Слова с удвоенной буквой согласного пришедшие из других языков 4 класс пнш конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В результате урока дети научатся: правильно писать слова с удвоенными согласными; находить орфограммы в новых словарных словах, использовать их в своей речи; правильно записывать и сверять с образцами; уметь строить предложения по увиденному, передавать свои впечатления словесно и эмоционально; научиться сопоставлять написание слов с удвоенными согласными русского происхождения и иноязычными; оценивать свою работу на уроке и уровень усвоения новой темы самостоятельно

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • формирование умения у младших школьников точно употреблять и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков;
  • развитие орфографической зоркости, речи и любознательности учащихся к уроку русского языка;
  • совершенствование умения слушать и слышать, работая в группах; воспитание чувства коллективизма.

Оборудование: презентация, три кроссворда для групп, задания для самостоятельной работы, толковые словари русского языка Ожегова С. И. для каждой группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ. 1.Научить писать слова с удвоенной буквой согласного.

2.Объяснить этимологическую природу этих написаний ( почему в этих словах есть удвоенные согласные ).

3.Способствовать развитию речи учащихся.

4.Воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к языку.

Х О Д У Р О К А .

Организация урока. Приветствие.

- Почему к нам из других языков приходят слова?

- Сегодня наш разговор о словах с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.

Словарная работа.

- Вспомним уже знакомые нам слова. Угадайте слово:

а) устройство для развлечений, или номер цирковой программы (трако)

- Составьте словосочетание, запишите, подчеркните удвоенную букву согласного.

б) склонный к чистоте и порядку, а так же исполнительный, пунктуальный (куро)

в) желание есть (пето)

г) тот, кто помогает специалисту выполнять работу, а так же младшая преподавательская должность в высших учебных заведениях (систо)

д) создание изображения из наклеенных или нашитых на что-либо кусочков ткани, бумаги и т.п., либо картина, украшение изготовленные таким способом, либо физиотерапевтическая процедура: накладывание на какой-либо участок тела лечебной грязи, парафина и т.п. (плико)

- Каждое из слов имело несколько значений. Как называются такие слова?

- Отметьте в словосочетаниях главное слово. Какой частью речи оно является?

- В каком словосочетании слово с удвоенной буквой согласного является зависимым?

- Какой частью речи оно выражено? Подпишите.

- Что объединяет слова с удвоенной буквой согласного? ( Приставка АД-).

- В чем ее особенность? ( Выбор буквы приставки зависит от ЗВУКА, с которого начинается корень слова.)

- В написании каких русских приставок та же закономерность? (З –С). Приведите пример.

Новый материал.

- А теперь познакомимся еще с несколькими словами. Вы сможете восстановить пропущенные буквы?

- В словаре происхождения слов найдем значение первого слова.

- Как называется страница в книге, где (как правило!) помещается ее краткое содержание? (Титульный лист, или титул).

- Найдите аннотацию на обороте учебника, зачитайте.

- На уроках по развитию речи мы будем учиться составлять аннотации.

- Выскажете предположение: какая была латинская приставка в этом слове?

- Как и почему она изменилась?

- Какой в этом слове был латинский корень?

- Посмотрите объяснения на с. 119.

- Почему же слово аннотация пишется с удвоенной буквой согласного?

- Составьте словосочетание, подчеркните удвоенную букву согласного.

- Знакомо ли вам слово аллитерация?

- Напомню вам стихотворение, пройденное нами в 3 классе. Кто автор?

- Перечитайте стихотворение, с.120. Какие звуки повторяются? (Согласные).

- Какое впечатление создает этот повтор? (Кто-то шепчет, шепелявит, присвистывает. Шелест листвы, дождя.)

- Как называется такой прием? (Звукопись.)

- Звукопись, основанная на повторе согласных звуков, называется аллитерацией.

- Прочитайте правило на с.121.

- Что такое аллитерация?

- Какая была приставка в этом слове, как и почему она изменилась?

- Запишите словосочетание, подчеркните букву удвоенного согласного.

- И еще с одним латинским словом мы знакомимся: аббревиатура.

- Запишите. Подчеркните букву удвоенного согласного.

- Прочитайте комментарий учебника, как образовалось это слово и что оно обозначает? Сможете привести примеры?

- Выполним упр. 92. Проверим.

- Что же означает слово аббревиатура?

- Завершите выполнение задания.

- Какие аббревиатуры образовались из первых частей слов?

- Из первых букв слов?

- В Тетради на печатной основе выполните упр. 60, с. 57. Проверяем.

- Значение каких новых слов вы сегодня узнали? Прочитайте их.

- А правильно ли мы их произносим?

- Какой словарь поможет нам это узнать? Заглянем в него.

- Какую особенность заметили?

- Аббревиатуры тоже имеют особенности в произношении. Одни произносятся по названиям составляющих их букв: МГУ, МЧС, ДТП, ЦСКА, РФ, ГЭС; в других – произносятся звуки, которые обозначены данными буквами: ГУМ, ЦУМ, США, вуз…

- На сколько хорошо вы поняли значение новых слов сейчас проверим.

4. Проверочная работа.

1.Прочитайте. Исправьте ошибки.

Не в каждой книги есть аллитерация. Но если есть – обязательно

ее прочитайте. Алитерация поможет вам узнать, о чем расказываит книга,

каторую вы собираетесь читать.

Расширяя представления о поэтическом творчестве, мы знакомились

с ретким, но очень ценным приемом – анотацией. Этот прием остовляет звуковое впечатление от стихотворения.

2. Придумайте и запишите предложение, в котором используются все три слова. Дайте характеристику предложению.

- Где слова употреблены в несвойственных значениях?

- Кто нашел орфографические ошибки?

5. Домашнее задание.

- Потренируетесь в употреблении слов в соответствии с их толкованием. С. 57, упр. 59 в ТПО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока с описанием видов деятельности обучающихся.

Целевой блок

Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Педагогическая цель:

Познакомить с образованием слов с удвоенной буквой согласного, пришедших из других языков

Задачи урока:

Образовательные:формирование умения у младших школьников точно употреблять и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков;

Развивающие: развитие орфографической зоркости, речи и любознательности учащихся к уроку русского языка языка;

Воспитательные: совершенствование умения слушать и слышать, работая в парах; воспитание чувства

Планируемые результаты:

Предметные У УД:

развивать умение извлекать информацию из текста учебника. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам

Личностные УУД:

развитие умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Метапредметные УУД:

* Регулятивные:

формирование умения самостоятельно определять тему и цель урока

* Коммуникативные:

организовывать инициативное сотрудничество.

*Познавательные:

сравнивать и обобщать при работе с таблицей.

Инструментальный блок

Тип урока

Открытие новых знаний

Учебно - методический комплекс

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия:

Аппетит, аппарат, аккуратный

Организация пространства

Межпредметные связи:

Действия обучающихся

Определяют тему и цель урока, задачи урока, выполняют задания и делают по ним выводы.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Осуществление рефлексии посредством фронтального опроса

Домашнее задание:

Организация начала урока

Актуализация знаний

Проблемная ситуация

Формулирование темы урока, постановка цели

Открытие новых знаний

Физкультминутка

Закрепление новых знаний

- Здравствуйте, друзья! Я рада снова видеть вас.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Проверка готовности к уроку.

- Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка? Выберите нужные слова.

Запись на доске:

- Чтобы урок получился таким, недостаточно работы одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

Запись на доске:

- Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

- Ребята, сегодня мы с вами начнем урок с минутки чистописания.

- Откройте ваши тетради, запишите дату, классная работа. Посмотрите на доску, а теперь также красиво и аккуратно напишите в тетрадях удвоенные буквы лл, пп, нн. А теперь поменяйтесь тетрадями и, взяв зелёный карандаш, подчеркните самые аккуратные буквы.

2) Работа в группах

- В наш класс пришла необычная поздравительная открытка. Интересно, что же здесь нам прислали?

Говорится о том, что в письме пропущены некоторые слова и вам необходимо ее отредактировать, то есть, вставить недостающие слова, вспомнив их написание. Работать будете в группах.

… наши мамы. Этим… утром говорим Вам самые нежные слова любви. Сколько …. ночей Вы провели у наших кроваток! За теплоту и ласку мы… благодарны Вам.

Слова для справки:

(Драгоце (н\нн) ые, ра (н\нн) им, бе (с\сс) о (н\нн) ых, искре (н\нн) е) Как лучше поделить их по группам?

-Прочитайте текст открытки вслух.

- Ребята, что общего в написании этих слов? Объясните написание удвоенной буквы.

- Назовите еще приставки, последняя буква в которых зависит от первой буквы корня слова? (рас-/раз-, ис-из)

- Это русские приставки.

- А знаете ли вы, что каждый день мы с вами, даже не подозревая об этом, говорим сразу на нескольких иностранных языках? Как вы думаете, почему так происходит?

- Вы совершенно правы, в нашей речи мы используем много иностранных слов. Вы можете привести примеры иностранных слов?

- Например, вы попросили приготовить вам на обед пельмени. И произнесли слово, которое состоит из двух финских корней:

Этот текст можно дать одному из учеников, чтобы прочёл.

- Предположите, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Определить тему урока вам поможет следующее задание: выпишите существительные из словосочетаний, поставив их в начальную форму и вставив пропущенные буквы.

По березовой а….ее, мчатся тро….ейбусы, играть в хо…ей.

Какая у этих слов общая орфограмма? (троллейбус – англ., аллея – франц., хоккей – англ.) Вы вновь правы - удвоенная буква согласного в корне слова.

Можно ли проверить написание таких слов?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Откройте учебник на стр. 20-ой.

Какие поставим цели?

-Ребята, а вы знаете такие слова как: адпетит, адпарат, адкуратный?

-А слова аппетит, аппарат, аккуратный?

-Откройте учебник русского языка на странице 21-ой.

-Эти слова пришли из латинского языка, все они – с приставкой ад-. Эта приставка переводится на русский язык как по-и при-. Но главное в том, что она – хамелеон. Если корень слова начинается с п-, то ад- превращается в ап-: ад+ап=апп. Если корень слова начинается с к-, то ад – превращается в ак-: ад+к=акк.

-Обратите внимание на плакат летучей мыши. Она предлагает посмотреть, как образованы слова и их значение.

Физкультминутка

Встали, выровняли спинки.

И еще раз повторили.

Приседаем мы по счету:

Раз, два, три, четыре, пять.

Это нужная работа —

Мышцы ног тренировать.

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с вами.

Раз — рывок и два рывок.

- Продолжаем наш урок.

-Откройте учебник на странице 22-ой.

- Запишите эти три слова себе в тетрадь и подчеркните буквы удвоенных согласных.

- Поскольку эти латинские слова стали русскими, приставка в них не выделяется.

- Прочитайте задание упражнения 13.

- Устно образуй новые слова с приставкой ад-.

Помни о свойствах этой приставки! Чётко и раздельно произноси новый согласный звук в приставке.

Читайте также: