Конспект внеурочного занятия интеллектуальная игра 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

Задачи:
• создать условия для развития познавательного интереса к предметам;
• развивать интерес к предметам;
• расширять кругозор учащихся;
• закрепить полученные знания в нестандартных игровых формах организации деятельности;
• развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение учеников.
• способствовать становлению и формированию основ саморазвития, саморегуляции, самовоспитания необходимых для становления личности школьников, проявления учениками коммуникационных навыков.
• пробудить любознательность учащихся;
• воспитывать интерес друг к другу, взаимоуважение, чувства сопереживания и поддержки.

Итог занятия.
- Наша интеллектуальная игра подошла к концу. Все вы были молодцы, показали свои знания, свою смекалку. Но всё же некоторые ребята отличились и победили. (Награждение победителей)(Слайд 39)
- Желаю вам дальнейших творческих успехов и прощаюсь с вами до следующей встречи на новой игре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- закрепить предметный материал в игровой форме;
- воспитывать умения работы в команде, уважение к сопернику, ответственность;
- развивать умения грамотно излагать свои мысли, логические способностей.

Этапы занятия

Виды деятельности

Планируемый результат

Формы организации образовательной деятельности

Материально-техническое обеспечение

Метапредметный

Организационный момент.

Здравствуйте дети, меня зовут Альбина Андреевна.

Предлагаю вам провести сегодняшнее занятие с улыбкой, а теперь все повернитесь и друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь Бари, нам и садитесь по местам.

Устойчивая положительная мотивация к деятельности.

Целеполагание. Мотивация к деятельности.

-Ребята, что вы видите на доске ?

- Как вы думаете чем мы будем сегодня заниматься?

-Ребята, а какие качества и умения вам сегодня нужно проявить?(проявления смекалки , быстрота мышления ,находчивость).

-А оценивать вас сегодня будет уважаемое жюри: Яна Александровна

- Но для начала у вас есть 1 минута, чтобы придумать названия своей команды (ребята говорят названия, начинается игра).

отвечают на вопросы

формируют тему и цель занятия

Р: различать способ и результат действия , оценивать правильность выполнения действий

К:ориентироваться на позицию партнеров в общении, и взаимодействии.

П:проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека.

Первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия о сверстниками в творческой интеллектуальной деятельности.

Работа над темой

-Когда вы выполните задания, то один из участников команды относит ответы жюри, а жюри будет оценивать.

-Команда, которая выбирает карточку за правильный ответ получает 2 балла, а команды, которые просто выполнили правильно задание, получают 1 балл.

-Прежде чем приступить к игре, давайте вспомним правила работы в группе.

-Ну что, приступим к игре.

-Итак, первая команда выбирайте карточку.

Вы должны вставить пропущенные слова, чтобы получились пословицы, выполнив задания, передаём ответы жюри

-____ за всех, и все за одного.

-Не имей ____ рублей, а имей ____ друзей.

-_____ раз примерь, а _____ раз отрежь.

-_____ в поле не воин.

-Ребята встанем со своих мест и разомнемся.

-Теперь ход второй команды.

-Вам нужно вспомнить правила русского языка и написать правильные ответы.

Ж…, Ш… всегда пиши с буквой ____

Какого рода слово ШМЕЛЬ?

Вечиром в гости прешол Миша.

- Ход следующей команды.

У вас есть карточки с математическими выражениями, которые вам нужно решить.

-Итак, выбирает карточку следующая команда.

-Сейчас будут звучать мелодии для каждой команды, по очереди командам нужно сказать название песни.

- Ребята, вам нужно будет дописать слово, чтобы получилось название сказки, приступаем к выполнению задания.

- Каждой команде нужно сосчитать сколько квадратов изображено.

-Вам нужно будет составить слова, прибавляя или отнимая слоги.

-Ребята, вам нужно из одного большого слова составить как можно больше других слов.

Вам нужно соотнести вид спорта и инвентарь.

лёгкая атлетика – ракетка

-Вам нужно переставить буквы, чтобы получилось другое слово.

Вам попалась карточка пропуск хода, теперь другая команда может выбрать карточку с заданием.


Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологические высказывания), познавательные УУД (выбирают наиболее эффективные способы решения задач, анализ, синтез, сравнение, классификация, строят логические цепочки рассуждений).

Предметный: обучающиеся демонстрируют умение решать задачи, за определенное количество времени, тренируют образно-логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать в обучающихся интерес и положительное отношение к изучаемому курсу, устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

Развивающая: развивать регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию), коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний), познавательные УУД (выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализ, синтез, сравнение, классификация, построение логических цепочек рассуждений).

Образовательная: отработать умение решать задачи, за определенное количество времени, тренировать образно-логическое мышление.

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания:

создание положительного эмоционального подъёма;

выдвижение системы положительных (ближайших, далеких целей);

воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности.

Методы воспитания и обучения:

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта (игра, упражнение, пример, педагогическое требование)

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений (создание ситуации успеха, игровые ситуации, поощрение и порицание, соревнование)

Методы обучения:

Методы получения новых знаний (рассказ, беседа, объяснение);

Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение);

Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием)

Дидактические средства: рабочая тетрадь, иллюстрации,

Список литературы:

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);

Этапы деятельности

Методы, приемы

Деятельность педагога и детей (цель, мотивация, организация деятельности, оценка деятельности)

Деятельность детей

1. Организационный этап

Задача: приветствие обучающихся, организация их вни­мания

-Ребята, вы хотите проверить свои знания и смекалку?

Я приветствую зрителей и участников игры "Самый умный"! Сегодня - поединок лиги учеников 3-го класса. На игровой подиум вышли 16 игроков, чтобы побороться за звание "Самый умный". И я с удовольствием представляю вам участников игры.

(Называю имена детей, ребенок встает, поворачивается лицом к классу и машет рукой).

Ребята, для того чтобы мы сегодня с вами продуктивно поработали и у нас не возникало трудностей с выполнением заданий, что нужно сделать?

Верно, нужно выполнить мозговую гимнастику.

Начнём с качания головой. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Медленно качайте головой из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает плавную линию.

А сейчас мы наденем волшебные шапки на наши ушки, эта шапка поможет вам быть внимательными. (3 раза)

Осталось приготовить к работе глаза. Давайте поморгаем. Не двигая головой, посмотрите влево - вправо, вверх - вниз, нарисуйте глазами круг, а сейчас нарисуйте треугольник.

Молодцы! Сейчас вы готовы к работе.

регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологические высказывания), познавательные УУД (выбирают наиболее эффективные способы решения задач, анализ, синтез, сравнение, классификация, строят логические цепочки рассуждений).

2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе занятия

Задача: актуализировать субъектный опыт обучающихся, обеспечить мотивацию уче­ния

регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологические высказывания).

3. Основной этап. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей

Задача: создать содер­жательные и орга­низационные условия для развития познавательных УУД у обучающихся.

1-й ТУР
Вопросы 1 тура:

1. Какой слог обозначает ноту?
а) фу
б) фа
в) ну
г) ха

2. Из чего получается сахар?
а) из сахарной свёклы +
б) из сахарного сиропа
в) из мела
г) из сока деревьев

3. Где расположены уши у кузнечика?
а) на ногах +
б) на голове
в) на крыльях
г) на спине

4. Как называется начало реки?
а) ручей
б) исток +
в) устье
г) впадина

5. Кто из перечисленных животных не является земноводными?
а) тритон
б) жаба
в) змея +
г) лягушка

6. Какие листья имеют узорную форму с острыми углами?
а) дубовые
б) кленовые+
в) еловые
г) липовые

7. Какое полезное ископаемое образуется на болотах?
а) торф +
б) глина
в) песок
г) соль

8. Что такое кинология?
а) наука о кино
б) наука о собаках +
в) наука о грибах
г) наука о логике

9. Какое из этих слов название цветка?
а) неваляшка
б) незнайка
в) незабудка +
г) неумывайка

10. Что не делают из дерева?
а) бумагу
б) ластик +
в) спички
г) каранаши

11. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?

а) приставка +
б) суффикс

12. Какая из этих птиц умеет летать?

а) пингвин
б) курица

г) чайка +

А сейчас проверяем результаты, для этого обменяйтесь таблицами с ответами с соседом по парте. Правильный ответ +, не верный ответ - .

1. Какой слог обозначает ноту?
б) фа

2. Из чего получается сахар?
а) из сахарной свёклы +

3. Где расположены уши у кузнечика?
а) на ногах +

4. Как называется начало реки?
б) исток +

5. Кто из перечисленных животных не является земноводными?
в) змея +

6. Какие листья имеют узорную форму с острыми углами?
б) кленовые+

7. Какое полезное ископаемое образуется на болотах?
а) торф +

8. Что такое кинология?
б) наука о собаках +

9. Какое из этих слов название цветка?
в) незабудка +

10. Что не делают из дерева?
б) ластик +

11. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?

а) приставка +

12. Какая из этих птиц умеет летать?

г) чайка +

-Считаем плюсы, встаньте те, у кого от 12 до 6 плюсов.

Поздравляю вас, вы переходите во второй тур интеллектуальной игры.

-А сейчас встаньте те, у кого меньше 6 плюсов.

Сейчас ваша задача – не мешать процессу игры и оставшимся участникам, соблюдать дисциплину.

Если победителей больше шести, участникам даются дополнительные вопросы. Во второй тур проходят те, кто первым справится с большим количеством вопросов. После каждого дополнительного вопроса проверяется результат, есть ли победители.

Дополнительные вопросы 1-го тура:

13.Сколько цветов у радуги?
а) 6 цветов
б) 7 цветов +
в) 12 цветов
г) 8 цветов

15. Какой продукт не делают из молока?
а) сыр
б) творог
в) подсолнечное масло+
г) сметану

16. Что происходит весной с почками?
а) они опадают
б) они лопаются +
в) они взрываются
г) они сворачиваются

19. Какое полное имя у Риты?

г) Маргарита +

20. Эти грибы растут дружной семейкой на пне?

а) опята +

21. Назовите музыкальный инструмент Папы Карло?

б) шарманка +

22. В каком месяце меньше всего дней?

в) в феврале +

23. Какое дерево сбрасывает на зиму хвою?

г) лиственница +

регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологические высказывания), познавательные УУД (выбирают наиболее эффективные способы решения задач, анализ, синтез, сравнение, классификация, строят логические цепочки рассуждений).

4. Физминутка

Задача: снять мышечное и эмоционально напряжение, развивать умение выполнять несколько действий одновременно.

3. Основной этап. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей

Задача: создать содер­жательные и орга­низационные условия для развития познавательных УУД у обучающихся.

Сопоставить слова из двух столбиков:

- Вам нужно сопоставить слова из двух столбиков.

Например: футбол - мяч

Чем меньше времени вы затратите, тем выше порядковый номер вашего выступления при дальнейших ответах. Внимание! Начали!

Участники выполняют задание, подводятся итоги.

- Итак, стартовать участники будут в таком порядке. (называю имена)

Категории знаний:

Мультфильмы

Писатели и поэты

-Кому непонятно, что мы сейчас будем делать, поднимите руку.

Пословицы:
* Утро вечера… (мудренее)
* Тише едешь, … (дальше будешь)
* Грамоте учиться всегда …. (пригодится)
* Труд – кормит, а лень … (портит)
* Нет друга – ищи, а нашёл … (береги)
* Не будь тороплив, а будь … (терпелив)
* Не спеши языком, торопись … (делом)
* Не учись разрушать, а учись … (строить)
* У семи нянек дитя без … (глаза)
* Любишь кататься, люби и … (саночки возить)

Писатели и поэты:
* Кто рассказал нам про дядю Стёпу? (С. Михалков)
* Кто автор "Золушки”? (Ш. Перро)
* Назови имя Барто. (Агния)
* Кто придумал малышей: доктора Пилюлькина, Незнайку, Пончика? (Н. Носов)
* Кто написал сказку "Три медведя”? (Л. Толстой)
* Чьи это герои: Бармалей, Муха-цокотуха? (К. Чуковского)
* Автор сказки "Снежная Королева”? (Х. Андерсен)
* Какого плюшевого героя создал Александр Милн? (Винни-Пуха)
* Как называются сказки, которые сочинил народ? (Русские народные)
* Назови фамилию поэта Самуил Яковлевич … (Маршак)

Цвета:
* Козлик, живший у бабушки? (серенький)
* Кузнечик, сидевший в траве? (зелёненький)
* Убивший дедушку лопатой? (рыжий)
* Вагон, который бежит, качается? (голубой)
* Головной убор девочки, нёсшей пирожки бабушке? (красный)
* Цвет медведя, который водится в Сибири? (бурый)
* Халат, у того, кто сидел под деревом и лечил животных? (белый)
* Назови третий цвет радуги. (жёлтый)
* Цвет цветочка, похожего на звоночек? (синий)
* Какими чернилами чертили чертёж четыре чумазеньких чертёнка? (чёрными)

Жилище:
* Где жили лягушка, петушок, мышка и ёжик? (в теремке)
* Жилище бобра. (хатка)
* Пришли рабочие без топоров, срубили избу без углов. (муравейник)
* Зимнее лежбище медведя. (берлога)
* Дом без окон, без дверей, полна горница людей. (огурец, арбуз)
* Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном. Он стоит на длинной ножке, чтобы не залезли кошки. (скворечник)
* По узкой дорожке – голова да рожки. Кто так медленно ползёт, на себе свой дом везёт? (улитка)
* Жилище туриста. (палатка)
* Бревенчатый дом. (изба)
* Жилище лисицы. (нора)


Мультфильмы:
* Как звали корову из Простоквашино? (Мурка)
* Какие слова говорил Али-Баба, чтобы открылась пещера? ("Сим-Сим, откройся”)
* А что говорил Маугли, когда ему нужна была помощь? ("Мы с тобой одной крови. Ты и я”)
* Имена трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
* Как звали великана, который женился на принцессе Фионе? (Шрек)
* К кому ходили в гости Винни Пух и Пятачок? (к Кролику)
* Друг Малыша. (Карлсон)
* Где находилось поле чудес? (в стране Дураков)
* Старуха, у которой была крыса Лариска? (Шапокляк)
* В какой сказке в декабре собирали подснежники? ("Двенадцать месяцев”)

Животные:
* Ушки чуткие торчком, хвост, взлохмаченный крючком. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (собака)
* Меньше тигра, больше кошки, над ушами кисти-рожки. С виду кроток, но не верь: страшен в гневе этот зверь. (рысь)
* Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
* Любит сладкое он очень, а когда приходит осень, лезет в яму до весны, где он спит и видит сны. (медведь)
* Сок из цветов она берёт и в сотах копит сладкий мёд. (пчела)
* Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (хомячок)
* Что за зверь, скажите, братцы, может сам в себя забраться? (норка)
* Кто на задних лапах скачет, в тёплой сумке сына прячет? Кто, вставая в полный рост, опирается на хвост? (кенгуру)
* В камышах она живёт, дом у неё среди болот, там, где водятся лягушки, цап! – и нет одной квакушки! (цапля)
* Всех огромней в джунглях зверь, напролом шагает – верь! Грозно бивнями блестит, вкусно листьями хрустит. (слон)

-Итак, пока жюри подсчитывают баллы, мы с вами встанем и немного отдохнем.

(Видеофизминутка).

А я напоминаю, что у нас финал игры, и поэтому участникам нужно быть особенно внимательными и сосредоточенными, а для этого вы, дорогие участники, проявите уважение к своим одноклассникам и соблюдайте тишину.

Вышедшие 2 финалиста помашите мне ручкой.

-Сейчас вы выбираете вопрос по желанию на 1 балл, на 3 балла, на 5 баллов по очереди…

Первым будет выбирать тот, кто вытянет короткую полосочку, а тот, кто вытянет длинную, соответственно будет выбирать вторым.

-Финалисты, я прошу вас подойти ко мне.

Вопросы на 1 балл:
1. Кого хотел убедить Винни-Пух, что он тучка, а не медведь? (пчёл)
2. Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (смородина)
3. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (двое)
4. На ком совершила своё путешествие в тёплые края Дюймовочка? (на ласточке)
Вопросы на 3 балла:

Ношу их много лет, а счёта им не знаю. (волосы)

Цирковая площадка для выступлений. (арена)

Какая буква является последней в отчестве любого мужчины? (буква ч)

Дурная голова им покоя не даёт. (ногам)

Вопросы на 5 баллов:

Какая главная денежная единица в России? (рубль)

Сколько часов в одних сутках? (24)

Чем кончается всё? (буквой ё)

Подведение итогов. Награждение победителя.

регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологические высказывания), познавательные УУД (выбирают наиболее эффективные способы решения задач, анализ, синтез, сравнение, классификация, строят логические цепочки рассуждений).

5. Рефлексия

Задача: подвести итог занятия, произвести самооценку своей деятельности и своего эмоционального состояния.

-Встаньте, пожалуйста, те, кому понравилось наше сегодняшнее занятие.

-А теперь встаньте, те, кому не совсем понравилась сегодняшняя игра.

-Ребята, я благодарю вас, за участие в игре, мне понравилось, как вы сегодня активно работали.

До скорой встречи!

регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Али-Баба нашел в пещере разбойников 9 золотых слитков. Но не так-то просто было вынести их оттуда.

А скольких разбойников обманул

Али – Баба, вынося эти слитки?


Существует очень интересное число в котором цифр столько же, сколько букв? Назовите это число.

Существует очень интересное число в котором цифр столько же, сколько букв?

Назовите это число.


Существует мнение, что у непостоянного человека их семь. Что это?

Существует мнение, что у непостоянного человека их семь.


На дереве сидели три птицы. К ним прилетели еще две птицы. Кот подкрался и схватил одну птицу. Сколько птиц осталось на ветке?

На дереве сидели три птицы. К ним прилетели еще две птицы. Кот подкрался и схватил одну птицу. Сколько птиц осталось на ветке?

Десять ночей Айболит

Не ест, не пьёт и не спит,

Десять ночей подряд

Он лечит несчастных зверят

И ставит и ставит им градусники.

Какое число пропущено в названии


Значение какого числа становится меньше, если его перевернуть?

Значение какого числа становится меньше, если его перевернуть?


Мы только с парохода, Мы только из похода – Одиннадцать недель Гостили на воде. А сколько это дней?

Мы только с парохода, Мы только из похода – Одиннадцать недель Гостили на воде. А сколько это дней?



Название этой науки произошло от греческого слова арифмос, что означает число. Назовите её.

Название этой науки произошло от греческого слова арифмос, что означает число.

Назовите её.


Сколько раз платит скупой, если верить русской пословице?

Сколько раз платит скупой, если верить русской пословице?


Винни – Пух и Пятачок пошли в поход и взяли с собой верёвку – вдруг пригодится. На этой верёвке они завязали 4 узелка. Сколько частей получилось на верёвке?

Винни – Пух и Пятачок пошли в поход и взяли с собой верёвку – вдруг пригодится. На этой верёвке они завязали 4 узелка. Сколько частей получилось на верёвке?


Коты в коробке на полу, Каждый кот в своем углу, И каждый видит трех других. Ответьте, сколько их?

Коты в коробке на полу,

Каждый кот в своем углу,

И каждый видит трех других.

Ответьте, сколько их?


Два сына и два отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый?

Два сына и два отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый?


Сколько чудес подарила царевна Лебедь князю Гвидону?

Сколько чудес подарила царевна Лебедь князю Гвидону?




Сколько кусков веревки изображено на рисунке?

Сколько кусков веревки изображено на рисунке?


Отца шпиона зовут Иван Васильевич, а сына - Пётр Семёнович. Каковы имя и отчество шпиона?

Отца шпиона зовут Иван Васильевич, а сына - Пётр Семёнович. Каковы имя и отчество шпиона?

Читайте также: