П в засодимский гришина милостыня конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: познакомить учащихся с П.В. Засодимским, дать первоначальные знания о жизни писателя; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к литературе.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять чуткость друг к другу, доброжелательность и отзывчивость..

Предметные: познакомить учащихся с рассказом, развивать устную речь, воображение, фантазию, творческие способности, учить анализировать текст, выражать свое мнение, чувство через разные виды работ.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

Жизнь дана на _____________ дела. добрых

Мир не без _______________ людей. доброе

Про ____ дело говори смело. добрые

¾ Трудно ли быть добрым? Почему?

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

— Что главное, скажите в человеке?

-Конечно, разум- первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.

— Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: — Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил:

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека — совесть!

¾ Кто оказался прав?

¾ Предположите, о каком важном слове мы будем сегодня рассуждать? О совести

¾ Прочитайте имя, фамилию автора и название его произведения.

¾ Сформулируйте тему урока.

¾ Предположите цель нашего урока. (Цель нашего урока – познакомиться с творчеством…, познакомится с новыми литературным произведением… , …, развивать технику чтени я)

IV. Открытие нового знания.

2. Знакомство с биографией и творчеством писателя.

Павел Владимирович Засодимский- родился 1843 года, в Великом Устюге в небогатой дворянской семье. Закончив вологодскую гимназию, отправился в Санкт-Петербург и некоторое время слушал лекции на юридическом факультете; затем был народным и домашним учителем. На протяжении всей жизни он тщательно следил за жизнью крестьян. Как только у него появилась возможность – он отображал все свои познания и выводы в книгах. Засодимский Павел Владимирович, безусловно, внес огромный вклад в развитие русской литературы.

На свои средства организовал публичную библиотеку, которая располагалась на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

Его последние годы жизни прошли в Новгородской губернии . Умер писатель в мае 1912 г.

3. Словарная работа

¾ В произведении мы встретим слова, лексическое значение которых вам может быть не совсем понятно. Давайте выясним, что означают эти слова.

Ø с кУчеровым сыном - кучер-человек, который правит запряженными в экипаж лошадями

Ø плетень- изгородь из сплетённых прутьев, ветвей.

Ø Барин-господин; обращение к человеку из высших слоев общества в старой России.

Ø Милостыня- пожертвование нуждающимся из своих личных средств (деньги, вещи, продукты)

Ø Мрачный- безрадостный, хмурый, угрюмый.

4. Первичный синтез. (Первичное восприятие текста.).

(чтение рассказа учителем)

5. Проверка первичного восприятия.

¾ Какие чувства вы испытали, слушая произведение? Почему?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы.

6. Анализ произведения.

¾ Расскажите, как провел летнее утро Гриша до встречи с девочкой- нищенкой.

¾ Вспомните и сравните, как были одеты Гриша и девочка? Гриша был одет в любимый матросский костюм, а девочка в коротком рваном платье, в дырявой кофточке с заплатками. Гриша был ухоженный, а у девочки растрепанные волосы, босые грязные ноги.

¾ Что сделал Гриша в ответ на просьбу девочки? Положил девочке в руку камень.

¾ Что решает сделать Гриша?

¾ Почему мальчику не удалось сделать то, что он решил?

¾ Почему Гриша не забыл девочку? Ему было стыдно за свою глупую шутку.

¾ Что заставляет его так горько плакать? Слёзы и раскаяние – это всё проявление совести.

¾ В самом деле, ребята, у любого нашего поступка есть свидетель и незримый судья – наша совесть.

7. Определение жанра, темы и основной мысли произведения.

¾ Определите жанр произведения. Рассказ


¾ Определите тему произведения. Совесть

¾ Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? Какова главная мысль произведения? У любого нашего поступка есть свидетель и незримый судья – наша совесть.

8. Работа в парах

¾ Подчеркните слова – понятия, с которыми автор сравнивает совесть.

· «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за

нами кто-то следит. Генри Луис Менкен

¾ Озвучьте определение совести, которое у нас с вами получилось.

VII. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Я похвалил бы себя за …

У меня получилось …

VIII. Итог урока.

¾ С творчеством, какого писателя познакомились сегодня на уроке?

¾ Какое произведение мы прочитали?

¾ Чему научило Гришу и вас это произведение? Рассказ заставил нас задуматься о том, что такое милосердие, помощь ближнему, любовь к нему. Как часто мы поступаем так же легкомысленно и равнодушно, как герой рассказа, шутим зло и грубо, причиняем боль тем, кто рядом с нами, или совсем незнакомым людям. Произведение учит нас доброте, милосердию, любви, заботе о ближнем. Не забывать, что свидетель всех наших поступков- это наша совесть.

¾ Добились мы цели и задач урока?

Домашнее задание:

· «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за

нами кто-то следит.

· «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за

нами кто-то следит.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению на родном(русском)языке 3 класс

Урок № 5 Дата 09.11.2020 Класс 3-А

Цели: познакомить учащихся с П.В. Засодимским, дать первоначальные знания о жизни писателя; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к литературе.

Личностные: проявлять чуткость друг к другу, доброжелательность и отзывчивость..

Метапредметные: определять тему и главную мысль произведения; осмысление понятий “совесть”, развитие чувства глубокого уважения развитие коммуникативных навыков, образного мышления, умения находить нужную информацию в тексте, уметь анализировать .

Предметные: познакомить учащихся с рассказом, развивать устную речь, воображение, фантазию, творческие способности, учить анализировать текст, выражать свое мнение, чувство через разные виды работ.

Оборудование: карточки с текстами рассказов, портрет писателя.

Тип урока: урок усвоения нового материала

1.Организационный момент.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством П.Засодимского

3. Изучение темы урока.

Знакомство с биографией автора .

Па́вел Влади́мирович Засоди́мский (Вологдин; 1 [13] , по другим сведениям 4 [16] ноября 1843 , Великий Устюг — 4 [17] мая 1912 , Опеченский Посад Боровичского уезда , Новгородской губернии) — русский писатель .

Маленькие люди и их страдания — таково обычное содержание рассказов и повестей писателя.

5.Знакомство с рассказом

Летний день был такой светлый, солнечный. Гриша проснулся в самом веселом расположении духа. Он подбежал к раскрытому окну и заглянул в сад. Все сияло и улыбалось под ясными голубыми небесами.

Гриша торопливо натянул свои длинные серые чулки, полусапожки, надел любимый матросский костюм и сбежал вниз в столовую. Отец его уже уехал в поле, и мама одна сидела за самоваром. Гриша поцеловал маму, наскоро выпил стакан густого деревенского молока. Не доев кусок булки, он выбежал на двор. В такой прелестный летний день Грише не сиделось на месте: ему не хотелось ни одной лишней минуты быть в доме.

Вдруг, в самый разгар его беготни за воробьями, у ворот показалась какая-то девочка, в коротком рваном платье и в черной дырявой кофточке, покрытой разноцветными заплатками – коричневыми, серыми, желтыми. Густые пяди белокурых льняных волос свешивались ей на лоб, на щеки и падали на плечи. Ноги ее были босы и все в пыли. На одной ее руке болталась корзинка.

Девочка не бросила камня и ничего не сказала; она только посмотрела на серый камешек, потом сквозь слезы взглянула на Гришу и, понурив голову, тихо пошла далее по пыльной пустынной дороге. Девочка решительно ничем не обидела Гришу – ни словом, ни взглядом, ни движением, а между тем Грише вдруг стало невесело, и лицо его омрачилось, как будто на него пала тень. Что за чудо! Что случилось? Вокруг Гриши все так же хорошо и светло, как было до прихода нищей. И воробьи чирикают так же задорно, и с шумом летают взад и вперед, как бы приглашая Гришу поохотиться за ними, - но Гриша и не смотрит на них. Гриша был вовсе не злой, не жестокий мальчик. Он просто слишком расшалился, захотел пошутить с нищей, но шутка вышла злая.

И не раз, стоя за воротами, Гриша живо представлял себе маленькую нищую, вспоминал, как она доверчиво протягивала ему ручонку, и как потом жалобно посмотрела на него и пошла от ворот. Девочка исчезла бесследно, унеся с собой его серый камешек, - пропала, точно ее никогда и не было на свете.
Теперь Грише было очень жаль ту невзрачную, оборванную девочку, - и Грише хотелось бы хоть еще один разок увидеть ее и вымолить у нее прощение за свою злую, обидную шутку.
После этого Гриша никогда не подавал нищему камень вместо хлеба.

6. Физкультминутка.

7. Закрепление изученного.

Ответить на вопросы

- Зачем подошёл Гриша к девочке?

-Что сделает Гриша?

-Что сделает девочка?

- Что было в душе у Гриши?

-Выскажи своё мнение о прочитанном.

8. Итог урока:

Вы прочитали рассказ, который должен заставить вас задуматься о том, что такое милосердие, помощь ближнему, любовь к нему. Как часто мы поступаем так же легкомысленно и равнодушно, как герой рассказа, шутим зло и грубо, причиняем боль тем, кто рядом с нами, или совсем незнакомым людям. Господь учит нас доброте, милосердию, любви. Подумайте об этом. Обратите внимание и на то, что мальчик бездумно, безжалостно, как бы играя, бросал камнем в воробьев – тварь Божию, а потом проявил жестокость по отношению к девочке. Не бывает ли и в ваших руках такого камня, который вы с азартом бросаете в птиц, собак, кошек – братьев наших меньших? А в кого полетит такой камень, когда вы станете взрослыми?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осмысление понятий совесть, грех; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению.

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть, усвоить влияние покаяния на состояние совести.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ , самостоятельная работа с текстом учебника, анализ мультфильма, музыкальной притчи, участие в учебной дискуссии, письменная работа

Добро, грех, совесть, быть в ладу со своей совестью, раскаяние (покаяние).

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок!

- Ребята, пожалуйста, повернитесь друг к другу и подарите свою улыбку.

-Уверена, что хорошее настроение поможет нам в работе.

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв ,что слова остры.

Актуализация материала прошлого урока.

Вы помните, что такое душа? (Это невидимая часть человека. Она может мечтать, верить, любить.

Православные люди верят, что душа бессмертна, а подарил её людям Бог

Каким удивительным свойством она обладает? (чем больше отдаёт, тем богаче становится)

Объяснение нового материала. Определение темы урока.

Разгадайте кроссворд

Узнать тему сегодняшнего урока нам поможет кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы. (На слайде слова-ответы появляются по щелчку на ячейку с цифрой. Кроссворд (прилагается) можно распечатать и раздать детям на листочках.)

1. Гордость - …….? (Стыд)

2. Здоровье - ……. (Болезнь)

4. Трусость - …….? (Смелость)

6. Грязь - ……. (Чистота)

7. Смерть - ………? (Жизнь)

Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)

Сегодня на уроке мы поговорим о совести.


Итак, наш урок продолжает история, которую я расскажу вам сейчас.

Рассказ.

Все утро Гриша был весел и играл на дворе. Вдруг, в самый разгар его беготни за воробьями, у ворот показалась какая-то девочка в черной дырявой кофточке.
- Подай милостыньку Христа ради! — робко проговорила она.
Гриша в ту минуту собирался швырнуть камешком в воробьев, но остановился и подошел к девочке.
- Тебе хлеба надо? Да? — спросил он, зажимая камень в кулак. — Подставляй руку!
И девочка доверчиво протянула к нему свою худенькую руку.
- На, бери! — крикнул шалун и положил ей в руку камень.
Девочка не бросила камня и ничего не сказала; она только посмотрела на серый камешек, потом взглянула на Гришу и, понурив голову, пошла дальше. Девочка ни словом, ни взглядом не обидела Гришу, а между тем Грише вдруг стало невесело.
Солнце так же ярко, небо так же ясно, и воробьи чирикают так же задорно — но Гриша и не смотрит на них. Гриша был вовсе не злой мальчик. Он просто слишком расшалился, захотел пошутить, но шутка вышла плохая.
Гриша бегом бросился в кухню, сам отрезал толстый ломоть хлеба и выбежал за ворота. Он взглянул направо, налево, — девочки нет.
Он все посматривал в поле, все думал: не покажется ли вдали девочка. Но ее нет.
Подайте ему эту девочку! Подайте ему эту нищенку. Он даст ей хлеба, принесет ей булок, подарит ей все свои серебряные деньги, отдаст ей все свои игрушки, отдаст ей все, все — даже ружье и барабан. Но девочки нет! Гриша плачет, мнет в руках хлеб, и его горячие слезы капают на ломоть ржаного хлеба.

С того невесёлого дня прошли годы. Но этот случай и эту девочку он так и не сможет забыть.

(Гришина милостыня П. Засодимский)

1.Какой поступок совершил Гриша?

2. Как вы думаете, почему он плакал? (стыдно)

2.Почему Гриша стал искать девочку?

3.Что не давало ему успокоиться? (совесть)

4.Испытывали ли вы когда-нибудь угрызения совести?

5. А почему они возникают?

    1. Вы наверное догадались уже, что будет главной темой нашего урока?(Совесть и раскаяние) (Сл2)
      1. Словарная работа.
      2. - Как вы понимаете, что такое совесть?

      - А кто-нибудь из вас видел её? Почему вы думаете, что она есть?

      Посмотрите внимательно на экран. Из каких двух частей состоит слово совесть?

      Работа в группах

      Давайте, попробуем выяснить, как работает совесть? (добрые поступки, совесть одобряет, а за злые у нас начинаются угрызения совести)

      Не правда ли это напоминает нам правило, как закон, по которому живёт человек.

      И так СОВЕСТЬ-ЗАКОН ЖИЗНИ.

      Давайте представим этот закон в виде схемы.








      ДОБРО СОВЕСТЬ ЗЛО

      Работа у доски.

      Ребята, я приготовила вам к уроку предложения, но они у меня рассыпались и перемешались.

      Помогите собрать (Жизнь дана на добрые дела; Добро во век не забудется)

      Притча о доброй старушке и ее молодой душе

      У одной доброй, мудрой старушки спросили:

      — Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

      — Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

      Добро – помнить. Зло – забывать.

      Так кого можно назвать добрым человеком, как вы думаете? (дети отвечают)

      Когда мы не слушаем свою совесть мы сбиваемся с правильного пути и удаляемся от Бога.

      Грех-это болезнь нашей души, но она может перекинуться и на тело.

      Как и любая болезнь она имеет свои источники.

      Иногда мы можем заболеть, если съели много холодного мороженого. И тогда в нашей болезни виноваты мы сами. Иногда мы можем заразиться от других людей. Точно так и грех.

      Понятно, что болезнь надо лечить, не запускать.

      Но чтобы начать лечиться надо понять, что ты заболел — увидеть свою болезнь. Понять, что лечить.

      Работа с текстом учебника.

      А теперь давайте прочтём, как об этих понятиях написано в учебнике.(стр.36)-чтение вслух.

      Какой плохой поступок вы видели? А какой хороший? А почему сердитый человечек прокалывал шарик? Зависть это грех? Значит грехом могут быть не только дела и слова, но и плохие мысли.

      Когда человек заболевает душой, это проявляется и на его теле - он начинает совершать плохие поступки..

      Кто такой апостол? (ученик Христа).

      Работа с текстом стр.36.

      Прочтите об этом самостоятельно в вашем учебнике стр.36 (или вслух с учителем)

      Поработаем карандашиком-подчеркните ключевые слова в тексте. Что автор хотел до нас донести?

      Так как же получилось, что Пётр после предательства всё-таки остался апостолом?

      А полезно стыдится? Стыд-звоночек нам. Нужно меняться!

      В православии такое состояние называется раскаяние.

      Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый

      А с кем была такая ситуация, когда вы подошли к маме повинились в своём проступке?

      Что вы после этого чувствовали?

      Вы ещё помните тему нашего урока?

      Нам бывает плохо, когда мы не слушаем голос совести и хорошо, когда поступаем, как она нам подсказывает.

      Я прошу вас обратиться к тексту и ответить на вопрос, какие главные дела есть у совести? Стр.37

      (подсказывать до принятия решения и укорять после ошибки)

      Какая особенность у совести? (напоминает о нераскаянных поступках)

      А теперь задание посложней. Найдите в тексте ответ, что же самое главное в жизни человека?

      (Жить в ладу со своей совестью)

      Скажите, а ещё кому-нибудь, кроме человека Бог подарил совесть? Животным например?(нет)

      Попробьуйте сформулировать теперь 2 правила

      Как жить в ладу с совестью? (подсказка есть в тексте)

      согласие с совестью

      исправление ошибок добрыми делами

      Музыкальная притча. (С. Копылова)

      1.Какой поступок совершил Больной?

      2. Как вы думаете, почему он так поступил? (завидовал)

      2.Что вызвало удивление больного?

      3.Что не давало ему успокоиться? (совесть)

      4.Изменится ли отношение к людям у этого боьгного?

      Продолжите строчку.(слайд) Назовите дела противоположные плохим поступкам

      Солгал-. ; украл-. ; пожадничал-. ;

      Первые два правила: 1. Согласие с совестью 2. Исправление ошибок добрыми делами

      Рефлексия.

      Сегодня вы познакомились с понятием совесть. Те знания, которые вы получили — это тоже доброе дело. А раз так, то ими надо делиться. Чем же вы сможете поделиться со своим родителям, когда придёте домой?

      Каждый называет, что он узнал нового на уроке и подаёт руку соседу . (Можно снова сделать круг добра.)


      Презентация поможет провести урок с целью: создание условий для формирования у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.

      Описание разработки

      Цель урока:

      создание условий для формирования у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.

      Задачи.

      - дать представление о том, что включают в себя слова “добро”, “зло”,

      “грех”, “совесть”, “раскаяние” в русской православной культуре;

      - показать на примерах, как связаны между собой эти понятия;

      активизировать познавательную деятельность учащихся.

      - развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли.

      - воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру,

      Организационный момент.

      - Я очень рада вновь видеть добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь! Протяните руки друг другу. (Дети берутся за руки )

      Сегодня мы вновь отправляемся в мир православной культуры, будем рассуждать, свои поступки и поступки литературных героев, становиться лучше.

      На прошлом уроке мы беседовали о душе человека. Именно душа делает человека человеком.

      - Посмотрите на слайд. Что вы можете сказать об этой девочке?

      (У девочки, которая держит котенка, душа очень добрая. )

      – А что такое добро? Ответ на этот вопрос искали ребята нашего класса.

      I. В толковом словаре Даля написано:

      Добро – нечто положительное, хорошее, полезное.

      Выслушав их мнения о том, что такое добро мы пришли к выводу

      – Мы нашли пословицы о добре

      Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей.

      - В православии “добро” - это то, что:

      - помогает росту души человека;

      - помогает другим людям;

      - Трудно ли быть добрым? (Надо иметь доброе сердце и добрую душу. )

      - Назовите антоним слова “добро”. (Зло)

      - Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто отрицательное, дурное, вредное)

      - У слова “зло” есть синонимы. Как вы думаете, какие? (Преступление, Грех) Что такое грех?

      В православии грех – это:

      - Когда вы что – то делаете, вы знаете, хорошо это или плохо? (Знаем, нам это подсказывает наша совесть. Когда поступаешь хорошо - на душу спокойно, а когда сделал что – то дурное - хочется попросить прощения, раскаяться. )

      Все утро Гриша был весел и играл на дворе. Вдруг, в самый разгар его беготни за воробьями, у ворот показалась какая - то девочка в черной дырявой кофточке. . .

      – Подай милостыньку Христа ради! – робко проговорила она.

      Гриша в ту минуту собирался швырнуть камешком в воробьев, но остановился и подошел к девочке.

      – Тебе хлеба надо? Да? – спросил он, зажимая камень в кулак. – Подставляй руку!

      И девочка доверчиво протянула к нему свою худенькую руку.

      – На, бери! – крикнул шалун и положил ей в руку камень.

      – Представьте себя на месте этой девочки. Какие чувства испытали бы вы? Как поступили?

      – Что делать, когда вы чувствуете злость, гнев?

      Где у нас закипает? (Показывает на грудь ученика. ) Куда злость движется дальше? Сначала она движется к рукам и ногам. Хочется пустить в ход кулаки. Но надо взять себя в руки, сдержаться. Потом злость движется в область шеи. Буль - буль - буль – закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы ее и перехватить, в народе говорят проглотить. Но это удается не всем. Следующее препятствие на пути злости зубы, надо сжать их. Последнее самое прочное препятствие, которое не даст злости вырваться наружу – это уста. Прочно надо их сомкнуть.

      Как, по вашему мнению, повела себя девочка?

      Какое настроение было у мальчика?

      а между тем Грише вдруг стало невесело. Солнце так же ярко, небо так же ясно, и воробьи чирикают так же задорно – но Гриша и не смотрит на них. . . Гриша был вовсе не злой мальчик. Он просто слишком расшалился, захотел пошутить, но шутка вышла плохая. Что в этот момент почувствовал Гриша? (В нем заговорила совесть)

      - Так что же такое совесть? ТЕТРАДЬ №1

      - Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова,

      Например: совет - совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы; весть - совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть - совесть - это то, что есть у всех; свет - совесть - это свет внутри нас; вес - совесть - это то, что имеет вес (значимость): сос - то, что подает сигнал бедствия; вето - то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.

      Совесть - это знание (понимание) того, что должен и чего не должен делать человек. Совесть – это голос нашей души, го­лос Божий внутри нас.

      Как дальше развивались события?

      Гриша бегом бросился в кухню, сам отрезал толстый ломоть хлеба и выбежал за ворота. Он взглянул направо, налево, – девочки нет.

      Он все посматривал в поле, все думал: не покажется ли вдали девочка. Но ее нет!. . - Что делает Гриша дальше?

      Подайте ему эту девочку! Подайте ему эту нищенку!. . Он даст ей хлеба, принесет ей булок, подарит ей все свои серебряные деньги, отдаст ей все свои игрушки, отдаст ей все, все – даже ружье и барабан!. . Но девочки нет! Гриша плачет, мнет в руках хлеб, и его горячие слезы капают на ломоть ржаного хлеба. И отчего она не бросила камень? Зачем ничего не сказала ему? Теперь ему, кажется, было бы гораздо легче, если бы девочка швырнула в него камнем или выбранила его как - нибудь. . . Но она только сквозь слезы посмотрела на него и на камешек и ушла. . . Отчего она так посмотрела на него?. . - Какое желание возникло у Гриши

      Грише хотелось бы хоть еще один разок увидеть эту девочку и вымолить у нее прощение за свою злую шутку. . .

      - И в самом деле, у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа, твоя совесть.

      (не может заснуть, все думает о плохом поступке, вздыхает, ходит с поникшей головой)

      - Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

      - Почему он был готов расстаться с самыми дорогими вещами? (В мальчике заговорила совесть, он раскаялся в своем плохом поступке)

      Так что же такое раскаяние?

      - Почему Гриша вложил в руку девочки камень? (Ему казалось, что это веселая шутка) Мальчик не прислушался к голосу своей совести, не разобрался в том, как ему поступить.

      - Отчего же заплакал Гриша? Ведь девочка не швырнула в него камнем, не заругала его, а посмотрела на него и на камешек и ушла. (В нем заговорила совесть. Тот поступок, который мальчику Грише казался сначала веселой шуткой, теперь можно оцениваться как бесчеловечный, жестокий поступок. )

      Раскаяние (или покаяние) - это изменение той оценки, которую человек даёт своим поступкам.

      Первый шаг в раскаянии – человек должен услышать крик своей совести. (Гриша услышал крик своей совести? Он сожалеет о своем поступке? ( ДА, ему вдруг стало невесело)

      Найдите дело, противоположное совершённому греху.

      Солгал? - Наберись сил сказать правду.

      Сказал злое слово? - Попроси прощения.

      - А кто его может наказать? Его наказывает его собственная совесть. )

      - Если бы можно было вернуть назад время, как бы поступил Гриша?

      Как дерево может укрыть от дождя,

      Так храм защищает пришедший народ

      От жизненных бурь и душевных невзгод!

      В православии считают, прежде чем идти в храм на исповедь, человек должен примириться с ближними, научиться прощать других, смирив свою гордыню, т. е. спасти душу, очистить ее от грехов и зла.

      И ещё надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто раскаиваются, а на самом деле подделывают раскаяние. Они думают, что, стоит скороговоркой сказать "Прости, мама" или "Прости, Господи!", и можно спешить к новым приключениям.

      Как работу надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порой до слёз. Стараться больше не совершать греховных поступков.

      Отречение Петра

      Главная книга православия, Евангелие, рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Пётр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился от людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: "Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иису­сом!" Пётр стал отпираться: "Не знаю, что ты говоришь". Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: "Да, точно, этот был с тем преступником!" И снова Пётр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иису­са. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа.

      И тут петух пропел утреннюю зарю. . . Пётр вспомнил, что ещё вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророческими: "Истинно говорю тебе, что в эту ночь прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня". Тогда Пётр мужественно ответил: "Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя". Теперь же при крике петуха Пётр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда, этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнён. Когда человек предаёт тех, кто любит его, душа не может радоваться.

      Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: "Но от тебя ничего ведь - зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!" От этих лукавых "мудрых советов" человека защищает совесть. Слово "грех", возможно, происходит от слова "греть", "гореть": от греха просыпается совесть и начинает жечь душу.

      - Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа)

      - Посмотрите на его портрет.

      - Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех)

      - Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его)

      Отречение это не предательство. Предательство прямо вредит тому, кого предают. Отречение же вредит самому отрекающемуся. Петр не предал. Но своим отречением он причинил боль своей совести.

      Когда человек предает тех, кто ему дорог, кто любит его, душа не может радоваться.

      Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

      Подведение итогов

      –А ваша совесть разговаривала когда - нибудь с вами? (Ответы детей)

      – У совести есть одна особенность: она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить о былой неправде, что человек поступил не по совести. Вот почему важно жить в ладу со своей совестью.

      Быть в ладу со своей совестью – что это значит?

      1. Поступать так, как подсказывает совесть.

      1. сожаление о том, что сделано.

      3. Твердое решение больше так не поступать.

      VI. Обобщение. Рефлексия.

      Сегодня вы поняли то, какое значение имеют совесть и раскаяние для человека. А какое значение эти понятия имеют для вас.

      Сочините синквейн на тему:

      В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

      2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

      3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

      4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

      5. Последняя строка - это синоним из одного слова (двух слов), который повторяет суть темы.

      Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

      Читайте также: