Конспект занятия по лепке в средней группе на тему грибы для белочки

Обновлено: 06.07.2024

Конспект НОД по лепке в средней группе детского сада на тему "Грибы". Благодаря сюрпризному моменту дети с большим энтузиазмом берутся за лепку грибов для ежика, который весь день провел в лесу и не смог найти ничего для своих деток

Оценить 3543 0

Программное содержание: Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание пластилина прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.

Оборудование:

Демонстрационный материал: игрушка ежик, муляжи грибов, иллюстрации с грибами, пластилин, доска для лепки.

Раздаточный материал: доска для лепки, пластилин.

Ход работы: Воспитатель загадывает детям загадку про гриб:

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло!

- Правильно ребята это гриб. Ой, ребята, вы слышите, кажется кто-то фыркает! Да это же ежик! Только он почему-то очень грустный! Давайте спросим у ежика, почему он такой грустный? Ребята, ежик очень расстроился потому, что он целый день ходил по лесу и искал грибочки, чтобы запасти на зиму, и ничего не нашел! Теперь ему нечем будет кормить зимой своих деток! Что же делать? Может мы можем как-то помочь ежику? Правильно, мы можем налепить грибочков для ежика и его ежат! Давайте постараемся.

А теперь, дети, по смотрите на картинки, какие бывают грибочки . Скажите, чем они похожи?

Дети: У грибов есть шляпка и ножка .

Воспитатель: Правильно, дети! А чем они отличаются?

Дети: Грибы разного цвета и размера.

Воспитатель: Правильно, дети! Чтобы сделать такие грибы из пластилина , сначала надо вылепить ножку гриба . Для этого я беру кусок пластилина и делю его на две части. Одну часть откладываю в сторону, а другую раскатываю между ладоней вперед движениями вперед – назад. Вот так. У меня получилась ножка гриба . Теперь беру другую часть пластилина, кладу ее на одну ладонь другой накрываю и круговыми движениями скатываю шар. Вот так. Для того чтобы получилась шляпка, надо положить шар между ладонями и расплющить, а теперь пальчиками аккуратно прищипываем края шляпки. Вот так. Теперь надо соединить шляпку и ножку. Вот так. У меня получился вот такой красивый гриб . Прежде чем приступать к работе, давайте разомнем наши пальчики:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

С чего мы начинаем лепку ? (Еще раз уточнить поэтапность изготовления) Можете приступать к лепке .

Самостоятельная деятельность детей, по необходимости оказывать помощь.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько грибов теперь у нашего ежика, на всю зиму хватит! Кажется наш ежик очень доволен. Все красивые и не похожие друг на друга. Сегодня все старались и были очень внимательны.Молодцы!


Средняя группа

Цель:

Дать представление о грибах, которые растут в лесу.

Задачи:

Воспитательные:

— воспитывать умение радоваться красивой поделке, желание вылепить как можно лучше;

— воспитывать умение добиваться при лепке наибольшего сходства с образцом.

Развивающие:

— развивать умение передавать некоторые характерные признаки грибов: углубление, загнутые края, утолщающиеся ножки.

— развивать умение применять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание.

Обучающие:

— Учить детей лепить корзину с грибами.

— Закреплять умение классифицировать грибы (съедобные-несъедобные).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Зверь пушной живёт в дупле,

Любит там сидеть в тепле,

Хоть дупло совсем не грелка.

Зиму там проводит — (Белка)

Воспитатель: Правильно, сегодня к нам в гости пришла белочка.

Конспект занятия по лепке

Воспитатель: Где она живёт? Ответ детей.

Воспитатель: Что она кушает? Дети отвечают. Верно, ягоды, грибы.

Воспитатель: Послушайте стихи о белочке О. Кисилева:

Сушит белочка на ветке

Гриб себе и гриб соседке.

А соседка ищет шишки

Для себя и для сынишки.

А подружке даст орех –

Хватит лакомства на всех!

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?

— Влад, что белочка заготавливает на зиму?

Воспитатель: Дети, наша белочка пробегала, проскакала с ветки на ветку, заигралась совсем, не заметила что пришла волшебница-осень. Белочка совсем не сделала запасов на зиму, ни яблок, ни ягод, ни грибов.

Мне очень жаль белочку, давайте ей сделаем подарки-слепим корзинки с грибами. Я уже слепила, посмотрите.

Воспитатель показывает детям готовый образец, а затем лепит корзинку и грибы при детях.

В середине игровой ситуации проводится физминутка:

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув в лево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

грибочки из пластилина

Особенности подготовки и организации занятия

В средней группе изобразительная деятельность ребёнка (особенно когда он посещает детский сад регулярно) продолжает развиваться. Более совершенной становится мелкая моторика, что, естественно, сказывается на качестве лепки. Кроме того, у малыша уже накапливается опыт познания окружающего мира, развивается воображение. За счёт этого представления о предметах и явлениях становятся более реалистичными и детализированными.

Так, если во второй младшей группе малыши на занятиях лепкой создают примитивные образы грибов (просто столбик со шляпкой в виде шарика или лепёшки — не уделяется особого внимания цвету, форме, характерным особенностям), то в среднем дошкольном возрасте образ гриба уже прорабатывается более детально.

Грибы работы воспитанников второй младшей группы; мальчики в средней группе лепят разные по цвету и форме грибы

В младшем дошкольном возрасте дети создают примитивные образы грибов, не уделяя особого внимания их цвету, формы, характерным особенностям, в средней же группе дети уже понимают, что грибы различаются по форме и окраске

Воспитатель объясняет ребятам, что каждый грибок имеет характерные особенности, не похож на остальные. Например, у боровичка будет толстая светлая ножка и коричневая шляпка, у мухомора — более тонкая длинная ножка белого цвета и конусообразная ярко-красная шляпка с белыми крапинками, лисички — рыженькие с вогнутой шляпкой, плавно переходящей в ножку, и т. д. При объяснении необходима опора на наглядность — соответствующие тематические картинки, а ещё лучше муляжи конкретных грибов.

Муляжи грибов

При объяснении характерных особенностей разных грибов необходима наглядность, идеальный вариант — муляжи

В средней группе педагог побуждает детей самим определять цвета пластилина, необходимые им для лепки конкретного гриба. Это формирует у ребят самостоятельность мышления, наблюдательность. Также ребята самостоятельно могут отделить от большого куска необходимое количество материала для изготовления определённой детали.

Приёмы лепки грибов

Соответственно образу конкретного гриба педагог обучает детей подходящим приёмам лепки. Большинство поделок будут создаваться конструктивным способом: отдельно формируются составные части гриба (гриб, ножка, юбочка, крапинки у мухомора), которые затем соединяются в единую композицию (методом придавливания, сглаживания).

Ножки и шляпки разных размеров — детали для лепки мухоморов

Большинство грибов лучше мастерить конструктивным способом

Однако некоторые виды грибов удобнее лепить скульптурным способом — из цельного куска пластилина. Например, это лисички. Шляпка у них как бы является продолжением ножки, края её смотрят вверх (а не опущены, как у многих грибов).

При лепке же отдельных грибочков (к примеру, сыроежки) хорошо сочетать два указанных метода: гриб формируется из цельного куска пластилина (наподобие лисички), а затем сверху присоединяется плоская шляпка розового или сиреневого цвета.

Сыроежки из пластилина

Сыроежки можно лепить комбинированным способом, сочетая конструктивный и скульптурный

В целом ребята продолжают отрабатывать приёмы лепки, знакомые им со второй младшей группы: раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, сплющивание шарика ладонями для формирования лепёшки. Однако теперь акцент делается на лепке пальцами для уточнения формы: вдавливание шляпки для придания ей вогнутой формы, оттягивание кончика, чтобы придать шляпке вид конуса. Ножка гриба уже имеет не просто форму столбика (цилиндра), а немного сужается кверху, внизу к ней добавляется тёмный пластилин (методом размазывания) для имитации земли.

Дети пятого года жизни уже могут лепить не один грибок, а составлять красивую композицию, например, из двух грибочков разного размера, отклоняющихся один от другого.

Семейка грибов

Грибочки расположены попарно, по-разному отклоняясь друг от друга

Поделка также может дополняться деталями: травкой, листочками, жучком, гусеницей, ягодками. Кстати, узор на листике ребятам уже могут сами прорисовывать стекой.

Грибная полянка, на одном грибе сидит улитка, на других лежат листочки

Грибная композиция может дополняться травкой, насекомыми, ягодками

Чтобы занятие лепкой было более увлекательным, педагогу стоит предлагать ребятам дополнительные материалы. Например, шляпкой гриба может стать каштан, половинка скорлупы грецкого ореха. Ножку можно соорудить из жёлудя (его обмазывают пластилином или оставляют нетронутой). Белые точки на шляпке мухомора хорошо обозначить рисовой крупой.

Грибы со шляпками из каштанов

Помимо основного материала (пластилин) детям можно предлагать дополнительный для обозначения основных частей гриба и в качестве декора

  1. Первый этап — лепка ножки. Из пластилина белого или бежевого цвета нужно скатать толстую колбаску и придать ей слегка заострённую с одной стороны форму.

Слегка заострённая толстая колбаска бежевого цвета

Ножка у боровика имеет вид толстой, немного заострённой кверху колбаски

Коричневый шар, разделённый на две неравные части

Большой коричневый шар нужно разрезать на две неравные части

Шляпка боровичка с углублением внутри

Шляпку нужно подравнять пальчиками и сделать внутри углубление

Готовый большой боровичок

Из бежевого пластилина формируется лепёшка и лепится к нижней части шляпки, осталось присоединить ножку

Два боровика рядышком

Маленький боровичок лепится аналогично большому

Готовая композиция

Боровички ставятся на зелёную подставку-лепёшку и оборачиваются жёлто-зелёной травкой

  1. Из оранжевого пластилина нужно скатать колбаску, заметно расширяющуюся кверху.

Оранжевая колбаска, расширяющаяся кверху (похожа по форме на конус)

Основой гриба будет форма, напоминающая конус

Гриб со шляпкой в виде воронки, на внутреннюю сторону шляпки нанесены насечки

Насечки сделают грибок более реалистичным

Готовая семейка лисичек

Для лисичек нужно сделать подставку и украсить композицию травкой и листочком



Кроме того, ребята могут лепить грибы на полянке. Это может быть индивидуальная (3–4 грибочка на травке) либо коллективная композиция. Во втором случае педагог готовит большую основу: это может быть лист картона формата А3, окрашенного в зелёный цвет, искусственная трава, мох и пр.


Полянку (основу для коллекттивной лепки) готовит воспитатель, используя картон, бумагу, искусственную траву и прочие материалы


Корзину каждый ребёнок лепит наиболее удобным способом

На занятии также можно одновременно лепить грибы и ягоды (дары леса). Например, на шляпке большого гриба или рядом с ним может лежать малина или веточка смородины из пластилина.

Описание поделки грибы

Несмотря на то, что мы будем использовать пластилин определенных оттенков, вы вправе выбрать любой другой. Или же отдать на усмотрение детей, выбрать необходимый цвет. Тем самым мы вовлечем их в работу, и время пролетит гораздо быстрее. Для того, чтобы ребята смогли унести поделку домой, вы можете воспользоваться листом картона. В данном уроке мы опускаем такой шаг, но вы должны иметь это ввиду. Не стоит забывать и о возможности рассказать детям о том, что такое гриб, какие существуют и чем они отличаются друг от друга. Если у вас получится совместить два дела одновременно, то это будет здорово.


Наиболее часто узнаваемым грибом является мухомор. Именно к нему и будет проведена отсылка в данном уроке. Мы лишь изменим цвет шляпки, чтобы сделать поделку более живой и интересной. Правда это не отменяет того факта, что практически каждый ребенок узнает этот гриб, и скажет, что он не съедобен. А ведь их существует великое множество, и к большому удивлению многих стоит отметить, что не все мухоморы ядовиты. Точно так же, как и отравленные бывают похожи на те, что мы часто употребляем в пищу. Трудно сказать, с чем это связано и почему так задумала природа. В любом случае, надеемся, что вам понравится данный урок и вы проведете время с пользой для себя, и тех, кто вас окружает.






Реализация индивидуального подхода при лепке грибов


При лепке грибов можно успешно применять индивидуальный подход

Украшаем домик пластилином

Очень хорошей и креативной поделкой в виде гриба своими руками станет домик-гриб из пластилина, который будет отличным дополнением к вашему интерьеру и будет радовать глаз.


Начнем с того, что в любой семье, где есть дети, остаются баночки от питания, которые отлично подойдут как основа для нашей поделки. Далее следует размочить белый пластилин в воде, мы будем обмазывать им наружные стенки нашего домика, таким образом пластилин станет более мягким и приятным в работе, а также не будет приставать к рукам.


После делаем окошки и дверцу, нар этом внешняя отделка домика практически завершена, нанесем последние штрихи в виде цветочков, лиан или лоз на стене.

    Декор дома из подручных материалов: мастер-классы по изготовлению картин и декора подушек


Рукоделие поделки: советы по примирению красивых поделок в дизайне интерьера (110 фото)


Поделка рыбка — 75 фото изготовления оригинальных моделей рыбок своими руками


Крышку от нашей баночки обмазываем красным пластилином по аналогии со стенками и крепим на ней белые кружки, у нас получается красивая шляпка-крыша для нашего гриба-домика.


Поделка готова, но вы можете проявить свою креативность и придумать что-нибудь новенькое, например, поместить внутрь светодиод или светящуюся игрушку, домик будет сиять изнутри!


Добавим, что очень красиво смотрятся аппликации из пластилина, которые могут выполняться в двух техниках – мазка и пласта.







В первом случае мы наносим пластилин на рабочую поверхность размазывая, во втором необходимо раскатать кусок пластилина и вырезать из него нужные фигуры.


Фотогалерея: работы воспитанников средней группы



Воспитатель раздаёт детям картон зелёного цвета произвольной формы с волнистыми краями (полянка), листья и травинки



Корзинку дети лепили из длинного жёлтого жгута пластилина



Каждый ребёнок может слепить произвольное количество грибов



Оригинальная идея — сделать большой пенёк из картона, на котором будут расти детские пластилиновые грибочки



Все грибы оформляются в коллективную композицию с использованием искусственной травки и аппликации



Грибочки дополнены пластилиновой корзинкой и сухими листьями



В средней группе ребята могут вполне реалистично изобразить мухомор, вылепив даже его характерную юбочку



Мухомор — красивый яркий гриб, который детям всегда нравится лепить



Мохнатый зелёный коврик идеально подходит для создания образа полянки



Яркая фантазийная композиция помещена на картонную подставку-полянку



Пластилиновые мухоморы можно поместить на настоящий мох

Занятия лепкой всегда увлекают дошкольников, особенно когда они мастерят знакомые предметы, которые можно наблюдать в природе или быту. Воспитанники средней группы уже создают более реалистичные образы грибов, уделяя внимание характерной цветовой гамме, форме, деталям. Ребята могут органично дополнить композицию подходящими элементами (травкой, корзинкой, ягодками). Главное — научить малышей конкретным приёмам лепки и вдохновить их на творчество.

Пошаговая инструкция, как слепить грибы из пластилина


  • 1. Положите перед собой бледно-розовый пластилин, достав его из коробки. Если вы им не располагаете, то воспользуйтесь белым или смешайте его с красным. Для этого предварительно разомните в руках оба материала, после чего соединяйте. Мните до тех пор, пока текстура не станет однородной.


  • 2. Оторвите от него три кусочка примерно одинакового размера и скатайте из них шарики. Так как это будет основа для будущих грибов, то заранее определите, какими по величине они должны быть. Чем больше будет сфера, тем массивнее получится гриб.


  • 3. Теперь возьмите небольшую дощечку, или проложенную листом бумаги книгу, после чего прижмите шарики. В результате у вас получатся такие же блины, как и у нас. Помните о том, что некоторые марки пластилина могут пачкать поверхность.


  • 4. Берем теперь желтый пластилин, а так же оранжевый и малиновый. Отрываем от них куски примерно точно такого же размера, какими они были шаг назад. Когда все будет готово, скатайте из них шарики.


  • 5. Аналогично, снова воспользуемся ровной твердой дощечкой или проложенной книгой, чтобы превратить сферы в блинчики.


  • 6. Возьмите зубочистку или карандаш и сделайте дырочки аналогично тем, что показаны у нас. Следите за тем, чтобы они были сквозными.


  • 7. Приложите цветные блины к бледно-розовым. Если последние окажутся больше, то подрежьте их ножом. После чего скрепите две поверхности, для каждого сочетания цветов.
  • 8. Когда все будет готово, нам необходимо собственной ладонью надавить на каждый сдвоенный блин. Тем самым бледно-розовый пластилин пройдет сквозь сделанные нами ранее дырочки.


  • 9. Следующий шаг — это формирование шляп грибочков. Для этого загните их, слепив своеобразный купол.


  • 10. Из розового пластилина делаем три шарика и приступаем к следующему шагу.


  • 11. Каждую сферу надо раскатать в колбаску таким образом, чтобы одна сторона была немного уже другой.


  • 12. Осталось только прикрепить ножки к шляпкам, придать поделке устойчивость, слегка прижав к столу или картону и все готово.





Лепка — важный элемент педагогической работы по развитию мелкой моторики у детей.

Она также учит усидчивости, концентрации внимания, пробуждает фантазию, развивает образное мышление. Как правило, на занятиях средней группы детского сада применяется пространственная объёмная лепка, когда объект изготавливается полностью трёхмерным, как в реальности. Этим достигается наглядность объектов, изображаемых детьми. Кроме того, это стимулирует развитие пространственного восприятия.

Для детей очень важно знать съедобные грибы

Из способов лепки для создания грибов чаще применяется конструктивный. Детям также можно предложить закрепить сделанные грибочки на опоре, чтобы можно было собрать целую грибную поляну. Таким образом, в числе дополнительных материалов будут бумага и картон или пластик.

В качестве основного материала для лепки потребуется цветной пластилин; тона зависят от того, какие варианты композиции будут предложены педагогом для изготовления. К примеру, для лепки мухоморов потребуется основной красный тон для шляпки с белыми элементами — ножкой, точками и низом шляпки гриба. Белый и коричнево-красный пригодятся для подосиновика. Коричневый пойдёт для шляпки белого гриба. Ну а поганки могут изготавливаться в разнообразной цветовой гамме, как и сыроежки.

Конспект занятия по лепке в младшей группе

Познакомить детей конструктивному способу лепки грибов. Показать приёмы моделирования шляпки гриба: раскатывание шара и сплющивание. Обратить внимание на необходимость прочного и аккуратного соединения частей. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

— образовательная

: расширять представления детей о лесных грибах (мухомор,белый гриб .

— развивающая:

— знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произростания;- съедобные , несъедобные , формировать представления о последовательности лепки предметов из нескольких частей и способах их соединения, развивать мышление, внимание, речь, моторику рук,развивать чувство формы и цвета,развивать усовершенствование умения пользоваться салфетками.

воспитательная

: -воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, аккуратность.

: пластилин для лепки (красное, коричневое, жёлтое, белое); картинки с изображениями грибов; доска для лепки, салфетки для вытирания рук, образец.

Ход занятия:

Ребята давайте вспомним какое время года на улице (Осень) Ребята а скажите пожалуйста в это время года что растет в лесу (грибы, ягоды) – Да действительно грибы растут в лесу ,а где ? не подскажите( на полянках, под деревьями,в траве, и на старых пнях ) Что возьмем с собой в лес?(корзину). Давайте ребята отправимся в лес.

Игра малой подвижности

Мы идем в осенний лес (Дети идут по кругу) А в лесу полно чудес ! Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу) И в корзинку собирать.(Приседают и собирают грибы).

Вот мы и оказались в лесу, теперь мы грибники ( уточнить кто такие?) Ребята, а в лесу можно заблудиться( Да) в лесу можно заблудиться и чтобы этого не произошло грибники друг другу кричат АУ. МОЛОДЦЫ. (Присаживаемся на стульчики). В лесу много грибов, но не все грибы можно собирать. Одни грибы называются съедобные, их можно кушать, а другие несъедобные ,их нельзя кушать человеку ( опасные для людей ) Ребята, а скажите пожалуйста, чем похожи грибы. У всех грибов есть шляпка, ножка корень (грибница)- в земле А чем отличаются (Ответы детей) Отличаются грибы по цвету, форме, размеру. Давайте вместе вспомним, какие грибы растут в наших лесах? (боровик, подберёзовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, мухомор)

Практическая часть.

Педагог предлагает детям слепить много-много грибов и разместить их на пенечке. Уточняет представления детей о внешнем виде (строении) гриба и показывает, как его лепить.

Освоение техники лепки ножки и шляпки:

• У гриба большая шляпка – круглая и яркая; берем кусочек пластилина красного, оранжевого или коричневого цвета и раскатываем в ладошках шарик (круговые движения ладоней) и сплющиваем, чтобы получился пряник.

• Шляпка держится на ножке, лежит сверху; аккуратно соединяем ножку и шляпку.

• Ставим гриб на пенек, прикрепляем, крепко, но аккуратно прижимаем.

Самостоятельная работа детей.

Дети выбирают цвет пластилина и лепят грибы.


Поэтапный фото урок:

Поделка будет состоять из двух простых деталей: коричневой шляпки и бежевой (или белой) ножки. Чтобы сделать их, подготовьте соответствующие цвета пластилина. Бежевый можно создать отдельно, смешав коричневый и белый и тщательно размяв.


Отрежьте половинку коричневого брусочка, разомните (что является традиционным перед каждым этапом работы), затем скатайте шарик.


Придавите шарик к доске для лепки. Пальцами надавите со всех сторон на мягкую массу, чтобы сделать деталь, похожую на шляпку гриба.


Поверните шляпку плоской стороной к себе. Налепите бежевую лепешку.


Острием зубочистки нанесите множество отверстий на бежевую лепешку, задавая пористую структуру нижней части шляпки.


Вытяните бежевый кусочек в ножку-капельку. К низу (более широкой части) добавьте коричневую лепешку.


Пальцами намажьте пластилин на ножку, показывая коричневое основание грибочка. Зубочисткой нанесите полоски.


Скрепите шляпку с ножкой, чтобы получить грибок боровичок.


Объект лесной полянки готов. Если за окном осень, то вместе с ребенком можно прогуляться и поискать настоящие грибы, чтобы рассмотреть их и найти сходство с пластилиновой копией, выполненной своими руками.

Читайте также: