Три поездки ильи муромца конспект урока 4 класс школа россии

Обновлено: 03.07.2024

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

- формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ поэтического текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Стал Владимир-князь выспрашивать:

«Ты откулешний, дородный добрый молодец!

Тебя как, молодца, именем назвать,

Взвеличать удалого по отчеству?

Говорит ему Илья таковы слова:

«Есть я из славного города из Мурома,

Со славного села Карачарова,

Именем меня Ильей зовут,

Илья Муромец, сын Иванович.

Стоял-то я заутреню во Муроме,

Говорят тут могучие богатыри:

«А ласково солнце, Владимир-князь!

В речах детина завирается:

Под городом Черниговом стоит силушка неверная,

Говорит Илья таковы слова:

Соловей-разбойник на твоем дворе,

И прикован он ко правому стремечку,

— Прочитайте отрывок выразительно.

— О ком в нем говорится?

— О каком князе упоминается в этом отрывке?

— Что вы узнали о богатыре? Расскажите.

III. Работа по теме урока

— Прочитайте название былины, поэтический отрывок из которой будем сегодня изучать. Как вы думаете, о чем он?

(Чтение былины учителем.)

— Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.

— Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?

— Какие слова и выражения вам были непонятны?

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

— Как необходимо читать текст былины? Какой темп выберем? (Примерный ответ. Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон, соответствующий героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков.)

(Чтение былины учащимися. Работа по иллюстрации.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Итак, подведем итог тому, что мы узнали на уроке. Посмотрите еще раз на репродукцию картины В. Васнецова, прочитайте строки из произведения, которые к ней относятся.

Домашнее задание

Прочитать былину полностью, подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка. Подготовить иллюстрации.


Базовый учебник: Литературное чтение.4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.

Цель: создать условия для развития умений составлять рассказ о герое произведения, формулировать речевую задачу, составлять план, отбирать языковые средства для описания внешности, характера, своего отношения к Илье Муромцу

Задачи: продолжить знакомство учащихся с былиной как фольклорным жанром; формировать навыки выразительного и осознанного чтения; способствовать воспитанию самостоятельности и взаимоконтроля.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: формулировать речевую задачу, составлять план, отбирать языковые средства для описания внешности, характера, своего отношения к Илье Муромцу, рассказывать о герое произведения последовательно, логично, выразительно

Метапредметные:

Познавательные: отбирать из прочитанных произведений (былин) необходимые речевые средства для составления рассказа о герое, выстраивать их в логической последовательности; обобщать полученную из текстов информацию о герое произведения на более высоком качественном уровне.

Регулятивные: формулировать речевую задачу в коллективной деятельности; составлять план рассказа о герое; оценивать рассказы одноклассников по совместно выработанным критериям.

Коммуникативные: формулировать речевую задачу, использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текстов былин

Личностные: выражать собственное отношение к герою произведения, эмоционально передавая это отношение с помощью интонации и экспрессивных средств языка

Техническое оборудование: ноутбук, проектор.

Структура и ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Опишите внешний вид Ильи Муромца.

– Чем богатыри отличаются от героев сказок?

– Как в старину исполнялись былины? Какие музыкальные инструменты использовались?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают по ролям на оценку.

– Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные.

– Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда ученые начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Какой литературный герой был в центре внимания на протяжении нескольких уроков по изучению былин?

– Посмотрите на доску и прочитайте ряд слов, которые вам помогут определить то, чему вы будете учиться
на уроке.

На доске дается ряд слов: внешность, характер, поступки, свое отношение к герою; рассказывать, описывать, составлять.

– Сформулируйте учебную задачу урока.

– Как вы думаете, что нужно для того, чтобы рассказ о герое получился логичным, последовательным, выразительным?

– Прочитайте тему урока.

– Подумайте, как лучше сформулировать речевую задачу, выполняя которую вы сможете увлекательно рассказать о богатыре Илье Муромце

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Мы познакомились с Ильей Муромцем.

– Надо составить план, найти в текстах былин слова и выражения, которые мы можем использовать в своих рассказах, продумать связки для перехода от одного пункта плана к другому…

– Научиться рассказывать эмоционально, используя в своей речи образные слова и выражения, увлечь интересным рассказом слушателей, не нарушать последовательности изложения мысли

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Работа над планом рассказа о герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания

Проводит работу над планом рассказа о герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания. Актуализирует знания учащихся об Илье Муромце на основе информации из разных источников.

– Вы правильно отметили, что рассказ может быть воспринят слушателями тогда, когда он логичен, последователен, основная мысль красной нитью проходит через все высказывание рассказчика. Что для этого нужно сделать?

– С чего важно начать?

– Кроме внешности героя, что помогает представить богатыря, составить о нем целостное представление?

– Чем вы закончите свое высказывание?

– Давайте вместе запишем план будущего рассказа. О чем будет ваш рассказ?

– Какова будет главная мысль вашего рассказа об Илье Муромце, что вы хотите передать слушателям, какие чувства и зачем?

– Ваше высказывание – это текст.
Как вы думаете, какой тип текста наиболее приемлем для рассказа об Илье Муромце?

– Если вы хотите донести до слушателя ваши чувства, то каким будет стиль изложения рассказа – научным или художественным?

– Вспомните признаки художественного текста.

– Вспомните, где родился Илья Муромец, кто были его родители, как проходило его детство, как произошло чудесное исцеление Ильи.

– Почему Илья Муромец причислен к лику святых?

– Предложите последовательность изложения данных фактов об Илье Муромце в виде пунктов плана.

Отвечают на вопросы учителя.

– Нужно составить план.

– Начать нужно с описания внешности героя.

– Далее описываем характер и поступки.

– В конце рассказа выразим свое отношение к герою.

Составляют план рассказа об Илье Муромце.

1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.

2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).

3. Характер и поступки Ильи Муромца.

4. Мое отношение к герою былин.

– Наш рассказ будет о самом Илье Муромце, его происхождении, чудесном выздоровлении и его победах над врагами земли Русской.

– Наша цель – передать в рассказе свое восхищение подвигами богатыря, чтобы слушатели вместе с нами испытали чувство гордости и восхищения.

– Наш рассказ о герое – это повествование с элементами описания. Мы будем рассказывать об Илье и включать в рассказ описание его внешности, характера.

– Стиль изложения рассказа – художественный.

– Признаки художественного текста: образность, яркость, выражение автором своих чувств и переживаний, собственной точки зрения по поводу когда-то увиденного, услышанного или прочитанного

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения

– Данные выражения в измененном виде вы можете использовать в своих рассказах. Найдите в текстах прочитанных былин слова и выражения, которые описывают характер и поступки Ильи Муромца и помогут вам о них рассказать.

– Вы так много узнали об Илье Муромце, отобрали большое количество материала, чтобы составить о нем рассказ. Но как высказать свое отношение к герою, что главное вы должны выразить в конце своего рассказа?

– Попробуйте предложить в устной форме свои варианты заключения рассказа. Вы можете использовать при составлении рассказа о герое следующие обороты речи: таким образом, следовательно, поэтому, так как, я думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему
и др.

– Мы испытываем восхищение героем, гордость за то, что на земле Русской был такой богатырь – Илья Муромец, который, не жалея жизни своей, защищал Родину и верно служил ей.

Работают в парах. Контрольно-оценочный лист получает каждый школьник, заполняется на каждого учащегося при взаимопрослушивании.

Цель: продолжить знакомство учащихся с былиной как фольклорным жанром; познакомить учащихся с пересказом И.Карнауховой, помочь увидеть различие поэтического и прозаического текста; формировать навыки выразительного и осознанного чтения; способствовать воспитанию самостоятельности и взаимоконтроля, расширению кругозора и словарного запаса, углубления интереса и любви к литературе и чтению.

Оборудование: учебник, текст былины, иллюстративный материал, презентация

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знают содержание былины, выразительно ее читают, называют признаки былинного жанра, отвечают на вопросы, дают характеристику Илье Муромцу, умеют использовать полученные знания для выполнения творческих заданий;

Личностные: понимают важность чтения художественной литературы; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в работе на уроке; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу;

общеучебные: формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания; высказывают и аргументируют свое мнение;

логические: проявляют самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;

регулятивные - правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют само- взаимоконтроль;

коммуникативные - умеют конструктивно взаимодействовать в работе, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.

Организационный момент. Приветствие.

Проверка д/з. Зачитать подготовленные ответы.

- летопись - это жанр фольклора (нет)

- в летописи записаны исторические события по годам (да)

- былины могли петь, как песни (да)

- героями летописей были простые люди (нет)

- героями былин были богатыри и защитники родной земли (да)

- пение былин сопровождалось игрой на гуслях (да)

- в летописи описана трагическая гибель князя Олега (да)

- в летописи рассказывалось о том, как князь Олег поднял свои знамена над вратами Царьграда (нет)

Прочитайте в учебнике название былины и запишите ее, дополнив тему. Прочитайте ее полностью. Поставьте цели на этот урок, дополнив предложения?

Давайте найдем, что означают эти слова (установить соответствие между словом и его значением):

Верста - 1066,8 метра, или 1 км 67 м (приблизительно).

терем - поднятое, высокое жилое здание или часть его.

калачи крупитчатые - состоящий из отдельных частиц, крупинок; зернистый.

горенка, горница - комната наверху, на верхнем этаже

полушка - самая мелкая денежная единица на Руси

Работа с текстом.

Чтение былины. Осмысление прочитанного.

- понравилось ли вам продолжение былины?

- кратко расскажите о второй поездке Ильи Муромца.

- Как Илья Муромец догадался, что королевична задумала недоброе?

- кого спас Илья Муромец?

- что добыл Илья Муромец в третьей поездке?

- почему Илья Муромец не стал богатым?

Общее: главный герой - Илья Муромец, рассказывается о его поездках, вспоминается камень на распутье; второй текст является продолжением первого.

Отличия: первый текст - поэтический, второй - прозаический; первый похож на песню, второй - на рассказ; в первом видна связь с природой, во втором такой связи нет.

Домашнее задание: пересказать одну из поездок от имени Ильи Муромца

Вернуться к целеполаганию. Удалось ли достичь поставленных целей?

Давайте напоследок прочитаем, как после трех поездок Ильи Муромца стала выглядеть надпись на камне?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "Ильины три поездочки"

Уразгалиева Татьяна Мусановна

Ильины три поездочки

Используемая образовательная система (методика, технология)

Технология проблемного обучения

Цели и задачи урока

Продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа; дать учащимся представление о былине как русской народной эпической песне.Расширять кругозор; работать над развитием речи.

Использованная литература (наименование учебника)

3. Ресурсы Интернета.

I. Организационный момент.

Итак, начнем урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.

- Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

- Если вы любите свою школу, похлопайте в ладони;

- Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.

-Оцените свое настроение.

-У вас на столах есть оценочные листочки. Сегодня вы сами будете себя оценивать. В конце каждого этапа вы будете закрашивать кружочки:

зеленым - усвоил материал, хорошо, настроение хорошее;

желтым - что-то не понял;

красным - усвоил плохо, настроение плохое.

Оцените, с каким настроением вы пришли сегодня на урок.

Закрасьте кружок около цифры 1.

Я вижу, что у вас хорошее настроение и вы все готовы к уроку.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое былины, кому они посвящены, как они создавались.

-Как вы понимаете слово былина?

-Кто нам поможет дать полное и точное определение слова былина?

-Правильно. Давайте посмотрим в толковом словаре.

( с лово и его значение записывается на доске.)

Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.

Все ли слова вам понятны? (учащимся незнакомо слово эпическое)

-Эпическое – принадлежащее к эпосу. Эпос – от греческого – слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о событиях и героях.)

-Кто изображен на картине?

-Каких былинных героев вы знаете, про какие богатырские подвиги вы читали, слышали.

– Кто из героев былин вам нравится больше всего?

- Используя опорные слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, трусливый, мудрый, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, способный к состраданию, охарактеризуйте Илью Муромца (работа в парах).Обменяйтесь мнениями, обсудите с соседом.

Ехал сражался победил

Славна богатырями земля русская

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

IV. Расширение представлений учащихся о былине как русской народной эпической песне.

-По содержанию былины можно разделить на богатырские , рассказывающие о подвигах богатырей, и былины о жизни героев народных сказаний .

-При изучении данного раздела мы с вами познакомимся с обоими видами былин.

-Былины ещё и сейчас можно услышать в деревнях. Эти песни, переходя от поколения к поколению, служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно народное название былины – старина , то есть повествование о старинных событиях.

-Исполнялись былины певцами-сказителями под гусли. Былинный стих – размеренный и плавный. о н, как правило, не имеет рифмы. В былинах встречается множество всякого рода повторов, обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига.

V .Презентация. Былина. Виды былин

VI. Работа с учебником

Текст былины начинает читать учитель. Далее продолжают ученики.На данном уроке рассмариваем одну поездочку Ильи.

Походный совет – совет перед походом.

Сие предписано – это предназначено.

Кремнёвеньких – из кремния (камня горной породы, с помощью которого можно добывать огонь).

Булатная броня – металлическаяодежда из узорчатой твёрдой стали.

Колчан – сумка для стрел.

Сажень – русская мера длины, равная 2 м 13 см.

– Как вы думаете, почему Илья выбрал ту дорогу, на которой ему было предписано быть убитым?

– Ожидали ли вы, что Илья так легко расправится с разбойниками?

– Как вы думаете, какую дорогу дальше изберёт Илья?

– С какими новыми качествами Ильи Муромца познакомились?

– Дайте оценку уроку. Покажите свои оценочные листочки.

- Что особенно вам запомнилось?

– О чём вы хотели бы узнать?

Домашнее задание: поискать в библиотеке былины о богатыре Илье Муромце,подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка.

Читайте также: