Требования к техническому состоянию автолестниц конспект

Обновлено: 02.07.2024

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52284-2004
"Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 113-ст)

Fire aerial ladders. General technical requirements. Test methods

Дата введения 1 января 2006 г.

ГАРАНТ:

Настоящий ГОСТ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности

О требованиях к пожарному оборудованию см. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"

ГАРАНТ:

Взамен ГОСТ Р 1.0-92 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 152-ст с 1 июля 2005 г. введен в действие ГОСТ Р 1.0-2004

Взамен ГОСТ Р 1.2-92 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 153-ст с 1 июля 2005 г. введен в действие ГОСТ Р 1.2-2004

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые (модифицируемые) пожарные автолестницы (далее - АЛ), оборудованные стационарными раздвижными стрелами, выполненными в виде непрерывного лестничного марша (лестницами) и предназначенные для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях и других аварийно-спасательных работ.

АЛ не предназначена для использования на объектах народного хозяйства при строительных и монтажных работах, работ во взрывоопасной среде.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.2.007.1-75 Система стандартов безопасности труда. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования

ГОСТ 122.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.037-78 Система стандартов безопасности труда. Техника пожарная. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.040-79 Система стандартов безопасности труда. Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности к конструкции

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

ГОСТ 17.2.2.01-84 Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений

ГОСТ 17.2.2.05-97 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости.

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний

ГАРАНТ:

Приказом Росстандарта от 15 декабря 2011 г. N 1570-ст применение ГОСТ 17187-81 на территории РФ прекращено с 1 ноября 2012 г. и введен в действие ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) "Шумомеры. Часть 1. Технические требования"

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 20961-75 Световозвращатели транспортных средств. Общие технические условия

ГОСТ 21752-76 Система "человек-машина". Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753-76 Система "человек-машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 21829-76 Система "человек-машина". Кодирование зрительной информации. Общие эргономические требования

ГОСТ 21889-76 Система "человек-машина". Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования

ГОСТ 22269-76 Система "человек-машина". Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования

ГОСТ 23000-78 Система "человек-машина". Пульты управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 26336-84 (ИСО 3767-1-82, ИСО 3767-2-82, ИСО 3767-3-88) Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы

ГОСТ 27436-87 Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений

ГОСТ 27472-87 Средства автотранспортные специализированные. Охрана труда, эргономика. Требования безопасности

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 41.7-99 (Правила ЕЭК ООН N 7) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения подфарников, задних габаритных (боковых) огней, стоп-сигналов и контурных огней механических транспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов

ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН N 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории М, N и О в отношении торможения

ГАРАНТ:

Взамен ГОСТ Р 41.13-99 приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. N 275-ст с 1 января 2009 г. введен в действие ГОСТ Р 41.13-2007

ГОСТ Р 41.23-99 (Правила ЕЭК ООН N 23) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних фар механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.91-99 (Правила ЕЭК ООН N 91) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения боковых габаритных фонарей для механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 50409-92 Генераторы пены средней кратности. Технические условия

ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования

ГОСТ Р 51318.12-99 (СИСПР 12-97) Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от самоходных средств, моторных лодок и устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний

ГАРАНТ:

ГОСТ Р 51320-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний технических средств - источников индустриальных радиопомех

ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний

ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки

ГОСТ Р 52033-2003 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002 и следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 пожарная автолестница; АЛ: Пожарный автомобиль со смонтированной на его шасси механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

3.2 базовое шасси: Шасси автомобиля, на котором монтируются все элементы конструкции АЛ.

3.3 несущая рама: Основание, крепящееся к раме базового шасси, на котором устанавливаются все основные элементы конструкции АЛ.

3.4 лестница (пакет колен): Основной элемент конструкции, обеспечивающий действия пожарных в пределах рабочего поля движения АЛ.

3.5 подъемно-поворотное устройство: Устройство, обеспечивающее подъем лестницы в вертикальной плоскости и поворот ее относительно вертикальной оси.

3.6 выносные опоры: Устройства, обеспечивающие устойчивость АЛ при работе.

3.7 люлька: Устройство, обеспечивающее эвакуацию людей и работу пожарных на высоте при тушении пожара и устанавливаемое на вершине лестницы стационарно или быстросьемно.

3.8 лифтовая система (лифт): Устройство, обеспечивающее подъем и опускание людей при неподвижной лестнице по ее направляющим.

3.9 ловитель лифтовой системы: Устройство, предотвращающее падение (неуправляемое скольжение вниз вдоль лестницы) лифта при обрыве или ослаблении тягового каната лифтовой системы.

3.10 система блокировки упругой подвески: Устройства, предназначенные для блокировки заднего моста базового шасси с его рамой.

3.11 гидравлическая система: Силовая группа, гидропривод, система трубопроводов и гидрораспределителей, предназначенных для функционирования исполнительных механизмов АЛ, регулирования и поддержания давления рабочей жидкости в необходимых пределах.

3.12 механизм бокового выравнивания (горизонтирования) АЛ: Механизм, автоматически устанавливающий подъемно-поворотное устройство АЛ в горизонтальное положение.

3.13 аварийный привод: Система механизмов, предназначенная для приведения АЛ из рабочего в транспортное положение в случае неисправности основного гидропривода или двигателя шасси.

3.14 пульт управления; ПУ: Устройство, обеспечивающее управление и контроль за положением лестницы (люльки) и состоянием основных элементов конструкций АЛ при ее работе.

3.15 основной пульт управления: Пульт управления, расположенный на подъемно-поворотном основании.

3.16 дополнительный пульт управления: Пульт управления, расположенный в люльке.

3.17 ограничитель рабочего поля движения лестницы (люльки): Устройство, предотвращающее возможность вывода лестницы (люльки) АЛ за границу ее рабочего поля.

3.18 ограничитель лобового удара: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае соприкосновения вершины лестницы или люльки с препятствием.

3.19 ограничитель грузоподъемности: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае превышения грузоподъемности лестницы (люльки).

3.20 счетчик моточасов: Устройство, фиксирующее время работы приводов механизмов АЛ.

3.21 длина лестницы (пакета колен): Расстояние от нижней до верхней ступени, измеренное вдоль лестницы.

3.22 высота подъема: Расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).

3.23 вылет: Расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до вертикальной оси, проходящей через верхнюю ступень лестницы (наружный край люльки).

3.24 рабочее поле (зона досягаемости): Зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.

3.25 угол подъема лестницы: Угол между горизонтальной плоскостью и продольной осью лестницы.

3.26 поперечный угол наклона АЛ: Угол между горизонтальной плоскостью и опорной поверхностью.

3.27 ширина опорного контура: Расстояние между осями двух противоположных относительно продольной оси АЛ выносных опор.

3.28 время маневра: Промежуток времени с момента перемещения рукоятки органа управления соответствующим маневром АЛ из нулевого положения в максимально крайнее до момента достижения соответствующим элементом изделия требуемого положения.

3.29 полная масса: Масса АЛ в полностью заправленном состоянии, укомплектованной пожарно-техническим вооружением (ПТВ), инструментом и запасным колесом с боевым расчетом и водителем.

3.30 грузоподъемность: Максимально допустимая масса груза, которым может быть нагружена лестница (люлька) АЛ для конкретного вылета.

3.31 грузовая статическая устойчивость: Способность АЛ противодействовать силам, стремящимся ее опрокинуть (силам, возникающим при действиях боевого расчета, массе груза, силам инерции, ветровой нагрузке и т. д.).

3.32 коэффициент грузовой устойчивости: Отношение удерживающего момента, создаваемого массой АЛ, к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.

3.33 коэффициент поперечной статической устойчивости: Отношение половины ширины колеи базового шасси к высоте центра масс АЛ в транспортном положении.

3.34 динамическая устойчивость: Соответствие АЛ требованиям безопасности при движении по дорогам общего пользования с максимально допустимой скоростью.

3.35 конструкционная прочность: Способность АЛ сохранять при движении и работе целостность элементов конструкции и надежность крепления съемного оборудования.

3.36 прогиб лестницы: Разность по высоте расположения верхней ступени АЛ без нагрузки и с нагрузкой (для АЛ с люлькой - разность по высоте расположения пола люльки без нагрузки и с нагрузкой).

3.37 статические испытания: Испытания АЛ путем статического приложения нагрузки, на 50% превышающей допустимую грузоподъемность.

3.38 динамические испытания: Испытания АЛ путем выполнения рабочих движений с нагрузкой, на 10% превышающей допустимую грузоподъемность.

4 Классификация и основные параметры

4.1 АЛ в зависимости от максимальной рабочей высоты полностью выдвинутой лестницы следует изготовлять следующих типоразмеров:

Пожарная автолестница (АЛ) – это специальный пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

Работа пожарной автолестницы

Работа пожарной автолестницы на пожаре

Предназначена для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

В жилом секторе, общественных зданиях и промышленных сооружениях пожары могут возникать на различных высотах. В соответствии с требованием руководящих документов, подъем на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения требуемых сил и средств, подачи огнетушащих веществ и выполнения других работ.

Подъем на высоту и спуск осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий, а также различных технических средств.

К техническим средствам спасания относятся спасательные рукава, веревки, трап, специальные и ручные пожарные лестницы. К этим средствам относятся и механизированные автолестницы и автоподъемники коленчатые.


Первое упоминание о создании механических пожарных лестниц в России изобретателем П. Дальгреном относится к 1778 году. В последующие годы разрабатывались механические чатырехколенчатые лестницы для конной повозки, длина которых не превышала 24 м.

Важно. Требования к пожарным автолестницам на настоящий момент изложены в ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.

Принцип работы автолестницы заключается в подаче стрелы или люльки в необходимую точку пространства в пределах рабочего поля.

Рабочее поле (зона досягаемости) автолестницы – это зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.

Кроме того, грузоподъемность шасси и размеры автолестницы должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки и было возможным устанавливать и маневрировать автолестнице и автоподъемника коленчатым у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому они сооружаются на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6х6 или 6х4 (в зависимости от массы) с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарном режимах.

Важно. Автолестницы приспособлены для установки на площадках с уклоном не более 6° и могут безопасно применяться при скорости ветра в любом направлении не более 10 м/с.

Назначение

Пожарные автолестницы предназначены для доставки расчета к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре:

  • подъема пожарных в верхние этажи здания для организации эвакуации людей или тушения пожара;
  • эвакуации людей в случае невозможности использования стационарных эвакуационных путей или других средств;
  • подачи огнетушащих веществ на высоту;
  • как наблюдательный пункт при штабе пожаротушения;
  • для закрепления прожекторов и освещения места пожара;
  • для подъема и перемещения грузов при разборке конструкций.

Устройство

Схема АЛ-30(131)-21Л

Устройство пожарной автолестницы на примере АЛ-30(131)-21Л

1 – базовое шасси; 2 – опорные устройства; 3 – механизм выключения рессор; 4 – опорно-поворотный круг; 5 – поворотная рама; 6 – пакет колен лестницы

Основными конструктивными элементами автолестницы являются:

  • базовое шасси с платформой и передней опорной стойкой;
  • силовая установка;
  • опорное основание;
  • подъемно-поворотное основание;
  • пакет колен (стрела);
  • механизмы поворота башни, подъема-спускания, выдвигания – сдвигания стрелы;
  • гидросистема;
  • электрооборудование;
  • пульт (или пульты) управления с механизмами управления и блокировки.

Все механизмы и устройства автолестницы обеспечивают:

  • устойчивость, прочность и жесткость конструкции, допускающей надежную и безопасную работу на поверхности с уклоном до 60°;
  • выравнивание подъемно-поворотного основания или комплекта колен;
  • подъем-опускание комплекта колен;
  • выдвигание-сдвигание комплекта колен;
  • поворот лестницы вокруг вертикальной оси.

Пакет колен – это основной элемент конструкции, обеспечивающий действия пожарных в пределах рабочего поля движения автолестницы.

Стрела (пакет колен) автолестницы по своему назначению является основным элементом конструкции, при помощи которого осуществляются все операции, предусмотренные техническими данными автолестницы. Стрела состоит из четырех, пяти, шести или семи секций (в зависимости от модели автолестницы), телескопически соединенных между собой. В технической литературе такая конструкция называется открытым ферменным телескопом. Каждое колено изготавливается из высокопрочных легированных сталей, и состоит из двух боковых ферм, каждая из которых образуется профилированной тетивой (снизу) и верхним поясом, соединёнными между собой раскосами и стойками. Боковые фермы соединены между собой в горизонтальной плоскости ступенями.


Комплекты колен высотных автолестниц в обязательном порядке оснащаются лифтом, который служит для быстрой эвакуации людей или подъёма на высоту пожарных и специального оборудования. При помощи лебедки лифт перемещается на роликах по направляющим, приваренным к верхним поясам колен. Лифт снабжен системой торможения (ловителем). В случае обрыва троса лебедки автоматически срабатывает система торможения, и лифт останавливается.

На всех современных моделях автолестниц предусматривается использование специальной площадки крепления эластичного секционного спасательного рукава РС-С, позволяющего производить быструю эвакуацию людей, в том числе не имеющих возможности передвигаться самостоятельно.

Люлька – это устройство, обеспечивающее эвакуацию людей и работу пожарных на высоте при тушении пожара и устанавливаемое на вершине лестницы стационарно или быстросъемно.

Ряд моделей автолестниц снабжается съёмной или постоянно закреплённой на вершине подвесной люлькой. Подвесная люлька (чаще всего двухместная) придаёт автолестнице дополнительные возможности, характерные для автоподъёмников. Если автолестница оснащена пропорциональной системой электрогидроуправления, то в люльке устанавливается дополнительный пульт, с которого оператор управляет всеми движениями стрелы.

Традиционно наибольшее распространение имеют автолестницы с высотой подъёма 30 метров, из которых самой массовой является модель ПМ-506 различных модификаций.

Типы (виды)

Классификацию автолестниц проводят по 3 критериям, это:

  • максимальная длина лестницы;
  • количество колен;
  • тип используемого привода.

Два первых показателя взаимосвязаны. То есть чем большее количество колен, тем длиннее лестница. Но здесь есть и другой фактор, влияющий на ее длину. Это длина самих колен. Начнем с их количества. Современные пожарные автолестницы представлены тремя конструкциями: трех-, четырех- или шестиколенные.

Теперь, что касается длины каждой части. Здесь классификация также тройная. Если:

  • длина колена равна 20 м, их называют легкими;
  • в пределах 20-30 м, это средней тяжести;
  • больше 30 м – это тяжелые модификации.


К длине лестницы на автомобиле специалисты подходят очень внимательно, проводя точные расчеты. Все дело в том, что чем длиннее лестничная конструкция, тем больше у нее масса. А это высокая вероятность опрокидывания всего оборудования вместе с автомобилем. К тому же всегда длина консоли, а именно это собой представляет автолестница, это высокие нагрузки на системы, узлы и детали, в которых создается напряжение, появляется вибрация, а соответственно и деформации (обычно прогибы).

Теперь что касается разновидностей приводов. Сегодня на автолестницах применяют следующие виды:

  • механический;
  • электрический;
  • гидравлический;
  • комбинированный.

Все специалисты и пожарные сводятся в одном мнении – гидравлические приводы лучшие. Они удобны и проще в эксплуатации.

Типоразмеры

Автолестницу в зависимости от максимальной рабочей высоты полностью выдвинутой лестницы, в соответствии с ГОСТ Р 52284-2004 следует изготовлять следующих типоразмеров:

Типоразмер Высота подъема лестницы
АЛ 10-15 10-15
АЛ 16-20 16-20
АЛ 21-25 21-25
АЛ 26-31 26-31
АЛ 32-40 32-40
АЛ 41-52 41-52
АЛ 53-60 53-60

По заказу потребителя допускается изготовление автолестниц с рабочей высотой более 60 м с параметрами, соответствующими техническим условиям на конкретную модель.

Самая высокая пожарная автолестница

Magirus M68L (DLK-68)

Самая высокая пожарная автолестница Magirus M68L (DLK-68)

Немецкий производитель пожарных автомобилей Magirus Gmbh на выставке INTERSCHUTZ 2015 показал самую высокую в мире пожарную автолестницу Magirus M68L (DLK-68) высотой 68 м. Напомним, что после реорганизации в Magirus Group входят: Magirus Gmbh в Ульме (Германия), Magirus Camiva SAS (Франция), Iveco S.p.A. Stabilimento Mezzi Speciali (Италия) и Magirus Lohr GmbH (Австрия).

Magirus M68L стала новым флагманом в линейке Extra Long Ladders (XXL) (сверхдлинные лестницы), в это семейство также входят лестницы высотой 52, 55 и 60 метров.

Автолестница смонтирована на четырехосном шасси IVECO Trucker AD340 T45 хотя она может быть установлена на шасси любого производителя допустимой полной массой 34 тонны. Турбодизель IVECO Cursor 13 развивает мощность 450 л.с.

7-коленная лестница обеспечивает максимальную рабочую высоту 68 м (пол люльки находится на отметке 66 м), все движения лестницы стабилизированы системой компьютерной стабилизации Magirus CS, которая была специально доработана для новой автолестницы.

Модернизированные Х-образные выносные опоры системы Vario шириной 6 м, совместно с системой предотвращения опрокидывания Magirus ASS, обеспечивают автолестнице максимальный вылет 20 м, при нагрузке в люльке 100 кг.

Автолестница оснащена спасательной люлькой RC300, грузоподъемностью 300 кг. Новый спасательный лифт RE300 вмещает теперь 3-х человек и имеет грузоподъемность 300 кг, может работать при угле подъема лестницы от 30° до 75°, теперь двигается еще быстрее. Новый лифт получил дистанционное радиоуправление. Максимальная нагрузка на вершину верхнего колена при снятой люльке составляет 500 кг, на вершину нижнего, при работе в режиме крана – 4000 кг.

Автолестница имеет полную массу около 30 тонн, длину 13,00 м, ширину 2,50 м и высоту 3,97 м.

Классификация

Классификация АЛ по исполнению:

Исполнение пожарных автолестниц Схема
Не оборудованные съемной люлькой и лифтом
Оборудованные съемной люлькой на вершине лестницы
Оборудованные лифтом, движущимся по лестнице
Оборудованные съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по лестнице

Обозначение и маркировка

Обозначение пожарной автолестницы имеет следующую структуру:

АЛ-30 (43114) мод. ХХА-ХХ ХХ Х,

  • АЛ – пожарная автолестница;
  • 30 – длина лестницы 30 метров;
  • (43114) – индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности (в данном случае КамАЗ-43114);
  • мод. ХХА – обозначение модели пожарной автолестницы по системе разработчика с указанием модернизации (А – первая, Б – вторая и т. д.);
  • ХХ – двузначный (трехзначный) цифровой индекс для обозначения модели (01, 02 и т. д.);
  • ХХ – условное буквенное обозначение предприятия-изготовителя;
  • Х – обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).

Условное обозначение АЛ на схемах

Условное обозначение пожарной автолестницы на схемах тушения пожара

Основные требования к оборудованию

Конструктивная прочность, что исключает нарушение целостности лестницы при ее движении и вращении.

Маневренность и управляемость.

Распределение нагрузки по оси лестницы должно быть равномерным.

Коэффициент устойчивости автолестницы – 1,4 при отсутствии наружной дополнительной нагрузки.

Допустимая скорость передвижения лестницы – не более 80 км/ч.

Наличие аварийного привода.

Оснащение светоотражателями и тормозной системой.

Наличие телескопической системы выдвижения секций лестницы, что обеспечивает бесперебойную и плавную работу механизма.

Покрытие ступенек лестницы антискользящими резиновыми накладками или из любого другого материала, чтобы обеспечить безопасность для людей при передвижении.

Устройство ограничителя на верхнем конце последней секции лестницы.

Оборудование автолестницы необходимыми приборами и датчиками, которые контролируют качество и безопасность работы конструкции.

Высота пожарной лестницы колеблется в пределах 17–60 метров, что зависит от выбранной модели.

Требования охраны труда

После установки пожарной автолестницы и пожарного коленчатого автоподъемника на выбранную площадку необходимо выполнить следующее:

  • поставить пожарную автолестницу и пожарный коленчатый автоподъемник на стояночный тормоз;
  • произвести включение силового привода механизмов пожарной автолестницы и пожарного автоподъемника;
  • перейти на основной пульт управления (в темное время суток включить освещение пульта, стрелы и люльки).

При работе на пожарной авто лестнице и пожарном автоподъемнике водитель:

  • соблюдает и требует от работающих на них соблюдения Правил и требований безопасности, изложенных в технической документации завода-изготовителя;
  • оставляет включенными при кратковременных перерывах в работе гидронасос и двигатель;
  • выдвигает пожарную автолестницу на 1-1,5 м выше карниза кровли (площадки, ограждения). После выдвижения на заданную длину пожарной автолестницы она должна быть посажена на замыкатели (где они имеются).

Для выполнения операции по подъему и спуску людей в люльке (при наличии на пакете колен люльки) следует:

  • проверить громкоговорящую двустороннюю связь между основным пультом управления и люлькой;
  • перевести люльку из транспортного положения в рабочее положение;
  • поднять люльку на необходимую высоту (опустить люльку на землю) и осуществить посадку в нее людей.

Осуществлять движение люльки после:

  • посадки в нее людей численностью не более, чем указано в технической документации завода-изготовителя;
  • закрытия двери люльки и надежной фиксации людей к несущим конструкциям;
  • команды оператора со стационарного пульта управления, расположенного на платформе или с пульта управления, находящегося в люльке.

По окончании работ перевести люльку из рабочего в транспортное положение.

Правила приемки и методы испытаний

Детально правила приемки и методы испытаний изложены в ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.

Дополнительно о различных моделях пожарных автолестниц:

Источники: ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения; Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. –СПб: 2006; Пожарная техника. Безбородько М.Д. –М.: 2004; ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.

XIX. Требования охраны труда при эксплуатации

и техническом обслуживании пожарных автолестниц и пожарных

179. На пожарных автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений производится лицом, ответственным за их исправное состояние, в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов. Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются актом.

180. После установки пожарной автолестницы и пожарного коленчатого автоподъемника на выбранную площадку необходимо выполнить следующее:

1) поставить пожарную автолестницу и пожарный коленчатый автоподъемник на стояночный тормоз;

2) произвести включение силового привода механизмов пожарной автолестницы и пожарного автоподъемника;

3) перейти на основной пульт управления (в темное время суток включить освещение пульта, стрелы и люльки).

181. При работе на пожарной автолестнице и пожарном автоподъемнике водитель:

1) соблюдает и требует от работающих на них соблюдения Правил и требований безопасности, изложенных в технической документации завода-изготовителя;

2) оставляет включенными при кратковременных перерывах в работе гидронасос и двигатель;

3) выдвигает пожарную автолестницу на 1 - 1,5 м выше карниза кровли (площадки, ограждения). После выдвижения на заданную длину пожарной автолестницы она должна быть посажена на замыкатели (где они имеются);

4) при работе на пожарах (учениях, занятиях) работает в каске.

182. Для выполнения операции по подъему и спуску людей в люльке (при наличии на пакете колен люльки) следует:

1) проверить громкоговорящую двустороннюю связь между основным пультом управления и люлькой;

2) перевести люльку из транспортного положения в рабочее положение;

3) поднять люльку на необходимую высоту (опустить люльку на землю) и осуществить посадку в нее людей.

Осуществлять движение люльки после:

1) посадки в нее людей численностью не более, чем указано в технической документации завода-изготовителя;

2) закрытия двери люльки и надежной фиксации людей к несущим конструкциям;

3) команды оператора со стационарного пульта управления, расположенного на платформе, или с пульта управления, находящегося в люльке.

По окончании работ перевести люльку из рабочего в транспортное положение.

Читайте также: