Отчего на земле сменяются день и ночь и времена года 4 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: создание условий для усвоения учащимися понятия – смена времён года.

- выявление взаимосвязи между вращением Земли и смены времен года;

- ознакомление учащихся с вращением Земли вокруг Солнца как причине смены времен года;

- обеспечение усвоения новых понятий, явлений.

- развитие навыка познавательной, частично-поисковой исследовательской деятельности;

- развитие внимания, речи;

- развивать приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, умение делать выводы.

- стимулировать к поиску новых знаний;

- воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, интерес к предмету.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия):

- проявлять положительное отношение к изучению окружающего мира, к учебному материалу;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

- слышать другое мнение и принимать его;

- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- организовывать своё рабочее место;

- определять проблему урока;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- выполнять самопроверку учебного задания;

- контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- осуществлять под руководством учителя действие подведения под понятие;

- выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи смены времён года;

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные высказывания;

- выполнять правила учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками, включая работу в группах.

- объяснять свой выбор, формулировать своё мнение.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: традиционная.

• практические (работа с глобусом, лампой, карточками),

• наглядные (работа с текстами учебника, иллюстрациями, изображениями, моделями),

• словесные (беседа, рассказ, дискуссия),

• частично-поисковые - сочетание восприятия учеником объяснений учителя с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).

Приёмы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем и пр.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

А.А. Вахрушев и др. “Окружающий мир. 2 класс” ч.2, издательство “Баласс”, 2011 г.,

А.А.Вахрушев и др. “Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь”, издательство “Баласс”, 2012 г.

• Демонстрационный материал: мультимедийная презентация (включает рисунок 2 - на сайте Yandex, рисунки – отсканированные страницы учебника).

Автоматизированное рабочее место учителя,(компьютер, интерактивная доска с мультимедийным проектором, лампа, глобусы, теллурий).

Структура урока сочетает этапы: организационный, актуализация знаний, постановка цели, введение знаний, первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, включая рефлексию.

Этапы урока/Деятельность учителя

I. Организационный момент.

Дидактическая задача этапа - подготовить учащихся к работе на уроке, организовать внимание всех учащихся.

- Прочитайте девиз урока хором.

- Какая цель стоит перед нами?

II. Актуализация опорных знаний.

Задача: актуализировать знания детей для восприятия нового материала.

А) - Чтобы открыть новое, что необходимо?

- Послушайте сказку Владимира Ивановича Даля “Старик – годовик”. Но это непростая сказка, а сказка – загадка.

- Какую цель поставите перед собой?

- Так кто же из вас сумел отгадать загадки?

- О каких явлениях в природе говорится в сказке? (Cмена дня и ночи, смена времён года)

- О каком явлении мы говорили на прошлом уроке? (Смене дня и ночи)

- От чего происходит смена дня и ночи? (Движение Земли вокруг своей оси)

Б) Введение в проблему урока.

- Какие движения Земли вы знаете ещё? (Движение Земли вокруг Солнца).

- На какой вопрос мы должны найти ответ? (К чему приводит движение Земли вокруг Солнца).

- Какие ещё вопросы у вас возникают глядя на эти иллюстрации?(Составление плана урока).

1.Что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца?”

2. Какие изменения происходят в живой природе?

3. Почему летом тепло, а зимой холодно?

III. Формулировка темы и цели урока.

Задачей этого этапа является формирование навыков целеполагания учащихся, осознанной потребности в усвоении знаний и умений.

Учитель направляет мыслительную деятельность учащихся и подводит учащихся к возможным предположениям:

IV. Изучение нового материала.

Задачей этого этапа является введение новых понятий.

- Попробуем решить поставленные перед нами задачи.

- Вашему вниманию предлагаются конверты с заданием. Обсудите и скажите, каким образом ваши задания будут связаны с основным вопросом урока?

- Легко ли было ответить на вопросы?

- Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, предлагаю провести исследование.

На столе стоит лампа и глобус.

- Какую роль будет играть лампа?

- Представьте сначала, что поверхность Земли – это ваша рука. Включим лампу. Поднесём руку на таком расстоянии от лампы, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете? (Руке очень тепло).

- Теперь, оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимите её вверх. Что вы ощущаете?(Руке уже не так тепло).

- Верните в начальное положение. Что теперь?

- Опустите вниз. Тепло ли руке?

- Сделаем вывод. Расскажите о том, как падают лучи на руку в первом, втором и третьем случаях.(В первом случае лучи падают прямо на руку, а во втором и третьем случаях лучи падают наискосок.)

- Так почему в первом положении руке было теплее? (Потому что лучи были прямые, а значит и ближе к источнику тепла).

- Проделаем такой же опыт при помощи прибора, который называется – теллурий.

- А помогут нам провести исследование учёные из научно - исследовательского института, профессора - (Ф.И.О. ученика) и (Ф.И.О. ученицы).

Профессор 1: У глобуса есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля. Ось вращения Земли всегда наклонена к Полярной звезде.

- Проведём опыт с исследователем из первой группы.

- Куда смотрит ось Земли: на Солнце или от него?

- Как вы думаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?

- Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в северном полушарии или южном.

- Какое время года в северном полушарии?

Профессор 2: Приглашается исследователь из другой команды. Передвинь глобус вокруг Солнца.

Ось Земли смотрит на Солнце или от Солнца?

- Где теплее при таком положении Земли: в северном или южном полушарии?

- Какое время года в северном полушарии, а какое в южном?

- Попробуйте сделать вывод. Почему так произошло?

А) Профессор 1: Продолжите самостоятельное исследование. Поможет вам учебник, с.59. Найдите ответ на вопрос: что происходит с продолжительностью дня в разные времена года?

- Что происходит с продолжительностью дня в разные времена года?

- Почему летом день длится дольше? (Наше полушарие повёрнуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые)

- Почему зимой холодно? (Наше полушарие повёрнуто от Солнца, поэтому дни короткие, лучи косые)

- Что произойдёт, когда Земля совершит полный круг вокруг Солнца? (Смена времён года)

- За какой период это произойдет? (365 дней)

V. Закрепление пройденного.

Образовательная задача этапа - обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.

- Какой вопрос у нас остался без ответа?

- Найдёте ответ на этот вопрос, выполнив задания в группах.

- Оцените работу групп. Какая группа справилась лучше?

- Эти задания помогут установить вам причинно – следственные связи.

Вывод: Жизнь природы изменяется по сезонам. Меняется время года, меняется температура, соответственно меняется жизнь растений и животных. Животные и растения приспосабливаются к природным изменениям, чтобы выжить.

- Вернитесь к заданиям, которые получила каждая группа в начале урока. Как бы вы сейчас ответили на эти вопросы?

VI. Рефлексия, подведение итогов урока.

Цель этапа – помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка.

- Подходит к концу наш урок.

- Вспомните, какие проблемы ставили в начале урока.

- Удалось ли их решить?

- Чему научились? Что нового узнали? Что повторили?

- В как вы оцените свою деятельность на уроке? Используйте одну из звёзд: красную, синюю, жёлтую (закрашивание в еженедельнике).

- Кто раскрасил звезду синим цветом? Почему?

- Кто жёлтым? Почему? Какие выводы для себя сделали?

- Кто закрасил красным? В чём причина неудачи? Какая помощь необходима и от кого? Домашнее задание.

Задача: закрепить полученные знания при выполнении домашнего задания.

1. Дополнительный материал для любознательных с.62-63 в учебнике.

2. Узнать есть ли место на нашей планете, где бывает только ночь или день, зима или лето.

- Вам предлагало сь дома подумат ь и ответить на так ой вопрос:

( Потому что эт о планета , и она движется в космосе, как и остальные

- А к ак З емля дви жется в косм осе ? ( Она движется вокруг Солнца

- Умницы ! Я рада приветствова ть вас на борту космич еского

- Откройте свои бортовые журн алы и запишите тему наше го

- Предлагаю штурманам проложи ть маршрут, разгадав этот

Каждый ряд выдвига ет представителем по одному ученику.

5. Высоко образованный человек, имеющи й научную степень.

6. Ра сс ыпалось к ночи зерно. Глянули утром – нет ничего.

( ОТВЕТЫ: 1 . Вост ок . 2. Запад. 3. С олнце. 4. Мир. 5. Учёный. 6. Звезды .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.
ОТЧЕГО НА ЗЕМЛЕ СМЕНЯЮТСЯ ДЕНЬ, НОЧЬ,
ВРЕМЕНА ГОДА

1. Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

2. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.

Учитель. Здравствуйте, юные астрономы! Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие на планеты Солнечной системы. Откройте свои бортовые журналы и запишите тему нашего путешествия.

1-й э т а п – повторение изученного, проверка домашнего задания.

2-й э т а п – остановка на планетах Солнечной системы.

3-й э т а п – отдых, выход в открытый космос.

5-й э т а п – возвращение на Землю. Итог урока. Домашнее задание.

Итак, отправляемся в путь, чтобы раскрыть секреты планет Солнечной системы и узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать, анализировать и, конечно, быть дисциплинированными.

hello_html_6b7eb7fa.jpg

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Итак, первое испытание. Нам предстоит разгадать название нашего космического корабля. Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали.

hello_html_m2da619d4.jpg

Вопросы к кроссворду:

1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.

2. Специалист по астрономии.

3. Небесное тело, движущееся вокруг планеты.

4. Наука о небесных телах.

5. Ближайшая от Земли звезда.

6. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.

Земля – это одна из планет Солнечной системы.

Ученики. Верно.

Учитель. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

Ученики. Верно.

Учитель. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

Ученики. Неверно.

Учитель. Земля движется вокруг Солнца.

Ученики. Верно.

Учитель. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

Ученики. Неверно.

Учитель. Луна – планета Солнечной системы.

Ученики. Неверно.

Учитель. Итак, мы взлетели и сейчас находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

Ученики. Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.

Учитель. Почему космонавты называют Землю голубой планетой?

Ученики. На Земле много воды.

Ученики. Земля – третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. По размеру это небольшая планета. Земля имеет естественный спутник, который называется Луна.

Учитель. Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.

Ученики. Потому что на ней растут растения. И еще потому, что на Земле есть жизнь.

Учитель. Давайте поближе познакомимся с другими планетами.

Меркурий – первая планета от Солнца.

Венера – вторая планета от Солнца.

По своим размерам Венера схожа с Землей, а ее поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера Венеры почти целиком состоит из ядовитого углекислого газа и отличается большой плотностью, что помогает удерживать тепло, а потому на Венере постоянно высокая температура. Венера – самая яркая из девяти планет Солнечной системы и вращается она не так, как остальные планеты, а наоборот: Солнце на Венере всходит на западе и заходит на востоке. Планета Венера носит имя богини красоты.

Марс похож на Землю больше, чем любая другая планета Солнечной системы. Его поверхность представляет собой коричневатую пустыню с кратерами и расселинами, напоминающими безводные каналы. Есть на Марсе и горы, причем некоторые из них выше, чем наш Эверест. Названа планета Марс в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. У планеты Марс два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны).

Учитель. Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, их называют каменными планетами или планетами земной группы.

Запишите их названия в бортовой журнал: Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты. Итак, продолжим наше знакомство с планетами Солнечной системы.

Гигант Юпитер.

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Он так велик, что внутри него могли бы уместиться остальные восемь планет. У Юпитера небольшое твердое ядро, окруженное бурлящей массой жидкого водорода. Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси, из-за чего его средняя часть как бы выпячивается и планета напоминает приплюснутый шар. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

Сатурн.

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, его легко узнать по окружающим его красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твердых частичек (лед и камень). Сатурн состоит из водорода и гелия и является наименее плотной из всех девяти планет Солнечной системы. Как это ни удивительно, Сатурн вполне мог бы плавать, если бы существовал такой большой океан, в который его можно было бы опустить. Планета Сатурн названа в честь римского бога земледелия.

Уран был впервые замечен в 1781 году астрономом-любителем Вильямом Гершелем. От солнца он удален на расстояние 2 миллиардов 735 миллионов километров, и поэтому там очень холодно. Уран в основном состоит из гелия и водорода, а содержащийся в его атмосфере газ метан придает ему зеленый цвет.

Нептун.

Нептун очень похож на Уран, только размером поменьше. От Нептуна до Солнца 4 миллиарда 345 миллионов километров, поэтому там стоят лютые морозы. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов. Планета Нептун носит имя римского бога морей.

Плутон.

Впервые Плутон заметили в 1930 году. Это самая маленькая и самая легкая планета Солнечной системы. Ее диаметр – всего лишь 2400 километров. Плутон меньше нашей Луны. Планета Плутон названа в честь римского бога – повелителя царства мертвых. т емпература на поверхности Нептуна – минус 230 градусов.

Учитель. Мы познакомились с основными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми из-за их состава. Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты, а двумя – самой маленькой: Юпитер , Сатурн, Уран, Нептун,

hello_html_m439a0f00.jpg

Учитель. Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия.

Ученики. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют форму шара. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.

hello_html_m4e9e5463.jpg

Учитель. Пришло время выйти в открытый космос и отдохнуть. (Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)

На широкой реке,

Виден лес вдалеке.

Тянутся к лесу сады и поля…

Тянется к Солнцу наша Земля.

И путешествуем вместе мы с ней

В далеких просторах Вселенной моей!

Давайте посмотрим прибор в работе. Что делает Земля?

Ученики. Земля вращается вокруг Солнца.

Учитель. Что вы еще заметили?

Ученики. Земля вращается еще вокруг своей оси.

Учитель. Как освещается Земля Солнцем? Одинаково?

Ученики. Солнце освещает сначала одну ее часть, а затем другую.

Учитель. Как вы думаете, что бывает в той части Земли, которая освещена Солнцем? И что бывает в той части земного шара, куда не попадают солнечные лучи?

Ученики. В той части Земли, которая освещена Солнцем, будет день. А в другой части Земли, куда не попадают солнечные лучи, будет ночь.

Учитель. Посмотрите на верхний рисунок в учебнике на с. 12. Что вы можете сказать?

Ученики. На рисунке показано, что Земля вращается вокруг своей оси и на освещенной части – день, а на неосвещенной – ночь.

hello_html_326509b0.jpg

Учитель. Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, то есть за сутки. Значит, смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси.

Но Земля вращается еще и вокруг Солнца. Что же происходит на Земле? Что мы наблюдаем?

Ученики. Земная ось наклонена, поэтому одна часть земного шара находится ближе к Солнцу, а другая часть – дальше. При вращении Земли вокруг Солнца наклон земной оси не изменяется, поэтому в разное время разные части земного шара находятся ближе к Солнцу и дальше от него. На земном шаре в той части, которая ближе к Солнцу, будет теплее, значит, это будет лето. А в той части, которая дальше от Солнца, холоднее, поэтому там будет зима.

Учитель. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.

hello_html_m2a2a0e8d.jpg

Итак, мы открыли тайну смены дня и ночи, времен года. Запишите выводы:

hello_html_m2fdaec5d.jpg

V. Итог урока.

Учащиеся читают вывод на с. 15.

Домашнее задание.

Ответы на вопросы по схеме:

hello_html_m778ecbf.jpg

– Назовите планеты Солнечной системы.

– Назовите самую большую исамую маленькую планеты Солнечной системы.

– Сравните размеры планеты Земля с другими планетами.

– Что вы можете сказать о размерах Солнца по отношению к планетам Солнечной системы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока направлена на формирование представления о планетах солнечной системы. Воспитывает самостоятельность изучения нового материала, предполагает разные формы деятельности на уроке.

Предмет, тип урока: Окружающий мир. Ознакомление с новым материалом.

Продолжительность: 1 урок - 40 минут

Цель урока: ознакомить учащихся с планетами Солнечной системы.

Сформировать представление о планетах солнечной системы, сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

Развивать познавательный интерес, умение применять в работе, ранее полученные знания.

Минимальные требования к программным ресурсам: Flash-проигрыватель

Практическая реализация: Урок может быть использован во внеклассной работе.


Ход урока.

Организационный момент:

Сегодня мы отправимся в путешествие к какой-то звезде. Отгадайте что это за звезда?

По платку катается.

Людям улыбается. ( Солнце)


Повторение изученного:

Детям предлагается игровое поле. Дети заполняют по строчкам. Верное высказывание (+), неверное(-)

Солнце – это раскалённая звезда.

Человек, который изучает звёзды – это астронавт.

Солнце похоже на шар.

4) В космосе есть только звёзды.

5) На солнце можно смотреть через бинокль.


6) Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов км.

7) Солнце движется вокруг Земли.

8) Температура на поверхности Солнца 6000 градусов.

9) Величина солнца размером с апельсин

В конце игры сверяют ответы с изображением на экране.

Работа над изучением нового материала (презентация):

Солнце и планеты, которые находятся рядом с ним, называются Солнечной системой.


Солнце – звезда - преогромнейший шар

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце - светило они обожают!

Много планет вокруг Солнца летает

Может быть, люди на них обитают?

Давай-ка в ракету, мы сядем скорей

Помчимся от Солнца света быстрей!

Отправимся в полет, и познакомимся с планетами Солнечной системы. Есть ли там жизнь?

Может Меркурий порадует нас

И приведёт друзей целый класс?

Меркурий – ближайшая к Солнцу

Жара нестерпима! Изжарит в котлету!

Повёрнута к Солнцу одной стороной.

С другой – страшный холод и мёртвый покой.

В честь бога торговли имеет названье,


Да нет атмосферы – вот наказанье!

Поверхность избили метеориты,

И жизни там нет – все бы были убиты!

Меркурий назван в честь римского бога- покровителя торговли. У него есть жезл, волшебные сандалии, сума. Меркурий – самая ближайшая планета к Солнцу. Это самая быстрая планета, она обращается вокруг солнца за 88 дней. Найдите в атласе эту планету


Что же, дружок, в жизни много дорог!

Летим на Венеру, хоть путь наш далёк!

Венера прекрасна! За тонкой вуалью

Богиню любви различите едва ли!

Закрыта она пеленой облаков.

А что же под ними? Климат каков?

Климат имеет огромный дефект –

Причиной тому парниковый эффект,

Газ ядовит в атмосфере Венеры.

Дышать невозможно! Жарища без меры!

Солнце не видно сквозь облака,

Жизнь невозможна! Но может пока?

Названа эта планета в честь римской богини (Венера, значит любовь), богини садов, плодородия, весны…Атмосфера у Венеры состоит из углекислого газа и серной кислоты. Найдите эту планету. Летим дальше.


Мерцает по курсу ракеты Земля!

На ней мы живём.

И, как видно, не зря!

Планета Земля – родимый наш дом.

Но много ли мы знаем о нём?

Загадки её постоянно решаем,

Но многого так до конца и не знаем,

И что там внутри? Принимаем на веру –

Не видно ядра. Летим в атмосферу.

Прекрасно, что мы атмосферой закрыты

От злых и коварных метеоритов.

От трения в воздухе камни сгорают

И огненным звёздным дождём выпадают.

Озоновый слой, без всяких сомнений,

Нас защищает от излучений.

Ещё Земля имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.

Что её можно сказать о планете Земля?



У неё есть естественный спутник – Луна. Ученик:

Луна ведь не просто на небе сияет,

Она всей водой на Земле управляет.

Приливы, отливы морей ей подвластны,

Её же пейзажи, поверьте ужасны,

В лунных морях нет ни капли воды,

Всюду видны разрушенья следы.

Кратеры, цирки - огромные ямы,

Оспины на бледном личике дамы!

И атмосферы она не имеет.

Жизни там нет! Все об этом жалеют!

Лунатиков нет на Луне. Очень жаль!


Мчится ракета в безбрежную даль.

К Марсу теперь свой направим полёт –

Вдруг с марсианами нам повезёт!

Марс красноватый на Землю глядит,

Многих пугает его грозный вид.

Имя он носит в честь бога войны.

Фобос и Деймос Марсу верны.

Эти названия у всех на устах

Спутники эти родные его –

Камни большие, и только всего!

В здешних морях нет ни капли воды,

Может, помогут полярные льды?

Шапки полярные есть изо льда,

Только из них не струится вода,

Лёд этот, видно, совсем, не простой.

Нет в нём воды, говорят, лёд сухой.

Каналы на Марсе – пропасти, рвы.

Если упасть, не сносить головы!

Климат на Марсе засушлив, суров.

Трудно дышать, хоть зови докторов!

Слишком его атмосфера легка.

Жизни на нём не нашли мы пока.

Найдите эту планету. Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, - их называют планетами земной группы или каменными планетами. У них похожее строение.


Дальше и дальше летим мы от Солнца

Юпитер нас встретит светом в оконце?

Юпитер – царь планет!

В тельняшке облаков

Вращаться не спешит –

Уж нрав его таков!

Двенадцать на Земле,

А здесь лишь год пройдёт!

Уж очень он тяжёл

И медленно плывёт.

Есть красное пятно

А если б мы с тобой

Вдруг оказались там,

То весил бы ты там

А наступить ногой

Там просто невозможно

Ведь жидкая планета

И утонуть в ней можно!

Названа планета в честь главного римского бога – Юпитера. Напишите её название.

Может с Сатурном нам повезёт?

Ау! Где вы, люди? Летим мы вперёд!


Там в ожерелье жемчужных колец

Тускло мерцает Сатурн – молодец.

Назван он так в честь бога судьбы.

Только не слышит людской он мольбы.

Нет атмосферы и вечно зима

Жизни там нет, там кромешная тьма!

Кольца Сатурна – загадка природы.

А это кусочки, покрытые льдом,

И всевозможных размеров притом.

А ширина у кольца – боже мой!

Может катиться мой шарик земной!

Напишите название этой планеты на своих листах. Это были планеты – гиганты.

На них тоже нет жизни.

Опять неудача – и снова в полёт!

К холодным мирам наш летит звездолёт.

Здесь холодные миры,

Света нет и нет жары.

Вечные зима и ночь..

Захотелось сразу прочь.

Скован льдом Уран, Нептун,

На Плутоне – колотун!

Без атмосферы, по всему,

Жить невозможно никому!


Учитель:

Эти планеты названы тоже в честь римских богов: Нептун – бог моря; Уран – бог неба, прародитель всех богов. Плутон – повелитель царства мертвых. Плутон в 2002 году объявлен звездой. На этих планетах температура ниже – 230 0 .

Найдите эти планеты. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

Физкультминутка

Планеты у солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их в хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землёй.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран, и Нептун, и кроха Плутон.

Вот мы и прошли планетарный закон!

Практическая работа:

Мы познакомились с планетами Солнечной системы. Сколько их?

Их 8 и звездоподобная планета Плутон

Они разных размеров, имеют форму шара. Они не излучают свет, а только его отражают. У них есть спутники. Давайте, проверим, как вы запомнили название и расположение планет, начиная от Солнца


А сейчас вернёмся на планету Земля, и разберёмся в двух вопросах: Почему бывает день и ночь? Почему сменяются времена года?

Давайте сделаем вывод

Смена дня и ночи - вращение Земли вокруг своей оси; смена времён года – вращение Земли вокруг Солнца.

Работа в рабочей тетради:

Выполнение задания № 4, используя сведения из учебника.

Назовите планеты Солнечной системы.

Домашнее задание: Прочитать (стр. 9- 13); Проверь себя (стр. 14); Задание №1(стр. 15 ).


-75%

Читайте также: