Трудные случаи согласования в русском языке 8 класс родной язык конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Повторим пройденное.
Перечислите разносклоняемые
существительные.
Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя,
семя, стремя, темя, путь, дитя.
Какой суффикс в этих словах
прибавляется к корню?
Суффикс –ен-.

Знакомство с новым материалом.
Прослушайте и прочитайте.
Как – то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв
пенсню,
Хохотал на всю киню.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Бродит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать
Будут польта выдавать.
(А.Хайт)
Что вызывает улыбку?

5. Склонение существительных

именительный
родительный
дательный
винительный
творительный
предложный
львы
львов
львам
львов
львами
о львах
кенгуру
кенгуру
кенгуру
кенгуру
кенгуру
кенгуру

6. Несклоняемые существительные.

Группы несклоняемых сущ.
1. Сущ. иноязычного
происхождения с конечными
гласными –о, -е, -у, -ю, -и.
2. Русские и украинские
фамилии на
–о ,–их (-ых).
3. Аббревиатуры,
оканчивающиеся на гласный,
и с опорным словом среднего и
женского рода.
4. Иноязычные сущ.,
обозначающие лиц женского
пола и оканчивающиеся на
согласный.
Примеры.
Фламинго, шимпанзе, какаду,
меню, колибри.
Семченко, Долгих, Толстых.
СМИ, МГУ, ЕГЭ, ООН.
Знакомая мисс,
писательница Войнич.

7. Решите лингвистическую задачу.

Найди несклоняемые существительные.
Вечером мы собрались с другом в кино.
На улице было прохладно, поэтому приятель был в новом
сером пальто.
Я завязал на шее кашне.
По дороге мы зашли в кафе и заказали какао, желе и эскимо.
В фойе кинотеатра было много народа.
Фильм был про огромного шимпанзе.
Возвращались мы домой на такси.

Запишите
Какао,несклоняемые
существительные
фойе,
по картинкам.
радио,
манто,
пианино, какаду,
Манто
– широкое
кашне,
алоэ,
дамское
пальто,
кофе, трюмо,
обычно меховое.
метро,
рагу,
пальто,
Кашне – шейный
кафе,
платок или шарф.
домино.
Составьте и запишите
предложения с
любыми 3 словами

10. Вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные:

метро
Выйти из _______________,
пальто
гулять без ___________________,
шоссе
ехать по ___________________,
такси
приехать на ______________________,
вынуть из ______________________,
портмоне
слушать по ___________________,
радио
кино
пойти в ___________________,
работать в ___________________,
ателье
фортепиано
играть на _______________,
салями
бутерброд с ___________________,
кататься на ___________________
пони

Запишите слова, распределив их по
темам.
Одежда –
Животные –
Пища Слова для справок: коала, кешью, авокадо,
кимоно, какаду, брокколи, монпасье,
кашне, салями, манто, спагетти, пальто,
кашпо, гуппи, курабье, гризли.

Проверка.
Одежда:
кимоно,
кашне,
Животные:
коала,
какаду,
Пища
кешью,
брокколи,
авокадо,
монпасье,
манто,
гуппи,
пальто
гризли
салями,
спагетти,
курабье

В чём особенность несклоняемых
имён существительных?
Чтобы грамотным стать
Можно песню распевать
И писать отлично
При честном народе,
Никогда нельзя менять
Если только не менять
В падежах различных
Ни в числе, ни в роде
Ни кино, ни домино,
Ни какао, ни депо,
Ни бюро, и ни метро,
Ни кафе, и ни пальто,
Ни кашне, и ни пенсне,
Ни колибри, какаду,
Ни шоссе, ни шимпанзе.
Ни жюри, ни кенгуру.

14. Рефлексия.

-Что нового узнали?
-- Какое задание на уроке вам показалось
наиболее интересным, трудным? Почему?
-- Определите ключевые слова урока
(не изменяются, несклоняемые, нет
окончания, из других языков).
- Какой вывод вы можете сделать по теме
урока?
Существительные, которые имеют во всех
падежах одну и ту же форму, называются
несклоняемыми. Это в основном слова из
других языков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная задача: формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитательная задача: воспитание языковой и речевой культуры учащихся.

Развивающая задача: развитие мыслительных способностей и общего кругозора учащихся.

Эпиграф. Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо слова возникает сразу.

3. Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Вы оплатили проезд в автобусе?

Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.

Эти люди не теряли уверенности в успехе, даже в случае неудач.

4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

речь оратора тем не менее должна напоминать импровиза­цию.

в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

оратор произнёс убедительную речь.

5. Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

Одному из героев романа, ищущим смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая экологический прогноз, …

учитывается состояние окружающей среды города.

оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.

требуются специальные знания.

учеными обработан большой статистический материал.

7. Объяснение нового материала.

Согласование подлежащего и сказуемого.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

1. Местоимение КТО, КТО-ТО,

КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Глагол –сказуемое ставится в форме м.р., ед.ч.

Кто это делал? Кое-кто хотел забыть случившееся.

2. В состав подлежащего входят слова НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед.ч.

Много людей хотело бы побывать на родине поэта.

Произошло немало событий, которые перевернули его жизнь.

3. В состав подлежащего входят собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

Большинство студентов сдало (сдали) экзамены.

НО – если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма только ед. ч:

Пришло множество гостей.

Большинство делегатов уже (прибыло, прибыли) на международный конгресс.

Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (пытались, пытался) опротестовать решение судей.

Уж много лет (прошли, прошло) со времени нашей встречи.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

Пять солдат отправилось в разведку. (по одиночке)

Пять солдат отправились в разведку. (Вместе)

Числ., оканчивающееся на один+сущ

В институт поступил пятьдесят один абитуриент.

Пятьдесят один участник обсудили проблему во время диспута. (вместе)

Числ.миллион, миллиард, тысяча

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории.

(Сказ. согл. в роде и числе.)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Сущ в и.п.+ сущ. в ТВ.п. с предлогом С

Брат с сестрой возвратились порознь.

(действие приписывается двум равноправным субъектам)

Вася с мамой пошел в школу. (подлежащим является только сущ в ИП, а ТВ.п выполняет роль дополнения)

Жара и засуха стояли более трёх недель.

Прямой порядок слов – мн.ч.)

Хорошо работала связь и комендантские службы. (обратный порядок – ед.ч.)

Это было крупное состязание, в котором (участвовал, участвовали) двадцать один спортсмен.

Его спокойствие и простота обращения (удивило, удивили) Онегина.

Мне (нравится, нравятся) его спокойствие и ровная речь.

Коля с Петей (поступил, поступили) в одну и ту же школу.

8. Тренировочные упражнения.

1.Укажите неправильный вариант.

А) Некоторая часть учителей нуждаются в серьёзном повышении квалификации.

Б) Большинство картин художников-передвижников были восприняты как гимн человеку.

В) Большое количество студентов и аспирантов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдало нормативы.

Г) Ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы.

2. Укажите правильный вариант.

А) Большинство работ В.Е.Евгеньева-Максимова посвящены исследованию творчества Н.А.Некрасова.

Б) Глубокие знания на экзамене показали подавляющее большинство слушателей.

В) Ряд специалистов направлены на заводы Урала.

Г) На стенах висели несколько картин.

3. Укажите неправильный вариант.

А) Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяло.

Б) Ещё несколько возможностей увеличить счёт футбольной игры не было использовано.

В) За короткий срок построен и сдан в эксплуатацию пятьдесят один промышленный объект.

Г) Немало военных преступников нашли себе приют в разных странах мира.

Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Вид урока : изучение новой темы.

Тип урока : комбинированный.

- объединение информации в блоки через сопоставление;

- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;

- развитие орфографических навыков;

- сформировать умения извлекать необходимую информацию из различных источников;

- развитие навыков монологической речи,

- развитие навыков парной и групповой работы,

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

Тема урока, постановка целей.

- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко.

II. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Синтаксический разбор предложения(1 ученик у доски, остальные в тетрадях).

Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. ( А. С. Пушкин)

-Выпишите словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?

-Знать определение словосочетания.

-Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.

- Что не является словосочетанием?

-Сочетание сказуемого с подлежащим

-Однородные члены предложения:( Москва и Париж; быстро и умело).

-Сочетания слов значимых и служебных частей речи: (в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.)

-Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:

-Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.

При помощи логических вопросов выделить все словосочетания.

свинцовые волны, ее волны, в однообразных берегах; чернели в берегах; чернели грустно.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

Групповая работа (по 2 человека). Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения):

по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок- глагольные словосочетания;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар- именные словосочетания

по зависимому слову : 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;

3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).

Сделайте вывод: над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

-Объединение по зависимому слову незнакомо.

- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока)

прилагательным существительным наречие

- С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание сос-тоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа слово-сочетаний по морфоло-гическим свойствам главного слова: глаголь-ные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

III. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

- Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст § 11.

1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом.

Задание: Прочитайте материал § 11 на стр. 39 - 40.

Сделайте пометки на полях:

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существи-тельное и все слова с признаками существительного).

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола).

- Как вы думаете, почему так называются виды связи?

  1. Обобщение и систематизация знаний
  1. Проблемная ситуация . Работа в паре

- Мы повторили изученное.

Найдите закономерность в построении словосочетаний.

Очень хорошая
Верят в любовь

Задание : каждый сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения

В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи.

Дополнительное задание : определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.

Бывает так: в (не)яркий день грибной

Зайдеш… в лесные дебри ( не)нароком ,

И встанет лес игластою ст…ной,

И загородит нужную д…рогу.

( Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком)

Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить

Ни гордых круч, ни злого буерака .

Коль начал жить, так прямо надо жить,

Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.

( Согласование: гордых круч, злого буерака. Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака. Примыкание: прямо жить, надо жить)

Потом раздвин…шь ветви, и в лицо

Ударит солнце, теплое, земное.

П…ляна пахнет медом и пыльцой,

Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.

(Согласование: солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей. Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание: потом раздвинешь)

4 ). Игровая пауза.

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование: веселые крики , играя лучами, великолепный день , прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.

5 ). Обратим внимание на задания ОГЭ (на столах лежат демонстрационные материалы). Найдите задание по теме нашего урока. Как оно звучит? Давайте его выполним.

VI. Стадия рефлексии.

- А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: выработать навыки самостоятельного употребления в речи норм согласования подлежащего и сказуемого.

Планируемые результаты:

Метапредметные: умеют самостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Предметные: учащиеся анализируют предложенные предложения, согласуют подлежащее со сказуемым, согласно изученным правилам, исправляют грамматические ошибки в согласовании главных членов, аргументируют свою точку зрения.

Личностные: имеют навыки сотрудничества в разных ситуациях, гуманистические ценности общества.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

Съешь–ка ещё кусочек торта. Куда ни посмотришь – всюду торты, торты, торты.

Ты добрался до аэропорта?

Где взять банты на праздник? Что ты, сейчас никто не ходит в бантах.

Купи бронированный автомобиль.

Когда же ты наконец включишься в работу?

Вы созвонитесь и дайте нам ответ.

Создан (прецендент, прецедент.)

Что нам нужно, чтобы правильно сказать последнее словосочетание? Конечно, надо проверить его по словарю. Слова прецендент в словаре нет.

прецедент

, -а, м. (книжн.). Случай , служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода. Создать п. (дать повод для подобных случаев в будущем). Установить п. (найти в прошлом сходный случай). Подобный поступок не имеет прецедентов в прошлом. Судебный п. (решение суда, обязательное для решения аналогичных дел в будущем, спец.).

2. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

Тема. Особенности связи (согласования) сказуемого с подлежащим. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

Цели урока : выработать навыки самостоятельного употребления в речи норм согласования подлежащего и сказуемого.

Планируемые результаты:

Метапредметные: умеют самостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Предметные: учащиеся анализируют предложенные предложения, согласуют подлежащее со сказуемым, согласно изученным правилам, исправляют грамматические ошибки в согласовании главных членов, аргументируют свою точку зрения.

Личностные: имеют навыки сотрудничества в разных ситуациях, гуманистические ценности общества.

Тип урока : урок комплексного применения знаний.

Оборудование : учебник, раздаточный материал.

Съешь–ка ещё кусочек торта. Куда ни посмотришь – всюду торты, торты, торты.

Ты добрался до аэропорта?

Где взять банты на праздник? Что ты, сейчас никто не ходит в бантах.

Купи бронированный автомобиль.

Когда же ты наконец включишься в работу?

Вы созвонитесь и дайте нам ответ.

Создан (прецендент, прецедент.)

Что нам нужно, чтобы правильно сказать последнее словосочетание? Конечно, надо проверить его по словарю. Слова прецендент в словаре нет.

, -а, м. (книжн.). Случай, служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода. Создать п. (дать повод для подобных случаев в будущем). Установить п. (найти в прошлом сходный случай). Подобный поступок не имеет прецедентов в прошлом. Судебный п. (решение суда, обязательное для решения аналогичных дел в будущем, спец.).

2. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

1) После спора я понял, что в этом вопросе мой друг оказался прав.

2) Путешественники, потерпевшие крушение, оказались на необитаемом острове.

3) Друзья должны были позвонить вчера.

4) Сосед мне должен большую сумму денег.

5) Дети должны быть внимательны к своим родителям.

6) Мы были на выставке.

7) Я мог бы помочь тебе, но мне надо уехать.

8) Родители были рады встретить гостей.

9) Командир отдал приказ о наступлении.

10)Ученики серьёзны и сосредоточены.

Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.

Проблемный вопрос: Какое окончание подходит для глагола – сказуемого?

Сколько учеников присутству…т сегодня на уроке?

Большинство учеников нашего класса хорошо подготовил…сь к контрольной работе.

Прошл… две недели.

Первичное закрепление

Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:
Детвора благодарны шефам за подарок.
Детвора — существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети - благодарны.

1. Прочитайте шутки. Используйте глаголы в правильной форме.

– Где ты (работать)?

- Нигде не (работать).

- А что ты (делать)?

- Ничего не (делать).

- Какая хорошая работа?

- Да, но какая большая конкуренция!

– Катя, что ты (делать)?

- Ну и что? Моя подруга тоже маленькая, она не (мочь) (читать).

- Но ты маленькая, ты не (мочь) (писать)!

–Когда я был маленький, я (делать) все, что (хотеть) мой отец. Теперь я (делать) все, что (хотеть) мои дети. А когда я (делать), что я сам (хотеть).

2. Составьте диалоги в следующих ситуациях, выразите ПРОСЬБУ, ОБЕЩАНИЕ, ОТКАЗ. Используйте глаголы в нужной форме. (на выбор работа в парах)

Ваш друг идет в магазин, потому что у него нет словаря. У вас тоже нет хорошего словаря. (покупать - купить)

Сейчас вы в банке. Вы должны написать квитанцию, но у вас нет ручки. У другого человека есть ручка. (давать-дать)

Ваша подруга идет домой после урока. Вы хотите пойти вместе на остановку, но сначала вы должны поговорить с преподавателем. (ждать-подождать)

А как же быть с предложениями, которые вызвали у нас затруднение? Где нам искать ответы?

3. Работа с учебником стр.52



Теперь, обладая знаниями, давайте напишем наши предложения.

Сколько учеников присутствует сегодня на уроке?

Абсолютное большинство учеников нашего класса хорошо подготовились к контрольной работе.

Прошло две недели.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 2 раза.

Быстро моргать в течение 5 секунд. Открыть глаза, отдыхать 5 секунд. Повторять 2 раза.

Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца 5 секунд

V . Закрепление

1. Небесное умом не измеримо, лазурное сокрыто от умов. (А.Блок) 2. Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт. (С.Есенин) 3. Она была простодушной, кокетливой, любила веселиться. (С.Довлатов) 4. Город ночью прост и вечен. (Д.Самойлов) 5. Моя песня была лишена мотива, но зато ее хором не спеть. (И.Бродский)

1.Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

Взаимопроверка.

3. тестирование по теме:

1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Несколько учеников подошли к письменному столу.

б) Большинство домов обветшало.

в) В вузы поступили сорок один человек.

г) Движущей силой истории является народ.

2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Молодёжь получают знания.

б) Он бал больной гриппом.

г) Слово взяла профессор Сергеева.

3.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

а) Свет и тепло исходили от костра.

б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.

в) Часть станков была отправлена.

г) На столе стоит три подсвечника.

4.Найдите предложение без грамматической ошибки:

а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.

б) СМИ провело однодневную акцию протеста.

в) С тех пор миновало пять лет.

г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех.

5. В каком случае в предложении сказуемое требует формы множественного числа?

а) Ряд столов стоял.. посредине аудитории.
б) Прошл.. сто лет.
в) На совещание прибыл.. тридцать один делегат.
г) К семи часам пришл.. только трое гостей.

Читайте также: