Почему победили красные конспект урока 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

создать условия для развития УУД:

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Предметные: формирование у обучающихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории; формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире; развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

Тип и вид урока: комбинированный

Образовательные ресурсы: 1) учебник: История России. 11 класс: : учеб. для 11 кл. общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.А.Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко

Наглядность, ТСО: настенные карты, таблицы.

Повторение опорных знаний

1) Советский тыл.

2) Политика белых правительств.

3) Внутренние и внешние причины победы красных.

Д/з , подготовиться к тестированию, в. 5-7 с. 124 (на выбор) письменно.

II. Повторение опорных знаний

Ответ на вопросы с. 112 учебника.

-создание РККА и РККФ;

-создание ВС республики;

с. 83/ 115( выписать в тетрадь)

2) Политика белых правительств.

-общая хар-ка белого движения, сравнение с политикой красных (Решетов с. 82-83)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата проведения урока : 07.12.2015

Педагогические цели:

образовательная : вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков о причинах победы большевиков в Гражданской войне, особенностях экономической политики противоборствующих сторон;

воспитательная : формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;

развивающий аспект : развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

создать условия для развития УУД:

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Предметные: формирование у обучающихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории; формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире; развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие .

Тип и вид урока: комбинированный

Образовательные ресурсы: 1) учебник: История России. 11 класс: : учеб. для 11 кл. общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.А.Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко

Наглядность, ТСО: настенные карты, таблицы.

Повторение опорных знаний

Усвоение новых знаний

1) Советский тыл.

2) Политика белых правительств.

3) Внутренние и внешние причины победы красных.

Закрепление, формирование умений и навыков

Д/з , подготовиться к тестированию, в. 5-7 с. 124 (на выбор) письменно.

II. Повторение опорных знаний

Ответ на вопросы с. 112 учебника.

III. Усвоение новых знаний

Советский тыл.

-создание РККА и РККФ;

-создание ВС республики;

с. 83/ 115( выписать в тетрадь)

2) Политика белых правительств.

-общая хар-ка белого движения, сравнение с политикой красных (Решетов с. 82-83)

Нажмите, чтобы узнать подробности

3) способствовать патриотическому воспитанию школьников на примерах политических и военных мероприятий, проводимых большевиками.

Проблема. Какие внутренние и внешние факторы лежали в основе победы большевиков?

Гражданская война – организованная вооружённая борьба за государственную власть между различными социальными группами; наиболее острая форма социальной борьбы. Особенностью гражданской войны в России было её переплетение с иностранной интервенцией.

Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью подавления революции, захвата территории, установления своего господства и т.д.

Мобилизация – перевод вооружённых сил государства или отдельных их частей с мирного положения на военное и приведение их в полную боевую готовность; призыв военнообязанных на действительную военную службу.

Военный коммунизм – внутренняя политика Советского правительства в годы гражданской войны; попытка непосредственного перехода к коммунистическому производству и распределению.

Продразвёрстка – обязательная сдача крестьянами государству по твёрдым ценам всех излишков (кроме необходимого на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов.

Кра́сный терро́р (Россия) — комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в ходе Гражданской войны в России (1917—1923 годы) против социальных групп, провозглашённых классовыми врагами, а также против лиц, обвинявшихся в контрреволюционной деятельности. Являлся частью репрессивной государственной политики большевистского правительства, применялся на практике как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства. Cлужил средством устрашения как антибольшевистских сил, так и не принимавшего участия в Гражданской войне населения.

Проверка домашнего задания (показ слайдов 2-5).

- Определите причины Гражданской войны.

- Каковы хронологические рамки Гражданской войны?

- Каковы цели интервентов?

- Назовите фронты Белого движения и их командующих.

Актуализация опрных знаний.

Ответьте на вопросы. 1. Какие методы ведения военных действий были общими для всех участников Гражданской войны? 2. В чём заключается трагедия Гражданских войн?

Изучение нового материала.

В 1919 году, в самый разгар трагических событий, поэт Максимилиан Волошин написал следующие строки:

Одни идут освобождать

Москву – и вновь сковать Россиию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать.

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас – тот против нас.

И вот братоубийственная война, небывалая в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и ярости человеческих страстей закончилась победой большевиков. Чтобы разобраться в причинах этого, имеет смысл проанализировать события, происходившие в годы Гражданской войны в различных частях России, контролируемых красными и белыми (показ слайдов 6 – 18).

Советский тыл (с. 111–115 – рассказ учителя с элементами беседы).

В связи с угрозой утраты власти большевики действовали в присущем им стиле – решительно и целенаправленно.

Ещё в январе 1918 года Совнарком принял декреты об организации на добровольческих началах Рабоче-крестьянской Красной армии и флота. Но с началом боевых действий всё очевиднее становилась необходимость массовой, а главное – регулярной, строго дисциплинированной армии. К её формированию приступили с конца мая 1918 года, когда было принято решение о первой мобилизации рабочих и крестьян (документ на с. 112).

С июня 1918 года стала проводиться мобилизация военных специалистов, без которых невозможно было создать регулярную армию. Это позволило привлечь в советские Вооружённые силы до 75 тысяч бывших генералов и офицеров – лишь немногим меньше, чем было их в рядах белых формирований (около 100 тысяч человек).

Переход от добровольческого принципа к мобилизации заметно усилил политическую неустойчивость командного состава Красной армии, опасность измены со стороны бывших офицеров. В связи с этим расширяются права военных комиссаров, назначаемых в войсковые части уже с весны 1918 года – обычно из числа профессиональных революционеров и рабочих-коммунистов с дооктябрьским революционным стажем. Без их подписи приказы командиров не имели силы, при отказе от выполнения распоряжений вышестоящих штабов военспецы тут же подлежали аресту.

Стремясь сцементировать тыл и парализовать политических противников, большевики ещё в конце февраля 1918 года восстановили смертную казнь, отменённую II съездом Советов (документ на с. 113 – расстрел царской семьи).

Комбинированная и умело проводимая политико-воспитательная работа большевиков находила заметный отклик в разных слоях населения России, нередко вызывая подлинный энтузиазм первооткрывателей и защитников нового мира. Яркое свидетельство тому – массовые коммунистические субботники, когда сотни тысяч людей безвозмездно трудились на оборону республики.

сверхцентрализация управления промышленностью (через ВСНХ и его главки), не допускавшая какой-либо хозяйственной самостоятельности на местах. В стремлении контролировать всё и вся Москва заполняется учреждениями типа Главкрахмал, Главспичка, Главкость или Чеквалап – Чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей;

Политика белых правительств (с. 116-119 – лекция учителя).

Показ слайдов 19 - 20.

Вначале белогвардейцы имели перед Красной армией явное преимущество по числу опытных военных кадров. Только в деникинской армии находилось около 2/3 всех генералов, полковников и подполковников старой русской армии, в своём большинстве убеждённых монархистов. Это позволило белым создать в первые месяцы Гражданской войны собственные вооружённые силы почти полностью на классовой основе. Там преобладали офицеры, юнкера, добровольцы из имущих слоёв населения. Такие части были хорошо организованы, дисциплинированны, проявляли большую стойкость в боях. Но война затягивалась, и белые генералы были поставлены перед необходимостью формировать массовые армии – главным образом за счёт принудительного призыва крестьян. Это неизбежно вело к возникновению и обострению социальных противоречий внутри армий, что резко снижало их боеспособность.

Крестьянство не только отказывалось от службы у белогвардейцев, но и дезертировало или сдавалось в плен при каждом удобном случае. Оно охотно бралось за оружие и обращало его против своих недругов. Всего в партизанском движении в тылу белых армий участвовало до 300 тысяч человек (документ на с. 118).

При внешнем благополучии весьма драматически развивались отношения белых правительств и с интервентами. Главная причина этого коренилась в различном видении ими будущего России. Правящие круги Антанты неодобрительно относились к идее белых возродить государство в границах 1917 года. Вместе с тем их ближайшая цель – свержение большевистской власти – совпадала. Лидеры Белого движения отчётливо понимали, что без поддержки союзников им в этом деле не обойтись. И потому, затаив глухое раздражение, они поступались – как им казалось, временно – стратегическими интересами Российского государства, принимая помощь от интервентов, заключая с ними кабальные военные, политические и финансовые договоры.

Экономические миссии западных стран трудились без устали. Предприимчивые иностранцы за бесценок скупали промышленные объекты, в огромных размерах вывозили зерно, пушнину, шерсть, соль, рыбу. Интервенты воспользовались также золотым запасом России, оказавшимся у А.В. Колчака. В обеспечении поставок и займов Верховный правитель передал странам Антанты тысячи пудов золота. А в сумятице колчаковского разгрома интервенты попытались захватить весь ещё внушительный остаток государственного запаса (41 422 пуда) и вывезти его из России. Лишь действия красных частей и партизан сорвали этот замысел.

В итого против белого дела оборачивалось и то, что поначалу давало ему главную силу, - блок с зарубежными противниками большевизма. В ходе войны этот блок, основанный на началах подчинения и зависимости, всё ощутимее порывал позиции российской контрреволюции. Она поднималась на борьбу под лозунгом единства и свободы России, защиты её суверенитета. Но очевидное намерение белых вождей сыграть на патриотизме русского народа оказалось обречённым на провал, ибо входило в противоречие с их собственными делами.

Внутренние и внешние причины победы красных (с. 119-122 – самостоятельная работа с учебником).

Показ слайдов 21-22.

Вопрос о причинах победы большевиков продолжает оставаться дискуссионным (документ на с. 119-120).

Что можно сказать о таких оценках? Безусловно, явно упрощёнными выглядят рассуждения о простой удаче, выпавшей на долю красных, или о том, что им удалось тактически переиграть белых при полной пассивности и безразличии народных масс. Также, думается, не следует абсолютизировать роль красного террора, всячески преуменьшая при этом масштабы террора белого: кровь невинных людей обильно лилась по обе стороны фронта. Ближе к истине историки там, где обращают внимание на гораздо меньшую, по сравнению с политикой большевиков, популярность политики белых вождей.

Если взглянуть с этой точки зрения на драматические события, потрясавшие Россию в 1918 – 1920 годах, вывод напрашивался сам собой: ключевой внутренней причиной победы большевиков стало то, что они в конечном счёте получили поддержку преобладающей части населения России – мелкого и среднего крестьянства, а также трудящихся национальных окраин.

Что касается трудового крестьянства России, то оно, выступив против большевиков летом 1918 года, вскоре столкнулось с совершенно неприемлемой для себя аграрной политикой белых правительств. Оказавшись на своеобразном историческом перепутье, крестьянские массы после колебаний предпочли из двух зол (продразвёрстки и запрещения свободы торговли – со стороны Советской власти и фактической реставрации помещичьего землевладения – со стороны белых) выбрать меньшее.

Внешние причины победы большевиков:

В результате могущественный антантовский блок так и не смог организовать общий поход всех антисоветских сил против России, и на каждом отдельном этапе выступала только их часть. Эти силы были достаточно весомы, чтобы создавать серьёзные, подчас смертельно опасные угрозы для большевистской власти, но оказывались слишком слабы, чтобы довести борьбу до победы.

Показ слайдов 23-24.

Для России Гражданская война и интервенция обернулись величайшей трагедией:

- ущерб, нанесённый народному хозяйству, превысил 50 млрд золотых рублей;

- промышленное производство сократилось в 1920 году по сравнению с 1913 годом в 7 раз, сельскохозяйственное – на 38%;

- в боях, а также от голода, болезней, белого и красного террора погибло 8 млн человек;

- около 2 млн человек – почти вся политическая, финансово-промышленная, в меньшей степени научно-художественная элита дореволюционной России – были вынуждены эмигрировать. Под воздействием небывалой жестокости братоубийственной войны деформировалось общественное сознание. В нём удивительным образом уживалась вера в светлые идеалы и во всемогущество насилия, революционный романтизм и пренебрежение человеческой жизнью (документ на с. 123).

Большевизм победил, сохранив государственность и суверенитет России. Однако поддержка, полученная им со стороны непролетариатских слоёв населения и определённой части рабочего класса, носила ограниченный, условный характер (выбор из двух зол меньшего), что предвещало новые великие потрясения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью урока является усвоение учащимися целей, политической и экономической программы красного движения, причин его победы.

СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА

Педагог: Поздеева Ирина Юрьевна

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 11 класс (общеобразовательный)

Дата проведения: 23.10.2015.

Цель: создать условия для усвоения учащимися представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа; опираясь на исторические источники сформировать представление о причинах победы красного движения.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать причины, позиции сторон, ход и результаты Гражданской войны и иностранной интервенции.

Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания, извлекать нужную информацию из учебника, иллюстративного и раздаточного материала, анализировать военно-стратегические аспекты исторического процесса.

Коммуникативные: читать, понимать прочитанное, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета, сотрудничать в паре.

Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, продолжить работу над развитием таких качеств как человеколюбие и толерантность. Проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, выражать свое мнение.

Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, самостоятельная работа), методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса), методы контроля и самоконтроля (самостоятельная работа, самооценка, взаимооценка), образовательные технологии (проблемного обучения, сотрудничество, здоровьесберегающая технология), информационные технологии.

Оборудование:

Учебник: А.А. Левандовский. История России.XX-начало XXI века. 11 класс,.

Раздаточный материал по теме урока (исторические источники-документы и плакаты времен гражданской войны).


Говорится о причина войны. Показаны ее этапы. Выясняютя победы "красных".Проводится рефлексия.

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ

ТЕМА УРОКА: Гражданская война.

ТИП УРОКА: Урок овладения новыми знаниями.

МЕТОДЫ РАБОТЫ: урок с элементами групповой работы и технологии развития критического мышления

- показать глубину трагедии российских народов, ввергнутых в братоубийственную войну, углубить знания учащихся по различным точкам зрения на начало, периодизацию и ход гражданской войны.

- Обеспечить усвоение учащимися целей, политической и экономической программы белого движения, причин его поражения.

- Выяснить причины победы большевиков.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Личностные:

- уважать мнение других,;формирование предпосылок лидерских качеств учащихся;

- воспитывать патриотических чувств, уважение к истории и традициям народа

Метапредметные:

- стимулировать познавательную активность ребят; развивать рассуждать, ;

- способствовать формированию способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

- формировать навыки работы с учебной информацией (объяснять смысл новых терминов и понятий; осуществлять поиск необходимой информации в источнике; выполнять задания на соотнесение; обобщать материал, подводить итоги)

Предметные:

- определять роль Москвы в борьбе за столичный статус; исторические особенности развития отношений Руси и Золотой орды; определить роль личности в истории, роль личных качеств исторических персонажей; работать с исторической и контурной картами; объяснять свое отношение к событиям и историческим личностям.

ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ

В чем состоит трагедия Гражданской войны?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УРОКА

Учебник, А. Левандовский История России, Ю. Щетинов XX- начало XXI века, 11 класс, М. П. 2010 год; карта, мультимедиа, презентация, раздаточный материал с заданиями для работы в группах

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: гражданская война, интервенция, красный террор, белый террор.

Организационный этап.(2 мин.)

Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, настройка на рабочий лад.

Из крови, пролитой в боях,

Из праха обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Из душ крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности учащихся. (3 мин).

Актуализация знаний. (10 мин)

Сегодня мы поставим пред собой вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа.

Каждое поколение россиян решало для себя эти проблемы по-своему, теперь настал наш черед.

Ребята, составьте план вопросов к новой теме.

Ччто такое Гражданская война для нашего поколения.

- Можно ли гражданскую войну назвать войной справедливой.

- Какие причины вызвали гражданскую войну?

- Можно ли было ее избежать?

- Почему белое движение потерпело поражение?

- Почему победу одержали большевики?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на уроке.

Краткая историография вопроса.

Причины и этапы гражданской войны.

Начало гражданской войны и интервенции

а) Формирование белого движения. (Лидеры белого движения и их программы).

Причины поражения белого движения.

– На уроке большее внимание будет уделено белому движению. Долгие годы в советской историографии «белое движение представлялось обществу врагами, которых необходимо было победить.

Что такое гражданская война? Вспомните определение этого понятия?

( ответы учеников). Затем показать слайд с определениями:

1. Период острых классовых столкновений.

2. Способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил.

3. Противостояние классов и общественных групп.

4. Это вооруженная борьба между гражданами одной страны за власть.

5. Внутригосударственный вооруженный конфликт между силами с различными интересами, не способными решить свои противоречия мирным путем.

IV. Первичное усвоение новых знаний. Реализация составленного плана. (10 мин)

В отличие от обычных войн гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.

Краткая историография вопроса.

Приход к власти большевиков

Май 1918 – мятеж чехословацкого военного корпуса

Вопрос: Какие новые подходы появились в советской историографии по хронологическим рамкам войны, кто автор и какую точку зрения отстаивает? Дать краткую характеристику. Какая точка зрения. вам кажется более убедительной?

Лето 1918 - осень 1920 - период интервенции и Гражданской войны

Октябрь 1917 - октябрь 1922 - Гражданская война как форма классовой борьбы

Учитель предлагает учащимся сформировать несколько групп (2 группы) и выбрать вопрос для самостоятельного изучения (по желанию). В течение урока учащиеся знакомятся с материалом учебника и презентации и в ходе урока отвечают на поставленные вопросы.

Проверка выполнения задания. Работа учащихся с понятиями Учитель фиксирует внимание учащихся на понятиях: гражданская война, интервенция, красный террор, белый террор

V. Первичная проверка понимания.(10 мин)

Как современные историки воспринимают и оценивают события более чем 80 летней давности?

«Различные взгляды на начало, причины и ход гражданской войны

До недавнего времени гражданская война воспринималась обществом благодаря идеологизированным взглядам историков, как единый гражданский порыв на защиту молодой советской республики. При этом умышленно умалчивались другие факты, свидетельствующие о многосложности и противоречивости этого мрачного события.

В результате исследований гражданские войны сегодня у историков возникает ряд вопросов, в которых выражается сомнение по поводу неизбежности войны, ее истинных виновников, всего того, что официальной пропагандой признавалось за незыблемую достоверность.

Ленинская оценка гражданской войны, как самой справедливой в истории человечества, сегодня отвергается наукой, которая признает ее как братоубийственную.

Можно ли было избежать войны?

Относительно неизбежности гражданской войны многие публицисты высказывают мнение, что войны можно было избежать.

Нужна была коалиция большевиков с эсерами и меньшевиками. Но созданию спасительной коалиции воспрепятствовали политические амбиции руководителей партии большевиков с одной стороны и меньшевиков с другой.

Нужно было создать план управления страной, удовлетворявший все слои общества.

Но большевики решили вопрос о власти однозначно: она должна принадлежать только им.

- Вооруженный захват власти большевиками.

- Разгон большевиками Учредительного собрания.

- Национализация земли и предприятий.

- Изъятие или отнятие хлеба у крестьян продотрядами.

Т.о. история гражданской войны, отгремевшая более 80 лет назад в кровавых боях, в наши дни превращается в поле битвы – битвы идей и концепций.

Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в цвета: красный и белый.

Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошел на брата.

Гражданская война не имеет ни временных, ни пространственных границ. Но ученые-историки предлагают нам различные взгляды на периодизацию и этапы гражданской войны.

Внимательно выслушать предложенные варианты этапов Гр. войны и ответить на следующие вопросы:

Какие другие взгляды (версии) вам известны?

Какой из предложены вариантов вам кажется наиболее достоверным? Почему?

Кто из авторов не отдает победу красным? (Поляков)

После ответа ученика, ребята отвечают на поставленные вопросы.

Особенностью Гражданской войны в России было тесное переплетение с интервенцией..

Соотнести данные трех колонок.

Янв.1919 –войска Антанты –Одесса.

1917-немцы оккупир.- запад страны

Страшная трагедия, названная гр.войной, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый.

Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошел на брата.

Кто они – лидеры белого движения?

И в белые уходили люди морально чистые, искренне верившие в национальную идею, идею спасения и восстановления государства.

Перед тем как мы начнем работать дальше, я хочу вам предложить прочитать вопросы, на которые нам предстоит ответить.

Слайд с вопросами по белому движению.

Каким было отношение лидеров белого движения к демократическим завоеваниям февральской революции в области гражданских прав?

Каким видели государственное устройство?

Как планировали решить вопрос с собственностью?

Какова аграрная политика?

Сделай вывод: Какой характер носила программа белого движения?

Слайд – Белая гвардия.

Работа над заполнением таблицы Программа лидеров Белого Движения. Затем проверка:

Вывод о характере программ белого движения:

Не выдвигали единой политической и экономической программы

Работа по группам

Задание для 1-й группы

Какие факты, приведенные у вас в документах, могут служить причинами поражения белых в гражданской войне?

Ответ 1-й группы

Многие генералы не скрывали своих монархических убеждений.

- Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма

не решали аграрный вопрос и

Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма

Моральное разложение армии

Задание для 2-й группы

Попробуйте определить в чем были причины успеха красных?

Ответ 2-й группы

1.Большевики смогли создать дисциплинированную армию.

2. Сумели мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.

3. Крестьяне - самая массовая социальная категория населения страны - после периода открытого неприятия политики большевиков и периода колебания, в большинстве своем поддержали Красную Армию.

4. Программа большевиков оказалась более понятной и привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть - их власть

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (5 мин)

Давайте подведем итог урока:

Что мы выяснили с вами сегодня на уроке?

Какова же общая оценка гражданской войны?

Это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия?

Какой вывод мы можем сделать

Как вы считаете, мы достигли цели урока?


-75%

Читайте также: