Конспект занятия времена года в средней группе

Обновлено: 08.07.2024

Предварительная работа:

• чтение художественной литературы;

• рассматривание картин, календарей, иллюстраций;

• изготовление поделок из природного материала;

• изготовление кормушек для птиц с родителями.

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Воспитатель: Кто может ответить, сколько в году зимних месяцев и назвать их по порядку?

Воспитатель: Смотрите, ребята, мы с вами попали в зиму. Ребята давайте скажем, чем зима отличается от других времен года, вспомним приметы зимы. Что происходит зимой?

Воспитатель: Пока в стране времен года мы познакомились только с одним временем года, с зимой, но наше путешествие продолжается.

Воспитатель: Ребята посмотрите, зиму сменяет другое время года.

Воспитатель загадывает загадку:

Нам в подарок принесла,

То что всем понравится:

Вслед ей прилетели птицы –

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Воспитатель: Кто может ответить, сколько в году весенних месяцев и назвать их по порядку?

Воспитатель: Ребята, а что происходит весной, попробуйте описать весну.

Цель игры: найти животное по описанию.

Правила игры: показывать узнанное животное можно только по сигналу воспитателя выслушав его описание.

Воспитатель: Молодцы ребята. А какое важное событие происходит весной, связанное с птицами?

Воспитатель: Правильно, возвращение перелетных птиц! А почему одних птиц называют перелетными, а других зимующими?

Воспитатель: А каких вы знаете перелетных птиц?

Воспитатель: Какие вы молодцы и всё знаете! А сейчас мы с вами послушаем, как поют птицы.

Цель игры: закрепить знание о перелетных птицах умение их различать и называть.

Правила игры: найти картинку с нужными птицами, сравнивания её со своей картинкой, полученной от воспитателя.

Оборудование: набор парных картинок с изображением перелетных птиц (зяблики, скворцы, ласточки, грачи, утки, журавли).

Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилась игра?

Воспитатель: Весне радуются не только птицы, но и звери, насекомые ведь вся природа оживает. Давайте и мы немного оживимся.

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: Смотрите, за весной идет следующее время года.

Воспитатель загадывает загадку:

Жаркая стоит погода,

Рано солнышко встает,

Днем и греет, и печет,

Речка манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо,

Не ленись, да собирай.

В поле рожь шумит, как море,

Соловьи поют на зорях,

Травы сочные стоят,

Косари в луга спешат.

Воспитатель: Кто может ответить, сколько в году летних месяцев и назвать их по порядку?

Воспитатель: Давайте подумаем, какие изменения произошли в природе с приходом лета. (Ответы детей). Молодцы ребята. Лето нам приносит много ягод, овощей и фруктов. И вот здесь оно оставило нам волшебный мешочек с овощами и фруктами. Давайте с вами немного поиграем.

Цель игры: развитие воображение и мелкой моторики у детей.

Оборудование: муляжи овощей, волшебный мешочек.

Воспитатель: А теперь отправляемся дальше.

Дети и воспитатель подходит к четвертому коллажу, который отвернут. (Оттуда выглядывает зайчик).

Воспитатель достает зайчика и спрашивает у него, что случилось.

Дети: (ответы детей).

Коллаж поворачивается – осень возвращается.

Итог занятия.

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали. А теперь нам пора возвращаться назад. Закройте глаза ладошками, покружитесь вокруг себя три раза и вот мы с вами вернулись назад.

Воспитатель: В какие времена года мы сегодня попадали? В какие игры играли? Что вам особенно понравилось? (Ответы детей).

Цель: закрепить представления детей об основных признаках всех времен года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи.

-Учить детей различать признаки времён года;

-с помощью художественного слова показать красоту различных времён года, разнообразие сезонных явлений;

-упражнять в отгадывании загадок о животных и временах года;

-воспитывать внимание, мышление;

-формировать у воспитанников умение замечать красоту природных явлений;

-уточнить, что времена года закономерно наступают один после другого;

-развивать связную речь;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: дерево, иллюстрации с изображением всех времен года, муляжи овощей, фруктов, раскраски, цветные карандаши.

Ход занятия

Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в необычное путешествие. А путешествовать мы будем по временам года.

Скажите какие вы знаете времена года? (Зима, весна, лето, осень).

Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года. Вот вам первая загадка.

Дел у меня немало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня. ЗИМА,

Ребята, а чего так много зимой? (Зимой много снега)

Какой бывает снег? (Белый, пушистый, мягкий, холодный)

Ребята, а в какие игры вы любите играть зимой? (Играть в снежки, катать друг друга на санках и плюшках, лепить снеговиков, делать горки)

Ребята, нам надо ещё одну загадку отгадать.

Я раскрываю почки в зелёные листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Зовут меня… - Весна!

Что стало со снегом? (Снег начинает таять, на проталинах появляются первые весенние цветы, бегут рьчьи)

Ребята, а как называются первые весенние цветы? (Подснежники)

А вы знаете, что этих цветов осталось мало в лесу, рвать их нельзя, ими можно любоваться, они украшают весенней лес. Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто к нам прилетает из тёплых краёв? (К нам прилетают птицы)

А какие птицы? (Грачи, ласточки, скворцы)

Физминутка на внимание: какое время года я называю, такое движение вы и должны выполнить.

Зима - руки вверх, кружится (метель)

Осень - руки вверх, вниз (листья опадают)

Лето - присесть (нюхаем цветы)

Весна - прыжки (капают сосульки)

Ребята, посмотрите, у нас в группе расцвело необыкновенное Чудо – дерево!

А на нашем дереве сегодня выросли разноцветные шары для весёлой детворы.

-Как у наших у ворот чудо – дерево растёт

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А разноцветные шарики!

Да непростые, а волшебные с загадками.

«Хвост пушистый, мех золотистый,

«Хожу в пушистой шубке.

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

- Ребята, а о каких животных были загадки? (диких)

А почему их называют дикими? (они живут в лесу, а не с человеком)

Нам пора отправляться дальше.

-И светла и широка

Наша тихая река

С рыбками плескаться. ЛЕТО,

Что вы знаете о лете. (Летом жарко, солнце светит ярко. Идут тёплые дожди.) что вы любите делать летом? (Купаться в реке, загорать, ходить в лес)

Ребята, лес – это наше богатство. Лес надо оберегать.

Из деревьев делают много полезных вещей, мебель, игрушки, книги, тетради. И самое главное лес очищает воздух. Поэтому мы с вами должны охранять и любить лес.

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касалась елочек и сосен.

А какая погода осенью? (Холодная, дождливая, солнце за тучками прячется, ветер дует холодный)

А животные, что делают осенью? (Готовятся к зиме)

А что происходит с листьями на деревьях? (Они желтеют, краснеют и опадают с деревьев. Листопад)

А что убирают с полей, огородов? (собирают овощи и фрукты)

Ой, ребята посмотрите кто – то вёз урожай и рассыпал, давайте мы его соберём, овощи в одну корзину, а фрукты в другую.

Мы в любое время года одеваем одинаковую одежду и обувь? (нет)

На столе лежат картинки повернутые вниз рисунком (одежда и обувь). Дети по очереди берут картинку и говорят в какое время года ее одевают.

Молодцы, ребята, все времена года вы знаете.

А сейчас я хочу вам подарить раскраски с временами года.

Запоминаем через образ времена года, месяцы.

Запоминаем через образ времена года, месяцы. Всем известно, что выучить времена года и месяцы детям сложно. Даже используя стихотворные формы, не всегда удается достичь желаемого результата.


Звучит волшебная музыка. Ребята, покружились, покружились, в гостях у времен года мы очутились.

Зима.


Слайд - Зима. Звучит запись.
Я - строгая, суровая, любит порядок во всем. А если,на что рассержусь, то холодом как дыхну, всех сразу и заморожу. Многие звери и птицы меня побаиваются: кто в теплые края улетает, кто на всю зиму спать укладывается, чтоб на глаза мне не показываться…
К какой сестрице мы попали? (Зиме)
Дети садятся на стульчики, за голубой столик.
Очень любит Зима чистоту и порядок. Всё вокруг одела белым одеялом. А что это за белое одеяло?
Дети: снег.
Ребята скажите мне пожалуйста, а что зимой происходит в природе? (на улице становится холодно, идет снег, некоторые звери впали в спячку…)

Воспитатель: Ребята!У сестрицы Зимы есть для вас волшебные загадки из сундучка!
Хотите, попробовать их отгадать?

Тогда внимательно слушайте и отгадывайте:
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Без досок, без топоров
Чрез речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)

Все лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы. (Санки)

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Воспитатель: Ой, сколько холодных слов вы назвали, я даже немного замерзла! А вы?
Воспитатель: Какие ещё явления природы можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, вьюгу.)
А вы хотите сделать вьюгу сами? (да)
Тогда возьмите прозрачные стаканчики. На что похоже их содержимое? (На снег) Давайте подуем в соломинки, как ветер. Что у нас получилось? (метель, вьюга, снегопад)

Молодцы ребята, вам зима отдает волшебные звездочки с плаща Старичка – Годовичка.А нам уже пора к следующей сестрице.

Весна.


Музыкальная физкультминутка

Молодцы. А мы слушаем к какой нам следующей сестрице идти.

Лето.


Дидактическая игра "Заготовим сок"
Каждый ребёнок самостоятельно подбирает фрукты и выкладывает их изображения на изображение банки . В качестве итога дети образовывают относительные прилагательные, рассказывая друг другу о том, кто какой сок заготовили.

Молодцы! Ребята вам лето тоже отдает волшебные звездочки. Но нам пора еще к одной сестрице.

Осень.


Говорим спасибо Осени.

Воспитатель: Ребята мы собрали все звездочки нам пора отправляться назад.
Дети крутят стрелки, воспитатель читает волшебные слова.
В руки я часы возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В детский сад нас унесет.

Рефлексия.
Звучит волшебная музыка. Ребята, покружились, покружились, в детском саду мы очутились.
Ребята! Где мы с вами были? (у времен года.)
А за чем мы с вами ходили к временам года? (за звездочками для Старичка Годовичка).
Тогда давайте скорее украсим его плащ.
Дети украшают плащ Старичку - Годовичку звездочками.

Звучит волшебная музыка…
Ребята, произошло волшебство, Старичок Годовичок благодарит вас и дарит вам воздушные шары….

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие по временам года. Давайте попрощаемся с сестрицами Осенью, Зимой, Весной и Летом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация знаний детей о временах года, расширение представления детей об осени как времени года, о её признаках.

1. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость.

1. Развивать речь детей в ходе беседы, умение отвечать полным ответом.

2. Активизировать словарь детей.

3. Развивать умение высказываться, вести диалог, отвечать на вопросы сложными предложениями.

1. Развивать словесно-логическое мышление.

2. Развивать воображение и творческую активность.

1. Развивать ловкость, внимание, координацию движений, умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Предварительная работа в режимных моментах:

Беседы о временах года, рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок о временах года, наблюдения на прогулках.

Раздаточный материал: заготовки куклы осени, листочки из цветной бумаги.

Демонстрационный материал: куклы – времена года, слайдовая презентация.

В: Ребята я рада вас всех видеть. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Нам здороваться не лень:

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

В: А теперь присаживайтесь на стулья.

Я вам расскажу одну сказку, а вот про кого она вы догадаетесь отгадав загадку.

Я стар, родилось от меня четыре дочери и у каждой по три сына, а от каждого из них по тридцать дочерей, наполовину красных и черных (год)

В: Молодцы ребята, правильно – это Круглый год.

Послушайте сказку: «Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце жил был король и звали его Круглый год. И было у него четыре дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

Как звали первую дочь вы узнаете отгадав загадку.

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла.

В: Наряд какого цвета у зимы?

Дети: Белый и синий.

В: Ребята, посмотрите как Зима своим приходом украшает землю.

(Показываются слайды с зимним пейзажем)

В: Что происходит зимой?

Дети: Природа засыпает, лед замерзает, солнышко не греет.

В: Молодцы ребята. А теперь давайте угадаем как зовут вторую дочь Круглого года, которая спускается на землю вслед за Зимой.

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Посмотрите какое красивое платье у Весны, какого оно цвета?

Дети: Светло зеленого и розовые цветы.

В: Ребята скажите, что происходит весной в природе?

Дети: Природа оживает, тает снег, на деревьях распускаются почки, появляются первые весенние цветы, солнце ярче греет, вырастает травка и прилетают с теплых стран птицы.

В: Ребята вы хотите узнать имя третьей дочери Круглого года? Тогда отгадайте загадку.

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.

И любите за это вы все меня, я.

В: Лето мы называем красным, потому что солнышко летом светит ярко и согревает нас своим теплом. Летом нам не нужно одевать теплые вещи. А что с природой происходит ребята, кто мне скажет? (показываются картинки с летним пейзажем)

Дети: Кругом много зелени, цветов, ягод, грибов, фруктов и овощей.

В: Вот и пришло время нам познакомиться с четвертой дочерью короля.

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

В: Молодцы, ребята!

Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть.

Вот мы и назвали всех дочерей короля. Давайте посчитаем их.

В: Кто приходит первой? Второй? Третьей и четвертой?

Во дворе зима. Мороз

Щиплет пальчики и нос (показываем пальцы и нос)

А мы пальчики согреем, (потерли ладони друг о друга)

Их погладим, пожалеем. (гладим ладошки)

Идет весна, и ручейки весело журчат, (изображаем ручейки)

Все сугробы быстро тают, (руками изображаем сугроб)

С крыш сосульки повисают, (изображаем сосульки сверху вниз)

Быстро капли капают, (ладошками имитируем капли)

А кот их ловит лапою. (изображаем кота)

Топ – топ – топ – потопали, (шагаем на месте)

В огород притопали,

Пропололи сорняки, (согнулись и разогнулись)

Грядки порыхлили (изображаем рыхление)

И водичкой теплою (поливаем цветы, представив, что держим лейку)

В лес за ягодой пойдем (ходьба на месте)

И в лукошко соберем. (приседаем и собираем ягоду)

Осень. Листья опадают,

С ветерком они играют.

То вокруг себя кружатся,

То на плечи нам ложатся,

То, как крылышками машут,

То взлетают вверх бесстрашно.

Так идет из года в год

В: Предлагаю вам занять свои места и сесть. Ребята, а какое у нас сейчас время года?

В: Правильно осень. Предлагаю вам сегодня украсить платье осени. Давайте еще раз рассмотрим ее наряд.

В: На моем образце верх платья осени раскрашен желтым цветом, а низ украшен листочками из цветной бумаги. У каждого из вам на столе лежит заготовка осени, две кисточки и листочки для низа платья. Внимательно послушайте меня, а потом приступите к работе.

Затем у вас на тарелочках лежат листочки для украшения платья, берем один листочек и цветной стороной кладу его на клеенку, а белую сторону намажу кисточкой для клея. Ребята как правильно определить кисть для клея?

Дети: Она белая, жесткая.

В: Правильно ребята. Затем c клеем листоr аккуратно беру и прикладываю к платью. Сверху разглаживаю салфеткой, чтобы убрать лишний клей и лучше приклеить листок к платью. Тоже самое делаем и с другими листочками. Вот и готов наряд для красавицы осени.

Теперь вы приступайте к работе.

Те, кто раскрасил верх платья, можете приступать к аппликации.

В: Молодцы ребята. Вы все справились с этим заданием. Сейчас из готовых работ мы устроим выставку для ваших мам.

Итог: Вам понравилось наше занятие, как оно называлось? Познакомились с разными временами года. Давайте вспомним, как их зовут (ответы детей). И еще мы украсили платье красавицы Осени.

Читайте также: