Деление десятичных дробей 6 класс дорофеев конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Структура урока:

1. Организационный момент (2 мин);

2. Проверка домашнего задания (6 мин);

3. Устный счёт (7 мин);

4. Изучение нового материала (10 мин);

5. Закрепление изученного материала (12 мин);

6. Подведение итогов урока (4 мин);

7. Домашнее задание (4 мин).

1. Организационный момент

Проверяется готовность учащихся к уроку. Отмечается, что изучение десятичных дробей продолжается.

2. Проверка домашнего задания

1) № 367 и № 385(устно по цепочке);

2) № 375(а),(б)(у доски)

3. Устный счёт

4. Изучение нового материала

(записать в тетради тему урока, объявить цели)

Учитель обращается к учащимся с вопросом: ребята, а вы заметили, что при выполнении устной работы вы уже делили десятичные дроби на натуральные числа? А как вы это деление производили? (следуют ответы учащихся)

Учитель. Разделим 86,1 на 7. Для этого перейдем к обыкновенным дробям:

Посмотрите внимательно на цепочки вычислений, а именно на предпоследнее действие, что мы видим: 861 : 70, а можно попробовать(как при сложении, вычитании и умножении)делить уголком(производим деление числа 86,1 на 7 уголком, при этом запятую поставим после того, как закончились целые).

Кусок ленты длиной 2,68 м разрезали на 4 равные части. Найдите длину каждой такой части.

Учитель. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

(нужно 2,68 разделить на 4)

Какой можно сделать вывод? (при делении десятичной дроби на натуральное число нужно выполнить деление, не обращая внимание на запятую.)

Формулирование правила

Учитель. Как бы вы сформулировали правило деления десятичной дроби на натуральное число? (ответы учащихся) .

Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, нужно:

1) выполнить деление, не обращая внимание на запятую;

2) поставить в частном запятую, когда закончится деление целой части.

Примечание: если целая часть делимого меньше делителя, то в частном записывают 0 целых, после чего ставят запятую и продолжают деление.

Далее учащиеся самостоятельно рассматривают примеры 1,2 (стр. 82).

5. Закрепление изученного материала

1) Решение примеров возле доски: № 392 (а,в,г) (на закрытых досках), № 394 (а,б,в).

<>2) Для учащихся быстро справившихся с заданиями предлагаются индивидуальные карточки:

6. Подведение итогов урока

Учитель.

- Чему вы научились на уроке?

- Как выполнять деление десятичной дроби на натуральное число?

С учетом работы в течение всего урока комментируются и выставляются оценки учащимся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК № 115. Глава 4. Десятичные дроби (35 часов)

Тема. Деление положительных десятичных дробей. С/р.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний.

1. Сформулируйте правило умножения десятичных дробей.

2. Сформулируйте правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.

3. Сформулируйте правило умножения десятичных дробей на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д.

4. Какие законы умножения знаете?

5. Как найти дробь от числа?

1) 54,56  10 = 545,6; 4) 54,56  0,1 = 5,456;

2) 37,57  100 = 3757; 5) 37,57  0,01 = 0,3757;

3) 89,19  1000 = 89190; 6) 89,19  0,001 = 0,08919.

3. Известно, что 123  654 = 80442. Вычислите:

1) 12,3  654 = 8044,2; 4) 1,23  6,54 = 8,0442;

2) 12,3  65,4 = 804,42; 5) 0,123  6,54 = 0,80442;

3) 1,23  65,4 = 80,442; 6) 0,0123  6,54 = 0,080442.

1) 39,1  83 = 3245,3;

2) 0,375  4,2 = 1,575;

3) 0,765  0,23 = 0,17595.

1) 45,65  10 = 456,5; 4) 45,65  0,1 = 4,565;

2) 73,85  100 = 7385; 5) 73,85  0,01 = 0,7385;

3) 98,91  1000 = 98910; 6) 98,91  0,001 = 0,09891.

3. Известно, что 321  234 = 75114. Вычислите:

1) 32,1  234 = 7511,4; 4) 3,21  2,34 = 7,5114;

2) 32,1  23,4 = 751,14; 5) 0,321  2,34 = 0,75114;

3) 32,1  2,34 = 75,114; 6) 0,0321  2,34 = 0,075114.

1) 53,2  34 = 1808,8;

2) 0,237  5,3 = 1,2561;

3) 0,657  0,32 = 0,21024.

Объяснение нового материала.

Деление на разрядную единицу 10; 100; 1000 и т.д.

1. Как умножить десятичную дробь на разрядную единицу 10, 100, 1000 и т.д?

2. По смыслу деления 36,7 : 10 = 3,67, поскольку 3,67  10 = 36,7

Проверь с помощью умножения следующие равенства:

1) 27,4 : 10 = 2,74; 3) 126,1 : 1000 = 0,126;

2) 3,47 : 100 = 0,0347; 4) 0,45 : 100 = 0,0045.

Сравни в каждом случае положение запятой в делимом и частном. Сопоставь это число с числом нулей в делителе.

3. Подумай, как можно сформулировать правило деления десятичной дроби на разрядную единицу 10, 100, 1000 и т.д.

Чтобы разделить десятичную дробь на разрядную единицу 10, 100, 1000 и т.д. надо в десятичной дроби перенести запятую влево на столько знаков, сколько нулей содержит разрядная единица.

Пример 1. Чему равно частное:

1) 36,2 : 10 = 3,62; 3) 216,7 : 1000 = 0,2167;

2) 8,54 : 100 = 0,0854; 4) 0,13 : 100 = 0,0013.

Деление десятичных дробей на натуральное число.

Как называются компоненты при делении?

а : b = с. Что означает а : b? (найти с такое, что с b = a)

Как и в случае с натуральными числами, разделить десятичную дробь на натуральное число – означает найти такую дробь, при умножении которой на делитель получим делимое.

Пример 2. Вычислите:

1) 1,2 : 4 = 0,3, (Если целая часть делимого меньше делителя, то целая часть частного равна 0)поскольку 0,3  4 = 1,2;

2) 2,5 : 5 = 0,5 (Если целая часть делимого меньше делителя, то целая часть частного равна 0),

поскольку 0,5  5 = 2,5;

3) 1 : 2 = 0,5, (Если целая часть делимого меньше делителя, то целая часть частного равна 0), поскольку 0,5  2 = 1.

Пример 3. Вычислите:


Д елим 32 целых на 14, в частном получаем 2 целых и

ставим запятую, т.к. деление целой части закончено.

Остаток 4 единицы дробим в десятые и прибавляем (сносим) к ним 2 десятых, получаем 42 десятых.

Делим 42 на 14, в частном получаем 3 десятых и в остатке 0.

2) 1,781 : 13 = 0,137; 3) 7,843 : 341 = 0,023; 4) 3,1 : 5 = 0,62.

Если целая часть делимого меньше делителя, то целая часть частного равна 0.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

* Развивающие:

- развитие логического мышления, памяти, внимания и самостоятельности;

- приобщение учащихся к разнообразным формам работы повторения материала;

- формирование математической речи;

- развитие кругозора учащихся.

* Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету;

- воспитывать дружеские отношения в классе.

* Образовательные:

- закрепить умения и навыки при делении десятичных дробей;

Тип урок: урок систематизации, обобщения и контроля знаний.

Метод работы на уроке: наглядный, словесный

Форма работы на уроке: фронтальная, коллективная, индивидуальная .

Оборудование: ноутбук, мультимедийный доска, проектор, Magic Pen , карточки с заданиями, сигнальные карточки.

Организационный момент (0 ,5 мин)

Мотивация урока (1 мин)

Актуализация опорных знаний. (18 мин)

Физкультминутка. ( 3 мин)

Самостоятельная работа.(12 мин)

Итоги урока. (1 мин)

Домашнее задание. (0,5 мин)

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока.

Поэт Р.Сеф написал такие строчки: (слайд 1)

Кто ничего не изучает,

Тот ничего не замечает.

Кто ничего не замечает

Тот вечно хнычет и скучает.

А чтобы не было вам, ребята, скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие: мы посетим страну Десятичные дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в деревне Ромашковая, на берегу озера Кроссвордного, отдохнем на Волшебной поляне, побродим в лесу Солнечном, попробуем одолеть горы Мозгодром. (слайд 2)

3. Актуализация опорных знаний.

Проверка д/з.

А когда путешественник отправляется в путь, ему полезно многое знать. Например, он должен хорошо знать дорожные указатели. Тогда он точно определит, где нужно свернуть, где можно остановиться, а где получить помощь. А готовы ли мы к экспедиции? Как это можно проверить? (Повторить правила)

Итак, отправляясь в путь мы должны вспомнить правила

1) Умножения и деления десятичной дроби на 10, 100,100 и т.д . (слайд 3)

2) Умножения и деления десятичной дроби на 0,1; 0, 001; 0,0001 и т.д. (слайд 4)

3) Умножения десятичных дробей. (слайд 5)

4) Деление десятичной дроби на натуральное число. (слайд 6)

5) Деление числа на десятичную дробь. (слайд 6)

Для того чтобы определиться с маршрутом, выполним графический диктант. (слайд 7) . Если равенство верное, то обозначаете знаком , а если неверное -

Проверим ваши результаты с ответами на слайде. Для этого передайте свою тетрадь соседу по парте. (слайд 8)

Оценим результат (слайд 9).

Молодцы! Хорошо поработали.

Вычислите: (слайд 10)

В) 2,25 : 10 = 0,225

Г) 0,009 * 10 = 0,09

Д) 5,381 * 0,1 = 0,5381

Записываем в тетради число, классную работу.

Дальше прибываем на станцию Поляна Волшебная . (слайд 11)

Волшебник придумал несколько примеров на деление десятичных дробей, махнул палочкой, и ответы исчезли. Восстановите результаты:

1) 1,6 : 0,8 = 2 2)0,48 : 0,6 = 0,8

3) 2 : 0,05 = 40 4) 0,01 : 0,02= 0,5

5) 5,1 : 0,17 = 30 6) 7 : 0,007 = 1000

Дети выписывают примеры в тетрадь.

А сейчас немного отдохнем.

5. Физкультминутка . (слайд 12)

Раз - нагнулся, два - нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

Далее прибываем на станцию Озеро Кроссвордное. Открыли учебники и выполняем № 321.

Наконец мы прибыли на станцию Лес Солнечный. Выполняем №324.

А вот и прибываем на конечную станцию : Горы Мозгодром

7. Самостоятельная работа.

Выполните тест и угадай слово.

1. 5, 76 : 100 =…

М) 0,0576; К) 576; А) 0,576; Т) свой ответ.

2. Частное чисел 82,8 и 1,8 равно:

О) 46; М) 0,46; Н) 4,6; А) свой ответ.

3. Частное чисел 32,64 и 0,008 равно:

О) 0,04080; Д) 0; Л) 4080; Ц) свой ответ.

4 . Если первый множитель 1,9, а второй множитель 2,1, то произведение равно:

М) 399; Д) 39,9 О) 3,99; Ц) свой ответ.

5 . Произведение чисел 2,5 и 0,4 равно:

М) 10; Н) 0,1; Д) 1; Ц) свой ответ.

6. Корень уравнения Х : 0,04=2,4 равен:

М) 2,44; Д) 0,96 Е) 0,096; Ц) свой ответ.

7 .Если длина комнаты 7,6 м, а ширина 5,4 м, то ее площадь равна:

М) 41,04 м; Ц) 41,04 м²; О) 26 м²; Д) свой ответ.

Вот и получили слово: МОЛОДЕЦ!

8. Итоги урока.

9. Домашнее задание.

10. Рефлексия.


- развивать грамотную устную математическую речь учащихся, коммуникативные навыки.

1. Организационный этап.

Взаимный опрос - Закончите правило (работа в парах):

а) Чтобы умножить десятичную дробь на десятичную дробь надо …

б) Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число надо…

в) Когда необходимо перенести запятую влево в десятичной дроби?

г) Когда необходимо перенести запятую вправо в десятичной дроби?

д) Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь надо…

После каждого ответа – прослушиваем эталон ответа и оцениваем соседа.

3. Используем правила и вычислим устно примеры.

4. Все ли мы знаем о десятичных дробях?

Рассмотрите дроби и распределите их по группам:

- Назовите равные дроби. Как вы нашли равные дроби?

- Можно ли любую обыкновенную дробь перевести в десятичную?

Как определить можно ли обыкновенную дробь перевести в десятичную?

- Все ли дроби вы сумели представить в виде десятичных дробей?

- Появляется удивление: деление не заканчивается!

Оказывается, что при делении десятичных дробей может возникнуть такая же ситуация.

Выполните деление 0,05:0,3 =0,1666 В учебнике на стр. 88 проверьте ваше деление. Что вас наталкивает на мысль,почему деление не заканчивается? (Один и тот же остаток)

- А как бы вы назвали такие десятичные дроби, у которых невозможно найти конечного разряда?

Придумайте в группах название для таких дробей и предложите от группы лучшее: БЕСКОНЕЧНЫЕ ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ

Конспект урока по математике Деление десятичных дробей. Бесконечные десятичные дроби

7. Домашнее задание: № 434 (1,2 строки), по вариантам а и б.

Читайте также: