Перестановка слагаемых 1 класс школа россии конспект
Обновлено: 04.07.2024
У р о к 74. ПЕРЕСТАНОВКА СЛАГАЕМЫХ
Цели урока: посредством наблюдения вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; развивать внимание, наблюдательность учащихся; закреплять умение прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Для работы над новым материалом целесообразно использовать раздаточный материал (для каждого ребенка или для пары детей), а также магнитную доску (наборное полотно, фланелеграф) и набор фигур.
Учитель просит детей положить два синих кружка слева и один красный кружок справа. (Один ученик работает у доски.)
– Сколько кружков стало?
– Запишите полученное равенство. (Запись на доске.)
– А теперь поменяйте кружки местами.
– Как записать то, что получилось? (Запись на доске.)
Далее можно предложить учащимся положить, например, 4 зеленых квадратика и 3 желтых, записать равенство; затем поменять фигуры местами и пронаблюдать, что произошло.
– Какой из этого можно сделать вывод?
2. Знакомство с правилом перестановки слагаемых.
– Прочитаем правило в учебнике и проверим, верный ли вы сделали вывод.
Ч т е н и е правила в учебнике.
Далее учащиеся выполняют (коллективно) задание 1 (с. 14 учебника, часть 2), используя наглядный материал.
IV. Работа над задачами.
Учитель читает текст задания 2 (с. 14 учебника, часть 2).
– Это задача? (Нет.)
– Почему? (Нет вопроса.)
– Задайте вопрос, соответствующий условию задачи.
– Можно ли к этому условию задать другой вопрос? (Да.)
– Решите задачу на сравнение. (5 – 4 = 1.)
Далее дети читают задачи из задания 3 (с. 14 учебника, часть 2). Задачи разбираются аналогично задачам из задания 1 (с. 13 учебника, часть 2; см. предыдущий урок).
Затем дети с а м о с т о я т е л ь н о с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой решают задачу 1 (с. 8 в тетради № 2).
V. Закрепление умения учащихся прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
Учащиеся выполняют в парах задание 2 (с. 8 в тетради № 2): находят значения выражений и закрашивают определенным цветом выражения с одинаковыми значениями.
Задание 4 (с. 14 учебника, часть 2) выполняется учениками устно (с проверкой по отрезку числовой прямой). Учителю следует уделять внимание тому, чтобы дети читали выражения разными способами.
VI. Работа над развитием наблюдательности учащихся.
В заключение урока учащиеся выполняют задание, способствующее развитию наблюдательности. С этой целью может быть использовано задание на полях учебника (с. 14, часть 2).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Изучение нового материала
Педагогические цели
Посредством наблюдения вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; способствовать развитию внимания, наблюдательности, закреплению умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
Планируемые результаты (предметные)
Знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
Устный счет
- Начнём наш урок с зарядки для ума.
- Самое маленькое число? (0)
- Какое число на 1 больше 2-х? (3)
- Какое число на 1 меньше 6-ти? (5)
- Показать предыдущее число числу 3, 8. (2, 7)
- Показать последующее число числу 6, 9. (7, 10)
- Назвать числа при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма)
- Первое слагаемое 4, второе 3. Найти сумму (7)
– Я задумала число, прибавила еще столько же и получила 6. Какое число я задумала?
- Решите устно задачи.
- За кустом спрятались медвежата. Видно 8 лапок. Сколько было медвежат? (2)
- Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 9 хвостиков? (9)
Создание проблемной ситуации
- Леопольд поймал 5 рыбок, а Матроскин 3 рыбки. Кто поймал рыбок больше и на сколько?
- А сколько всего рыбок поймали коты?
Составьте решение на доске. (Дети составляют решение на партах, один ученик у доски).
Фиксирование затруднения
- Коты устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение 5 + 3, а Матроскин, что 3 + 5 . Кто прав? КАРТОЧКИ
Прочитаем оба решения по-разному. (К 5 прибавить 3 получится 5. 5 Сумма 5 и 3 равна 8. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3 , сумма 8.)
(К 3 прибавить 5 получится 8. Сумма 3 и 5 равна 8. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма 8.)
- Подумайте, что произошло? (Слагаемые поменялись местами.)
- А можно ли так поступать в математике?
Постановка проблемы.
Мнения разделились. У нас возникло затруднение, проблема.
Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?
Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь.
Открытие детьми новых знаний
- Какая возникла проблема? (Мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами.)
- Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему? (Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы.)
- Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? (Нет, не достаточно.)
-Как нам поступить в рамках одного урока? (Работать группами или рядами)
- И так эксперимент с геометрическим материалом.
1 ряд - 3 красных квадрата и 4 зелёных, 2 ряд - 2 синих круга и 6 жёлтых кругов, 3 ряд – 5 красных треугольников и 3 синих.
Наметим план исследования: (КАРТОЧКА)
1.Составить два примера на сложение.
Ребята работают в группах.
Один ученик выходит к доске и отчитывается о работе группы по плану:
У нас получились примеры…..
Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма…..
- Проведем следующий эксперимент:
К доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей? (6)
Поменяйтесь местами. Изменилось ли количество детей? (Нет.)
- Как вы думаете, теперь можно сделать общий вывод?
-Какой сделаем вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется.)
Работа с учебником.
1. - Давайте откроем учебник и прочитаем правило на стр.14. Интересно, совпадет наше открытие с правилом в учебнике? (Да.)
- Так, кто ж из котов прав: Леопольд или Матроскин? (Оба.)
- Объясните почему. (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
2. Работа по иллюстрации учебника (Гномики)
3. Стр. 15, №1 – Какие выражения легче было решать? (К большему прибавить меньшее.)
Первичное закрепление
- Работа у доски. Решение примеров комментированием.
- Работаем по карточкам.
Желтые карточки – придумать и записать примеры по теме нашего урока.
Белые карточки - найдите значения выражений и закрасьте определенным цветом выражения с одинаковыми значениями.
Рефлексия. Итог
- Какое новые знания вы открыли на уроке? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется. К большему числу легче прибавить меньшее.
- Кто познакомил вам с этими правилами? (Сами узнали, провели исследование.)
- Кот Леопольд и кот Матроскин благодарят вас за помощь и обещают никогда не ссориться.
Теперь оцените свое настроение на уроке. (Три цветных карандаша)
Цель урока: ознакомление учащихся с правилом перестановки слагаемых.
- формирование познавательной мотивации учащихся при ознакомлении с приёмом перестановки слагаемых;
- закрепление умения прибавлять числа 1, 2, 3, 4 (отработка вычислительных навыков сложения в пределах 10);
- развитие логического мышления (умственного характера учебных действий) через приемы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения, обобщения на основе актуализации полученных ранее знаний при последующем самостоятельном выведении нового математического правила перестановки слагаемых;
- развитие итогового самоконтроля и взаимоконтроля;
- формирование коммуникативных навыков при работе в парах и группах;
Оборудование:
1) Учебник по математике для 1 класса, автор Моро М.И.
2) Рабочая тетрадь.
3) 2 наборных полотна для работы в группах
5) Карточки с заданиями для работы в парах (см. конспект урока, пункт VII – 1)
6) Двусторонние сигналы для осуществления обратной связи (красный и зелёный цвет)
8) Индивидуальные конверты с пометкой в виде цветных звёздочек (красный, жёлтый, зелёный цвет) с набором из:
- счётных кружочков красного и синего цвета (по 3 штуки),
- карточек с цифрами 3, 4, 7
9) Цветные магниты (красный, жёлтый, зелёный обязательно)
10) Рисунки двух медведей: большого и маленького
12) Аудиокассета с записью (текст см. в конспекте урока)
13) Рисунок дерева
14) Фигурки снегирей – 7 штук
ЭТАПЫ УРОКА И ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
1. Организационный момент – 1 минута.
(выполнение упражнений, направленных на улучшение мозгового кровообращения)
2. Актуализация знаний – 5 минут.
(повторение изученного материала с целью активизации мыслительной деятельности в ходе работы с выражениями, готовящими к изучению новой темы)
3. Введение новых знаний – 7 минут.
(работа с индивидуальным счётным материалом; выведение нового правила перестановки слагаемых)
4. Физкультминутка – 1 минута.
(выполнение упражнений, направленных на улучшение мозгового кровообращения и снятие мышечного напряжения)
5. Работа над новым материалом – 10 минут.
(активизация познавательной деятельности; составление задачи по рисунку; овладение способом действия на основе создания проблемной ситуации; практическая работа в группах)
6. Физкультминутка – 1 минута.
( выполнение упражнений, направленных на снятие мышечного напряжения и подготовку рук детей к предстоящей письменной работе)
7. Закрепление нового материала – 7 минут.
(практическая работа в парах и дифференцированное задание по уровню сложности)
8. Подведение итогов – 3 минуты.
(оценка сложности урока; формирование самооценки и умения анализировать свою работу)
Посредством наблюдения вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; способствовать развитию внимания, наблюдательности, закреплению умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
Планируемые результаты (предметные)
Знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
- Начнём наш урок с зарядки для ума.
- Самое маленькое число? (0)
- Какое число на 1 больше 2-х? (3)
- Какое число на 1 меньше 6-ти? (5)
- Показать предыдущее число числу 3, 8. (2, 7)
- Показать последующее число числу 6, 9. (7, 10)
- Назвать числа при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма)
- Первое слагаемое 4, второе 3. Найти сумму (7)
– Я задумала число, прибавила еще столько же и получила 6. Какое число я задумала?
- Решите устно задачи.
- За кустом спрятались медвежата. Видно 8 лапок. Сколько было медвежат? (2)
- Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 9 хвостиков? (9)
Создание проблемной ситуации
- Леопольд поймал 5 рыбок, а Матроскин 3 рыбки. Кто поймал рыбок больше и на сколько?
- А сколько всего рыбок поймали коты?
Составьте решение на доске. (Дети составляют решение на партах, один ученик у доски).
- Коты устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение 5 + 3, а Матроскин, что 3 + 5 . Кто прав? КАРТОЧКИ
Прочитаем оба решения по-разному. (К 5 прибавить 3 получится 5. 5 Сумма 5 и 3 равна 8. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3 , сумма 8.)
(К 3 прибавить 5 получится 8. Сумма 3 и 5 равна 8. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма 8.)
- Подумайте, что произошло? (Слагаемые поменялись местами.)
- А можно ли так поступать в математике?
Мнения разделились. У нас возникло затруднение, проблема.
Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?
Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь.
Открытие детьми новых знаний
- Какая возникла проблема? (Мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами.)
- Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему? (Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы.)
- Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? (Нет, не достаточно.)
-Как нам поступить в рамках одного урока? (Работать группами или рядами)
- И так эксперимент с геометрическим материалом.
1 ряд - 3 красных квадрата и 4 зелёных, 2 ряд - 2 синих круга и 6 жёлтых кругов, 3 ряд – 5 красных треугольников и 3 синих.
Наметим план исследования: (КАРТОЧКА)
1.Составить два примера на сложение.
Ребята работают в группах.
Один ученик выходит к доске и отчитывается о работе группы по плану:
У нас получились примеры…..
Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма…..
- Проведем следующий эксперимент:
К доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей? (6)
Поменяйтесь местами. Изменилось ли количество детей? (Нет.)
- Как вы думаете, теперь можно сделать общий вывод?
-Какой сделаем вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется.)
Работа с учебником.
1. - Давайте откроем учебник и прочитаем правило на стр.14. Интересно, совпадет наше открытие с правилом в учебнике? (Да.)
- Так, кто ж из котов прав: Леопольд или Матроскин? (Оба.)
- Объясните почему. (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
2. Работа по иллюстрации учебника (Гномики)
3. Стр. 15, №1 – Какие выражения легче было решать? (К большему прибавить меньшее.)
- Работа у доски. Решение примеров комментированием.
- Работаем по карточкам.
Желтые карточки – придумать и записать примеры по теме нашего урока.
Белые карточки - найдите значения выражений и закрасьте определенным цветом выражения с одинаковыми значениями.
- Какое новые знания вы открыли на уроке? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется. К большему числу легче прибавить меньшее.
- Кто познакомил вам с этими правилами? (Сами узнали, провели исследование.)
- Кот Леопольд и кот Матроскин благодарят вас за помощь и обещают никогда не ссориться.
Теперь оцените свое настроение на уроке. (Три цветных карандаша)
Читайте также: