Толстой шелковичный червь конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_literatury_v_5.doc 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого.

- формирование у учащихся целостного представления о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого;

- демонстрация многообразия идейно-тематического содержания в творчестве Л.Н. Толстого;

- формирование представлений о современной региональной литературе на примере произведений Л.Н. Толстого.

- активизация мыслительной деятельности учащихся;

- формирование умений и навыков оценки художественного произведения.

- осознание своеобразия и ценности региональной литературы;

- приобщение к общечеловеческим ценностям.

- воспитание любви к литературе.

1. По источнику получения знаний:

- словесные (беседа, рассказ);

- наглядные (компьютерная презентация Power Point).

2. По уровню активности познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративные (беседа, словесные объяснения, работа с компьютером (компьютерная презентация Power Point).

- метод устного изложения знаний учителем и активизация познавательной деятельности учащихся;

- метод закрепления изучаемого материала;

- обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения;

- работа с компьютером;

- работа с художественным словом (тексты произведений);

- работа с иллюстративным материалом.

-привлечение внимания учащихся художественным словом;

-опора на опыт и знания учащихся.

Средства наглядности : компьютер (презентация Power Point).

Тип урока: урок изучения творчества писателя.

Вид урока: лекция-беседа.

- с современными информационными технологиями (работа с компьютером и мультимедиа-презентацией);

Оформление доски: эпиграф к уроку, компьютер, Мультимедиа проектор.

1. Организационный момент………………………………………. 2 мин.

2. Актуализация знаний учащихся…..………………………………10 мин.

3. Введение теоретико-понятийного аппарата……………………….2 мин.

4. Изложение нового материала………………………………………..25 мин.

5.Формулировка выводов …………………………………………….2 мин.

7. Подведение итогов ……..……………………………………………. 2 мин.

Продолжительность урока : 45 мин.

Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Ученики записывают тему урока в тетради.

Актуализация знаний учащихся.

Л.Н. Толстой – великий, русский писатель. Мы познакомимся с некоторыми фактами его биографии, особое внимание уделим детству писателя. Назовем произведения, которые он написал.

Учитель: Ребята, обратите внимание на экран. Назовите даты жизни Л.Н. Толстого.

Ученик 1: Л.Н. Толстой родился в 1828 году, умер в 1910 году.

Учитель: А в каком веке родился писатель? А в каком умер?

Ученик 2: Родился в первой трети ХIХ века, а умер в начале ХХ века.

Учитель: Сколько лет прожил писатель?

Ученик 3: Л.Н. Толстой прожил 82 года.

Учитель: Молодец. Долгую жизнь прожил этот человек. Л.Н. Толстой стал свидетелем многих крупных исторических событий.

Учитель: Посмотрите на даты жизни и скажите, какие исторические события вы можете назвать в этих хронологических рамках?

Ученик 4: 1841 год – отмена крепостного права.

Учитель: А еще, какие вы знаете исторические события?

Ученик 5: С 1853 год по 1856 год была Крымская война.

Ученик 6: В 1853 году началась русско-турецкая война.

Ученик 7: С 1817 по 1864 была Кавказская война.

Учитель: Л . Н. Толстой – участник Крымской войны. По личной просьбе его переводят в Севастополь, где он участвует в защите осажденного города . Награждается орденом Св. Анны. А как вы думаете, зачем мы говорим об этих событиях, мы ведь изучаем литературное произведение?

Ученик 8: Литература и история тесно связаны. История отражается на страницах литературного произведения.

Учитель: Верно, мы сегодня в этом убедимся, т.к. мы будем говорить о произведениях Толстого.

Учитель: Обратите внимание на портрет Л.Н. Толстого (2 слайд). Этот портрет работы И.Н. Крамской. Он написан в 1873 году. Сейчас он находится в Москве в Третьяковской галерее. Что вы можете сказать о внешнем виде писателя? О его выражении лица, взгляде?

Учитель: Посмотрим на следующий портрет (слайд 3). На нем мы видим Л.Н. Толстого в юности, зрелости и старости. Сегодня мы поговорим о детстве и юности Л.Н. Толстого. С этапом его детства вы уже познакомились на прошлом уроке.

В какой семье родился Л.Н. Толстой?

Ученик 10: Писатель родился в большой дворянской, графской семье.

Учитель: Сколько было детей в семье Толстых?

Ученик 11: Было четверо детей.

Учитель: Что вы запомнили о его родителях?

Ученик 12: Его мать – Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще и двух лет.

Ученик 13: Отец Толстого – граф Николай Ильич Толстой, участник Отечественной войны.

Учитель: Каким представляется вам Л.Н. Толстой по воспоминаниям его внука?

Ученик 14: Л.Н. Толстой ……

Учитель: Какой из разговоров Льва Николаевича с Сережей и почему вы считаете наиболее значительным?

Учитель: Как вы думаете, почему на долгие годы запомнилось Сереже именно эти короткие минуты общения с Львом Николаевичем?

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ.

Учитель: Спасибо. Есть дополнение…. (4,5,6 слайды). Кто-нибудь был в городе Пятигорске? А кто видел памятник Л.Н. Толстого?

Учитель: По кавказским впечатлениям было написано, какое произведение?

Ученик 20: Отвечает пересказ у доски.

Учитель: Молодец, садись. Прежде, чем обратимся к чтению по ролям, проведем словарную работу.

Введение теоретико-понятийного аппарата.

Учитель: В тексте вам встретились несовсем обычные слова. Посмотрим на доску и назовем значения слов: Гяур – человек иной веры, нападусь – наеду, татары – горские племена, на десятину места – совсем близко, подпруга – широкий ремень, которым укрепляют седло, аул – татарская деревня, ногайцы – народ, живущий в горах.

Учитель: Поразмышляем над первой главой. Как случилось, что Жилин попал в плен?

Сопоставьте и оцените повеление Жилина и Костылина в минуту опасности.

Формулировка выводов урока:

Домашнее задание с комментированием к нему:

Как отнеслись русские офицеры к предложению о выкупе из плена?

Как ведут себя Жилин и Костылин в плену? Как ты думаешь, кому из них тяжелее? Почему?

Учитель: Молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке. Особо активно проявившим себя (перечисляю учащихся) я ставлю 5, но у других ребят будет возможность проявить себя на следующем уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект обобщающего урока по творчеству Л.Н. Толстого.

Урок литературного чтения.

Цели и задачи:

Образовательная: обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого; научить определять жанры произведений, выделять их особенности; выбирать пословицу, выражающую основную мысль произведения.

Развивающая: развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование:

– презентация MicrosoftPowerPoint
– компьютер, проектор, экран;
– портрет Л.Н.Толстого;
- рисунки детей;

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. У нас в классе много гостей, давайте их поприветствуем и начинам работать.

Он пойдет ребятам впрок.

Ни минуты не теряем.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

II. Актуализация знаний.

- Все ли вы делаете так, как подсказывает вам ваша совесть?

- Так ли вы поступаете, как хотели бы, чтобы поступали с вами?

- Много ли вы дарите душевного тепла и внимания своим близким, родным, окружающим вас людям?

- Да, трудная задача стоит перед нами. Ведь оценить себя, быть честным с самим собой очень нелегко! Но разобраться в этом нам поможет наш урок, на котором мы с вами будем думать, слушать, рассуждать и доказывать свою точку зрения. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. По итогам игры мы узнаем, какая команда самая начитанная.

- Девизом нашего урока я взяла слова:"Чуткому сердцу откроются тайны"..

- Кому принадлежат эти слова?(Великому русскому писателю Л.Н.Толстому)

- Как вы понимаете это выражение?(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться. Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.)

- А вы хорошо знаете жизнь и творчество Л.Н. Толстого? Давайте проверим. А для этого нам необходимо разгадать кроссворд. Выполнять задание будете группами. Давайте вспомним правила работы в группе: не перебивать, выслушивать, согласовывать мнение, выбрать капитана, по окончанию представить работу и т.д.На работу 3 минуты. Работаем.

1. Кто родится с усами? (Котенок.)

2. То, что было в прошлом. (Быль.)

3. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)

5. Некрасивый он, пожалуй, вместо носа шланг пожарный. (Слон.)

- Теперь давайте проверим. (Читают вопрос и ответ, если команда ответ не знает, право ответа переходит к другой команде, за ответ – жетон).

-Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Какие задачи мы поставим перед собой?

- Но прежде чем начать основную работу, что нам необходимо сделать? (Повторить материал прошлого урока и проверить домашнее задание).

Работа будет проходить следующим образом: у вас на партах у каждого есть листочки с заданиями, подпишите его. Ваша задача – выбрать правильный ответ. Работаем, время на выполнение заданий - 5 минут.

2. В каком году родился Л.Н. Толстой:

а) артиллерист

7. Какой предмет уронил мужик в реку:

9. Через что нужно было перейти зайцу, чтобы прийти на гумно:

10. Кого встретил Святогор:

- Проверяем свои работы. Внимание на слайд (самооценка). Критерии оценивания на ваших листочках.

- Кто не допустил ни одной ошибки? (жетоны).

- Кто допустил одну ошибку?

- Кто допустил две ошибки? Есть у нас такие ребята? Молодцы! Мы едем дальше.

III. Работа по теме урока.

Цель: обобщить полученные знания по жанрам и произведениям Л.Н. Толстого.

На слайде портрет писателя Л.Н. Толстого.

- Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

-Что известно современным читателям о писателе? (выступление двух учеников).

1. Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому Левушке было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тетя – женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети, любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.

- Совершенно верно! Молодцы! (жетон). Едем дальше.

- Сейчас мы с вами вспомним жанры, в которых писал Лев Николаевич. Для это нам необходимо заполнить схему в рабочей тетради.

Работаем самостоятельно, на работу 2 минуты.

- Проверяем. (Схема на слайд)

- Молодцы! Все верно восстановили (жетоны).

Давайте немного отдохнем.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнутся, разогнутся.

Три –в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

1 группа: Меньшой брат пошел, а старший остался. Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору.

- Назовите жанр произведения? (сказка)

- Дайте определение этому жанру .(Сказка – произведение с фантастическим вымыслом.Бывают бытовые, волшебные, о животных)

- Дайте характеристику произведения? (авторская, бытовая)

- Подберите подходящее по смыслу предложение к произведению. (Не надо жадничать!)

2 группа:Водяной вынес ему другой, серебряный топор.

Мужик опять говорит:

Тогда водяной вынес настоящий топор.

- Вот это мой топор.

Водяной подарил мужику все три топора за его правду.

-Назовите жанр произведения? (басня)

- Дайте определение этому жанру? (Басня - короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Содержит нравоучение – мораль).

- Подберите подходящее по смыслу предложение к произведению. (Будь добр и ласков).

3 группа:Заяц перескочил через дорогу, подошёл к своей старой норе, выбрал местечко повыше, раскопал снег, лёг задом в новую нору, уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами.

- Назовите жанр произведения? (рассказ)

- Дайте определение этому жанру? (Рассказ – небольшое повествовательное произведение о каком-либо событии в жизни героя или автора. Бывают художественные и научно-познавательные.)

- Какое это произведение (художественное или научно-познавательное)? (научно-познавательное)

- Подберите подходящее по смыслу предложение к произведению. (Будь внимательным к братьям нашим меньшим).

4 группа:Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

- Назовите жанр произведения? (рассказ)

- Дайте определение этому жанру. (Рассказ – небольшое повествовательное произведение о каком-либо событии в жизни героя или автора. Бывают художественные и научно-познавательные.)

- Какое это произведение? (художественное или научно-познавательное)? (художественное)

- Подберите подходящее по смыслу предложение к произведению (В игре, в спорте, в труде – будь разумен ).

5 группа:Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,

Никого-то Святогор он не нахаживал,

С кем бы силой богатырскою помериться;

А сам чует в себе силу он великую,

Чует – живчиком по жилам разливается.

Грузно с силы Святогору, как от бремени.

И промолвил Святогор-свет, похваляючись:

«По моей ли да по силе богатырскоей

Каб державу мне найти,

- Назовите жанр произведения? (былина)

- Дайте определение этому жанру.(Былина – произведение русского фольклора о подвигах героев (богатырей), которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Богатыри наделены необыкновенной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием.)

- Подберите подходящее по смыслу предложение к произведению. (Жить – Родине служить)

- Слушаем внимательно ответ первой группы и оцениваем. (И т.д.) оценка при помощи смайликов.

- Молодцы! Справились с заданием!

IV. Работа с выставкой.

Цель: познакомить детей с другими произведениями писателя, а также с иллюстрациями, которые создали сами учащиеся.

- Ребята, кто хочет показать свой рисунок и рассказать, почему именно этот рассказ он проиллюстрировал. (3-4 человека).

- Молодцы! Спасибо за участие! (жетоны)

- Ребята, давайте поапплодируем ребятам за их работу.

V. Викторина по произведениям писателя.

Цель:закрепить знания содержания произведений Л.Н. Толстого.

1. Название животного, в одноимённом рассказе о котором говорится, как он наказал своего хозяина за жестокое обращение с ним. (Слон.)

2. Название книги, в которой Л.Н.Толстой поместил свои рассказы и басни для детей. (Азбука.)

3.Что выдало мальчика, который сказал неправду своим родителям? (Косточка.)

4. Имя мальчика, который очень хотел учиться. (Филиппок.)

5. Как называется рассказ, в котором люди не помешали волку перерезать всё стадо овец? (Лгун.)

6. Предмет, название которого забыл учёный сын. (Грабли.)

7.С кем из великих русских писателей находился в родстве Л.Н.Толстой? (сА.С.Пушкиным.)

VI. Итог урока.

Цель: подвести итоги урока, сделать выводы.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Подсчитайте количество жетонов, которые получила ваша команда.

Молодцы! Работали хорошо, дружно. А остальным командам не стоит унывать, а идти вперед и получать новые и новые знания.

- А теперь подсчитайте ваши личные жетоны.

- Сегодня на уроке мы говорили о писателе, который прожил долгую удивительную жизнь. Назовите его.

- Что удивило вас в его биографии, его творчестве? (Ответы детей)

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью смайликов. Если вам на уроке было интересно, комфортно, и вы довольны своей работой, покажите веселый смайлик. А если вас что-то не устраивает, то грустный смайлик.

- Ребята, особое внимание хочу обратить на выставку книг Л.Н. Толстого. Здесь находятся уже прочитанные вами произведения и те, которые рекомендую вам прочитать в ближайшее время, потому что с ними вы будете знакомиться в старших классах.

Какая главная мысль рассказа, рассуждения Льва Толстого "Шелковичный червь"?

Чему учит рассказ, рассуждение, история Льва Толстого "Шелковичный червь"?

Какая мораль, смысл, анализ произведения, истории "Шелковичный червь"?


Рассказ "Шелковичный червь" о том труде, который нужно приложить, чтоб получить шелк в домашних условиях. Ведь было же такое время, когда китайцы, которые зарабатывали хорошие деньги на шелке, держали производство шелка в тайне и ни с кем не хотели делиться.Автор показывает все те интересные этапы, которые нужно совершить, как кормить прожорливых шелковичных червей, как их располагать, чтобы в конце концов получить этот шелк. Фактически автор рассказа, он сам, великий труженик и писатель, который знал многие тонкости сельскохозяйственных работ, но и здесь - в деле выведения шелка он добился определенных успехов, а об этом рассказывает своим яснополянским детям, чтоб они знали, что каждый труд имеет свои нюансы и свои тонкости.

Главная мысль этой сказки-притчи Толстого о том, что нужно отказаться есть мясо и убивать из-за этого животных - ягнят, телят, цыплят. Сам Толстой был вегетарианцем. В воспоминаниях о нем его дочка княгиня Сухотина Толста пишет, что однажды к ним в гости должна была придти его двоюродная сестра, фрейлина императрицы. Все всполошились, а ака устроить стол без мяса. Но Толстой обещал это устроить. Когда в зал вошла фрейлина к столу была прикреплена за ножку курица и надпись Толстого:" Я куриное мясо не ем, а кто хочет, вот нож, а вот курица!" И все в зале стали смеяться выдумке Толстого.Однако он серьезно предлагал всем отказаться от употребления мяса, вот эта мысль и лежит в основе этой сказки-притчи.

Рассказ Толстого "Ермак" повествует о реальных исторических событиях, а именно о том, как Ермак завоевывал Сибирь.

Раз за разом, битва за битвой продвигался он все дальше на восток, занимая города.

И в конце концов завоевал Сибирь у татар, да только вот во время этих сражений войска осталось у него немного.

И татары пошли на хитрость: сначала пожаловались Ермаку, что их обижают ногайцы.

Тот послал в помощь сорок человек, а татары их же и убили. Затем еще раз обхитрили они Ермака, и в итоге утонул он в реке, отбиваясь от врагов.

Рассказ учит тому, что победить можно, сражаясь дружно: когда воины слушались Ермака, они всегда били врага. А вот когда они обжились в Сибири, но стало их мало, не прислали им на помощь народу, и татары одолели русских. Ну и затем подошло новое войско, которое захватило Сибирь уже окончательно. потому что было оно снова большой силой.

Конспект урока

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные : способность формулировать и удерживать учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные : развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят поступки героев со своими собственными поступками.

Коммуникативные : развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :

· уметь самостоятельно читать рассказы Л.Н.Толстого, определять смысл поступков героев, приводить примеры (составлять небольшие рассказы) на определенные жизненные ситуации.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование к уроку:

3. Выставка книг для детей Л.Толстого

4. Презентация о жизни Л.Н.Толстого

Andrej

Рассказ учит о том труде, который нужно приложить, чтоб получить шелк в домашних условиях. Ведь было же такое время, когда китайцы, которые зарабатывали хорошие деньги на шелке, держали производство шелка в тайне и ни с кем не хотели делиться.Автор показывает все те интересные этапы, которые нужно совершить, как кормить прожорливых шелковичных червей, как их располагать, чтобы в конце концов получить этот шелк. Фактически автор рассказа, он сам, великий труженик и писатель, который знал многие тонкости сельскохозяйственных работ, но и здесь - в деле выведения шелка он добился определенных успехов, а об этом рассказывает своим яснополянским детям, чтоб они знали, что каждый труд имеет свои нюансы и свои тонкости.

Читайте также: