Конспект по выразительному чтению в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

Дети входят в зал. Садятся на стульчики


Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас занятие не обычное, а сказочное.

Сказку дети очень ждали,

Сказку дети в гости звали!

Сказка здесь уже друзья

Воспитатель: А загадки про лису вы знаете?

Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый – краса

А зовут её (лиса)

Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, кур в деревне крадёт

У кого из зверей

Хвост пушистей и длинней?

Дети, к нам сегодня пришла лисичка (ребёнок), чтобы с нами поиграть.

Воспитатель: Лисичка, что же ты принесла нам в корзинке?
Лиса: Оранжевый лепесточек.


Воспитатель: Спасибо, лисичка. Теперь у нас есть оранжевый лепесточек.

Какого цвета лепесточек будет следующим?

Дети: Зеленого цвета.

2. Заяц трусливый, а лиса (хитрая).

3. Бык и медведь трусливые, а петух (смелый).

4. Теремок маленький, а Медведь (большой).

Сказки вы все отгадали

И сравнения назвали.

И за правильный ответ

Фиолетовый вам цвет.

Ребята, какого цвета лепесток следующий?

Дети: Черного цвета.

Какой странный цвет — чёрный. Как вы думаете, что он олицетворяет —

Хорошее или плохое

Дети: Зло
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: я буду загадывать загадки, если ответ на загадку — положительный персонаж, то вы захлопаете в ладоши, а если отрицательный -затопаете.

- Постучался в нашу дверь

Он в коричневой рубашке,

Ушки-блюдца нараспашку. ЧЕБУРАШКА

- Жизнь его лежит в ларце,

А ларец тот во дворце,

А дворец – в лесу дремучем,

Лес растет на черной туче. КОЩЕЙ БЕСМЕРТНЫЙ

- На метле вчера летала,

С высоты большой упала.

Эй, избушка, курьи-ножки,

Мчись к бабуле по дорожке. БАБА ЯГА

- В красной шапочке идет,

Пирожки с собой несет.

За кустами волк сидит

И за девочкой следит. КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки. Получаете черный лепесток.
Какого цвета лепесток будет следующий?


Дети: Красного цвета.

Воспитатель: Назовите сказку Ш. Перро в одежде героя, которого

есть красный цвет.

Дети: Кот в сапогах

Тема: "Русская народная сказка "Хаврошечка"

Цель:развитие фантазии,образного мышления,воображения через театрализованную деятельность.Создание положительной атмосферы для снятия эмоционального и телесного напряжения детей.

Орг момент: дети с воспитателем стоят на ковре, улыбаются друг другу

- Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, у всех отличное настроение.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Вхождение в сказку

– Ребята сегодня у нас будет необычная встреча. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (мягкая игрушка).

- Что вы знаете о корове?

Д.Корова это домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. Она мычит и бодается. Корова травоядное животное. У коровы теленок.

– Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?

А чтобы попасть в сказку надо взяться за руки и четко повторять за мной волшебные слова:

«Ра-ра-ра - в сказку нам идти пора.

Дети садятся на стулья. Звучит музыка.

Есть на свете люди хорошие а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

– Ребята, Крошечке-Хаврошечке приходилось еще и чистить кастрюли. Покажите как она одной рукой она держала большую кастрюлю, другой напряженно, с силой, чистила стенки и дно кастрюли.

В ходе выполнения игрового задания педагог обращает внимание на напряженность мышц рук детей при выполнении упражнения.

Дети выполняют упражнение.

– Ребята, в какой части рук чувствуется наибольшая усталость, наибольшее напряжение? Давайте отдохнем.

Дай молочка Буренушка

Хоть капельку на донышке

Ждут меня котятки

Дай им сливок ложечку

Молочка для кашки

Всем дает здоровье

Слушаем сказку дальше:

Были у хозяйки три дочери. Старшая – Одноглазкой, средняя – Двуглазкой, а меньшая – Триглазкой. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

– Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала? (печаль, горе, досаду, обиду и т.д.) Попробуйте изобразить как плакала Хаврошечка? (закрывала лицо руками, вытирала слезы и т.д.)

– А как можно пожалеть Хаврошечку? Что можно ей сказать или сделать?

– Давайте мы с вами пожалеем Хаврошечку и скажем ей ласковые добрые слова.

Слушаем сказку дальше:

Коровушка говорила Хаврошечке:
– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано .
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Разозлилась хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает.
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле да и забыла матушкино приказание и уснула.

– Много на полянке было разных цветов, пахло травами. Давайте исполним танец цветов на лужке. Наши цветы двигаются под музыку плавно, мягко, красиво. А теперь тихо сядем на коврик и заснем.

Спит Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает:
– Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась.
Послала она вторую дочь Двухглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкины приказания. На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы скатала. А Двухглазка все спала.

Слушаем сказку дальше:

Старуха рассердилась и послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка поет:
– Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.
Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
– Режь рябую корову!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
– Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:
– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала.
И выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается. Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду.

– Представьте себе, как сестры веселились в саду. И изобразите их танец. Для этого вы можете взять платочки.

На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал просить девушек:
– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

– Какие чувства испытывали сестры, когда не сумели сорвать яблочки? (зло, зависть, недовольство, огорчение и т.д.)

– Ребята, как вы думаете, когда человек завидует, у него какое лицо? (злое, грубое, напряженное, некрасиво). Правильно, потому, что, когда человек злиться, завидует, проявляет недовольство, нетерпение, то это состояние отражается в движениях и на лице. Давайте изобразим их недовольство.

– А теперь опускаем остатки злости, грубости, напряжения. Дышим спокойно, мягко. Становимся красивыми, добрыми и слушаем сказку дальше.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать. Лиха не знать.

Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

- С какой сказкой вы сегодня познакомились?

- Назовите главных героев сказки

- Кто помогал Хаврошечке?

- Как относится хозяйка к Хаврошечке; а к своим дочерям?

- Почему хозяйка приказала зарезать корову?

- Кто понравился вам из героев сказки и почему?

- Какая была Хаврошечка?

- Как называется человек который любит трудиться?

- Чем закончилась сказка?

- Чему вас научила эта сказка?

Дети пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем и повторим волшебные слова

И на память о сегодняшнем путешествии Хаврошечка прислала вам угощения – яблочки со своей волшебной яблони.

Тема: “В гостях у писателя С. Я. Маршака”.

Цели и задачи: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения. Развивать интонационную выразительность речи, артистические способности дошкольников.

Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.

Оборудование: книги С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям, портрет писателя, атрибуты костюмов для чтения-драматизации стихов, схематические рисунки для заучивания наизусть, поделки оригами, цветные карандаши.

Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений С.Я. Маршака. Словесные игры и упражнения на развитие темпа, тембра, мелодики речи и логического ударения. Разучивание наизусть отрывков из стихотворений “Усаты – полосатый”, “Вот какой рассеянный”, “Багаж”, “Урок вежливости” и их инсценировка. Изготовление с детьми поделок оригами “кошка”

Сегодня мы с вами отправимся в гости к писателю и поэту С. Я. Маршаку. Взгляните на его портрет. Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знаете вы, ваши мамы, папы и даже бабушки и дедушки.

Сейчас дети нашей группы выступят перед вами. А вы посмотрите, послушаете и вспомните названия этих произведений.

1) Стала девочка учить котенка говорить:
– Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
– Скажи: лошадь.
А он говорит: мяу!
– Скажи э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все “мяу” да “мяу”!
Вот какой глупый котенок!

2) Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки.
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.

3) Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.

4) Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
– В гостях, медведь
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу.

А теперь взгляните на эти иллюстрации. Узнаете, к каким сказкам или стихотворениям они нарисованы?

Главная Занятия по чтению

Автор: Михайлова Ирина Георгиевна

Цель: познакомить детей со сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о русском устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

Задачи: учить понимать характер и поступки героев. Замечать и понимать образные выражения. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей. Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Вводная часть Приветствие Воспитатель: Ребята давайте скажем всем здравствуйте! (Дети встают в круг.)

- Здравствуй солнце золотое (правая рука вверх).

- Здравствуй небо голубое (левая рука вверх).

- Здравствуй маленький цветок (приседают).

- Здравствуй в поле ветерок (машут руками).

- В детский садик я хожу всех я вас приветствую (идут по кругу).

Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

- Крибли, крабли раз-два-три, в стране сказок очутись (одеваю платок).

- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается.

- Я очень люблю сказки, особенно русские народные. А как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков)

А сейчас я хочу про верить хорошо ли вы помните сказки?

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)

- Что били, били — не разбили? (Яйцо.)

- Кто разрушил теремок? (Медведь.)

- Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

- У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

- Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

- Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

- Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

- Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

- Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

-В какой сказке мальчик превратился в козленка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

-Кто унес мальчика от сестрицы? (гуси-лебеди)

-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

- Какими словами начинаются русские народные сказки? (жили-были)

- Какими словами заканчиваются?

Воспитатель: Чему учат сказки?

Дети: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

Воспитатель: Крылатый ворона, сорока… не подходит

Дети: Крылатый ворон, воробей…

Воспитатель: А мохнатый? А масленый? У этой сказки и начало необычное, вспомните, как обычно начинаются русские народные сказки?

Чтение сказки сопровождается презентацией.

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движений),

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

- Как звали героев сказки?

- Как жили друзья в начале сказки?

- Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)

-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).

-Можно ли было поступить по-другому? Если можно, то как? (спросить 2-3 детей)

- Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)

- А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)

— Когда же, друзья мои, так бывает?

Дети: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.

-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

Дети: Воробья. Взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.

- Чем заканчивается сказка?

- Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

- Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).

-А после ссоры? (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).

-Что делала мышка до ссоры? (дрова рубила).

-А после ссоры? (обед варила да ошпарилась).

-Что делал воробей до ссоры? (на охоту ходил).

-А после ссоры? (дрова клевал, да и клюв своротил).

Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)

- Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)

- Чему научила вас эта сказка? (дружбе, взаимовыручке, доброте и преданности).

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Здравствуйте, дети! Я рада снова с вами встретиться. Сегодня мы ознакомимся с вами с новой сказкой, но перед этим я предлагаю вам отгадать загадки:

1) Домашняя птица, под клювом серёжки,

Несёт она яйца для Димки и Лёшки,

Но если вдруг дождик и небо нахмурится,

В курятнике прячется мокрая … (курица)

2) Голосистый наш герой

Носит шпоры за собой.

Раньше зореньки встаёт,

Громко песенки поёт. (петушок)

ГИПОТЕЗЫ. Как вы думаете, в третий раз петушок исправится? Как он поступит? Предупредит его курочка? Петушок послушается курочку?

МОЁ МЕНИЕ. Я считаю, что сказка К. Ушинского очень поучительная, ведь всему должно быть своё время. Важно слушать мудрые советы, не стоит из-за своей торопливости бессмысленно рисковать своим здоровьем.

ЦЕЛЬ. Сегодня мы с вами обсудим поступки петушка и дадим характеристику нашим героям.

Взмахом палочки волшебной
Я чудесный мир открою.
Вместе мы перенесёмся
В гости к сказочным героям.

ПРОЧИТАТЬ ОТРЫВОК. Словарная работа: ОБОЖДИ.

О чём эта сказка? Скажите мне, какие герои у нас есть в этой сказке. Характеристика курочки 1 предл, хар-ка петушка 1 предл.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.

Ещё раз чит. отрывок. ТБ. Дид.игра. Зрит.гимн.

ВЫВЕСТИ НА СЛАЙД ГЕРОЕВ. СОСТАВИТЬ ПОЛНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ НАВОДЯЩИМИ ВОПРОСАМИ ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ. Как поступал петушок? Как поступала курочка? Почему? ПОВТОРИТЬ ГИПОТЕЗЫ. Что вам больше всего понравилось, запомнилось?

ИТОГ. Ребята, торопиться – это плохо, потому что поспешишь – людей насмешишь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В группах с нарушением речи у детей все занятия – ознакомление с окружающим, развитие речи, математика, рисование, конструирование, аппликация, лепка, игра – проводятся в соответствии с лексическими темами. Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала. Основной формой работы с детьми являются занятия, что даёт возможность расширить объём активного словаря, сформировать устойчивые грамматические навыки, связную речь.

Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности с детьми непосредственно на занятиях является то, насколько воспитатель последовательно реализует дидактические принципы. В ходе занятий принцип развития динамичности восприятия успешно реализуется через задания с постепенно нарастающими усложнениями; через включение дидактических игр, игровых упражнений.

Конспекты занятий по развитию речи. В группах с нарушением речи у детей все занятия – ознакомление с окружающим, развитие речи, математика, рисование, конструирование, аппликация, лепка, игра – проводятся в соответствии с лексическими темами. Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала. Основной формой работы с детьми являются занятия, что даёт возможность расширить объём активного словаря, сформировать устойчивые грамматические навыки, связную речь. Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности с детьми непосредственно на занятиях является то, насколько воспитатель последовательно реализует дидактические принципы. В ходе занятий принцип развития динамичности восприятия успешно реализуется через задания с постепенно нарастающими усложнениями; через включение дидактических игр, игровых упражнений. Дети при этом обращают внимание на разные признаки, свойства, состояния изучаемого предмета по лексической теме. Занятие проводится через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности (организационно-сюрпризный момент, проведение пальчиковой гимнастики, динамических пауз, разнообразие игр и игровых упражнений). Важна продуктивность обработки информации. Чтобы обеспечить ребёнку полноценное усвоение знаний (информации) на занятии, необходимо организовать дозированную поэтапную помощь, обучить умению перенести полученные знания на выполняемое задание, создать условия для самостоятельной обработки полученных знаний. Важно, чтобы в основу организации занятий были положены принципы предметности и наглядности, что даёт возможность максимально опираться на все анализаторные системы ребенка и развивать зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильные ощущения. Включать в занятия развивающие игры (на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Необходимо обеспечить постоянный интерес детей к заданиям на занятиях. Поддерживать положительную учебную мотивацию можно с помощью разнообразных по форме инструкций, проблемных ситуаций, широко использовать систему поощрения, призов, словесную оценку. Таким образом, необходимость учёта динамических принципов на занятиях очевидна, так как они дают возможность расширить объём активного словаря, сформировать устойчивые грамматические навыки, развить связную речь.

Конспект занятия по развитию речи

Задачи: Расширять и закреплять знания детей о рассказах, продолжить формировать умение запоминать содержание литературных произведений. Вести работу по обогащению лексического запаса детей новыми словами. Продолжить учить детей ориентироваться на высказывания партнера. Учить детей давать характеристику героям и сопереживать им. Воспитывать вежливое отношение к людям.

Оборудование: иллюстрированная книга рассказов В.Осеевой.

Подготовительная работа: чтение рассказов на нравственную тему.

Ход занятия:

Круг пожеланий и благодарений.

Чтение рассказа воспитателем.

Объяснение незнакомых слов и образованных выражений.

Беседа по содержанию рассказа.

Где сидел старичок?

Что сказал ему Павлик?

Как догадался старичок, что с Павликом, что - то случилось?

Как разговаривал Павлик со старичком?

Что собирался он сделать?

Как рассказал он о сестре, о бабушке и брате?

Почему к Павлику все относились плохо?

Какое слово сказал ему старичок на ушко?

Как надо произносить это слово?

Как стали, относится к Павлику сестра, бабушка и брат после беседы Павлика со старичком и употребления волшебного слова?

Читайте также: