Семантическая дислексия конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

Специалисты утверждают, что раннее начало коррекции дислексии позволяет устранить патологию или, как минимум, помогает ребенку успешно справляться с ее проявлениями. Лечением заболевания занимается логопед или дефектолог узкой специализации, но терапевтический процесс обязательно должен проходить в тесном сотрудничестве с родителями малыша.

Если ваш младший школьник испытывает явные сложности в освоении навыков чтения или находится в группе повышенного риска развития данного отклонения, то представленные ниже задачи и упражнения подойдут вам как нельзя лучше. Они помогут развивать у школьника логическое мышление и абстрактные представления, сформируют навыки чтения и восприятия информации, а также повысят концентрацию внимания.

1. Артикуляционная гимнастика

Начинать занятия следует с разминочных упражнений:

  • вдыхаем через нос – выдыхаем ртом;
  • вдыхаем – задерживаем на несколько секунд дыхание – выдыхаем;
  • делаем неполный вдох – не полностью выдыхаем воздух.

После этого следуют упражнения, развивающие четкость и внятность произношения. Ребенку предлагается дополнять фразы ассоциативными звуками:

Глубоко вдохнуть и на одном выдохе прочитать все согласные буквы в строке:

  • КНШЛЖЗЦСБТМПВЧФ;
  • ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН;
  • ВДГБФКЗРЧПТКЗРМ;
  • ЧМКПБРВСФЩМЖДШХ.

Прочитать чистоговорки медленно и внятно:

  • ру-ру-ру – убежала кегуру;
  • ты-ты-ты – замяукали коты;
  • чи-чи-чи – покатились все мячи.

Прочитать шепотом в умеренном темпе:

  • арна – арла;
  • аржа – арка;
  • арла – арма;
  • арба – арфа.

Прочитать громко и как можно быстрее:

  • жечь – печь – лечь;
  • дверь – червь – зверь;
  • мел – кол – ил;
  • жарь – парь – гарь.

Прочитать вслух скороговорки, поговорки и пословицы:

  • каково волокно, таково и полотно;
  • полили ли лилию, видели ли Лидию;
  • корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • на гору гогочут гуси, под горой огонь горит;
  • наш дуда и туда, и сюда.

Для данного упражнения необходимо изготовить объемные буквы алфавита. Сделать их можно из пластилина, глины, или же вырезать из твердого картона. Буквенный материал помещается в коробку или непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается несколько вариантов данной игры:

  1. Необходимо, не доставая из коробки, определить на ощупь букву алфавита и описать ее. После этого вынуть букву, убедиться в правильности ответа и составить с ней слова. Можно усложнять задачу, требуя, чтобы эта конкретная буква находилась в начале, конце или средине придуманного ребенком слова.
  2. В коробку помещаются буквы, из которых можно составить несколько коротких слов. Ребенок достает буквы, выполняет поставленную задачу, после чего придумывает предложения с разгаданным словом.

3. Работа с мячиком

Для реализации данного задания понадобится резиновый мячик, который легко сжимается, и любая детская книга с легким текстом. Ребенку необходимо читать слова по слогам, сопровождая озвучивание каждого слога стискиванием мяча двумя руками или поочередно правой и левой.

Ребенку предлагается прочитать слова с различным количеством слогов, которые расположены в виде лесенки:
ЁЖ
РАК
СВОЙ
КОМОК
ЛОШАДЬ
ДЕВОЧКА
ПРЕЗИДЕНТ
ШЕСТЕРЕНКА
ШЕЛКОВИСТЫЙ

При этом, школьнику необходимо выполнить несколько заданий:

5. Запоминание графического выражения слов

На каждой звездочке написан определенный слог. Необходимо составить слова и обвести их разноцветными карандашами (например, ворона, учебник, ковер, алфавит, учитель и др.).

Дислексия. Упражнение 1

Дислексия. Упражнение 2

С целью улучшения восприятия и дополнения ассоциативного ряда, можно дополнять задание карточками с изображением слов, которые составляет ребенок.

Упражнение направлено на улучшение навыков анализа и синтеза слогов, а также формирование словарного запаса школьника. Ребенку предоставляется игровое поле с изображением кораблей. На каждом нарисованном кораблике написаны слоги. Взрослому необходимо называть координаты морского судна на поле, а школьнику – находить нужную клетку и выписывать обозначенный в ней слог. Отыскивая кораблики в правильном порядке, учащийся сможет составлять слова из выписанных слогов.

Дислексия. Упражнение 3

  • (Е5, Б6) бух – та: бухта;
  • (Д3, И8) бук – сир: буксир;
  • (Б2, Г10) па – ром: паром;
  • (Г2, Ж7, З3) ко – раб – ли: корабли;
  • (Д7, А9, Е1) ка – пи – тан: капитан.

7. Чтение слов с одинаковым корнем

Упражнение позволяет улучшать навыки чтения, а также восполнять упущения в развитии лексического словарного запаса. Ребенку выдаются карточки, с написанными на них схожими по звучанию и значению словами. Их необходимо распределить на два столбика, соответственно смысловой нагрузке:

  • карточки первой группы: гора, горка, горушка, горный, гористый, пригорок;
  • карточки второй группы: горе, горько, горевать, горюшко, пригорюнился, горемычный.

8. Работа над установкой правильного порядка слов

Задание направлено на улучшение понимания школьником текста, который он читает. Задача заключается в составлении предложений в соответствии с картинкой. Ребенку необходимо правильно заполнить пропуски, описывая изображение. При этом, важно следить, чтобы порядок слов был правильным, а предложения сконструированы корректно.

Дислексия. Упражнение 4

Девочка катается.
_______ _______ на _______.
_______ _______ на _______ в_______.
_______ _______ на _______ в_______ и ________.

Систематическое проведение подобных игровых упражнений помогает ученику справляться с трудностями, возникающими при освоении навыков чтения. Дислексики существенно улучшают технику и качество чтения, совершенствуют навыки работы с текстовым материалом, а также повышают самооценку и уверенность в себе. При этом, важно помнить, что правильно скорректировать дислексию может только специалист, который подберет наиболее подходящие для конкретной формы заболевания виды работ и упражнений.

В данном конспекте предлагаются задания для формирования функционального базиса навыка чтения, развития правильного безошибочного восприятия единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами и отработки правильной интонации при чтении предложений с однородными членами.

ВложениеРазмер
logopedicheskoe_zanyatie_po_korrektsii_disleksii.docx 38.13 КБ

Предварительный просмотр:

общеобразовательное учреждение Московской области

«Хотьковская общеобразовательная школа – интернат

Тихонова Надежда Геннадьевна

г. Сергиев Посад
2018 г.

Конспект логопедического занятия по коррекции дислексии.

Аннотация: В данном конспекте предлагаются задания для формирования функционального базиса навыка чтения, развития правильного безошибочного восприятия единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами и отработки правильной интонации при чтении предложений с однородными членами.

Тема: Чтение предложений с однородными членами. Перечислительная интонация.

Цель: развивать умение находить однородные члены, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами.

  • Формировать функциональный базис навыка чтения через систему упражнений, направленную на развитие психических функций.
  • Развивать правильное безошибочное восприятие единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к процессу чтения.

1. Дыхательная гимнастика.

  • Глубокий вдох. Руки медленно поднять через стороны вверх.
  • Задержка дыхания на вдохе (2-3 сек).
  • Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустить
  • через стороны вниз
  • Глубокий вдох. Руки поднять через стороны до уровня плеч.
  • Задержка дыхания (2-3 сек).
  • Выдох с сильным звуком О-О-О, руками обнять плечи, голову опустить на грудь.
  • Глубокий вдох . Руки поднять до уровня груди ладонями вперед.
  • Задержка дыхания (2-3 сек).
  • Выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз, голову – на грудь.

2. Развитие базисного навыка чтения.

- чтение слоговой таблицы.

- составление и чтение скороговорок на проблемные звуки (р, с, ц, ч)

На завтрак у Варвары крабы и омары.

Цыплята и курица гуляют на нашей улице.

Четыре чертенка чертили черными чернилами чертеж.

- Работа с псевдословами.

Задание: Разложи слова на группы так, чтобы в группу попали тождественные по написанию псевдослова.

- упражнение на автоматизацию зрительного восприятия слогов.

Задание: Найди и прочитай слоги в правильной последовательности, из которых состоят слова : камера, колесо, барыня, хорошо, сирота, канаты, вера, кора, раковина, гора, вино, пора, берега, пара, дыра, сапоги, пироги, волосы, ворота, высота, лимоны, яблоки, яблоня, мужики лисица, (на время).

- упражнения на формирование интонации и силы голоса

3. Постановка цели урока.

Реки освободились ото льда. Озера освободились ото льда. Пруды освободились ото льда.

-Что вы о нем думаете?

-Можно ли эти предложения соединить в одно? Замените три предложения одним.

Реки, озера и пруды освободились ото льда.

Какие слова здесь перечисляются? Как называются эти слова? (однородные члены предложения).

Что такое однородные члены предложения? Какова их особенность? (Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. В предложении могут быть как главными , так и второстепенными членами)

- Сегодня мы будем учиться читать предложения с однородными членами.

Родственники подарили брату велосипед, компьютер, книги.

-Назовите однородные члены. Как вы догадались? Как я выделяю при чтении однородные члены? (При помощи интонации).

-Правильно, однородные члены предложения выделяются при чтении перечислительной интонацией, понижением и повышением голоса, наличием пауз между однородными членами предложения.

II. Основной этап.

  1. Работа по теме. Отработка перечислительной интонации.

Катя, |Павел, |Иван, |Аня |спешили на помощь другу.

Проказница Мартышка, |Осел, |Козел, |да косолапый Мишка |затеяли сыграть

Приду из школы, |пообедаю,| сделаю уроки|| и пойду гулять.

Задание: Один из учащихся читает предложение, выделяя перечислительной интонацией однородные члены предложения, а другие учащиеся должны по интонации их выделить и назвать .

Семён Павлович был умным, добрым и отзывчивым человеком.

Для нахождения объема параллелепипеда необходимо знать длину, высоту и ширину.

Для поступления в технический институт необходимо сдать математику, русский язык, физику и химию.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, апельсины.

С давних времен люди мечтали о добре, правде, счастье.

Дом был маленький, но уютный.

Метели бушевали всю ночь, и утро, и день.

III. Творческий этап.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

  1. Выполнение разноуровневых заданий по отработке чтения предложений с однородными членами.

1. Русская грамматика: научные труды : в 2 т. / под ред. Е. А. Брызгуновой. К. В. Габучана. М.: Изд-во Института русского языка имени В. В. Виноградова, 2005.

2. Зиновьева Т.И. Автореф. дис. Работа над интонацией в переод обучения грамоте, М.: 1996.

3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968 ; Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. М., 1992.

4. Шпунтов А. И. Живое слово // Речевые уроки / под ред. Т. А. Ладыженской. М, 1994.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

В основе классификации дислексий лежат различные критерии: проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушение деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О.А. Токарева), нарушение тех или иных психических функций (М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева и др.).

На основе нарушенных механизмов, т.е. несформированных операций процесса чтения, а также психических функций, обеспечивающих процесс чтения, можно выделить следующие виды дислексии: 1) оптическая, 2) мнестическая, 3) фонематическая, 4) семантическая, 5) аграмматическая, 6) тактильная (у слепых детей).

Механизмы, вызывающие возникновение дислексий, одновременно обуславливают нарушения устной речи и нарушения письма. Таким образом, дислексия чаще всего не является изолированном нарушением. В связи с этим при устранении дислексий логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).

Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и предложений, и текста.

Анализ результатов исследования детей с семантическими дислексиями позволяет выделить три фактора, обусловливающих семантические нарушения чтения у этой категории детей:

1) трудности звуко-слогового синтеза,

2) нечёткость, недифференцированность представления о синтаксических связях внутри предложения,

3) бедность словаря.

Нарушение понимания читаемого слова отмечается в основном при послоговом чтении. Дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо им известного слова. Так, после прочтения слова мыло дети не могут ответить на вопрос, что им делают.

Разделение слов на слоги в процессе чтения – одна из причин непонимания читаемого. Слово, прочитанное по слогам, — это искусственно разделенное на части слово. Оно отличается от слитно произнесенного слова, привычно звучащего в устной речи. Поэтому ребенок с недоразвитием звукослогового синтеза не всегда может синтезировать отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнает его.

Дети читают механически, не понимая смысла той или иной информации, которую расшифровывают.

В том случае, когда семантическая дислексия проявляется на уровне отдельного слова при послоговом чтении, проводится развитие слогового синтеза.

Примерные задания по развитию слогового синтеза:

  1. Назвать слово, произнесенное по звукам с паузой между
    ними (с, о, м; м, у, х, а; б, а, н, к, а; к, р, а, п, и, в, а).
  2. Назвать слитно слово, произнесенное по слогам, при
    этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются.
    Например: ку — ры, ма — ши — на, ба — буш — ка, ско
    во — ро — да.
  1. Добавить недостающие слоги в словах. Предлагаются
    слова с пропущенными слогами (например: ка. ста, кар. -
    ка, поми. коло. о. ванчик, . ребенок, ска. ка).
  2. Изменить первый слог слова так, чтобы получилось
    другое слово (например: топор — забор — упор, кошкамош­
    ка — ложка
    мышка).
  3. Из двух слов составить одно.
  4. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (точ,
    лас, ка; ши, ма, на; ка, ро, маш; ра, ба, бан).
  5. Произнести слитно предложение, прочитанное лого­педом по слогам (Де-воч-ки си-дят на ска-мей-ке. Де-ти со-би-ра-ют сос-но-вые шиш-ки. О-сенью бел-ка су-шит гри-бы).

Одновременно с развитием слогового синтеза и лексико-грамматического строя речи проводится уточнение понимания прочитанных слов, предложений и текста. Используются следующие задания:

  1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.
  2. Прочитать слово и ответить на вопрос.
  3. Найти в прочитанном предложении слова, которые отвечает на вопросы кто? что? что делает? где? куда? или какой?
  4. Прочитать предложение и выполнить соответствующее
    действие.
  5. Прочитать предложение и показать соответствующую картинку.
  6. Прочитать предложение и ответить на вопрос по его содержанию.
  7. Дополнить предложение, воспроизведённое логопедом; дополнить прочитанное предложение другими словами (с помощью вопросов).
  8. Повторить прочитанное предложение.
  9. Выбрать из текста предложение, соответствующее изоб­
    ражению на картинке.
  10. Найти в тексте ответ на заданный вопрос.
  11. Разложить серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом.
  12. Выбрать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке.
  13. После прочтения текста найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок.
  14. После прочтения текста найти ошибку в последовательности сюжетных картинок.
  15. Найти ошибку в прочитанном тексте на основе правильной последовательности в серии сюжетных картинок.
  16. Работа с деформированным текстом. Прочитав изолированные предложения, распределить их в такой последовательности, чтобы получился рассказ.
  17. Составить план прочитанного текста.
  18. Пересказать прочитанный текст.
  19. Придумать начало прочитанного текста.
  20. Придумать конец прочитанного текста.

В логопедической работе при устранении семантической дислексии особое место занимает словарная работа. Работа над словарем включает:

  1. Систематизацию словарного запаса;
  2. Создание прочных смысловых связей между словами и предложениями;
  3. Уточнение слов;
  4. Обогащение словарного запаса.

Рекомендуются следующие задания:

  1. Подобрать синонимы к отдельным словам, входящим в состав предложения (грустный - печальный).
  2. Найти слова-антонимы в тексте или предложении (светлый - темный, интересный - скучный, сильный – слабый и тд).
  3. Дополнить предложения, используя слова-антонимы по смыслу:

В реке вода холодная, а в чайнике. . Шоколад сладкий, а перец. . У Иры короткая юбка, а у Нины. . Сумка легкая, а портфель. . Карандаш толстый, а нитка. . Дерево высокое, а куст. .

  1. Обозначить одним обобщающим словом нескольких предметов. Например, каким словом можно назвать морковь, капусту, свеклу и помидор?
  2. Подобрать названия предметов к обобщающему слову.
  3. Найти слова, обозначающие действиепредмета

а) Кто как передвигается? (человек идет, змея ползет, заяц скачет, рыба плавает, лягушка прыгает, птица летает.)

б) Кто как кричит? (Лягушка квакает, кошка мяукает, собака лает, лошадь ржет, петух кукарекает, утка крякает, змея шипит, свинья хрюкает.)

  1. Обозначить величину, форму, цвета предметов.
    1. Подобрать определения к названию предмета.

    Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб.: СОЮЗ, 1998.

    А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2015.

    Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М.: Просвещение. 1991г.

    Внимание! Проверьте,
    Готовы ли вы начать урок.
    Всё ли на месте, всё ли в порядке –
    Ручка, карандаш, тетрадка.

    Будем отвечать активно,
    Хорошо себя вести,
    Чтобы гости дорогие
    Захотели внов ь прийти.

    Логопед: - Ребята, назовите какой сегодня день недели? Месяц? Какой это по счету зимний месяц?

    II. Основная часть.

    хобот-робот гонка-горка
    танец-ранец ночка-норка
    забота-работа голод-город
    мычать-рычать кошка-корка
    нога-рога банан-баран
    мука-рука маска-марка
    мак-рак кот-рот
    

    Логопед: - Ребята, для того, чтобы узнать название рассказа вы должны разгадать шифр. Впишите в алфавитном порядке недостающую букву. Из вписанных букв составьте слова.
    Р . Т, . П Р, П . С, Л М ., Ъ . Ь, Г Д .
    Й . Л, . Ф Х, О П ., Щ Ъ .
    (сорные куры)

    5. Работа со слоговыми таблицами.

    Логопед: - Перед тем, как приступить к чтению текста, необходимо потренировать речевой аппарат. Для этого прочитаем слоговую таблицу.

    Логопед: - Давайте отдохнем.
    Из-за парт мы выйдем дружно,
    Но шуметь совсем не нужно.
    Встали прямо, ноги вместе,
    Поворот кругом на месте.
    Хлопнем пару раз в ладошки
    И потопаем немножко.
    А теперь представим, детки,
    Будто руки наши - ветки.
    Покачаем ими дружно,
    Будто дует ветер южный.
    Ветер стих. Вздохнули дружно.
    Нам урок продолжить нужно.

    Логопед: - Ребята, послушайте рассказ. Если какие-то слова окажутся для вас непонятным и, запомните их. После прочтения мы их объясним.

    Оказывается, у простой курочки Рябы есть на свете много разных родственников. К куриной родне относятся и куропатка, и тетерев, и глухарь. Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.

    Все перечисленные птицы производят потомство одинаково. По много дней подряд они согревают яйца своим теплом.

    Но в Австралии живут особые, сорные куры. Они устраивают интересный инкубатор: сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий морской песок. В таком инкубаторе быстро появляются шустрые птенцы, которые в первый же день принимаются летать.

    (Словарная работа: Ряба и сорные–породы (вид) кур, имеющих определенный окрас; инкубатор – специальное место для выведения птенцов)

    Читайте также: