Конспект творчество детей дошкольного и школьного возраста

Обновлено: 06.07.2024

Все прекрасно знают, что дошкольники любят различные игры, благодаря которым они развиваются. Но, кроме этого, им присущ еще один вид деятельности — продуктивный, в результате которого получается некий результат: рисунок, поделка и многое другое. Ученые доказали, что такой вид деятельности развивает у детей новые навыки и оказывает огромное влияние на развитие детей. Сами же дети становятся более настойчивы и усидчивы.

Творчество дошкольников — Продуктивный вид деятельности.

В результате такого вида деятельности ребенок создает что-то вполне конкретное. Это могут быть разнообразнейшие конструкции, фигурки из глины или пластилина, различные поделки, мозаика или аппликации, или что-то более сложное.

Все эти направления важны для развития детей дошкольного возраста, поэтому они активно используются при создании программ воспитания в детских садах. Целью же ставится разностороннее развитие и воспитание детей.

Важность продуктивной деятельности.

Дошкольники развиваются многосторонне. Немаловажную роль в этом оказывают продуктивные виды деятельности. Ученые по всему миру проводили исследования эффективности такого рода деятельности. Они доказали, что у детей развиваются новые навыки. При их изучении дети становятся более целеустремлёнными и настойчивыми, проявляют инициативу, самостоятельность и любознательность. У ребенка развивается творческое воображение, различные свойства мышления.

Для создания готового продукта дети прилагают умственные и физические силы, улучшают мускулатуру рук, осваивают новые навыки и умения, используют творческое воображение и проявляют созидательное начало. В итоге, дети осваивают практические навыки, которые пригодятся им позднее в различных направлениях деятельности. Они становятся более умелыми и ощущают свою самостоятельность. В результате своей деятельности дети получают материальное воплощение того, что они хотели показать.

Виды продуктивной деятельности в дошкольном творчестве.

В результате такой деятельности дети осваивают различные виды творчества, улучшают навыки чтения и письма, становятся лучше подготовленными к школе, более активными, самостоятельными, терпеливыми, учатся усваивать получаемую информацию и обрабатывать ее.

Ребенок во время занятий укрепляется и физически, поэтому стоит уделять внимание походке, осанке и многому другому.

Об особенностях видов творческой продуктивной деятельности дошкольников.

Дети очень любят рисовать и изображают, как правило, то, что им больше нравится: сценка из книжки, животные, различные предметы. Это помогает им заново пережить те ощущения, которые были у них в тот момент, когда они услышали об этом впервые.

Лепить дети больше всего предпочитают животных, фрукты, овощи и многое другое. У детей улучшается пространственное восприятие, поскольку они во время процесса могут расположить какие-то элементы дальше, какие-то наоборот ближе. Кроме этого, у ребенка улучшается понимание объема.

Занятие аппликацией развивает у детей как различные аспекты творческой направленности, так и логической.

Для развития малыша не стоит останавливаться на одном конкретном виде творческой деятельности, а стоит по возможности задействовать все для более гармоничного развития.

правильно изображать черты его лица; развивать чувство композиции.

Альбомный лист формата А4, цветные карандаши, восковые мелки,

походящие к теме репродукции - портреты, предметно-схематическая

модель композиции рисунка - портрет, детские песни о дружбе.

Беседа о дружбе и друзьях; рассматривание фотографий с друзьями.

оказывается, что в фотоаппарате нет пленки. Как быть? Чем оформить

альбом? (Ответы детей: предлагают нарисовать портреты.)

Показать детям репродукции портретов, спрашивая, кто на них

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Или это тетя Зина,

Или Колька, твой сосед,

Уточнить, что портрет - это изображение того, или иного человека.

Художники обычно пишут портрет с натуры, чтобы более точно передать

сходство. Но можно сделать его и по фотографии, и по памяти.

- У каждого из нас есть друзья. И им, наверное, будет очень приятно,

если мы нарисуем их портреты.

Обратить внимание на основное расположение частей лица: глаза,

нос, рот, уши и т. д. Показать последовательность рисунка и приемы

раскрашивания. Отметить характерные признаки (прическа, цвет глаз и

волос, веснушки, одежда, серьги и т. д.). В середине НОД проводится

Вот помощники мои

Их как хочешь поверни,

Хочешь эдак, хочешь так -

Не обидятся - никак.

Мы сегодня рисовали

Наши пальчики устали,

Наши пальчики встряхнем

Рисовать опять начнем.

Конспект ООД по художественному творчеству в средней группе на тему:

Учить рисовать методом тычка; закреплять умение правильно держать кисть.

Углублять представления о цвете и геометрических формах.

Воспитывать любовь ко всему живому.

Материал:альбомный лист с карандашными контурами ежа, гуашь серого цвета, кисть жесткая, подставка, карандаш черного цвета, образец рисунка на мольберте.

Предварительная работа:рассматривание живого ежа, иллюстраций про ежика, заучивание стихотворения, чтение произведений о ежах.

– Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в осенний лес. Но чтобы туда попасть, нам понадобится волшебный клубочек. Сейчас я его брошу, и он приведет нас в лес:

За клубочком в лес пойдем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

– Ребята, вам нравится в лесу? Посмотрите сколько листьев: красных, желтых, зеленых, оранжевых, багряных.

Вот художник, так художник

Все в лесу позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот? (Осень)

– Как хорошо, как красиво в лесу. Давайте подышим воздухом, таким прохладным, бодрящим.

Ой, ребята, тише, тише

Что-то странное я слышу,

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы шуршит.

– Интересно, кто же это может шуршать? Кажется, я догадалась, да и вы сейчас догадаетесь, если отгадаете загадку:

– Посмотрите, какой он красивый. А какой колючий! Потрогайте его.

– Ребята, а вы знаете, где он живет? (В лесу, в норе).

– Чем отличается еж от других животных? (Колючками)

– А для чего они нужны? (Для защиты)

– Чем питается? (Мышами, молоком, фруктами).

– А кто видел живого ежа?

– Ой. Что-то еж мне хочет сказать на ушко. Что-что? Хорошо, мы поможем тебе.

– Ребята, скучно ему одному в лесу жить. Он мне сказал, что у него даже друзей нет. Ему так хочется иметь много друзей. Я предлагаю, ребята, ему помочь. В лесу есть мастерская, пойдемте, я покажу. В мастерской есть все: кисти, краски. Давайте мы нарисуем нашему ежу много друзей. На ваших столах лежат листы бумаги, где изображены ежики. Но чего-то у них не хватает. Как вы думаете, чего?

– Верно колючек, глаз и носика.

– Сейчас мы на них наденем шубки. Рисовать мы будем вот такой жесткой кистью. Потрогайте.

– Посмотрите, мордочка у ежа заостренная, носик приподнят вверх, тело вытянутое, сзади закругленное. По форме он напоминает овал.

– Что еще есть у ежа?

– Глазки черные, как бусинки, ушки маленькие. Верно!

– Рассмотрели, ну а теперь приступаем к работе. Давайте сначала обведем пальцем контур ежа, а теперь в воздухе нарисуем.

– А теперь, смотрите, я набираю на кисть гуашь и рисую тычком (сначала по контуру, потом внутри него). Вот так.

– Теперь вы попробуйте, (помощь воспитателя)

– Еще нам осталось подрисовать носик, глазки. У вас на столах есть черный карандаш, возьмем и подрисуем. Молодцы. Вот и получились у нас колючие ежи. Полюбуйтесь.

– Пока ежи будут высыхать, пойдемте, поиграем.

Ежик, ежик – чудачок

Сшил колючий пиджачок.

Сто иголок впереди.

Сто булавок позади.

Ходит еж в лесу по травке

Натыкает на булавки

Сливу, грушу, всякий плод,

Что под деревом найдет.

И с подарочком богатым.

Возвращается к ежатам.

– Ну а теперь посмотрим наших ежей, они, наверное, уже подсохли. Дорогой ежик, посмотри, сколько друзей у тебя появилось! Нравятся? Что-то еще он хочет нам сказать.

– Ребята, ему очень понравились друзья, он сказал, что они в таких же колючих шубках, как и он, и что они получились очень веселыми, забавными.

– Ребята, оказывается пока еж жил один, он столько сделал запасов, что теперь он хочет вас угостить лесным гостинцем. Пойдемте, посмотрим, какой же гостинец он нам приготовил. Ой, да это яблоки. Еж их очень любит. Давайте поблагодарим. Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с нашим другом ежом. Наш клубочек приведет нас обратно в детский сад.

Конспект ООД по художественному творчеству в старшей группе на тему:

Программные задачи: Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи. Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Воспитатель: Сегодня, ребята, я приглашаю вас на выставку. Посмотрите как здесь красиво! А сколько много игрушек! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские)

- А почему они так называются?

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.

Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

- Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые)

- А какого цвета узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

- Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

- Ребята! Посмотрите, гармонист вышел, приглашает барышень поплясать, хороводы поводить. Да что-то не спешат барышни в круг. Что случилось? А платья у них не готовы! Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Постарайтесь сделать яркими и нарядными.

- Сядьте удобно и начинаем работу.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка:

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

Подводя итог воспитатель предлагает выбрать самых нарядных барышень, построить их в хоровод на доске, ответить на вопросы:

-Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

-Что тебе больше всего здесь понравилось?

-Что особенного в этой работе?

-Чем отличается от других эта работа?

- Продолжать вызывать у детей интерес к созданию изображения красками.

- Закреплять у детей представление о снеговике, полученные в результате собственных наблюдений и на занятиях лепкой и аппликацией.

- Упражнять детей в закрашивании округлых форм.

- Помогать детям изображать снеговика с использованием доступных им средств выразительности (цвета, величины).

- Побуждать детей использовать разнообразные материалы (фломастеры, шариковые ручки, цветные восковые мелки, маркеры для прорисовки деталей и других предметов).

- Закреплять умение правильно держать кисть.

- Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу.

- 4 квадрата из пенопласта с изображением елочек, снежинок.

- Синяя гофрированная бумага.

- 2 дерева на подставке.

- Поднос со снежинками для медалей.

- 4 листа синего картона.

- Черные и красные маркеры.

- По две банки с водой на каждый стол.

- Подставки для кисточек, маркеров, фломастеров, ручек.

- Пирамидка из синих кругов на картоне.

- По 2 снежинки на каждого ребенка.

Дети! К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Покажем нашим гостям, как мы умеем играть и заниматься. К нам ещё один гость пришел, а кто он нам поможет отгадать волшебная снежинка. Слушайте внимательно загадку:

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

- Кто же он такой? (Снеговик).

- Чтоб не растаял снеговик, я положу рядом с ним на дорожку снежинку.

2. Рассматривание снеговика.

- Чтобы вылепить снеговика, надо вначале скатать большой ком снега. (Воспитатель показывает жестом руки круговые движения).

- Какой формы голова у снеговика? (Круглая, маленькая).

- На голове натянута красивая шапочка.

- Что у него на лице? (Глаза, нос, рот).

- А рядом с ним стоит метла.

3. Рисование кругов в воздухе.

(Звучит магнитофонная запись)

- Дети! Послушайте, что снеговик вам расскажет о себе.

Я был грустный снеговик,

И имел печальный вид,

Всё друзей не находил,

И поэтому грустил.

Но однажды я пошел,

В гости в детский сад зашел.

- Какой вид у Снеговика? (Грустный, печальный).

- Почему он грустит? (Нет у него друзей).

5. Постановка задачи

- Как вы поступите, если Снеговик предлагает вам свою дружбу? (Дети высказывают свое мнение).

- Вы бы хотели, чтоб у него был друг, много друзей?

6. Объяснениевыполнения работы детьми.

Воспитатель предлагает детям нарисовать много друзей для Снеговика.

- На прошлом занятии вы рисовали пирамидку из шаров (показ пирамидки на картоне).

- А сегодня мы закрасим круги белой краской, превращая в друзей Снеговика. Сначала вы закрасите белой краской большой круг, потом поменьше и самый маленький.

- Расскажи нам, какой кружок закрасим вначале, а потом?

7. Выполнение работы детьми.

Воспитатель обращает внимание на посадку за столом.

- Взяли кисточку в правую руку выше металлического наконечника тремя пальцами. Наберите на ворс кисточки белую краску, лишнюю отожмите о край баночки. Чтоб снеговик не упал, нарисуйте дорожку.

- Какой кружок вначале закрашиваем? (Большой). Закрашивая, не заходите за контур. (Звучит тихо музыка).

У меня замерзли руки. Как их можно согреть? Сильно потираем руки. Дети: подуть на них, потереть друг о друга, надеть варежки.

9. Продолжение выполнения работы детьми.

Из мокрого снежного белого кома Дети идут по кругу, имитируя руками катание снежного кома

Мы снеговика слепили у дома Дети поворачиваются лицом в круг, делают круговые движения руками перед собой (3 раза)

Стоит снеговик у самых ворот Плавные движения руками вверх-вниз

Никто не проедет, никто не пройдет Дети грозят пальцем

11. Продолжение выполнения работы детьми.

- А сейчас вы нарисуете дополнительные части у Снеговика шариковыми ручками.

- Какого цвета нарисуете шапочку Снеговику?

- А глаза? Что ещё надо дорисовать? (Нос, рот, метлу).

12. Руководство выполнением задания и последующей игрой.

- Какого цвета шапочка у Снеговика?

- Какого цвета глазки у Снеговика?

- Что делает Снеговик? (Смеётся или грустит) Почему?

- Сколько стало друзей у снеговика?

- Посмотрите, снеговики, как дети умеют танцевать.

Раздать детям по 2 снежинки. Звучит музыка. Дети изображают снежинок.

Воспитатель читает стихотворение:

Опуститься мы землю

Дети присаживаются на корточки.

Звучит магнитофонная запись в исполнении снеговика. В это время вынести медали.

Очень славные ребята!

Танцевали и играли,

И друзей нарисовали!

Стало весело мне жить!

Буду с вами я дружить!

И медали вам дарю!

Звучит музыка. Воспитатель надевает детям медали. Дети благодарят Снеговика за медали.

Воспитатель: «Пусть Снеговик с друзьями посмотрит на наши игрушки, отдохнут, а потом отправятся в далекое сказочное путешествие за Дедом Морозом и Снегурочкой. Ведь скоро наступит праздник Новый год!

Оснащение центра развития звуковой культуры речи в разных возрастных группах Дошкольный возраст – важный этап в овладении звуками. Воспитание у детей правильного произношения всех звуков русского языка является основной.

Дидактические игры по изобразительной деятельности в разных возрастных группах Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так чтобы он его запомнил. И здесь на.

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах Младший возраст Методы и приемы 1 этапа обучения Игровые приемы или показ образца движения. ,подражание конкретному образцу. Успех начального.

Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ

Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ Книжный уголок – необходимый элемент развивающей среды в детском саду. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание.

Рекомендации по оформлению патриотических и краеведческих уголков в разных возрастных группах ДОУ При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах развивающая предметно-пространственная.

Составляющие эмоционального комфорта в течение дня в разных возрастных группах Особое значение в детском саду придается задаче обеспечения эмоционального благополучия. Педагоги владеют технологиями, позволяющими решать.

Творчество – это, прежде всего влечение к созиданию. В творчестве человек проявляет себя, выражает свой внутренний мир. В процессе поиска оригинальных решений у ребенка развиваются интеллектуальные и творческие способности (фантазия, воображение, гибкость мышления, цельность восприятия, легкость генерирования идей), пробуждается познавательная и поисковая активность.

Можно ли научить ребенка творчеству? Как побудить его к поиску, пробудить желание удивлять и вызывать интерес у окружающих, стремление отличаться от других с помощью своих своеобразных идей, а также получать удовлетворение от проделанной работы. Решить такие вопросы помогут представленные занятия. Эти занятия стимулируют познавательную активность учащихся, дают возможность ребенку сделать полезную вещь своими руками, а также реализовать свой творческий потенциал. Рекомендованные занятия носят творческий характер, они целенаправленно ориентируют ребенка к созданию чего-либо нового, необычного, достойного положительного отзыва разных людей.

ВложениеРазмер
kak_obuchat_tvorchestvu_na_konkurs.doc 227.5 КБ
k_zanyatiyu_tvorcheskiy_rost.pdf 2.57 МБ
zanyatie_otryvaem_skatyvaem_soedinyaem_dlya_fantazii.doc 126.5 КБ
zanyatie_dekorativnyy_podsvechnik.doc 124.5 КБ
zanyatie_dekorativnaya_plitka_dlya_bolshih.doc 123 КБ
zanyatie_dekorativnaya_plitka.doc 47 КБ
kopilki_-smeshariki.doc 26.5 КБ
tvorcheskaya_rabota_.doc 26.5 КБ
proektirovanie_raboty_tablitsa.docx 11.98 КБ
tablitsa_po_izgotovleniyu_podelok.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Сергиенко Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории,

г. Шимановск, Амурская область.

В студии занимаются дети с 7 до 16 лет.

Основные направления студии:

  • художественная керамика
  • декоративная роспись
  • золотая соломка.

В студии дети знакомятся с истоками русской народной культуры, художественными народными промыслами, их историей, осваивают основы композиции, цветоведение, материаловедение, технологию художественной отработки материалов и декорирования изделий, осваивают работу над проектной и исследовательской деятельностью.

Работа в студии построена с применением элементов альтернативных и педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса. При работе с детьми придерживаюсь следующих убеждений:

  • не запрещать, а направлять;
  • не управлять, а соуправлять;
  • не принуждать, а убеждать;
  • не командовать, а организовывать;
  • не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Выработан особый стиль работы с детьми.

  • демократичное общение;
  • дружеское расположение;
  • увлечение совместной деятельностью.

Уровень общения с ребятами строится по принципу:

  • доверие;
  • партнерство;
  • сотрудничество;
  • взаимопонимание;
  • совместный поиск;
  • совместный выбор.

Таблица роста мастерства ребенка демонстрирует успехи детей в обучении. На ней отражены основные этапы присвоения детям творческих званий (ученик, подмастерье, мастер, мастер-класс, умелец). Система оценки детских достижений будет работать в том случае, если обращаться к ней постоянно.

Формированию творческой активности детей способствует проведение различных выставок, конкурсов. И, как результат воспитанники студии – лауреаты областных, региональных выставок. Они являются победителями областных научно – исследовательских конференций, участниками студенческих конференций в БГПУ. Студия - дипломант международной выставки.

Цель: создание условий к осознанию детьми смысла и практической значимости полученных знаний, необходимых для образовательного процесса, итогом которого, станет изготовление авторских работ, исследовательская и проектная деятельность обучающихся.

  • выявить художественно-творческие способности детей;
  • научить детей обдумывать будущую поделку, искать интересные идеи методом ассоциаций от ключевого слова, выстраивать цепочку рассуждений, находить и развивать оригинальную идею, отображать её на бумаге;
  • достичь осмысления детьми преимущества изготовления творческой поделки над дублированием готового изделия через экспериментальную работу;
  • подвести детей к осознанию необходимости повышать уровень мастерства, способствующему стремлению самостоятельного контроля над процессом изготовления поделки и качества изделий;
  • развивать эстетический вкус, творческие и художественные способности детей.

Планируемый результат: В процессе эксперимента ребята должны увидеть преимущество творческой работы, понять процесс творчества, прочувствовать важность и сложность этого процесса. Прийти к мысли о необходимости выполнять работу не торопясь, оригинально, обдумывая каждую деталь. Обучающиеся должны понять, что прежде чем выполнять работу, необходимо получить первоначальные умения и навыки по изготовлению и дальнейшей обработке изделий, а в дальнейшем, совершенствовать их. В ходе обсуждения выполненной работы дети должны реально оценить свои художественно - творческие способности.

Возраст детей: 7-9 лет.

Длительность занятия: 30 минут.

Форма проведения: творческое практическое занятие с элементами экспериментирования.

Формы организации образовательного процесса:

  • информационно-рецептивный (объяснение, обсуждение, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, демонстрация изделий);
  • репродуктивный (выполнение задания детьми);
  • исследовательский (поиск творческих решений);
  • аналитический (самоанализ, выделение главного, вывод).

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование: магнитная доска, столы, стулья, магнитофон с кассетами.

Материалы и инструменты для детей: простые карандаши, белая бумага, ластики.

Наглядный материал для педагога: иллюстрации, поделки, тезисы.

На протяжении всего занятия педагог произносит фразы внятно, в умеренном темпе, чтобы усваивалась каждая фраза. Голосом меняет интонации, делая акценты на важных моментах.

А сейчас приступим к 1-й части эксперимента. Я предлагаю вам нарисовать домик, жилье.

Выполнение рисунка детьми. Педагог включает спокойную мелодию. Перед обсуждением музыку выключить.

Педагог. Покажите работы мне. Покажите друг другу. Внимательно посмотрите на рисунки. Что вы видите? Да, вы все нарисовали, как я и просила, домики. Но вы изобразили схожие дома. Квадратные окна, прямоугольные двери, треугольные крыши, прямые стены. Для кого вы их рисовали?

Предполагаемый ответ. Для людей.

Педагог. Но я ведь не предлагала изобразить дом для человека. Как получилось так, что вы, рисуя дом, сделали работу одинаковой как по шаблону?

Дети. . ( в недоумении).

Одежду легче шить по готовым выкройкам. Обед приготовить по рецептам. Поделку сделать по образцу. Это хорошо. Но может быть ещё лучше, если выполнять работу творчески, при условии, что усвоены знания, нормы и правила (прикрепляет к доске тезис 1) .

Педагог. Посмотрите, как это делают художники-иллюстраторы. Демонстрирует изображения домиков . ( Можно использовать иллюстрации из книг про Смешариков).

Педагог. Догадайтесь, кто здесь живёт и почему? Обратите внимание на то, как художники работали над созданием жилища. На форму дома, окна, двери, крыши.

Предполагаемый ответ. Длинные уши, он пушистый; любит грызть морковку, она оранжевая, конусообразная; живёт на полянке в круглой норе…

Педагог. Выделите главные слова.

Предполагаемый ответ. Конусообразный, оранжевый, круглый, грызёт, меховой, цветы .

Педагог. Создайте жильё для зайца, используя ключевые слова.

Предполагаемый ответ. Дом конусообразный, оранжевый, вход круглой формы, прогрызен зубами, перед входом меховой коврик, окошки в виде цветочков.

Педагог. Обращаясь к детям, задает 1-й ключевой вопрос :

- Какую работу вам было интереснее и сложнее выполнять и почему?

Предполагаемый ответ. Вторую, потому что приходилось думать .

Педагог. Да, я согласна с вами, потому что вы думали. Были в поиске. Были вовлечены в процесс творчества. Задействовали творческие способности. Прикрепляет на магнитную доску тезис 2. Творчество – это радость озарения, это пробуждение желания быть не как все, это удовольствие преодоления норм и правил, схем и шаблонов. А в нашей работе творческие способности нужны как человеку воздух. Но просто сделать занимательную работу мало.

Педагог. Обращаясь к детям, демонстрирует поделку, задаёт 2-й ключевой вопрос :

- Давайте посмотрим на эту поделку, в чём её преимущество, кроме того, что она интересная?

Предполагаемый ответ. Она хорошо сделана, красиво раскрашена .

Педагог. Верно, это работа хороша ещё и тем, что сделана, качественно. Запомните, что (прикрепляет на магнитную доску тезис 3) творчество – это, прежде всего, новизна, способность сделать то, чего ещё не было. При условии, что изделие выполнено искусно, мастерски.

Педагог. (Берёт в руки заранее подготовленную поделку, любуясь, говорит) хорошая, качественная и необычная работа. Она вызывает эмоции. Мимо такой не пройдешь. Так и хочется взять в руки и рассматривать. На неё потрачено немало труда и времени. Но то, что далось не просто так, во сто раз дороже. Вы со мной согласны?

Я надеюсь, что в будущем мы с вами создадим много интересных и увлекательных работ. Знания и опыт, которые вы получили сегодня, мы будем использовать в нашей дальнейшей совместной работе.

Педагог. На этой ноте я заканчиваю занятие, а вы, ребята, запомните, что прежде, чем приступать к работе её нужно обдумать и, мастеря поделку, надо очень постараться, чтобы она была занятной и хорошо сделанной.

Афанасьев С. П., Коморин С. В. Весёлые конкурсы для больших и маленьких. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2004.

Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – М.: Просвещение, 1983 г.

Опарина Н., Детское творчество /журнал/ № 6, 1999 г.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

Соловьева И.Ю., Внешкольник /журнал/ № 1 /6/, 1998

Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования. /Под ред. Комаровой Т. С. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2001 г.

Задумка занятия состоит в том, чтобы на простом примере, на собственном опыте, дети осознали всю важность, сложность и привлекательность предстоящего обучения в студии. Раскрыли свои художественно-творческие способности. И мне удалось решить эти задачи.

Занятие не было утомительным, т. к. не перегружено теоретическим материалом. Применялись различные методы активизации интереса детей. Каждая работа получила корректную оценку педагога, никто не остался без внимания.

Анализируя свою работу, вижу некоторые преимущества занятия:

- актуальность - педагог доступно поясняет на практике процесс творчества. Беседы о творчестве, эксперименты, творческие задания и занятия, способствуют поисковой активности детей, самовыражению и реализации их творческого потенциала. А в комплексе, творческие занятия развивают умение креативно мыслить, находить неординарные, оригинальные решения, способность высказывать идеи и воплощать их в жизнь, что даёт ребёнку преимущество в дальнейшей социальной адаптации .

- современность – поиск оригинальных, новых решений стимулирует познавательную и поисковую активность детей. Развивает интеллектуальные способности (умение размышлять, думать, анализировать, делать выводы, выделять главное). Развивает творческие способности (фантазию, воображение, гибкость мышления, цельность восприятия, легкость генерирования идей).

- вариативность - занятие, слегка изменив, можно приурочить к любой теме, к любому виду деятельности в объединениях (рисование, работа с соломкой, бумагопластика и пр.), или на школьных уроках, где дети занимаются творческой деятельностью. При желании, исходя из возможностей учреждения, можно использовать мультипроектор, компьютер.

- эффективность - занятие хорошо тем, что оно элементарное, но результативное.

- доступность - доступно для детей любого возраста, с разным уровнем подготовки.

- перспективность - создаёт условия для последующего обучения и применения полученных знаний и умений не только в обучении, но и в дальнейшей жизни.

- новизна - дети в ходе эксперимента видят свои реальные способности к творческой деятельности. У них зарождается стимул на длительное время к созданию чего-либо нового, особенного, достойного положительного отзыва окружающих.

Творческое развитие – путь к светлому будущему?

Возрастные особенности развития творчества

Никогда не рано заниматься с ребенком. Еще находясь в животике у мамы, малыш может подергиваться в такт музыке. Перинатальные психологи рекомендуют с момента шевеления малыша начинать с ним общаться, слушать музыку. Это говорит о том, что мозговые структуры маленького человечка уже развиваются, воспринимая информацию изнутри.

Начиная с месячного-полторамесячного возраста, маленький человек начинает пытаться разговаривать, гулить и эмоционально общаться со взрослыми. Это говорит о том, что у него началось развитие не только левого, но и правого полушария, ведь эмоциональность человека тесно связана с развитием этой части головного мозга. Уже с этого возраста можно начинать постепенно заниматься с малышом в творческом направлении.

Детки растут быстро, в каждый период взросления им нужна помощь в развитии своего творчества.

От 0 до 9-11 месяцев

Малышу достаточно эмоционально общаться, показывать картинки и называть, что там нарисовано

В этот период активно развивается творчество ребенка дошкольного возраста. Он всеми способами познает мир:

  • пробует на вкус,
  • ощупывает,
  • поет,
  • слушает и так далее.

В этом возрасте дети особенно восприимчивы ко всем новым знаниям, и умениям. Уже с 1 годика можно учить с детьми стишки, петь песенки, лепить, танцевать.

Это период, когда творчество детей старшего дошкольного возраста переходит в фазу навыка.

Этому способствуют и особенности развития психических процессов. Ребенок уже уверенно держит кисть для рисования или попадает на нотки.

Развитие творчества у детей школьного возраста постепенно переходит на профессиональный уровень.

Многие школьники уже настолько совершенствуются в своих творческих направлениях, что могут сделать что-то не хуже обычного взрослого. Например, станцевать пластично и синхронно, нарисовать красивых снегирей (многие взрослые этого не могут), спеть сложную песню без фальши и с артистизмом.

Развитие творчества у дошкольников может привести к великому их будущему. Важно понять, в каком направлении работать с ними, чтобы помочь им развить свои способности. О чем нужно знать родителям в развитии творческих способностей малышей?

Растим художника

Творчество детей младшего дошкольного возраста ограничено их физиологическими данными. У них еще не скоординированные движения пальцев, они не могут рисовать правильные фигуры, выходят за линии на раскрасках. Но уже с годовалого возраста дети узнают, что палочка в руках может рисовать, к тому же она рисует разными красками.

Развивая ребенка, не забывайте о его возрасте – он не может сразу выдать картину. Научите его рисовать палочки, кружочки, покажите предметы круглые, квадратные. Формирование внутреннего вкуса и стремления к прекрасному начинается с воображения. Следите за новыми впечатлениями малыша. Например, идя по дороге, посмотрите какую фигурку напоминает солнце – оно круглое! Дома потом можно его нарисовать, поэкспериментировать с красками.

грудничок рисует

Развитие творчества детей раннего возраста происходит в комплексе:

  • развивается воображение (когда родитель проговаривает впечатления ребенка вместе с ним);
  • улучшается мелкая моторика (малыш работает над координацией пальчиков, подключаются речевые мозговые центры, активно участвует зрительная система);
  • формирование вкуса (маленький человек учится воспринимать разнообразие мира и выискивать что-то свое, формировать свой вкус).

Дети среднего дошкольного возраста уже могут лепить, создавать коллажи, рисовать карандашами, мелками, красками. Это все формирует художественные навыки. В процессе роста ребенка занятия можно усложнять.

Нравятся деткам создавать поделки из цветной бумаги, раскрашивать красками, но не с помощью кисточек, а своими же пальчиками. Все эти методы действенны для развития художественного творчества.

Как развить музыкальные способности?

Развитие музыкального творчества детей среднего дошкольного возраста некоторых родителей приводит в растерянность. Причина в том, что многие взрослые далеки от музицирования. А в этом возрасте малыши активно воспринимают ритм, темп, низкие и высокие звуки, стараются петь и танцевать. Как вести себя родителям, если они видят у ребенка способности к музыке?

Не думайте, что развить слух – это непосильная ноша для вас, если вы не учились музыке. По статистике более чем у 80% людей есть музыкальный слух, просто он не у всех развит. Мы сталкиваемся с разными музыкальными композициями везде – слушаем записи, смотрим передачи и фильмы, в сопровождении музыкой, дети посещают музыкальные занятия в садах и школах. Как помочь ребенку в развитии музыкальных способностей?

девочка за фортепиано

Актерское мастерство

Чем отличается развитие? Тем, что школьник уже научился выражать свои мысли, общаться, выполнять более сложные задачи, по сравнению с дошкольным периодом. Именно эти навыки необходимы для формирования актерского мастерства, сценических навыков.

  • Начинать нужно уже с младенчества. Когда ребенок понимает эмоцию взрослого, он развивается. Когда он слышит голоса, интонации, темп речи человека, он учится эмоциональности высказываний и формированию своей речи.
  • Для детей младшего дошкольного возраста требуется постоянное речевое сопровождение их действий. Так они понимают, что от них хотят и что они желают.
  • Старших дошкольников можно привлекать во взрослые разговоры, поощрять высказывания их мыслей, соображений. Уже можно начинать работу по составлению выразительных предложений. Маленькие человечки уже впитывают сценические умения, участвуя в сценках на утренниках, рассказывая стишки.
  • Школьники становятся на более профессиональный путь развития. Они стараются правильно формулировать свои ответы. Здесь уже на помощь придут центры и школы актерского мастерства, где ученики получают навыки развития сценической речи, поведения на публике, работы с текстом.

И помните: все, что вы вкладываете в детей, вернется с избытком. Если ваше чадо видело безразличие, упреки и лень, вы получите такого же взрослого на выходе. А все труды по развитию и формированию творческих навыков обязательно пригодятся ребенку в будущем. Для успешного будущего важно всестороннее развитие личности.

Людмила Редькина, психолог, специально для Mirmam.pro

Полезное видео


Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Словосочетание детское творчество в этой статье иногда заменяется аббревиатурой ДТ.

Содержание

Проявление детского творчества на разных этапах развития личности ребёнка

На начальном этапе онтогенеза основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребёнка. В раннем возрасте ДТ формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте ДТ проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, словотворчество, лепка, конструирование.

Виды детского творчества

Психологи выделяют следующие виды ДТ: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Художественное творчество

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное ДТ отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. По мнению Л. С. Выготского и Б. Г. Ананьева различные виды художественного ДТ имеют тесную взаимосвязь, истолкование которой объясняется теорией о сензитивных периодах детского развития, суть которой заключается в том, что с возрастом предрасположенность ребёнка к тому или иному виду художественного творчества меняется. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально-драматической, музыкальной и литературной деятельности.

Изобразительное детское творчество

Изобразительное ДТ является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. По мнению В. С. Щербакова, изобразительное ДТ в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Ещё Аристотель отмечал положительное влияние рисования на развитие личности ребёнка. Эта идея нашла подтверждение в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци и Ф. Фрёбеля: изобразительное ДТ создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество

Первые элементы литературного ДТ появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное ДТ является частью игры и его сложно отделить от других видов ДТ: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное ДТ приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество

Техническое ДТ является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое ДТ — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Процесс технического ДТ условно делят на 4 этапа:

  1. постановка задачи
  2. сбор и изучение информации
  3. поиск решения задачи
  4. реализация решения

В дошкольном возрасте техническое ДТ сводится к моделированию простейших механизмов, школьники средней школы проявляют интерес к проектированию более сложных моделей и экспериментам учебного характера.

Музыкальное детское творчество

Музыкальное ДТ является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский считали, что музыкальное ДТ имеет большое значение в восприятии ребёнка окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное ДТ — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

Детское творчество и личность ребёнка

ДТ, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.

Механизм творческого воображения

Процесс детского творчества делится на следующие этапы: накопление и сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создает нечто новое.

Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых, и по мере того, как ребёнок развивается, его фантазия уменьшается. Однако, жизненный опыт ребёнка, его интересы и отношения с окружающей средой элементарней и не имеют той тонкости и сложности, как у взрослого человека, поэтому воображение у детей беднее, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо, ребёнок проходит три стадии развития воображения:

  1. детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.
  2. юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.
  3. зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.

Воображение ребёнка развивается по мере его взросления и приближения к зрелости. Л. С. Выготский считал, что между половым созреванием и развитием воображения у детей существует тесная связь. Подросток анализирует накопленный опыт, определяется с жизненными интересами и предпочтениями, а также проходит этап окончательного формирования воображения.

Этапы детского творчества

В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:

  1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
  2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
  3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка

Важной особенностью ДТ является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. ДТ неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Читайте также: