Конспект дифференцированного урока по информатике

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Меледичев Татьяна Сергеевна

Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец

Пояснительная записка

Краткая аннотация: Разработка представляет собой урок, который проводится для обучающихся 1-ых курсов СПО.

Тип занятия: комбинированный.

Цели:

Образовательная: усвоить понятия IP-адреса, протокола, историю развития глобальных сетей, уметь классифицировать IP адреса, совершенствовать знания в глобальных сетей, протоколов и аппаратных средствах Интернета.

Воспитательная: воспитывать стремление к самостоятельному решению задач и способности к самостоятельному применению знаний и умений для решения задач, формирование культуры поведения и привитие интереса к теме занятия через осознание значимости полученных знаний в жизни.

Развивающая: развитие логического мышления через умение устанавливать логические взаимосвязи, аналитических способностей через умение сравнивать, внимательности и самостоятельности через самоконтроль, самоорганизацию и взаимоконтроль.

Развивать ключевые компетенции, в том числе:

  • учебно-познавательную как способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение знаниями и умениями организации, планирования, рефлексии и самооценки учебно-познавательной деятельности;
  • компетенцию личностного самосовершенствования как стремление к интеллектуальному саморазвитию и владению навыками эмоциональной саморегуляции;
  • профессиональную компетенцию как способность использовать знания и профессиональные умения на практике.

Сопроводительный материал: презентация по теме урока.

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока: компьютер с выходом в Интернет, веб-камера (по желанию), микрофон, или смартфон с выходом в Интернет; платформа "ZOOM".

Ход дистанционного урока

1. Организационная часть, 2 мин.

Преподаватель проверяет готовность обучающихся к занятию, озвучивает тему занятия, организует постановку целей занятия. Проверяет присутствующих обучающихся. Демонстрирует свой экран с презентацией урока.

2. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала – 3 мин.

Преподаватель беседует с обучающимися по предыдущей теме урока. Мотивирует учащихся на работу.

Обучающиеся: Объединение нескольких компьютеров, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга (обычно в пределах одного здания) для современного решения информационных, вычислительных, учебных и других задач.

Преподаватель: Перечислите, что включает в себя аппаратура локальной сети.

Обучающиеся: Аппаратура локально сети включает в себя компьютеры (серверы и рабочие станции), сетевые платы, каналы связи, специальные устройства, поддерживающие функционирование сети (маршрутизаторы, концентраторы, коммутаторы).

Преподаватель: Что такое сервер?

Обучающиеся: Сервер – это выделенный в сети компьютер, выполняющий функции обслуживания рабочих станций.

Преподаватель: С помощью чего подключается к сети каждый компьютер?

Обучающиеся: С помощью сетевой платы – адаптера, а к ней подключается сетевой кабель.

Преподаватель: Перечислите конфигурации локальных сетей.

Обучающиеся: кольцевая, радиальная, шинная, древовидная.

3. Постановка цели и задачи урока, 2 мин.

Преподаватель обозначает тему урока.

Преподаватель: Сегодня мы поговорим с вами об организации глобальной сети. Сформулируйте для себя цели вашей работы на занятии.

Обучающиеся строят свои высказывания.

4.Этап усвоения новых знаний и умений 25 мин.

4.1. История развития глобальных сетей

Преподаватель рассказывает материал, обучающиеся заносят себе в тетрадь. Слайды 2-6.

Преподаватель: Из истории человеческого общества вам должно быть известно, что многие научные открытия и изобретения сильно повлияли на ее ход, на развитие цивилизации. Появление и развитие компьютерной техники во второй половине ХХ века стали важнейшим фактором научно-технической революции.

В этом процессе выделим три этапа.

Первый этап начался с создания первой ЭВМ в 1945 году. Приблизительно в течение 30 лет компьютерами пользовалось сравнительно небольшое число людей, главным образом в научной и производственной областях.

Второй этап начался в середине 70-х годов ХХ века и связан с появлением и распространением персональных компьютеров (ПК). ПК стали широко использоваться не только в науке и производстве, но и в системе образования, сфере обслуживания, быту.

Преподаватель показывает на слайде изображение – карту современного Интернета.

С распространением компьютеров возникает понятие компьютерной грамотности. Это необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать компьютер для общественных и личных целей.

На первом этапе развития ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению программировать.

На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на ПК с прикладными программами, выполнять минимум необходимых действий в среде операционной системы.

На третьем этапе важным элементом компьютерной грамотности стало умение использовать Интернет.

В процессе развития компьютерных сетей появилось понятие глобальной сети — системы объединенных компьютеров, расположенных на больших расстояниях друг от друга.

В 1964 году в США была создана компьютерная система раннего повещения о приближении ракет противника.

Первой глобальной сетью невоенного назначения стала сеть ARPANET в США (1969), которая имела научное назначение и объединяла компьютеры нескольких университетов страны.

В 1980-90-х гг. в разных странах создается множество отраслевых, региональных национальных компьютерных сетей. Их объединение в международную сеть произошло на базе межсетевой среды Интернет.

1993 г. создание службы World Wide Web (WWW) — Всемирная информационная сеть (Всемирная паутина).

4.2. Аппаратные средства Интернета

Преподаватель рассказывает материал, обучающиеся заносят себе в тетрадь. Слайды 7-8.

Преподаватель: Основными составляющими любой глобальной сети являются компьютерные узлы и каналы связи. К узлам компьютерной сети подключаются персональные компьютеры пользователей подобно тому, как с телефонными станциями соединяются телефоны абонентов.

Причем в роли абонента компьютерной сети может выступать как отдельный человек через свой ПК, так и целая организация через свою локальную сеть.

В последнем случае к узлу подключается сервер локальной сети.

Организация, предоставляющая услуги обмена данными с сетевой средой, называется провайдером сетевых услуг.

Преподаватель: Что входит в обязанности провайдера?

Обучающиеся: Осуществлять подключение пользователей к Интернету,

Преподаватель: Приведите примеры известных вам провайдеров.

Обучающиеся приводят примеры.

4.3. IP-адреса

Преподаватель рассказывает материал, обучающиеся заносят себе в тетрадь. Слайды 9-11.

Преподаватель: Компьютер, подключенный к Интернету, обязательно имеет IP-адрес.

IP-адрес – это уникальная 32-разрядная последовательность двоичных цифр, с помощью которой компьютер однозначно идентифицируется в IP-сети.

IР-адрес состоит из четырех десятичных чисел, каждое в диапазоне от О до 255, которые записываются через точку.

Например: 193.126.7.29 или 128.29.15.124

IP-адреса состоят из двух частей – номера сети и номера узла.

На заре рождения Интернета возник вопрос, что IP-адреса нужно как-то сгруппировать и контролировать выдачу. Решением было разделить все пространство IP-адресов на 5 классов и каждому назначить блок адресов.

Класс A. Первый бит равен 0: первый байт адреса используется для номера сети, остальные три – для номера узла. Предназначался данный класс для крупных сетей.

Класс B. Первые биты равны 10: первые два байта используются для номер сети, остальные – для номер узла.

Класс C. Первые биты равны 110: адрес класса C, первые три байта используются для номера сети, последний байт – для номера узла. Предназначен для мелких сетей.

Классы D и E. Адреса из этих блоков зарезервированы и не могут назначаться сетям и хостам.

Класс D. Первые биты равны 1110 – адреса мультикаст (multicast), предназначены для адресации группы узлов. Предназначен для многоадресной рассылки. Класс Е – для экспериментов.

Наряду с цифровыми IР-адресами в Интернете действует система символьных адресов, более удобная и понятная для пользователей. Она называется доменной системой имен (DNS - Domain Name System).

Система доменных имен построена по иерархическому принципу. Первый справа домен — домен верхнего уровня, следующий за ним — домен второго уровня и т.д. Последний (первый слева) — имя компьютера.

Домены верхнего уровня бывают:

  • географическими (двухбуквенными)
  • административными (трехбуквенными)

Преподаватель: Какой домен, принадлежит российской зоне?

Обучающиеся: ru.

Преподаватель: Какие еще примеры доменных имен вы знаете?

4.4. Каналы связи

Преподаватель рассказывает материал, обучающиеся заносят себе в тетрадь. Слайды 12-13.

Преподаватель: Существуют самые разные технические способы связи в глобальной сети: телефонные линии, электрическая кабельная связь, оптоволоконная кабельная связь, радиосвязь.

Различные каналы связи различаются тремя основными свойствами: пропускной способностью, помехоустойчивостью, стоимостью.

Преподаватель: На предыдущем занятии в теме организация локально сети мы с вами затронули тему линий связи. Какие по вашему являются самыми дорогими?

Обучающиеся: По параметру стоимости самыми дорогими являются оптоволоконные линии, самыми дешевыми - телефонные. Практически не подвержены помехам оптоволоконные линии.

Преподаватель: Все верно. Показывает слайд 13.

По параметру стоимости самыми дорогими являются оптоволоконные линии, самыми дешевыми - телефонные (витая пара). Однако с уменьшением цены снижается и качество работы линии: уменьшается пропускная способность, сильнее влияют помехи.

Каждая витая пара соединяет с сетью только один компьютер, поэтому нарушение соединения сказывается только на этом компьютере, что позволяет быстро находить и устранять неисправности.

Оптоволоконный кабель обладает рядом преимуществ. Он обеспечивает наивысшую скорость передачи, более надежны, т.к. не подвержены электромагнитным помехам. Скорость передачи данных в тысячу раз быстрее, чем по витой паре.

4.5. Пакетная технология передачи информации

Преподаватель рассказывает материал, обучающиеся заносят себе в тетрадь. Слайды 14.

Преподаватель: В Интернете используется пакетная технология передачи информации. За работу пакетной технологии передачи информации в Интернете отвечает протокол TCP/IP.

Назначение IР-протокола - доставка каждого отдельного пакета до места назначения. Данный протокол к каждому пакету дописывает IР-адрес его доставки и еще некоторую служебную информацию.

Если какой-то из пакетов не дошел или был испорчен при транспортировке, его передача будет запрошена повторно.

4.6. Наиболее известные протоколы, используемые в сети Интернет

Преподаватель рассказывает материал, обучающиеся слушают. Слайды 15.

Преподаватель: Давайте еще посмотрим наиболее известные протоколы, с которыми мы будем работать на следующих занятиях.

5. Закрепление учебного материала, 8 мин.

Преподаватель вместе с обучающимися выполняет устно предложенные задачи. Сначала разбирают примеры, а затем идут сами задания. Слайды 16-24.

Рефлексия, 3 мин. Преподаватель подводит итоги, спрашивая, что нового обучающиеся узнали сегодня на занятии. Слайды 25-26

Домашнее задание, 2 мин. Обучающиеся записывают домашнее задание. Слайд 27.

Уже несколько лет мы работаем над темой самообразования “Дифференциация обучения информатики”. На фестивале педагогических идей “Открытый урок” 2005/2006 была представлена статья на тему “Дифференцированный контроль знаний на уроках информатики”, а сейчас мы хотим поделиться опытом работы по проблеме дифференцированного обучения.

Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.

  • во-первых, потенциалом информационных технологий, принесенных в учебный процесс информатикой;
  • во-вторых, широкими межпредметными связями этой учебной дисциплины;
  • в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения - средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека, которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.

Используя систему дифференцированного обучения, необходимо учитывать психологические особенности каждого ученика, его реальные возможности.

Не нужно забывать о темпераменте учащихся. Темперамент сказывается на динамике протекания не только эмоциональных, но и мыслительных, волевых процессов, поэтому он влияет на ход учебной деятельности. Так, например, холерики – сильные, энергичные, но не уравновешенные дети, которые быстро раздражаются, способные и на агрессивные поступки. Но если они теряют веру в сои силы, способности, у них наступает апатия, подавленное настроение. Они ничего не будут делать на уроке, пока учитель не вернёт веру в свои силы. Таким детям нужно давать в течение урока работу, которая их увлечёт, даст пищу уму и будет посильна. И противоположность – меланхолики - замкнутые, нерешительные в трудных обстоятельствах. Однако в спокойной, привычной для них обстановке, могут успешно справляться со сложными заданиями. Для этих детей очень важны внимание, поддержка учителя. Изменить темперамент нельзя, но научить управлять им можно.

Различно развито и восприятие информации у детей. Их можно подразделить по типу познания на “зрителей”, “слушателей”, “деятелей”, в зависимости от того, какому органу чувств отдаётся предпочтение – зрительному, слуховому или осязательному.

Влияет, конечно, на результаты обучения и пол ребёнка. Девочки вписываются в школьную среду легче. Они предпочитают чаще слуховой способ познания. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше. У мальчиков же более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более чёткое ощущение пространства.

Кроме того, при обучении информатике возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером: у учащихся разный уровень знаний по информатике, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование ресурсов Интернета и т.д.).

И как же строить урок, чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету, учитывая все выше сказанное?

При изучение нового материала можно создавать разноуровневые группы по качеству знаний: сильные – первая группа; средние – вторая группа; слабые – третья группа. По способу мышления: первая группа – учащиеся со стандартным мышлением; вторая группа – учащиеся с творческими способностями. Учащиеся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, будут чувствовать себя более комфортно.

Учитель объясняет тему для всего класса, если не последует вопросов от учащихся первой группы (сильных учеников), они получают задания творческого характера.

Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задания с элементами творчества.

Для учащихся третьей группы ещё раз объясняется материал с использованием таблиц, учебника и даётся практическое задание. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученному, усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений, каждый работает в меру своих сил и возможностей, не теряет интереса к предмету. Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй и третьей групп работает в полную силу, справляется с заданиями, он может перейти в другую группу. Каждый получает справедливо заработанную оценку.

  • Исключается уравниловка детей;
  • Облегчается усвоение материала в слабых группах;
  • Более быстрое продвижение сильных учащихся в образовании;
  • Повышается уровень самосознания учащихся;
  • Возможность эффективно работать с “трудными”;
  • Повышается уровень мотивации учащихся;
  • Обучение ориентировано на “зону ближайшего развития ученика”;
  • Возможность помогать “слабому”.
  • Высвечивается социально-экономическое неравенство;
  • Деление детей по уровню развития не гуманно;
  • Перевод в слабые группы плохо отражается на самооценке детей;
  • Понижается уровень самосознания: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности;
  • Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах;
  • Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
  • Дополнительные силы и время для составления и проверки разноуровневых заданий;
  • Несовершенство диагностики.

Особого внимания требуют учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки. Чаще всего при общеклассной работе они остаются занятыми не в полную меру. Такие учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах, творческого характера, именно это позволит им максимально развивать свои учебные возможности.

  • проверка заданий, выполненных учащимися, рецензирование выполнения работы;
  • помощь слабым учащимся при работе над ошибками после контрольных и самостоятельных работ;
  • выполнение обязанностей консультантов в процессе группой работы, при проведении лабораторных и практических работ;
  • обобщение при подведении итогов урока.

В особой помощи нуждаются слабые ученики. Задача учителя – довести их до уровня средних, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа должна организоваться, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. С этой целью для слабых учащихся используются различные карточки для индивидуальной работы, образцы выполнения заданий, выбор правильного решения из ряда решений, также опорные схемы, алгоритмы действий или карточки - информаторы и т.д.

Информатика, как ни один другой школьный предмет, допускает рассмотрение практически любой учебной задачи в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему информационной технологии или же ученик жестко следует поставленным требованиям. Например, при решении задач по теме "Моделирование" учащиеся выбирают, каким способом им обсчитывать поведение модели: при помощи калькулятора, с использованием Excel или написать программу на алгоритмическом языке.

В зависимости от специфики содержания материала и с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся можно выбрать следующие методы обучения и соответствующие им приемы преподавания и приемы учения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок остаётся основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС.

Возникает вопрос: остаются ли традиционными подходы к организации урочной деятельности при введении ФГОС или модернизация урока обязательна? Что конкретно должно меняться?

В соответствии с положениями и требованиями нового образовательного стандарта происходит переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной.

У школьника меняется мотивация. Она направлена на саморазвитие. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.

Учитель моделирует урок в соответствии с новыми требованиями стандарта. Урок строится с учётом тех УУД, которые могут быть сформированы через различные виды деятельности. Педагог, ориентируясь на те или иные УУД, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные методы, приёмы, технологии.

Актуальность. Дифференцированное обучение на уроках - актуальная проблема современной школы. Как известно, дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.

Чаще всего учителю приходится работать в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Дети по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно будет успешным.

Потребность в дифференцированном обучении становится всё более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребёнку освоить образовательный стандарт на уровне его способностей, возможностей и желания.

Поэтому одинаково учить нельзя, но, чтобы не быть негуманным, необходимо дифференцировать не детей, а учебный материал. Если мы говорим, что дифференцируем учебный материал, то тем самым признаём, что детей мы тоже разделяем на группы, так как различный учебный материал, естественно, предназначен для разных групп учащихся.

Другое дело, мы можем не выделять группы явно, они могут быть гибкими, подвижными, варьирующимися, допускающими переход учеников из одной группы в другую, но это будут группы учащихся, выделенные по определённым признакам [3].

Цель работы состоит в возможности дифференциации учащихся, которая является начальным этапом и основой для реализации дифференцированного подхода в процессе обучения и необходимой предпосылкой для благоприятного развития ребенка.

Для реализации данной цели определены следующие задачи:

1. Проанализировать имеющиеся источники по проблеме дифференцированного обучения.

2. Изучить и отобрать методики, воплощающие дифференциацию учащихся.

3. Наметить пути реализации дифференцированного подхода в обучении школьников на уроках информатики в условиях городской школы.

Значение дифференциации обучения.

Решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели обучения.

Образовательная школа призвана формировать не только основы знаний, но и учить творчески мыслить, самостоятельно добывать знания, использовать их в учебных и жизненных ситуациях, т.е. развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.

Личностно-ориентированная модель обучения направлена на создание условий для максимального раскрытия индивидуальных особенностей школьников. Основой для этого могут быть:

выбор программы образования соответствующего уровня, но не ниже обязательного, заданного государственным стандартом;

разумное сочетание дифференциации и интеграции;

создание системы деятельности учащихся, максимально развивающей их способности, интересы, присвоение школьникам опыта разносторонней деятельности;

создание благоприятных условий в социальном окружении.

Таким образом, развитие личности осуществляется при реализации активности ученика, самостоятельности, инициативности.

Для осуществления личностно-ориентированного обучения с позиций дифференциации содержания обучения необходимы:

разные варианты программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и индивидуализировать процесс обучения;

новые формы проведения групповых и индивидуальных занятий в целях активизации опыта творческих учащихся, создания условий для его проявления и реализации;

постоянное внимание к анализу и оценке способов учебной работы ученика, побуждающих его к осознанию не только результатов, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать то, что они делали в процессе урока и как организовали свою познавательную деятельность;

особая подготовка учителя к систематическому осуществлению такой работы;

развитие рефлексии на свои собственные способы работы, сравнение с действиями сверстников.

Таким образом, дифференциация обучения обусловлена неравномерностью развития детей, определенного генетически и социально, учетом их здоровья, особенностями психического развития. Основной целью ее является поиск путей развития возможностей каждого ученика. Дифференциация обучения рассматривается как средство создания условий для максимального развития интеллектуальных способностей школьников, их возможностей и самопроявлениях в различных видах деятельности, определение формы и ритма учебных заданий.

Возможности организации дифференцированного подхода к обучению информатике в условиях введения ФГОС ООО.

Информатика, как учебный предмет, предоставляет особенно большие возможности для реализации дифференциации обучения, которые обусловлены:

потенциалом информационных технологий, принесенных в учебный процесс информатикой;

широкими межпредметными связями этой учебной дисциплины;

значительной прикладной составляющей содержания обучения - средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека, которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.

Кроме того, при обучении информатике возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером: у учащихся разный уровень знаний по информатике, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование ресурсов Интернета и т.д.).

И как же строить урок, чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету, учитывая все выше сказанное?

При изучении нового материала можно создавать разноуровневые группы по качеству знаний: сильные – первая группа; средние – вторая группа; слабые – третья группа. По способу мышления: первая группа – учащиеся со стандартным мышлением; вторая группа – учащиеся с творческими способностями. Учащиеся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, будут чувствовать себя более комфортно.

Учитель объясняет тему для всего класса, если не последует вопросов от учащихся первой группы (сильных учеников), они получают задания творческого характера.

Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задания с элементами творчества.

Для учащихся третьей группы ещё раз объясняется материал с использованием таблиц, учебника и даётся практическое задание. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученному, усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений, каждый работает в меру своих сил и возможностей, не теряет интереса к предмету. Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй и третьей групп работает в полную силу, справляется с заданиями, он может перейти в другую группу. Каждый получает справедливо заработанную оценку.

Особого внимания требуют учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки. Чаще всего при общеклассной работе они остаются занятыми не в полную меру. Такие учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах, творческого характера, именно это позволит им максимально развивать свои учебные возможности.

Сильный ученик может выступать в роли учителя или его ассистента. В этом случае идёт не только шлифовка знаний, но их более глубокое осмысление, формируется навык применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности. Ассистенты могут выполнять следующие функции:

проверка заданий, выполненных учащимися, рецензирование выполнения работы;

помощь слабым учащимся при работе над ошибками после контрольных и самостоятельных работ;

выполнение обязанностей консультантов в процессе группой работы, при проведении лабораторных и практических работ;

обобщение при подведении итогов урока.

В особой помощи нуждаются слабые ученики. Задача учителя – довести их до уровня средних, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа должна организоваться, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. С этой целью для слабых учащихся используются различные карточки для индивидуальной работы, образцы выполнения заданий, выбор правильного решения из ряда решений, также опорные схемы, алгоритмы действий или карточки - информаторы и т.д.

Информатика, как ни один другой школьный предмет, допускает рассмотрение практически любой учебной задачи в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему информационной технологии или же ученик жестко следует поставленным требованиям. Например, при решении задач по теме "Моделирование" учащиеся выбирают, каким способом им обсчитывать поведение модели: при помощи калькулятора, с использованием Excel или написать программу на алгоритмическом языке.

В зависимости от специфики содержания материала и с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся можно выбрать методы обучения и соответствующие им приемы преподавания и приемы учения.

Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:

делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);

разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;

оценивании деятельности учащихся.

Использование этих форм работы помогает учителю достичь следующих целей:

для 1-й группы учащихся:

Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;

ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;

сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;

для 2-й группы учащихся:

развить устойчивый интерес к предмету;

закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;

сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;

для 3-й группы учащихся:

развить устойчивый интерес к предмету;

сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;

развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.

Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом:

обязательных результатов обучения;

В таблице 1 содержатся виды дифференцированных заданий, используемых мной при групповой и индивидуальной формах работы с учащимися.

Таблица 1. Виды дифференцированных заданий

Индивидуальная форма работы

Групповая форма работы

Задачи с различными условиями, до­пускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения

Задачи с различными условиями, до­пускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче

Взаимодополняющие задачи с различными условиями

Уровневые взаимосвязанные задачи

Уровневые взаимодополняющие зада­ния

Индивидуальная самостоятельная работа

Задачи, допускающие несколько спосо­бов решения

При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.

Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть организованны на любом этапе обучения конкретному учебному материалу предмета (см. приложение). В таблице 2 перечислены виды дифференцированных заданий для каждого этапа обучения.

Таблица 2. Виды дифференцированных заданий для каждого этапа обучения

Этапы обучения

Индивидуальная форма работы

Групповая форма работы

Изучение нового материала

Задачи с различными условиями, до­пускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения.

Задачи, допускающие несколько спосо­бов решения.

Закрепление и формирование знаний, умений, навыков

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче.

Уровневые взаимосвязанные задачи.

Задачи, допускающие несколько спосо­бов решения.

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков

Уровневые взаимосвязанные задачи.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Задачи, допускающие несколько спосо­бов решения.

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче;

Уровневые взаимосвязанные задачи.

Задачи с различными условиями, до­пускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения.

Уровневые взаимосвязанные задачи.

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Задачи, допускающие несколько спосо­бов решения.

Задачи с различными условиями, до­пускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения.

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче.

Уровневые взаимосвязанные задачи.

Задачи с различными условиями, до­пускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения.

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Задачи, допускающие несколько спосо­бов решения.

Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:

уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;

решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может;

в классе улучшается психологический климат;

становится реальностью овладение каждым образовательного стандарта.

Выделены положительные стороны дифференцированного обучения, которые заключаются в том, что создаются условия для максимального развития способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения учениками содержания общего образования.

Таким образом, дифференциация обучения – это не только и не столько жёсткое определение уровня и качества образования для каждого ученика, это учёт особенностей его личности, помощь и поддержка в выявлении собственной индивидуальности, развитии и раскрытии способностей.

Выводы:

1) Дифференцированная форма обучения повышает эффективность процесса обучения, делает его гибким и целенаправленным, а также способствует развитию творческих и познавательных способностей учащихся.

2) Дифференциация намного упрощает учителю проведение занятий, при использовании дифференциации значимость учителя как проводника знаний снижается, роль учителя меняется.

3) Дифференцированная форма обучения развивает у учащихся устойчивый интерес к предмету, формирует умение самостоятельно работать, заметно развивает навыки работы с учебным программным средством.

И в заключении хотелось бы сказать, что в каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. И задача учителя главным образом состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Список используемых источников

Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Конспект урока по теме

Цель: создать условия для формирования и первичного закрепления знаний учащихся об алгоритмической конструкции ветвление.

• закрепить на практике представление алгоритмов с ветвлением в виде блок-схем и на алгоритмическом языке;

• произвести контроль знаний учащихся по пройденной теме.

• воспитать дисциплинированность, взаимоуважение, самостоятельность, умение работать в коллективе.

• развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;  развитие познавательного интереса;

• развитие информационной культуры.

Планируемые образовательные результаты:

метапредметные — умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов;

личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; • ПК учащихся.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка цели и задач урока.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

7. Первичное закрепление.

8. Информация о домашнем задании.

9. Подведение итогов.

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

-Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, повторим основные понятия, изученные на прошлых уроках:

1. Дай определение алгоритма.

2. Дай определение исполнителя.

3. Какой алгоритм линейным?

4. Перечислите известные вам формы записи алгоритмов.

Задание 1. Найти ошибки в блок-схемах. (Задание на интерактивной доске. Форма работы – фронтальная. Сначала учащиеся устно проговаривают ошибки, затем к доске по очереди выходят трое учащихся и исправляют ошибки).

Посадить дерево

Пришить пуговицу

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Примерные вопросы учителя:

Возникли ли трудности, при выполнении задания?

Чем алгоритм действий на третьей картинке отличается от первого и второго?

Что нужно добавить к третьему алгоритму? (отвечают – условие)

В какой геометрической фигуре на блок-схеме изображают условие?

Учитель объясняет, что именно данному типу алгоритмических структур и посвящен наш сегодняшний урок.

3. Постановка цели и задач урока. Учитель просит сформулировать тему урока и дает подсказку в виде ребуса:


Учащиеся сами формулируют тему и ставят цели урока.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм.

Приведите, пожалуйста, примеры, из повседневной жизни, относящиеся к линейным алгоритмам. (Ученики приводят примеры линейных алгоритмов: посадки саженца в саду, приготовление кофе и т.д.)

К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, которые изменяют алгоритм.

Находясь на развилке двух (и более) дорог, русский богатырь выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.

Таким образом, появляется новый вид алгоритма.

• Как мы его назвали? (Алгоритм с ветвлением).

Записывают в тетрадь определение

Если на улице не идет дождь, тогда пойди гулять, иначе останься дома. Составить блок-схему (учитель вместе с учениками)

Учитель просит привести примеры из жизни на данный вид блок-схемы.

Пример 2. Если на улице идет дождь, тогда открыть зонт.

-Чем этот пример отличается от предыдущего? -Как изменится блок-схема?

Учитель просит привести примеры из жизни на данный вид блок-схемы.

– Мы привели примеры двух форм ветвлений. Чем они отличаются? Как бы вы их назвали?

(Полная и неполная форма ветвления). Записывают в тетрадь:

Если , тогда … иначе…

-Учитель рассказывает как кодируются на языке программирования. (если учащиеся изучают

английский язык можно предложить самим попробовать)

5. Первичная проверка понимания.

Задание 1 (фронтальная работа). Приведите примеры разветвляющихся алгоритмов: полную и неполную форму. Составить блок-схемы к следующим выражениям:

1. Если ласточки летают низко, то будет дождь, иначе дождя не будет.


Если погода будет хорошая, то перед тем, как делать уроки, покатаюсь на лыжах.


Задание 3. Составление блок-схемы по условию.

Даны три отрезка с длинами a, b, c. Составьте алгоритм проверки существования треугольника со сторонами a, b, c.

Алгоритм представить в виде блок-схемы.

1. Если ты юноша, то выполняй круговые движения глаз по часовой стрелке, иначе против часовой стрелки.

2. Если у тебя длинные волосы, то выполняй наклоны головы вперед-назад, иначе вправовлево.

3. Если у тебя карие глаза, то вытяни руки вперед и потянись, иначе вытяни руки вверх потянись.

4. Если ты ученик 9 класса, то выпрямись и приготовься к дальнейшей работе, иначе выйди из класса.

7. Первичное закрепление.

1. Дифференцированная самостоятельная работа.

Вариант 1 (для слабых учеников)

Задание. Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных:

Читайте также: