Конспект фразеологизмы 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Пр…забавный случай, пр…бывать в плохом настроени…, пр…од…леть пр…пятствие, и…чезать в ночи, непр…ступные пр…грады, бе…конеч(?)ная вереница, пр…подняться над полом, во…двигнуто здание, …бегать домой, жил …десь бе…выездно.

II. Работа по теме урока

1.Слово учителя

Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды мастер взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.

Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания-фразеологизмы.

Вот символ фразеологизма (слившегося из деталей в букву Ф):

Вода + не разлить = водой не разольешь

Например, существуют слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь;

Как, провалиться, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться.

Так из словосочетаний рождается большинство фразеологизмов. Слова теряют свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота; висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, яркие меткие выражения, ставшие крылатыми.

Источники фразеологизмов различные. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, загадок, литературных произведений (Страшнее кошки зверя нет).

Фразеологические обороты очень украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

С ними мы встретились впервые в 6-м классе. Последующие уроки русского языка, предлагаемая литература (учебники и словари разных типов, том Детской энциклопедии “Я познаю мир”, “Занимательная грамматика” А.Т.Арсирия, книга “Подумай и ответь”, словарик крылатых слов и выражений, материалы стендов в кабинете русского языка и многое другое), несомненно, поможет вам повысить уровень общих знаний, проникнуть в тайны истории, откроет страничку античной мифологии.

Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.

2. Запись под диктовку:

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название, еще драгоценнее самой вещи. В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.

Это высказывание великого писателя России Н.В.Гоголя подчеркивает красоту и богатство русского языка.

а) подобрать синонимы к слову дивишься

б) найти в толковом словаре значение слова язык; определить, однозначное

оно или многозначное; привести примеры фразеологизмов с данным словом.

Лексика, -и, ж.(от греч. leksjkos – словарный, словесный). Совокупность слов какого-н. языка, диалекта или отдельного человека. Русская л. Диалектная л. Л. Пушкина.

Лексинон, -а, м.(от греч. leksjkon – словесный). 1. Словарь (устар.). 2.Запас слов, лексика (разг.). У него грубый л. Слов модных полный лексикон (Пушкин)

Лексикология, -и; ж.(от греч. leksjkos – словарный и loqos – учение). Отдел языкознания, изучающий лексику, словарный состав языка. Труды по лексикологии. Заниматься лексикологией.

Лексема, -ы; ж. (от греч. lekjs – слово, выражение). Лингв. Слово как структурный элемент языка, рассматриваемый во всех своих формах и значениях.

4.Выполнение упражнения (по учебнику)

Дар речи… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, – это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым. Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова – да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово режет”, “Слово пуще стрелы развит”, “Ласковое слово – что великий день” (Ю.Ороховацкий).

а/сформулировать основную мысль текста;

б/сделать синтаксический разбор второго предложения;

в/объяснить правописание слова объединять, разобрать по составу.

5. По страницам русской истории.

“Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится”, – говорят в народе. Действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто – в глубокой древности. Знание таких выражений обогащает речь, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться, а знание происхождения их открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

Вам было дано задание с помощью толкового словаря или сборников образных слов и иносказаний объяснить происхождение одного-двух фразеологизмов. Итак, по страницам русской истории. (Дети объясняют происхождение разных фразеологизмов).

а)Эта игра требует от вас не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А класс должен назвать его (засучив рукава; как в воду опущенный; водить за нос; хлопать ушами и т.д.);

б) “Рисунки-подсказки”. На столе лежат карточки с изображением различных предметов (рисунки головы, рук, ног, глаз, ушей и т.д.). Данные рисунки должны вам напомнить фразеологизмы, в которых упоминаются эти предметы;

в) “Что это?” Загадки-шутки.

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь исчезнет; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Ее проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут и дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

III. Работа с текстом (подготовка к итоговой аттестации в новой форме)

1.Чтение текста (проецируется на экране)

(1)На свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (2)Я думаю:

зачем бередить прошлое? (3)Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? (4)Все ушло навсегда – хорошее и плохое – плохое не жалко, а хорошего не вернешь. (5)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

(6)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. (7)Бегу по лестнице. (8)В заулке озираюсь по сторонам. (9)Никого нет. (10)Мама ушла за морошкой, все на покосе.

(11)Дом выдался из посада вниз, к реке. (12) Как во сне подхожу к нашей березе. (13)Здравствуй. (14)Не узнала меня? (15)Высокая стала. (17)Муравьи бегают по стволу. (18)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. (19)Вершина стала выше трубы. (20)Не бели, пожалуйста, пиджак. (21)Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. (22)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. (23)Оборвали мы у тебя два больших корня. (24)Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживешься под зимним окном. (25)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (26)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (27)А где ты взяла эту силу под зимним окном? (28)Надо же так вымахать! (29)Уже выше отцовского дома!

(30)Надо быть современным! (31)И я отталкиваюсь от березы, как от ядовитого дерева.

(32)Скоро надо уезжать из Тимонихи. (33)И так хорош этот неоглядный зеленый мир моей родины!

(34)Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.

2.Выполнение тестовых заданий (задания на каждой парте)

2.1.Какова главная мысль прослушанного текста?

1.Пока человек живет, он не чувствует своей собственной жизни.
2.Плохое не жалко, а хорошее не вернешь.
3.Нет на свете места лучше родного края.
4.Надо быть современным.

2.2.В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

2.3.К какому стилю и типу речи относится текст?

1.Художественный; повествование с элементами рассуждения и описания
2.Разговорный стиль; повествование с элементами рассуждения и описания
3.Публицистический стиль; рассуждение
4.Художественный стиль; описание с элементами рассуждения

2.4.Какое из предложений связано с предыдущим при помощи синонимов?

2.5.Какое значение имеет слово мир в тексте (предложение 33)?

1.Отдельная область Вселенной, планета.
2.Объединенная по каким-нибудь признакам человеческое общество, общественная среда, строй.
3.Отдельная область жизни, явлений, предметов.
4.Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.

2.6.В каком слове буква Е обозначает звук /Э/ (предложение 34)?

1.Почему-то. 2.Совсем . 3.Исчезали. 4.Меняющемся .

2.7.Каков способ образования слова ядовитый (предложение 31)?

1.Суффиксальный. 2.Бессуффиксальный . 3.Сложение основ. 4.Приставочный.

2.8.Какой частью речи является слово хорошее (предложение 4)?

1.Существительное 2.Наречие 3.Прилагательное 4.Причастие

2.9.В составе какого сложного предложения есть придаточное времени?

1(18). 2(24). 3(26) . 4(34).

2.10.Какая характеристика предложения №5 является верной?

1.Сложносочиненное предложение 2.Сложноподчиненное предложение 3.Сложное бессоюзное предложение 4.Простое предложение

3. Развитие речи учащихся.

Сочинение-миниатюра на тему: “Нет на свете места краше родного края” (по информации прочитанного текста) под песню В.Шаинского и М.Рябинина “Родительский дом”.

IV.Обобщение. Подведение итогов.

Мы сегодня убедились, что именно во фразеологии ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной литературы многим обязаны фразеологии, этим “перлам, самородкам и самоцветам родного языка”, по образному выражению профессора А.И.Ефимова. “Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это ее драгоценные нити, придающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск”,– отмечал Т.А.Арсирий. Совершенно очевидно, что знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения русским языком. Даже обладая сравнительно большим запасом слов, мы можем оказаться в жалком и смешном положении, напрасно пытаясь выразить более сложную мысль (это самое, так сказать).

Сегодняшний урок, надеюсь, обогатил ваш фразеологический запас, научил лучше, свободнее пользоваться этим богатством в речи. Только в таком случае наша речь станет яркой, образной.

У вас на руках оценочный лист со всеми этапами сегодняшнего урока. Мы уже имеем опыт работы с ними. Пусть каждый из вас оценит свою работу по каждому этапу, а внизу отметит один, который помог ему расширить кругозор.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка 9 класс

Аленевская Лариса Алексеевна,

Учитель русского языка и литературы

Тема: Лексика (фразеологизмы)

На дистанционном этапе выполняются задания по тексту А.Кондратович

Что такое фразеологизмы?

Откуда берутся фразеологизмы?

Для чего нужна фразеология?

Чем отличаются фразеологизмы от слов и свободных сочетаний слов.

5) Можно предложить учащимся нестандартное задание на стандартном материале, которое, однако, можно выполнить на основе имеющихся у учащихся знаний по истории.

Что обозначают следующие выражения и как они связаны с историческими событиями?

Как Мамай прошёл

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

Разбить как шведов под Полтавой

Бойся данайцев, дары приносящих

Тяжела ты, шапка Мономаха

6)Учащиеся школы изучают английский язык, поэтому уместным будет выполнение такого задания:

Есть ли эквиваленты русским выражениям в английском языке? Подобрать фразеологические эквиваленты в английском языке, сопоставить их лексическое значение

Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается

Эквивалент : A horse stumbles that has jour legs. Лошадь спотыкается, хотя у неё четыре ноги.

Дарёному коню в зубы не смотрят.

Эквивалент : Don ,t look a gijt horse in the mouth. Не смотри дарёной лошади в рот.

Все дороги ведут в Рим.

Эквивалент : All roads led to the Rome.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Эквивалент : All is well, that ends well.

2.Этап столкновения знаний и незнаний.

Прочитайте текст А. Кондратович.

Этап самостоятельного осмысления

Сформулируйте основную мысль текста.

Какие крылатые выражения Вы запомнили, когда самостоятельно читали комедию?

В чём сходство крылатых выражений Грибоедова и фразеологизмов русского языка?

На данном этапе учащиеся овладевают всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, умениями и навыками использования языка в различных ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам. Таким образом формируется и развивается коммуникативная компетенция.

При выполнении данных заданий учащиеся овладевают основными нормами русского литературного языка, обогащают словарный запас, пользуются фразеологическими словарями для определения и уточнения значений фразеологизмов. Это способствует формированию как лингвистической (языковедческой), так и метапредметной компетенции.

При выполнении этих заданий у учащихся формируются предметные и метапредметные компетенции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: обобщающие таблицы, лингвистические словари.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент:создание положительно-эмоционального настроя.

Современный человек, изучая свой язык, должен быть развитым не только физически и духовно, но и интеллектуально: быть высокообразованным, грамотно писать и говорить.(4)

- что такое лексика? (Словарный состав языка.)

- где разъясняется лексическое значение слова? (В толковых словарях)

- что такое фразеология? (Раздел русского языка, в котором изучаются устойчивые сочетания слов)

Разминка-Проверка - работа по цепочке (блиц-опрос)

яблоку негде упасть – очень тесно

вывести на чистую воду – разоблачить

делать из мухи слона – сильно преувеличивать

за тридевять земель – очень далеко

зарубить на носу – запомнить надолго, крепко

засучив рукава – старательно, усердно

иметь голову на плечах – здраво мыслить

в двух словах - коротко сказать

в двух шагах - очень близко

одного поля ягода - одинаковые

водить за нос - обманывать

бить баклуши - бездельничать

сломя голову – очень быстро

себе на уме – хитрый, скрытный

клевать носом – засыпать на ходу

как рыба в воде – хорошо

семь пятниц на неделе - часто менять планы

оказаться между двух огней – опасность с обеих сторон

в три ручья - обильно

стричь всех под одну гребенку - одинаково

убить двух зайцев - одновременно решить две проблемы

на всех парусах - очень быстро

садиться не в свои сани – браться не за своё дело

взять голыми руками - без оружия, без инструментов, без необходимых средств

раз, два и обчелся - очень быстр, без задержек

со всех ног - очень быстро

без году неделя - недавно

как свои пять пальцев - очень хорошо

скрепя сердце - очень тяжело, болезненно

ни свет ни заря - рано

быть на седьмом небе – безгранично счастливый

ломать голову -задумываться

как снег на голову - неожиданно

как в воду канул – бесследно исчез

болеть душой - переживать

в два счета - очень быстро

задирать нос - зазнаваться

вставлять палки в колеса - мешать

два сапога - пара - одинаковые

сидеть сложа руки - бездействовать, бездельничать

повесить нос – опечалиться, загрустить

кривить душой – говорить неправду

спустя рукава - плохо

от корки до корки - от начала до конца

вызывать огонь на себя - принять удар

заблудиться в трех соснах - не разобраться в простых вещах

на все четыре стороны - куда угодно

гнаться за двумя зайцами – браться сразу за несколько дел

кусать себе локти – сожалеть об упущенном

брать себя в руки – контролировать себя

с три короба – очень много

не покладая рук - старательно, долго

рукой подать - близко

в час по чайной ложке -медленно

стреляный воробей - опытный

душа в душу – дружно

не давать спуску – быть требовательным

как на ладони- ясно, отчётливо видно

Работа по путевым листам в парах

Задание:1. найдите и исправьте речевые ошибки.

1. К соревнованиям нужно относиться более серьёзнее.

2. Наша цель – показать наиболее лучшие выступления фигуристов.

3. Лыжник Петров достиг финиша более раньше, чем другие.

4. Сейчас мы обсудим матч более подробнее.

2.Подберите к словам левой колонки антонимы из правой.

Кручиниться Талантливый Бодрый проиграть Трудолюбие

абстрактный Лень победить Тревога

3. Тестирование.

1. Укажите заимствованное слово:

а)стена, б) белокурый, в) ветеран, г) бобслей.

2. Укажите устаревшее слово:

а) ветрило, б) бумага, в)писатель, г) отрывок.

3. Укажите профессиональное слово:

а) книга, б)изобретение, в) болванка, г) тренер.

4. Укажите неологизм:

а)соревнование, б)фристайл, в) аппарат, г) корабль.

5. Укажите фразеологизмы:

а) он был на седьмом небе от счастья; б) на небе не было ни одной тучи;

в) Рыба в этом месте не клевала ; г) Дед клевал носом.

6. Укажите раздел, изучающий лексику:

а) лексикология, б) синтаксис, в) фразеология, г) фонетика.

7. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом

а) свежий костюм, в) свежий воротничок,

б) свежий журнал, г) свежий хлеб.

8. В каком предложении слово можно заменить фразеологизмом от корки до корки?

а) Таня чувствует себя на катке хорошо. б) Ученик прочитал книгу до конца.

в) Змей Горыныч унес царевну далеко. г) Оля сильно покраснела.

9. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное?

4. Много слов на земле. Есть дневные слова, – В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, – С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Пусть разменной монетой не служат они, –

Золотым эталоном их в сердце храни!

Подведение итогов урока. Д.З.

Тема: Лексика. Фразеология.

Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие речи, навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах;

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, воспитание эстетического вкуса.

Оборудование: обобщающие таблицы, лингвистические словари.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Организационный момент: создание положительно-эмоционального настроя.

Современный человек, изучая свой язык, должен быть развитым не только физически и духовно, но и интеллектуально: быть высокообразованным, грамотно писать и говорить.(4)

- что такое лексика? (Словарный состав языка.)

- где разъясняется лексическое значение слова? (В толковых словарях)

- что такое фразеология? (Раздел русского языка, в котором изучаются устойчивые сочетания слов)


Разминка-Проверка - работа по цепочке (блиц-опрос)

яблоку негде упасть – очень тесно

вывести на чистую воду – разоблачить

делать из мухи слона – сильно преувеличивать

за тридевять земель – очень далеко

зарубить на носу – запомнить надолго, крепко

засучив рукава – старательно, усердно

иметь голову на плечах – здраво мыслить

в двух словах - коротко сказать

в двух шагах - очень близко

одного поля ягода - одинаковые

водить за нос - обманывать

бить баклуши - бездельничать

сломя голову – очень быстро

себе на уме – хитрый, скрытный

клевать носом – засыпать на ходу

как рыба в воде – хорошо

семь пятниц на неделе - часто менять планы

оказаться между двух огней – опасность с обеих сторон

в три ручья - обильно

стричь всех под одну гребенку - одинаково

убить двух зайцев - одновременно решить две проблемы

на всех парусах - очень быстро

садиться не в свои сани – браться не за своё дело

взять голыми руками - без оружия, без инструментов, без необходимых средств

раз, два и обчелся - очень быстр, без задержек

со всех ног - очень быстро

без году неделя - недавно

как свои пять пальцев - очень хорошо

скрепя сердце - очень тяжело, болезненно

ни свет ни заря - рано

быть на седьмом небе – безгранично счастливый

ломать голову -задумываться

как снег на голову - неожиданно

как в воду канул – бесследно исчез

болеть душой - переживать

в два счета - очень быстро

задирать нос - зазнаваться

вставлять палки в колеса - мешать

два сапога - пара - одинаковые

сидеть сложа руки - бездействовать, бездельничать

повесить нос – опечалиться, загрустить

кривить душой – говорить неправду

спустя рукава - плохо

от корки до корки - от начала до конца

вызывать огонь на себя - принять удар

заблудиться в трех соснах - не разобраться в простых вещах

на все четыре стороны - куда угодно

гнаться за двумя зайцами – браться сразу за несколько дел

кусать себе локти – сожалеть об упущенном

брать себя в руки – контролировать себя

с три короба – очень много

не покладая рук - старательно, долго

рукой подать - близко

в час по чайной ложке -медленно

стреляный воробей - опытный

душа в душу – дружно

не давать спуску – быть требовательным

как на ладони- ясно, отчётливо видно

Работа по путевым листам в парах

Задание:1. найдите и исправьте речевые ошибки.

1. К соревнованиям нужно относиться более серьёзнее.

2. Наша цель – показать наиболее лучшие выступления фигуристов.

3. Лыжник Петров достиг финиша более раньше, чем другие.

4. Сейчас мы обсудим матч более подробнее.

2.Подберите к словам левой колонки антонимы из правой.

Кручиниться
Талантливый
Бодрый
проиграть
Трудолюбие

3. Тестирование.

1. Укажите заимствованное слово:

а)стена, б) белокурый, в) ветеран, г) бобслей.

2. Укажите устаревшее слово:

а) ветрило, б) бумага, в)писатель, г) отрывок.

3. Укажите профессиональное слово:

а) книга, б)изобретение, в) болванка, г) тренер.

4. Укажите неологизм:

а)соревнование, б)фристайл, в) аппарат, г) корабль.

5. Укажите фразеологизмы:

а) он был на седьмом небе от счастья; б) на небе не было ни одной тучи;

в) Рыба в этом месте не клевала ; г) Дед клевал носом.

6. Укажите раздел, изучающий лексику:

а) лексикология, б) синтаксис, в) фразеология, г) фонетика.

7. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом

а) свежий костюм, в) свежий воротничок,

б) свежий журнал, г) свежий хлеб.

8. В каком предложении слово можно заменить фразеологизмом от корки до корки?

а) Таня чувствует себя на катке хорошо. б) Ученик прочитал книгу до конца.

в) Змей Горыныч унес царевну далеко. г) Оля сильно покраснела.

9. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное?

а) перен., б) обл., в) спец., г) устар.

4. Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –

Урок родного (русского) языка в 9 классе по теме

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной грамотности и др.) Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен.

Цель: Формирование коммуникативной, культуроведческой компетенции через работу с лексикой, представленной в русском языке фразеологизмами и крылатыми фразами (словами).

1. Дать понятие национально-культурной специфики в русской фразеологии.

2. Обогащать речь обучающихся фразеологизмами и крылатыми фразами.

3. Учить понимать их переносный смысл.

4. Формировать интерес к изучению родного русского языка.

Планируемые результаты : после освоения темы обучающиеся смогут повысить уровень культуроведческой и коммуникативной компетенции.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Организационный этап

2. Этап постановки цели, задач. Мотивация учебной деятельности

- Что здесь зашифровано? Придумайте подписи к картинкам.

(зашифрованы фразеологизмы: водить за нос, развешивать уши, точить зубы, клевать носом, делать из мухи слона, прикусить язык, чесать языки, строить глазки, не в своей тарелке, крылатые слова)

Вспомнить… (что такое фразеология, фразеологизмы)

Узнать… (в чем состоит национально-культурная специфика русской фразеологии)

Научиться… (использовать в речи фразеологизмы, крылатые слова и выражения, понимать их значения)

3. Этап актуализации знаний

- Исходя из целей, вспомните, что такое фразеология и фразеологизмы. Воспользуйтесь своими записями, словарями на столе или телефоном с выходом в интернет. (дети читают определения, сверяют с определениями на слайде)

- Ознакомьтесь с текстом. Какие фразеологизмы лежат в его основе?

Вольт Суслов
КАК РАБОТАЕТ СЛОВО

А гуси и утки — сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идёт —
Под камень лежачий вода не течёт!
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!

(с тех пор немало воды утекло, пройдёт сквозь огонь и воду, выйти сухим из воды, как с гуся вода, набрать в рот воды, под лежачий камень вода не течёт, толочь воду в ступе, лить воду, носить воду решетом)

- Это стихотворение помогает понять значение входящих в него фразеологизмов. Назовите те, которые вам запомнились, дайте их толкование.

4. Этап открытия нового знания

- А как же появлялись фразеологизмы в нашем языке? Конечно, каждый имеет свою историю происхождения, которая уходит своими корнями зачастую во времена древней Руси. Каждый отражает обычаи, традиции быта, исторических событий, культуры русских людей.

- Разновидностью фразеологических оборотов являются крылатые слова и выражения, то есть те, что пришли в русский язык из фольклора, мифологии, художественной литературы.

Самостоятельное чтение статьи учебника о крылатых словах (с.19-20), распечатанной в виде раздаточного материала. (технология гипертекста)

- Как вы поняли, что такое крылатые слова и выражения и чем они могут быть выражены? Приведите примеры.

5. Этап первичной поверки понимания

- Разбейте слова и выражения на две группы: фразеологизмы и крылатые слова.

1.Беречь как зеницу ока, 2. раз плюнуть, 3. не по дням, а по часам; 4. злые языки страшнее пистолета; 5. собаку съесть, 6. гадкий утенок, 7. золотые руки, 8. вылетело из головы, 9. каша во рту, 10. за тридевять земель, 11. на край света, 12. остались рожки да ножки, 13. молчалины блаженствуют на свете, 14. сказано-сделано, 15. намылить шею, 16. как за каменной стеной, 17. в двух шагах,

2, 5, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 17

1, 3, 4, 6, 10, 12, 13, 14

6. Этап первичного закрепления

А) Что обозначают эти обороты? Составьте 3 предложения с любыми из них:

Раз, два - и обчелся - __________________

Стереть в порошок - ___________________

И никаких гвоздей - _____________________

Кануть в Лету - __________________________

Спустя рукава - ___________________________

В два счета - ____________________________

Блудный сын - ______________________

Б) Прочитайте рекламные тексты. Какие крылатые слова русского языка были использованы при их создании? Кто их автор?

1.Осенняя пора! Вещей очарованье!

2.Свет мой, зеркальце, скажи, я ли в джинсах всех милее?

3.Купите же мыло душистое, и полотенце пушистое!

4.Белеет лайнер быстрокрылый в тумане моря голубом!

Купи путёвку на Мальдивы. Спасибо скажешь нам потом.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

· Прочитайте имена героев русской классической литературы, ставшие нарицательными и перешедшие в разряд крылатых слов. Подумайте, какие черты характера и нравственные качества ассоциируются в сознании носителей русского языка с каждым из имен. Заполните таблицу.

Читайте также: