Разработка и внедрение систем качества на предприятиях конспект

Обновлено: 02.07.2024

Согласно стандартам ISO 9000, разработка и внедрение системы управления качеством должно осуществляться в строго определенном порядке. Он включает следующие обязательные этапы:

Этап 1 – обучение сотрудников предприятия принципам качества, изложенным в стандартах ISO серии 9000. Ознакомиться с содержанием стандартов менеджмента качества и узнать о том, как применять полученные знания в своей каждодневной практической деятельности, должны не только руководители организации и подразделений/отделов, но и рядовой персонал.

  • анализ организационной структуры предприятия;
  • выделение основных процессов деятельности компании и определение ответственных за них лиц;
  • анализ системы документирования и системы регистрации ключевых процессов предприятия;
  • оценку системы идентификации продукции (услуг);
  • оценку заинтересованности и мотивации сотрудников организации.

По итогам выполнения аудита составляется отчет с указанием слабых мест СМК и рекомендациями по их исправлению.

Этап 3 – разработка основ будущей СМК. На этом этапе определяются основные и вспомогательные процессы предприятия, создается или корректируется организационная структура, распределяются обязанности руководства и персонала в сфере управления качеством.

Этап 5 – внедрение СМК. На этой стадии проводятся обучение сотрудников работе с учетом требований СМК, выбор и обучение команды аудиторов, которые будут выполнять регулярные внутренние проверки предприятия, перестройка процессов функционирования предприятия с учетом разработанной документации СМК. После окончания этих мероприятий выполняется предсертификационный аудит системы менеджмента качества, при необходимости принимаются корректирующие меры.

Этап 6 – сертификация. Система менеджмента качества проходит проверку специалистами органа сертификации, при ее положительном результате предприятие получает сертификат соответствия ИСО 9001 или другому стандарту семейства 9000.

На всех этапах разработки и внедрения СМК вам помогут специалисты нашей компании. Просто позвоните или отправьте заявку с сайта.

Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение высшего руководства организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации.

- определение и удовлетворение потребностей и ожиданий стих потребителей и других заинтересованных сторон (работников организации, поставщиков, владельцев, общества), обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе и осуществление этого результативно и эффективно;

- достижение, поддержание и повышение эффективности и возможностей организации в целом.

Применение принципов менеджмента качества не только обеспечивает непосредственные выводы, по и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков. Соображения, связанные с выгодами, менеджментом затрат и рисков, важны для организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон. Эти соображения, касающиеся общей эффективности организации, могут влиять на:

- повторные деловые контакты и обращения;

- результаты работы, такие как доход и доля на рынке;

- гибкую и быструю реакцию на возможности рынка;

- затраты и количество циклов посредством результативного и эффективного использования ресурсов;

- выстраивание цепи процессов, с помощью чего желаемый результат достигается наилучшим образом;

- получение конкурентных преимуществ за счет улучшения возможностей организации;

- понимание и мотивацию работников в отношении целей и задач организации, а также участия в постоянном улучшении;

- уверенность заинтересованных сторон в результативности и эффективности организации, подтвержденных финансовыми и социальными выгодами в результате деятельности организации, а также репутацией;

- способность создавать ценность как для организации, так и для ее поставщиков посредством оптимизации затрат и ресурсов, а также за счет гибкости и быстроты совместной реакции на изменения рынка.

Процессный подход

Для результативного и эффективного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматри­ваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Преимущество процессного подхода состоит о непрерывности управления, которое он обеспе­чивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

Система менеджмента качества

Успешное руководство и управление организацией требует систематического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха, следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента, разработанную для улучшения результативности и эффективности организации с учетом потребности заинтересованных сторон. Менеджмент организации наряду с другими аспектами включает менеджмент качества.

Высшему руководству необходимо создать организацию, ориентированную на потребителя, посредством:

- определения систем и процессов, которые могут четко поняты, подвергнуты менедж­менту и улучшены с точки зрения результативности и эффективности;

- обеспечения результативного и эффективного выполнения и управления процессами, а также показателями и данными для определении удовлетворительной деятельности организации.

Примерами деятельности по созданию ориентированной на потребителя организации являются:

- определение и продвижение процессом, ведущих к улучшение деятельности организации;

- сбор и использование данных и информации с процессах на постоянной основе;

- развитие в направлении постоянного улучшения;

- использование подходящих методов для оценки улучшения процессов, таких как самооценка и анализ со стороны руководства.

Обязанности руководства

Лидерство высшего руководства, его обязательства и активное участие являются решающими при разработке и поддержании в рабочем состоянии результативной и эффективной системы менеджмента качества с целью достижения выгоды для всех заинтересованных сторон.

Перед руководством стоит задача рассмотреть такие меры, как:

- разработка прогноза, политики и стратегических целей, соответствующих назначению орга­низации;

- демонстрация на собственном примере стиля управления, обеспечивающего доверие персо­нала;

- доведение до сведения персонала направления деятельности организации, ценностей, свя­занных с качеством и системой менеджмента качества,

- участие в проектах по улучшению, поиск новых методов, решений и разработка новой продукции;

- получение, обратной связи непосредственно по результативности и эффективности системы менеджмента качества;

- определение процессов жизненного цикла продукции, добавляющих ценность в интересах организации;

- определение вспомогательных процессов, влияющих на результативность и эффективность процессов жизненного цикла продукции;

- создание среды, способствующей вовлечению работников;

- обеспечение организационной структуры и ресурсов, необходимых для поддержки стратеги­ческих планов организации.

Высшему руководству следует также определить методы измерения деятельности организации, чтобы установить, достигнуты ли запланированные цели, включающие:

- измерение финансовых показателей,

- измерение показателей выполнения процессов во всей организации;

- внешние измерения, такие как сравнение с лучшими достижениями и оценка третьей стороной;

- оценку удовлетворенности потребителей, работников организации и других заинтересован­ных сторон;

- оценку восприятия потребителями и другими заинтересованными сторонами характеристик поставленной продукции,

- измерение других показателей успеха, определенных руководством организации.

Информацию, полученную в результате таких измерений и оценок, рекомендуется рассматри­вать как входные данные для анализа со стороны руководства, чтобы убедиться, что постоянное улучшение системы менеджмента качества является движущей силой совершенствования деятель­ности организации.

Требования к документации

Руководству организации следует определить документацию, включая соответствующие запи­си, необходимую для разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менедж­мента качества и поддержки результативного и эффективного выполнения процессов.

Характер и степень документированности должны отвечать контрактным, законодательным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересо­ванных сторон, а также устраивать организацию.

Документация может быть в любой форме или из любом носителе, исходя из потребностей организации

С целью обеспечения документацией, отвечающей потребностям и ожиданиям заинтересован­ных сторон, руководству необходимо учитывать:

- контрактные требования потребителей и других заинтересованных сторон;

- использование организацией международных, национальных, региональных и отраслевых стандартов;

- соответствующие законодательные и другие обязательные требования;

- источники внешней информации, касающиеся возможностей организации;

- информацию о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон.

Разработку, использование и управление документацией следует оценивать с учетом результа­тивности и эффективности организации на основе таких критериев, как:

- функциональность (например, скорость обработки);

- простота в использовании;

- потребность в ресурсах;

- политика и цели;

- текущие и будущие требования, относящиеся к менеджменту знаний;

- сравнение с лучшими системами документации;

- взаимодействия потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон.

Доступ к документации предоставляется работникам организации и другим заинтересованным сторонам, исходя из политики обмена информацией в организации.

Документация системы менеджмента качества должна включать:

- документально оформленные заявления о политике в целях в области качества;

- руководство по качеству;

- документы, необходимые организации дня обеспечении эффективное планирования, осуществления процессов и управления ими.

Целевая установка: Раскрыть структуру и функции систем качества на предприятии, сущность методики разработки и внедрения системы управления качеством на предприятии, задачи систем качества, порядок разработки и внедрения программ обеспечения качества, руководства по качеству.

После изучения данной темы слушатели смогут:

─ назвать задачи и функции системы качества;

─ объяснить порядок разработкии внедрения систем качества;

─ охарактеризовать состав нормативной документации систем качества.

Содержание

Опорный конспект лекции:

6.1.Создание систем качества

6.1.1. Структура систем качества

6.1.2. Разработка систем качества

6.2.Внедрение систем качества

6.2.1 Разработка документации системы качества

6.2.2. Проверка функционирования системы качества

Вопросы для самопроверки.

Литература.

6.1. Создание систем качества

Организация работ по управлению качеством продукции на предприятиях предполагает создание систем качества, и принятие необходимых мер по обеспечению их эффективного функционирования. Процессный подход широко используется при анализе и проектировании систем управления качеством. В новой редакции стандартов ISO9000 версии 2000 года процессный подход назван одним из основных принципов построения системы управления качеством.

Современная система управления качеством в рамках процессного подхода может быть представлена как процесс, состоящий из множества разнообразных процессов. Составляющие процессы могут отличаться предметам и способом преобразования и управления. Однако все они содержат основные элементы, которые удобно рассмотреть на так называемой звезде качества. Каждый луч звезды изображает один аспект и связанную с ним подсистему системы управления качеством:


Для рассмотрения процесса функционирования системы качества предназначена укрупненная схема. Широкими стрелками обозначены продуктовые потоки, узкими - передача информации и воздействия. Как видно, система проникает во все сферы управления производством, взаимоотношения с заказчиками и поставщиками, управления персоналом и проектирования:


Элементами, преобразующими сырье в готовую к продаже продукцию, являются технологический процесс, хранение, погрузка и транспортировка продукции. Обеспечивает это преобразование персонал. Управляет и координирует всю работу производства структура управления. Для обеспечения ее необходимой информацией служит система информационной поддержки.

Закупки необходимого сырья, ресурсов и комплектующих, а также реализацию готовой продукции осуществляют службы внешних связей (отделы снабжения, сбыта или маркетинговая служба). Именно через эти службы осуществляется обратная связь предприятия с внешним миром.

Наконец, обеспечение длительной устойчивости и развития предприятия обеспечивается за счет разработки и проектирования новой продукции освоения новых видов деятельности и т.д.

В этом разделе мы рассмотрим вопрос о создании систем качества, соответствующих рекомендациям международных стандартов ИСО 9000.

Положительные моменты использования стандартов ISO и системы менеджмента качества доказаны опытом многих компаний, в том числе и в сфере информационных технологий. Об этом уже много написано, поэтому пропагандировать ISO и систему менеджмента качества я не берусь. Задача моей статьи — показать, что с помощью двух не очень сложных схем можно понять смысл процесса внедрения системы менеджмента качества и получить конкретные, четкие рекомендации, какие документы для этого требуются. Таких схем, которые приведены в статье, вы не найдете ни в одном руководстве. Именно поэтому я решил поделиться ими с читателями Хабра.



Источник

Схемы помогут сориентироваться в многочисленных регламентных документах. Первая – детально сравнивает стандарты ISO 9001-2015, ISO 9001-2001, стадии жизненного цикла программного обеспечения по разным ГОСТам, описывает этапы внедрения системы менеджмента качества и необходимые для этого документы. Вторая схема посвящена документированию бизнес-процессов при разработке автоматизированных систем. В конце статьи я привожу пошаговую инструкцию для тех, кто внедряет систему менеджмента качества. В статье даны ссылки на источники информации. Причем приведенный минимум достаточен для первичного ознакомления с темой.

Стандартизация по ту сторону добра и зла

В 2015 году вышел международный стандарт, регламентирующий управление качеством, – ISO 9001-2015, а в 2016 году на его основе выпустили отечественный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [1]. Сертификация по этим стандартам даёт много бонусов. Свидетельство соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) подтверждает клиентам, партнерам, инвесторам, что бизнес управляет качеством. Сертификат ISO 9001 помогает выйти на международный рынок. Кроме того, наличие сертификата ISO обязательно для участия в некоторых государственных тендерах и конкурсах.

Промышленность и бизнес в нашей стране всегда стремились к полному соответствию стандартам, что автоматически трактовалось как синоним качества. Вот пример ориентации на ГОСТ, а не на потребителя. На упаковке плавленого сыра мы увидим номер ГОСТа, что вроде бы подтверждает его высокое качество. Но рядом мельчайшим шрифтом написано о содержании в составе пальмового масла (это ГОСТу не противоречит). Однако производитель умалчивает, что пальмовое масло может быть и техническим (ведь оно раза в два дешевле), а как оно воздействует на здоровье потребителя, производителю безразлично.

Много букв, не осилил

Для разработчиков программного обеспечения (ПО) и автоматизированных систем (АС) работа в рамках системы менеджмента качества (СМК) непонятна и затруднительна. Правила и требования СМК действительно громоздки. Они насчитывают полтора десятка международных стандартов серии ИСО 9000 и ИСО 10000. Количество отечественных стандартов с учетом отраслевых и сосчитать трудно – их точно не менее сотни. Плюс существуют еще и десятки руководств и учебных пособий [6, 7]. Даже просто прочитать эти тысячи страниц затруднительно, а осмыслить их и сформировать программу конкретных действий для внедрения системы менеджмента качества у себя на предприятии (или даже просто в рамках рабочей проектной группы) еще сложнее.



Источник

Чтобы получить сертификат о внедренной системе менеджмента качества для участия в тендерах и конкурсах, компания часто обращается в консалтинговую фирму, оплачивает заказ, а фирма оформляет необходимые документы, выдает сертификат. Компания предъявляет сертификат заказчику и продолжает работать так, как и работала ранее, ничего не меняя в своей деятельности. К системе качества это имеет очень отдаленное отношение.

О жизненном цикле в деталях

Организация, которая принимает стратегическое решение следовать требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, должна учитывать следующие основные моменты и документально их задекларировать.

Чтобы сопоставить и проанализировать большое количество стандартов и нормативных документов, рассмотрим приведенную ниже схему (Рисунок 1). Это попытка классифицировать различные формулировки жизненного цикла (ЖЦ) применительно к разработке программного обеспечения и автоматизированных систем.



Рисунок 1. Стадии жизненного цикла при разработке автоматизированных систем в трактовках различных действующих стандартов. Рисунок кликабелен.

Два верхних ряда представляют перечень стадий жизненного цикла в рамках нового ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (первый ряд) и ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (второй ряд). Несмотря на некоторые различия в формулировках, стадии жизненного цикла в указанных стандартах почти идентичны.

Третий ряд схемы показывает стадии жизненного цикла при разработке программных средств в трактовке ГОСТ 12207, который создан специально для процессов разработки ПО [4]. Здесь также нет принципиальных отличий трактовок жизненного цикла по сравнению с предыдущими стандартами.

ГОСТ 12207 – действительно, довольно жесткий стандарт. Выполнить все его требования при разработке ПО – задача непростая. Но нам важно отметить, что пугающее число стандартов по системе менеджмента качества и требований в них сводятся к тщательному документированию всего процесса проектирования, разработки и сопровождения.

Посмотрим на четвертый ряд схемы. Здесь представлены процессы жизненного цикла в трактовке ГОСТов 34-й серии [5], опубликованных в далеком 1990 году. Эта серия стандартов была разработана так конкретно и тщательно, что ею пользуются практически без всяких изменений до сих пор. Многие заказчики при формулировке требований к документации на автоматизированные системы ссылаются в основном на ГОСТы именно этой серии. Поскольку этапы жизненного цикла в трактовках ИСО 9001, ГОСТ 12207 и ГОСТов 34-й серии совпадают, это означает, что, выполняя требования последнего из перечисленных ГОСТов, то есть предъявив заказчику перечисленные документы, мы автоматически работаем в соответствии с системой качества по ИСО 9001.

Последний ряд в схеме – примерный перечень документов, который необходим для организации системы качества в компании.

Очень надеюсь, что приведенная схема значительно упростила вам жизнь. Поскольку теперь у вас уже есть полный перечень стадий жизненного цикла, есть перечень работ, который необходимо выполнить на каждой стадии, и перечень документов, которые должны завершить каждую стадию. Разумеется, этот перечень по требованию заказчика может быть откорректирован в сторону сокращения или добавления новых документов, не указанных в ГОСТе. Но это право заказчика, и исполнитель обязан выполнить его рекомендации.

К сожалению, это далеко не все. Пока мы разобрались лишь с производственной составляющей, т. е. с процессом разработки ПО или АС.

Бизнес-процессы — основа основ

За кадром остались следующие процессы: контрактная работа, организация и управление проектом и собственно обеспечение качества. Это тоже самостоятельный организационный процесс. Описывать эти процессы в текстовом формате — дело неблагодарное, все описания уже есть в многочисленных руководствах [6, 7]. Поэтому попытаемся отобразить перечисленные бизнес-процессы в виде еще одной схемы (Рисунок 2).

Каждый из этих процессов (по вертикали) отмечен на рисунке своим цветом. Отдельно выделены позиции, завершающие отдельные этапы или весь процесс в целом. Бесцветными остались промежуточные шаги процесса или документы. Все процессы идут параллельно. Они неразрывны, на что указывают стрелки-связи между отдельными элементами.

В схеме я пытался отобразить некий обобщенный вариант процесса. В каждом конкретном случае, конечно, могут быть свои нюансы и отличия.

Исполнителю, пользуясь приведенной схемой, необходимо проанализировать свои конкретные бизнес-процессы и выявить те элементы, которые требуют регламентирования. Например, продукция любой ИТ-компании, очевидно, проходит тестирование. Есть ли в вашей компании регламент, в котором прописано, что относится к критическим багам, а что к некритическим и в какие сроки их требуется устранять? Наверняка, определенные инструкции на этот счет есть. Утвержденный регламент по этой позиции — это и есть система менеджмента качества. Причем тестирование затрагивает одновременно производственное направление и администрирование, так как руководство должно отслеживать своевременное исправление ошибок.



Рисунок 2. Бизнес-процессы при разработке автоматизированных систем: документирование по системе качества. Рисунок кликабелен.

Движемся к цели

Итак, вот шаги, которые необходимо сделать для внедрения (а не просто оформления) системы менеджмента качества в организации.

1. Создать подразделение, группу или назначить отдельного исполнителя, чтобы он занимался вопросами СМК.

3. Регламентировать процессы разработки и создания программного обеспечения или автоматизированных систем. Для этого нужно составить стандарты организации (или инструкции), в которых прописать все действия, связанные с проектированием, разработкой, тестированием и реализацией проекта, организацией и управлением проектом, обеспечением качества и контрактной работой.

4. Регламентировать отчетность и ответственность исполнителей и руководства по каждому этапу жизненного цикла проекта.

6. Продолжать проектную работу, строго следуя разработанным регламентирующим документам.

Мы еще не затронули вопросы ежегодного подтверждения сертификации по ИСО, внешнего аудита, подтверждающего работу по СМК. К сожалению, результат освоения системы менеджмента качества редко поддается денежной оценке. Он, как правило, проявляется в стабильности работы коллектива, надежности получаемых результатов. И эта работа стоит того.

Литература



Источник

Читайте также: