Л н толстой акула конспект урока и презентация 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

-Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Ребята, я тоже рада вас видеть. Садитесь.

II. Изучение нового материала.

1. Мотивация. Постановка целей урока.

-Чтобы узнать о каком писателе пойдёт речь на уроке, посмотрите, пожалуйста, видеозапись.( видеозапись детских высказываний о писателе).

-Как вы считаете, о каком писателе шла речь? Объясните, почему?

-Почему мы решили сегодня говорить о нём?

На доске открывается имя писателя и его портрет. Дети рассматривают портрет писателя. Слушают дополнительную информацию о писателе и художнике, приготовленную учителем.

-Этот замечательный портрет Л.Н.Толстого был написан великим русским художником И.Н.Крамским в 1873 году, ещё при жизни писателя. Это лучший портрет, созданный художником. Второй портрет написан великим русским художником И.Н.Репиным.

-Ребята, обратите внимание на замечательные иллюстрации, которые вы нарисовали ещё в 1 и 2 классе. Что вы можете о них сказать? (Все иллюстрации к изученным произведениям Л.Н.Толстого)

-О чём пишет этот автор? Что его волнует? (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.)

2. Подготовка к восприятию.

-Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.

3. Предварительная словарная работа.

-В этом произведении вам встретятся новые слова.

_Ребята, обратите внимание на доску.

-Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).

- Задание: 1 ряд ищет в толковом словаре значение слов: артиллерист и палуба – зачитывают всему классу.

-Задание для остальных учеников: у вас на столах есть памятки с объяснением значения остальных слов (фитиль, ропот). Прочитайте их самостоятельно, вслух.

4. Первичное чтение произведения учителем.

Пауза для эмоционального восприятия.

5. Физминутка – релаксация.(звучит музыка)

-Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку.

-Откройте глаза, поделитесь своими впечатлениями о произведении. Какие чувства вы испытали? Почему? А вам было страшно? Почему?

-А как бы вы назвали это произведение?

Открывается название рассказа на доске.

7. Работа с Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия (мультимедио).

-Давайте посмотрим и послушаем материал об акулах из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.

-Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.

-Так же вы переживали или нет?

-Л.Н.Толстой заставил нас переживать тревогу и волнение, которые переходят в страх.

8. Повторное самостоятельное чтение учащимися художественного произведения вполголоса.

10. Анализ художественного произведения.

-Кто, по-вашему, главный герой картины? Обоснуйте ответ. (артиллерист)

-Зачитайте отрывок из рассказа, который, по- вашему, является самым волнительным, тревожным.

-Посмотрите, как его изобразил художник?

На доске открывается портрет артиллериста.

-Что можете сказать о портрете? Кто хочет высказать своё мнение?

На доске появляется характеристика героя:

  • сильный духом
  • мудрый
  • мужественный
  • опытный
  • находчивый
  • решительный
  • смелый
  • бывалый

-Ребята, давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы?

На доске появляются правила и задания по рядам(работа в группах):

Подобрать синонимы к данным словам:

Подобрать антонимы к данным словам:

-Так кто же главный герой этого рассказа?

-О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)

-Что показалось вам особенно интересным?

-Кому на уроке было трудно? Почему?

IV. Домашнее задание.

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

  • придумать продолжение рассказа
  • приготовить пересказ по картинкам
  • нарисовать иллюстрацию
  • пересказать по плану учебника
  • сочинить стихотворение об акуле

На доске слайд: девочка со свечой.

-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.

Зажечь свечу.

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!

Планируемые результаты:

  • знать сведения об авторе;
  • уметь выделять главную мысль произведения;
  • уметь делить на смысловые части, находить главную мысль части, озаглавливать её.
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
ВложениеРазмер
Конспект урока "Л.Н.Толстой "Акула"" 34.84 КБ
Презентация "Л.Н. Толстой "Акула"" 2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.02.2019 ФИО учителя: Моцная Н.В.

Школа: 104 ФИО студента: Денисова А.К.

Класс: 3а ФИО методиста: Солопова Т. В.

Конспект урока по литературному чтению

  • знать сведения об авторе;
  • уметь выделять главную мысль произведения;
  • уметь делить на смысловые части, находить главную мысль части, озаглавливать её.
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

Тип урока: открытие нового знания.

Самоопределение к деятельности.

Словесный- мотивация на урок.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения буду вести я, Анастасия Константиновна. Садитесь.

Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

Как понимаете высказывание?

На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить. Я предлагаю это высказывание сделать девизом нашего урока.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор.

Л.: умение самостоятельно делать выбор в мире мыслей, чувств и отвечать за этот выбор.

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Актуализация знаний и умений.

Словесный- учебный диалог.

Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации.

Послушайте слова, о ком они?

Владимир Набоков , войдя в аудиторию, чтобы объяснить американским студентам, что такое русская литература, распорядился поплотнее задернуть шторы.

«Темно? — спросил он и, получив подтверждение, попросил включить один софит.
— Стало светло? — спросил он.

— Это — Пушкин. Теперь включите второй.
Светлее? Это — Чехов.

Как вы думаете, о ком написаны эти строки?

Действительно, написаны они о писателе Льве Николаевиче Толстом.

Что вы знаете о нем?

Алексей Николаевич Толстой прекрасный российский писатель, которого любят, ценят и уважают и в наши дни.

Родился великий человек 10 января 1883 года. Город Николаев был его родиной. Его отец был графом, а мать – прекрасной детской писательницей.

Свои детские годы парень провел у своего отчима Бострома. Обучение проходил в одном из училищ Самары, после чего, в 1901 году поступил в технологический институт города Петербург. Обучение в этих заведениях было не его и поэтому, писатель с 1907 года решил уйти в одно из художественных училищ.

Страшные годы настигли писателя. Первая мировая и Октябрьская революция не могли обойти стороной писателя. Он решил обратить внимание читателей к великой в истории личности.

Для кого писал Л.Н.Толстой?

О чём писал он в своих произведениях?

Какие произведения Толстого вы уже читали?

Прочитайте строки из произведения Льва Николаевича и скажите, откуда они.

Акула плыла прямо на мальчиков.

Почему мы не можем выполнить это задание?

В чем возникло затруднение?

Нам предстоит разобраться в этом.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой часто писал о своём детстве, и о детстве своих братьев. Не менее часто Лев Николаевич в своих произведениях писал о природе и животных.

Мы не знаем, из какого произведение эти строчки.

К.: участвовать в учебном диалоге.

П.: строить логические цепи рассуждений, доказательств.

К.: формулировать ответы и выводы.

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Постановка учебной задачи.

Словесный- учебный диалог.

Закройте глаза, вслушайтесь в звуки.

Что вы услышали?

Какие чувства вызвали эти звуки?

Где будут происходить события в новом произведении?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого.

А назвать его вам поможет зашифрованная запись.

Вам нужно обвести только русские буквы и у вас получиться слово.

Скажите, как звучит произведение с которым мы сегодня познакомимся?

А как тогда будет звучать тема нашего урока?

Какие цели мы сегодня поставим?

Звуки моря, воды.

Спокойствие, свежесть воздуха, прохладу.

В море, на корабле.

Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула”.

Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы.

К.: участвовать в учебном диалоге.

П.: строят речевые высказывания.

логические цепи рассуждений, доказательств.

Словесный – учебный диалог.

Практический- работа с учебником.

Ребята, что вы знаете об акулах?

Послушайте внимательно текст об акуле.

Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.

Как называется такой текст?

Сегодня в нашем рассказе как-раз и пойдёт речь о нём. Несколько слов об Африке.

Африка, второй по величине материк после Евразии. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк. В Африке живут слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы.

Ребята, приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Учитель: Тагакова Е. В. (МБОУ СОШ № 2, г. Поронайска)

Предмет: литературное чтение

обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам;

находить нужный отрывок в тексте по вопросам;

понимать тему и главную мысль рассказа;

прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты:

учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности;

по­нимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному;

определять средства художественной вырази­тельности в прозаическом тексте.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; кар­точки (текст речевой разминки, задания).

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

С биографией какого писателя познакомились на прошлом уроке?

Ответ: Познакомились с биографией Л. Н. Толстого.

Что писал Л. Н. Толстой?

Ответ: Л. Н. Толстой писал рассказы, сказки, были, басни.

Рассказы, сказки, были, басни – что это такое?

Ответ: Жанры художественной литературы.

О чём пишет этот автор? Что его волнует? (Слайд 2)

Ответ: Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.

III . Введение в тему

 V . Работа по теме урока

1. Словарная работа (Слайд 3 - 8)

2. Первичное знакомство с произведением (Слайд 9 - 42)

А теперь внимательно послушайте произведение и попробуйте представить и почувствовать всё, что услышите.

Какие чувства вы испытали?

Ответ: Страх, от­чаяние, радость.

Назовите самые волнующие моменты.

От чьего имени ведётся повествование?

V . Физкультминутка

VI . Продолжение работы по теме урока

Где происходило событие, о котором говорится в произведении?

Ответ: Событие происходило у берегов Африки.

Зачем матросы устроили купальню? Прочитайте.

Ответ: …к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Кто находился на корабле?

Ответ: Два мальчика.

Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

Ответ: … им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Ответ: Они плыли как ящерицы.

Как в литературе называется этот приём?

Ответ: Сравнение.

Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его това­рища?

Ответ: Это значит не поддаваться, поста­раться победить, обогнать.

Какая опасность угрожала мальчикам?

Почему они её не замечали?

Ответ: Они смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

3. Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 153.

Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?

Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.

Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Когда отца охватил страх?

Прочитайте, как автор описывает его состояние.

Ответ: Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам, отца охватил страх.

Ребята, почему, когда все пытались спасти мальчиков, ста­рый артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

Ответ: Его ско­вал страх за детей, за сына.

Найдите в этом отрывке сравнение.

Ответ: Бледный как полотно.

Когда так говорят?

Ответ: Так говорят о человеке, который побледнел (побелел) от испуга.

В начале урока мы Любовь побеждает всё!

Когда артиллерист стал действовать?

Ответ: Один из мальчиков оглянулся, увидел акулу и пронзительно взвизгнул. Визг этот как буд­то разбудил артиллериста.

Ответ: Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Найдите отрывок и отметьте слова-действия артиллериста.

Ответ: Сорвался, побежал, повернул, прилёг, прицелился, раздался выстрел.

Чем было вызвано такое решение?

Ответ: Такое решение было вызвано любовью к сыну.

Какие качества характера проявил артиллерист?

Ответ: Смелость, отвагу, героизм, мужество, решительность, находчивость.

Каким же он был человеком? (Слайд 43)

Как вёл себя артиллерист после выстрела?

Ответ: Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.

Почему он так повел себя?

Ответ: Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела.

Кто главный герой произведения?

Ответ: Артиллерист.

О чём это произведение?

Ответ: О любви отца к сыну. Именно это чувство побудило совершить такой опасный поступок. О смелости, отваге, героизме.

Что хотел показать нам автор этим рассказом?

Ответ: Показать переживания отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей.

Прочитайте народную мудрость. (Слайд 44)

Любовь побеждает всё!

Подходит ли она к произведению Л. Толстого? Почему вы так считаете.

VII . Рефлексия

V  . Подведение итогов урока

С каким рассказом познакомились?

К какому литературному жанру относится произведение?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста, с. 152 – 155.


Описание презентации по отдельным слайдам:


Выставка книг

Ар-тил-ле-рѝст военнослужащий, хорошо владеющий стрельбой из пушек, миномётов.

Ар-тил-ле-рѝст военнослужащий, хорошо владеющий стрельбой из пушек, миномётов.

Пáлуба горизонтальное покрытие в корпусе судна

Пáлуба горизонтальное покрытие в корпусе судна

Фитѝль горючий шнур для воспламенения зарядов

Фитѝль горючий шнур для воспламенения зарядов

Рóпот недовольство, выражаемое негромкой речью Полотно - льняная ткань

Рóпот недовольство, выражаемое негромкой речью Полотно - льняная ткань

Хóбот упирающаяся в землю задняя часть пушки

Хóбот упирающаяся в землю задняя часть пушки

крупнейшая жаркая пустыня, расположенная на севере Африканского континента пу.

крупнейшая жаркая пустыня, расположенная на севере Африканского континента пустыня Сахáра С а х а р а



































Любовь побеждает всё!

Любовь побеждает всё!

Подведение итогов урока С каким рассказом познакомились на уроке? К какому ли.

Подведение итогов урока С каким рассказом познакомились на уроке? К какому литературному жанру относится произведение?

Домашнее задание Стр. 152 – 155, пересказ.

Домашнее задание Стр. 152 – 155, пересказ.

В создании презентации использованы интернет-ресурсы https://yandex.ru – карт.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 719 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.12.2018 11350
  • ZIP 39 мбайт
  • 3270 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тагакова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Автор:Авакова Лидия Карапетовна,

учитель начальных классов

Л. Н. Толстой

Треугольником плавник, Океаны бороздит. Пасть от злости распахнула, Рыба-хищница …

А что интересного вы знаете об этой рыбе?

Горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолета, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.

Металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна, бакена, плавучего маяка.

Упирающаяся в землю задняя часть орудийного лафета или задняя часть станка пулемета.

Горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.

Главный герой рассказа

Что делал артиллерист?

Сорвался с места

Сорвался с места

Главный герой рассказа

Мужество, решительность и самообладание помогают спасти жизнь в минуту опасности.

Какая главная идея?

Когда дети находились на волоске от смерти, отцовские чувства- самообладание, мужество, решительность помогли отцу действовать и их спасти.

Читайте также: