Откуда берутся снег и лед 1 класс школа россии конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

3 Зимой очень красиво! А чем вы любите заниматься зимой на улице?

4 Кататься с горки на санках…

7 Из снега можно слепить много интересного: …

9 Зимой от мороза вода в водоёмах покрывается льдом. По льду очень весело кататься на коньках.

10 Любят дети играть и в хоккей!

11 Отгадайте загадки: Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь, Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. (снег) Без досок, без топоров Через речку мост готов. Мост – как синее стекло: Скользко, весело, светло. (лёд )

12 Свойства СнегЛёд Цвет Прозрачность Прозрачность Хрупость Действие тепла Свойства снега и льда.

13 Свойства СнегЛёд Цветбелыйбесцветный Прозрачность Прозрачность непрозрачный непрозрачныйпрозрачный Хрупостьрыхлыйхрупкий Действие тепла таеттает

15 Что такое снег? Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие. Снежинки, как дождь, тоже падают из туч, но только образуются они совсем не так, как дождь!

16 Высоко над землёй царит сильный холод. Туда поднимаются водяные пары, которые превращаются в крохотные льдинки-кристаллики. Каждый такой крошечный шестиугольный кристаллик растёт, пока не превратится в белую пушистую звёздочку-снежинку. Снежинки начинают медленно-медленно опускаться на землю. По пути множество таких снежинок собирается в хлопья, и мы видим снег.

17 Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звёздочки-снежинки.

18 Как же образуются снежинки?

19 Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки- кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец становится удивительной красы звездочкой.

20 Все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.

21 Морозный узор Побелело на ночь всюду. А у нас в квартире чудо! За окошком двор исчез – Там волшебный вырос лес !

22 Вот какие узоры рисует мороз.

23 Изо льда делают скульптуры Изо льда делают скульптуры.

24 Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

25 А вот скульпторы могут лепить из снега просто фантастические вещи. Попробуйте, может и у вас так получится!

27 Из снега вы, ребята, легко можете слепить снеговика.

28 Айсберги массивы из пресного льда, отломившиеся от ледников, спустившиеся в море или океан. Айсберг часто напоминает ледяной остров.

29 Морские приливы и ветры подтачивают основание карниза до тех пор, пока огромная масса льда не рухнет в воду. Образовавшийся айсберг подхватывается течениями и ветрами и отправляется в далёкое плавание. Попадая в тёплые моря, айсберг постепенно тает, и от этого иногда переворачивается.

30 Графический диктант. 1. Снег при таянии превращается в воду? 2. Если вода замерзнет, она превращается в лёд? 3. Снег бесцветный? 4. Лёд прозрачный? 5. У снежинок пять лучей? 6. Снег рыхлый? 7. Лёд хрупкий? 8. Снег непрозрачный? 9. Все снежинки одинаковые? 10. Снег белый?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование.

Создать условия для формирования представлений о свойствах льда и снега, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой;

сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода;

Задачи урока:

повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года - зима;

проверить уровень усвоения темы через мини тестирование;

формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают;

воспитывать умение работать в группах;

воспитывать любовь к родной природе.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что снег и лед – это замерзшая вода.

использование заранее созданной презентации (MS PowerPoint) на тему “Откуда берутся снег и лёд?”;

тест (с проверкой), созданный в презентации для проверки усвоенных знаний.

Оборудование

для учащихся:

индивидуальные таблицы для занесения выводов исследования (Приложение №1);

для каждой группы учеников стаканчик со снегом и стаканчик со льдом для исследования;

учебное пособие А. А. Плешакова “Окружающий мир ”.

для учителя:

мультимедийный проектор и экран;

сравнительная таблица на доске “Свойства льда и снега”.

I. Организационный момент. (Презентация, слайд № 1, звуковое оформление “Колокольчики”):

Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!

-Сегодня на уроке мы будем работать в группе.

Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши не просто слушают, а всё слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперёд ума.

-Я желаю вам новых открытий!

II. Актуализация знаний.

Чтение учителем стихотворения (Презентация, слайд №2): зима

Обернулась льдом вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зимой)

Закружили метели, песни вьюга поет.
До весенней капели вся природа заснёт.
Холод, песни метели и дорога пуста…
И закованы реки в прочный панцирь из льда.

- О каком времени года это стихотворение? (О зиме). Зима, она какая? Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. Какой месяц год заканчивает? А какой месяц год начинает?

(Зима, весна, январь, март, холод, тепло, мороз, лёгкий ветерок, холодный ветер, снег, дождь, метель, вьюга, иней.)

-Какие слова вы выбрали? Проверка выполненной работы.

“Зимняя сказка”

“Увидела зима, как звери, птицы, травы и деревья любят лето, осень, весну.

А ее приходу, не радуются. Вот она и решила всех наказать. Вот навалю деревьям на ветки снегу и их поломаю. А деревья-то листья сбросили. Тогда она решила заморозить травку и цветы. А они под снег спрятались, где им мороз не страшен. От зимы спрятались и насекомые, некоторые животные заснули. Птицы улетели, а кто остался, стал держаться ближе к человеческому жилью. Звери теплые шубки одели. И люди не боятся зимы: теплее одеваются, дома согревают. Дети тоже не боятся зимы. Они катаются на санках, на коньках, играют в снежки”.

- Как природа приготовилась к зиме? Какие изменения произошли в природе? (Дети называют признаки зимы.) Презентация, слайд № 5.

III. Подготовка к восприятию новой темы.

- Мы сегодня говорим о зиме. Послушайте загадки. Отгадав их, вы поймете, какая тема нашего сегодняшнего урока.

Загадки (Презентация, слайд №6):

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Лед и снег).

IV.Открытие нового знания. (Презентация, слайд №8).

- Тема нашего сегодняшнего урока “Откуда берутся снег и лед?”.

- По вашему мнению, что такое лед? А что такое снег? (Выслушиваются мнения детей).

V. Работа над новым материалом.

Исследовательская работа. (Презентация, слайд № 9).

Знание — лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой!
Любите, ребята, знания получать,
Думать, мыслить и мечтать.

(Во время проведения работы дети заносят свои наблюдения в таблицу Приложение № 1, а также, постоянно советуются друг с другом. На доске слова-помощники: хрупкий, бесцветный, прозрачный, тают, вода.)

- Сегодня у нас урок не простой. На уроке, как настоящие ученые, мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия.

VI. Физкультминутка. (Презентация, слайд №9)

Солнце небо греет слабо.
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.

Зимой на улице холодно, морозно. Чтобы согреться, люди на остановках приплясывают. Давайте и мы с вами потанцуем!

- Ребята, кто с нами сейчас отдыхал? Кого мы видели на экране? Где живет пингвин? А где живут белые медведи? В чем особенность Арктики и Антарктики?

- Мы с вами проведём опыты, но чтобы сделать научные открытия, нужно быть очень наблюдательным. Перед вами лежит листочек, на котором напечатана таблица. (Приложение № 1). В эту таблицу мы будем заносить наши наблюдения. Работать вы будете в группах.

-Какие правила нужно соблюдать, работая в группе? (Уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и , конечно быть очень внимательными).

-Чтобы проводить исследования у каждой группы на парте имеется оборудование для практической работы.

-Так что же мы будем исследовать? (свойства снега и льда)

-Что у меня на блюде? (снег и лёд)

-Давайте их уберём, а через некоторое время вернёмся.

-У вас на столах тоже находится снег и лёд. Приступим к изучению их свойств.

1.Фомирование знаний о свойствах снега.

Опыт №1. Презентация, слайд № 10

В стакане – снег. Какого он цвета? (Белый)

- Найдите на доске среди цветных листов цвет снега. Почему снег белый? Как вы думаете? (Рассуждения детей)

- Причина того, что снег белый состоит в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями света от граней этих кристалликов и делает снег белым.

Отмечаем в таблице первое свойство снега.

- Посмотрите сквозь стакан. Можно ли что-нибудь увидеть? Какой вывод мы делаем? (Снег непрозрачный). Отмечаем следующее свойство в таблице.

- Потрогайте карандашом снег. Какой он? О каком свойстве это говорит? (Рыхлый). Отметим третье свойство снега.

-Умницы, настоящие научные сотрудники. После снежной бури образуются сугробы, заносы. Можно ли в это время пронаблюдать, что снег рыхлый? (трудно идти, ноги проваливаются, машины буксуют)

- Посмотрите, пожалуйста, что сейчас происходит со снегом? (Он тает и превращается в воду)

- Молодцы! Вы отлично справляетесь с работой! Тема нашего урока “Снег и лед”.

Свойства снега мы выяснили. Теперь будем выяснять свойства льда.

2. Формирование знаний о свойствах льда. (Презентация, слайд №11).

- Поставим стаканчик со снегом на некоторое время в сторону. (На доске квадраты цветной бумаги).

Наблюдение №1.

- Подвиньте стаканчик со льдом к себе поближе. Какого цвета лед? Найдите квадрат на доске, по цвету соответствующий льду. Сделаем вывод: лед не имеет цвета, т.е. бесцветный. Отметим в таблице первое свойство льда.

Приставьте цветной карандаш к стаканчику со льдом. О каком свойстве идет речь? (Прозрачный). Отмечаем в таблице второе свойство льда.

- Посмотрите, что я сейчас сделаю. (Учитель разбивает лед молотком.) Что произошло со льдом? О каком свойстве льда это говорит? (хрупкий). И это свойство отметим в таблице.

- Посмотрите, ребята, что происходит со льдом. (Он тает, превращается в воду).

Вывод: снег и лед- это вода только в твердом состоянии.

- А мы можем дома сделать лед? А снег мы можем сделать? Почему? (Ответы детей)

Обобщение знаний.

-Ребята, мы познакомились со свойствами снега и льда. Давайте проверим, как вы их запомнили.

Свойства снега и льда. (презентация, слайд 12)

-Как мы видим свойсва снега и льда разные. Но одно у них свойсво общее. Какое? Можем ли мы сказать, что снег и лёд – это вода в твёрдом состоянии?

-Где в природе вы видели лёд?

-Как можно получить лёд в домашних условиях? (в морозилке)

Физкультминутка. (Презентация, слайд № 13)

- Мы знаем, что зимой часто дуют холодные ветры, завевает вьюга, бушуют метели. Теперь давайте отдохнем, вспомнив о зимних ветрах.

Ребята, какой праздник мы отмечаем зимой? Какую песенку мы всегда поем на Новый год?

Давайте немного отдохнем - споем песенку “В лесу родилась ёлочка”.

3. Формирование знаний о свойствах снежинки.

- Как вы думаете, где образуется снег? (Рассуждения детей).

- Послушайте, как об этом рассказал поэт В. Мусатов (чтение учителем стихотворения):

Туча по небу гуляла
И случайно задремала.
Ветры буйные на воле
Увидали:
Туча спит,
Как перину,
Распороли —
И оттуда пух летит…
Пух летит,
В глазах рябит,
А поймаешь —
Холодит.
В. Мусатов

- Как вы думаете, что это за пух, о котором говорится в стихотворении? Так, где же образуется снег?

(Презентация, загадка, слайд №14).

- Послушайте загадку, о чем она?

Дом её на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка, шестигранная (…?)

- Сегодня я хочу рассказать вам тайну снежинки. (Презентация, слайд № 15, звучит запись “Тайна снежинки” на фоне музыки)

Тайна снежинок

Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды.

Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую.

Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.

Презентация, слайд № 16.

- Рассмотрите снежинки. Сколько лучей имеет каждая из них?

Какую форму имеет снежинка? Все ли снежинки одинаковые?

О какой тайне снежинок мы сегодня узнали?

Применение новых знаний

Работа с учебником с.69. Чтение вывода к уроку.

Проверочный тест по изученному материалу. (Презентация, слайд № 16, 17).

- А теперь, ребята, предлагаю проверить, хорошо ли вы работали на уроке. Я приготовила для вас вопросы. Вы должны будете ответить на эти вопросы, а ответы записать на листе исследований. Поиграем в игру “Крестики-нолики”. Если на вопрос вы отвечаете “да”, то ставите крестик, а если – “нет”, ставите нолик. (На доске написано: да - Х, нет – О).

Вопросы теста:

1. Снег при таянии превращается в воду________________________

2. Если вода замерзает, она превращается в лед__________________

3. Снег бесцветный_________________________________________

4. Лед прозрачный__________________________________________

5. Лед хрупкий_____________________________________________

6. Снег рыхлый_____________________________________________

7. У снежинки 5 лучей_______________________________________

8. Снег прозрачный_________________________________________

9. Все снежинки одинаковые_________________________________

10. Снег белый_____________________________________________

Проверка выполнения задания. (Презентация, слайд №18).

Идет проверка выполнения задания. На экране появляются правильные ответы.

- Молодцы! Все сегодня отлично поработали. Кем мы с вами были на уроке? Скажите, пожалуйста, что вас сегодня удивило на уроке? Над чем мы работали? Давайте вспомним свойства льда и снега.

Рефлексия. (Презентация, слайд № 20).

- Забирайте ваши “листочки ученых” домой. С вами домой пойдет и Снежок удачи, который, я думаю, будет теперь вашим другом и будет помогать вам везде и во всем. На этом листочке, на другой стороне нарисуйте, пожалуйста, снежинку, но не простую, а волшебную. Думаю, что это задание вы выполните легко, т.к. вам известна тайна снежинок.

Рекомендации для работы дома. (аудиозапись – скрип снега)

-Послушайте, что это? А почему снег скрипит? Интересно? Попробуйте об этом найти информацию дома. А что вам поможет в поиске?

Психологическая релаксация (карточки)

-Покажите мне, с каким настроением вы заканчиваете урок, может быть, что-то осталось непонятным и возникли вопросы?

В гости к детям на урок приходит Снеговик. Вместе с ним ребята знакомятся со свойствами льда и снега, обобщают знания о зиме, ее характерных признаках.



Предмет: Окружающий мир

Целевая аудитория: для 1 класса

Урок, представленный в ресурсе, интересный, проводится в игровой форме, соответствует возрасту детей, заявленному автором (1 класс). В ресурсе представлен ММ-компонент, но , к сожалению, в конспекте отсутствует навигация по слайдом, что затрудняет его применение. Иллюстраций на многих слайдах низкого качества (например, слайды 14,15). Ссылки даны некорректно.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Ребята! Давайте изучим свойства снега и льда.

В тепле снег и лёд тают. Образуется вода. Снег белый. Лёд бесцветный. Снег непрозрачный. Лёд прозрачный. Снег рыхлый. Лёд хрупкий.

Снег и лед образуются из воды, снег и лед — это замерзшая вода.

Где же образуется снег?

Туча по небу гуляла И случайно задремала. Ветры буйные на воле Увидали: туча спит, Как перину, Распороли — И оттуда пух летит… Пух летит — В глазах рябит, А поймаешь — Холодит.

Снежинки образуются высоко в небе, в облаках.

А где образуется лед? Можем ли мы сами сделать лед? Как? Делаете ли вы лед дома? Для чего?

Летели серые гуси, Нароняли белого пуха.

Дедушка без топора мост мостит.

Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они были разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.

Первые снежинки в воздухе кружатся, Упадут на землю, но не залежатся. Первые снежинки на руке растают… Холодят, волнуют и напоминают, Что вот-вот настанут зимние деньки, Что пора готовить лыжи и коньки, Что пора готовить санки детворе. И каток, и горку делать во дворе… Первые снежинки — от зимы привет, Словно проверяет: ждете или нет.

Мы слепили снежный ком. Ушки сделали потом. И как раз вместо глаз Угольки нашлись у нас. Кролик вышел как живой! Он с хвостом и с головой! За усы не тяни — Из соломинок они! Длинные, блестящие, Точно настоящие!

Читайте также: