Князь верейский в дубровском конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Один из запоминающихся персонажей второго плана – князь Верейский. Чем же он интересен читателю?

Исключительность людей, описанных Пушкиным в романе, в том, что человек представляется как с положительной, так и с отрицательной стороны своего характера. Князь Верейский не исключение.

Мужчиной лет пятидесяти, описывает автор своего героя, при этом делая упор на то, что выглядит он старше своего возраста. С некоторой иронией он поясняет, что не от тяжелой работы состарился князь, а от всякого рода излишеств. Князь имел привлекательную внешность и нравился женскому полу. Он умеет поддержать разговор, общителен, любит рассказывать интересные истории.

Несмотря на то, что князь Верейский всю свою жизнь проводил за границей или в столице , он заботился о своем поместье, хотя в нем и не бывал. Любивший Англию, он обустроил свое поместье на английский манер. Все указания князя выполнял его опытный управляющий. Крестьяне жили в чистых уютных домах, на лугу паслись коровы швейцарской породы. Все это говорит о том, что Верейский разбирался в людях , был внимателен по отношению к своим крестьянам, любил во всем чистоту и порядок. Его образ представляет собой идеального аристократического помещика.

Описание его усадьбы, дома, сооруженного в виде замка, обстановки говорить о его прекрасном вкусе и стремлении ко всему прекрасному. Он понимает в винах, у него свой повар, который готовит изысканные блюда. Для деревни того времени это было новаторством.

Заскучав в своем поместье, князь решил завести друзей. Выбор своей остановил на самом богатом помещике в его окружении — Кирилле Петровиче Троекурове. Ничего в поместье нового друга Верейского ему не понравилось (ни сад, ни псарня), за исключением, дочери Троекурова- Марии Кирилловне. Считавший себя ценителем всего прекрасного, князь сразу понял, что эта девушка и должна стать его женой.

Верейского абсолютно не интересовало мнение самой Марии Кирилловне, главное заполучить себе такую красоту, да и отцу Маши брак этот был очень выгоден. Просьба Троекуровой отказаться от брака для князя не имело никакого значения. Для него женщина — бесправное существо. Сразу после венчания он указал своей молодой жене на ее место в доме.

Князь Верейский далеко не трус, он решителен, может постоять за свою честь. Не испугавшись разбойников, он вынимает пистолет и готов сражаться.

Сочинение Верейский — второстепенный герой

Уставший, слегка эгоистичный, а то и вовсе иногда деспот – Верейский. Князь горд своим происхождением, званием, да и вообще, молодую жену вполне заслуживает. Да что там, она должна сама с радостью отправляться под венец. Образ такого мужа, мужчины в романе создан достаточно кратко. Верейский немногословен. Иногда бросает колкие фразы. Но он не труслив. Скорее скучно правилен.

Молодой Дубровский раздражает его своими противоположными чертами. Князь сдержанно зол на него и в сцене после венчания, на дороге, стреляет неспроста. Похоже, здесь не только логичная защита себя и женщины. Ведь князь стреляет на поражение, а не в воздух. Отсюда можно сделать вывод, что Верейский – храбр и ещё ревнив. Да, он не знал, кто под маской, но видимо, чувствовал, что дело не в богатой карете и паре-тройке отличных лошадей. Князь ревностно защитил своё – похоже, он уже записал жену в имущество, как и тех крепостных, что имел.

Несложно угадать судьбу Марьи Кириловны – тихо и скромно, подчиняясь супругу, она будет жить в его усадьбе. А подобная сцена будет нередко упоминаться Верейским, как величайшая заслуга мужа в жизни девушки. Скорее всего, князь даже не поинтересуется, отчего разбойники их преследовали, и нет ли здесь тайны.

Князь мудр на свой лад. На стандартный лад, можно сказать, своего времени. Письмо будущей жены его не тронуло. Он похоже знает, сколь много могут себе напридумывать девушки. Поэтому, отсекая сомнения, мужчина просто помогает Марье Кириловне решиться. Как он считает. Ведь весь подтекст письма Верейский не знает. Да если бы и знал – воспользовался бы свадьбой ещё и как приманкой для разбойника. Жёсткий персонаж вызывает у читателя прямо-таки раздражение к его образу и сочувствие к его невесте.

Невозможно остаться равнодушным, когда так жестоко и резко ломают все чувства и стремления наивного человека. Но, Верейский имеет вполне реальный характер. А его прототипом мог стать каждый второй знатный человек той эпохи. Уникальности у князя нет, он обычен. Но всё же, пытается понять или сделать вид, что понимает Марью Кириловну. Ведь уговаривает же он её отца не мстить за письмо, а самой девушке говорит, что не может жить без её согласия на брак. Но выглядит это всё-таки по-прежнему скучно и неумело. Он не герой романа, он, скорее, герой жизни. Прямолинейный, храбрый и уверенный в своей правоте. Да, не романтик и не ревнивый безумец, но мужчина, который привык жить, как положено, простой обыватель своего времени.

Вариант 3

Один из романов Пушкина является уникальным, а все, потому что в нем собраны философские портреты героев, которые жили в то время. Конечно же, они могут быть актуальными и на сегодняшний день. Здесь имеется огромное количество героев, но самым интересным и запоминающим является Верейский. А теперь давайте выясним, чем же он запоминающий и интересный.

Каждый из героев описывается с положительной или отрицательной стороны, и Верейский не стал исключением.

Совсем недавно ему исполнилось пятьдесят лет. Но для тех, кто увидел его первый раз, может показаться, что ему намного больше лет, чем на самом деле. Больше всего на свете ему нравилось то, что при помощи своей внешности он нравился женщинам и они делали все для того чтобы он выбрал именно ее. Кроме этого он умел поддержать любой разговор или беседу, а также знал очень много разных интересных событий.

Также ему нравилось постоянно путешествовать, но про свое поместье он не забывал, и даже на большом расстоянии ему удавалось управлять им. Поскольку ему нравилось все английское, то и в доме все было именно в этом стиле. У него имелся специальный и опытный управляющий, который и следил за всем, что имеет Верейский. Все крестьяне, которые жили и работали у него, имели красивые и чистые дома, на лугу постоянно паслись коровы и доились также вовремя. Из всего вышесказанного можно понять, что он умеет прекрасно разбираться в людях и тщательно следит за каждым из них.

Больше всего на свете ему нравится приходить домой, садится на диван и выпивать самое дорогое и вкусное вино прошлого века, а также есть самые вкусные и изысканные блюда, которые готовит ему специальный повар. А ведь в то время это было диковинкой для всего человечества.

Немного позже ему стало скучно находиться в таком большом поместье одному и тогда он решает завести друзей. Среди всех людей он выбрал такого же богатого помещика, как и он сам и им является Кирилл. Вот только когда он пришел к нему в гости, то из всего увиденного ничего ему не понравилось, хотя у него был и большой сад и отдельная псарня. А вот дочь Мария ему очень даже сильно понравилась. И тогда он решил, что именно эту девушку он давно искал и она должна стать его женой.

Конечно же, Мария совсем не любила мужчину, но вот ее мнения никто даже спрашивать не стал, и свадьба была вскоре сыграна.

Мужчина ничего не боится и когда он увидел разбойников, то достал пистолет и готов был сражаться с ними до последнего.

Характеристика князя Верейского


Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дубровский.

Полное имя — не указано, Верейский.

Возраст — около 50 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности, богатый помещик.

Семья — холост.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — традиционное для дворянских семейств.

Образование — традиционное для дворянских семейств.

Внешность — зрелый мужчина с приятной, но болезненной наружностью.

Характер — утончённый, умный, храбрый, самовлюблённый, эгоистичный, заботливый, трезво мыслящий.

Положительные черты — умный, гостеприимный, бесстрашный, любезный, справедливый, разносторонне развитый.

Отрицательные черты — эгоистичный, холодный, высокомерный.

Автор — Александр Сергеевич Пушкин.

Цитатная характеристика

Описание Верейского с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет князя Верейского основан на том, что он является богатым, знатным дворянином, аристократом. Он привык вращаться в свете, часто бывает за границей.

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Верейский — хозяин поместья Арбатово, расположенного неподалеку от Покровского, принадлежавшего Троекурову. Соседи некогда были знакомы друг с другом.

Источник: Том второй, глава ХIII

Верейский никогда ранее не жил в Арбатово. Все эти годы им управлял наёмный управляющий, который тщательно следил за порядком.

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Портретная характеристика князя основана на том, что он является закоренелым холостяком, у которого, несмотря на солидный возраст, не было семьи.

Источник: Том второй, глава ХIII

Внешность

Князю Верейскому — пятьдесят лет, но выглядит он старше своего возраста.

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава IV

Болезненный внешний вид Верейского свидетельствует о его пристрастии к различным излишествам, которые пагубно отразились на здоровье.

Источник: Том второй, глава ХIII

Несмотря на некоторую болезненность, князь обладает приятной, располагающей внешностью. Очевидно, что в молодости он был хорошо собой и нравился женщинам.

Источник: Том второй, глава ХIII

Князь страдает подагрой, из-за чего не может совершать длительные пешие или конные прогулки. При большой нагрузке начинает прихрамывать.

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Верейский — изнеженный аристократ. Он не выносит запах псарни и пытается избавиться от него при помощи надушенного платка, который всегда носит при себе.

Источник: Том второй, глава ХIII

Князь тщательно следит за своим внешним видом и носит дорогую одежду и обувь. У Троекуровых он появляется в бархатных сапогах.

Источник: Том второй, глава ХIII

Черты характера и поступки

Князь Верейский — человек светский, привыкший к общению. Он плохо выносит одиночество.

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Князь Верейский — большой любитель природы и потому предпочитает английские сады, максимально приближённые к естественной природе. У себя в поместье он всё обустроил в своём любимом английском стиле.

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Будучи богатым аристократом, Верейский создаёт себе максимально комфортные условия для жизни. У него роскошный дом, картины известных мастеров, изысканные вина и кухня. Кроме того, у князя есть собственный оркестр из крепостных. Он способен развлекать гостей фейерверками, что по тем временам было очень дорогим удовольствием.

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Князь Верейский имеет славу опытного дамского угодника.

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХV

Будучи большим ценителем женской красоты, Верейский восхищается внешностью Маши Троекуровой и принимается ухаживать за ней.

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Верейский — превосходный собеседник, способный увлечь светской беседой.

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Князь Верейский способен тонко чувствовать красоту. Будучи истинным знатоком живописи, он смог собрать в имении приличную картинную галерею.

Источник: Том второй, глава ХIII

Князь Верейский решает взять Машу Троекурову в жёны.

Источник: Том второй, глава IV

Верейскому безразличны душевные переживания и страхи Маши. Его вполне устраивает тот факт, что девушка станет его женой.

Источник: Том второй, глава VI

Источник: Том второй, глава ХVIII

Верейский выказывает себя подлым человеком. Получив письмо от Маши, в котором она умоляла отказаться от брака, князь передаёт его Троекурову с просьбой ускорить венчание.

Источник: Том второй, глава VI

Князь — отважный, хладнокровный человек, не теряющий присутствия духа в сложной ситуации.

Источник: Том второй, глава ХVIII

Воспитание

Получив воспитание, традиционное для дворянских семейств, князь Верейский превосходно умел вести светские беседы, развлекать гостей с самыми разными вкусами и пристрастиями.

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Князь Верейский получил прекрасное воспитание, воспитавшее в нём высокий художественный вкус. Он хорошо разбирался в архитектуре, пейзажных ландшафтах, живописи.

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Характеристика князя Верейского другими героями

Троекуров

Троекуров высоко ценит князя как человека светского, занимающего высокое положение в обществе.

Источник: Том второй, глава ХIII

Кирила Петрович уважает Верейского прежде всего за его высокий титул и богатство.

Источник: Том второй, глава ХIII

Троекуров отмечает, что князь Верейский пытается ему всячески угодить, принимая знаки внимания на свой счёт, а не на Машин.

Источник: Том второй, глава ХIII

Маша Троекурова

Будучи превосходным собеседником, князь Верейский умеет создать вокруг себя комфортную атмосферу.

Источник: Том второй, глава ХIII

Источник: Том второй, глава ХIII

Для князя совершенно не важна любовь Маши, и потому он делает вид, что не обращает внимания на холодность своей невесты.

Источник: Том второй, глава VI

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику князя Верейского вместе!

Биография

Князь Верейский — представитель богатого знатного рода. Всю свою жизнь он провёл в столице и за границей. Лишь когда князю исполнилось пятьдесят лет, он решил переехать в родовое имение Арбатово, в котором ранее никогда не был.

Князь Верейский — светский человек, привыкший к высшему обществу. Все эти годы он всячески потакал собственным прихотям, что наложило отпечаток на его внешность и здоровье. Устав от света, остаток дней князь решил провести в живописном имении, устроенном с большим вкусом.

Здесь, в провинции, Верейский повстречал Машу Троекурову, чья красота глубоко поразила опытного сердцееда. Будучи большим знатоком женской красоты, князь Верейский сразу понял, каким сокровищем является Маша, и тотчас посватался к ней.

Сразу после свадьбы на карету с новобрачными напал Дубровский со своей шайкой с целью освободить Машу. Однако Верейский не растерялся и тотчас выстрелил в нападающего. После твёрдого ответа Маши разбойники удалились, оставив супругов в покое.

Образ князя Верейского

Несмотря на то, что описание личности князя Верейского занимает совсем немного места в произведении, становится понятно, что это непростой, многогранный образ.

С самого начала князь предстаёт перед читателями как человек светский, избалованный, капризный. Он привык к комфорту, общению с грамотными, образованными людьми своего круга. Верейский тонко чувствует окружающую его красоту, он прекрасно разбирается в искусстве. Именно поэтому он был разочарован визитом к грубому и напыщенному Троекурову.

Ситуацию изменила Маша, поразившая опытного ловеласа своей красотой. Ради девушки князь готов общаться и с её отцом. При этом он демонстрирует лучшие свои качества: любезность, гостеприимство, умение создавать приятную атмосферу, дипломатичность, тонкий художественный вкус, эрудицию. Благодаря своему обхождению ему удаётся с лёгкостью расположить к себе Машу.

Однако письмо девушки, в котором она просит отказаться от брака, показывает совсем другого Верейского: бесчувственного, холодного, целеустремлённого. Вопреки просьбе Маши и элементарным представлениям о порядочности, князь отдаёт прочесть её письмо отцу с тем расчётом, чтобы ускорить свадьбу.

Верейский не нуждается в любви Маши: ему вполне достаточно того факта, что юная красивая девушка станет его законной супругой. Он уважительно относится к девушке и в ответ требует такого же отношения к себе.

В конце произведения князь Верейский, несмотря на свою хилость и болезненность, показывает себя храбрым человеком, который не боится один на один сразиться с разбойниками, защищая собственную честь и честь своей жены.

Пушкин в это время обдумывал план исторического романа об удальце Шванвиче – дворянине, который вступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащекина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.

2. Беседа по роману.

- Как строится роман? Из каких композиционных элементов он обычно состоит?

- Есть ли в романе пролог? Эпилог?

- Действие романа развивается во времени последовательно или как-то по-другому? (до 9 главы действие развивается последовательно, а потом возвращается во времени назад.)

- Чем это вызвано? Что происходит в 8 главе? (появляется новый персонаж – Дефорж).

- Зачем Пушкину понадобилось возвращаться назад? (чтобы объяснить, как Владимир Дубровский стал Дефоржем)

- Почему Пушкин отказался от последовательного изложения? (чтобы заинтриговать читателя)

В романе: гл.8 – Дефорж и медведь, гл.9. – обед у Троекурова; гл.10. – Спицын и Дефорж; гл.11. – встреча Дубровского с Дефоржем.

Хронологическая последовательность: гл.11. – встреча Дубровского с Дефоржем; гл.8 – Дефорж и медведь, гл.9. – обед у Троекурова; гл.10. – Спицын и Дефорж.

- Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это намеренно, причины бывают разные. Такая композиция – возвращение в прошлое – называется ретроспективой. Она служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в конфликте.

- Похожи ли эти герои?

- Обратимся к тексту. Что говорит автор об их сходстве и различии?

Запись в тетради: Общее между Троекуровым и Дубровским: ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и наклонностях).

- Запомним это слово – отчасти. Найдем в тексте авторские характеристики этих героев.

- Сделаем выводы. Чего же больше: сходства или различий в характерах этих героев? (различий).

- Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми?

- Как это характеризует Троекурова? (безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства).

- Итак, Кирилла Петрович, хотя и женился по любви, но, овдовев, слишком быстро утешился.

- А как потерю жены перенес Андрей Гаврилович? Откроем 6 главу, где Пушкин рассказывает о горе молодого Дубровского. На какие детали обращает наше внимание автор?

- Какие чувства испытывает Владимир при чтении писем матери?

Итак, сегодня нам нужно на уроке выяснить, есть ли конфликт в романе.

- Что такое конфликт вообще? (столкновение, противоборство персонажей или каких-либо чувств и побуждений в душе героя).

- Есть ли в этом романе конфликт?

- Между кем развивается он?

- Где начало этого конфликта? (ссора между помещиками).

- Как возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гаврилыча при осмотре псарни? (гл.10)

- Хорошее ли это свойство характера – зависть?

- Что отвечает Дубровский Кириллу Петровичу на его вопрос?

- Обидел ли он этими словами Троекурова? (Нет, реакции не последовало)

- Холоп ответил Дубровскому не просто как равному, а дерзко. Подумаем, только ли ответ Парамона оскорбил Андрея Г.? (не только, сразу после слов псаря последовал смех, смеялись все: и Троекуров, и его гости, и, видимо, слуги).

- Получается, что его не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы знаем, что Дубровский гордый, независимый.

- Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров? (Нет, он даже не заметил, что Дубровский уехал).

- Как разрешается конфликт между Троекуровым и старым Дубровским? Как развиваются события дальше?

- Как чувствует себя Троекуров на охоте? (Пушкин тонко передает психологическое состояние героя. Задумаемся над вопросами: что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы тогда этот своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или приехал бы сам к нему мириться? )

- Почему, описывая ссору помещиков, автор уделяет так много внимания Троекурову? (Кирилла Петрович – натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но и отходчивая, поэтому Пушкин так подробно описывает все движения души , поступки этого героя; Дубровский же, гордый и независимый, никогда не смог бы простить оскорбления, поэтому показан статично. Пушкин этим эпизодом ещё раз показал правильность той характеристики героев, которую дал в начале романа.)

- Кто же помог, чтобы вражда разгорелась ещё пуще? (соседи, доносившие все в искаженном виде, сплетни тоже сыграли свою роль).

- Какой момент можно назвать кульминацией? (Кистеневка не достается Троекурову, ее сжигают крепостные Дубровского).

- Как развивается сюжетная линия учителя?

- И она выходит еще на одну очень важную в романе сюжетную линию - любовную. Кто в этой линии задействован? Как развивается любовь Владимира Дубровского и Маши?

- Почему же наши герои не оказались вместе?

- Как вы воспринимаете князя Верейского? Он достойная партия для Маши?

- Почему Троекуров выбрал Маше такого мужа?

Образ Владимира Дубровского.

  1. Дать понятие внутреннего конфликта.
  2. Учить анализировать характер литературного персонажа.
  3. Подчеркнуть внутреннюю противоречивость Владимира Дубровского.

I. Вступительная беседа.

- В чем же проявляется эта правдивость, реалистичность?

- Какие характеры мы можем назвать реалистическими?

- Сегодня мы сосредоточим внимание на главном герое романа. Кого вы считаете главным героем? Почему?

- Какие черты характера Вл. Дубровского проявляются в Петербурге, а какие – в Кистеневке? (как и все молодые люди дворянского сословия, он ведет светский образ жизни, мало думает о будущем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистеневку Троекуров, косвенно виновный в смерти его отца, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напомнил своего отца).

- Вы уже определили на прошлых уроках конфликт в романе между Троекуровым и Дубровским-старым - это какой эпизод?

- Что же происходит очень важное в этом эпизоде с Владимиром Дубровским. (Он становится разбойником.)

- Вспомните, что мы говорили на прошлых уроках о дворянской чести, об отношении Пушкина к этому понятию. Можем ли мы сказать, что Владимир Дубровский - истинный дворянин?

- Что же заставило Владимира - родовитого дворянина -стать разбойником, войти в шайку, где вместе с ним охотятся за господским добром бывшие крепостные и просто разбойники с большой дороги? (Месть за отца.)

- Давайте разберемся: месть - это благородное чувство? Как мы определяли это раньше? (Месть - это зло.)

- Зло и благородство совместимы?

- Понял ли Дубровский, что благородному дворянину не к лицу разбойничество, злобная месть?

- Кто помог Владимиру это понять? (Маша.)

- Как Маша дала понять, каким должен быть истинный дворянин? (Она не пошла с Дубровским, осталась с мужем, верна долгу.)

Значит, пока Владимир мстил Троекурову, возглавлял разбойничью шайку, он был в разладе с самим собой - конфликт был внутри его души, он разрывался между благородным дворянином и мстительным разбойником, который приносил неприятности не только Троекурову - даже не столько ему, - сколько многим другим помещикам, вовсе лично не виноватым в смерти старого Дубровского.

Внутренний конфликт-борьба между чувством и долгом - важный способ раскрыть сложность, противоречивость человеческого характера, и им писатели часто пользуются. В том, как герой выйдет из внутренней борьбы, прослеживается авторская мысль, заложенная в образе.

- Давайте внимательно рассмотрим характер Владимира Дубровского .

- Что мы знаем о его детстве и юности?

- Автор показывает его в детстве и юности или рассказывает об этом?

- Зачем же об этом рассказывать, ведь это остается за рамками романа? (В детстве и юности формируется характер, закладываются его основные черты.)

- Какой же характер сформировался у Владимира Дубровского? Что повлияло на него, каким он перед нами предстает?

- Развивается ли его характер дальше в романе или остается неизменным? (Развивается, возникают внутренние противоречия).

- Что придется преодолеть Владимиру в своем характере, чтобы остаться достойным дворянином?

- А чего ему, по-вашему, не надо преодолевать, какие качества Владимира вам нравятся?

- Он их проявляет в поступках, в действиях, или автор об этом рассказывает?

- Дает ли автор портрет Владимира Дубровского? Это портрет какого Дубровского? Почему Пушкин дает портрет Дубровского-разбойника, а не молодого человека, приехавшего из Петербурга?

Прочтите описание портрета Дубровского. (Учащиеся читают отрывок из текста, с. 307).

- Посмотрите внимательно, дает ли этот портрет индивидуальное представление о характере Дубровского или это описание - ирония автора?

- Почему Пушкин не придает особого значения описанию внешности героя? (Конфликт внутренний, поэтому важны мысли и поступки героя, а не его внешность).

- Какие еще средства характеристики литературного героя вы знаете?

Найдите в тексте слова, выражающие оценку героя другими персонажами.

- Дает ли сам автор оценку своему герою? Найдите авторскую оценку в тексте.

- С какой целью дает автор в 5 главе описание осеннего пейзажа? (Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления. В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им овладело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца. Пейзаж дается в неразрывной связи с чувствами и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течет, и ручей течет. Неслучаен именно осенний пейзаж, ведь осень – символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние падающие листья символизируют конец жизни.

Учитель: И последний вопрос к характеристике Владимира Дубровского. Он совпадает с последними вопросами Путника на с. 346. Прочтите последние 5 абзацев. (Учащиеся читают вопросы учебника на с. 346. Отвечают на них.)

Итак, делаем вывод: в образе Владимира Дубровского Пушкин воплотил свое представление об истинном дворянине - положительном герое. Он провел его через сложные испытания собственной совестью, через внутренние противоречия и показал, что отступление от Долга и Чести не принесет никогда успеха и счастья. На протяжении всего романа, в какой бы роли не выступал Дубровский, он всегда великодушен, отважен, верен принципам чести.


    Лекция, пересказ, комментированное чтение, работа с текстом, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий


Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.

Внешний вид и характеристика князя Верейского

Внешность персонажа

Князю около пятидесяти лет, но выглядит он куда старше. Всю жизнь он провел в излишествах, наслаждаясь своим барством. Это изнурило его здоровье, оставило неизгладимую печать на лице. Внешний вид Верейского довольно приятный, даже привлекательный. Он пользуется популярностью у женщин. Князь привык постоянно находиться в высшем обществе, поэтому умеет общаться с разными чинами и прекрасными дамами.

Отрицательные и положительные черты его темперамента

Верейскому нравится все английское — одежда, архитектура. Свой дом он выстроил именно в этом стиле. А одевается князь в дорогой бархат, в гостях у Троекурова он отказался кататься верхом, так как боялся испортить новые сапоги.

Этот герой умеет развлекать своих гостей, буквально с первой встречи он очаровал своего соседа и его дочь. В его имении крестьянские дома светлые и чистые, дворы убраны, он тщательно следит за порядком. Все говорит о том, что князь — подходящая партия для Марии. Верейский богат, холен, почитаем в обществе. Троекурову понравилась и его усадьба, и работа поваров, и пристрастие к духовой музыке.

Поведение и взаимоотношения персонажа романа Пушкина Дубровский

Когда Кирилл Петрович приехал к князю в гости, Верейский устроил ему экскурсию по картинной галерее и прогулку по озеру. Он познакомил Марию со своими владениями, пробудил в ней девический интерес к памятникам, пещерам и монументам. А вечером поразил гостей потрясающим салютом. Все это говорит о богатстве князя, его образованности.

Нельзя назвать Верейского непривлекательным и неинтересным. Несмотря на то что Мария испытывала чувства к учителю французского, который оказался Владимиром Дубровским, и не хотела свадьбы, ей нравилось проводить время с умным поклонником.

Характер князя

У Верейского, как и у других главных и второстепенных персонажей, есть свои положительные и отрицательные стороны. К первым можно отнести:

Характеристика героя романа Дубровский

  • заботу о крестьянах;
  • любезность в общении с дамами;
  • гостеприимство;
  • щедрость;
  • образованность;
  • разносторонность;
  • храбрость.

Князь очень любит Англию, поэтому и свое поместье обустроил в английском стиле. Его крестьяне живут хорошо — у каждой семьи большой светлый дом, чистое подворье. На обширных лугах пасутся швейцарские коровы. Пока Верейский путешествовал, его имением управлял доверенный человек. За это время усадьба расцвела, начала приносить хороший доход. Все это говорит о том, что князь хорошо разбирается в людях.

Верейский умело преподносит себя дамам. Он заинтересовывает их рассказами о путешествиях в разные страны. Князь повествует женщинам увлекательные истории, долго с ними общается, поддерживает разговор на любую тему. Он показал себя гостеприимным хозяином. Верейский не поскупился на богатый стол, музыку, прогулку по озеру и салют. Князь довольно щедрый — он не экономит на благополучии своих подданных, собирает красивые вещи.

Персонаж хорошо образован и разносторонне развит. Он увлекается искусством, историей, разбирается в винах, кулинарии. А во время нападения разбойников Верейский проявил небывалую храбрость — достал пистолет и сам бросился защищать свою жену.

Но есть у этого героя и отрицательные качества:

  • эгоистичность;
  • чрезмерная прямолинейность;
  • горделивость;
  • ревнивость.

В сравнении с другими персонажами князь выглядит довольно эгоистичным. Он уверен в своей привлекательности, поэтому даже не спрашивает Марию о ее чувствах. А в ответ на просьбу отказаться от брака мужчина только раздражается и приближает срок церемонии.

Дубровский с другими героями

Он считает себя идеальной партией для любой девушки, даже такой юной красавицы, как Мария Троекурова. Верейский ленив, часто предается скуке и унынию, не может найти себе занятие, поэтому начинает звать к себе гостей. Князь проявляет чувство ревности по отношению к своей молодой жене, считает ее собственностью, а не отдельной личностью со своими желаниями и мнением. Да и сама Мария отказалась признавать свою свободу во время нападения Дубровского, она согласилась остаться с нелюбимым супругом.

Особенности поведения

Произведение Пушкина

В некоторых эпизодах князь Верейский вызывает у читателя раздражение. Он не умеет уступать, но согласен на то, что другие должны жертвовать чем-то ради его счастья. Князь не романтик, нельзя его назвать и ревнивым безумцем. Этот герой до скуки правильный, поступает так, как требует благоразумие того времени. Его не трогают слезы и письмо влюбленной в другого девушки, он не умеет хвалить то, что ему не нравится. В то же время Верейский настойчиво добивается согласия Марии, подталкивает ее к принятию решения.

Князь довольно жестоко ломает судьбу несчастной невесты. Даже если бы он знал о ее чувствах к Дубровскому, то воспользовался бы венчанием ради убийства соперника. В момент, когда разбойники во главе с Владимиром напали на карету жениха и невесты, Верейский выстрелил в него.

Князь ведет себя, как и положено идеальному представителю аристократии. Он умело управляет поместьем, интересуется всем, что его окружает и устраивает личную жизнь исходя из собственной выгоды. Брак с Марией ему необходим для поддержания своего статуса. Юная и скромная жена станет предметом зависти всех соседей и соперников. А приданое, которое ей даст Троекуров, увеличит богатство Верейского.

Но со своим будущим тестем князь недостаточно любезен. Он не стремится ему угодить или вызвать одобрение, не хвалит его поместье. Верейский видит различия между собой и Троекуровым. Персонаж считает, что его доходов, почтенного возраста и сравнительной привлекательности достаточно для того, чтобы быть желанным женихом.

Даже сватовство Верейского прошло сухо и скучно. Он не проявил особых чувств к невесте, только оценил ее красоту. Как ценитель прекрасного, князь понял, что такая девушка просто обязана принадлежать ему. Всего через несколько дней после знакомства с Троекуровым Верейский заговорил о женитьбе. Он даже не думал о том, что Кирилл Петрович может ответить отказом. И не ошибся — барин согласился выдать дочь за богатого соседа. А после свадьбы князь указал жене ее место в доме — она должна почитать и уважать супруга, быть скромной и во всем спрашивать его мнение.

Отношения с другими

Верейский по-разному относится к своим знакомым. Общаться он предпочитает с представителями аристократического класса, но и с крестьянами обращается хорошо. Пушкин ярко представил отношения князя с другими персонажами:

  • Кириллом Троекуровым;
  • Марией;
  • Владимиром Дубровским.

У Троекурова и Верейского есть общие черты. Оба барина считают богатство лучшим достоинством человека, привыкли к высшему обществу, хорошо управляются со своими имениями. В глазах князя Кирилл Петрович предстает благородным аристократом, поэтому решает обвенчаться с его единственной дочерью. Троекуров считает Верейского богатым и образованным, достойным женихом.

Мария Кирилловна, хотя и не знает названий заграничных блюд, картин и памятников, выглядит на фоне отца и жениха образцом великодушия и благородства. Эта скромная девушка пыталась образумить князя, просила его отказаться от предложения руки и сердца. Но Верейский был непреклонен. Он считал, что Мария не вправе сама строить свою судьбу, распоряжаться ею мог только отец. А после свадьбы все решения должен принимать супруг.

Анализ произведения Пушкина Дубровский

В ключевой сцене романа Пушкин показал взаимоотношения князя с Дубровским. Молодой разбойник раздражает Верейского своей напористостью и любовью к свободе. Во время нападения на карету новобрачных он ревностно защищает молодую жену, стреляет в своего соперника, ранит его в плечо.

Князь Верейский вскоре умрет, Мария останется вдовой. Дубровский вернется на родину под видом англичанина и начнет встречаться с возлюбленной. Но вскоре на него подадут донос из-за разбойничества, вмешается полицмейстер.

Читайте также: