Три поездки ильи муромца конспект урока 4 класс школа россии
Обновлено: 03.07.2024
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
- формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ поэтического текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Стал Владимир-князь выспрашивать:
«Ты откулешний, дородный добрый молодец!
Тебя как, молодца, именем назвать,
Взвеличать удалого по отчеству?
Говорит ему Илья таковы слова:
«Есть я из славного города из Мурома,
Со славного села Карачарова,
Именем меня Ильей зовут,
Илья Муромец, сын Иванович.
Стоял-то я заутреню во Муроме,
Говорят тут могучие богатыри:
«А ласково солнце, Владимир-князь!
В речах детина завирается:
Под городом Черниговом стоит силушка неверная,
Говорит Илья таковы слова:
Соловей-разбойник на твоем дворе,
И прикован он ко правому стремечку,
— Прочитайте отрывок выразительно.
— О ком в нем говорится?
— О каком князе упоминается в этом отрывке?
— Что вы узнали о богатыре? Расскажите.
III. Работа по теме урока
— Прочитайте название былины, поэтический отрывок из которой будем сегодня изучать. Как вы думаете, о чем он?
(Чтение былины учителем.)
— Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.
— Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?
— Какие слова и выражения вам были непонятны?
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
— Как необходимо читать текст былины? Какой темп выберем? (Примерный ответ. Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон, соответствующий героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков.)
(Чтение былины учащимися. Работа по иллюстрации.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал.
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
• Сегодня я сумел.
VII. Подведение итогов урока
— Итак, подведем итог тому, что мы узнали на уроке. Посмотрите еще раз на репродукцию картины В. Васнецова, прочитайте строки из произведения, которые к ней относятся.
Домашнее задание
Прочитать былину полностью, подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка. Подготовить иллюстрации.
Базовый учебник: Литературное чтение.4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.
Цель: создать условия для развития умений составлять рассказ о герое произведения, формулировать речевую задачу, составлять план, отбирать языковые средства для описания внешности, характера, своего отношения к Илье Муромцу
Задачи: продолжить знакомство учащихся с былиной как фольклорным жанром; формировать навыки выразительного и осознанного чтения; способствовать воспитанию самостоятельности и взаимоконтроля.
Планируемые результаты
Предметные:
научатся: формулировать речевую задачу, составлять план, отбирать языковые средства для описания внешности, характера, своего отношения к Илье Муромцу, рассказывать о герое произведения последовательно, логично, выразительно
Метапредметные:
Познавательные: отбирать из прочитанных произведений (былин) необходимые речевые средства для составления рассказа о герое, выстраивать их в логической последовательности; обобщать полученную из текстов информацию о герое произведения на более высоком качественном уровне.
Регулятивные: формулировать речевую задачу в коллективной деятельности; составлять план рассказа о герое; оценивать рассказы одноклассников по совместно выработанным критериям.
Коммуникативные: формулировать речевую задачу, использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текстов былин
Личностные: выражать собственное отношение к герою произведения, эмоционально передавая это отношение с помощью интонации и экспрессивных средств языка
Техническое оборудование: ноутбук, проектор.
Структура и ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Опишите внешний вид Ильи Муромца.
– Чем богатыри отличаются от героев сказок?
– Как в старину исполнялись былины? Какие музыкальные инструменты использовались?
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают по ролям на оценку.
– Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные.
– Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда ученые начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Какой литературный герой был в центре внимания на протяжении нескольких уроков по изучению былин?
– Посмотрите на доску и прочитайте ряд слов, которые вам помогут определить то, чему вы будете учиться
на уроке.
На доске дается ряд слов: внешность, характер, поступки, свое отношение к герою; рассказывать, описывать, составлять.
– Сформулируйте учебную задачу урока.
– Как вы думаете, что нужно для того, чтобы рассказ о герое получился логичным, последовательным, выразительным?
– Прочитайте тему урока.
– Подумайте, как лучше сформулировать речевую задачу, выполняя которую вы сможете увлекательно рассказать о богатыре Илье Муромце
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
– Мы познакомились с Ильей Муромцем.
– Надо составить план, найти в текстах былин слова и выражения, которые мы можем использовать в своих рассказах, продумать связки для перехода от одного пункта плана к другому…
– Научиться рассказывать эмоционально, используя в своей речи образные слова и выражения, увлечь интересным рассказом слушателей, не нарушать последовательности изложения мысли
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Работа над планом рассказа о герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания
Проводит работу над планом рассказа о герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания. Актуализирует знания учащихся об Илье Муромце на основе информации из разных источников.
– Вы правильно отметили, что рассказ может быть воспринят слушателями тогда, когда он логичен, последователен, основная мысль красной нитью проходит через все высказывание рассказчика. Что для этого нужно сделать?
– С чего важно начать?
– Кроме внешности героя, что помогает представить богатыря, составить о нем целостное представление?
– Чем вы закончите свое высказывание?
– Давайте вместе запишем план будущего рассказа. О чем будет ваш рассказ?
– Какова будет главная мысль вашего рассказа об Илье Муромце, что вы хотите передать слушателям, какие чувства и зачем?
– Ваше высказывание – это текст.
Как вы думаете, какой тип текста наиболее приемлем для рассказа об Илье Муромце?
– Если вы хотите донести до слушателя ваши чувства, то каким будет стиль изложения рассказа – научным или художественным?
– Вспомните признаки художественного текста.
– Вспомните, где родился Илья Муромец, кто были его родители, как проходило его детство, как произошло чудесное исцеление Ильи.
– Почему Илья Муромец причислен к лику святых?
– Предложите последовательность изложения данных фактов об Илье Муромце в виде пунктов плана.
Отвечают на вопросы учителя.
– Нужно составить план.
– Начать нужно с описания внешности героя.
– Далее описываем характер и поступки.
– В конце рассказа выразим свое отношение к герою.
Составляют план рассказа об Илье Муромце.
1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.
2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).
3. Характер и поступки Ильи Муромца.
4. Мое отношение к герою былин.
– Наш рассказ будет о самом Илье Муромце, его происхождении, чудесном выздоровлении и его победах над врагами земли Русской.
– Наша цель – передать в рассказе свое восхищение подвигами богатыря, чтобы слушатели вместе с нами испытали чувство гордости и восхищения.
– Наш рассказ о герое – это повествование с элементами описания. Мы будем рассказывать об Илье и включать в рассказ описание его внешности, характера.
– Стиль изложения рассказа – художественный.
– Признаки художественного текста: образность, яркость, выражение автором своих чувств и переживаний, собственной точки зрения по поводу когда-то увиденного, услышанного или прочитанного
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения
– Данные выражения в измененном виде вы можете использовать в своих рассказах. Найдите в текстах прочитанных былин слова и выражения, которые описывают характер и поступки Ильи Муромца и помогут вам о них рассказать.
– Вы так много узнали об Илье Муромце, отобрали большое количество материала, чтобы составить о нем рассказ. Но как высказать свое отношение к герою, что главное вы должны выразить в конце своего рассказа?
– Попробуйте предложить в устной форме свои варианты заключения рассказа. Вы можете использовать при составлении рассказа о герое следующие обороты речи: таким образом, следовательно, поэтому, так как, я думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему
и др.
– Мы испытываем восхищение героем, гордость за то, что на земле Русской был такой богатырь – Илья Муромец, который, не жалея жизни своей, защищал Родину и верно служил ей.
Работают в парах. Контрольно-оценочный лист получает каждый школьник, заполняется на каждого учащегося при взаимопрослушивании.
Цель: продолжить знакомство учащихся с былиной как фольклорным жанром; познакомить учащихся с пересказом И.Карнауховой, помочь увидеть различие поэтического и прозаического текста; формировать навыки выразительного и осознанного чтения; способствовать воспитанию самостоятельности и взаимоконтроля, расширению кругозора и словарного запаса, углубления интереса и любви к литературе и чтению.
Оборудование: учебник, текст былины, иллюстративный материал, презентация
Тип урока: комбинированный
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знают содержание былины, выразительно ее читают, называют признаки былинного жанра, отвечают на вопросы, дают характеристику Илье Муромцу, умеют использовать полученные знания для выполнения творческих заданий;
Личностные: понимают важность чтения художественной литературы; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в работе на уроке; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу;
общеучебные: формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания; высказывают и аргументируют свое мнение;
логические: проявляют самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
регулятивные - правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют само- взаимоконтроль;
коммуникативные - умеют конструктивно взаимодействовать в работе, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.
Организационный момент. Приветствие.
Проверка д/з. Зачитать подготовленные ответы.
- летопись - это жанр фольклора (нет)
- в летописи записаны исторические события по годам (да)
- былины могли петь, как песни (да)
- героями летописей были простые люди (нет)
- героями былин были богатыри и защитники родной земли (да)
- пение былин сопровождалось игрой на гуслях (да)
- в летописи описана трагическая гибель князя Олега (да)
- в летописи рассказывалось о том, как князь Олег поднял свои знамена над вратами Царьграда (нет)
Прочитайте в учебнике название былины и запишите ее, дополнив тему. Прочитайте ее полностью. Поставьте цели на этот урок, дополнив предложения?
Давайте найдем, что означают эти слова (установить соответствие между словом и его значением):
Верста - 1066,8 метра, или 1 км 67 м (приблизительно).
терем - поднятое, высокое жилое здание или часть его.
калачи крупитчатые - состоящий из отдельных частиц, крупинок; зернистый.
горенка, горница - комната наверху, на верхнем этаже
полушка - самая мелкая денежная единица на Руси
Работа с текстом.
Чтение былины. Осмысление прочитанного.
- понравилось ли вам продолжение былины?
- кратко расскажите о второй поездке Ильи Муромца.
- Как Илья Муромец догадался, что королевична задумала недоброе?
- кого спас Илья Муромец?
- что добыл Илья Муромец в третьей поездке?
- почему Илья Муромец не стал богатым?
Общее: главный герой - Илья Муромец, рассказывается о его поездках, вспоминается камень на распутье; второй текст является продолжением первого.
Отличия: первый текст - поэтический, второй - прозаический; первый похож на песню, второй - на рассказ; в первом видна связь с природой, во втором такой связи нет.
Домашнее задание: пересказать одну из поездок от имени Ильи Муромца
Вернуться к целеполаганию. Удалось ли достичь поставленных целей?
Давайте напоследок прочитаем, как после трех поездок Ильи Муромца стала выглядеть надпись на камне?
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "Ильины три поездочки"
Уразгалиева Татьяна Мусановна
Ильины три поездочки
Используемая образовательная система (методика, технология)
Технология проблемного обучения
Цели и задачи урока
Продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа; дать учащимся представление о былине как русской народной эпической песне.Расширять кругозор; работать над развитием речи.
Использованная литература (наименование учебника)
3. Ресурсы Интернета.
I. Организационный момент.
Итак, начнем урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.
- Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.
- Если вы любите свою школу, похлопайте в ладони;
- Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.
-Оцените свое настроение.
-У вас на столах есть оценочные листочки. Сегодня вы сами будете себя оценивать. В конце каждого этапа вы будете закрашивать кружочки:
зеленым - усвоил материал, хорошо, настроение хорошее;
желтым - что-то не понял;
красным - усвоил плохо, настроение плохое.
Оцените, с каким настроением вы пришли сегодня на урок.
Закрасьте кружок около цифры 1.
Я вижу, что у вас хорошее настроение и вы все готовы к уроку.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое былины, кому они посвящены, как они создавались.
-Как вы понимаете слово былина?
-Кто нам поможет дать полное и точное определение слова былина?
-Правильно. Давайте посмотрим в толковом словаре.
( с лово и его значение записывается на доске.)
Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.
Все ли слова вам понятны? (учащимся незнакомо слово эпическое)
-Эпическое – принадлежащее к эпосу. Эпос – от греческого – слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о событиях и героях.)
-Кто изображен на картине?
-Каких былинных героев вы знаете, про какие богатырские подвиги вы читали, слышали.
– Кто из героев былин вам нравится больше всего?
- Используя опорные слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, трусливый, мудрый, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, способный к состраданию, охарактеризуйте Илью Муромца (работа в парах).Обменяйтесь мнениями, обсудите с соседом.
Ехал сражался победил
Славна богатырями земля русская
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
IV. Расширение представлений учащихся о былине как русской народной эпической песне.
-По содержанию былины можно разделить на богатырские , рассказывающие о подвигах богатырей, и былины о жизни героев народных сказаний .
-При изучении данного раздела мы с вами познакомимся с обоими видами былин.
-Былины ещё и сейчас можно услышать в деревнях. Эти песни, переходя от поколения к поколению, служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно народное название былины – старина , то есть повествование о старинных событиях.
-Исполнялись былины певцами-сказителями под гусли. Былинный стих – размеренный и плавный. о н, как правило, не имеет рифмы. В былинах встречается множество всякого рода повторов, обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига.
V .Презентация. Былина. Виды былин
VI. Работа с учебником
Текст былины начинает читать учитель. Далее продолжают ученики.На данном уроке рассмариваем одну поездочку Ильи.
Походный совет – совет перед походом.
Сие предписано – это предназначено.
Кремнёвеньких – из кремния (камня горной породы, с помощью которого можно добывать огонь).
Булатная броня – металлическаяодежда из узорчатой твёрдой стали.
Колчан – сумка для стрел.
Сажень – русская мера длины, равная 2 м 13 см.
– Как вы думаете, почему Илья выбрал ту дорогу, на которой ему было предписано быть убитым?
– Ожидали ли вы, что Илья так легко расправится с разбойниками?
– Как вы думаете, какую дорогу дальше изберёт Илья?
– С какими новыми качествами Ильи Муромца познакомились?
– Дайте оценку уроку. Покажите свои оценочные листочки.
- Что особенно вам запомнилось?
– О чём вы хотели бы узнать?
Домашнее задание: поискать в библиотеке былины о богатыре Илье Муромце,подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка.
Читайте также:
- Конспект домашние животные зимой старшая группа
- Обучающее изложение кормушка 3 класс конспект урока
- Конспект занятия по лепке в средней группе на тему грибы для белочки
- Конспект занятия по формированию количественных представлений у детей младшей группы
- Конспект занятия по развитию речи по сказке колобок в младшей группе