Конспект коллекционирование в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

ЦЕЛЬ: Развивать коммуникативные качества детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

ЗАДАЧИ: Формировать умение обследовать предметы по размеру, цвету, на ощупь. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе исследования. Расширять представление о свойствах камня. Дать представление детям о том, как люди используют камни в своей жизни; познакомить с природными полудрагоценными камнями.

МАТЕРИАЛ: камни разной формы, цвета, на ощупь. Подносы с кусочками пластилина; с кусочками сахара; палочки; по 2 стакана прозрачных; вода; шкатулка с украшениями,

недорисованные картины разного сюжета.

Деятельность с детьми:

Воспитатель: Ребята, я сегодня утром вспомнила о нашей находке, что же мы обнаружили на прогулочном участке?

Дети: Мы нашли необычный камень.

Воспитатель: Что же мы решили делать дальше? Высказывания и версии детей: Собирать коллекцию камней, принести в группу, сделать поделку, раскрасить.

Воспитатель: Вы такие молодцы, столько камней принесли, я даже не ожидала. Давайте вспомним, где вы обнаружили свои находки? Высказывания и версии детей: по дороге в детский сад, на даче, привезли с моря.

Воспитатель: Вы сами нашли или вам кто-то помогал? Высказывания и версии детей: мы искали всей семьей, мне помогала сестра, я сам заметил. Многие люди проходят мимо и ничего не видят вокруг себя, а вы такие молодцы, значит, что можно о вас сказать, какие вы? Высказывания детей: наблюдательные, любознательные… Хотите посмотреть, какую коллекцию камней вы собрали?

Воспитатель: Приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию. (Дети подходят к столу, на нем разложены разные камни по происхождению, по цвету, форме, по фактуре).

Воспитатель: Сколько много камней, что можно о них сказать? Какие камушки по размеру, по цвету, на ощупь? На что они похожи?


Высказывания и версии детей: они разные по цвету ,большие и маленькие ,гладкие и шероховатые.… А теперь давайте сделаем вывод: камни бывают большие и маленькие; гладкие, шероховатые; темные, светлые.

Воспитатель: Для следующего опыта возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую камень, сожмите обе ладошки и разожмите, что произошло с пластилином? А с камнем? Какой вывод можно сделать?


Высказывания детей: пластилин изменил форму, а камень остался прежним, потому что камень твердый, а пластилин мягкий.

Высказывания детей: Исследователи, как вы думаете, если камень положить в воду что с ним произойдет? Нам нужны доказательства, что для этого нужно сделать? Проведем опыт: опустите в стакан с водой камень. Действительно камень утонул. Как вы думаете, почему? Вывод какой?


Высказывания детей: камень тяжелый, поэтому тонет.

Воспитатель: Вы хотите узнать, растворяется в воде камень или нет? Предлагаю провести опыт: перед вами два стакана с водой; в один стакан мы опустим кусочек сахара, а в другой камень, перемешаем и смотрим результат. Что произошло? Какой вывод? Высказывания детей: сахар растворился, а камень нет, потому что он очень твердый.

Воспитатель: А скажите мне, юные исследователи камни могут звучать? Проверим? Положите камень на стол и послушайте, что вы слышите? А если мы ударим камень о камень, слыш ны звуки? Вывод какой? Высказывания детей: Камни могут звучать, когда они двигаются.

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали о камне? Ярослав, что интере сного, что ты расскажешь Татьяне Викторовне своим друзьям, какими впечатлениями поделишься?

Интересная идея, мы используем камни для создания необычных картин.



Продуктивная деятельность детей. Дети делятся на команды, выбирают на выбор картину и коллективно завершают, украшая композицию камнями.

Воспитатель: Молодцы, все очень красиво получилось у всех команд, я предлагаю продолжить собирать нашу коллекцию, выбирать для этого особенно интересные камни.

"Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А № 0004357

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Цель : расширить представление детей о разных видах бумаги и ее свойствах.

1. Познакомить детей с историей бумаги;

2. Сравнить качественные характеристики и свойства разных видов бумаги (картон, газетная, тетрадная);

3. Установить взаимосвязь разных видов бумаги и их использования;

4. Формировать навык обследования и вызвать интерес к исследовательской деятельности, использовать карточки-символы;

5. Активизировать речь детей.

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ по алгоритму, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.

Материал к занятию : проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная, ножницы, емкости для воды, алгоритм, мольберт, кукла коллекционер, предметы из бумаги (коробка, тетрадь, газета, журнал, конверт, блокнот и т. д.).

Ход занятия

Слова и действия воспитателя Примерные ответы и действия детей

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся, узнаете, отгадав загадку.

Я белая, как снег,

Дружу с карандашами,

Где он пройдет, там заметку кладет.

-Что это? - Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги.

- Вы знаете, что раньше бумаги не было, а что же было вместо неё? На чем люди писали?

А как мы можем это узнать?

Я заранее попросила ваших родителей принести нам книги про бумагу (показ книг)

Я узнала, что ученые - археологи раскапывали старые города, древние поселения, изучали рукописи, проводили исследования.

Вы хотите тоже проводить исследования, разгадывать загадки истории?

Тогда сегодня мы будем юными исследователями. И составим рассказ про бумагу (вывешивается готовый алгоритм).

(Рассказ воспитателя сопровождается мультимедийной презентацией)

- В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?

- В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.

- Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги.

- А на Руси писали на березовой коре – бересте.

Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.

- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.

- Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу?

- В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев на специальных бумажных фабриках.

Давайте обратимся к нашему алгоритму, к какому символу можно отнести сведения об истории появления бумаги?

Воспитатель: у вас на столах лежит бумага, возьмите в руки бумагу, скажите какая она?

Как узнать об этом?

Воспитатель: Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень. А кто знает виды бумаги?

Воспитатель: А сейчас попробуйте смять лист бумаги? Что происходит с бумагой?

А теперь потяните ее. Что происходит с бумагой? Какая бумага легче рвется, почему?

Воспитатель: А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой? Какая бумага быстрее намокает, почему?

Воспитатель: Если разрезать бумагу, что произойдет? Какую бумагу легче разрезать?

Дети: Бумага.

Затрудняются с ответом

У воспитателя, у родителей, в интернете, в книгах

Дети:нет, они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые

Она разная. Можно погладить, пощупать ее. Исследуют бумагу

бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень.

(цветная, альбомная, картон, салфетки, бархатная и др.).

Дети: мнется, скручивается, сгибается

Тонкая Бумага рвется легче, значит она непрочная, рвется неровно.

Дети: тонкая бумага промокает быстро, разваливается в воде, картон намокает медленно.

Дети : тонкая легче режется ножницами, край ровный

А что произойдет, если бумагу поджечь?

Показ горения бумаги Она сгорает и остается пепел

Воспитатель: А как вы думаете, можно бумагу разорванную соединить? Как?

Итак, какие свойства бумаги вы узнали? Давайте составим алгоритм описания свойств бумаги. Какие символы нам помогут? Дети: склеить, сшить, переплести.

Называют все свойства бумаги

Выбирают символы и объясняют их значение

Воспитатель: Для чего важно знать свойства бумаги? Способность бумаги рваться, сминаться, сгибаться и соединяться путем склеивания, переплетения мы с вами будем использовать в работе, при изготовлении поделок.

Воспитатель: Ребята, а из чего делают бумагу? Я предлагаю вам превратиться в деревья. Выходите на ковер. Дети выполняют движения

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. (тянутся вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму. Сейчас я ее вам прочитаю:

Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.

Дети ищут и приносят образцы,заранее спрятанные в помещении).

Коллекционер : Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию! Я давно увлекся собиранием бумаги, и все виды у меня записаны. Да у вас на столах лежат образцы бумаги, так-так. Я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите для чего она предназначена. Ответы детей

1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)

2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)

3 - картон (для открыток, коробок, обложек)

4 - цветная (для аппликаций)

5 - альбомная бумага (для рисования)

6 - обойная (для оклейки стен)

7 - фотобумага (для фотографий)

8 - бархатная бумага (для труда, поделок)

9 - салфетная бумага (гигиеническое назначение)

10 - копировальная бумага

Коллекционер : Бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Оглянитесь вокруг книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки –все это бумага.

Из нее можно создать фантастический мир!

Коллекционер : а хотите поиграть?

— Давайте посмотрим на предметы на столе, скажите из какой бумаги они сделаны?

ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ВИДЫ БУМАГИ

(Картонная коробка, цветок из цветной бумаги, шляпа из газеты и т. д.).

Воспитатель: Спасибо вам, коллекционер за интересную беседу. Мы будем использовать разные виды бумаги в работе, а потом пригласим вас и покажем, что у нас получилось.

(Коллекционер уходит).

Воспитатель: Ребята, давайте по нашему алгоритму расскажем, что мы узнали про бумагу? Ответы нескольких детей

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по окружающему миру.

Группа компенсирующей направленности детей 5-6 лет.

Подготовила воспитатель Ольшева Л.Г.

Цель: Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.

Образовательные: Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Развивающие: Побуждать интерес у детей поддерживать беседу.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование: телевизор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная), ножницы, емкости для воды, мольберт, рабочий лист для опытов.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг:

Воспитатель: Встанем рядышком по кругу,

Нам здороваться не лень,

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся.

-У вас сегодня хорошее настроение? (Да) Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом.

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:

Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)

Воспитатель: Правильно ребята, это бумага. Но это не просто бумага, а бумажный человечек.

Показывает детям бумажного человечка.

Воспитатель: Человечек не обычный. А чем он необычен?

Дети : сделан он из бумаги.

Воспитатель: В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. А оказывается, бумага была не всегда. Вы хотите узнать о бумаге больше?

Воспитатель читает стихотворение:

В потоке весеннем несётся отважно.

К неведомым странам, в чужие места.

Воспитатель: Когда и как появился материал под названием – бумага. И из чего его делают? Интересный вопрос. Не побывав там, где придумали бумагу, мы не поймем, как она к нам пришла.

Воспитатель: Начнем мы своё путешествие с истории появления бумаги.

2.Основная часть.

Воспитатель:

- В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?

(они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые)

- В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.

- Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги.

- А на Руси писали на березовой коре – бересте.

Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.

- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.

- Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу?

- В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев на специальных бумажных фабриках.

Воспитатель: ребята, а вы знаете кто такой коллекционер бумаги?

(Он собирает разные виды бумаги.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие разные виды бумаги есть в нашей группе.

1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)

2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)

3 - картон (для открыток, коробок, обложек)

4 - цветная ( для аппликаций)

5 - альбомная бумага (для рисования)

6 - обойная (для оклейки стен)

7 - фотобумага ( для фотографий)

8 - бархатная бумага ( для труда, поделок)

9 - салфетная бумага ( гигиеническое назначение)

10 - копировальная бумага

Воспитатель:

Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой.

Воспитатель:

Я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию для проведения опытов с бумагой.

- Что вы уже знаете о свойствах бумаги? (мнется, рвется, режется, горит)

Сегодня мы попробуем провести опыты с разными видами бумаги и определить ее отличие.

- Перед вами картон, газетная и тетрадная бумага. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)

- Что можно сказать о бумаге?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Что можно сказать о бумаге?

Для создания этого опыта нам понадобится вода. Положите листочки бумаги в воду.

- Какая бумага намокла быстрее?

Воспитатель: Разные виды бумаги окружает нас всюду. На изготовление бумаги уходит много сил и средств, поэтому бумагу нужно беречь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить представление детей о разных видах бумаги и её свойствах.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Иванова Оксана Николаевна.

Цель: расширить представление детей о разных видах бумаги и ее свойствах.

Задачи:

- познакомить детей с историей бумаги;

- сравнить качественные характеристики и свойства разных видов бумаги (картон, газетная, тетрадная);

- установить взаимосвязь разных видов бумаги и их использования;

Материал: образцы разных видов бумаги, ёмкость с водой, предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.), проектор, ноутбук.

Ход занятия:

Организационный момент: (дети стоят кругом на ковре)

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждёт необычное путешествие. Мы отправимся в гости к бумаге. Вы готовы? Тогда давайте посмотрим, что там у нас лежит на столах?

Дети: Бумага (дети рассаживаются за столы).

Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим бумагу. Скажите, вся ли она одинаковая? А как можно определить?

Дети: Она разная. Можно погладить, пощупать ее.

Воспитатель: Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень. Ребята, а кто может сказать, какие бываю виды бумаги? (цветная, альбомная, картон, салфетки, и др.). Слайд 2

- А вы знаете, откуда произошла бумага?
- Сейчас я вам загадаю загадку, и мы узнаем, что это за чудо.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. ( Дерево) Слайд 3

Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне брали стебель папируса, очищали от кожуры и разрезали сердцевину на тонкие полоски. Потом полоски укладывали крестообразно друг на друга, после лёгкого постукивания колотушкой или плоским камнем оба слоя склеивались в один лист. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма. Слайд 4

Но, это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.

Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом добавляли росток волокна шелковицы, древесную золу и пеньку. Получившуюся массу вываривали в печи, затем выкладывали на форму (деревянная рама и сито из бамбука) и формировали лист. Готовые листы бумаги сушили на солнце, в результате появились прочные листы бумаги. Слайд 5

И сейчас люди делают бумагу из разных пород деревьев.

- Ребята, попробуйте смять лист бумаги? Мнется? (Скручивается, сгибается). (Ответы детей).
- А теперь порвите. Рвётся? Прочная бумага?

Дети: Бумага рвётся, значит, она непрочная.

Воспитатель: А как вы думаете, можно соединить порванную бумагу? Можно! Как? (склеить).

- А сейчас я возьму ножницы и буду резать лист бумаги. Какой вывод из этого можно сделать?

Дети: Бумага легко режется.

Воспитатель: А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой?

Дети: Она промокает.

Воспитатель: А сейчас я подожгу лист бумаги. Что происходит с бумагой?

Дети: Она горит.

Итак, какие свойства бумаги вы узнали?

Дети: Бумага мнется, рвется, режется, намокает в воде, горит. Слайд 6

Воспитатель: Молодцы! Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром на электронную почту пришло письмо. Сейчас я его вам прочитаю:

Воспитатель: Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.

(Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в помещении).

На экране появляется картинка коллекционера). Слайд 8

Коллекционер: Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию!

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем коллекционеру, какие мы знаем виды бумаги и покажем образцы.

1.Газетная бумага (для книг, газет, журналов)

2.Тетрадная бумага (для изготовления тетради)

3.Картон (для открыток, коробок, обложек)

4.Альбомная бумага (для рисования)

5.Цветная (для аппликации, труда, поделок))

6.Обойная (для оклейки стен)

7.Фотобумага (для фотографий)

8.Салфетная бумага (гигиенические назначения)

Воспитатель: Бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки – все это бумага.

Воспитатель: Спасибо вам, коллекционер за интересное путешествие. Мы очень много узнали интересного о бумаге, и будем использовать разные виды бумаги в работе.

Дети: До свидания!

Воспитатель: Ребята, с какими видами и свойствами бумаги мы сегодня познакомились? (Ответы детей).

Читайте также: