Предупредительные сигналы водителей и сигналы регулировщика обж 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Предмет: ОБЖ
Категория материала: Конспекты
Автор: Терехова Светлана Викторовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 29.74 Kb

Тема: Предупредительные сигналы

Цель: Дать понятие об осветительных приборах автомобилей и их назначении: показать значение предупредительных сигналов водителей, как необходимое условие безопасности дорожного движения.

Орг момент.Опрос домашнего задания:- работа по карточкам;

1. Какую ответственность несет водитель, если нарушает правила дорожного движения?

2. Почему считают, что соблюдение законов ПДД обязательно как для пешехода, так и для водителей?

3. Может ли ребенок не достигший 14 лет нести уголовную ответственность, если он нарушит правила дорожного движения?

4. В связи с чем стало необходимым принять закон о соблюдении ПДД?

Для того, чтобы предупреждающие сигналы достигли своей цели, т.е. позволяли бы всем участникам двигаться с максимальной безопасностью, подавать их нужно так, чтобы они были хорошо видны, вовремя замечены и правильно поняты другими участниками движения.

Наибольшую важность для участников дорожного движения представляют следующие виды информации:

1) об изменении направления и скорости движения;

2) о присутствии других участников, действия которых могут создать опасность;

3) предупреждение о возможных опасностях.

Предупреждение других участников движения об изменении направления движения необходимо для того, чтобы они могли заранее приготовиться и правильно реагировать на ваши маневры. Подавать сигналы поворота необходимо при любом изменении направления движения: при смене полосы, развороте и повороте, выезде или съезде с автомагистрали, начале движения, выезде из транспортного потока для остановки. Включение сигнала поворота должно стать привычкой и выполняться в любых условиях движения, даже когда других участников движения поблизости нет.

Предупредительными сигналами являются:а) сигналы, которые подаются световыми указателями поворота или рукой;б) звуковые сигналы;в) переключение света фар;г) включение ближнего света фар в светлое время суток;д) включение аварийной сигнализации, сигналов торможения, фонаря заднего хода, распознавательного знака автопоезда;е) включение проблескового маяка оранжевого цвета.

Водитель должен подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления:а) перед началом движения и остановкой;б) перед перестраиванием, поворотом или разворотом.В случае отсутствия или неисправности световых указателей поворота сигналы начала движения от правого края проезжей части, остановки слева, поворота по левую сторону, разворота или перестраивания на полосу движения по левую сторону подаются левой рукой, вытянутой вбок, или правой рукой, вытянутой вбок и согнутой в локте под прямым углом вверх. Сигналы начала движения от левого края проезжей части, остановки справа, поворота по правую сторону, перестраивание на полосу движения по правую сторону подаются правой рукой, вытянутой вбок, или левой рукой, вытянутой вбок и согнутой в локте под прямым углом вверх. В случае отсутствия или неисправности сигналов торможения такой сигнал подается левой или правой рукой, поднятой вверх. Подавать сигнал указателями поворота или рукой необходимо раньше времени начала маневра (с учетом скорости движения), но не менее чем за 50-100 м в населенных пунктах и за 150-200 м вне их, и прекращать немедленно после его окончания (подачу сигнала рукой следует закончить непосредственно перед началом выполнения маневра). Сигнал запрещается подавать, если он может быть не понят для других участников движения. Подача предупредительного сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от употребления предупредительных мер.Подавать звуковые сигналы в населенных пунктах запрещается, кроме случаев, если без этого невозможно предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Для привлечения внимания водителя транспортного средства, которое обгоняется, можно применять переключения света фар, а вне населенных пунктов - и звуковой сигнал. Запрещается пользоваться дальним светом фар как предупредительным сигналом в условиях, если это может привести к ослеплению других водителей, в том числе через зеркало заднего вида. Во время движения механических транспортных средств в светлое время суток с целью обозначения транспортного средства, которое движется, ближний свет фар должен быть включен:а) в колонне;б) на маршрутных транспортных средствах, которые двигаются по полосе, обозначенной дорожным знаком 5.8

Дорожный знак Дорога с полосой для движения маршрутных транспортных средств

навстречу общему потоку транспортных средств;в) на автобусах, которые перевозят организованные группы детей;г) на транспортных средствах, которые перевозят крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы или не обезвреженную тару из-под них;д) на буксирующем транспортном средстве;е) в туннелях. В условиях недостаточной видимости на механических транспортных средствах можно включить дальний свет фар или дополнительно противотуманные фары при условии, что это не будет ослеплять других водителей.

Аварийная световая сигнализация должна быть включена:а) в случае вынужденной остановки на дороге;б) в случае ослепления водителя светом фар;в) на механическом транспортном средстве, которое двигается с техническими неисправностями, если такое движение не запрещено данными Правилами;г) на механическом транспортном средстве, которое буксируется;д) на механическом транспортном средстве, обозначенном опознавательным знаком "Дети",которое перевозит организованную группу детей, во время их посадки или высадки;

Опозновательный знак Дети

е) на всех механических транспортных средствах колонны во время их остановки на дороге;ж) в случае совершения дорожно-транспортного происшествия.

Вместе с включением аварийной световой сигнализации следует установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии, которое обеспечивает безопасность дорожного движения, но не ближе 20 м к транспортному средству в населенных пунктах и 40 м вне их, в случае:а) совершения дорожно-транспортного происшествия;б) вынужденной остановки в местах с ограниченной видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.

Знак аварийной остановки

Если транспортное средство не оборудовано аварийной световой сигнализацией или она неисправна, надо установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь: сзади на транспортном средстве Мигающий красный свет, излучаемый фонарем, должен быть хорошо виден как днем при солнечной погоде, так и в условиях недостаточной видимости.

Тест Предупреждающие сигналы1. Предупредительный сигнал перед поворотом следует подавать:а) за 3-4 с до начала поворота;б) после снижения скорости перед началом поворота;в) в тот момент, когда вы начали поворачивать рулевое колесо;г) только в том случае, когда сзади вас движутся транспортные средства.2. Подача предупредительного сигнала перед началом поворота:а) не обязательна при повороте на нерегулируемом перекрестке;б) не обязательна при повороте на разрешающий сигнал светофора;в) не обязательна при начале движения после остановки;г) обязательна при выполнении любого маневра.3. После подачи предупредительного сигнала первое, что выдолжны сделать, это:а) начать смену полосы движения;б) проверить реакцию других участников движения на ваш сигнал;в) снизить скорость и начать поворот;г) проверить отсутствие дорожных знаков, запрещающих поворотв данном месте.4. Имеет смысл продублировать сигнал поворота, подаваемыйуказателем поворота при помощи руки:а) при движении в грязную погоду;б) около железнодорожного переезда;в) при малоинтенсивном движении;г) при движении ночью.5. При движении ночью в условиях сильного тумана надо включать:а) дальний свет фар;б) аварийную сигнализацию;в) ближний свет фар.6. Если при проезде мимо стоящего у края дороги автомобилявы видите, что его дверца начинает открываться:а) увеличьте скорость движения, чтобы скорее проехать опасное место;б) остановитесь и дайте возможность водителю выйти из автомобиля;в) подайте предупреждающий сигнал светом фар или звуковойсигнализацией;г) двигайтесь как можно ближе к стоящему автомобилю, чтобыне дать возможность водителю выйти пока вы не проедете.ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ1 - а; 2 - г; 3 - б; 4 - а; 5 - в; 6 - в.

Дом. зад. Записи в тетради.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

1. Что является сигналами регулировщика?

2. Где и как должен ходить пешеход по улицам?

3. Какой порядок установлен при движении детей группами?

4. Назовите наиболее безопасные места для пешехода при двустороннем движении транспорта?

5. Какие существуют правила перехода улицы, где нет светофора и милиционера-регулировщика

6. Как должен поступить учащийся, видя нарушение правил дорожного движения другими ребятами?

8. Какой порядок установлен при движении детей группами?

1. Что означает сигнал регулировщика - Рука поднята вверх.

2. Назовите наиболее безопасные места для пешехода при двустороннем движении транспорта?

3. Какие обозначенные места разрешают делать переход?

4. Когда разрешается ходить через улицы на перекрестках и пошеходным переходам, где движение регулируется светофором?

5. Как поступить, если Вы явились оч.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: объяснить назначение сигналов (жестов) регулировщика и лиц, уполномоченных регулировать движение; научить выполнять (для тренировки) функции регулировщика.

Задачи урока: -познакомить обучающихся с сигналами светофора и регулировщика;

-учить ориентироваться в реальной дорожной ситуации;

- формировать умение действовать в соответствии с сигналами светофора и регулировщика;

- развивать у обучающихся способность к аналитическому мышлению при оценке дорожной обстановки, психофизиологические способности водителя (зрительные ощущения, внимание, оперативную память);

- мотивировать познавательную деятельность обучающихся на основе применения знаков, макетов, жестов, активных форм и методов обучения.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

- Плакаты с фрагментами сигналов регулировщика;

- магнитная доска с макетами регулировщиков и автомобилей;

- стол разводки с макетами регулировщиков и автомобилей;

- стенд «Сигналы регулировщика;

I. Организационный момент:

(Проверка готовности к уроку)

В этих случаях очередность проезда через перекресток может установить только регулировщик. Необходимо сказать, что сигналами регулировщика служат положения его корпуса, а также жесты руками. Особо надо отметить, что не имеет значения, находится в руках регулировщика жезл (диск) или нет: смысл жестов регулировщика от этого не меняется.

В отличие от сигналов светофора жесты регулировщика имеют разное значение для водителей безрельсового транспорта и водителей трамвая. Поэтому начнем с сигналов регулировщика для водителей безрельсовых транспортных средств и отдельно рассмотреть сигналы для водителей трамвая, причем сначала без вытянутой перед ним руки, а затем с вытянутой рукой.

Особо надо выделить положение о том, что каждый сигнал регулировщика разрешает трамваю только одно-единственное направление движения, хотя его рельсы идут во всех направлениях. Это правило помогает исключить конфликтные точки пересечения трамвайных путей с траекториями движения безрельсовых транспортных средств. Обращаю ваше внимание на то, что вытянутая вперед (перед собой) правая рука регулировщика всегда составляет угол 900 с его грудью, а обе руки, вытянутые в стороны или опущенные, имеют одно и то же значение.

Поднятая вверх правая рука по значению соответствует желтому сигналу светофора и обязывает всех участников движения покинуть перекресток; водители транспортных средств, приближающиеся к перекрестку, въезжать на него не могут. Если сигналы регулировщика находятся в противоречии с сигналами светофора (дорожных знаков и разметки), водитель обязан подчиняться указанием регулировщика.

Рассмотрим подробно сигналы регулировщика для водителей безрельсовых транспортных средств.

Если регулировщик регулирует движение без вытянутой перед собой руки (руки опущены или вытянуты в стороны, рис.8.1.а, приложение 2), то разрешенные направления движения весьма просты: со стороны любого бока только прямо и направо, с других сторон всякое движение запрещено (красная стрелка).

Если регулирование осуществляется с помощью вытянутой перед собой руки ( рис. 8.1. б ), то со стороны жезла (правого бока) и спины всякое движение запрещено, со стороны левого бока разрешено движение в любом направлении, а со стороны груди как исключение разрешен поворот направо.

Рассмотреть сигналы регулировщика для водителей трамвая.

Если движение на перекрестке определяется регулировщиком, то трамвай имеет ОДНО разрешенное направление движения.

Для освобождения перекрестка от транспортных средств и пешеходов регулировщик поднимает правую руку вверх (рис.8.3.), что полностью соответствует значению желтого сигнала светофора. При этом движение транспортных средств и пешеходов запрещено со всех направлений.

Водителям, которые при подаче сигнала не могли остановиться у стоп-линии (а при ее отсутствии у линии пересечения проезжих частей), разрешается дальнейшее движение. Пешеходы должны закончить переход или при необходимости остановиться на островке безопасности либо на линии (зоне), разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Сигналом, требующим обязательной остановки на дороге, служит покачивание жезлом или рукой (рис. 8.4), а ночью – круглым диском с красным огнем или световозвращателем, обращенным в сторону водителя.

Сигнал свистком служит для привлечения внимания участников движения.

Водители и пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

III. Закрепление изученного материала.

- Какие сигналы регулировщика вы знаете?

- В чем отличие в движении трамвая и безрельсового транспорта, если движение определяет регулировщик?

- Какой жест соответствует желтому сигналу светофора?

- Каким жестом регулировщик останавливает движение вне перекрестка? Чем должен руководствоваться водитель, если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора?

2.Ролевая игра в регулировщика.

IV. Контроль знаний (карточки-задания):

1.Самостоятельная работа (тесты, приложение 1).

3.Проверка по шаблону.

4. Выставление оценок.

V. Домашнее задание

Выучить сигналы регулировщика.

№1. Каким транспортным средствам разрешено движение?

1.А 2.Б 3.В 4.Г 5. Б и Г

№2. Каким транспортным средствам разрешено движение?

1.Грузовому автомобилю и мотоциклу

2.Грузовому и легковому автомобилям и мотоциклу

3.Трамваю и мотоциклу

№3. По каким направлениям разрешено движение?

1.Грузовой автомобиль –прямо, легковой автомобиль прямо и направо

2.Оба только прямо

3.Оба во всех направлениях.

№4. В каком ответе названы все транспортные средства, которым разрешено движение?

1.Автомобиль и мотоцикл

2.Все транспортные средства

3.Автомобили и трамвай

№5. Каким транспортным средствам разрешено движение?

№6. Каким транспортным средствам разрешено движение?

1.Легковому автомобилю и трамваю

№7. На каком рисунке водитель поворачивает правильно?

№8. В каком месте следует остановиться в ожидании возможности поворота налево?

1.На границе перекрестка

2.В центре перекрестка

№9. Каким транспортным средством разрешено движение?

№10. Каким транспортным средством разрешен поворот направо?

Тема: Сигналы регулировщика

Цель: объяснить назначение сигналов (жестов) регулировщика и лиц, уполномоченных регулировать движение; научить выполнять (для тренировки) функции регулировщика.

Задачи урока: -познакомить обучающихся с сигналами светофора и регулировщика;

-учить ориентироваться в реальной дорожной ситуации;

- формировать умение действовать в соответствии с сигналами светофора и регулировщика;

- развивать у обучающихся способность к аналитическому мышлению при оценке дорожной обстановки, психофизиологические способности водителя (зрительные ощущения, внимание, оперативную память);

- мотивировать познавательную деятельность обучающихся на основе применения знаков, макетов, жестов, активных форм и методов обучения.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

- Плакаты с фрагментами сигналов регулировщика;

- магнитная доска с макетами регулировщиков и автомобилей;

- стол разводки с макетами регулировщиков и автомобилей;

- стенд «Сигналы регулировщика;

I. Организационный момент:

(Проверка готовности к уроку)

В этих случаях очередность проезда через перекресток может установить только регулировщик. Необходимо сказать, что сигналами регулировщика служат положения его корпуса, а также жесты руками. Особо надо отметить, что не имеет значения, находится в руках регулировщика жезл (диск) или нет: смысл жестов регулировщика от этого не меняется.

В отличие от сигналов светофора жесты регулировщика имеют разное значение для водителей безрельсового транспорта и водителей трамвая. Поэтому начнем с сигналов регулировщика для водителей безрельсовых транспортных средств и отдельно рассмотреть сигналы для водителей трамвая, причем сначала без вытянутой перед ним руки, а затем с вытянутой рукой.

Особо надо выделить положение о том, что каждый сигнал регулировщика разрешает трамваю только одно-единственное направление движения, хотя его рельсы идут во всех направлениях. Это правило помогает исключить конфликтные точки пересечения трамвайных путей с траекториями движения безрельсовых транспортных средств. Обращаю ваше внимание на то, что вытянутая вперед (перед собой) правая рука регулировщика всегда составляет угол 90 0 с его грудью, а обе руки, вытянутые в стороны или опущенные, имеют одно и то же значение.

Поднятая вверх правая рука по значению соответствует желтому сигналу светофора и обязывает всех участников движения покинуть перекресток; водители транспортных средств приближающиеся к перекрестку, въезжать на него не могут. Если сигналы регулировщика находятся в противоречии с сигналами светофора (дорожных знаков и разметки), водитель обязан подчиняться указанием регулировщика.

Рассмотрим подробно сигналы регулировщика для водителей безрельсовых транспортных средств.

Если регулировщик регулирует движение без вытянутой перед собой руки ( руки опущены или вытянуты в стороны, рис.8.1.а). то разрешенные направления движения весьма просты: со стороны любого бока только прямо и направо, с других сторон всякое движение запрещено (красная стрелка).

Если регулирование осуществляется с помощью вытянутой перед собой руки ( рис. 8.1. б), то со стороны жезла (правого бока) и спины всякое движение запрещено, со стороны левого бока разрешено движение в любом направлении, а со стороны груди как исключение разрешен поворот направо.

Рассмотреть сигналы регулировщика для водителей трамвая.

Если движение на перекрестке определяется регулировщиком, то трамвай имеет ОДНО разрешенное направление движения.

Для освобождения перекрестка от транспортных средств и пешеходов регулировщик поднимает правую руку вверх (рис.8.3.), что полностью соответствует значению желтого сигнала светофора. При этом движение транспортных средств и пешеходов запрещено со всех направлений.

Водителям, которые при подаче сигнала не могли остановиться у стоп-линии (а при ее отсутствии у линии пересечения проезжих частей), разрешается дальнейшее движение. Пешеходы должны закончить переход или при необходимости остановиться на островке безопасности либо на линии (зоне), разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Сигналом, требующим обязательной остановки на дороге, служит покачивание жезлом или рукой (рис. 8.4), а ночью – круглым диском с красным огнем или световозвращателем, обращенным в сторону водителя.

Сигнал свистком служит для привлечения внимания участников движения.

Водители и пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

  • Повторить сигналы светофора и регулировщика.
  • Закрепить знания правил дорожного движения.

Оборудование: дорожные знаки, компьютер, экран, цветные карандаши, круги красного, жёлтого и зелёного цвета, схема перекрёстка, лист для рефлексии.

Слайд 1. Сигналы светофора и регулировщика

1. Организация класса.

Учитель. Встаньте свободно, закройте глаза и медленно передвигайтесь с одного места на другое. Остановитесь. Понравилось ли вам передвигаться по классу таким образом? Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдёт? (ДТП, авария) Что помогает участникам дорожного движения не попасть в ДТП?

Слайд 2. Учитель. Светофор, регулировщик, правила дорожного движения, дорожные знаки, дорожная разметка (на экране). Как неразрывны эти слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и поговорим.

3. Работа по теме урока.

Слайд 4. Немного истории. В России первый указ Петра 1, связанный с безопасностью дорожного движения, появился в 1720 году. На улицах столицы предписывалось ездить на лошадях "со всяким опасением и осторожностью" Слайд 5. Посмотрите, как красиво выглядят современные города с высоты птичьего полёта. Огромное количество дорог, как паутина висит над городом. Дорога всегда манит, по дорогам движется транспорт. А по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это

Слайд 6. П - - - - - - Д - - - - - - - - Д - - - - - - -

Слайд 7. Наш город. Город Старый Оскол отличается от крупных городов. Но и он имеет много дорог и перекрёстков.

Слайд 8. Ребята, а кто на дороге главный? (Ответы детей)

Слайд 9. На дороге главный тот, кто регулирует движение и обеспечивает его безопасность. В настоящее время движение на улице невозможно без регулирования с помощью светофоров и регулировщиков. В необходимых случаях регулированием обеспечивается беспрепятственный проезд специальных машин.

Слайд 10. Каких? (Пожарных, милицейских, скорой помощи, аварийных и т. д.)

Слайд 11. У нас возникли вопросы.

Слайд 12. Светофор. Что это такое? Ученик. Светофор - это сигнальное электрическое устройство, фонарь с красными, зелёными и жёлтыми стёклами для регулирования движения на перекрёстках, площадях и пешеходных переходах, для сигнализации - на железнодорожных переездах.

У нас серьёзный разговор.
Какой бывает светофор?

Слайд 14. Дети. Транспортный и пешеходный.

Слайд 15. Транспортный светофор имеет три сигнала. Какие? Почему выбрали такие цвета?

Слайд 16. Учитель. Транспортные светофоры, в зависимости от числа сигналов, подаваемых в одном направлении, бывают одно- , двух- и трёхсекционными, а также с дополнительными секциями со светящимися стрелками справа и слева.

Слайд 17. Учитель. На некоторых перекрёстках транспортные светофоры посылают сигналы одним лишь мигающим жёлтым светом. Этот сигнал предупреждает водителей и пешеходов, что перекрёсток нерегулируемый. На таких перекрёстках пешеходы должны быть вдвойне осторожны.

Слайд 18. Пешеходные светофоры имеют два сигнала: зелёный с надписью - "идите" или силуэтом идущего человека и красный с надписью - "Стойте" или с силуэтом стоящего человека.

Учитель. Пешеходы : читают стихи. Вы должны отгадать сигнал светофора и выполнить соответствующие движения: красный - замереть, жёлтый - маршируете на месте, зелёный - делаете шаг вперёд.

Бурлит в движеньи мостовая -
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ -
Какой горит для пешеходов свет? (замерли)
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Особый свет - предупреждение!
Сигнала ждите для движения.
Скажите правильный ответ -
Какой на светофоре свет? (маршируют на месте)
Жёлтый свет - предупреждение!
Жди сигнала для движения!
Иди вперёд! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ -
Какой горит при этом свет? (делают шаг вперёд)
Зелёный свет открыл дорогу,
Проходить ребята могут!

Учитель. Оцените себя. У вас на столах прямоугольник, поделённый на секторы. Закрасьте сектор № 1 зелёным цветом, если у вас не возникло никаких трудностей на данном этапе, всё сделали верно, жёлтым - возникли некоторые трудности, красным - было трудно выполнить задание. На доске прямоугольник, поделённый на три сектора. Надписи: зелёный - отлично, желтый - хорошо, красный удовлетворительно.

Слайд 19. Учитель. Ребята, что произойдёт, если вдруг исчезнут светофоры?

Да, там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики, то и знай,
Машины - прямо на трамвай!
Трамвай наехал на машину.
Машина врезалась в витрину!

Не волнуется народ
Через улицу идёт.
Я стою на перекрёстке,
Я - инспектор ДПС.
Все машины одному
Покорны жезлу моему.

Учитель. О ком это стихотворение? (Ответы детей) Правильно. Это регулировщик. Полосатая палочка (показывает её), которую держит в руках милиционер-регулировщик, называется :(ждёт ответа ребят: жезлом)

Нам правило верное
Чётко гласит:
Послушайся жезла,
Коль светофор не горит!

Слайд 22. Сигналы регулировщика. Учитель. Регулировщик разговаривает только жестами: поворачивается влево и вправо, взмахивает жезлом, то поднимает его, то опустит. Давайте разберёмся, что означают жесты "хозяина" перекрёстка. Для пешеходов сигналов немного.

Слайд 23. Запрещающий. Со стороны спины и груди движение транспорта запрещено. Какому сигналу светофора соответствует?

Слайд 24. Требует подготовки к движению. Какому сигналу соответствует?

Слайд 25. Разрешающий. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть. Какому сигналу соответствует?

Учитель. Проверьте, как вы запомнили. Приготовьте разноцветные круги.

Юный инспектор движения встаёт к игрокам лицом с опущенными вниз руками.

- Какому сигналу светофора соответствует такое положение корпуса регулировщика и можно ли переходить дорогу? (Игроки поднимают красные круги)

Я стою к тебе лицом -
Потерпи, будь молодцом.
На тебя смотрю я строго -
Значит, занята дорога.

Юный инспектор движения поднимает руку с жезлом вверх.

- Какому сигналу светофора соответствует рука, поднятая с жезлом вверх? Можно ли переходить дорогу? (Игроки поднимают жёлтые кружки). Переход дороги запрещён.

Если руку подниму,
Нет движенья никому.

- Почему нельзя переходить дорогу на жёлтый сигнал светофора? (Некоторые автомобили продолжают движение)

Юный инспектор движения опускает руку с жезлом вниз (или разводит руки в стороны), стоя к игрокам боком.

- Какому сигналу соответствует это положение корпуса регулировщика и можно ли переходить дорогу? Играющие поднимают зелёные кружки: дорогу переходить можно.

Теперь я боком повернулся -
Путь свободен впереди,
Не зевай, переходи.

Учитель. Конечно, проезжую часть нужно переходить в специально установленных местах.

Слайд 26. Пешеходный переход обозначается знаком (показ). Он относится к группе информационно-указательных знаков.

Слайд 27. Если на перекрёстке движение регулируется одновременно светофором и регулировщиком, то в этом случае кто главнее?

Дети. Пешеходы выполняют указания регулировщика.

Рефлексия. Сектор № 2

Учитель. Перекрёсток - самое опасное место. Наибольшее число дорожно-транспортных происшествий - столкновений, наездов, несчастных случаев, - происходит именно здесь. Перед вами схема перекрёстка. Покажите стрелкой направление движения ученика в школу. Проверьте.

Слайд 28. Правильная схема.

Учитель. Ребята, я знаю, что в каждой школе и в каждом классе есть рассеянные и невнимательные ученики. Среди вас есть такие? Я буду читать стихи, а вы, если считаете, что сказанное относится к вам, говорите: "Это я, это я, это все мои друзья". А если то, что я говорю, не имеет к вам никакого отношения, вы молчите.

Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?

Это я, это я,
Это все мои друзья!
Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
Знает кто, что красный цвет -
Это значит: хода нет.
Это я:
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Кто различает чётко, ясно
Цвет зелёный, жёлтый, красный?
Это я:

Слайд 29. Ещё одно, но не последнее задание.

4. Подведение итогов занятия.

Учитель. Подведём итоги занятия, ответив на вопросы теста. (У каждого на столе распечатанный тест)

1. Где расположен зелёный сигнал светофора?

2. При каком положении регулировщика разрешено переходить улицу?

Н) стоит к пешеходам боком;

М) стоит лицом к пешеходам.

3. Кому подчиняются пешеходы, если перекрёсток регулируется светофором и регулировщиком?

4. Знак "Пешеходный переход" выглядит так:

Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека;

Д) красный треугольник с изображением человека.

5. Мигающий жёлтый сигнал предупреждает:

А) готовься к переходу;

О) перекрёсток нерегулируемый.

6. Если на перекрёстке одновременно работают транспортный и пешеходный светофоры, какому подчиняются пешеходы?

- Если вы правильно ответили на все вопросы, вы отгадали слово: ЗНАТОК

Рефлексия. Сектор № 3.

- Посмотрите на свои прямоугольники с секторами. Какого цвета больше, такова и ваша общая оценка.

Учитель. Как светло и радостно от этих ярких цветов, а главное - оттого, что мы выполнили всё запланированное нами!

Очень важно,
Чтобы все без исключенья
Знали правила движенья,
И не только твёрдо знали,
Но и строго выполняли!

Учитель. Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать ПДД, потому, что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека. Желаю всем безопасных дорог. Будьте культурны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Предупредительные сигналы

Цель: Дать понятие об осветительных приборах автомобилей и их назначении: показать значение предупредительных сигналов водителей, как необходимое условие безопасности дорожного движения.

Опрос домашнего задания:

- работа по карточкам;

1. Какую ответственность несет водитель, если нарушает правила дорожного движения?

2. Почему считают, что соблюдение законов ПДД обязательно как для пешехода, так и для водителей?

3. Может ли ребенок не достигший 14 лет нести уголовную ответственность, если он нарушит правила дорожного движения?

4. В связи с чем стало необходимым принять закон о соблюдении ПДД?

Объяснение нового материала.

Для того, чтобы предупреждающие сигналы достигли своей цели, т.е. позволяли бы всем участникам двигаться с максимальной безопасностью, подавать их нужно так, чтобы они были хорошо видны, вовремя замечены и правильно поняты другими участниками движения.

Наибольшую важность для участников дорожного движения представляют следующие виды информации:

1) об изменении направления и скорости движения;

2) о присутствии других участников, действия которых могут создать опасность;

3) предупреждение о возможных опасностях.

Предупреждение других участников движения об изменении направления движения необходимо для того, чтобы они могли заранее приготовиться и правильно реагировать на ваши маневры. Подавать сигналы поворота необходимо при любом изменении направления движения: при смене полосы, развороте и повороте, выезде или съезде с автомагистрали, начале движения, выезде из транспортного потока для остановки. Включение сигнала поворота должно стать привычкой и выполняться в любых условиях движения, даже когда других участников движения поблизости нет.

Предупредительными сигналами являются:
а) сигналы, которые подаются световыми указателями поворота или рукой;
б) звуковые сигналы;
в) переключение света фар;
г) включение ближнего света фар в светлое время суток;
д) включение аварийной сигнализации, сигналов торможения, фонаря заднего хода, распознавательного знака автопоезда;
е) включение проблескового маяка оранжевого цвета.

Водитель должен подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления:
а) перед началом движения и остановкой;
б) перед перестраиванием, поворотом или разворотом.

В случае отсутствия или неисправности световых указателей поворота сигналы начала движения от правого края проезжей части, остановки слева, поворота по левую сторону, разворота или перестраивания на полосу движения по левую сторону подаются левой рукой, вытянутой вбок, или правой рукой, вытянутой вбок и согнутой в локте под прямым углом вверх.
Сигналы начала движения от левого края проезжей части, остановки справа, поворота по правую сторону, перестраивание на полосу движения по правую сторону подаются правой рукой, вытянутой вбок, или левой рукой, вытянутой вбок и согнутой в локте под прямым углом вверх.
В случае отсутствия или неисправности сигналов торможения такой сигнал подается левой или правой рукой, поднятой вверх.

Подавать сигнал указателями поворота или рукой необходимо раньше времени начала маневра (с учетом скорости движения), но не менее чем за 50-100 м в населенных пунктах и за 150-200 м вне их, и прекращать немедленно после его окончания (подачу сигнала рукой следует закончить непосредственно перед началом выполнения маневра). Сигнал запрещается подавать, если он может быть не понят для других участников движения.
Подача предупредительного сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от употребления предупредительных мер.

Подавать звуковые сигналы в населенных пунктах запрещается, кроме случаев, если без этого невозможно предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

Для привлечения внимания водителя транспортного средства, которое обгоняется, можно применять переключения света фар, а вне населенных пунктов - и звуковой сигнал.

Запрещается пользоваться дальним светом фар как предупредительным сигналом в условиях, если это может привести к ослеплению других водителей, в том числе через зеркало заднего вида.

Во время движения механических транспортных средств в светлое время суток с целью обозначения транспортного средства, которое движется, ближний свет фар должен быть включен:
а) в колонне;
б) на маршрутных транспортных средствах, которые двигаются по полосе, обозначенной дорожным знаком 5.8

Дорожный знак Дорога с полосой для движения маршрутных транспортных средств


навстречу общему потоку транспортных средств;
в) на автобусах, которые перевозят организованные группы детей;
г) на транспортных средствах, которые перевозят крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы или не обезвреженную тару из-под них;
д) на буксирующем транспортном средстве;
е) в туннелях.
В условиях недостаточной видимости на механических транспортных средствах можно включить дальний свет фар или дополнительно противотуманные фары при условии, что это не будет ослеплять других водителей.

Аварийная световая сигнализация должна быть включена:
а) в случае вынужденной остановки на дороге;
б) в случае ослепления водителя светом фар;
в) на механическом транспортном средстве, которое двигается с техническими неисправностями, если такое движение не запрещено данными Правилами;
г) на механическом транспортном средстве, которое буксируется;
д) на механическом транспортном средстве, обозначенном опознавательным знаком "Дети",которое перевозит организованную группу детей, во время их посадки или высадки;

Опозновательный знак Дети

е) на всех механических транспортных средствах колонны во время их остановки на дороге;
ж) в случае совершения дорожно-транспортного происшествия.

Вместе с включением аварийной световой сигнализации следует установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии, которое обеспечивает безопасность дорожного движения, но не ближе 20 м к транспортному средству в населенных пунктах и 40 м вне их, в случае:
а) совершения дорожно-транспортного происшествия;
б) вынужденной остановки в местах с ограниченной видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.

Знак аварийной остановки

Если транспортное средство не оборудовано аварийной световой сигнализацией или она неисправна, надо установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь: сзади на транспортном средстве

Мигающий красный свет, излучаемый фонарем, должен быть хорошо виден как днем при солнечной погоде, так и в условиях недостаточной видимости.

Закрепление


Тест Предупреждающие сигналы
1. Предупредительный сигнал перед поворотом следует подавать:
а) за 3-4 с до начала поворота;
б) после снижения скорости перед началом поворота;
в) в тот момент, когда вы начали поворачивать рулевое колесо;
г) только в том случае, когда сзади вас движутся транспортные средства.
2. Подача предупредительного сигнала перед началом поворота:
а) не обязательна при повороте на нерегулируемом перекрестке;
б) не обязательна при повороте на разрешающий сигнал светофора;
в) не обязательна при начале движения после остановки;
г) обязательна при выполнении любого маневра.
3. После подачи предупредительного сигнала первое, что вы
должны сделать, это:
а) начать смену полосы движения;
б) проверить реакцию других участников движения на ваш сигнал;
в) снизить скорость и начать поворот;
г) проверить отсутствие дорожных знаков, запрещающих поворот
в данном месте.
4. Имеет смысл продублировать сигнал поворота, подаваемый
указателем поворота при помощи руки:
а) при движении в грязную погоду;
б) около железнодорожного переезда;
в) при малоинтенсивном движении;
г) при движении ночью.
5. При движении ночью в условиях сильного тумана надо включать:
а) дальний свет фар;
б) аварийную сигнализацию;
в) ближний свет фар.
6. Если при проезде мимо стоящего у края дороги автомобиля
вы видите, что его дверца начинает открываться:
а) увеличьте скорость движения, чтобы скорее проехать опасное место;
б) остановитесь и дайте возможность водителю выйти из автомобиля;
в) подайте предупреждающий сигнал светом фар или звуковой
сигнализацией;
г) двигайтесь как можно ближе к стоящему автомобилю, чтобы
не дать возможность водителю выйти пока вы не проедете.

Читайте также: