Учимся писать корни и суффиксы 2 класс школа 21 века урок 61 конспект

Обновлено: 04.07.2024

1 10 декабря. Классная работа. Учимся писать корни и суффиксы.

2 Вспомни памятку ! Что такое корень ? Назовите 3 золотых правила русского языка,связанных с корнем. Буквы безударных гласных в корне слова. Буквы парных согласных в корне слова. Буквы непроизносимых согласных в корне слова.

3 Буквы безударных гласных в корне слова. (правило 1) 1. Поставлю -ударение в слове 2. Выделю -корень 3. Изменю -форму слова…. -подберу однокоренное слово …. к (о или а )вёр

4 Буквы парных согласных в корне слова.(правило 2) Произнесу слово Найду сомнительный согласный Выделю корень Изменю форму слова …. Подберу однокоренное слово …. наро (д или т )

6 Закрепляю правило 1 Кедворник. В тайге растёт к..др. К..дворник- любимое место многих ж..ватных и птиц. Ос..нью в нём созр..валют к..кадровые ш..шки.

7 Закрепляю правило 2 Зимний денек. Ночью был (ли..кий) (моро..). Выпал первый (сне..). Он (мя..кий), белый пушистый. (Ду..ки), (избу..ки) и (дорог..ки) стали белые. С ( бере..) посыпался иней. Хорошо во дворе! Ребята надевалют пальто, шапки, (варе..ки) и бегут играть в (сне..ки). Малыши вылипили снеговика. Вместо носа (марко..ка). Скоро прилитят зимние гости. (Корму..ки) для них готовы.

8 Закрепляю правило 3 Охота не удалась. День был ненастный. Солнце спряталось за тучами. Моросил мелкий дождь. Было грустно. Мы выбрались из чащи. Местность эта нам была известна. Вот пастбища. Тут шалаш пастуха. Здесь мы отдохнём. Охота не удалась.

Данный материал содержит конспект урока - рефлексии по теме "Учимся писать корни и суффиксы" , проведенном во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС и содержит карточки для парной и групповой работы. К конспекту прилагается презентация.

ВложениеРазмер
uchimsya_pisat_korni_i_suffiksy.docx 20.56 КБ
uchimsya_pisat_korni_i_suffiksy.pptx 670.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: правописание корней и суффиксов имён существительных.

Цели: повторить изученные орфограммы в корне слова, отрабатывать правописание суффиксов, обогащать словарный запас.

Задачи: предметные УУД: содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные: способствовать формированию УУД:

регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Формировать умение оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Проверить готовность к уроку, дать положительный настрой на урок.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

-Как вы понимаете эту пословицу? Чему она вас учит?

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний.

  1. Чистописание Вв
  2. Словарная работа: вокзал, вдруг, воробей, ворона.

Какие орфограммы в этих словах?

Для чего мы их учим наизусть?

  1. Создание проблемной ситуации: определение темы урока.

Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Т. рпение и тру. – ключ. к к успеху.

Какие буквы вставили? Почему? В каких частях слова офограммы?

Определите тему урока, поставьте перед собой цели.

Формирование навыков грамотного, безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной культуры учащихся.

Выполнение задания в парах по карточкам.

В тайге растёт кедр. К..дровник- любимое место многих ж..вотных и птиц. Ос..нью в нём созр..вают к..дровые шишки.

Ночью был ле..кий моро. Выпал первый сне. Он мя..кий, белый и пушистый. Ду..ки, избу..ки и доро..ки стали белые. С бере.. посыпался иней. Хорошо во дворе!

Охота не удалась.

День был ненас(?)ный. Со(?)нце спряталось за тучами. Моросил мелкий дождь. Было грус(?)но. Мы выбрались из чащи. Мес(?)ность эта нам была извес(?)на. Вот пастбища. Тут шалаш пастуха. Здесь мы отдохнём. Охота не удалась.

Какие правила вспоминали? Проверьте свою работу по эталону ( Слайд)

Оцените работу. Кто из вас хорошо усвоил правила правописания гласных и согласных в корне? Кому нужно еще тренироваться?

Формирование навыков грамотного, безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной культуры учащихся.


    Повторить все изученные орфограммы в корне слова; отрабатывать правописание суффиксов
    суффиксальный способ образования слов, суффикс, значения суффиксов, разбор слова по составу, морфемный разбор, орфографический тренинг, словарный диктант, совершенствование графического навыка

Словарный диктант: ворона, апрель, медведь, ученик, собака, фамилия, работа, ягода, иней, весело, здравствуй, лестница, чувствовать, праздник. Учитель может также продиктовать ещё несколько ранее изученных слов (см. урок 43).

Учитель обсуждает с учениками задачи на урок.

Обратите внимание. Следует обсудить с учащимися необычный суффикс в слове березняк (объясните значение слова: берёзовый лес, роща) и его правописание. Слово березняк имеет произносительный вариант — бере́зник, и некоторые ученики могут назвать слово именно с таким ударением. Познакомьте их с другим вариантом, указав на орфографическую проблему. В слове лесника две орфограммы — в корне и в суффиксе: первую ученики проверяют, о второй говорят, что в суффиксе -ник- нужно писать букву и. Остальные слова не вызовут затруднений при записи под диктовку. Выделенные слова учитель диктует орфоэпически, слова с неизученными орфограммами следует произносить орфографически.

В зависимости от уровня класса учитель может сообщить о возможности в ряде случаев проверки безударного гласного в суффиксе подбором слова с ударным суффиксом, но это должно быть слово именно с таким же суффиксом, а не родственное слово с другим суффиксом. Для суффиксов -ев-, -ив- это правило не работает, так как суффикс -ев- всегда безударный.

Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 в учебнике — отработка умения выделить в слове суффикс, подобрать слова именно с таким суффиксом, активизация словарного запаса.

Вариант выполнения. Упражнение предлагается для работы в группах. При этом либо класс делится на произвольное количество групп и каждая группа работает со всеми словами, либо класс делится на семь групп, каждая из групп получает одно из слов и подбирает к нему слова с таким же суффиксом. Выполненное упражнение выглядит так:

игривый, ленивый, червивый, правдивый;

шутливый, талантливый, торопливый, дождливый, счастливый;

замочек, орешек, комочек, молоточек;

заманчивый, задумчивый, настойчивый, отзывчивый[1];

мудрость, молодость, ясность, жалость;

лицевой, дождевой, волевой, плюшевый;

бантик, дождик, гвоздик, пёсик.

[1] Последнее слово в четвёртой группе учащиеся подбирают сами.

Выполняется в парах упражнение 4 (по выбору) в учебнике — комплексный орфографический тренинг, повторение суффикса -н- в прилагательных. После завершения работы в парах фронтально проводится её проверка: ученики называют буквы, которые они вставили, обосновывают свой выбор. Дома предлагается подготовить это стихотворение к письму по памяти.

Далее идёт работа со словами жучок и светлячок: поиск одинакового суффикса, подчёркивание буквы о. Последующая подготовка к письму по памяти идёт по усвоенному ранее алгоритму; ученики пишут в своих тетрадях, закрыв текст стихотворения. В зависимости от уровня класса и темпа работы учитель может предложить написать по памяти или списать вторую часть стихотворения.

Дополнительные задания

1. Дифференциация в безударном положении суффиксов -лив-, -чив-, -ев-.

Учитель предлагает ученикам согласиться с Дашей или возразить ей. Она написала слова и объяснила их написание так:

Далее учитель открывает запись на доске (во всех словах проставлено ударение):

волево́й — непосе́дливый

болево́й — забо́тливый

полево́й — со́вестливый

Ученики должны объяснить написание подчёркнутых букв в парах слов.

2. Повторение написания суффиксов -ик-, -ек-. Учитель просит объяснить написание суффиксов в словах на доске: пакетик, билетик, орешек, пенёчек. После повторения правила написания -ик-, -ек- слова записываются под диктовку в два столбика в зависимости от суффикса. Примерный набор слов: горошек, дождик, гвоздик, листочек, карандашик, ножик, листик, ножичек, ключик, халатик, блокнотик, замочек, бантик, звоночек

По окончании диктовки ученики обозначают в словах суффиксы и пишут рядом с каждым словом проверочное.

Проанализировать особенность соединений строчных букв юг, ог, рг, жг. Прописать данные буквосочетания.

Учитель подводит итоги работы на уроке.

Домашнее задание: подготовить к письму по памяти стихотворение из упражнения 4 в учебнике (с. 142).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока: Обучающие : повторить все изученные орфограммы в корне слова, отрабатывать правописание суффиксов. Развивающие: развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке. Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся культуры общения, воспитывать прилежание, активность

Проверка готовности к уроку

2. Закрепление изученного материала.

- Правописание суффиксов –ек, - ик (если при проверке гласная выпадает, пишется е. если не выпадает – и); -ев, - ив (под ударением пишем и, без ударения – е); -лив, -чив (всегда пишется и).

1) Самостоятельная работа.

Записать слова, выделить суффикс.

Сыночек, улыбчивый , годочек, игривый, букетик, волевой, боевой, ленивый, плащик, заботливый.

2) Работа в тетрадях.

Записать число, классная работа.

Гриб, грибочек, грибной, грибник.

- Разобрать слова по составу.

- Какие орфограммы мы встречали в корне? (безуд.гл., парн.согл.)

- С помощью какой части образовались новые слова? (суфф.)

- Как называется такой способ словообразования? (суфф.)

3) Работа с учебником.

Кочерыжкой, травкой, козявкой, овцой.

Игривый, ленивый, червивый, правдивый.

Шутливый, талантливый, торопливый, счастливый.

Замочек, орешек, комочек, молоточек.

Мудрость, молодость, ясность, жалость.

Лицевой, дождевой, волевой, плюшевый.

Бантик, дождик, гвоздик, пёсик.

4) Работа в р.т. урок 61 (с.79)

3. Подведение итогов.

- Правописание безуд.гл., парн.согл., правописание суффиксов –ек, - ик (если при проверке гласная выпадает, пишется е. если не выпадает – и); -ев, - ив (под ударением пишем и, без ударения – е); -лив, -чив (всегда пишется и).

4. Домашнее задание.

Р.т. доделать урок 61

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 419 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Урок 61. Учимся писать корни и суффиксы

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.02.2021 282
  • DOCX 14 кбайт
  • 24 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Швидковская Екатерина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цели: повторить изученные орфограммы в корне слова, отрабатывать правописание суффиксов.

Задачи: предметные УУД: содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные: способствовать формированию УУД:

регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Оборудование: презентация, сигнальные карточки, карточки для парной и групповой работы, маршрутные листы.

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Формировать умение оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Проверить готовность к уроку, дать положительный настрой на урок.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

-Как вы понимаете эту пословицу? Чему она вас учит?

II. Актуализация знаний.

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний.

- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме: спинку держим прямо, стульчик подвинули.

1. Чистописание ек,ик

– Что напоминает вам данные сочетания букв?

Т. рпение и тру. – ключ. к к успеху.

Прочитай те пословицу. Как вы её поняли?

Запишите пословицу, вставляя пропущенные буквы

Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.

2. Создание проблемной ситуации: определение темы урока.

-Какие буквы вставили? Почему? В каких частях слова орфограммы?

(Проверка по эталону.)

- Попробуйте сформулировать тему урока (Учиться писать слова с орфограммами в корне и суффиксе.)

- А зачем нам это нужно? (чтобы правильно, грамотно писать)

- Итак, вы доказали важность этой темы.

-Какую цель поставим перед собой?

(Научиться правильно писать корни и суффиксы)

-Сформулируйте задачи нашего урока :

(повторить изученные орфограммы в корне слова, отрабатывать правописание суффиксов).

-Вы уже умеете это делать или сегодня первый урок по этой теме? (Мы этому уже учились).

Попробуйте оценить свое умение писать корни и суффиксы. На лесенке успеха покажите, на каком уровне вы умеете это делать.

Я уверен (а)

Оцените работу в маршрутном листе. (Чистописание)

III. Закрепление знаний и способов действий.

Формирование навыков грамотного, безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной культуры учащихся.

Сначала вспомним 3 золотые правила русского языка.

1. Если буква гласная

Ты немедленно ее

Ставь под ударение.

2. Парные согласные

Ты их в корне проверяй

Рядом гласный подставляй.

3. Иногда согласные

Играют с нами в прятки

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке!

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать

Оцените работу в маршрутном листе.

2)Выполнение задания в парах по карточкам. (Парные согласные)

Ночью был ле. кий моро. Выпал первый сне. Он мя. кий, белый и пушистый. С бере. посыпался иней. Хорошо во дворе!

–Назовите слова с непроверяемыми гласными.

Самопроверка по эталону.

Оцените работу в маршрутном листе.

3)Работа в группах. (Правописание непроизносимых согласных, суффиксов)

А) Вставить пропущенные буквы

чес…ный, учас…ник, счас…ливый, чудес…ный.

Б) Проверь, нет ли ошибок в работе Миши.

слоник, хвостек, лучик, сыночик, мячик.

А)В каком слове допущена ошибка?

устный, вкусный, грусный, сердце

Б) Вставить пропущенные буквы

Крепкий ореш…к – не сразу раскусишь.

Головой кивает гном…к.

А) Вставить пропущенные буквы

Звёз…ный, со…нце, ужас…ный, сер…це

Б) Вставить о или ё

Ут…нок, морж…нок, слон…нок, волч…нок

А) Вставить пропущенные буквы

праз…ник, опас…ный, мес…ный

2) Вставить о или ё

галч…нок, цыпл…нок, зайч…нок, жереб…нок

Оцените работу в маршрутном листе.

Цели: снятие статистического напряжения учащихся

4. Самостоятельная работа.

1. Орфографическая минутка.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Правд…. вый дожд…. вой

Лен…. вый пол…. вая

Шутл…. вый сирен…. вая

Самопроверка по эталону.

Оцените работу в маршрутном листе.

2. Тест с выбором ответа.

Поведем исследование: как усвоен материал по теме урока.

1Вкаком слове ошибка?

2. Где пропущена буква а

3. В каком слове пишется буква д

4. В каком слове не пишем букву т

Самопроверка по эталону.

-Оцените работу в маршрутном листе.

-У кого всё верно? Одна ошибка? Более трёх?

IV. Домашнее задание.

- Какие цели ставили перед собой в начале урока?

- Что получилось лучше?

- Какие орфограммы пока не удается запомнить? Почему?

- Что показалось наиболее интересным?

-Нарисуйте на лесенке успеха, как вы оцениваете свою работу.

-Совпало с вашим прогнозом?

-Оцените свою деятельность на уроке, подобрав глагол с подходящим для вас значением.

Отвечают на вопросы. Рефлексивный экран

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Больше всего понравилось…

-Ребята,вы все выполняете задания на сайте учи. ру. Давайте посмотрим результаты.

Слайд18 С Новым годом

-Ребята, а вот и Дед Мороз. Он хитро улыбается. В его пожелании встречаются слова на орфограммы в корне и суффиксах. Назовите их.

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!

Читайте также: