Бабушка метелица конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока разработан

Антроповой М.И., учителем начальных классов

- воспитывать чувство сопереживания, добра и справедливости;

- расширять круг детского чтения;

- формировать умение работать с текстом;

- отрабатывать умение читать вслух и молча.

- учить слышать художественное слово;

- работать с моделями и проверять по образцу;

- слушать произведение, осознавать последовательность и смысл событий;

- правильно называть произведение (фамилию автора и заголовок);

- учить выражать своё отношение к прослушанному произведению;

- сравнивать произведения, разные по жанрам и темам.

Листы для моделирования обложки, цветные карандаши.

Листы с моделями обложек.

Карточки с отрывками из сказок.

Материал к уроку:

Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.

Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие/Л.А. Ефросинина- М.: Вентана-Граф, 2012 г.

Детские книги по теме детского чтения.

8.Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1/ Л.А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2013 г.

9.Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1/ Л.А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2013 г.

10. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1 / Л.А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2013 г.

Выявление читательского опыта: работа с моделями, литературная игра

Комментарий. В начале урока проводится работа с моделями . Эта работа позволяет выявить уровень начитанности учащихся и установить связь с пройденным материалом. Дети по отрывку вспоминают произведение и показывают умение соотнести его с моделью, правильно назвав фамилию автора и заголовок. Сравнение произведений по моделям способствует формированию у детей литературоведческих понятий (жанр, тема).

На интерактивной доске модели обложек :

- Послушайте отрывки и назовите знакомые вам произведения.

«…Танюша много слышала о черенках, а что это – не знала.

Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал:

-Какая модель обложки соответствует этому произведению? (2 – рассказ о детях)

«…Вот раз пошли наши водоносы за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

Учитель:

Какая модель обложки соответствует этому произведению? ( 3 – сказка о людях )

( Л. Н. Толстой «Страшный зверь)

Какая модель подходит для этого произведения? (1 – басня о животных)

Сравним модели. Заполним таблицу.

Комментарий . Работа проходит на интерактивной доске. На этом этапе урока модели произведений продублированы для удобства детей на обычной доске на листах А-4, а у каждого ученика таблица на листочках ¼ А-4 .

Похожи

Различаются

II. Работа с новым произведением

1) Слушание произведения

Комментарий. Слушание во 2 классе отличается от уроков слушания в 1-ом. Дети уже владеют навыком чтения и с удовольствием самостоятельно прочитывают прослушанное произведение позже на уроке.

- Сегодня я предлагаю вам послушать новое произведение.

(Учитель читает текст из учебной хрестоматии, а дети следят по тексту.)

2) Выявление первичного восприятия (беседа)

Комментарий. На этом этапе урока дети получают общее впечатление о произведении на уровне эмоций. Поэтому целесообразны вопросы, которые помогают ребёнку осознать своё эмоциональное состояние после прослушивания нового произведения.

- Кому понравилось это произведение?

- Что понравилось? Почему?

- Когда было грустно? Почему?

- Чему вы радовались?

3) Моделирование обложки

Комментарий. Уже в 1-ом классе дети познакомились с жанром, темой, фамилией автора, заголовком произведения и овладели знаково-символическим моделированием. Во 2-ом классе через моделирование отрабатываем литературоведческие понятия, включая в этот процесс каждого ученика. Один из полезных способов проверки работы – проверка по образцу. Можно на модели поставить значок – я сделал правильно (+).

Смоделируйте модель обложки нового произведения.

4) Игра с готовой моделью

- Проверьте по образцу . (Самопроверка)

Комментарий: Рада, что на уроках литературного чтения можно экспериментировать с физкультминутками. На данном уроке предлагаю вариант библиотечной минутки.

IV. Работа с текстом произведения

Работа по учебнику

- Как начинается сказка? Прочитайте.

- Какое задание дала Метелица падчерице? Прочитайте в последнем абзаце.

- Как вела себя ленивая девочка у Метелицы? Прочитайте об этом под иллюстрацией.

- Расскажите своими словами, как наградила Метелица девочек?

Работа в тетради

- Найдите страничку с заданиями к сказке.

- Выполните первое задание. ( взаимопроверка )

- Выполните второе задание .( взаимопроверка )

- Как вы относитесь к героям сказки? Кто вам понравился, кто нет?

- Чему учит сказка?

V. Сравнение двух произведений

Комментарий: Сравнение двух произведений – это творческая работа. Она носит исследовательский характер и служит формированию литературно-творческих умений.

- Заполняйте таблицу на обратной стороне модели. (Учитель работает на интерактивной доске)

Фамилия

Заголовок

Герои

Время года

Главная мысль

Русская народная сказка

Немецкая народная сказка

получи награду по заслугам

- Чем похожи сказки?

Комментарий. В ФГОС НОО указывается, что у детей с 1 класса должны формироваться предметные и метапредметные учебные действия. Знаково-символическое моделирование в данном курсе литературного чтения и логические действия (сравнение, обобщение, группировка) позволяют решать задачи стандарта.

-Назовите произведение, с которым работали сегодня?

-Какое произведение понравилось? Почему? Объясните.

Комментарий . Данный этап урока очень важен для детей и учителя, чтобы вырабатывать у детей важнейшие элементы учебной деятельности - самоконтроль и самооценку. Умение объяснить свой выбор-это знание изученных произведений, а также умение строить свое высказывание (мини-диалог). Важно то, что все это заложено в методике литературного чтения Л.А. Ефросининой, что и позволяет учителю осуществлять системно-деятельностный подход на каждом уроке с 1 по 4 класс.

VII. Домашнее задание ( дифференцированно)

Рассказать сказку подробно или кратко, пользуясь памятками.

2) Найти в своей домашней библиотеке или взять в школьной библиотеке книгу с немецкими народными сказками.

раскрытия потенциала каждого ребёнка; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, мультимедиа оборудование

I.Организационный момент. Психологический настрой .

-Ребята! Давайте создадим в классе хорошее настроение и улыбнемся друг другу.

II. Актуализация опорных знаний

-А сейчас вспомните, какой раздел учебника мы с вами изучаем?

- О чем рассказывается в произведениях, которые мы читали?

-Какие произведения из этой главы изучили?

- А как вы считаете, что сегодня мы будем читать?

III. Проверка домашнего задания

-Пересказ сказки по плану.

IV. Работа над новым материалом

1. Знакомство с творчеством М.М. Пришвина

М.М. Пришвин родился в 1873 году, прожил долгую жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, которая проживала в Орловской губернии. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.

Писать он начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Рассказы М. М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. В его рассказах даже растения, звери и птицы становятся живыми.

3 .Словарная работа: (5 слайд )

Пороша- только что выпавший снег.

Арка - дугообразное перекрытие в стене или пролета между двумя опорами

4. Беседа по вопросам:

-Какую картину рисует автор?

-Как Пришвин относится к природе? Найдите в тексте и прочитайте.

-Рассмотрите рисунок. Как художник передал красоту зимнего леса?

5. Подготовка к выразительному чтению рассказа

6. Чтение рассказа детьми по цепочке.

7. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Чтобы ваши глазки не уставали дадим им немного отдохнуть.

Какой красивый лес вокруг нас! посмотреть вправо, влево

Справа – ели, повесили свои лапы, посмотреть направо

Слева – березки склонились арками. посмотреть налево

Внизу, под деревьями– видны следы зверей, посмотреть вниз

А высоко на деревьями – виднеется солнышко. посмотреть вверх

А далеко – далеко, за лесом - посмотреть вдаль

Наша школа! закрыть глаза

V. Дополнительное чтение .

  1. Слушание сказки
  2. Словарная работа: веретено-приспособление для прядения, стержень для навивания нити.
  3. Беседа по содержанию:

-Понравилась ли сказка, чем?

-Какую русскую народную сказку она напомнила вам?

-Чему учит она нас?

  1. Выполнение заданий в тетради с.64 (самостоятельно)

Я узнал для себя новое.

На уроке я всё время хотел…

Я могу себя похвалить ….

VII. Д\З: по выбору: выучить текст с.139 наизусть

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тема: М.М. Пришвин "Деревья в лесу".

Цели и задачи: познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина “Деревья в лесу”;учить передавать настроение, характер героев произведений громкостью, тембром голоса.



разработка урока литературного чтения по теме немецкая народная сказка "Три бабочки" 4 класс ОС "Перспектива"

Урок составлен в системно-деятельностной технологии с целью формирования читательской компетенции учащихся.


Литературное чтение 1 класс Пришвин Деревья в лесу

Литературное чтение 1 класс Пришвин Деревья в лесу.



Кроссворд по литературному чтению. Немецкая народная сказка "Бабушка Метелица"

Кроссворд по литературному чтению. Немецкая народная сказка "Бабушка Метелица" . 2 класс УМК "Школа 21 века".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомы ли вы уже с этой сказкой? Читали вам ее раньше родители, или вы смотрели фильм?

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

Какое еще название этой сказки вы встречали?

Почему одна сказка имеет столько названий?

Потому что эта сказка народная. Передается из уст в уста, и при каждом пересказе в ней что-то меняется.

Кто такая падчерица!

Дочь одного из супругов по отношению к другому, для него неродному 3 .

Какие русские народные сказки напоминает эта немецкая сказка?

Почему у разных народов есть похожие сказки?

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

III. Практические задания

IV. Домашнее задание. Возьмите в библиотеке книги сказок народов мира. Рассмотрите их, обратите внимание на иллюстрации, прочитайте сказку, которая вас заинтересует. Принесите эту книгу на следующее занятие.

IV. Домашнее задание.Возьмите в библиотеке книги сказок народов мира. Рассмотрите их, обратите внимание на иллюстрации, прочитайте сказку, которая вас заинтересует. Принесите эту книгу на следующее занятие.

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыков работы с текстом;

• Учиться писать сочинение по картине;

• Знакомство с новым произведением;

• Формирование навыка монологической речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

- Какие сказки вы читали самостоятельно?

- Почему выбрали именно_народную сказку? Знакомы ли вы с обычаями этой страны?

Изучение нового материала.

Соответствует ли иллюстрация в учебнике на странице 139 описанию? (Самостоятельные рассуж­дения учеников).
Как автор относится к природе? С любовью.

III. Практические задания.

IV. Домашнее задание.

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыков работы с текстом;

• Формировать навык работы с таблицами;

• Формирование навыка монологической речи;

• Знакомство с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Домашние сочинения сдаются на проверку.

IV. Домашнее задание.

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыков работы с текстом;

• Развитие сценического мастерства;

• Формирование навыка монологической речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала.

IV. Творческое задание.

V. Домашнее задание.

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формировать навык работы с таблицами;

• Формирование навыка монологической речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II.Изучение нового материала._

Сравнительная характеристика сказки В. Даля «Девочка

IV. Домашнее задание.

Сочините свою сказку о Снегурочке.

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыков работы с текстом;

• Познакомиться с новым произведением;

• Знакомство со сказками народов мира;

• Формирование навыка монологической речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.Кто прочитает нам свою сказку о Снегурочке?

Читайте также: