Конспект урока сложение и вычитание взаимообратные действия 1 класс

Обновлено: 03.07.2024

Оценить 1246 0

Тема: Сложение и вычитание – взаимообратные действия.

Цель: Закрепить знания о взаимосвязи компонентов действия сложения и вычитания, закрепить состав однозначных чисел, развивать познавательную активность учащихся, воспитывать чувства уважения и взаимовыручки.

1. Организационный момент.

-Ребята, у нас сегодня важный урок. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, мне, ведь улыбка располагает к приятному общению, интересной беседе, открытию чего-то нового.

Как будем работать на уроке? Слажено, дружно.

60 увеличить на 20;

к 30 прибавить столько же;

какое число следует при счете за числом 39;

какое число предшествует при счете числу 41;

первое слагаемое 20, второе слагаемое 4, найдите сумму;

уменьшаемое 28, вычитаемое 2, найдите разность;

1 дм 7 см, сколько см;

Проверка : 80 60 40 24 26 17 см на доске

Какое число может быть “лишним“? 17 см – именованное

26 и 24. Другие числа круглые

Выпиши круглые числа:

Что вы заметили? Числа уменьшаются на 20.

Эти числа четные. Какое число может быть следующим?

Выпишите в столбик оставшиеся числа:

Запишите сумму разрядных слагаемых.

3. Работа по карточкам(на время, самостоятельно)

-Для чего надо знать состав чисел?

4. Работа над темой урока.

1) Составить равенства цифр и знаков:

- Давайте назовем числа при сложении? (Слагаемое, слагаемое, значение суммы.)

- Числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.)

- Какие можем составить примеры?

-Чем является 7 в примере ?

-Чем является 5 в примере ?

-Что такое 12 в примере ?

-Как вы объясните запись 12-5 =7 или 12-7 =5 ?

(от суммы чисел отняли сначала первое слагаемое, затем второе слагаемое)

-Можно ли сделать вывод, что сложение и вычитание взаимно-обратные действия ?

-Почему ? (потому что мы сложение проверяем вычитанием, а вычитание сложением).

2)Работа по учебнику стр.14 №1

а) – составить равенство + обратные действия

б) чтение правила

3) Работа с комментированием

10+5=15 20+30=… 60+40=…

2) Решение задач стр. 15№ 5

а) - Что общего в этих задачах и чем они отличаются?

- Как бы вы назвали такие задачи?

Вывод: такие задачи называют обратными, точнее, задачи б) и в) – это задачи, обратные к задаче а).

б) решение обратных задач

VII . Самостоятельная работа

3дм + 2см=..см 5м + 8 дм = …дм 4м 20см – 20 см=….м

…дм +…см=47см …м + . дм= 32дм …м 6дм + 1м …дм=4м7дм

VIII . Закрепление. Решить уравнения

х+2=5 82-а=81 70-х=40

- Ребята давайте ещё раз вспомним что мы делали сегодня на уроке.

-Какая закономерность существует между действием сложения и вычитания?

X . Д/з. стр 15 № 6

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КСП по математике в 1 классе

3 четверть 4 урок

*В контексте тем:

ФИО учителя: Цыганкова М.В.

Количество присутствующих : 24

Взаимообратные действия

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

понимать, что сложение и вычитание — взаимо­обратные действия, определять зависимость между компонентами, результатами этих дей­ствий;

применять переместительное свойство сложе­ния; свойство 0 и 1

Создать условия для понимания взаимосвязи между компонентами сложения и вычитания на примере способов проверки решения числового выражения, нахождения неизвестного компонента действия.

Критерии успеха

К концу урока школьники научатся:

составлять числовые выражения, используя знаки + и -

составлять обратные примеры на основе пере­местительного закона;

выполнять проверку вычислений, составляя обрат­ные действия;

использовать в речи названия компонентов при сложении.

Межпредметные

Межпредметные связи содержат перечень ссылок на другие предметы, которые имеют отношение к уроку. Разнообразные виды заданий выполняются на уроке с целью осуществления интеграции с другими предметами. Например, задачи обучения в рамках конкретного урока по предмету "Математика" можно рассмотреть через такие предметы, как "Естествознание" и "Художественный труд".

использования

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ. Возможный уровень:

организованная деятельность, включающая пре­зентации и И KT;

самостоятельное изучение информации, обсуж­дение в группе; представление классу полученных выводов;

Предварительные

Компоненты действий при сложении и вычитании.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Начните урок с просмотра презентации или иллюстрации о зимних видах спорта. Сообщите ребятам о том, что занятия спортом развивают не только физические данные человека, но и умственные. Спросите учащихся, каким зимним видом спорта они увлекаются, какие спортивные секции посещают. Используйте полученные ответы, чтобы записать числовые выражения. Например, секцию тенниса посещают 2 девочки и 4 мальчика. Сколько детей увлекается теннисом? (2 + 4) Спросите учащихся, как называются компоненты при сложении (вычи­тании).

Обозначьте цели урока — научиться составлять и записывать числовые выражения и выполнять проверку их решения. Предложите прочитать запи­санные выражения, найти их значения и выполнить проверку.

Вводное задание. Предложите учащимся обсу­дить в группах, какими еще зимними видами спорта или зимними играми им бы хотелось заниматься. На основе полученных данных они составляют и записывают числовые выражения, используя дей­ствие сложения. По завершении группы обсуждают полученные примеры все вместе. Обращайте внимание детей на правильное чтение числовых выражений. Например:

А. 6 человек любят кататься на коньках, 7 человек любят играть в хоккей. Сколько всего учащихся любят посещать каток? 6 + 7=13.

Б. 5 девочек любят кататься с горки на санках, 9 маль­чиков любят кататься с горки на лыжах. Сколько всего детей любят кататься с горки? 5 + 9 = 14. Каждый пример попросите проверить, составив обратное выражение.

Критерии успеха

В ходе обсуждения помогите учащимся сформулировать вывод о том, что сложение и вычитание — взаимообратные действия, и поэтому сложение можно проверить вычитанием, а вычита­ние — сложением.

Середина урока

Закрепите тему урока заданиями из учебника и рабочей тетради.

Спортивный инвентарь. Задание направлено на развитие навыка составления числовых выраже­ний на сложение, практику употребления в речи назва­ний компонентов действия сложения. Предложите учащимся рассмотреть иллюстрацию в учебнике, на которой изображен магазин спортивных това­ров. Обсудите с ними, для каких спортивных игр предназначен тот или иной инвентарь. Задайте вопросы:

Какие математические истории можно составить по данной картинке?

Какие числовые выражения могут соответство­вать данной картинке?

Предложите учащимся обсудить в парах и соста­вить свои варианты математических историй и соот­ветствующие им числовые выражения. Выслушайте ответы первоклассников.

Основное, на что следует обращать внимание, — это правильное прочтение числовых выражений и составление примеров, обратных исходным.

Например: "В магазине продавали 5 пар коньков для девочек и 4 пары коньков для мальчиков. Сколько всего пар коньков продавали в магазине? 5 + 4 = 9.

Взаимообратные действия, с. 12—13.

Рабочий лист 7 "Взаимообратные действия", с. 9.

Рабочий лист 8 "Составь примеры", с. 10.

карточки с числами от 0 до 20;

карточки со знаками "+","-", " justify"> презентация о зимних видах спорта в формате

Критерии успеха

Сумма чисел 5 и 4 равна 9. Обратные примеры: 9 - 4 = 5; 9 - 5 = 4".

Конец урока

Реши. Выполняется в парах. Школьники обсуж­дают решение и совместно делают вывод о значении неизвестного числа. В каждом столбике примеров один спортивный предмет обозначает одно и то же число. Вычисляя его значение, учащиеся составляют "четверку 1 ' примеров и на практике закрепляют понимание того, что сложение и вычитание — взаимо­обратные действия.

Коньки — 7; санки — 8; лыжи — 70.

Попробуй. Организуйте выполнение задания в виде игры в парах. Правила игры описаны в учеб­нике. В учебно-игровой деятельности учащиеся закрепляют навыки проверки действий сложения и вычитания способом составления обратных при­меров.

Критерии успеха

После выполнения заданий подведите общий итог по вопросам:

Каким действием можно проверить пример на сложение?

Каким действием можно проверить пример на вычитание?

Что вы можете сказать о действиях сложения и вычитания?

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Дополнительные задания

Пазлы. Данное задание направлено на закреп­ление темы урока и развитие навыков индивидуаль­ного обучения. На четверках пазлов ученик состав­ляет обратный пример к заданному равенству и один новый пример на основе переместительного свойства сложения. Для пояснения дан образец выполнения: 30+ 10 = 40; 10 + 30 = 40; 40-30 = 10; 40-10 = 30.

40; 100; 19; 10; 20; 18.

Пройди дистанцию. Учащиеся должны найти путь от старта до финиша, набрав в сумме заданное число. В процессе игры необходимо составлять и решать примеры на сложение в два действия до тех пор, пока не найдется единственное правильное решение. Это решение нужно записать в виде математического равенства в клетках под блок- схемой. Также нужно выполнить проверку обратным действием — вычитанием.

Чтобы выявить уровень усвоения учебного мате­риала, задайте ребятам вопросы:

Как называются компоненты при сложении? (Слагаемое, слагаемое, сумма.)

Как называются компоненты при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)

Что значит найти значение числового выражения при сложении? (Найти значение суммы.)

Каким действием можно проверить правильность решения примера на сложение?

Пальчиковая гимнастика.

Елка быстро получается, если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, пальчики ты разведи.

(Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

  • понимать, что сложение и вычитание — взаимообратные действия, определять зависимость между компонентами, результатами этих действий;
  • применять переместительное свойство сложения; свойство 0 и 1

Создать условия для понимания взаимосвязи между компонентами сложения и вычитания на примере способов проверки решения числового выражения, нахождения неизвестного компонента действия.

К концу урока школьники научатся:

  • составлять числовые выражения, используя знаки+ и -
  • составлять обратные примеры на основе переместительного закона;
  • выполнять проверку вычислений, составляя обратные действия;
  • использовать в речи названия компонентов при сложении.

Межпредметные связи содержат перечень ссылок на другие предметы, которые имеют отношение к уроку. Разнообразные виды заданий выполняются на уроке с целью осуществления интеграции с другими предметами. Например, задачи обучения в рамках конкретного урока по предмету "Математика" можно рассмотреть через такие предметы, как "Естествознание" и "Художественный труд".

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ. Возможный уровень:

  • организованная деятельность, включающая презентации и ИKT;
  • самостоятельное изучение информации, обсуждение в паре; представление классу полученных выводов;

Компоненты действий при сложении и вычитании.

Запланированная деятельность на уроке

К доске приглашается ребенок. Он загадывает число, пишет его на листочке. Остальные ребята отгадывают число, задавая вопросы, на которые можно ответить ДА или Нет.

- Это круглое число?

- Это число двузначное?

Затем учитель загадывает число 10.

- Установите закономерность и продолжите ряд чисел.

На доске записаны два выражения.

(16 - 10) + 3 ( 9 ) 16 – (10+3) (3)

  1. 16 – 10 = 6 1) 10 + 3= 13
  2. 6 + 3 = 9 2) 16 – 13 = 3

- Сравните это два выражения, что вы можете о них сказать?

- Будет ли результат зависеть от скобок?

- Как мы решаем выражения со скобками? ( Расставляем порядок действий. Первое действие решаем в скобках) .

Дети работают в паре. ( Два ученика работают у доски)

Чистый лист бумаги, маркер.

Карточки для работы в паре.

В ходе решения учащиеся указывают порядок действий и выполняют решение в два действия.

  1. Работа по теме урока ( работа с конструктором)

- Выложите на столе столько красных деталей, сколько у вас получилось в первом выражении.

- Добавьте к ним столько деталей желтого цвета, сколько у вас получилось во втором выражении.

- Сколько всего деталей у вас на столе?

-Запишите пример в тетрадь.

- Поменяйте фигурки местами. Что получилось? Запишите в тетрадь.

- Из общего количества уберите красные фигурки. Что получилось? Запишите в тетрадь

- Из общего количества уберите желтые фигурки, что получилось?

При записи примеров обращать внимание на то, чтобы дети называли компоненты

Делаем вывод: сложение и вычитание – это взаимообратные действия.

Закрепление темы урока заданиями из учебника и рабочей тетради.

Работа по учебнику с.12.

Спортивный инвентарь. Задание направлено на развитие навыка составления числовых выражений на сложение, практику употребления в речи названий компонентов действия сложения

- Как вы думаете, в какой магазин пришли ребята? Почему?

- Для каких спортивных игр предназначен это инвентарь?

- Какие еще зимние виды спорта вы знаете? Для чего нужно заниматься спортом?

- Какие математические истории можно составить по данной картинке?

-Какие числовые выражения могут соответствовать денной картинке?

Например: "В магазине продавали 5 пар коньков для девочек и 4 пары коньков для мальчиков. Сколько всего пар коньков продавали в магазине? 5 + 4 = 9.

Работа в рабочей тетради.(Рабочий лист 7, стр. 9)

Пазлы. Данное задание направлено на закрепление темы урока и развитие навыков индивидуального обучения. На четверках пазлов ученик составляет обратный пример к заданному равенству и один новый пример на основе переместительного свойства сложения. Для пояснения дан образец выполнения: 30+ 10 = 40; 10 + 30 = 40; 40-30 = 10; 40-10 = 30.

40; 100; 19; 10; 20; 18.

Взаимообратные действия, с. 12—13.

Рабочий лист 7 "Взаимообратные действия", с. 9.

Рабочий лист 8 "Составь примеры", с. 10.

В ходе обсуждения помогите учащимся сформулировать вывод о том, что сложение и вычитание — взаимообратные действия, и поэтому сложение можно проверить вычитанием, а вычитание — сложением

Учащиеся в течении 3 мин выполняют самостоятельную работу по дискрипторам.

Карточки для формативного оценивания

После выполнения заданий подведите общий итог по вопросам:

  • Каким действием можно проверить пример на сложение?
  • Каким действием можно проверить пример на вычитание?

Что вы можете сказать о действиях сложения и вычитания?

1Рефлексия если вам понятна тема урока, поднимите красную деталь конструктора.

Если остались вопросы – желтую деталь конструктора.

Если вам было ничего не понятно на уроке вообще ничего не поднимайте.

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пазлы. Данное задание направлено на закрепление темы урока и развитие навыков индивидуального обучения. На четверках пазлов ученик составляет обратный пример к заданному равенству и один новый пример на основе переместительного свойства сложения. Для пояснения дан образец выполнения: 30+ 10 = 40; 10 + 30 = 40; 40-30 = 10; 40-10 = 30.

40; 100; 19; 10; 20; 18.

Пройди дистанцию. Учащиеся должны найти путь от старта до финиша, набрав в сумме заданное число. В процессе игры необходимо составлять и решать примеры на сложение в два действия до тех пор, пока не найдется единственное правильное решение. Это решение нужно записать в виде математического равенства в клетках под блок- схемой. Также нужно выполнить проверку обратным действием — вычитанием.

Чтобы выявить уровень усвоения учебного материала, задайте ребятам вопросы:

Елка быстро получается, если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, пальчики ты разведи.

(Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математики в 1 классе. Тема "Сложение и вычитание взаимообратные действия". Цель:Закрепить знания о взаимосвязи компонентов действия сложения и вычитания, закрепить состав однозначных чисел, развивать познавательную активность учащихся, воспитывать чувства уважения и взаимовыручки.

Урок математике в 1 классе

Тема: Сложение и вычитание, взаимообратные действия.

Цель: Закрепить знания о взаимосвязи компонентов действия сложения и вычитания, закрепить состав однозначных чисел, развивать познавательную активность учащихся, воспитывать чувства уважения и взаимовыручки.

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к сказочным персонажем.

1 Психологический настрой

Начинается урок

В путешествие пойдем

В страну сказок попадем

Слушай, думай, наблюдай

Сказку с радостью встречай

В тридевятое царство

Математическое государство

В страну знаний

У 1-го класса путь лежит

Будет нелегко в пути

Приглашают нас пройти

Все преграды преодолеть

Все мы выполнить сумеем

Раз, два, три ну-ка сказка оживи!

2. Устный счет.

Сегодня для вас устный счет подготовил сказочный персонаж посмотрите на доску. (слайд №3)

Кто этот сказочный персонаж ? (Баба-яга)

Прочитайте числа?

Назовите самое маленькое число?

Назовите самое большое?

Прочитайте числа по возрастанию?

А по возрастанию как? (от маленького до большого)

Прочитайте числа по убыванию?

А по убыванию это как? (от большого до маленького)

Назовите соседей чисел 3, 7, 5, 8, 4, 9?

А сейчас еще один сказочный персонаж хочет проверить насколько вы знаете геометрические фигуры. (Слайд №4)

Кто этот сказочный персонаж? (Буратино)

Назовите геометрические фигуры? (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

А сейчас выходим по одному и рассказываем все что вы знаете про геометрическую фигуру. ( Дети выходят рассказывают)

Молодцы хорошо вы знаете геометрические фигуры.

Теперь, еще один сказочный персонаж хочет, проверить насколько вы умеете решать логические задачки. (Слайд №5)

Сейчас я буду вам читать задачки а вы внимательно слушайте и решайте.

5 щенят плюс наша Лайка Сколько будет сосчитай-ка? (6)

5 ворон на крышу сели, 2 еще к ним прилетели Сколько стало ворон? (7)

Молодцы и задачки вы умеете решать.

3. Давайте немножко отдохнем.

Физминутка ( друзья).

4.Изучение нового материала.

Одному сказочному персонажу нужна наша с вами помощь посмотрите на доску. (Слайд №6)

Кто этот герой? (Дюймовочка).

Смотрите у нее есть числа с помощью этих чисел нам надо помочь дюймовочке составить примеры.

Ну что поможем дюймовочке? (да)

Давайте назовем числа при сложении? (Слагаемое, слагаемое, значение суммы.)

Числа при вычитании? ( Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.)

Какие можем составить примеры?

Используя эти примеры мы можем сказать что сложение и вычитание взаимообратные действия.

Еще одному нашему герою нужна ваша помощь, посмотрите на доску. (Слайд №7)

Один выходит к доске, остальные на местах решаем.

Дети решают примеры.

Сейчас мы с вами выполним самостоятельную работу, она будет по уровням. За каждый уровень вы будете получать похвалюшку со сказочным персонажем у кого будет больше тот и победил.

Детям раздаются карточки.

Выполняют самостоятельную работу. (Учитель ходит проверяет как выполняется самостоятельная работа.)

Кто выполняет, уровень ему вручается похвалюшка.

Наше путешествие в сказку завершается. Вы сегодня хорошо работали на уроке, выполнили все задания наших героев.

А сейчас посмотрите на ваши парты у вас на них лежат снежинки двух цветов.

Взаимообратные действия

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок математики в 1 классе по теме "Взаимообратные действия. На данном уроке ставлю цели 1.1.2.2 понимать, что сложение и вычитание — взаимо¬обратные действия, определять зависимость между компонентами, результатами этих дей¬ствий; 1.1.2.3 применять переместительное свойство сложения; свойство 0 и 1 Использую разные формы работы.

Читайте также: