Тушение пожаров и проведение аср на объектах метрополитена конспект мчс

Обновлено: 03.07.2024

1. Наличием значительного количества горючих материалов в оборудовании эскалаторных и путевых тоннелей, служебных помещений, а также подвижного состава.

2. Высокой насыщенностью помещений и сооружений кабельными сетями и электрооборудованием, находящимися под напряжением.

3. Высокой пожарной опасностью электроподвижного состава, перемещающегося в период эксплуатации по трассе и частично оставленного для ночного отстоя в туннелях и на стояночных путях.

4. Особенностями подземных сооружений метрополитена, затрудняющими тушение пожара, являются:

сложная планировка и удаленность от поверхности, трудность доступа в ряды подземных объектов;

сильное задымление подземного объекта с очагами пожара, а также прилегающих подземных сооружений на значительном участке трассы;

наличие вентиляционных потоков, способствующих распространению горения на значительную площадь;

массовое пребывание людей в подземных сооружениях в течение почти всей продолжительности суток,

ограниченное количество выходов на поверхность;

возможность отключения вследствие пожара питания электрической тяги 825 В с остановкой поездов в тоннелях, эскалаторов, части тоннельной вентиляции, а также светофоров и других устройств обеспечения безопасности движения.

2. Что относится к пристанционным сооружениям метрополитена?

1. Пассажирские помещения станций. К ним относится: вестибюли, распределительные залы, платформы станций, пешеходные тоннели, эскалаторы.

2. Служебные помещения.

служебно-технические помещения (электрощитовые, аппаратные, аккумуляторные, красовые, радиоузлы, калориферные, и вентиляционные камеры, мастерские, бойлерные, дренажные перекачки);

служебно-бытовые помещения (кабинеты, комнаты дежурного персонала, табельные, медпункты, буфеты, комнаты отдыха, технические кабинеты, красные уголки, кладовые).

3. Эскалаторный комплекс, который включает в себя машинный зал, наклонный тоннель, подвижную камеру.

4. Подземные электростанции. В них располагаются:

выпрямительные агрегаты и трансформаторы;

5. Вентиляционные шахты. Они включают в себя:

подземный воздухообразный киоск;

камеру с вентиляционными агрегатами;

3. Что относится к тоннелям и притоннельным сооружениям?

1. Перегонные тоннели представляют собой протяжные параллельные выработки длиной 0,6 - 3,5 км между станциями.

2. Соединительные ветки предназначены для передачи поездов с одной станции на другую.

3. Тупики размещаются на конечных и зонных станциях и предназначены для организации оборота поездов, их осмотра и отстоя.

4. Притоннельные сооружения предназначены для размещения оборудования, необходимого для эксплуатации тоннелей и находящихся в них технологических устройств.

4. Какие обязанности возлагаются на старшее должностное лицо метрополитена при возникновении пожара?

1. Осуществляет контроль за выполнением работниками метрополитена своих должностных обязанностей при возникновении пожара. Сообщает о пожаре старшему поезд ному диспетчеру и действует в соответствии с руководящими документа ми, указаниями диспетчера иразвивающейся обстановки.

2. Организует введение аварийного режима в соответствии с обстановкой на пожаре.

3. Осуществляет подготовительные мероприятия для создания штаба аварийно-спасательных работ.

4. Обеспечивает прибывшим подразделениям пожарной охраны условия выполнения их функций и задач.

5. Организует встречу пожарных подразделений и дает необходимую информацию для тушения старшему оперативному начальнику пожарной охраны с отражением в ней:

места возникновения пожара;

принятых мер по тушению пожара, эвакуации людей;

обстановки на пожаре;

сведений о работоспособности систем электроснабжения;

организации взаимодействия с другими аварийными и диспетчерскими службами.

5. Какой порядок отключения электроэнергии и метрополитена?

1. Напряжение может быть полностью снято с контактного рельса 825 В в зоне пожара диспетчером электрослужбы.

2. На СТО (совмещенных тягово-понизительных подстанциях) напряжение 6 - 10 кВ может быть снято средствами телеуправления - отключением питающих вводов, но напряжение 6 - 10 кВ на самих кабелях остается и может быть снято только персоналом "Ленэнерго".

3. Во всех случаях остается напряжение на кабелях постоянного тока от аккумуляторных батарей (150 – 230) в тоннеле - на транзитных кабелях всех назначений.

6. Какие основные действия РТП по организации работ в сооружениях метрополитена?

Через представителя администрации, выяснить необходимые сведения об обстановке пожара, поездной ситуации на трассе, о наличии людей в опасной зоне.

Немедленно организовать эвакуацию и спасание людей, используя в первую очередь эвакуационные пути, расположенные ниже уровня помещений, где происходит горение, и переходы на другие станции.

Потребовать до начала проведения работ в тоннеле или на объектах с установками высокого напряжения представления письменного допуска, подтверждающего выполнение мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ.

Провести разведку несколькими звеньями ГДЗС в различных направлениях, в первую очередь в местах возможного нахождения людей.

В зависимости от обстановки на пожаре создать оперативный штаб, боевые участки, сектора, при необходимости организовать ведение боевых действий на вспомогательном направлении.

7- Какие обязанности начальника оперативного штаба?

Оперативный штаб следует создавать у вестибюля станции, ближайшей к месту пожара.

1. Проконтролировать ведение аварийного вентиляционного режима в соответствии с обстановкой пожара.

2. Для оценки границ задымления, необходимости, выставить наблюдателей у киосков вентиляционных шахт.

3. Вести учет сил и средств как на решающем, так и на вспомогательном направлениях.

4. Организовать связь с подразделениями решающего и вспомогательных направлений, подразделениями аварийных служб метрополитена и города.

5. Осуществлять взаимодействие со службами метрополитена и города.

8. Кто входит в состав штаба аварийно-спасательных работ?

При затяжных и сложных пожарах для обеспечения взаимодействия всех привлекаемых подразделений по предложению РТП или старшего должностного лица метрополитена создается штаб аварийно-спасательных работ. В него входят:

1. Начальник метрополитена или его заместитель.

2. Руководитель тушения пожара.

3. Помощник начальника штаба АСР (начальник ОВПО метрополитена).

4. Группа инженерно-технического персонала служб метрополитена.

5. Руководители аварийных подразделений городских служб.

9. Что должна установить разведка?

1. Границы зоны задымления, места расположения поездов, степень угрозы жизни, пути и способы эвакуации и спасания.

2. Направления и способы удаления дыма, способы снижения температуры, возможное направление распространения пожара.

3. Возможность использования внутреннего противопожарного водопровода.

4. Наличие в зоне пожара электроустановок и кабельных сетей.

5. Возможность обрушения и несущей способности конструктивных элементов.

6. Возможность использования специальных устройств метрополитена для предотвращения распространения огня и продуктов горения.

10. В чем особенности работы газодымозащитников?

1. РТП лично или через начальников БУ определяет необходимое количество постов безопасности, КПП ГДЗС и места их размещения. Организует контроль через начальника оперативного штаба за их работой.

2. КПП ГДЗС следует размешать на поверхности. Посты безопасности целесообразно создавать также на поверхности, так как на границе с зоной задымления может быть резкое изменение движения дыма в сторону поста безопасности.

3. Звенья ГДЗС, направленные в задымленные объекты большой протяженности должны состоять из газодымозащитников, несущих службу в одном отделении или карауле.

4. По решению РТП, состав звена ГДЗС может быть сформирован из газодымозащитников разных подразделении ГДЗС, но они должны иметь однотипные СИЗОД с одинаковым временем защитного действия.

5. Подразделения, работающие на этих объектах, должны состоять не менее чем из двух звеньев. На каждое работающее звено на посту безопасности следует выставлять одно резервное звено.

6. При тушении пожаров в тоннелях тупиках и протяженных сооружениях, при продвижении звеньев ГДЗС по тоннелю между станциями, следует использовать противогазы со сроком защитного действия 4 часа.

11. Какие особенности организации

Для проведения эвакуационно-спасательных работ РТП должен:

1. Установить четкое взаимодействие с администрацией.

2. Оказать помощь администрации метрополитена в проведении эвакуации.

4. Организовать освещение на путях эвакуации и спасания, а также вещание с помощью громкоговорящих средств.

5. Организовать на месте пожара медицинскую помощь и назначить ответственного за соблюдением мер безопасности.

12. Какие рекомендации боевого развертывания при подаче огнетушащих

1. Магистральная линия в эскалаторном тоннеле должна прокладываться по ступеням эскалатора или по балюстраде и через 3 - 4 рукава закрепляться задержками.

2. Наиболее целесообразным является способ прокладки рукавной линии в собранном виде с наращиванием ее со стороны вестибюля.

3. На станциях, эскалаторные тоннели которых оборудованы сухотрубом, он используется в качестве основной магистральной линии.

4. Во всех случаях обязательна прокладка резервных магистральных линий.

5. Разветвление в магистральной линии устанавливается при входе на эскалатор и в зоне нижней сходной площадки. При длине эскалатора более 100 м дополнительно устанавливается разветвление в его средней части.

6. При боевом развертывании в подземные сооружения глубокого заложения следует иметь резервные рукава, которые размещаются вдоль нижней сходной площадки.

7. Крепление магистральной линии, в случае ее прокладки по стволу вентиляционных шахт, осуществляется рукавными задержками по одной на каждом рукаве.

8. При боевом развертывании для тушения подвижного состава на станции 2-3 разветвления устанавливаются елочкой по длине магистральной линии вдоль поезда.

9. При тушении поезда в тоннеле, разветвление устанавливается перед головным вагоном; при определении числа рукавов рабочей линии следует учитывать, что длина вагона равна 20 метров.

10. При боевом развертывании в тоннелях, рукавная линия прокладывается между банкеткой и ближайшим к ней ходовым рельсам.

11. Магистральная линия в местах пересечения железнодорожных путей прокладывается под рельсом в противоугонных приямках.

13. В чем особенности тушения пожара в тоннеле?

Снимается напряжение с контактного рельса, и принимаются меры, препятствующие его подачи в зону ведения работ.

Включаются рабочее и аварийное освещение тоннеля, включаются на головном (хвостовом) вагоне белые фары и прожектор в сторону станции, куда направляются пассажиры, для освещения пути прохода.

Вводится аварийный режим вентиляции.

Останавливается движение поездов и снимается напряжение с контактного рельса соседних перегонов и в параллельном тоннеле.

Решающее направление боевых действий по тушению пожара следует выбрать исходя из следующих принципов:

со стороны свежей вентиляционной струи;

со стороны противоположной очагу горения на подвижном составе;

со стороны параллельного тоннеля через сбойки;

при пожаре поезда вблизи станции - со стороны этой станции.

Для создания водной завесы по всему сечению тоннеля необходимо введение одновременно двух и более магистральных линий для обеспечения работы трех стволов "А" с насадками НРТ-10.

Для тушения подвижного состава следует использовать распыленную воду, подаваемую стволами "Б".

Наращивание рабочих линий вдоль поезда с двух его сторон производится попеременно, перекрытием одной из них на разветвлении, установленномперед поездом.

При невозможности тушения подвижного состава производят его ликвидацию путем изоляции аварийного участка от остальной части тоннеля. Для изготовления перемычек применяют мешки с песком.

14. В чем особенности тушения пожара

1. Организуется эвакуация пассажиров.

2. Вводится аварийный режим вентиляции.

3. Снимается напряжение с контактного рельса, с электрооборудования и кабелей.

4. Останавливается движение поездов в обоих направлениях.

5. Задействуется внутренний противопожарный водопровод.

6. На тушение подается 2 ствола "Б" от передвижной пожарной техники на один вагон подвижного состава.

7. Пена подается при горении подвагонного оборудования, кабины машиниста и аппаратного отсека.

8. Подаются стволы на защиту не горящих вагонов поезда, несущих строительных конструкций.

15. В чем особенности тушения пожара на электроподстанции?

Проникновение на аварийный объект и подача огнетушащих веществ в помещения с электроустановками производится:

После снятия напряжения со всех питающих вводов электроподстанции.

После выдачи письменного пропуска.

После инструктажа личного состава о мерах безопасности и способах проникновения на объект. Инструктаж должен проводиться ответственным лицом электротехнического персонала метрополитена.

При отсутствии возможности у персонала метрополитена снятия напряжения с силовых транзитных кабелей высокого напряжения подразделения пожарной охраны тушение пожара не производит.

16. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при тушении пожара?

При боевой работе в условиях подземных сооружений метрополитена личному составу подразделений угрожает:

возможность получения травм при продвижении в задымленной атмосфере;

поражение электрическим током;

потеря ориентации и связи в задымленных помещениях;

травмирование движущимся подвижным составом;

получение теплового удара вследствие высокой температурной среды;

отравление токсичными продуктами горения.

Для обеспечения безопасных условий работы личного состава необходимо:

1. Передвижение в тоннеле должно производиться по банкетке со стороны, противоположной контактному рельсу.

2. Ходьба между рельсами опасна.

3. Передвижение по станции в условиях задымления производить в средней части распределительного зала.

4. Запрещается ходить в подбаллюстрадном пространстве.

5. Допуск в подземные объекты с электроустановками, находящимися под напряжением, производится дежурным с обязательной выдачей письменного разрешения.

6. Кабели освещения и линию дует прокладывать по балюстраде резервного эскалатора отдельно от рукавных линий.

7. Для ориентации в подземных сооружениях следует использовать указатель для пассажиров на станциях, таблички на дверях помещений.

8. На посту безопасности должен быть 100% запас регенеративных патронов и кислородных баллонов.

9. Необходимо тщательно вести учет числа пожарных, входящих в задымленное сооружение на одной станции, а выходящих на смешанных или соседних станциях.

10.Введение вентиляционных режимов, приводящих к изменению направления воздушных потоков, должно быть согласовано с РТП.

11. При подаче сведений о нахождении группы следует сообщать номера пикетов и светофоров.

17. В чем особенности организации связи на пожаре?

Для организации связи на пожаре в подземных сооружениях метрополитена подразделениями ГПС используются:

329. Тушение пожаров в подземных сооружениях метрополитена связано с необходимостью проведения сложных работ по эвакуации и спасанию людей, привлечения большого количества сил и средств противопожарной службы и сложностью в управлении ими.

330. При пожарах в подземных сооружениях метрополитена возможны:

- наличие большого количества людей на станциях, переходах, в вагонах электропоездов; - возникновении паники;

- быстрое распространение огня и нагретых до высокой температуры продуктов горения по составу поезда в стороны движения воздушного потока;

- трудность доступа и сложность подачи огнетушащих веществ;

- наличие на станциях, в туннелях электросетей и энергооборудования, находящегося под высоким напряжением.

331. При разведке пожара, кроме выполнения общих задач, необходимо установить:

- местонахождения подвижного состава и наличие в нем людей;

- возможность использования внутреннего пожарного водоснабжения, а также специальных устройств, систем вентиляции для предотвращения распространения огня и продуктов горения; - наличие угрозы распространения огня из подземных сооружений метрополитена в наземные.

332. При тушении пожара в подземных сооружениях метрополитена РТП обязан:

- организовать оперативный штаб на пожаре, обязательно включив в его состав ответственных представителей метрополитена.

- для обеспечения координации действий всех служб, управления силами и средствами на пожаре создать оперативный штаб у места пожара и группы штаба на смежных станциях;

- разведку провести несколькими разведывательными группами в различных направлениях;

- немедленно организовать эвакуацию и спасание людей, используя для этого путевые, эскалаторные, вентиляционные и переходные тоннели. В первую очередь использовать эвакуационные пути, расположенные ниже уровня (отметки) помещении, где происходит горение, и переходы на другие станции;

- принять меры к отключению силовых устройств, установок и кабелей;

- для безопасной эвакуации пассажиров, ограничения распространения огня, удаления дыма определить и организовать совместно со службой сантехники необходимый режим вентиляции;

- для предотвращения быстрого распространения пламени по подвижному составу подавать пену внутрь вагонов, организовав вывод не горящих вагонов из опасной зоны;

- направлять одни отделения ГДЗС для прокладки магистральных рукавных линий до разветвления, другие - для прокладки рабочих рукавных линий от рукавного разветвления до очага пожара и от внутреннего противопожарного водоснабжения;

- магистральные линии прокладывать по одному из эскалаторов, используя остальные для эвакуации пассажиров и передвижения личного состава.

333. Для тушения пожара в подвижном составе, находящемся в туннеле, подачу огнетушащих веществ к очагу горения организовать со стороны движения вентиляционного потока.

334. На тушение пожара подавать ручные стволы "А" для защиты личного состава использовать водяные завесы в виде распыленных струй.

Для тушения пожаров в эскалаторных наклонных туннелях, в под платформенных помещениях, кабельных туннелях и в совмещенных тягово-понизительных подстанциях применять пену.

335. Для проведения разведки и тушения пожара в подземных помещениях (путевые тоннели, тупики, совмещенные тягово-понизительные подстанции) использовать СИЗОД со сроком защитного действия не менее 4 часов. СИЗОД с меньшим сроком защитного действия использовать при проведении работ в помещениях, расположенных в пределах подземных вестибюлей и посадочных платформ, а также к туннелях на расстоянии не более 200 метров от станции. Создать контрольно-пропускные пункты ГДЗС, где сосредоточить резервные отделения ГДЗС, резерв СИЗОД, приборов освещения и т.д.

336. В качестве средств связи в зависимости от обстановки использовать местную телефонную связь и установки громкоговорящего оповещения метрополитена, средства связи, имеющиеся на вооружении противопожарной службы, в том числе и мегафоны.

Метрополитен - одна из наиболее сложных в оперативно-тактическом отношении организаций.

Метро имеет разветвленную сеть подземных сооружений, различные технические устройства и большой парк подвижного состава.

Основные сооружения метрополитена: станции и пристанционные сооружения; тоннели и притоннельные сооружения; электродепо.

Основные вопросы организации и тактики тушения пожаров в метрополитене рассматриваются в межведомственных документах региональных управлений ФПС и метрополитена. Совместная инструкция (план, рекомендации) устанавливает основные направления взаимодействия сторон. Разрабатываются обязанности





При прибытию на пожар старший оперативный начальник УФПС, получает информацию о пожаре от должностного лица метрополитена.

Руководством метрополитена создается штаб, в состав которого входят:

- начальник штаба (от метрополитена);

- РТП - старший оперативный начальник ФПС;

- работники служб метрополитена; представители других служб города.

РТП подчиняется начальнику штаба, а подразделения пожарной охраны подчиняются только РТП, который согласовывает свои действия с начальником штаба.

На каждую станцию метрополитена, а при необходимости на другие подземные и наземные сооружения, пожарной охраной УФПС совместно с метрополитеном разрабатываются планы пожаротушения.

Первый раздел такого плана разрабатывает метрополитен, где отражает действие своих служб до прибытия пожарной охраны ФПС.

Планы отрабатываются на совместных учениях.

Тушение пожаров на метрополитене связано с необходимостью проведения эвакуации и спасения людей.

Сложность обстановки на пожаре в метро заключается в следующем:

- наличие большого количества пассажиров;

- наличие электросетей, находящихся под высоким

- возможной паники среди пассажиров;

- большая скорость задымления тоннелей и помещений станции;

- сложность проведения разведки;

- прокладка рукавных линий на большие расстояния с учетом сложности планировки и наличия подвижного состава.

Основная надежда РТП должна быть на передвижные силы и средства, т. к. внутренний пожарный водопровод в метрополитене обеспечивает расход воды 17 л/с в течение 3,5 часов.

Основные пути прокладки линий и продвижения разведки в подплат,орменные помещения станции является: наземный вестибюль станции наклонный эскалаторный тоннель, распределительный зал станции подплатформенный коридор, помещение станции (рис. 12.7).

Осо,енностью развертывания сил и средств в тоннелях, тупиках и пунктах отстоя и оборота подвижного состава является то что кроме

Рис. 12.7. Схема развертывания подразделений в подплатфор­менные помещения станции глубо­кого заложения: 1-наземный вестибюль; 2-эскалаторный тоннель; 3-подлатформенные помещения; 4-подплатформенный коридор.

наклонных эскалаторных тоннелей, необходимо прокладывать магистральные и рабочие линии значительной протяженности по путевым тоннелям.


Схема развертывания сил и средств в пункте отстоя подвижного состава представлена на (рис. 12.8)

Рис. 12.8. Схема развертывания сил и средств в пункте отстоя и оборота подвижного состава

1- подземный переход; 2-подземный вестибюль станции; 3-эскалатор; 4-распределительный зал станции; 5-путевые тоннели; 6-камеры съездов в тупик; 7-тупик станции

Часто приходится проводить развертывание через ствол вентиляционной шахты. Вентиляционные шахты оборудуют лестницами с ограждениями и площадками через 3 м по высоте лестницы. Такой маршрут может быть использован при задымлении основного пути -эскалаторного туннеля.

При приближении личного состава пожарной охраны к очагу пожара через вентиляционную шахту необходимо включить вентиляцию и создать воздушный поток попутного направления, т. е. включить вентиляцию шахты “на приток” (рис.12.9), стрелками показан маршрут развертывания сил и средств.


Рис. 12.9. Схема станции метрополитена и прилегающих сооружений: 1 - наземный вестибюль; 2 - эскалаторный тоннель; 3 - станция; 4 - вентиля-ционный киоск; 5 - ствол вентиляционной шахты; 6 - тоннель 2-го пути; 7 - очаг пожара; стрелками показан маршрут боевого развертывания.

Общими рекомендациями по прокладке рукавных линий при пожаре в метрополитене являются:

прокладка магистральной линии в эскалаторном туннеле по балюстраде или ступеням эскалатора и закрепление ее (через 3–4 рукава) рукавными задержками к поручню, для чего поручень снимают с направляющей;

прокладка рукавной линии в собранном виде с наращиванием ее со стороны вестибюля, при этом личный состав, прокладывающий линию, располагается по ее длине в местах расположения сомкнутых полугаек;

установка разветвления в магистральной линии при входе на эскалатор и в зоне нижней сходной площадки при длине эскалатора более 100 м, установка дополнительного разветвления в его средней части;

использование рукавов повышенной прочности при тушении пожара в станции глубокого заложения, а также создание резервов рукавов и размещение этого резерва в зоне нижней сходной площадки эскалатора.

Воду в рукавную линию с поверхности земли на станцию глубокого заложения подают с учетом дополнительного статического напора за счет разности уровней. Поэтому рекомендуется понижать давление на автомобиле в соответствии с разностью высот, т. е. глубины заложения станции.

Однако, учитывая сложность работы насосно-рукавных систем, при подаче воды в линию достаточно поддерживать давление в пределах 0,2–0,3 МПа (23 атм), а снижение давления целесообразней проводить на го–зонте станции за счет установки разветвления на нижней сходной площадке эскалатора. Открывают один вентиль разветвления и сливают воду через путевой лоток железнодорожных путей, по выходу ствольщиков на позиции вентиль постепенно перекрывают, достигая определенного давления на насадках стволов. Эти особенности необходимо учитывать также при подаче в подземные сооружения раствора пенообразователя.

Существенно осложняет условия работы пожарных подразделений плотное задымление помещений станции, что вызывает необходимость привлечения большого количества сил и средств, длительного использования средств связи и освещения изолирующих противогазов с повышенным сроком защитного действия.

Перед началом разведки в подземных сооружениях командир звена (отделения) должен ознакомиться с маршрутом следования и получить консультации у работников метрополитена, хорошо знающих планировку подземного сооружения.

Для связи необходимо использовать местную телефонную связь, громкоговорящие установки, радиоустановки подвижного состава для связи локомотивной бригады с поездным диспетчером, радиостанции работают только на прямых участках на 200–250 м.

12.2.Воздушныэ суда (самолеты).

По официальным данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в среднем ежегодно только на зарубежных регулярных воздушных линиях происходит около 30 авиационных катастроф с гибелью более 800 человек.

Количество погибших увеличивается в связи с тем, что происходит переход к массовой эксплуатации воздушных средств с большой вместимостью пассажиров, до 350–500 человек и более.

Увеличение размеров самолетов увеличивается и вероятность возникновения пожаров в послеаварийных ситуациях.

При авариях самолетов с длиной фюзеляжа до 30 м пожары возникали более чем в 60% случаев аварий, а для самолетов длиной фюзеляжа более 30 м этот показатель доходит до 85%.

Статистические данные свидетельствуют о том, что число человеческих жертв и материальный ущерб от пожаров на самолетах не только не уменьшаются, но имеют тенденцию роста.

Скоротечность процесса пожара на самолете показывает, что он является объектом повышенной пожаровзрывоопасности при низкой защищенности.

Основную пожарную опасность представляет наличие на борту большого количества авиатоплива (50200 т и более), которое быстро разливается вокруг самолета при уда– его о землю или препятствие и, воспламеняясь, образует пожар на большой площади до 1000 м 2 и более.

При этом в центре огня, отрезанными от внешней среды в практически ничем не защищенной алюминиевой оболочке, оказываются десятки, сотни людей.

Критические условия для жизни людей, находящихся в самолете наступают уже через 23 мин вследствие прогорания облицовки фюзеляжа, резкого по–шения температуры, появления внутри фюзеляжа токсичных продуктов горения и разложения.

Все это в значительной степени усугубляет обстановку и делает маловероятным спасение людей.

На современных самолетах пожары можно классифицировать по следующим видам:

органов приземления (шасси);

разлитого топлива под самолетом;

силовых установок (двигателей).

Пожары шассив основном возникают при посадке самолета и связаны главным образом с горением трех видом материалов: резины, гидрожидкости и магниевых сплавов. Одним из наиболее часто встречающихся пожаров является горение гидрожидкости при разрушении гидросистемы шасси. Гидрожидкость, попадая в разогретый до высокой температуры (300600°С) тормозной барабан, воспламеняется, что приводит к загора–ю резины покрышек колес. Развивающаяся при этом высокая температура может привести к загоранию магниевых сплавов барабанов колес тележки шасси, которое наступает обычно через 6–8 мин пожара. Характерным признаком пожара магниевых сплавов является белое свечение пламени, наличие брызг горящего металла и появление белого плотного дыма.

Пожар шасси может привести к взрыву амортизаторов стойки, распространению пожара в гондолу шасси и распространению его на крыло или фюзеляж самолета в зависимости от конструктивной схемы шасси. Вероятность взрыва пневматиков, амортстоек и гидроаккумуляторов необходимо учитывать при проведении атаки на пожар.

В процессе проведения специальных экспериментальных исследований наблюдались случаи, когда действие высокой температуры пожара приводило к взрыву гидроаккумуляторов (и амортстоек) и энергией взрыва они отбрасывались на 100–150 м.

Тушение i
топлива.

Пожара, разлитого




Рис. 12.10. Расположение эвакуационных путей самолета ИЛ-86

При аварии самолета топливо может растекаться на значительную площадь. Согласно требованиям международной организации гражданской авиации за расчетный параметр принимается площадь практической критической зоны, которая связана с линейными размерами самолета следующими соотношениями:

SП К Р =0,7l(12 +d) при l К Р =0,7l(30 +d) при l >10м ;

где l - длина самолета, м; d - диаметр фюзеляжа, м. В зависимости от линейных размеров воздушных судов и частоты движения аэропорты подразделяются на 9 категорий:

Категория аэропорта Длина самолета, м Категория аэропорта Длина самолета, м
0–9 28–39
9–12 39–49
12–18 49–61
19–24 61–76
24–28

Поэтому численный состав пожарной команды и количество техники и огнетушащих средств должны соответствовать категории аэропорта.

Важная роль при тушении пожаров воздушных судов отводится разведке пожара. Разведка пожара должна начинаться еще при движении пожарных автомобилей к месту происшествия. При этом определяются следующие основные факторы: место и характер пожара, наличие людей и степень угрозы им, размер пожара, направление распространения огня, место наибольшей угрозы пожара для фюзеляжа, а также влияние метеоусловий на развитие пожара.

Все силы и средства должны быть сконцентрированы на решающем направлении. В начальной стадии решающим направлением является локализация за минимальное время пожара авиатоплива, разлитого под фюзеляжем и плоскостью крыла, а также создание эвакуационных проходов для эвакуации людей из воздушного судна.

Одновременно с тушением необходимо обеспечить охлаждение фюзеляжа и крыла самолета пеной или раствором пенообразователя. Интенсивность подачи раствора на охлаждение 0,2(л/с-м 2 ). На начальном этапе тушения охлаждение целесообразно производить из лафетных стволов пожарных автомобилей, подавая огнетушащее средство на нижние поверхности крыла и фюзеляжа самолета.

При тушении разлива (рис. 12.11) авиатоплива подачу струй огнетушащего состава целесообразно производить под острым углом к горящей поверхности, под основание пламени, “подрезая" его. Тушение истекающего топлива из разрушенных баков и коммуник”ций начинают с тушения площади, куда истекает струя, а затем огнетушащую струю переводят непосредственно на струю истекающего топлива и начинают маневрирование по струе снизу вверх, доводя процесс до тушения. При


Рис. 12.11. Схема тушения пожара авиатоплива при розливе а - боковом , б - круговом

этом поверхность земли в месте истечения струи должна находиться
постоянно под контролем огнетушащего состава, чтобы исключить
повторные воспламенения. К–оме основного огнетушащего вещества –
пены низкой кратности разлив ЛВЖ и ГЖ можно тушить

комбинированным способом, используя порошок и пену. Первоначально в зону горения подается порошок. Образуется порошковое облако, которое прекращает объемное горение. После подачи порошка необходимо сразу же подать пену низкой кратности для изоляции и охлаждения очага горения.

Обеспечение тушения комбинированным способом может быть осуществлено с помощью автомобилей комбинированного тушения. В настоящее время начат выпуск аэродромного пожарного автомобиля комбинированного тушения типа АА-70 (7310) и аэродромных автомобилей АА-60 (7310) оборудованных установками тушения пожаров самолетов (УТПС) , они способны обеспечить высокую скорость и безопасность проведение аварийно-спасательных работ в аэропортах.

Читайте также: