Конспект печорин и другие

Обновлено: 05.07.2024

Учитель: Роман Лермонтова – первый русский психологический роман в прозе. Серия повестей объединена в сложную композиционную структуру. Каждая часть опиралась на определенную литературную традицию. У каждой повести свой жанр.

  • “Бэла” – черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца и “дикарки”.
  • “Княжна Мери” – светская повесть.
  • “Тамань” – лирическая повесть со слабовыраженным сюжетом и атмосферой таинственности.
  • “Фаталист” – рассказ о таинственном случае.
  • “Максим Максимыч” – рассказ в рассказе с элементами бытового описания.

– Главный герой – Григорий Александрович Печорин – объединяет все 5 повестей. Место действия одно и то же – Кавказ. Все повести объединены в роман, задачей которого стало исследование духовного мира современного героя.

На доске: Психологизм – углубленное изображение духовных переживаний.

Вопрос: Как Лермонтову удается показать внутренний мир Печорина?

Ответ: Автор ставит перед собой задачу – рассказать “теорию души человеческой”, и для этого использует три приема раскрытия образа – персонажа:

  1. авторская характеристика (в роли автора выступает офицер, с которым в дороге встречается Максим Максимыч в повести “Максим Максимыч”);
  2. взаимораскрытие (Максим Максимыч рассказывает о Печорине в повести “Бэла”);
  3. самораскрытие (повести “Тамань”, “Княжна Мэри”, “Фаталист” написаны в форме записей и дневников Печорина).

Индивидуальное задание: найти строки, которые характеризуют поколения 30-х гг. и которые можно взять для характеристики Печорина.

Ответ ученика:

И ненавидим мы, и любим мы случайно.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…
И царствует в душе какой – то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови
“Дума”

Вопрос: Что же из себя представляет Печорин? (Личность уникальная. Найдите в тексте: какой? (Печорин) – противоречивый…)

– И задача нашего урока – узнать, почему при уме, таланте, одаренности он лишний.

Печорин не способен дружить, любить. Это трагедия человека.

Обозначим центральные проблемы урока:

  • Почему Печорин не способен любить?
  • Почему Печорин не верит в дружбу?
  • Проблема лишнего человека. “Зачем я жил? Для какой цели я родился?”

1. Класс разбивается на 3 группы. Каждая обсуждает свою проблему.

Первая группа. Выделяем три линии:

А) Печорин – Бэла
Б) Печорин – Мери
В) Печорин – Вера

Задание: Доказать текстом неспособность любить.
А) Вопрос: Разлюбил ли Печорин. Бэлу? Ответ: (И верно, и неверно).

Цитата: “Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни…если вы хотите, я ее еще люблю, я за нее жизнь отдам, только мне с нею скучно”.

Б) Отношение к Мери.

  • “У меня врожденная страсть противоречить… чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу… - зависть…”.
  • “Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души”.
  • “Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища для нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость.”

В) Печорин – Вера.

Ответ. Печорин в дневнике пишет о ней искренне. Нет портрета, только детали: родинка, глаза, милый голос. Почему? “Печорину не важно, какое на ней платье.

Печорин способен (!) – хотя бы на минуты полной душевной отдачи. Вера – единственная женщина, которую он не в силах обмануть”, – Н.Г.Долинина.

Возникает противоречие: “Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастья, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими… одной постоянной привязанности мне было бы довольно, такая привычка сердца”.

Вопрос: Почему Печорин, любя Веру, мучит ее?

Ответ. Мучая ее, мучит и себя. В Печорине “переплетается высокое и низменное, достойное и недостойное.” Он о Вере думает больше, чем хочет. (Необходимость поделиться мыслями).

Домашнее задание. Учащиеся 1-й группы анализируя сцену погони за Верой, должны были найти и выписать глаголы + художественно- выразительные средства:

  • Включил как безумный… беспощадно погонял коня, скакал, задыхаясь, мысль не застать, болезненно ударяла мне в сердце;
  • Молился, проклинал, плакал, смеялся.
  • Вера стала “дороже, жизни, чести - счастье”.

Вопрос: Сделал бы Печорин Веру счастливой, если бы догнал ее?

Ответ. Нет. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастья – в этом трагедия.

Вывод. При всем знании людей для Печорина закрыто главное – он лишен счастья любить безрассудочно; “способность анализировать развила мой ум, но высушила душу.”

Учитель. Что еще, кроме любви, занимает огромное счастье в жизни?

Дружба. Вторая группа, занимаясь проблемой “Почему Печорин не верит в дружбу”, выделяет несколько линий:

  • Печорин – Максим Максимыч (нет понимания);
  • Печорин – Грушницкий. (В Грушницком есть то, от чего Печорин бежит – игра, пышность фраз, фальшь.)
  • “Я его понял, и за это он меня не любит”;
  • Печорин – Вернер. (Понимают! Уважают! “Читают друг в друге!”)

Приводятся цитаты:

  • – “Вот люди! Все они таковы: знают заранее все другие стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его… – а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тяжесть ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные…”
  • + “Из двух друзей один всегда раб другого….”

Вывод: В дружбу Печорин не верит.

Третья группа. Проблема лишнего человека. Лишний – это кто? Если бы тебя назвали лишним?

Вопрос: Почему Печорин обречен на одиночество в кругу людей, понимающих его и любящих?

Ответ: “Общество” не любит его, потому что он гордый, высокомерный, амбициозный.

Цитата: “…одна половина моей души испарилась, умерла… другая шевелилась и жила к услугам каждого.”

Вывод: Умерла та половина души, которая оказалась ненужной в мире, где он жил. Она и была лучшей.

“Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для того, кого любил; я любил только для себя, для собственного удовольствия, я только удовлетворял странную потребность сердца”.

Вывод: “В своих дневниках Печорин беспощаден. Он себя судит. Но! Долго думать не о себе Печорин не умеет. Он слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других Печорин прежде хочет получить от людей, потом давать им.”, – Н.Г.Долинина.

“Зло порождает зло”, – говорил Печорин.

Вопрос: Зол ли Печорин? Зол и жесток.

Но прежде всего! Несчастлив, одинок, измучен.

Продолжение обсуждения в классе.

Вопрос: Нам, сегодняшним, этот роман о чем-нибудь говорит? Актуален ли он сегодня?

Вопрос: Можно ли Печорина полюбить или хотя бы понять? Хотели бы вы, чтобы рядом с вами был такой человек? Что вы думаете о Печорине?

Индивидуальное задание: объяснить смысл названия. Работа со словом.

Ответ. Слово “герой” можно понимать по – разному. В толковом словаре русского языка приводятся 6 его значений. Два из них наиболее употребительны.

Вопрос: В каком значении применено к Печорину слово “герой”.

Вывод: Так в чем же трагедия Печорина? В том, что не состоялась ни любовь, ни дружба.

Примечание: урок целесообразно проводить после подробного изучения романа. Имеет смысл на предыдущем уроке дать самостоятельную работу на тему “Мое отношение к Печорину”. Результаты самостоятельной работы можно обобщить в таблице и показать на большом экране.



Вид Пятигорска. Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.
Картины, акварели и рисунки Лермонтова (на сайте "К уроку литературы")


МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Основное содержание урока
Главные и второстепенные герои. Печорин в системе мужских образов романа (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич).

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Сопоставление персонажей романа и их сравнительная характеристика. Планируемые

I. Главные и второстепенные герои

— Перечислите главных героев романа.
Главными или второстепенными являются Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, Вулич? Обоснуйте свой ответ.

— Зачем в роман введены такие персонажи, как странствующий офицер, Казбич, Азамат, слепой мальчик, драгунский капитан, муж Веры и др.?

— Какие определения даются понятию дружба в психологическом или философском словарях? Прокомментируйте эти определения. Так ли вы понимаете дружбу?

II. Печорин в системе мужских образов романа
(Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич)

Групповая исследовательская работа:

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.

Какие чувства исповедь вызвала у Максима Максимыча?

Докажите, что опустошённость души Печорина — это веяние времени.

Как образ Максима Максимыча помогает понять характер Печорина?

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

Как Печорин относится к Грушницкому?

Проанализируйте детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).

Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого?

Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли.

Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

Какова композиционная роль образа Грушницкого?

Группа 3. Печорин и доктор Вернер.

Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни Печорина и Вернера?

Подтвердите свою позицию цитатами (запись от 13 мая).

Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу.

В чём Печорин оказался морально выше Вернера?

Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Группа 4. Печорин и Вулич.

Как в сцене заключения пари между Печориным и Вуличем отразился характер каждого героя?

Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью?

Дорожит ли жизнью Печорин? Оцените действия Печорина в сцене захвата пьяного казака.

Почему Вулич погибает, а Печорин остаётся жив?

Какова роль образа Вулича в романе?

Составление планов сопоставительного анализа мужских образов романа с Печориным может быть завершено дома.

III. Практическая работа.
Составление групповой характеристики мужских образов романа и опорной схемы для письменного высказывания.

Вариант плана групповой характеристики героев:

1. Место героев в системе образов (главный — второстепенный, мужской — женский, молодой — старый и т. п.) и их взаимоотношения.

2. Прошлое героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).

4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами мы их видели?

5. Пейзажи и интерьеры, связанные с героями (сходство — контраст).

6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов.

7. Поступки героев, раскрывающие их характеры.

8. Функция смыслообразующих художественных деталей.

9. Герои в оценке других персонажей (в самооценке).

10. Прямые или косвенные способы авторской характеристики героев.


Итоговые вопросы:

Можно ли отношения Печорина с кем-либо из мужчин романа назвать дружбой?

В чём преимущества Печорина перед другими мужчинами романа?
(Мужские образы ниже Печорина по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.)

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.

Найти в психологическом и философском словарях определение понятия любовь и выписать его

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

У него золотое сердце и добрая душа. Он склонен прощать и смиряться перед судьбой, более всего ценить душевное спокойствие и избегать приключений. В делах службы он исповедует опять-таки ясные и безыскусственные убеждения. На первом месте стоит для него долг, но с подчиненными он не чинится и ведет себя по-приятельски. Командир и начальник в нем берут верх только тогда, когда подчиненные, по его разумению, совершают дурные поступки. Сам Максим Максимыч свято верит в дружбу и готов оказать уважение любому человеку.

Благодаря Максиму Максимычу обнаружились и сильные, и слабые стороны печоринского типа: разрыв с патриархально-народным сознанием, одиночество, потерянность молодого поколения интеллектуалов. Смысл столкновения Максима Максимыча и Печорина не в преобладании и превосходстве личного начала над патриархально-народным или патриархально-народного над личным, но в их сближении.

Если характер Печорина остается неизменным, то Грушницкий претерпевает эволюцию: в недалеком и неумелом романтике обнажается подлая и злобная натура. Наконец, Грушницкий несамостоятелен ни в своих мыслях и чувствах, ни в своем поведении. Он легко подпадает под влияние внешних обстоятельств: то моды, то людей, становится игрушкой в руках Печорина, осуществляющего план дискредитации мнимого романтика. Возникает новая оппозиция — романтизм ложный и романтизм истинный, странность надуманная и странность действительная, исключительность иллюзорная и исключительность реальная.

Маски, надеваемые Грушницким, от мрачного, разочарованного романтика до обреченного на героизм легко узнаваемы и способны лишь на миг оказать влияние на окружающих. Грушницкий — обыкновенный недалекий малый. Его позерство легко разгадывается, и он становится скучным и терпящим крушение. Смириться с поражением Грушницкий не может, но сознание ущербности толкает к сближению с сомнительной компанией, с помощью которой он намеревается отомстить обидчикам. Тем самым он падает жертвой не только интриг Печорина, но и собственного характера.

Гибель Грушницкого бросает тень на Печорина: стоило ли употреблять столько усилий, чтобы доказать ничтожность фанатичного романтика, маска которого скрывала слабого, заурядного и тщеславного человека?

Добрый по натуре, он заслужил прозвище Мефистофель, потому что наделен критическим зрением и злым языком. Дар предвидения помогает ему понять, какую интригу задумал Печорин, почувствовать, что Грушницкий падет жертвой. Философско-метафизические разговоры Печорина и Вернера приобретают характер словесной дуэли, где оба приятеля достойны друг друга.

Однако в пределах жизни человеку не дано знать, что его ожидает. Печорину дано лишь сомнение, не мешающее решительности характера и позволяющее сделать сознательный выбор, в котором этические категории добра и зла выдвигаются в качестве основных.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки. Н. В. Беляева. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)



Иллюстрация к "Княжне Мери". Рисунок П. Павлинова, 1938 г.
Литературный музей, Москва.
Источник: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."
– М.: Сов. Энцикл., 1981. Тетрадь между стр. 304–305.
См. Иллюстрации П.Я.Павлинова к роману "Герой нашего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Вступительное слово учителя.

- В отношениях с кем раскрывается его внутренняя жизнь? (Вернер, Вера)

В этой части мы узнаём о лучшей части его души.

- Какие герои помогают раскрыть внешнюю сторону его жизни?

В привычном окружении Печорин демонстрирует всю силу своих способностей. Здесь ему понятно и доступно любое желание, он легко предсказывает события и осуществляет свои планы. Каждого человека Печорин заставляет задуматься, открыть своё истинное лицо, сбросить маску. НО! и сам он вынужден, проводя нравственные эксперименты, испытывать новые нравственные нормы.

- В каких строчках Печорин признаётся в бесконечных противоречиях?

Уже первые воспоминания о нём других героев фиксируют странность и двойственность впечатления, которое он производит.

Постановка проблемного вопроса урока.

Какой он, Печорин? Что мешает этому человеку жить счастливо?

Постановка темы и цели урока.

Работа над темой урока.

Фронтальная беседа

1. Одинаков ли Печорин в обществе и наедине с собой?

3. Почему люди, за которыми он наблюдает, вызывают в нём иронию?

( главное для них не внутренняя жизнь, а внешний лоск)

Учитель: Для Печорина важно заглянуть человеку в глаза, у остальных же - в руках лорнет, исключающий духовный контакт. Но ведь и сам Печорин наводит лорнет на Мери, скажете вы и будете правы. В этом парадоксальность нашего героя: критично относиться к людям и жить по их законам- в отсутствие настоящего дела это хоть какая-то способность действовать. Игра – это суть Печорина, его маска. Тем интереснее нам будет сегодня разобраться в правилах его игры.

Работа в группах

Печорин и Грушницкий

Почему Печорин столь непримирим в отношении Грушницкого?

Верно ли, что есть моменты, когда и Печорин ведёт себя подобно Грушницкому?

Печорин во многом виноват, но симпатии читателя часто на его стороне. Почему?

Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению?

Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?

Микроитог: Герои сходны, но одновременно являются и противоположными: Печорин в конфликте с обществом, Грушницкий – его часть, Печорин не находит себе достойной деятельности, Грушницкий стремится к показной. Слабость характера может привести к преступлению, и тогда нет оправдания человеку, который только слаб. Поэтому мы и не можем жалеть Грушницкого, поэтому Печорин снова представляется нам человеком благородным.

Печорин и Вернер

В чем сходство этих героев? (большие интеллектуальные запросы)

В чем отличия? (Вернер – эгоист сознательный, принципиальный, он не стремится к более высокой нравственности, т.к. не видит реальной возможности её осуществить, он лишён внутренней активности Печорина)

Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее?

Чем она не похожа на Мери?

Почему и для Веры он ничем не жертвует?

Проанализируйте сцену погони: представьте, что Печорин догнал Веру, стал бы он счастливым? Сделал бы её счастливее?

Жизненная философия героя.

- Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия.

- Что же он считает для себя едва ли не единственным удовольствием в жизни?

- Какую оценку он даёт себе в дневнике?

(Печорин не щадит себя, прежде всего это честность перед собой, самокритичность, но при этом он не стремится что-то изменить.)

- Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?

- К чему ведёт гордость, взлелеянная в человеке?

(Рядом не окажется настоящих друзей, понимающих людей.)

- Что же такое дружба в понимании Печорина?

- К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

- За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?

- Почему Печорин не может найти смысла в жизни?

- Как таких людей называют в литературе?

Каким мы увидели Печорина? Каково ваше отношение к герою?

Почему читателю жаль Печорина? ( при всём знании людей для него закрыто главное: он лишён счастья жалеть и любить безрассудно)

Композиция романа .

Что даёт читателю необычное построение романа? (заинтересованность читателя судьбой героя, мы можем проследить историю его внутренней жизни, можем увидеть героя сразу в двух планах)


.

Полное имя

Григорий Александрович Печорин.

Его звали… Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый

Возраст

На момент первой встречи с Максимом Максимычем около 25.

Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти

Отношение к другим персонажам

Печорин почти ко всем окружающим относился пренебрежительно. Исключение составляют только доктор Вернер, которого Печорин считал равным себе, и женские персонажи, которые вызывали в нем какие-нибудь чувства.

Внешность Печорина

Молодой человек лет двадцати пяти. Яркая особенность — никогда не смеющиеся глаза.

Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском. То был блеск стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Вообще он был очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским.

Социальный статус

Офицер, сосланный на Кавказ за какую-то нехорошую историю, возможно дуэль.

Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер

Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности

Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру

я сказал ваше имя… Оно было ей известно. Кажется, ваша история там наделала много шума…

При этом Печорин обеспеченный аристократ из Петербурга.

крепкое сложение … не побежденное ни развратом столичной жизни

да притом у меня есть лакеи и деньги!

они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение

Я ей заметил, что, верно, она вас встречала в Петербурге, где-нибудь в свете…

пустая дорожная коляска; ее легкий ход, удобное устройство и щегольской вид имели какой-то заграничный отпечаток.

Дальнейшая судьба

Умер, возвращаясь из Персии.

Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер.

Личность Печорина

Сказать, что Печорин — необычный человек — это ничего не сказать. В нем переплетаются ум, знание людей, предельная честность к себе и неумение найти цель в жизни и низкая нравственность. Из-за этих качеств он постоянно попадает в трагичные ситуации. Его дневник поражает искренностью оценки своих поступков и желаний.

Печорин о себе

Сам Печорин отзывается о себе как о несчастном человеке, который не может уйти от скуки.

О своем воспитании

Печорин винит своем поведении неправильное воспитание в детстве, непризнание его истинных добродетельных начал.

Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна – пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

О страсти и удовольствии

Печорин часто философствует, в частности, о мотивах поступков, страстях и истинных ценностях.

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи – создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара. Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, – лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие.

О роковом предназначении

Печорин знает, что приносит людям несчастья. Даже считает себя палачом:

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся – мечта исчезает… остается удвоенный голод и отчаяние!

Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!

О женщинах

Не обходит нелестной стороной Печорин и женщин, их логику и чувства. Становится ясно, что женщин с сильным характером он сторонится в угоду своим слабостям, ведь такие не способны простить ему равнодушие и душевную скупость, понять и полюбить его.

Как быть? у меня есть предчувствие… Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить или нет….

Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу! Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предупреждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Надо признаться, что я точно не люблю женщин с характером: их ли это дело. Правда, теперь вспомнил: один раз, один только раз я любил женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить… Мы расстались врагами, — и то, может быть, если б я ее встретил пятью годами позже, мы расстались бы иначе…

О страхе жениться

При этом Печорин честно признается себе, что боится жениться. Даже находит причину этого — в детстве гадалка предсказала ему смерть от злой жены

Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне son coeur et sa fortune; но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаться ли. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она мне предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе… Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтоб оно сбылось как можно позже.

О врагах

Врагов Печорин не боится и даже радуется, когда они есть.

Очень рад; я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов, – вот что я называю жизнью.

о дружбе

По признанию самого Печорина, дружить он не может:

я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!

О неполноценных людях

Плохо Печорин отзывается об инвалидах, видя в них неполноценность души.

Но что делать? я часто склонен к предубеждениям… Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство.

О фатализме

Сложно точно сказать, верит ли Печорин в судьбу. Скорее всего не верит и даже спорил об этом с Вуличем. Однако, в тот же вечер решил сам испытать судьбу и чуть не погиб. Печорин азартен и готов проститься с жизнью, он проверяет себя на прочность. Его решимость и непоколебимость даже перед лицом смертельной опасности поражают.

Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!

После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка.

В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.

Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет

О смерти

Печорин не боится смерти. По словам героя, все возможное в этой жизни он уже видел и испытывал в мечтах и грезах, а теперь скитается бесцельно, потратив на фантазии самые лучшие качества своей души.

Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… прощайте.

И, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

У Печорина страсть к быстрой езде

Несмотря на все внутренние противоречия и странности характера, Печорин способен по-настоящему наслаждаться природой и силой стихии, он, как и М.Ю. Лермонтов влюблен в горные пейзажи и ищет в них спасения от своего беспокойного ума

Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес.

Читайте также: