Культурное пространство россии в 16 в конспект

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока по ФГОС к учебнику "История России" под редакцией Торкунова А.В.

ВложениеРазмер
kultura_16_v.odt 25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта уроков истории России

Русская культура в XVI в.: письменность, литература, живопись , архитектура, повседневная жизнь

Урок изучения нового знания

сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России; познакомить с достижениями русского просвещения, устного народного творчества, литературы в конце XV – XVI вв.

  1. Особенности развития культуры
  2. Просвещение. Начало книгопечатаниязнь
  3. Летописание
  4. Публицистика. Светская литература
  5. Архитектура
  6. Изобразительное искусство
  7. Повседневная жи
  8. Устное народное творчество. Литература

Личностно значимая проблема

Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России?

М етоды и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Культурное возрождение, культурные контакты , книгопечатанье, Иван Федоров, публицистика, регалии, энциклопедии, эпос

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации взаимодействия

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

Конец 15 начало 16 вв. - это период создания единого централизованного Русского гос-ва. Все это привело к изменениям в политической, социальной , экономической и культурной жизни русского общества. На прошлых уроках мы рассматривали особенности социально-экономического, политического развития, а о чем еще не говорили? ( о культуре России в 16 в.)

Мы начинаем изучение темы “ Русская культура 16 вв: письменность, литература, живопись, архитектура, повседневная жизнь”. Для начала, давайте вспомним: - что такое культура?

- Вспомните особенности развития русской культуры в XII – XIII. Каковы характерные черты западноевропейской культуры в XV – XVI вв.?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Происходит формулирование задания и проблемы урока

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

III. Изучение нового материала

Записи основных положений в тетради

Работа с учебником

Как вы думаете, какие события русской истории повлияли на развитие культуры?

Ключевое значение для культурной жизни России XV—XVII вв. имели подъем национального самосознания и освобождение от золотоордынского ига, формирование великорусской народности и единого государства, а также расширение культурных связей с соседними странами и народами. Происходит постепенное слияние традиций местных художественных школ и формирование на этой основе общерусской культуры. Запишем.

А) формируется единая русская культура.

Б)отражение в культуре исторических событий того времени.

В) развитие культурных контактов России с другими странами.

Г) сильное влияние православной церкви на духовную и культурную жизнь российского общества.

Работа в группах

1. группа Просвещение. Развитие книгопечатания. Составьте рассказ о образовании в 16 в. когда и кем было изобретено российское книгопечатание. Каково было его значение?

2 группа. Летописание . Составьте рассказ о особенностях развития летописания в 16 в. Дать характеристику наиболее известным летописным сборникам 16 в. (летописец Ивана IV, Степенная книга, Казанская история)

3 группа – Публицистика. Светская литература . Дайте определение понятию Публицистика, что это за направление литературы. Охарактеризуйте публицистические произведения 16 в.

4 группа - Архитектура. Составьте рассказ о развитии русской архитектуры 16 в. (шатровый стиль, памятники архитектуры, строительный материал)

5 группа - Изобразительное искусство. Охарактеризуйте развитие русской живописи 16 в.

6 группа - Повседневная жизнь. Используя материал учебника на стр.108 п. 9 составить рассказ об особенностях повседневного быта и религиозных праздниках народов России 16 в.

А теперь давайте проанализируем наши записи.

Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси. Самым благоприятным образом на развитии русской культуры сказалась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами.

Составляют схемы и записывают ее на доске.

От каждой группы желающие у доски производят представление задание своей группы

1. Фронтальная работа

2. Индивидуальная работа.

3. Работа в группах.

4. Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания .

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Организует работу с учащимися

Таким образом, мы с вами можем сказать, что создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России. Появление книгопечатания имело огромное значение в деле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.

Производят анализ урока и приходят к выводу, подтверждают проблему, поставленную в начале урока

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Обобщение полученных на уроке сведений

Проблемное задание урока (обсуждение): Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

стр. 100-110 чит, вопр. Устно, приготовиться к проверочной работе по 1 части учебника


В уроке рассказывается о появлении в России книгопечатания и основных жанрах литературы рассматриваемого периода. Подробно рассматривается развитие архитектуры. Описываются основные черты двух школ живописи XVI века: годуновской и строгановской.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Русская культура в XVI в."

В 16 веке русская культура развивалась в новых условиях. На смену власти Орды пришло самодержавие, которое стремилось увековечить себя в культуре. Литературные произведения, иконы и храмы воплощали новые государственные идеи и военные победы. Централизация власти сопровождалась созданием единства в культуре.

В ходе урока вы узнаете о литературе и книгопечатании, архитектуре, живописи и художественном ремесле 16 века.

Литература. К сожалению сохранилось мало произведений, написанных в 16 веке. Среди авторов наиболее выделяется Максим Грек – монах с Афона, который прибыл в Москву для перевода церковных книг. Максим Грек был писателем и публицистом, создавшим более трёхсот произведений. Среди них писания, поучения, богословские трактаты. Первой большой работой Максима Грека стал перевод Псалтыри.

Однако автор в некоторых сочинениях подверг критике власть Василия III. Позже он вступил в конфликт с церковью. Результатом стало обвинение в ереси, вынесенное в 1525 году и заточение в монастырь. Спустя шесть лет Максима Грека обвинили в порче церковных книг и сослали в тверской монастырь.

В середине 16 века после периода боярских смут были предприняты попытки систематизировать духовные ценности.

В 1550 году был составлен Судебник Ивана IV – свод законов, ставший памятником русского права 16 века.

Интересна переписка Ивана Грозного с князем Курбским. Князь в 1564 году бежал в Литву. Чтобы не считаться на Руси изменником, он оправдывал свой поступок нежеланием служить тирану. Курбский осуждал произвол Ивана Грозного. В ответ царь доказывал свое право единолично решать, как ему поступать со своими подданными.

Начало книгопечатания. Все произведения литературы распространялись в рукописном виде. Однако быстрый рост государственной территории требовал всё большего количества книг. Этого можно было достичь только с помощью книгопечатания.

В Московском государстве книгопечатание широко распространилось только в 17 веке.

Архитектура. Архитектура 16 века была весьма разнообразной. Наибольшее распространение получили каменные храмы.

В крупных городах строились большие пятиглавые соборы. Это Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Софийский собор в Вологде. Образцом для этих храмов служил Успенский собор Москвы.

В 16 веке распространились бесстолпные одноглавые церкви. Как правило, заказчиками их строительства становились жители города или богатые купцы. Примером такого храма может служить московская церковь Зачатия Анны.

Отдельно можно выделить шатровые храмы. Их особенность в том, что вместо купола здания завершались шатром. Сооружения такого типа часто носили мемориальную функцию, они возводились в память о каком-либо важном событии.

В честь рождения наследника, будущего Ивана Грозного, Василий III приказал построить церковь Вознесения в Коломенском.

Памятником победы над Казанью стал Покровский собор в Москве, известный также как храм Василия Блаженного. Посвящения престолов храма связаны с важными датами Казанского похода. В 16 веке в подклете собора прятали казну. Туда же богатые горожане приносили своё имущество.

Ещё одним примером шатровой архитектуры стала Преображенская церковь села Остров, построенная в резиденции Ивана Грозного.

Несмотря на распространение каменного строительства, основным материалом оставалось дерево. До наших дней сохранилось немного деревянных храмов. Это храм Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря и церковь Собора Богородицы из села Холм.

Оригинальными были храмы, построенные по заказу государственных или церковных деятелей. Неповторимой красотой наполнен Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря. Его заказчиком выступил игумен Филипп, впоследствии ставший митрополитом.

Живопись. В живописи на смену простым композициям пришли сложные сюжеты, в которых было много действующих лиц. Преобладали тёмно-коричневый и тёмно-зелёный цвета. Силуэты фигур стали более приземистыми и грузными.

В живописи также проявилось единобразие. Художники работали по заранее известным образцам.

Особенностью стало усиление контроля властей над работой художников. Произведения живописи служили иллюстрациями к официальной идеологии.

В конце 16 века сложились две школы живописи – годуновская и строгановская.

Мастера годуновской школы стремились к возрождению традиций раннего периода живописи Руси. Они пытались подражать работам Дионисия и Андрея Рублёва. Однако всё же не удавалось передать ощущение трепета перед Богом. Особенности годуновской школы были следующие:

сочетание канонических образов с поиском новых средств выражения;

попытки написать большую толпу людей в виде многоголовой группы, расположенной компактно.

В строгановской живописи часто использовались золото и серебро для украшения работ. На фонах икон художники помещали прекрасные пейзажи. Также особенностями этой школы были богатство орнамента и тщательная проработка деталей.

Особым направлением живописи стала книжная миниатюра. Она служила украшением книг и облегчала восприятие текста. Настоящим произведением искусства является Лицевой летописный свод. Он содержит около 16 тысяч миниатюр, освещающих русскую историю.

Художественное ремесло. В 16 веке больших успехов достигли мастера резьбы по дереву и камню, ювелиры.

Русские мастерицы были известны своим искусством лицевого шитья. Тончайшими золотыми, серебряными и шёлковыми нитями вышивались лики святых, библейские сюжеты. Контуры изображения заранее наносились на ткань живописцами. Чтобы создать одно произведение требовались месяцы.

Среди вышивальщиц были царицы, княгини, боярыни. Шитьём славились женские монастыри.

Давайте подведём итоги.

В 16 веке на Руси распространились шатровые храмы.

В конце 16 века сложились две школы живописи – годуновская и строгановская.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

В 16 веке культура россии

История

На Руси в XVI столетии культура развивалась стремительными темпами. Это объясняется масштабным строительством на объединенных территориях. При этом от архитектуры не отставали и другие виды искусства. На культурную жизнь населения серьезное влияние оказывало религиозное мировоззрение. Одновременно закладывались и принципы эпохи Просвещения. Кратко культуру России в 16 веке изучают на уроках истории в 7 классе.

Общая информация

Наиболее значительное влияние на культурную жизнь народов, проживавших на территории России, оказывала религия. Для людей того времени православие составляло основу их жизни. Появлявшиеся в XVI столетии произведения искусства отражали происходящие события и нравы тех лет.

Культура россии в 16 веке кратко

В архитектуре наблюдался период активного возведения крепостей, храмов и соборов. Однако главной особенностью русской культуры 16 века является многонациональность страны. Все обычаи и традиции различных народов, проживающих на территории государства, не могли не повлиять на процесс развития литературы, живописи и т. д.

В те времена границы России существенно изменились. В первую очередь речь идет об освобождении от монголо-татарского ига. Кроме того, в XVI столетии на политической карте мира появилось новое государство — Российское царство. К этому времени многочисленные самостоятельные княжества были объединены. Территория страны расширилась благодаря присоединению новых регионов.

В те времена население Российского царства составляло около 9 миллионов человек. Наиболее заселенными землями были центральные и северо-западные регионы. В Москве проживало порядка 100 000 человек. Столица была самым крупным городом. Численность населения остальных населенных пунктов не превышала 8 тыс. человек.

Культура россии в 16 веке

Кроме столицы наиболее развитыми были следующие города:

  • Великий Устюг;
  • Ярославль;
  • Вологда;
  • Новгород.

Благодаря присоединению новых регионов население страны стало еще более многонациональным. Этот факт оказал влияние на развитие культуры 15—16 веков в России.

Архитектура и живопись

В XVI столетии архитектура переживала сильный подъем. В эти времена активно проходило возведение шатровых храмов, соборов и монастырей. Этот особый вид строительства сформировался и нашел широкое распространение в зодчестве.

Храмы строились таким образом, что в их конструкции отсутствовали внутренние опоры. Все сооружение удерживалось на мощном фундаменте. Вместо купола на вершине здания устанавливался шатер. Строение возводилось из камня и древесины. Одним из ярчайших примеров зодчества этого типа является храм Василия Блаженного, также называемый Собором Покрова на рву. Он был возведен в честь присоединения Казани к Российскому царству.

Особенности развития культуры россии в 16 веке

Архитектурные памятники культуры 16 века являются уникальными, у них нет аналогов в мире. Для этого периода свойственно возведение не только храмов в различных регионах страны, но и укреплений вокруг городов для защиты от захватчиков.

Убеждения народа нашли отражение в изобразительном искусстве 16 века в России. Фрески и роспись церквей тех лет поражают своей красотой. Многие из этих произведений искусства дошли до нашего времени.

Основным направлением в художественной культуре XVI столетия была иконография, а также изображение библейских сюжетов. За соблюдением канона при их создании пристально наблюдала церковь. Однако не только религиозная тематика присутствовала в живописи того времени. Художники нередко обращали внимание на исторические события, тему быта крестьян и знатных людей.

Наука и литература

Особенностью развития культуры России в 16 веке стал рост грамотности населения. Самыми образованными сословиями были священнослужители, купцы, бояре. Высокого уровня развития достигли науки, связанные с военным делом, торговлей и строительством. Во время обучения много внимания уделялось письму, чтению, арифметике, пению и изучению религиозной литературы.

Культура россии в 16 веке кратко

Россия выстраивала отношения с соседними государствами, что привело к необходимости изучения иностранных языков. Благодаря этому появилась возможность не только общаться с иностранцами, но и переводить зарубежные книги. Активно развивалась картография, поскольку Российское царство владело обширными территориями, многие из которых все еще оставались неизученными.

Серьезное внимание уделялось арифметике. Эта наука позволяла быстрее развиваться не только военному делу, но и строительству. Возведенные соборы и оборонительные сооружения были рассчитаны с высокой точностью. Также стоит отметить создание ряда медицинских трактатов, описывающих лекарственные растения и некоторые заболевания.

Музыка и театр

На музыкальную культуру XVI столетия серьезное влияние оказала религия. В те времена было создано большое количество песнопений. Над некоторыми из них работал сам Иван Грозный. Так как по всей стране активно возводились новые храмы, то серьезное внимание следовало уделить развитию певческих церковных школ. Хоры для богослужений формировались из лучших учеников.

В Российском царстве театральное искусство было представлено скоморохами. Чаще всего люди этой профессии не имели постоянного места жительства и дохода. Они путешествовали по стране и выступали в балаганах, устанавливаемых на городских площадях.

Культура россии в 16 веке главное

Характер представлений в основном ориентировался на предпочтения простых жителей. Свое мастерство демонстрировали:

  • дрессировщики;
  • музыканты;
  • певцы;
  • танцоры.

Большой популярностью среди зрителей пользовались выступления дрессировщиков с прирученными медведями. Многие номера скоморохов были шуточными и высмеивали людские пороки. За это артисты нередко подвергались гонениям со стороны власти и церкви. Чаще всего балаганы проводились на праздники либо во время ярмарок. Развитие театрального искусства в привычном понимании для современного человека в России начало зарождаться только в XVII столетии.

Для получения хорошей оценки по предмету учащимся предстоит кратко рассказать о русской культуре XVI столетия. Чтобы упростить изучение темы, дети чертят таблицы, в которые вписывают названия наиболее ярких памятников искусства тех лет.

Читайте также: