Основные черты организации многоклеточных грибов 7 класс конспект

Обновлено: 20.05.2024

ядовитые, ими можно отравиться, грибы похожи и не похожи на растения и др.).

Учитель : Изучая оболочки грибных клеток, францу зский учёный Г. Бракон в 1811

году выделил неиз вестное до того времени вещество и н азвал его ф у нгином (от

латинского фунгу с – гриб). Затем такое же вещество было обн аружено в пок рове тела

насекомых и дру гих членистоногих . Это вещество – хити н. О чём свидетельств у ет

наличие у грибов и большей части членистоногих животных одного и того же вещества?

Учитель : задача у рока - выделить признаки грибов, ответить на вопрос, почему грибы

Учитель : Какие грибы вы знаете? Где они встречаются? Как ие грибы раст у т у вас

дома? Ответы: шляп очные , дрожжи, плесневые. Грибы широко распространены и

приспособились к различным у словиям обитания (почвенные, на навозе, на рогово м

Учитель : С равните грибы с др у гими царствами э у кариот, найдите сх одства и отличия.

Ученики используют для работы учебник Н. И. Сонина и В. Б. Захарова для 7 - го класса.

Учащиеся в итоге прих одят к следу ющей характеристике грибов: грибы имеют

сходства с растениями и с животными, но также имеют свои особые признаки.

2). Строение грибов. Учитель: Рассмотрите рис у нок грибной клетки в уч ебник (стр. 21)

и ответьте на вопрос, какие черты характеризуют клетку гриба?

Учитель: Нарисуйте шляпо чный гриб и подпишите его части. На ри су нке ребята

должны подписать плодовое тело (возд ушный мицелий), с у бстратный мицелий , шляпк у ,

Учитель: Какие виды шляпочных грибов вы знаете? Ответ: тру бчатые и пластинчатые.

используя соленые или маринованные гри бы ( опята, грузди, маслята и др.). Ребята

находят отличия в строении тр у бчатых и пластинчатых грибов, записывают примеры

3). Питание грибов. Учит ель: В к летках грибов, даже зелёных сыроежек, отс у тствуют

хлоропласты. Фотосинтез, как вы знаете, у них не происходит. Как же питают ся грибы ?

Учащиеся говорят о том, что грибы гетеротрофы (сапротрофы и паразиты). Ребята

Учитель: Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут п од осиной,

подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята п од соснами и лиственницами. Как можно

Ученики: Между определёнными видами деревьев и грибов существует связь –

Учитель: Действительно, мицелий определённых видов грибов устанавливает

сожительство с корнями оп ределённых видов древес ных п ород – симбиоз. Корни деревьев

получают от гриба воду с растворёнными солями, а гриб от деревьев – органические

вещества, необходимые для питания и обр азования плодовых тел. Гифы грибницы

переплетаются с корнями деревьев, образуя микориз у (грибокорень).

Учитель: Лю ди научились выращивать шампиньоны на н авозе, вешенку – на отрезках

стволов (ч у рбаках) спиленных ли ственных деревьев , на соломе. Почему на навозе или

чурбаках деревьев нельзя выращивать белые грибы или подосиновики?

Ответ: Без микоризы белые грибы и подосиновики не расту т.

4). Разм ножение грибов. Учит ель: Идя по лесу, в ы види те много грибов. А отк уда

Учитель: Способы размножени я грибов: 1) вегетативное размножение – кусочками

мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых гр ибов); 2) бесполое размножение

Споры у шляпочных грибов образу ются под шляп ками в трубочках или на пл астинках .

Лёгкие маленькие споры образ у ются в огром ном количестве (например, у шампиньонов

до 16 млрд.) и разносятся ветром (их обнаруживают даже на высот е 20 км над землёй!),

водой, насекомыми и дру гими животными на значительные расс тояния (до 1,5 тыс. км).

Стоит им попасть в подходящие у словия, и они начинают прорастать, образу я новые

Уч итель: Известно, что у многих грибников есть свои з аветные места, к уда они

приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы

Ответ: Грибники собирают плодовые тела, а мицелий и споры остают ся в земле, и

через какое - то время снова в этом месте вырасту т грибы.

5). Рост грибов. Учитель: Часто н а суходольных л у гах встречаются луговые опенк и,

образующие круги – ка к бы х оровод. Невежественные лю ди в страх е и трепете смотрели

поэтому по границ е вн у три к ольца трава как бы вытоптана. В Скандинавии бытовало

поверье, что при л у нном св ете траву вытаптывают эльфы – сказочные воздушные

коров, поевших травы с такого места, должно и спортиться молоко. Ут верждали также, что

грибные кр у ги пок азывают места зах оронения заколдованных кладов. Объясните эт и

Ответ: От споры грибница чаще всего разрастается по ради усам, п отому что её нити в

почве равномерно расходятся во все стороны. Через опреде лённое время на радиал ьных

нитях появляются плодовые тела. Грибни ца, разрастаясь, истоща ет почву, и на ней не

может расти трава. Равномерно разрастаясь от ц ентра во все стороны со скоростью 10 -15

см в год, гри бница образует к руг. Эти окр у жности х орошо заметны на отк рыты х

Учитель : Зная, что гри бница разрастается кругами, опытные грибники у меют их

правильно собирать: если вы н ашли гриб, имеет смысл внимательно оглядеться вокруг,

ведь грибы появляются по краю грибницы, часто занимающей по площади несколько

А как быстро плодовые тела грибов у величиваются в размере? Вот только вчера вы

проходили мимо ёлки , и ни чего там не было, а сегодня утром из земли уже торчит шляпка

на ножке. Грибы растут гораздо быстрее рас тений . Плодовые тела большинства грибов

достигают своих средних размеров за 3 - 5 дне й, и продолжают расти 10 - 15 дней. Диаметр

шляпки и высота гриба за с у тки увеличиваются на 1 - 1,5 см. Из н аших грибов быстрее всех

растёт в есёлка обыкновенная: за час вырастает гри б со шляп кой и н ожкой высотой около

30 см. В Южной Америке встречаются грибы, за два часа достигающие полуметровой

Основные характеристики многоклеточных грибов (7 класс, биология)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

конспект открытого урока проводимого в 7 классе по программе "синяя линия" В.Б. Сонина "многообразие живых организмов" с применением проектной деятельности на уроках биологии в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. тип урока: урок исследование. Тема: "основные характеристики многоклеточных грибов". ФГОС.

Конспект открытого урока по биологии проводимого в 7 классе.docx

Цель – сформировать знания об особенностях организации грибов, их роли в природе и жизни человека.

  • выявить признаки грибов как представителей самостоятельного царства, показать черты сходства и отличия грибов от растений и животных;
  • продолжить формирование знаний об особенностях жизнедеятельности грибов;
  • показать многообразие грибов в природе;
  • раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
  • развивать практические умения работать с источниками биологической информации;
  • развивать умения анализировать объекты, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждений и доказательств.
  • воспитание ценностного отношения к природе;
  • формирование научного мировоззрения;
  • воспитание культуры общения, самостоятельности в решении познавательных задач.
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • колонки.
  • презентация “Обыкновенные и таинственные”,
  • карточки с заданиями для самостоятельной работы,
  • муляжи шляпочных грибов,
  • гриб мукор на хлебе,
  • пеницилл на лимоне.

Методы обучения: наглядно-образные, словесные, практические, аудиовизуальные, логические, репродуктивный, творческий.

  • Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2004, 2006.

Список литературы.

1.Биология. Весь школьный курс в таблицах / сост. Л.В. Ёлкина. – Минск: Современная школа: Кузьма 2011. - 4-е изд. -416 с.

2. Биология. 7-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / авт- сост. Г.П. Игошин. Ярославль: Академия развития, 2010. – 288 с. – (государственная итоговая аттестация).

3. Грибы СССР / М.В. Горленко, М.А. Бондарцева, Л.В. Гарибова и др.; Отв. ред. М.В. Горленко. – М.: Мысль, 1980. 303 с. – (Справочники – определители географа и путешественника).

4. Дудка И.А., Вассер С.П. Грибы: справочник миколога и грибника. Киев: 1987г. – 535 с.

5. Энциклопедия для детей. (Т.2.) Биология / ред. коллегия : М. Аксенова, Г. Вильчек,
Е. Дубровская и др. - 7-е изд., испр. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация, целеполагание.
  3. Актуализация знаний. Изучение нового материала.
  4. Закрепление новых знаний.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

2. Мотивация, целеполагание.

Мы продолжаем исследовать мир живой природы. Сегодня на уроке мы будем изучать очень интересные организмы. Они были объектом внимания человека с незапамятных времён, но до сих пор процесс их познания не завершен. Об этих удивительных организмах ещё в 1727 г. французский ботаник А. Вейан сказал: “… - это изобретение дьявола, придуманное им для того, чтобы нарушать гармонию остальной природы, смущать и приводить в отчаяние исследователей – ботаников”.

Загадочные создания. Они способны появляться как будто из ничего за считанные дни и часы. По представлениям народов батаки с острова Суматра, именно из них были выращены богами первые люди. О какой группе организмов идёт речь? Учащиеся высказывают предположения.

Многообразие этих организмов очень велико. Попробуйте узнать организмы на слайде, назовите их. Учащиеся пытаются назвать грибы, которые изображены на слайде. Казалось бы, что общего между организмами, которые изображены на слайде, тем не менее, всё это грибы, и в их строении есть общие черты. Давайте определим цель урока, задачи, план изучения темы.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока, задачи, план изучения учебного материала.

План изучения темы.

1. Наука о грибах.

2. История исследований.

3. Общая характеристика грибов.

4. Среда обитания.

5. Особенности строения грибов.

6. Особенности жизнедеятельности грибов.

7. Значение грибов в природе и в жизни человека.

3. Актуализация знаний.

Ещё в середине 20 в. грибы относили к царству растений, и только в последние десятилетия грибы стали рассматривать как самостоятельное царство живых организмов. Почему? Давайте вспомним систему органического мира.

Учащиеся должны вспомнить понятия “прокариоты, эукариоты”, характерные особенности представителей разных царств.

4. Изучение нового материала (в форме беседы).

Учащиеся вспоминают, как называется наука о грибах.

Микология – наука о грибах. Микология (от греч. “микес” - “гриб” и “логос” – “понятие”, “мысль”) – наука, возникшая первоначально как отрасль ботаники.

Слайд 8. История исследований.

Генрих Антон де Бари (1831 – 1888) ботаник и микробиолог, считается основателем микологии. Он создал близкую к современной классификацию грибов и описал механизмы их размножения. Бари доказал, что лишайники состоят из клеток грибов и водорослей.

Слайд 9. Учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать понятие “грибы”.

Сейчас известно около 120 тыс. видов грибов. Грибы - это царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки, как растений, так и животных.

Слайд 10. Учащиеся должны определить, какие клетки изображены на слайде. Называют особенности строения растительной, животной и грибной клеток.

Признаки Растительная клетка Животная клетка Грибная клетка
Ядро Есть Есть Есть
Цитоплазма Есть Есть Есть
Клеточная мембрана Есть Есть (внешний слой — гликокаликс) Есть
Клеточная стенка Целлюлозная Нет Хитиновая
Пластиды Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты Нет Нет
Основной запасной углевод Крахмал Гликоген Гликоген
Клеточный центр У высших растений нет Есть Есть
Вакуоли В зрелых клетках крупная, одиночная Мелкие сократительные, пищеварительные Есть

Особенности строения грибной клетки

Один из основных компонентов клеточной оболочки — хитин (азотсодержащее, нерастворимое в крепких растворах щелочей вещество), у оомицетов — целлюлоза. Наружные слои оболочки могут ослизняться. В наружных частях клеточной оболочки часто можно обнаружить темные пигменты - меланины. Клетки содержат одно или несколько ядер. Для грибов характерно наличие дикарионов. Дикарион- клетка гриба, содержащая сближенные, но не слившиеся гаплоидные мужское и женское ядра. Дикарион возникает при половом процессе у высших грибов. Ядра перемещаются между клетками при помощи специальных механизмов. У большинства грибов митоз “закрытый” (без разрушения ядерной оболочки). Образование перегородки не всегда происходит сразу после деления ядра, в результате чего могут образоваться многоядерные клетки. Число хромосом колеблется от 2 до 28. Размер хромосом у грибов значительно меньше, чем у других эукариот. Роль запасного вещества выполняет гликоген.

Слайд 12.Учащиеся работают с учебником (стр. 22), заполняют схему в тетради.

Слайд 13. Проверка выполненного задания.

С растениями С животными
1. Неподвижны.

2. Растут в течение всей жизни.

3. Питание путём всасывания (осмотрофный тип питания).

4. Имеют клеточную стенку.

5. Размножаются спорами.

2. Отсутствие пластид и фотосинтезирующих пигментов.

3. Клеточная стенка содержит хитин, у некоторых целлюлозу.

4. Запасное вещество – гликоген.

Среда обитания грибов

Сырые затенённые леса Продукты питания Живые организмы: растения, животные, человек Богатая органикой почва Открытые пространства

Особенности строения грибов

Строение грибов разнообразно – от одноклеточных форм до сложно устроенных шляпочных грибов. Тело грибов состоит из ветвящихся нитей, которые называются гифами (от греч. “гиф” - “ткань”, “паутина”), а вся совокупность гиф называется мицелием, или грибницей. Мицелий имеет разную продолжительность жизни: от нескольких дней (у плесени) до многих дней (шляпочные грибы). Выступающие над поверхностью земли плодовые тела грибов – это сплетение гиф воздушного мицелия.

Условно грибы делят на микромицеты и макромицеты. Микромицеты настолько малы, что их можно рассмотреть только с помощью специальных приборов. К ним относятся дрожжи, плесневые грибы. Макромицеты имеют крупные плодовые тела. Именно они известны всем грибникам.

Классификация грибов

По строению мицелия и особенностям размножения грибы делят на низшие и высшие. У низших грибов мицелий неклеточный. Он представляет собой как бы одну сильно вытянутую и разветвлённую клетку. Классы низших грибов: Хитридиомицеты, Оомицеты, Зигомицеты. У высших грибов гифы разделены на отдельные клетки с одним или несколькими ядрами. Классы высших грибов: Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты.

Особенности жизнедеятельности грибов. Особенности питания грибов.

Какие способы питания вам известны? Кто такие автотрофы? Кто такие гетеротрофы? Учащиеся отвечают на вопросы, приводят примеры организмов с разными способами питания. Все грибы являются гетеротрофами, т. е. нуждаются в поступлении готовых органических веществ. Грибы всасывают исключительно жидкие вещества через всю поверхность тела, при этом огромная площадь поверхности мицелия оказывается весьма выгодной. Для грибов характерно внешнее пищеварение, то есть сначала в окружающую среду, содержащую пищевые вещества, выделяются ферменты, которые вне организма расщепляют полимеры до мономеров, которые всасываются в цитоплазму.

Слайд 24. Хищные грибы

Кто такие хищники? Можно применить слово “хищник” по отношению к грибам? На кого могут “охотиться грибы”? Учащиеся отвечают на вопросы.

Хищники – убивают жертву, а затем съедают её. Грибы – хищники охотятся на мельчайших почвенных червей – нематод. Учёный Чарлз Даддингтон так описывал охоту гриба: “Гифы гриба снабжены множеством мелких петель, соединяющихся и образующих сеть…Петли сети очень клейкие… Если нематода коснётся одной из петель, она сейчас же будет задержана, как муха на липкой бумаге”. Тонкие отростки грибницы пробуравливают покровы червя, внедряются в его тело и высасывают содержимое.

Слайд 25,26,27. Симбиоз грибов

Что такое симбиоз? Какие симбиозы образуют грибы? Почему названия некоторых грибов связаны с определёнными растениями? Какую пользу друг другу приносят организмы, образующие симбиоз? Почему микоризные виды грибов не удаётся выращивать искусственно. Учащиеся отвечают на вопросы, приводят примеры. Грибы участвуют в создании двух важных симбиозов — лишайников и микоризы. Лишайник - симбиоз гриба и водоросли. Микориза (от греч. “микос” – гриб и “риза” – корень) - это взаимовыгодное сожительство гриба с корнями высших растений. От растения гриб получает готовые органические вещества, а взамен во много раз увеличивает поверхность корня, помогая всасывать воду и минеральные вещества. Без грибов растения хуже развиваются. Для некоторых растений микориза необходима. У орхидей не могут прорасти семена. Грибы, участвующие в микоризе, защищают растения от патогенных организмов, в частности от поражения другими вредными грибами. Поэтому микоризные виды грибов не удаётся выращивать искусственно.

Слайд 28. Размножение грибов.

Слайд 29, 30, 31. Бесполое размножение.

Собственно бесполое размножение идёт посредством спор. Эндогенные споры образуются внутри специальных органов спороношения, называемых спорангиями. Характерны для низших грибов. Экзогенные споры (конидии) образуются на вершинах или сбоку специальных гиф — конидиеносцев. Характерны для высших и некоторых низших грибов. Вегетативное размножение происходит частями мицелия, у дрожжевых грибов – почкованием.

Слайд 32. Половое размножение.

Происходит у всех групп грибов, кроме дейтеромицетов, называемых также несовершенными грибами. Формы полового процесса разнообразны.

Слайд 33, 34,35,36. Половое размножение.

Дополнительные слайды (можно использовать для углублённого изучения, для подготовки к ЕГЭ).

5. Закрепление новых знаний.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу в тетрадях, делают выводы.

Нужно заполнить таблицу “Значение грибов в природе и в жизни человека”.

Значение грибов в природе Значение грибов в жизни человека
положительное отрицательное
1.Являются пищей и лекарством для животных.

2.Образуя грибокорень, помогают растениям всасывать воду.

3. Являясь компонентом лишайников, грибы создают среду обитания для водорослей.

4. Участвуют в круговороте веществ. В цепи питания являются редуцентами – организмами, питающимися мёртвыми органическими остатками, подвергающими эти остатки минерализации до простых неорганических соединений.

5. Разрушают древесину.

2. С плесневых грибов (пеницилл, аспергилл) получают антибиотики - лекарства, которые используют при многих заболеваниях.

3. Широко используют дрожжи в хлебопечении, виноделии, пивоварении и производстве спирта.

4. Изготовление сыра, витаминов и органических кислот.

2. Грибы, поражающие культурные растения, снижают их урожаи (парша яблонь и груш и другие).

3. Вызывают порчу продуктов питания и предметов, используемых человеком.

4. Грибы вызывают заболевания у животных и людей (молочница, парша, стригущий лишай и др.).

  • грибы играют важную роль в природе и в жизни человека;
  • при сборе грибов необходимо быть особенно осторожным, воздерживаться от сбора низких по качеству и неизвестных грибов, поскольку они могут вызвать смертельное отравление.

Слайды 37-54. Иллюстрация к сведениям, которые содержатся в таблице. Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы.

Слайд 55. Вопросы для повторения изученного материала (для подготовки к ЕГЭ).

С1. Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

1. Деревья вступают в симбиоз с грибами;

2. Корни растений получают дополнительное минеральное питание, растения легче переносят неблагоприятные условия.

Слайд 56. Выводы по теме.

Подводя итоги этого этапа урока, ещё раз проговариваются основные понятия темы.

ВложениеРазмер
netrad._urok_griby.doc 76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Царство Грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека .

Вид урока : урок - путешествие.

Образовательные : обобщить имеющиеся знания учащихся по теме, познакомить с представителями Царства Грибы, их строением, практическим значением.

Воспитательные : продолжить формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной работы по алгоритму, формирование технологической компетентности, готовности к использованию информационных ресурсов.

Развивающие: развивать исследовательскую активность учащихся, формировать интерес к предмету.

Учитель . Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок не простой, мы с вами отправляемся в необыкновенную страну живых организмов. Это грибы. Современные биологи относят грибы к самостоятельному Царству.

Каждый путешественник, отправляясь в дорогу, берет маршрутный лист, ручку, карандаш и, конечно же, справочник. Сегодня нашими маршрутными листами станут наши тетради, а нашими справочниками будут учебники.

В ходе нашего путешествия мы вспомним всё, что знаем о царстве грибов, и узнаем много нового о грибах.

(З вучит музыкальный фрагмент походной песни )

Учитель . Человек сталкивается с представителями царства грибов гораздо чаще, чем принято думать. Всходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли мы за грибами в лес, отхлёбываем ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после укуса комара – нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности. Так что же такое грибы?

Грибы - это группа низших организмов, лишенных хлорофилла. Царство Грибы включает около 100 тысяч видов. Наука, изучающая грибы называется микологией. По способу питания грибы – гетеротрофы, отличительный признак грибов – строение их вегетативного тела. Это грибница, состоящая из нитей – гифов. Размножаются грибы спорами.

Путешествуя по царству грибов, давайте вспомним некоторые из них и познакомимся с новыми представителями. Слово предоставляется 1- му экскурсоводу по Царству Грибы. (По ходу рассказа ученики заполняют таблицу)

Значение в природе, жизни человека

1- ый Экскурсовод .

Ученики рассматривают микропрепарат, делают записи в тетради.

2 – ой Экскурсовод . К классу Аскомицеты относят дрожжи, сморчки, строчки. Дрожжи были открыты случайно. Много тысяч лет назад люди обратили внимание на виноградный сок, который оказался в тепле. В нем всплывали пузырьки, а на дно опускались белые хлопья. И только в 1680г. после изобретения микроскопа, ученые поняли, что дрожжи – это грибы. Тело дрожжей представлено

многочисленными делящимися клетками Сейчас человеку известны пивные, пекарские и медицинские дрожжи. Оказывается, не только человек научился использовать дрожжи для своих нужд. Обыкновенный комар выращивает их в своем пищеводе. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со слюной впрыскивается растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, а сами дрожжи вызывают, всеми известный зудящий волдырь на месте укуса.

На поляне, возле елки (Руки вперед, вверх)

Где растет большой грибок (Руки в стороны)

Гимнастической зарядкой (Ходьба на месте)

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Учитель: Наиболее широко известны шляпочные грибы. относятся они к классу базидиомицетов. С представителями этого класса, особенностями их строения мы познакомимся по справочной литературе (изучение материала по учебнику, стр. 24)

Давайте вооружимся карандашами и в своих маршрутных листах сделаем рисунок и записи о шляпочных грибах.

Работа в маршрутных листах.

Привал – сценки (выступление учеников – загадки, небольшие рассказы о грибах)

Под старою сосною,

Где склонился пень – старик,

Окружен своей семьею

Боровик . Белый гриб – мечта всех грибников. Растем мы в берёзовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. Нам хорошо расти под деревьями. Мы даем дереву воду, минеральные вещества, а от дерева получаем органические вещества. Наша взаимовыручка называется симбиозом. В одиночку растём мы редко, чаще группами. Боровик – красивый и крупный гриб, его ещё называют царём грибов.

Лисичка 1 А теперь отгадайте, ребята, нашу загадку.

Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносят летом.

Сидят на полянке семейство лисичек-

Полдюжины рыжих-прерыжих сестричек.

Ничуть не боятся их звери и птицы.

Такие весёлые эти сестрицы.

Любуются сосны на них и осинки,

А хитрым лисичкам охота в корзинки!

Мы растём в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Есть одно интересное свойство у этих грибов - они никогда не крошатся и не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички.

Сыроежка. Приходи по утру в туманные низины

Нас ты наберешь полную корзину.

Под дубами голубых,

Под сосною красных,

А под клёнами зелёных,

Под осиной синих,

Пусть грибов и не ядрёных

Но зато красивых!

В лесу растёт больше всего сыроежек. Своё название мы получили, за то, что в засоле очень скоро, через сутки становимся готовыми к употреблению. Сыроежки-друзья малоопытных грибников.

Шампиньон. Добрый день! Я-шампиньон! Я росту не в лесной чаще, а в чистом поле или на огороде. Где жирная земля. Когда гриб молодой он как бы запеленат в пелёнку. А у старого гриба есть воротничок. Шампиньоны часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластинки под шляпкой белые, а у меня- розовые или даже черные. Шампиньоны очень питательны.

Бледная поганка. Я – бледная поганка. Самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен, змеиному, он сохраняется даже при длительной варке. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой

Мухомор. Я – гриб мухомор. В отличие от поганки природа наградила меня красотой, но моя красота обманчива. Яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют как средство для уничтожения мух. Но такие лесные обитатели, как лоси, мною лечатся.

Учитель Спасибо ребята за интересный привал. Мы отдохнули с вами, и я предлагаю продолжить путешествие.

У вас на столах лежат наборы грибов. Вы должны найти съедобные и ядовитые грибы и сделать соответствующие записи в маршрутных листах.

(У каждой группы на столе лежит раздаточный материал «Съедобные и ядовитые грибы)

Учитель : Итак грибы собраны, мы идем по лесу дальше. Вдруг на стволе дерева видим наросты. Что это такое? Об этом нам расскажет 4 – ый экскурсовод.

(Ученикам раздаются экспонаты гриба трутовика, гербарии грибов - паразитов)

Гриб трутовик относится к классу базидиомицеты. Растет он на деревьях, разлагает их древесину. В древности трутовики применяли для изготовления трутов, используемых при высечении огня. Было еще одно применение трутовиков. Их нижний слой отделяли от верхнего, затем месяц вымачивали, отбивали молотком и превращали в похожий на кожу материал. Из этого материала шили шубы и шапки. Есть у трутовиков замечательное биологическое приспособление. Как бы не стояло дерево, их нижний трубчатый слой всегда обращен к земле, для того, чтобы споры свободно высыпались.

Большой практический интерес представляют виды рода спорынья. (Класс аскомицеты) Большинство из них паразитируют на злаках. На пораженных спорыньей колосьях видны черные рожки. Это плотно сплетенные гифы гриба. Клетки спорыньи содержат ядовитые вещества, которые при попадании в муку могут вызвать отравление животных и человека.

Очень важное практическое значение имеют грибы рода фитофтора. (Отдел Оомицеты). Наиболее опасен паразит ботвы и клубней картофеля – картофельный гриб. Он наносит большой вред урожаю картофеля.

Учитель: на нашем пути поляна. Сделаем привал.

Физкультминутка для глаз . (Проводит учитель)

Не поворачивая головы, посмотреть на дверь, на окно, вверх, вниз. Повторить 3 раза. Закрыть глаза, слегка нажать пальцами на глазное яблоко.

Выполнение заданий теста.

Ответьте на вопросы теста.

А . биология В . зоология С. микология Д . микробиология

2 . Грибы – это растения, лишенные хлорофилла.

А . да В . нет С . только некоторые из грибов.

4. Тело дрожжей представлено:

А. одной почкующейся клеткой В . клеткой с выростами

В . клеткой с выростами

С . многочисленными делящимися клетками

Д . многоклеточным организмом

5. Клетки грибов имеют ядра.

6. Грибы размножаются:

А. отводками В . спорами С . корнями Д . семенами

7. Грибы питаются

А. готовыми органическими веществами В. синтезируют вещества сами. С. смешанный тип питания.

А . ножка . В. мицелий С . шляпка Д. споры

9. Как называется сожительство грибов с корнями деревьев:

А . паразитизм В. симбиоз С . фотосинтез

10. Какой гриб используется человеком для получения лекарств:

А. мукор В. фитофтора С . пеницилл Д . дрожжи

11.Наземная часть шляпочного гриба называется:

А. грибница В. пенек С . шляпка Д. плодовое тело

12. Гриб мукор относится к:

А. дрожжевым В . плесневым С . шляпочным Д . сумчатым

13. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:

Читайте также: