Общественное и индивидуальное сознание конспект урока 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Матюхин Игорь Викторович
магистрант МПГУ кафедры " Общей, возрастной и педагогической психологии" специальности "Инструментальная психодиагностика", Москва
Аннотация
В статье представлена оригинальная информация, являющаяся содержанием педагогического конспекта по формированию представления у старшеклассников об основных формах общественного сознания. Представлены основные признаки таких форм общественного сознания, как наука, философия, искусство и мораль. Структура статьи направлена на развитие у учеников мировоззренческого и общественного компонентов через познавательный.
Ключевые слова: познание, общество, сознание, форма, наука, мораль, философия, искусство.
УДК 159.99
Актуальность
Старшеклассники по своему возрастному периоду относятся к последнему интервалу подросткового периода, который характеризуется остротой и спецификой развития. Когда мы обращаемся к изучению психологии подростка, то всегда встречаем анализ психосексуального, физиологического развития индивида, не прибегая к уточнению формирования его познавательной сферы, которая играет не последнюю роль в конструировании мировоззрения и ценностных установок личности подростка [1]. Существует несколько путей движения к познавательной сфере, как подростка, так и человека вообще. Одним из методов является педагогический прием лекционного чтения, используемый повсеместно. Лекционное чтение или его модификации направлены на познавательную сферу человека посредством речевого высказывания, формирующего у принимающего лица определенные интеллектуальные связи [2]. При формировании речевого высказывания важно учитывать степень его сложности, как по форме, так и по содержанию, а так же возраст слушателя.
Организация формы и структуры лекционной или диалоговой речи должна соответствовать возрастным требованиям слушателей. Подростковый период старших классов характеризуется формированием дальнейшего жизненного пути, смысловой базы и ценностных установок [3]. Но дальнейшая информационная нагрузка, с которой старшекласснику придется ознакомиться в институте или колледже, часто отличается сложностью построения, а следовательно, тяжестью обработки и восприятия главного смысла и сути содержания. Необходимо обладать умением объяснять сложные явления простыми вещами. Данное умение способствует более осмысленному и целостному восприятию информации, поступающей извне. Старшеклассники сталкиваются с проблемой самоопределения себя как личности, а так же с ее практическими структурными составляющими в форме профессионального самоопределения. Для профессионального самоопределения необходим широкий взгляд и возможность перспективы [4]. Важно вовремя и доступным языком представить широкое поле информации для осуществления точного, целенаправленного выбора. Поэтому представляется целесообразным актуализировать при помощи простого языка пласты знаний, с которыми в будущем придется встретиться старшеклассникам. Данную работу необходимо провести при помощи представленного ниже конспекта об основных формах общественного сознания, сущности общественного сознания. Представленная тема необходима старшеклассникам для формирования осознанной, целостной картины мира, в рамках содержания которой можно прокладывать свой собственный жизненный путь, делая необходимый и достаточный выбор.

Цель: ознакомить старшеклассников с понятием формы общественного сознания посредством изложения лекционного материала обыденным языком.
Содержание конспекта
Здравствуйте, сегодня темой нашего занятия будет очень важная задача ознакомления с таким общественным явлением как общественное сознание. Эта тема очень важна, так как является не только основой для построения познавательных программ в будущем, но и формирования ценностно – мотивационной сферы вашей личности. Итак, что же такое общественное сознание? Во – первых, отметим, что сознанием мы называем высшую ступень психики, позволяющей нам отражать окружающую нас действительность. Допустим, животные, насекомые, растения не могут отражать действительность как мы, люди. У нас, грубо говоря, в голове возникает картинка этого мира, и эта картинка несет определенную смысловую, образную нагрузку. Мы обрабатываем эту нагрузка, наш мозг формирует связи, у нас возникает мнение об определенном явлении окружающего нас мира. Но мы люди – существа социальные, и мы постоянно обмениваемся мнениями, соглашаемся и возражаем, тем самым формируем группы, которые придерживаются определенного стиля мышления, метода обработки информации, или концептуального взгляда на какую – то проблему. То есть возникает уже общественное сознание, то есть сознание, разделенное на всех и одновременно отличающееся определенным качеством направления мысли. Данное качество имеет свою специфику и структуру, цели, задачи и методы функционирования. Популярное мнение, модные высказывания, стереотипы, шаблоны словесного реагирования – это тоже элементы общественного сознания, но определенного качества, которое именуется общественной психологией, то есть предполагаются простые, распространенные ответы на вопросы, которые всех волнуют. Раз мы упомянули такую форму общественно сознания как общественная психология, то представляется целесообразным представить другие формы, которые существуют. Итак, давайте отметим основные формы общественного сознания, отмеченные советским философом Василием Петровичем Тугариновым:
1. наука;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание – часть общественного бытия, возникшая одновременно и в единстве с ним, необходимое условие его возникновения. Но при этом общественное бытие и общественное сознание различны и относительно самостоятельны.

Особенность общественного сознания – оно в своем влиянии на бытие может оценивать его, вскрывать его смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. Общественное сознание эпохи, отражающее бытие и активно способствующее его преобразованию, – исторически необходимый и реально существующий элемент любого общественного устройства.

Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью, но может опережать общественное бытие или отставать от него.

Общественное сознание – особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру.

Индивидуальное сознание — субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания. Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся соци­альными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры.

Различие индивидуального и общественного сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное сознание — неотъемлемая часть сознания общества. Исторически выработанная обществом культура духовно питает личность, превращаясь в органическую часть индивидуального сознания. Каждый индивид — представитель своего народа, этноса, места проживания, и его сознание неразрывно связано с обществом. Вместе с тем общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индиви­дуальным, через свою приобщённость к реально функционирующему сознанию личности.

Социальные чувства личности могут резко отличаться от ее индивидуальных пристрастий. Известно, что поведение индивида в толпе характеризуется сознанием анонимности и снижением самокритичности и самоконтроля, усилением эмоциональности восприятия инфор­мации, подавлением чувства индивидуальной ответственности за свое поведение и повышением внушаемости. Индивид, включенный в социальное целое, разделяет групповые чувства и представления в противовес собственным установкам. Это говорит о значимости социальных чувств, которые могут формироваться средствами массовой информации или митинговой стихией и стать причиной массовых беспорядков, разгула насилия, но могут и служить консолидации общества.

1. Общественное и индивидуальное сознание
2. Относительная самостоятельность общественного сознания от общественного бытия
3. Структура общественного сознания
4. Формы общественного сознания:
1) политическое сознание;
2) правовое сознание;
3) моральное сознание;
4) эстетичное сознание;
5) религиозное сознание;
6) экономическое сознание;
7) экологическое сознание.
5. Проблема формирования ценностных ориентаций

Общественное и индивидуальное сознание

Сознание – это самодеятельный, самосоздаваемый процесс вписывания отдельных событий, явлений, впечатлений, ощущений в тотальное (единое, всеохватывающее) поле интеллектуального, предметного конструирования.

Сознание– это не просто образ действительности, а особая форма психической деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.

Общественное сознание – это совокупность идеальных форм (понятий, суждений, взглядов, чувств, идей, представлений, теорий), которые охватывают и воссоздают общественное бытие, которые произведены человечеством в процессе освоения природы и социальной истории.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в диалектическом единстве, поскольку у них общий источник – бытие людей, в основе которого лежит практика. Вместе с тем диалектическое единство общественного и индивидуального сознания не означает их абсолютной идентичности.

Индивидуальное сознание конкретнее, богаче, чем общественное. Оно включает в себя неповторимые, присущие только данному человеку особенности, которые формируются на основе специфических особенностей его конкретного бытия. Важным является учет того обстоятельства, что сознание индивида есть не только знание, а и отношение к бытию, к деятельности и к самому себе. С другой стороны, общественное сознание – это не просто арифметическая сумма индивидуальных сознаний, а новое качество.

Общественное сознание, сравнительно с индивидуальным, отображает объективную действительность глубже, полнее, богаче. Оно абстрагируется от тех или других конкретных характеристик, свойств индивидуального сознания, вбирая у себя наиболее значимое, существенное. Тем самым общественное сознание будто поднимается над сознанием индивидов. Однако указанное не означает нивелирования сознания индивида. Наоборот, учет специфики индивидуального сознания, его многогранность, неповторимость представляет сущность духовности личности, является чрезвычайно важным условием формирования и развития ценностей духовной культуры, сознания человека.

Индивидуальное сознание включает в себя:

Ø самостоятельность:


Ø эмоции и чувство:

– интеллектуальные,
– моральные,
– эстетичные,


Ø знания:

Ø волю:

– целеустремленность,
– выбор средств деятельности.


Ø мышление:


Ø память:

– моторная,
– сенсорная,
– образная,
– эмоциональная,

– словесно-логическая,
– кратковременная,
– долгодействующая.

В обществе сознание выступает как общественное сознание, как сфера духовной жизни, в котором осмысливаются, обосновываются, идейно оформляются и реализуются интересы и представления разных социальных групп, классов, наций и общества в целом.

Общественное сознание является социальным способом духовного поведения людей.

Понятие общественное сознание характеризует реальное содержание и способ существования сознания конкретного общества.

Реальное общественное сознание конкретного общества определяют:

1) как массовое сознание, выражением которого служит массовое сознание,
2) как духовная жизнь общества.

Массовое сознание– сознание всей массы членов общества.

Массовое сознание – особый случай общественного сознания, которые реализуются в массе индивидуальных сознаний, но не совпадает с каждым из них отдельно.

В массовом сознании отображенные знания, представления, нормы, ценности, которые разделяют те или иные совокупности индивидов и произведенные в процессе их общения между собой.




Для массового сознания характерны:
1) социальная типичность – образовывающих его компонентов, направленная на устранение индивидуальных расхождений,
2)социальное признание компонентов, санкционирование их совокупностью индивидов.
Общественная мысль выступает как форма проявления массового сознания.

Общественная мысль – комплекс взглядов, суждений, эмоций людей в определенных группах, локальных сообществах и обществе в целом относительно наиболее существенных событий или проблем политической, экономической и духовной жизни.

Общественной мыслью нельзя считать слухи. Общественная мысль концентрировано выражает формы общественного сознания в конкретной социально-психологической форме.

Общественное сознание и его роль в обществе. Формы общественного сознания

1. Общественное и индивидуальное сознание
2. Относительная самостоятельность общественного сознания от общественного бытия
3. Структура общественного сознания
4. Формы общественного сознания:
1) политическое сознание;
2) правовое сознание;
3) моральное сознание;
4) эстетичное сознание;
5) религиозное сознание;
6) экономическое сознание;
7) экологическое сознание.
5. Проблема формирования ценностных ориентаций

Общественное и индивидуальное сознание

Сознание – это самодеятельный, самосоздаваемый процесс вписывания отдельных событий, явлений, впечатлений, ощущений в тотальное (единое, всеохватывающее) поле интеллектуального, предметного конструирования.

Сознание– это не просто образ действительности, а особая форма психической деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.

Общественное сознание – это совокупность идеальных форм (понятий, суждений, взглядов, чувств, идей, представлений, теорий), которые охватывают и воссоздают общественное бытие, которые произведены человечеством в процессе освоения природы и социальной истории.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в диалектическом единстве, поскольку у них общий источник – бытие людей, в основе которого лежит практика. Вместе с тем диалектическое единство общественного и индивидуального сознания не означает их абсолютной идентичности.

Индивидуальное сознание конкретнее, богаче, чем общественное. Оно включает в себя неповторимые, присущие только данному человеку особенности, которые формируются на основе специфических особенностей его конкретного бытия. Важным является учет того обстоятельства, что сознание индивида есть не только знание, а и отношение к бытию, к деятельности и к самому себе. С другой стороны, общественное сознание – это не просто арифметическая сумма индивидуальных сознаний, а новое качество.

Общественное сознание, сравнительно с индивидуальным, отображает объективную действительность глубже, полнее, богаче. Оно абстрагируется от тех или других конкретных характеристик, свойств индивидуального сознания, вбирая у себя наиболее значимое, существенное. Тем самым общественное сознание будто поднимается над сознанием индивидов. Однако указанное не означает нивелирования сознания индивида. Наоборот, учет специфики индивидуального сознания, его многогранность, неповторимость представляет сущность духовности личности, является чрезвычайно важным условием формирования и развития ценностей духовной культуры, сознания человека.

Индивидуальное сознание включает в себя:

Ø самостоятельность:


Ø эмоции и чувство:

– интеллектуальные,
– моральные,
– эстетичные,


Ø знания:

Ø волю:

– целеустремленность,
– выбор средств деятельности.


Ø мышление:


Ø память:

– моторная,
– сенсорная,
– образная,
– эмоциональная,

– словесно-логическая,
– кратковременная,
– долгодействующая.

В обществе сознание выступает как общественное сознание, как сфера духовной жизни, в котором осмысливаются, обосновываются, идейно оформляются и реализуются интересы и представления разных социальных групп, классов, наций и общества в целом.

Общественное сознание является социальным способом духовного поведения людей.

Понятие общественное сознание характеризует реальное содержание и способ существования сознания конкретного общества.

Реальное общественное сознание конкретного общества определяют:

1) как массовое сознание, выражением которого служит массовое сознание,
2) как духовная жизнь общества.

Массовое сознание– сознание всей массы членов общества.

Массовое сознание – особый случай общественного сознания, которые реализуются в массе индивидуальных сознаний, но не совпадает с каждым из них отдельно.

В массовом сознании отображенные знания, представления, нормы, ценности, которые разделяют те или иные совокупности индивидов и произведенные в процессе их общения между собой.

Для массового сознания характерны:
1) социальная типичность – образовывающих его компонентов, направленная на устранение индивидуальных расхождений,
2)социальное признание компонентов, санкционирование их совокупностью индивидов.
Общественная мысль выступает как форма проявления массового сознания.

Общественная мысль – комплекс взглядов, суждений, эмоций людей в определенных группах, локальных сообществах и обществе в целом относительно наиболее существенных событий или проблем политической, экономической и духовной жизни.

Общественной мыслью нельзя считать слухи. Общественная мысль концентрировано выражает формы общественного сознания в конкретной социально-психологической форме.

Сознание — это высшая форма только человеческой психики, связанная с речью и заключающаяся в оценочном (субъективном) отражении объективной реальности в виде взаимосвязанной системы чувственных образов и логических понятий. Также оно заключается в преобразовании деятельности путем мысленного построения целей и действий и предвидения результатов.

Сознание обеспечивает разумное сознание человека, это исключительное свойство личного бытия. Однако, на примере детей-Майгли, выросших среди животных, можно увидеть, что оно не образуется у человека автоматически.

Сознание позволяет человеку отразить не только объекты внешнего мира, но и познать внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

  • познание себя;
  • осознанная оценка своих потребностей, способностей, ч-в, эмоций;
  • регуляция собственных действий и состояний.

Индивидуальное сознание — это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.

Индивидуальное сознание формируется под влиянием условий и образа жизни человека, а также норм общественного сознания.

Общественное сознание — это характерная для людей конкретного общества совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций, настроений, в которых отражаются определенные стороны общественной жизни.

Таблица: сравнение общественного и индивидуального сознания

Общественное сознание возникает из общественной практики, общественных отношений, в которые люди вступают.

  • экономическое;
  • правовое;
  • политическое;
  • моральное;
  • эстетическое и др.

Виды общественного сознания:

  1. Теоретическое. Выражается в идеологии — это система теоретических взглядов, отражающая степень познания общества мира в целом и отдельных его сторон, явлений, процессов окружающего мира, а также целей общественного развития.
  2. Обыденно-практическое. Выражается в общественной психологии — это совокупность чувств, настроений, традиций, побуждений, характерных для данного общества.

Идеология формируется в процессе целенаправленного теоретического осмысления общественной жизни, она рационально опирается на человеческий разум и мышление.

На формирование общественного сознания влияют:

  • историческая преемственность;
  • социально-экономические и политические условия общества;
  • география;
  • информационные процессы.

Уровни психики человека:

  • сознание;
  • подсознание;
  • бессознательное.

Особенности общественного сознания:

  1. Относительный характер: возможно отстаивание общественного сознания от обществ бытия (традиции); идеи и взгляды могут опережать реальные условия (мечты).
  2. Преемственность — сохранение лучшего и полезного, что было в старом обществе.
  3. Воздействие общепринятого сознания на всю жизнь общества — проявляется через деятельность людей.

Общественное сознание и индивидуальное сознание постоянно взаимодействуют между собой:

  1. Влияние ОС на индивида через обучение, воспитание, отношения с другими людьми (избирательное отношение). Например, ребенок у маргиналов вырастает у маргиналов, страдает алкоголизмом, нарушает социальные нормы, правовые нормы, мораль и т.д.
  2. Исходящая от индивида мысль может стать общественным достоянием и стать убеждениями, стать нормой для других людей. Например, мнение популярных блогеров может повлиять на сознание людей.

Массовое сознание — тип общественного сознания, это широкая совокупность идей, представлений, порой иллюзий, чувств, настроений, которые отражают определенные стороны жизни общества, способные вызвать интересы масс.

Формы общественного сознания и их особенности

Философия выполняет мировоззренческую функцию, помогает мыслить абстрактно.

  1. Политическое сознание — обслуживает социальные группы, членов общества. Бытие определяет политическое сознание человека.
  2. Искусство — формирует в обществе эстетическое сознание, любовь к прекрасному. Авторская доля — его основная доля.
  3. Наука — отражает общественное сознание в виде законов, теорий. Тоже авторское явление — в основном. Вера в лекарство — научное сознание, т.к. ученые доказали его пользу.
  4. Религия — формирует религиозное сознание, веру в бога, в бессмертие души. Догма о Троице — в этом сомневаться нельзя — христианство; колесо сансары — в Буддизме.
  5. Правосознание — совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его. Если права не соблюдаются, но типа они есть, то мы не увидим правосознание. Ему надо обучать, как им пользоваться.
  6. Мораль — включает нравственные принципы общества, нормы поведения, способы формирования у человека нравственных чувств. Свойственна обыденному сознанию.
  7. Идеология — система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определенной социальной группы.

Субъекты общественного сознания

Вопрос о том, кто же выступает носителем, то есть субъектом общественного сознания, остается до сих пор дискуссионным. А также является ли общество или есть часть тем субъектом, способным принимать решения и устанавливать эмоциональные процессы, взращивать таких же носителей сознания.

В некотором смысле речь идет о субъективных свойствах как и отдельных людей, так и более обобщенных групп, например, государство, нация, человечество.

Субъекты общественного сознания:

  • общечеловеческое сознание;
  • субглобальные субъекты (Евросоюз);
  • исторически сложившиеся социально-экономические, общественно-политические, и социо-культурные образования (страны);
  • группы — горизонтальные и вертикальные;
  • микрогруппы.

Уровни общественного сознания

Структура общественного сознания:

Обыденный уровень представляет собой совокупность знаний, оценок и представлений, которые образованы спонтанно. Они формируются в повседневной жизни на основе процессов общения. Такой уровень является поверхностным и ограниченным.

Также популярной формой выражения такого уровня мышления является мифология. Мифы описывают различные стороны человеческой жизни в виде рассказов. Такой формат возник тогда, когда люди не могли объяснить происходящее вокруг, придавая этому мистическое и сверхъестественное значение.

Теоретический уровень представляет собой совокупность исторически накопленных знаний об обществе и процессах, происходящих в нем. Еще древние философы пытались осмыслить эти процессы с точки зрения науки — об этом говорят их многочисленные труды. Следующий шаг в развитии данного направления — это появление социологии в XIX в. — науки об обществе, которая поставила ряд важнейших вопросов и помогла решить множество проблем, возникающих в социуме.

Также видом теоретического сознания выступает идеология, которая изучает все происходящее в социуме с точки зрения идей, которые выражают различные ценности: политические, религиозные, классовые.

Познание — процесс обогащения человека новым знанием.

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.

Абсолютная истина— это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте о мире, которое не может быть опровергнуто.

Объективная истина – знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.

Заблуждение— это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее

Конвенционализм – разновидность агностицизма, учение, согласно которому, существующие

научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

Гносеологизм (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение) — не отрицая сложности

познания, доказывают познаваемость мира.

Ключевые слова

Истина, абсолютная и относительная истина, познание, мышление.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек всегда стремился к познанию истины.

Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира?

Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов.

Познаваемость мира признают оптимисты в отличии от пессимистов, отрицающих данный взгляд. В свою очередь скептики занимают срединную позицию, говоря о возможности познания мира, но сомневаясь в достоверности знаний о нём.

Так зародились философские теории о познаваемости мира: агностицизм, конвенционализм (разновидность агностицизма) и гносеологизм.

Мир принципиально познаваем

Отрицание познаваемости мира

Познание мира возможно, но достоверно ли полученное знание

Гносеология

Агностицизм, конвенционализм.

Те, кто признает познаваемость мира выделяют чувственное и рациональное познание.

Формами чувственного познания являются ощущения – отражение отдельных свойств,

признаков предметов и процессов; восприятие – отражение предметов в многообразии их свойств; представление – конкретный образ объекта через оживление с помощью памяти.

Формами рационального познания являются понятие – форма мышления, в которой фиксируются

общие существенные признаки вещей, суждение, форма мышления утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания, умозаключение – форма мышления, посредством которой из суждений выводится заключение или вывод.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, потому что рациональное невозможно без

чувственного – это первая ступень познания, при этом практика, метод рационального познания, исключает недостатки чувственного.

Наши знания могут быть как истинными, так и ложными. Истина – это соответствие

полученного знания действительности. Истина бывает абсолютной и относительной.

Относительная истина - это неполное верное знание о чём-либо. Она со временем может быть дополнена новым знанием или стать заблуждением. Абсолютная истина - это полное знание, например, форма земли.

Отличить истину от заблуждения помогают критерии истины.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

непротиворечивое, практика как производство, опыт,

логически стройное знание эксперимент

Наиболее истинным считается научное знание. Его особенность в том, что в нем присутствуют

Читайте также: