- развивающие: развитие познавательных интересов обучающихся, умения работать с дополнительной литературой и ресурсами ЭОР

- воспитательные реализовать принцип связи изучаемого материала с жизнью, воспитывать дисциплинированность, познавательный интерес к предмету.

8. Планируемые результаты:

метапредметные- работа с текстом, схемами, таблицами

личностные- приводить свои примеры, доказывающие вращение Земли вокруг Солнца, поиск информации об ученых, упомянутых в параграфе

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознание ценности географических знаний.

- регулятивные:высказывать свое предположение на основе учебнго материала,

работать по плану, инструкции, осуществлять самоконтроль.

-познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение общаться и взаимодействовать друг с другом

10 Тип урока: усвоение новых знаний

11. Оборудование: карта звездного неба, мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация

12. Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя, готовность к уроку

опорных знаний по теме:

1.Какой школьный предмет в начальной школе посвящен изучению природы

2.Какие еще науки, изучающие природу вы знаете

1. Называют окружающий мир.

2.Вспоминают и называют естественные науки о Земле, делают вывод о том, что география одна из наук о Земле

Познавательные

1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

2.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

3.Преобразовывать информации. Из одного в другой (схему в текст)

4.Вычитывать все уровни текстовой информации.

5.Определять возможные источники, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД

1.Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтвеждать их фактами.

2.В дискуссии уметь выдвинуть конраргументы, перефразировать свою мысль

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство

4.Уметь взглянуть на ситуации. С иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные УУД

обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самастоятельн.

- воспитательные реализовать принцип связи изучаемого материала с жизнью, воспитывать дисциплинированность, познавательный интерес к предмету.

8. Планируемые результаты:

метапредметные- работа с текстом, схемами, таблицами

личностные- приводить свои примеры, доказывающие вращение Земли вокруг Солнца, поиск информации об ученых, упомянутых в параграфе

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознание ценности географических знаний.

- регулятивные:высказывать свое предположение на основе учебнго материала,

работать по плану, инструкции, осуществлять самоконтроль.

-познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение общаться и взаимодействовать друг с другом

10 Тип урока: усвоение новых знаний

11. Оборудование: карта звездного неба, мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация

12. Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя, готовность к уроку

опорных знаний по теме:

1.Какой школьный предмет в начальной школе посвящен изучению природы

2.Какие еще науки, изучающие природу вы знаете

1. Называют окружающий мир.

2.Вспоминают и называют естественные науки о Земле, делают вывод о том, что география одна из наук о Земле

Познавательные

1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

2.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

3.Преобразовывать информации. Из одного в другой (схему в текст)

4.Вычитывать все уровни текстовой информации.

5.Определять возможные источники, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД

1.Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтвеждать их фактами.

2.В дискуссии уметь выдвинуть конраргументы, перефразировать свою мысль

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство

4.Уметь взглянуть на ситуации. С иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные УУД

обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самастоятельн.

Этап 3Формулирование задач урока

География в переводе с греческого означает землеописание( гео-земля

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету

Однако она существует не сама по себе, а является частью космоса.

Вопросы 1. Что это для нас значит

2. Всегда ли представления о мире были такими как сейчас.

3.С чем же нам предстоит познакомиться на уроке

4.Записывается тема урока

1.Ожидаемый ответ Землю нельзя изучать в отрыве от космоса

2. Представления об устройстве мира менялись

3.. С тем как менялись представления об устройстве мира

1.Как менялись представления об устройстве мира

2.Как устроен наш мир

1. На протяжении веков люди вели спор о том, что находится в центре мира-

Земля или Солнце .

Задание: Сравните модели устройства мира: в чем их различия

3. Работа с презентацией

А)Геоцентрическая модель-древнегреческий ученый

Аристотель (384-322 до н. э.

Проблема Какие явления, происходящие на Земле не могла объяснить эта модель

Научное обоснование Николай Коперник (1473- 1543)

Вопрос :Приведите свой пример, доказывающий

Вращение Земли вокруг Солнца

Почему идеи Д. Бруно считают близкими к современной модели устройства мира

Поисковое задание:Сравните современное представление об устройстве мира и гелиоцентрическую модель Н. Коперника. Назовите их сходство и различия.

Земля- одна из восьми планет, вращающихся вокруг Солнца - среднего размера звезды, одной из множества в космосе или Вселенной. Вселенная безгранична. Звезды, планеты рождаются развиваются, умирают. Вселенная-это беспрерывное движение и развитие.

Работают с рис 1 стр 11

Геоцентрическая модель устройства мира- в центре Земля

Гелиоцентрическая- в центре

3. Пытаются выявить явления:

А) Почему день и ночь в разное время года имеют разную продолжительность?

Б)Почему даже в одном месте в разное время года Солнце восходит и садится не в одной точке

(при затруднении используют слайд презентации)

Отвечают на вопрос(наиболее вероятный= смена времен года)

Работают с текстом учебника стр 11 «Убеждения или жизнь.

Выявляют идеи: Солнце лишь одна из множества звезд, звезды удалены на огромное расстояние

Используя метод сравнения выявляют черты сходства и различия современной модели мира и геоцентрической моделью Н. Коперника.

( Н. Коперника развивает учение о Солнечнолй системе. Современная модель мира -Солнечная система частичка Вселеннорй0

Закрепление и первичной проверки

Рефлексия эмоционального состояния

-Что означает слово география?

Работа с рабочей тетрадью

Нарисуйте свой остров, подпишите его в соответствии с вашим впечатлением от урока( лист А4)

Читайте также: