Конспект урока глоток молока пришвин

Обновлено: 05.07.2024

Как много в этом мире красоты,
Которую порой не замечаем
Все потому,
Что каждый день встречаем
Ее давно знакомые черты.
Мы знаем,
Что красивы облака, река, цветы,
Лицо любимой мамы
Но есть еще другая красота,
Которая не кажется красивой.
К примеру, красота крота
- Крота?
Да, да, или пчелы трудолюбивой,
Или змеи, лягушки и жука,
Или другого “странного народа”
Не зря все бесконечные века
Его ваяла мудрая природа.
Вглядись в ее лицо
И ты увидишь, как она права !

Молодцы, ребята ! Вы правильно на своих рисунках нарисовали большой дом, где живут птицы, звери, деревья, цветы. Но многие животные живут с нами в домах, в городских квартирах. Люди заботятся о своих маленьких друзьях.

Посмотрите внимательно на доску. Прочитаем слова, записанные на доске “Мы в ответе за тех, кого приручили. ”

- А почему мы в ответе за тех, кого приручили, ответим в конце урока.

  • Са-са-са вот бежит лиса,
  • Со-со-со лиса катит колесо,
  • Сы-сы-сы хвост красивый у лисы,
  • Су-су-су в лесу видел я лису.

2) Работа с текстом до чтения

  • Как вы думаете, о чем будет этот текст?
  • Прочитайте заголовок рассказа. Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия.
  • Прочитайте имя и фамилию автора. Знаком ли нам автор?
  • Что вы о нем можете рассказать, глядя на рисунок? (2 слайд)

Правильно, М. М. Пришвин открыл много тайн и подарил их своим читателям.

И сегодня мы будем знакомиться с еще одним произведением М.М. Пришвина “Глоток молока”.

  • Лада
  • Молоко
  • Заболела
  • Ласка
  • Спасли жизнь

Изменилось ли ваше предположение? О чем будет рассказ?

Давайте его прочитаем. (читает подготовленный ученик)

3. Чтение текста.

Совпали ли наши предположения?

Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и подумаем “От чьего имени ведется рассказ?”

4. Повторное чтение по абзацам.

Беседа в ходе чтения.

  • – Кто такая Лада?
  • Что с ней случилось?
  • Как понимаете слово отвертывалась?
  • – Кого позвали к Ладе?
  • Как Лада отреагировала на появление автора?
  • Как понимаете выражение “забила прутом”, “жизнь заиграла”
  • - Что сказал автор Ладе?
  • Как Лада отреагировала на слова автора?
  • Беседа после чтения.

А в чем совпали или не совпали первые предположения?

В это рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется “уметь читать между строк ” Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: “Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?”

5. Самостоятельное чтение.

Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?

Так что же помогло Ладе?

Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.

Работа с пословицами.

  1. Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.
  2. Собаку палкой не учат.
  3. И собака помнит, кто ее кормит.
  • Как понимаете смысл каждой пословицы?
  • Какой вы представляете собаку Ладу? Давайте составим ее словесный портрет.
  • Похожа ли Лада на одну из этих собак? (4 слайд)
  • Приходилось ли вам когда-либо защищать животных?
  • На ваш взгляд, как следует относиться ко всему живому?

6. Работа в паре.

Вы должны прочитать слова на карточках, подумать, какие слова подходят к Ладе, а какие к автору.

(беззащитная, ответсвенный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая.)

Какие слова никуда не вошли? Почему?

Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили?

Чтение стихотворения учеником:

Кто любит собак
Или прочих животных -
Серьезных котов
И щенков беззаботных,
Кто может любить
И осла, и козла,
Тот людям вовеки
Не сделает зла

Открытый урок литературного чтения, 1 класс, М.М. Пришвин

1. Познакомить учащихся с рассказом Пришвина о собаке;

2. Обучать выразительному чтению и пересказу текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль;

3. Закреплять знание особенностей литературного жанра – рассказ;

4. Воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, рисунки, презентация, учебник, книги М. Пришвина, других писателей о животных,

1.Мотивационно-вступительная часть. Эмоциональный настрой

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте мысленно хорошего настроения. И я вам желаю хорошего настроения на весь день, успешной работы на уроке. У нас немного необычный урок сегодня. К нам пришли гости, посмотрите, улыбнитесь гостям и мысленно также пожелайте хорошего настроения и всего самого хорошего!

2. Организационный момент

- А теперь скажите , какой у нас с вами сейчас урок? ( литературное чтение)

- А чем мы занимаемся на уроках чтения? Чему учимся?

(ответы детей : учимся читать, думать, рассуждать, узнаём что-то новое, и.т.д)

3.Подготовка к изучению нового материала

а ) -А теперь предлагаю внимательно прочитать выражение, которое послужит девизом, главным выражением у нас сегодня на уроке:

(читает с доски хорошо читающий ребёнок)

б) – А сейчас отгадайте загадку

Замечательный мой друг

Без подушки спит, без рук

Зимой без валенок гуляет

А если рад, хвостом виляет (собака)

-Верно, это собака

- И сегодня мы будем с вами говорить об отношениях, любви, дружбе между людьми и животными.

- Если мы расставим буквы в нужном порядке , то узнаем название рассказа

Глоток молока

- А как вы думаете, судя по названию, о чём будет написано в этом произведении

- Посмотрим совпадут ли наши варианты с автором

4. Речевая разминка. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

-Но прежде чем мы начнём работать с произведением, читать, предлагаю провести речевую разминку, подготовиться к чтению (слайд 3)

Ка-ка-ка – по-да-ри-ли мне щен-ка

Ку-ку-ку –мо-ло-ко да-ю щен-ку

Ок-ок-ок –за-ме-ча-тель-ный ще-нок

Ик-ик-ик – я к нему уже привык ( читаем хором вместе с учителем спокойно, второй раз – громко, третий раз – тихо, четвёртый раз – шёпотом, далее по строчкам:

1 строка – с удивлением ( один ученик по желанию)

2 строка - вопросительно (один ученик по желанию)

3 строка – с радостью ( один ученик по желанию)

4строка – с восхищением ( один ученик по желанию)

5.Знакомство с новым материалом (Слайд 4)

-Итак, внимание на доску, произведение над которым мы будем работать написал известный русский писатель, автор многочисленных детских произведений о природе М.М. Пришвин. Рассмотрите внимательно его портрет. Этот замечательный писатель и человек очень любил всё живоё : природу, животных, относился к окружающему миру с большим уважением и добротой. Очень много путешествовал, во время своих путешествий всегда наблюдал за природой и свои наблюдения записывал в тетради. На основе этих записей затем писал замечательные рассказы, с которыми мы с вами будем знакомиться.

- Прочитайте небольшую информацию о данном писателе ( хорошо читающий ученик)

- Молодцы, открываем учебник азбуки на стр. ….( читает учитель, дети следят пальчиками, до остановки после слов « Она подняла голову и …….СТОП

-Молодцы, хорошо, давайте прочитаем дальше и узнаем , что же произошло на самом деле, совпали ли наши мнения с мнением автора? ( учитель продолжает читать до конца)

-Итак, у кого совпало мнение с мнением автора? У кого нет? Как вы думаете , а почему были разные точки зрения? Разные мнения и взгляды? Да потому ,что все мы с вами разные и это очень хорошо, что каждый имеет своё мнение, свою точку зрения, высказывает её. А если бы мы все думали одинаково, делали бы всё одинаково и были все одинаковые, было бы скучно жить на нашей замечательной планете.

6. Физминутка

Предлагаю всем встать и отдохнуть

-Я бы мог быть вот такой ( тянемся на носочках, руки вверх, высокий)

-Я бы мог быть вот такой ( руки в стороны, какой большой показываем)

-Я бы мог быть вот такой ( руки опускаем, немного приседаем, маленький)

-Но я вот какой ( указываем на себя рукой)

- И я горжусь , что я такой!

7. Первичный анализ произведения

- Понравилось вам произведение? Почему?

- Как звали собаку?

-Что с ней случилось?

- От чего отказывалась Лада?

- Кого позвали к собаке?

- Что сказал хозяин Ладе? Что сделал?

- Как изменилось после этого её поведение?

- Стала ли Лада кушать?

8. Закрепление

а) самостоятельное чтение ( кто готов, поднимает руку)

б) вторичный анализ

- Итак, вернёмся к нашему вопросу:

-в) коллективная работа, работа с пословицами ( определение основной мысли произведения)

-А сейчас предлагаю поработать с пословицами и выбрать ту, которая по вашему мнению подходит к данному рассказу (Слайд 5)

г) коллективная работа, творческое задание ( Пятистишье)

- Давайте определим главных героев нашего произведения?

- Верно, хозяин и собака.

Давайте попытаемся нарисовать словесный портрет одного из главных героев, человека. который своим отношением, любовью, дружбой помог своему другу, и даже спас ей возможно жизнь.

1 строка ( одно слово, живой предмет, главный герой)

2 строка ( два слова, описывающие этот предмет, какой он?)

3 строка ( три слова, показывающие действия данного предмета)

4 строка ( любое выражение, показывающее наше отношение к этому предмету)

5 строка ( одно слово, синоним верхнего)

(как вариант) ( запись на доске) ХОЗЯИН

ЛЮБИЛ, ГЛАДИЛ, ГОВОРИЛ

-Вот такой замечательный портрет человека у нас получился! Молодцы!

д) работа в парах , составление рассказа по опорным словам

- Прочитайте на доске слова Лада

- Что же это за слова? Это главные, основные, самые важные слова в нашем рассказе. Используя их, вам нужно рассказать друг другу этот рассказ. Они вам будут помогать, показывать, что нужно говорить дальше.

- Чья пара готова, можно взяться за руки и поднять их над головой!

- Кто сможет рассказать, что у вас получилось?( заслушивание нескольких пар)

- Молодцы, и с этим заданием вы хорошо справились!

9. Рефлексия

- Итак, давайте подведём итог нашему уроку. Ещё раз уточним, что же хотел сказать автор нам, читателям, своим рассказом? Зачем написал для нас такое произведение? Чему оно нас учит? К чему призывает автор своих читателей?

- Давайте вернёмся к нашим главным словам , которые мы озвучили в начале урока.

- Сейчас вам понятно стало, что они означают, что значит приручили, почему в ответе?

Выставка книг М.М Пришвина (Слайд 8)

- Посмотрите, какие ещё замечательные книги написал М.М. Пришвин, как называются эти книги? Можно по названиям догадаться, что все они о бережном , чутком, добром и ласковом отношении к нашей природе, ко всему живому. Эти произведения можно найти в школьной библиотеке и обязательно их прочитать.

10. Итог. Обобщение

- Наш урок подходит к концу.

-Посмотрите на свои парты, у вас лежат смайлики разных цветов. Вам нужно выбрать только один, но послушайте внимательно какой

- Если вам понравился урок , было интересно, всё понятно, и вы считаете , что хорошо поработали, у вас всё получилось, тогда поднимайте смайлик зелёного цвета

- Если что- нибудь не получилось, не совсем всё было понятно, поднимайте смайлик жёлтого цвета.

-Спасибо за ответы!

Предлагаю всем встать и прочитать замечательные строки, в которых видна любовь к нашей замечательной природе, к нашей жизни! (Слайд 9)

ПРЕКРАСНО ВСЁ НА НЕБЕ!

ПРЕКРАСНО НА ЗЕМЛЕ!

ПРЕКРАСНО В НАШЕМ КЛАССЕ!

ПРЕКРАСНО ВСЁ ВО МНЕ!

Пусть всё будет прекрасно в нашем окружающем мире, в природе, любите её, берегите и никогда не обижайте!

- Пусть и в вашей жизни всё будет прекрасно! Так мы с вами и есть часть этой природы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательные – учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, поставленной проблемой, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, учатся размышлять; учатся строить речевые высказывания, находить и выделять необходимую информацию (отбирать, анализировать), воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор, выделять необходимую информацию, обосновывать выбор, выделять основную мысль произведения, решение проблем.

Формирование читательских навыков: выразительное чтение, выборочное чтение.

Личностные – внимание, уважение к сверстникам; развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, самоопределение, побуждение к деятельности; формирование нравственных качеств, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, самостоятельно организовывать свою работу, оценивать собственную и коллективную деятельность, формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; сотрудничество в поиске и выборе правильного ответа проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль, выражать свои мысли с полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение; учитывать разные мнения, проявлять активность в коллективной деятельности, применять правила делового сотрудничества

Регулятивные - нацеливание на успешную деятельность, учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них, учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них


- Итак, начинаем урок. Встаньте, ребята. У нас в классе сегодня присутствуют гости. Повернитесь к ним и кивком головы поздоровайтесь.

- Я уверена, что урок у нас будет плодотворным. Мы впитаем в себя много нового, интересного и полезного. А чтобы у нас было хорошее настроение, давайте подарим друг другу добро.

-Возьмите кусочек добра и поделитесь с ним со всеми сидящими в зале.

II. Создание эмоционального настроя.

- О чем песня, прозвучавшая в этом фильме?

- Ребята, какие чувства у вас возникли, когда вы смотрели этот фильм? (Жалость)

-По отношению к кому у вас возникло чувство жалости?

- Почему нам жалко детей?( Потому что они потеряли любимого друга.)

- А почему вам жаль собаку? (Собака окажется бездомной. Будет скучать по своему хозяину.)

- Ребята, а у кого из вас есть четвероногие друзья?

-Как вы к ним относитесь?

III. Знакомство с новым материалом.

1. Формулировка темы и цели урока.

- Эпиграфом нашего урока будут слова известного французского писателя. Давайте их прочтем.

- У нас урок литературного чтения. А чем мы обычно занимаемся на этих уроках? (Знакомимся с писателем, с новым произведениями).

-- Как вы думаете, о чем будет произведение, с которым мы познакомимся сегодня?

- Мы сегодня поговорим о взаимоотношениях людей и их питомцев.

-Откройте учебники на странице 45.

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. Много учился, сначала в Елецкой гимназии, затем в Рижском политехническом институте. А после его окончания направился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращении в Россию работал агрономом.

В 1906 году он отправился в путешествие по Карелии. Его поразила красота природы этих мест. Он начал делать заметки, записывать рассказанные ему истории. Так Михаил Пришвин обратился к литературе. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны — на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка давала повод для создания новых произведений. Все что, интересного увидел и услышал автор, он решил поделиться со своими читателями.

Все произведения писателя проникнуты любовью к природе, ее обитателям.

-Назови произведения, которые написал М.Пришвин.

3. Чтение рассказа и работа над его содержанием.

А)Работа пред чтением.

– А сейчас послушайте этот рассказ и скажите, почему же М.Пришвин дал своему произведению такое название?

Б)Первичное чтение произведения. (Читает учитель)

-Так почему же так назван рассказ?

-Оправдались ли наши предположения?

-В нашем учебнике нет иллюстрации к этому произведению, какую бы вы нарисовали картину?

-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (Грусть ,жалость к собаке, уважение к хозяину)

- К какому жанру относится это произведение? Почему вы так решили? ( Жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем)

Б) Вторичное чтение по абзацам.

-Ребята, а теперь давайте еще раз прочтем по абзацам этот рассказ и попробуем глубже вникнуть в содержание текста, чтобы определить как относились друг к другу герои .

-Кто главный герой рассказа?

-Что случилось с Ладой?

-Почему собака не ела? (Она плохо себя чувствовала)

-Как вы понимаете слово ОТВЕРТЫВАЛАСЬ?

-Кого позвали к собаке? (Хозяина)

-Что сказал хозяин, когда пришел к собаке? (Надо поесть)

- Как собака отреагировала на появление хозяина?

- Как вы понимаете слова ЗАБИЛА ПРУТОМ?

- Как вы думаете, каким человеком был хозяин Лады? (Добрым, отзывчивым)

- Исходя из чего, мы делаем такой вывод? Как автор произведения помог нам понять это? ( Поведение, речь)

Как понять выражение: ЖИЗНЬ ЗАИГРАЛА В ЕЕ ГЛАЗАХ?

(Она стала веселее, почувствовала, что хозяин не бросил ее в трудную минуту)

-Что сказал хозяин своей собаке? (-Кушай, Лада)

- Каким голосом он говорил? (Спокойным, тихим, как бы уговаривая.)

- Кто из вас сможет сказать эти слова так, как их говорил автор ?

- Что сделала собака? (Начала лакать)

- Как понять выражение: ЗНАЧИТ ЧЕРЕЗ МОЮ ЛАСКУ ЕЙ СИЛЫ ПРИБАВИЛОСЬ ? (Почувствовав заботу, она не могла отказать хозяину и начала лакать. )

-Как вы думаете, поправилась ли собака? Какие слова говорят об этом? (Последнее предложение)

В) Физкультминутка.

Г) Беседа после чтения.

-Это значит, что мы должны научиться понимать, чувствовать то, что хотел донести до нас автор. В этом рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным.

- Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?

- Так что же помогло Ладе? (Ласка хозяина)

- Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.

Ж) Выделение основной мысли

- Так в чём заключается основная мысль рассказа? (что лаской можно многого добиться).

- Как по-другому можно озаглавить рассказ?

- Можно ли взять слова из текста? Какие?

З) Характеристика героев

- О ком из героев здесь говорится?

Беспомощный –нуждающийся в помощи.

Самостоятельное чтение рассказа.

-Ребята, от чьего имени рассказана эта история?(От имени автора)

И) Творческая работа в группах.

- Подготовьте пересказ от имени Лады.

Самостоятельное чтение рассказа.

III. Домашнее задание

IV. Подведение итога урока. Рефлексия.

- И в заключение нашего урока подведём итоги (т.е. сделаем выводы).

1. Бережно относиться ко всему живому на Земле: растениям, животным, людям;

2. Уметь чувствовать в себе человека;

3. Всегда помогать людям и животным , нуждающимся в нашей помощи;

4. Как можно чаще просто улыбаться друг другу и говорить тёплые, ласковые слова.

Дождь ,как ливень из ведра,

На асфальте лужи.

У подъезда мокрый пёс

Никому не нужен.

Нос свой в землю опустил,

Куцый хвост поджатый.

Человеку он служил

С верностью когда то.

Думал, дружба на всю жизнь,

До конца, до гроба.

Думал, судьбы их сплелись-

Будут вместе оба.

Но надеялся он зря,

Выгнал пса, не говоря,

Под дождем несчастный пёс

С грустными глазами

Прячет от прохожих нос

Вместе со слезами.

-Ребята, собаки очень верные животные. Они никогда не предают своего хозяина. Даже есть памятники собачьей верности.

Сегодня на уроке

Мне не понравилось…


-80%

Читайте также: