Трудовые права несовершеннолетних конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Индивидуальный трудовой спор – разногласия между работодателем и работником по вопросам применения норм трудового права.

Комиссия по трудовым спорам – это небольшая группа людей – представителей работников и работодателей.

Коллективный трудовой спор – разногласия между работниками и работодателем по поводу установления и изменения условий труда, выполнения коллективного договора.

Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора.

Трудовой арбитраж – временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора; создается в добровольном порядке по соглашению сторон.

Локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке.

Дисциплинарное взыскание – мера ответственности за совершение дисциплинарного поступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Льгота – частичное или полное освобождение от выполнения определенных обязательств, преимущество, дополнительное право, которое предоставляется определенным лицам.

Иждивенцы – нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие о него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Ключевые слова: Индивидуальный трудовой спор; комиссия по трудовым спорам; коллективный трудовой спор; забастовка; дисциплинарное взыскание; материальная ответственность; льгота; иждивенцы; пособие по временной нетрудоспособности.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, какой закон защищает права несовершеннолетних.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов труда несовершеннолетних, разрешения трудовых конфликтов.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Принимая на работу несовершеннолетнего работника, работодатель должен иметь в виду, что их особый трудовой статус закреплен в трудовом законодательстве в виде специальных прав, обязанностей и гарантий, которые работодатель обязан соблюдать.

По общему правилу трудовой договор можно заключать с подростком по достижении им 16 лет. Однако трудовое законодательство предусматривает возможность заключения трудового договора с физическим лицом и в более раннем возрасте:

- с 15 лет - в случаях получения основного общего образования либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления общеобразовательного учреждения;

- с 14 лет - с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесс обучения.

Несовершеннолетних нельзя принимать на работу:

- с вредными и (или) опасными условиями труда согласно Перечню таких работ. Кроме того, их работа должна исключать повышенные нервно-психические нагрузки;

- которая может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (в частности, работа по производству, перевозке и торговле спиртными напитками и табачными изделиями);

- связанную с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для подростков пределы (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 и Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 07.04.1999 N 7).

- в ночное время (с 22.00 до 06.00) и на работу вахтовым методом (кроме творческих работников СМИ, организаций кинематографии, теле и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц согласно Перечню профессий и должностей творческих работников;

- по совместительству, если подросток уже где-то трудится.

Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения совершеннолетия, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию). Медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.

Следовательно, работодатель не вправе привлекать к работе подростка, если в результате предварительного медицинского осмотра в заключение врача есть противопоказания к ее выполнению. При этом законодательство не запрещает работодателю исполнить свою обязанность по организации предварительного медицинского осмотра работника как до, так и после заключения трудового договора

Для несовершеннолетних статьей 92 Трудового кодекса РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

- для работников в возрасте до 16 лет - не более 24 часов в неделю;

- для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю При этом продолжительность ежедневной работы не может превышать для работников в возрасте от 15 до 16 лет пять часов, в возрасте от 16 до 18 лет - семь часов. Нормы выработки для подростков устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. При этом месячная заработная плата несовершеннолетнего работника, отработавшего за этот период свою норму рабочего времени и выполнившего свои нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Важная гарантия зафиксирована в ст. 242 Трудового кодекса РФ: работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также в результате совершения преступления или административного проступка. Таким образом, заключать письменные договоры о полной материальной ответственности с несовершеннолетним работниками неправомерно, даже если их профессии или работы предусмотрены в Перечне работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры (Постановления Правительства РФ от 31.12.2002 N 85).

Расторгнуть трудовой договор с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) можно только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав данная гарантия установлена в статье 269 Трудового кодекса РФ.

Разбор типового тренировочного задания

Решение кроссворда. Прочитать суждения, вписать в клетки правильные слова.


Разбор типового контрольного задания

Установите соответствие возраста несовершеннолетних и возможность заключить трудовой договор.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок обществознания по теме "Трудовые права несовершеннолетних"

“Труд в наше время – это великое право и великая обязанность” Виктор Гюго

Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений.

определить качественные характеристики труда с применением норм российского права;

определить основные права несовершеннолетних работников, льготы, гарантии;

формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;

познакомить с деятельностью профсоюзов по обеспечению трудовой гарантии несовершеннолетних работников, контроль за соблюдением их трудовых прав;

способствовать мотивации участия молодёжи в профсоюзном движении;

способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы;

помочь нам всем лучше понять, что наша сила – в единстве, в осознании самоценности права на уважение и соблюдение прав каждого из нас.

Тип урока: комбинированный. Урок-дискуссия с элементами лабораторной работы.

Методы работы: диалогический, проблемный.

Оборудование: компьютер, проектор, нормативно-правовые и законодательные акты: Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ”, ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, Закон города Москвы о молодёжи, презентация, примерная форма трудового договора, карточки для индивидуальной работы.

Основные понятия: труд, трудовое право, обязанность, несовершеннолетние, работник, работодатель, трудовой договор, правила внутреннего распорядка, профсоюзы, Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР).

I. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Сегодняшний урок посвящён трудовым отношениям и имеет огромное значение для вашего будущего. В современной России продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения.

Слайд “ Согласно всероссийскому опросу Фонда “Общественное мнение” 34% опрошенных заработали свои первые деньги в возрасте до 15 лет, ещё 44% - с 15-17 лет, 11% начали зарабатывать в 18 лет и лишь 10% в 19 лет и старше

Если в сфере услуг и предпринимательства молодёжь уже сегодня составляет значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного муниципального управления доля молодых работников невелика. И очень важно, чтобы молодые люди, придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права!

II. Вводная беседа

1. Что такое труд?

Трудовая деятельность – осознанная, энергозатратная, общепризнанная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

2. В каком случае труд – право?

Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Ст.2 ТК РФ.

3. В каком – обязанность?

Труд – это обязанность, моральная обязанность перед предыдущими поколениями и перед теми, кто придёт в этот мир после нас.

“Жить – значить работать. Труд есть жизнь человека” Вольтер.

4. Когда труд в радость?

Возможность заниматься любимым делом. Экономика, обеспечивающая достойную жизнь на базе достойного труда. Достойная заработная плата и эффективная занятость Безопасное рабочее место. Развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг. Соблюдение трудовых прав работником, уважение их интересов.

5. Что такое трудовое право?

Отрасль права, которая регулирует комплекс общественных отношений, связанных с применением труда и связанных с ним отношений.

6. Какие отношения называются трудовыми?

Отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

7. Что такое профсоюз?

Это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

8. Что вы знаете из истории профсоюзов?

Где и когда появились первые профсоюзы? Когда появились профсоюзы в России?

9. За что борются профсоюзы? Варианты ответа: за

- экономику, обеспечивающую достойную жизнь всем на базе достойного труда;

-достойную заработную плату и эффективную занятость;

-развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг;

-безопасное рабочее место;

-соблюдение трудовых прав работником, уважение их интересов;

-развитие социального партнёрства, как действенного инструмента, формирование условий эффективного труда;

Вывод: профсоюзы выступают за достойный и безопасный труд

10. Как вы считаете, являются ли профсоюзы обязательным элементом современного мира?

Учитель: Вы уже определились со своей будущей профессией. Сейчас мы проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессий вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан и правильный ли выбор вы сделали.

Ответьте на следующие вопросы

1.Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы: а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2.Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутёвку или билет на интересное представление.

3.Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку; б) семьёй или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4.Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то: а) почувствовал бы полную свободу; б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5.В своё свободно время ты любишь: а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях, концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой “а” оцениваются 1 баллом, “б” - 2, “в” - 3 баллами

Если вы набрали от 5 до 8 баллов – советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим количеством людей (продавец, учитель, журналист, психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря и токаря, профессия бухгалтера , оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, покой, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы “б” и набрали 8 – 12 баллов, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически неограничен!

Ну, а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Учитель: кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться, внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Вопрос: Как вы думаете, каким должен быть работник, соответствующий современным требованиям? (Работник должен быть профессионалом, иметь высокую квалификацию, дисциплинированным, инициативным)

IV . Работа по карточкам

Карточка №1 “Права и обязанности несовершеннолетних”

Если вы согласны с утверждением, то напишите “Да”, если не согласны – “Нет”

В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ (нет)

Запрещается несовершеннолетних вызывать в ночную смену и в выходные дни _______ (да)

Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ (нет)

Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ (да)

Работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, за время освобождения от работы выплачивается 50% среднего заработка по основному месту, но не ниже минимального размера оплаты труда _______ (да)

Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ______ (нет)

Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ (нет)

Профсоюзы – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов ______ (да)

Вопрос: Зачем нужны особые условия для несовершеннолетних в трудовом праве?

Карточка № 2 “Трудовой договор”

Трудовой договор – соглашение между работником и работодателем, в котором юридически закрепляются обязанности сторон. Трудовой договор является основной гарантией прав работника в его отношениях с работодателем (ст. 56 Трудового Кодекса РФ)

17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о следующих вакансиях:

рабочий на коксогазовый завод;

крупье в казино;

продавец табачной продукции

Вопрос: могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ аргументируйте.

Ответ: девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим на коксогазовый завод, продавцом табачной продукции и крупье в казино их не имеют право принять на работу, т.к. это противоречит ст. 265 ТК РФ. Несовершеннолетние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.

Петя Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С 1июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался.

Вопрос: законно ли Алексеев отказался выполнять распоряжение заведующей?

Ответ: да, распоряжение является незаконным (ст. 72 ТК РФ)

Катя Семёнова после школы устроилась в почтовое отделение доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск, поскольку её мама приобрела 2 туристические путёвки, и она хотела бы отдохнуть. Начальник почтового отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск надо ещё заработать

Вопрос: законен ли отказ?

Ответ: нет (ст. 267 ТК РФ)

После окончания школы Валерий Тарасов очень долго искал работу и был очень рад, когда его приняли на бензозаправку в качестве заправщика автомашин, но радость была недолго. Владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде.

Вопрос: Законно ли увольнение Тарасова?

Ответ: нет (ст. 265 ТК РФ)

После окончания школы симпатичный парень Костя Абашев поступил на работу в ресторан учеником повара. После двухнедельной стажировки администрация ресторана обратила внимание на его умение ладить с людьми и хорошие манеры и сего согласия перевела его на должность официанта.

Вопрос: Законно ли был произведён перевод?

Ответ: нет (ст. 244 ТК РФ)

После прохождения производственного обучения Петрову (16 лет) и Васильеву (17 лет) был присвоен 3-й разряд и по приказу директора кондитерской фабрики они были направлены на работу в карамельный цех. По распоряжению начальника цеха для них была установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы 8 часов.

Вопрос: Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании, каких норм трудового права?

Ответ: нет незаконно. На основании ст. 92 ТК РФ для работников от 16 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя

Представьте себе, что вы работодатель. К вам в фирму устраивается молодой человек. Что вы ему обязаны гарантировать, что пообещаете и что реально предоставите?

Представьте, что вы устраиваетесь на работу в эту фирму. Какой вывод вы сделаете, поговорив с работодателем?

Вы - председатель профсоюзной организации. К вам обращается молодой работник в связи с возникшей у него конфликтной ситуацией с руководителем (не доплачивают, не заводят трудовую книжку, не оплачивают больничный лист…), Как Вы отреагируете? Что посоветуете? Каковы Ваши действия?

Заключение. Итак, ребята, вернёмся к теме нашего урока.

Как вы считаете, труд – право или обязанность?

Есть ли будущее у профсоюзов? Какими вы видите профсоюзы в XXI веке? За что они должны бороться?

Возможно выступление председателя профсоюзной организации

Заключительное слово учителя

Мы часто сталкиваемся с ситуациями нарушения наших прав. В магазинах, на работе, в различных государственных организациях и даже в собственном доме мы не защищены от правового произвола. Знание своих прав и обязанностей, и знание того, где об этом прочитать, поможет лучше ориентироваться в нашей непростой жизни. Знания – наша сила!


Урок-презентация для старшеклассников, желающих найти временную (на время каникул) или постоянную работу.

Описание разработки

Цели и задачи урока: Повышать правовую культуру обучающихся, формировать активную гражданскую позицию, развивать интерес к правам человека, воспитывать правовую ответственность у учащихся формировать первичные навыки правозащитной деятельности.

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Презентация

Методическая цель: Активизация познавательной деятельности через активные формы обучения.

ХОД УРОКА:

Слайд 1. Права несовершеннолетнего на труд (заставка ).

Презентация права несовершенолетнего на труд

Организационный момент:

Цели и задачи: На этом занятии мы поговорим о правах подростков на трудовую деятельность. Рассмотрим целый спектр вопросов, которые возникают перед вами чаще других. Прокомментируем и обсудим вопросы трудовой деятельности, правовые аспекты трудовых отношений. Поговорим о том, что должен знать каждый – о защите своих прав.

- Назовите основные конституционные права граждан России. (Ответы учащихся)

- Почему труд в Конституции обозначен как право, а не обязанность?

Изучение нового материала:

А теперь поговорим о праве молодежи на труд. Внимательно прочитайте ст. 37 Конституции РФ. Какие основные моменты вы бы выделили? (Ответы учащихся и обсуждение статьи).

На экран выводится вывод. (Можно законспектировать выдержки из ст. 37)

Учитель: По общему правилу, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Но в случае получения основного общего образования или окончания образовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет. А с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключён с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Учитель комментирует на слайде, учащиеся записывают их в тетрадь.

Молодёжь часто летом устраивается подработать. Трудовой договор заключается на срок не более 2 - х месяцев. Законодательное регулирование труда таких работников имеет некоторые особенности: …(слайд).

Комментарии учителя к слайду

- дееспособность (вспомните, что такое Дееспособность),

- медицинское обследование, если вам нет 18 лет,

- для выполнения профессиональной деятельности необходимо иметь соответствующую квалификацию.

Какими документами вы обладаете уже сейчас? (ответы учащихся).

А вот эти документы вам нужно иметь при себе, устраиваясь на работу (слайд).

Граждане принимаются на работу на основании трудового договора, который составляется письменно. В настоящее время эта норма нередко нарушается. И вам при поступлении на работу следует помнить, что трудовой договор является не формальностью, а основной гарантией в правовых отношениях с работодателем. Приём на работу оформляется приказом администрации предприятия, который объявляется работнику под расписку. ТК не предусматривает обязательной формы договора, стороны сами определяют его форму.

Весь материал - смотрите архив.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: компьютер и проектор, слайд-презентация по теме урока, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы с документами.

Ход урока

I. Введение учеников в тему урока

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

А третий на этот же вопрос ответил:

Вопросы для беседы.

  • О чём эта притча?
  • Как вы её понимаете?
  • Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

II. Понятие о труде.

– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?

– Копать и закапывать яму с утра и до вечера — это труд? Вспомните миф о Сизифе.

Порядок составления синквейна:

Радует, удовлетворяет, обогащает.

Только свободный труд может обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне.

Учащиеся зачитывают составленные ими синквейны.

Риторический вопрос учителя:

– Так что же такое труд?

Учитель. Общественные отношения, возникающие в процессе труда граждан нашего государства призвано регулировать трудовое право России. Источниками трудового права являются правовые документы, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Главный из них — Конституция РФ.

– А какой международный документ является эталоном для конституции любой страны мира в вопросе о правах человека?

– Что говорится в Конституции РФ о праве на труд? Труд — это право или обязанность?

Учитель. Отсутствует статья о тунеядстве.

В Конституции СССР труд был провозглашён в качестве права и обязанности гражданина. Конституция РФ труд как их обязанность не фиксирует.

– Правильно ли это на ваш взгляд?

– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?

– Как вы думаете, есть ли люди, для которых труд не только право, но и потребность?

– Чем труд является для каждого из вас?

Учитель. Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим.

Выступления учащихся со своими комментариями.

III. Трудовые права несовершеннолетних

Учитель. Сегодняшняя экономическая ситуация в стране вынуждает многих старшеклассников совмещать обучение в школе и работу. Да и некоторые родители в воспитательных целях советуют подросткам найти для себя какую-нибудь подработку. Очень важно, чтобы молодые люди придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.

Первое задание для малых групп. Рассмотреть предложенные ситуации и разыграть в ролях диалоги юриста-консультанта и несовершеннолетнего. При этом учитывайте памятку.

  • Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
  • Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соблюдении следующих условий: работа должна быть лёгкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения, не должна превышать 4 часов в день.
  • При приёме на работу несовершеннолетним не устанавливается испытательный срок.
  • Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
  • Несовершеннолетним запрещается торговля спиртными напитками табачными изделиями.
  • Запрещается применение труда несовершеннолетних в игорном бизнесе, в ночных клубах.
  • Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа в ночное время и выходные дни.
  • Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
  • Данные работники подлежат ежегодному медосмотру.
  • Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
  • Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
  • При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы, а при сдельной — по установленным расценкам.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, рассматривают предложенные им ситуации и по очереди разыгрывают их по ролям перед классом. Все учащиеся оценивают правильность рассмотрения своей ситуации каждой группой.

Ситуация 1.15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.

Ситуация 2. Во время каникул 14-летний Николай решил устроиться на работу — расклеивать объявления. Родители Николая возражают. Они считают, что перед новым учебным годом сын должен как следует отдохнуть. Может ли Николай в этом случае быть принят на работу?

Ситуация 3. Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?

Ситуация 4. 17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом?

Второе задание для малых групп. Найти нарушения трудовых прав Золушки, проанализировав предложенный текст:

«Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.

При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.

Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.

На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля Отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.

Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.

Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.

Каждая группа выполняет задание и сдаёт листок с найденными ошибками учителю. Учитель подводит итоги работы малых групп, оглашает победителя и зачитывает найденные ошибки. Учащиеся объясняют их.

IV. Профсоюзы. Их роль в современную эпоху

Учитель. Во всех, рассмотренных нами ситуациях, вам необходимо знание ваших прав для того, чтобы их отстоять.

– Какие вам известны организации, возникшие специально для защиты прав трудящихся?

– Сколько лет существуют профсоюзы?

-Чем может помочь профсоюз?

  • поможет отстоять перед властными структурами свои права в борьбе за достойную жизнь!
  • через коллективные договоры и соглашения поможет решить свои социально-экономические проблемы
  • вовлечение в Профсоюз способствует формированию активной гражданской позиции.

-Что такое профсоюз?

Профсоюз - добровольное объединение наёмных работников по защите социально-экономических и трудовых интересов, связанное общими производственными и профессиональными интересами.

-Принципы его формирования :

а) добровольность вхождения;

б) независимость и неподотчётность власти;

г) коллегиальность в принятии решения.

-Главная цель:

обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем и органами власти.

-Экономические интересы:

Уровень заработной платы, а затем, уровень пенсионного обеспечения.

-Социальные интересы:

  • Отсутствие безработицы
  • Гарантия занятости
  • Социальное страхование
  • Обеспечение льгот.

-Трудовые интересы:

  • Условия труда – система оплаты труда, продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска, обеспечение безопасности труда
  • Социальный пакет – дополнительные льготы и гарантии, в результате переговоров работодателей и профсоюзов
  • Гарантия сохранения рабочего места, выполнения трудового законодательства.

– Как вы считаете, являются ли профсоюзы обязательным и действенным элементом гражданского общества?

  • Достойный труд-залог успешного развития личности, общества и государства
  • Молодежь должна продуманно выбирать свой трудовой путь
  • Знание трудовых прав -защита от неправомерных действий
  • Там, где есть сильная профсоюзная организация, работник защищен

V. Домашнее задание

Познакомиться со статьями Трудового кодекса РФ № 16, 21, 22, 56-71, 76, 80, 91-96, 99, 106-108, 115, 132, 136, 142, 153, 189, 191-193, 234-238.

Читайте также: