Конспект по выразительному чтению

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: иллюстрации разных видов пейзажа; грампластинка Г. Свиридов “Весна”, “Осень”; дидактический материал.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной. . .
Срок настанет – господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленам припав.

В этом стихотворении И. А. Бунин воспел любовь к природе, слияние человека с ней как главную ценность в жизни нашей.

Постарайтесь и вы свои чувства, мысли, отношение к природе передать в сочинении -наблюдении, к которому мы готовимся, при чтении стихов, выученных вами к сегодняшнему уроку. А поможет нам в этом работа в классном “Театре одного актёра”. И этим актёром будет каждыё из вас.

Перед выходом на сцену актёр тщательно готовится, репетирует. И мы постараемся детально подготовиться к выступлению.

Отработка отдельных элементов.
Выразительное чтение

1. Дыхание, голос

И восприятие, и передача авторского текста зависят от многих условий, в том числе и от умения читающего владеть своим дыханием и голосом. Помните, что правильное дыхание – это когда вдох делаем через нос, а выдох – ртом. Речь, произносимая тусклым, глухим голосом, прерываемая частым дыханием, производит неприятное впечатление и плохо воспринимается слушателями.

Проведём ряд упражнений на тренировку дыхания:

А) “задувание свечи”

Раздаются листочки бумаги размером 4 x 8 см. Листок держим на расстоянии I5–I8 см на уровне полости рта. Вдохнув, ровной струёй выдыхаем воздух. Пламя воображаемой свечи должно отклоняться, но не угасать.

Б) “поймай комара”

Руки раздвинуть в стороны – вдох, постепенно сомкнуть ладонями друг к другу и сделать выдох. На расстоянии вытянутых рук находится “комар”, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть.

В) “Гудение провода”

После вдоха произносим непрерывно сочетание букв

НУННОННАННЕННИННЫН. Прислушайтесь к гудению проводов. Затем сделайте то же упражнение со звуком (м).

Отработка отдельных элементов
Выразительное чтение

1. Дыхание, голос.

И восприятие, и передача авторского текста зависят от многих условий, в том числе и от умения читающего владеть своим дыханием и голосом. Помните, что правильное дыхание – это когда вдох делаем через нос, а выдох – ртом. Речь, произносимая тусклым, глухим голосом, прерываемая частым дыханием, производит неприятное впечатление и плохо воспринимается слушателями.

Проведём ряд упражнений на тренировку дыхания:

А) “задувание свечи”

Раздаются листочки бумаги размером 4 x 8 см. листок держим на расстоянии I5 – I8 см на уровне полости рта. Вдохнув, ровной струёй выдыхаем воздух. Пламя воображаемой свечи должно отклоняться, но не угасать.

Б) “поймай комара”

Руки раздвинуть в стороны – вдох, постепенно сомкнуть ладонями друг к другу и сделать выдох. На расстоянии вытянутых рук находится “комар”, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть.

В) “Гудение провода”

После вдоха произносим непрерывно сочетание букв

НУННОННАННЕННИННЫН. Прислушайтесь к гудению проводов. Затем сделайте то же упражнение со звуком (м).

Дикция

Словарная работа

ДИКЦИЯ – произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации.

Нельзя читать произведения переживая текст, проглатывая начала и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Как например, в стихотворении “Сашина каша” С. Михалкова ( читает подготовленный ученик”.

Такое чтение искажает содержание произведения и мучительно воспринимается на слух. Вот, что пишет об этом К.С.Станиславский, известный режиссёр, педагог: “слова, с подмененными буквами, представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговорённым концом напоминает мне человека с ампутированными ногами.

Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб; отрезанное ухо и другие подобного рода уродства. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мёд . . .”

Скороговорки и чистоговорки

Помогут вам избавиться от недостатков при чтении.

  1. “Ах, как жалко вороненка”
  2. “Так ей, раззява, и надо”
  1. “Ух. Какая хитрая лиса”
  2. “Берегитесь, зверюшки, прячьтесь, лиса идёт”

Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?:

Задание: В стихотворении обозначьте место вдоха.

Логическое ударение

Выдвижение тоном голоса и силой дыхания слова на первый план в смысловом отношении называется Логическим ударением.

К.С.Станиславский говорил: “Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или такте. В выделяемом слове открыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста”

Проследим, как меняется содержание высказывания от перемены места логического ударения в предложении.

ВЧЕРА была сильная гроза (а не сегодня)
Вчера БЫЛА сильная гроза (уточнение)
Вчера была СИЛЬНАЯ гроза (а не лёгкая)
Вчера была сильная ГРОЗА (а не просто кратковременный дождь).

Задание: В каждом предложении, в стихотворной строчке найдите слово, на которое падает логическое ударение.

Воображение

Воображение помогает читающему дорисовывать

характеры и события, способность видеть за словами авторского текста конкретные, живые картины.

Игра “Кабы да если бы”

Учитель обращается к детям:

– Вы сейчас слушаете меня. Как бы вы слушали жужжание шмеля?
– Как бы вы слушали звук бормашины?
– Где вы сидите? На чём сидите? А если бы вы сели на горячую плиту?
– А если бы вы сели на ёжика?

Задание: Вообразите картины, которые есть в стихотворении.

Вижу и верю

Двое учащихся получают карточки описание пейзажной зарисовки, не соответствующей действительности. Нужно представить (вообразить) эту картину, увериться в ней самому, постараться убедить в этом ребят.

С востока надвигается тяжёлая чёрная туча. Вдруг налетел сильный порыв ветра. По стеклу, как горошинки, застучали первые капли. Неожиданно дождь обрушивается стеной, заливает лицо, попадает за воротник.

Лето. Жарко. Яркое солнце, заглядывает в окно, слепит глаза. В раскрытое окно влетает шмель и начинает метаться по комнате, то и дело, натыкаясь на меня.

Темп, интонация

ИНТОНАЦИЯ – манера произношения, отражающая какие-либо чувства.

ПОД ТЕМПОМ обычно понимается скорость произношения речи, характеризующаяся ( в зависимости от содержания) ускорением или замедлением.

Найти нужный темп можно только в результате правильной оценки произведения, что поможет читающему обрисовать картины, факты или события.

Задание: прослушайте стихотворение А.Л.Барто (читает ученица). Правильно ли она выбрала темп? Почему?

А.Л.Барто “Болтушка лица”, “объявление”.

Мимика. жесты

МИМИКА – движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

ЖЕСТ – движение рукой, сопровождающие речь.

“Напишите на лице”

Учитель, не глядя, достает из конверта таблички с надписями: “улыбка”, “страх”, “радость”, “грусть”, “испуг” и др.

Ребята должны молча изобразить это состояние мимикой, жестами, а учитель отгадывает, какую табличку он вынул.

Идея произведения, цель чтения.

Проанализировать стихотворение по данному плану, подготовьтесь к его чтению.

  1. Основная мысль стихотворения.
  2. Какова цель чтения?
  3. “Сквозное действие” читающего.
  4. Этапы, “куски” сквозного действия.
  5. Задачи читающего в каждом куске.

Музыкальный камертон

КАМЕРТОН – упругая стальная вилка, издающая при ударе звук, по которому настраивают инструменты.

Задание: прослушайте музыкальные картинки, к каким стихотворениям они являются музыкальной иллюстрацией?

Г.Свиридов “Весна”, “ Осень”

Выразительное чтение выбранного стихотворения наизусть с учётом полученных навыков.

Ученик читает стихотворение. Учащиеся – зрители оценивают работу аплодисментами.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным дисциплинам. Это подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над формированием и развитием навыка чтения. В научно-методической литературе Н.П.Каноныкин, Н.А.Щербаков, В.Г.Горецкий и др. отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Правильность чтения подразумевает чтение без искажений. Беглость чтения характеризуется определённым количеством слов, прочитанных в минуту. Сознательность чтения обусловлена пониманием младшими школьниками прочитанного текста. Выразительность чтения формируется только в процессе анализа текста и включает интонацию, темп, ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса.

ВложениеРазмер
moy_konspekt.docx 157.39 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: развитие и совершенствование навыков выразительного чтения поэтического произведения, отработка упражнений, помогающих усовершенствовать технику речи, отработка приёмов для развития полноценного навыка чтения, составление “партитуры”

воспитание интереса к поэзии, образному слову, вдумчивое, бережное отношение к природе.

-Зачем необходимо уметь читать выразительно?

- Что даёт человеку умение владеть своей речью?

1) Дыхательная гимнастика.

И восприятие, и передача авторского текста зависят от многих условий, в том числе и от умения читающего владеть своим дыханием и голосом. Помните, что правильное дыхание – это когда вдох делаем через нос, а выдох – ртом. Речь, произносимая тусклым, глухим голосом, прерываемая частым дыханием, производит неприятное впечатление и плохо воспринимается слушателями.

Проведём ряд упражнений на тренировку дыхания:

А) “задувание свечи”

Раздаются листочки бумаги размером 4 x 8 см. Листок держим на расстоянии I5–I8 см на уровне полости рта. Вдохнув, ровной струёй выдыхаем воздух. Пламя воображаемой свечи должно отклоняться, но не угасать.

б) “Гудение провода”

После вдоха произносим непрерывно сочетание букв

НУННОННАННЕННИННЫН. Прислушайтесь к гудению проводов. Затем сделайте то же упражнение со звуком (м).

в) Дышите носом (вдох и выдох) с открытым ртом в течение 3-5 минут.

г) Положите обе руки на солнечное сплетение. Сделайте глубокий и очень медленный вдох (процесс должен занять 3-4 секунды). При этом ваши руки ощутят, как живот поднимается, наполняясь воздухом, и при выдохе опускается. Такое колебание должно явно просматриваться. Если вы ничего не чувствуете, во время вдоха немного наклоните корпус вперед. Постепенно увеличивайте время вдоха.

д) Упражнение на тренировку грудного дыхания. Глубоко вдохните, как будто нюхаете ароматный цветок, затем сделайте очень плавный выдох и втяните живот. Короткий вдох и долгий выдох помогут вам усовершенствовать грудное дыхание. Когда это упражнение будет получаться у вас с легкостью, начинайте произносить на выдохе длинные фразы.

е) Самолеты взлетают: у-у-у-у.

Машины едут ж-ж-ж.

Лошадки поскакали цок-цок-цок.

Рядом ползет змея ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло з-з-з.

* Летела муха около уха: ж-ж-ж

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, а мы его хлоп

И поймали (кулачок)

З-з-з пусть летит.

Эти упражнения не сложные, но очень эффективные. Выполняйте их ежедневно, и вскоре сможете произносить длинную речь без заминок и сбоя дыхания.

ДИКЦИЯ – произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации.

Нельзя читать произведения переживая текст, проглатывая начала и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Как например, в стихотворении “Сашина каша” С. Михалкова ( читает подготовленный ученик”.

Такое чтение искажает содержание произведения и мучительно воспринимается на слух. Вот, что пишет об этом К.С.Станиславский, известный режиссёр, педагог: “слова, с подмененными буквами, представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговорённым концом напоминает мне человека с ампутированными ногами.

Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб; отрезанное ухо и другие подобного рода уродства. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мёд . . .”

Скороговорки и чистоговорки

Помогут вам избавиться от недостатков при чтении.

Проворонила ворона воронёнка

Произносите её с разными смысловыми оттенками:

  1. “Ах, как жалко вороненка”
  2. “Так ей, раззява, и надо”

Шла лиса бесшумно по лесу

3) Составление партитуры текста.

Партитура – это своеобразный нотный стан, в котором специфическими знаками записано звучание всего произведения.

Разработать партитуру – значит создать ту основу звучания , без которой нельзя приступать к исполнению произведения.

С чего начинать работу по созданию партитуры звучания?

Какова последовательность ее разработки?

Какими знаками обозначаются особенности звучания?

Начинать надо, естественно, с идейно-действенного анализа и режиссерского решения исполняемого материала.

Создать партитуру – значит зафиксировать художественную перспективу исполнения, т.е. отобрать и распределить на протяжении всего материала выразительные средства речи, соблюдая определенную последовательность.

Первое, что наметим в нем – это логические центры:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

  1. Определить мелодику ударных слов, мелодию фразы.

В мелодических рисунках – смысл текста. Бедность мелодики ведет к бессмыслице. Но чтобы правильно поставить знаки мелодических схем, следует ознакомиться с этим разделом словесного действия.

Поставим знаки мелодического выделения в стихотворении:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

Условимся разделять слова по объему на три группы:

  • самые объемные,
  • средние,
  • мелкие,

и применять для обозначения объема их звучания нотные знаки:

– четверть доли звучания.

Продирижируйте трудно произносимое слово с первым ударным слогом:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Люфт – пауза (короткая) обозначается одной вертикальной чертой - | , более длительная – двумя || , еще более длительная – тремя ||| .

Произносится текст слитно, мягко, или отрывисто, с короткими энергичными остановками между словами.

Плавное, слитное произнесение обозначается знаком легато – , который ставится под словами, соединяя их стыки:

Отрывистое, энергичное произнесение отмечается знаком стаккато – ∙∙ , который также ставится под словами, разделяя их:

И мачта .. гнется и .. скрипит…

Обозначаются звуковые изменения голоса стрелками перед каждой строчкой с указанием движения голоса относительно звучания предыдущей строки.

f2 – Белеет парус одинокий

f2 ↓ В тумане моря голубом.

f 3 ↑ Что ищет он в стране далекой?

f 3↑ Что кинул он в краю родном?

f 4↓ Играют волны, ветер свищет,

f 4↓ И мачта гнется и скрипит…

↑ Увы! он счастия не ищет,

↑ И не от счастия бежит.

9.Определить основной тон исполнения. В каких основных тонах может протекать словесное действие чтеца? Лирическом, драматическом, трагическом, комедийном, сатирическом, лирико – романтическом, и т.д. Основной тон позволяет держать всех в едином душевном состоянии.

10. Отметить многообразие тембральных оттенков в звучании чтеца. Индивидуальный тембр голоса каждого человека постоянно меняется в зависимости от душевного состояния, от смены чувств, отношений, оценок. Пока еще не найдены названия различных эмоциональных тембров, нет их и графического изображения. Слова, которыми обозначают тембры, отражают либо характер звучания голоса (легко, тяжело, мягко и т. д.), либо эмоции (ласково, гневно, нежно и т. д.). Для обозначения тембров обычно используются слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, не имеющих отношения к звуку: бархатный, жесткий, металлический, мягкий и т. д. И все же, указанные метафорические названия помогают получить некоторое представление о тембровых различиях.

4) Заключительный этап урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Статья "Обучение выразительному чтению на уроках русского языка"

Обучение выразительному чтению является необхо­димым условием развития речи школьников, их мышления и эмоциональной сферы. Речь и мышление взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие речи перестраивае.

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для дальнейшего развития и закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида.


Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает .


Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".


Урок чтения "Снежная баба" Саша Черный Выразительное чтение стихотворения


Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выразительное чтение как высший тип чтения – это умений использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.

К основным средствам выразительности относятся: дыхание, логические и психологические паузы, логические и фразовые ударения, темпоритм, повышение и понижение голоса (мелодика), сила голоса, окраска голоса (тембр), тон, интонация, мимика и жест.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фразами, там, где это требуется по смыслу речи.

Правильный тип дыхания — смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клетка расширяется и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются ребра и диафрагма. Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей. Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незаметном пополнении его запаса в легких (во время остановок — пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут. При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утомляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нерационально.

Голос. Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется голосом. Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности.

Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия. На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон.

Интонация. Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации.

Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как нераздельное целое. Однако для удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяя основные компоненты интонации, говорить о каждом из них отдельно.

Логическое и фразовое ударение. Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов, например: Осень. Осыпается весь наш бедный сад. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.

Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным.

Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)

Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)

Вы сегодня, будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)

Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)

Логическая и психологическая пауза. Осмысленное произношение предложения требует правильного членения его на звенья, такты. Но в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении. Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность синтагмы или предложения. Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могут быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними, слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья.

При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль.

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее. У каждого человека есть свои особенности звучания речи, связанные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он. Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нормы, в зависимости от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этим отклонением. Тембр окрашивает все произведение, наделяя его бесконечно разнообразными оттенками.

Мимика — это выразительные движения мышц лица, которые являются одной из форм проявления различных чувств. Сопровождая речь, они дополняют и усиливают ее смысл. Для чтеца и рассказчика мимика является одним из дополнительных средств воздействия на аудиторию. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятельствам. Мимика тесно связана с мыслями, действиями и чувствами говорящего, со всей его внутренней жизнью. Это дает основание, наблюдая действительность и изучая проявления внутренних переживаний, использовать мимику в процессе выразительной устной речи, т. е. сделать мимические движения произвольными.

Таким образом, для того чтобы выразительно прочитать произведение, необходимо уметь правильно пользоваться всеми этими интонационными средствами. Ведь они и являются составляющими выразительного чтения.

1.3 Методические условия формирования выразительного чтения при работе с художественным текстом

Для того, что бы научиться выразительно читать, необходимо овладеть определенными навыками и умениями. Они базируются на анализе текста и интонационных средствах речевой выразительности. Основным умением является умение определять основную задачу. Это умение также включает в себя ряд частных умений, вычленение которых позволяет определить логическую последовательность их формирования. К ним относятся:

- умение понимать мысли героев, сопереживать им, определять свое отношение к событиям;

- умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение;

- умение правильно управлять дыханием;

- умение правильно использовать свойства голоса;

- умение выбирать нужную интонацию;

- умение правильно устанавливать логическое и фразовое ударение;

- умение пользоваться логическими и психологическими паузами;

- умение подбирать нужный темп и ритм чтения;

- умение использовать мимику и жесты;

Учитывая возраст детей начальной школы, мы не можем формировать все умения сразу. Они формируются последовательно одно за другим на всем этапе обучения литературе. Поэтому можно выделить основные умения, которые необходимо сформировать у учащихся начальной школы [14; 58]:

- умение управлять дыханием;

- умение правильно проанализировать текст;

- умение мысленно воссоздать образы, переданные автором;

- умение выбирать нужную интонацию;

- умение пользоваться логическими и психологическими паузами;

- умение правильно ставить фразовое и логическое ударение;

Итак, формировать умения, связанные с выразительным чтением необходимо еще в начальной школе, но не все умения целесообразно развивать в этом возрасте, а лишь некоторые.

1.3.1 Анализ текста

Разбор самого произведения можно вести в разной последовательности: путем дедукции (от общего к частному) или путем индукции (от частного к общему). Первый путь, когда идут от определения темы, идеи и композиции к системе образов, напоминает путь автора. Индуктивный же путь соответствует последовательности, в которой читатель знакомится с произведением. Он вначале прослеживает развитие сюжета и композиции и одновременно знакомится с образами и лишь в конце решает вопрос о теме и идее произведения.

Разбор произведения обычно начинают с определения жанра. Жанр нередко обозначен в подзаголовке произведения. Некоторые такие обозначения сразу указывают на особенности произведения и соответствующее их исполнение. Во всех случаях чтец не должен проходить мимо вопроса о жанре, так как жанр во многом определяет манеру исполнения.

Следующий вопрос, который встает перед разбирающим произведение - вопрос о теме произведения, о том, какое явление жизни заставило автора взяться за перо. Есть немало произведений, в которых тему определить просто. Определяя тему, нельзя забывать, что литература - человековедение. Поэтому тема всегда лежит в сфере человеческих отношений.

Определить идею художественного произведения обычно труднее, чем тему. Есть произведения, в которых автор облегчил читателю понимание идеи, сформулировав ее (большинство басен, ряд лирических стихотворений). Но в большинстве произведений идея автором не формулируется. Она вытекает из всего содержания произведения. При определении идеи произведения нужно избегать упрощенных формулировок, а с другой стороны, необходимо среди многих идей найти главную.

Чтецу, в том числе и учителю, редко приходится читать большие эпические произведения полностью, чаще читают отрывки из них. При определении темы и идеи отрывка необходимо учитывать тему и идейную направленность всего произведения. Иначе может произойти грубое нарушение авторского замысла.

1.3.2 Воссоздание образов, переданных автором.

В ином смысле важен язык образов-персонажей. Он наряду с поступками, отношениями с другими людьми, авторской характеристикой и портретом дает нам возможность уяснить образ героя произведения. Образы же эти чрезвычайно важны и для понимания идеи произведения, и для яркости восприятия. Избегать схематизма, перечисления черт характера без учета того неповторимого своеобразия, которое присуще, как людям в жизни, так и героям художественного произведения. Ведь образы не являются только иллюстрацией идей. Чтец должен всесторонне представлять себе героя, чтобы персонаж был для него так же конкретен, как хороший знакомый. Так же представляет себе героя и автор, у которого как бы бесстрастно оп ни повествовал, можно увидеть определенное отношение к изображаемым им лицам. Это отношение автора, должно быть, воспринять чтецом-исполнителем и передано слушателям. В сущности, передать такие отношения к героям, заставить слушателей не только интересоваться судьбой персонажей, но и полюбить их или возненавидеть, посмеяться над ними — и есть основная задача исполнителя. Если слушатель, почувствовал глубокую симпатию к героям или антипатию к ним, чтец может считать свою задачу выполненной. Помимо авторской характеристики, окрашенной определенным отношением к персонажу, очень важно сделать характерной самую речь изображаемого лица. Что говорит герои, дано автором, а как он говорит, должен показать исполнитель. Для этого нужно помнить о действенности речи, где каждый пункт — словесный поступок, имеющий определенную цель.

1.3.3 Управление дыханием

Выработка правильного произвольного дыхания требует тренировки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше проводить под руководством опытного чтеца или специалиста-преподавателя. При известном самоконтроле можно работать над своим дыханием и самому.

1. Станьте прямо, спокойно, без напряжения. Разверните плечи, не поднимая их и не опуская. Положите одну руку на верхнюю часть живота. другую сбоку, повыше талии, чтобы контролировать движение диафрагмы и ребер. Сделайте небольшой вдох, под счет 1 – 5. Контролируйте одновременное движение диафрагмы и ребер. Следите, чтобы не было переполнения легких. Сделайте вдох и задержите воздух на счет 1 – 3, не расслабляя мышц. Затем выдыхайте плавно, без толчков, на счет 1- 5. Расслабьте мышцы брюшного пресса, отдохните и повторите упражнение.

1.3.4 Выбор нужной интонации

1.3.5 Логические и психологические паузы

1.3.6 Фразовое и логическое ударение

Формирование интонационных умений в начальной школе в соответствии с возрастом детей достигается путем практической работы над выразительным чтением без опоры на какие-либо теоретические знания. Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;

б) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения;

в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли автора, его отношение к изображенным событиям и действующим лицам).

Анализ содержания и идейной направленности произведения включает в себя обучение выразительному чтению; они выступают в определенном единстве. Для того, чтобы у детей формировать навык выразительного чтения художественных произведений необходима методическая опора. В школе такой основной опорой является учебник по литературному чтению. Но анализ учебников показал, что на современном этапе авторы-составители учебников очень мало внимания уделяют выразительному чтению художественных произведений. Этот вывод сделан на основе отсутствия заданий и вопросов после художественных текстов, которые бы помогали учителю формировать навык выразительного чтения произведений учащимися.

Глава II. Анализ исследовательской работы по развитию выразительного чтения в процессе анализа художественного произведения в школе

2. 1 Констатирующий эксперимент

Иван Сергеевич Шмелев.

«…Улица была залита розоватым светом встававшего за домами солнца, поблескивали верхние окошки. Вот, отворились дикие ворота пастухова двора, и старый, седой пастух-хозяин, в новой синей поддевке, в помазанных дегтем сапогах и в высокой шляпе, похожей на цилиндр, что надевают щеголи-шафера на свадьбах, вышел на середину еще пустынной улицы, поставил у ног на камушки свою шляпу, покрестился на небо за нашим домом, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые розовые щеки, - я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но это было только сначала так. А потом заиграл тоньше, разливался и замирал. Потом стал забирать все выше, жальчей, жальчей… - и вдруг заиграл веселое… и мне стало раздольно-весело, даже и холодка не слышал. Замычали вдали коровы, стали подбираться помаленьку. А пастух все стоял – играл. Он играл в небо за нашим домом, словно забыв про все, что было вокруг него. Когда обрывалась песня, и пастух переводил дыханье, слышались голоса на улице:

- Вот это ма-стер. вот доказал-то себя Пахомыч. мастер… И откуда в нем духу столько.

Порядок проведения экспериментальной работы.

Каждый из учащихся выразительно читает отрывок. Сформированность навыка выразительного чтения лирических стихотворений осуществлялась по следующим критериям:

- правильное словесное ударение;

- изменение силы голоса;

- правильная постановка фразового и логического ударения;

- правильная расстановка пауз;

- оптимальный темп чтения.

Полученные данные подсчитаны и приведены в количественном и процентном соотношении в таблице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Здравствуйте, дети! Я рада снова с вами встретиться. Сегодня мы ознакомимся с вами с новой сказкой, но перед этим я предлагаю вам отгадать загадки:

1) Домашняя птица, под клювом серёжки,

Несёт она яйца для Димки и Лёшки,

Но если вдруг дождик и небо нахмурится,

В курятнике прячется мокрая … (курица)

2) Голосистый наш герой

Носит шпоры за собой.

Раньше зореньки встаёт,

Громко песенки поёт. (петушок)

ГИПОТЕЗЫ. Как вы думаете, в третий раз петушок исправится? Как он поступит? Предупредит его курочка? Петушок послушается курочку?

МОЁ МЕНИЕ. Я считаю, что сказка К. Ушинского очень поучительная, ведь всему должно быть своё время. Важно слушать мудрые советы, не стоит из-за своей торопливости бессмысленно рисковать своим здоровьем.

ЦЕЛЬ. Сегодня мы с вами обсудим поступки петушка и дадим характеристику нашим героям.

Взмахом палочки волшебной
Я чудесный мир открою.
Вместе мы перенесёмся
В гости к сказочным героям.

ПРОЧИТАТЬ ОТРЫВОК. Словарная работа: ОБОЖДИ.

О чём эта сказка? Скажите мне, какие герои у нас есть в этой сказке. Характеристика курочки 1 предл, хар-ка петушка 1 предл.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.

Ещё раз чит. отрывок. ТБ. Дид.игра. Зрит.гимн.

ВЫВЕСТИ НА СЛАЙД ГЕРОЕВ. СОСТАВИТЬ ПОЛНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ НАВОДЯЩИМИ ВОПРОСАМИ ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ. Как поступал петушок? Как поступала курочка? Почему? ПОВТОРИТЬ ГИПОТЕЗЫ. Что вам больше всего понравилось, запомнилось?

ИТОГ. Ребята, торопиться – это плохо, потому что поспешишь – людей насмешишь.

Читайте также: