Конспект урока ключевые слова 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;

воспитательный аспект: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание внутренней культуры

Оборудование: раздаточный материал, учебники, оформление доски, портрет Д.С.Лихачева

Предпросмотр онлайн:

Посмотрите также:

Методические материалы для учителей средних школ, 2016—2020
Все права на материалы принадлежат их авторам. Материалы были собраны из открытых источников сети Интернет
Для связи с администратором используйте почту [email protected]

Тема урока. Ключевые словаЦели урока: формировать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;образовательные аспект: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения; развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащ.

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор Гатиятуллина А.Х.
Дата 30.11.2014
Формат doc
Изображения Есть

For-Teacher.ru - все для учителя

Тема урока. Ключевые слова

формировать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

образовательные аспект: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения;

развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;

воспитательный аспект: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание внутренней культуры

Оборудование: раздаточный материал, учебники, оформление доски, портрет Д.С.Лихачева

1.Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем работу над темой текст. Запишите тему сегодняшнего урока и определите цели урока.

2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. В каком слове пишется З?

1) и. рыхлить
2) и. пуганный
3) не. гораемый
4) . двинуть

2. В каком слове пишется З?

1) чере. чур
2) . гореть
3) и. тратить
4) и. гнание

3. В каком слове пишется С?

1) во. делывать
2) бе. злобный
3) бе. вкусно
4) не. давленный

4. В каком слове пишется буква С?

1) не. доровится
2) и. чезнуть
3) в. дремнуть
4) во. любить

5. В каком слове пишется буква С?

1) и. ношенный
2) и. черпать
3) бе. участный
4) ра. бежаться

6. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется З?

1) не. группированный, бе. думный
2) ра. цветить, бе. конечный
3) бе. брежный, и. бежать
4) и. гнать, ра. толочь

7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется С?

1) и. толкование, во. требовать
2) и. синя-чёрный, в. лететь
3) и. мучить, и. порченный
4) во. хождение, и. ведать

8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) во. рождение, . делать
2) и. числять и. пользовать
3) во. становить, во. раст
4) . дание, . дача

9. В каком ряду в словах на месте пропуска пишется не одна и та же буква?

1) . дернуть, не. деланный
2) и. полнение, бе. покойный
3) ни. вергать, и. царапать
4) бе. вестный, и. жарить

10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) . горяча, . дравствуйте
2) во. клицательный, ра. жигающий;
3) во. местить, ра. щелина
4) ра. пробовать, ра. смешить

Ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения сложная задача для большинства выпускников. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока

Давайте вспомним задание части С?

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

4. Формулирование цели урока.

Сегодня мы будем работать с текстом Лихачева Дмитрия Сергеевича. Откройте учебники на стр. 194, упр70

Дми́трий Серге́евич Лихачёв (28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя - 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация) - советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 - АН СССР).

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых.

На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

6.Чтение текста Упражнение 70

7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

1. Повторение теоретических знаний о тексте

Перед тем, как разбираться в прочитанном, вспомним основные признаки текста

(Текст (от лат. textus - ткань; связь, соединение) - это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.

Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.)

-Давайте снова обратимся к тексту.

Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? (Образованность и интеллигентность)

- О чем же этот текст? (текст - размышления автора о внутренней культуре человека, об образованности и интеллигентности

-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка:

(Проблема текста - это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Выявление и формулирование проблемы - важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете ра­ботать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, пробле­му вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и ар­гументировать свою точку зрения.

Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста.

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?

-Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны

(1 способ: Лихачев поднимает проблему интеллигентности.

-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в тетрадях. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху - сформулировали проблему.

3.Составление комментария проблемы.

Давайте вспомним, что такое комментарий?

Комментарий - это пояснение, толкование в данном случае выбранной вами проблемы исходного текста. Сразу напоминаю, что в тексте может быть несколько проблем, но комментировать нужно только ту, которую вы записали в начале вашего сочинения. Успешное комментирование проблемы невозможно без понимания текста и чёткой формулировки проблемы.

Следует проследить за мыслью автора. Как он идёт к проблеме?

Комментировать можно двумя способами: концептуально (объяснять проблему, её актуальность, различные мнения о ней), текстуально(пояснять текст, авторский замысел и проблему). В первом случае вы будете всё писать своими словами. Во втором случае могут быть ссылки на текст.

Довольно часто комментируется не заявленная проблема. А также не забудьте, что нужно прокомментировать всю проблему, а не часть её. Хорошенько разберитесь с содержанием текста, иначе у вас будут фактические ошибки. Избегайте излишнего цитирования, недопустимо заменять комментарий цитированием. Бывает, что вместо комментария ученик пересказывает сюжет текста или перечисляет все проблемы.

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

-К какой категории относится проблема? (нравственная, философская)

-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Несомненно, человек должен быть интеллигентен, даже если это будет казаться неуместным в той среде, где вращается человек. Но какова основа интеллигентности, столь необходимой нам для жизни? Вот какие вопросы волнуют автора)

-Почему эта проблема привлекла внимание автора?

-Кого особенно интересует эта проблема? (Всех)

- На каком материале автор рассматривает проблему? (Лихачев рассматривает материал на рассуждении над интеллигентностью)

-Для чего он это делает? (Чтобы призвать новое поколение быть интеллигентными и образованными )

-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить про К2 - 2 балла! И делаем следующий шаг.

4. Формулировка авторской позиции

Давайте вспомним, что такое позиция автора?

Справка Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап - выявление позиции автора.

Авторская позиция - это итог размышлений, вывод, к которому при­ходит автор текста.

Помните, что если проблема текста - это некоторый вопрос, то по­зиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:

проблема и позиция автора

должны соотноситься как

Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

-Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)

-Какова же авторская позиция? (Д. С. Лихачёв убеждён, что сама интеллигентность зависит отнюдь не от высокого образования или знания культуры и языков, а от особого эстетического чутья, восприимчивости ко всему прекрасному, а главное - от чуткости и отзывчивости.)

-Согласны ли вы с мнением автора?

-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению - сформулировали авторскую позиции. И выразили вое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл

5. Аргументация собственного мнения.

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие - читательским?

- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты)

Существуют различные классификации аргументов. Например, раз­личают логические аргументы - это доводы, апеллирующие к челове­ческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, стати­стические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы - доводы, которые вызывают у адресата определённые чув­ства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и др.).

Одни аргументы оцениваются одним баллом, а другие - двумя.

Обратите внимание на то, что аргументы, оцениваемые двумя бал­лами, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения.

- Какие факты можно привести в доказательство справедливости позиции автора и вашей позиции?

8.Поведение итого урока

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.

12. Д/з: написать сочинение-рассуждение

Я разделяю точку зрения автора. Действительно, интеллигентность невозможна без особой нравственной основы, непременно прочной, чтобы не дать человеку уйти в сторону, перепутать дурное с хорошим. Для этого надо не допустить проникновения в душу зла, зависти, равнодушия, злобы, чтобы сохранить способность понять другого человека и оценить его по его достоинству. Сама жизнь Д.С. Лихачёва тому подтверждение. Пройдя сталинские лагеря, находясь рядом с ворами, уголовниками, он остался верен себе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока. Ключевые слова

формировать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

образовательные аспект: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения;

развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;

воспитательный аспект: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание внутренней культуры

Оборудование: раздаточный материал, учебники, оформление доски, портрет Д.С.Лихачева

1.Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем работу над темой текст. Запишите тему сегодняшнего урока и определите цели урока.

2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса

Орфоэпическая разминка

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. В каком слове пишется З?

1) и. рыхлить
2) и. пуганный
3) не. гораемый
4) . двинуть

2. В каком слове пишется З?

1) чере. чур
2) . гореть
3) и. тратить
4) и. гнание

3. В каком слове пишется С?

1) во. делывать
2) бе. злобный
3) бе. вкусно
4) не. давленный

4. В каком слове пишется буква С?

1) не. доровится
2) и. чезнуть
3) в. дремнуть
4) во. любить

5. В каком слове пишется буква С?

1) и. ношенный
2) и. черпать
3) бе. участный
4) ра. бежаться

6. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется З?

1) не. группированный, бе. думный
2) ра. цветить, бе. конечный
3) бе. брежный, и. бежать
4) и. гнать, ра. толочь

7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется С?

1) и. толкование, во. требовать
2) и. синя-чёрный, в. лететь
3) и. мучить, и. порченный
4) во. хождение, и. ведать

8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) во. рождение, . делать
2) и. числять и. пользовать
3) во. становить, во. раст
4) . дание, . дача

9. В каком ряду в словах на месте пропуска пишется не одна и та же буква?

1) . дернуть, не. деланный
2) и. полнение, бе. покойный
3) ни. вергать, и. царапать
4) бе. вестный, и. жарить

10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) . горяча, . дравствуйте
2) во. клицательный, ра. жигающий;
3) во. местить, ра. щелина
4) ра. пробовать, ра. смешить

Ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения сложная задача для большинства выпускников. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока

Давайте вспомним задание части С?

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

4. Формулирование цели урока.

Сегодня мы будем работать с текстом Лихачева Дмитрия Сергеевича. Откройте учебники на стр. 194, упр70

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых.

На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

6.Чтение текста Упражнение 70

7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

1. Повторение теоретических знаний о тексте

Перед тем, как разбираться в прочитанном, вспомним основные признаки текста

(Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.

Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.)

-Давайте снова обратимся к тексту.

Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? (Образованность и интеллигентность)

- О чем же этот текст? (текст – размышления автора о внутренней культуре человека, об образованности и интеллигентности

2.Формулировка проблемы

-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка:

(Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Выявление и формулирование проблемы — важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете ра­ботать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, пробле­му вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и ар­гументировать свою точку зрения.

Типы проблем

Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста.

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?

-Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны

(1 способ: Лихачев поднимает проблему интеллигентности.

-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в тетрадях. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.

3.Составление комментария проблемы.

Давайте вспомним, что такое комментарий?

Комментарий – это пояснение, толкование в данном случае выбранной вами проблемы исходного текста. Сразу напоминаю, что в тексте может быть несколько проблем, но комментировать нужно только ту, которую вы записали в начале вашего сочинения. Успешное комментирование проблемы невозможно без понимания текста и чёткой формулировки проблемы.

Следует проследить за мыслью автора. Как он идёт к проблеме?

Комментировать можно двумя способами: концептуально (объяснять проблему, её актуальность, различные мнения о ней), текстуально(пояснять текст, авторский замысел и проблему). В первом случае вы будете всё писать своими словами. Во втором случае могут быть ссылки на текст.

Довольно часто комментируется не заявленная проблема. А также не забудьте, что нужно прокомментировать всю проблему, а не часть её. Хорошенько разберитесь с содержанием текста, иначе у вас будут фактические ошибки. Избегайте излишнего цитирования, недопустимо заменять комментарий цитированием. Бывает, что вместо комментария ученик пересказывает сюжет текста или перечисляет все проблемы.

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

-К какой категории относится проблема? (нравственная, философская)

-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Несомненно, человек должен быть интеллигентен, даже если это будет казаться неуместным в той среде, где вращается человек. Но какова основа интеллигентности, столь необходимой нам для жизни? Вот какие вопросы волнуют автора)

-Почему эта проблема привлекла внимание автора?

-Кого особенно интересует эта проблема? (Всех)

- На каком материале автор рассматривает проблему? (Лихачев рассматривает материал на рассуждении над интеллигентностью)

-Для чего он это делает? (Чтобы призвать новое поколение быть интеллигентными и образованными )

-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить про К2 – 2 балла! И делаем следующий шаг.

4. Формулировка авторской позиции

Давайте вспомним, что такое позиция автора?

Справка Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому при­ходит автор текста.

Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то по­зиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:

проблема и позиция автора

должны соотноситься как

вопросно-ответное единство.

Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

-Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)

-Какова же авторская позиция? (Д. С. Лихачёв убеждён, что сама интеллигентность зависит отнюдь не от высокого образования или знания культуры и языков, а от особого эстетического чутья, восприимчивости ко всему прекрасному, а главное - от чуткости и отзывчивости.)

-Согласны ли вы с мнением автора?

-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. И выразили вое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл

5. Аргументация собственного мнения.

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты)

Виды аргументов

Существуют различные классификации аргументов. Например, раз­личают логические аргументы — это доводы, апеллирующие к челове­ческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, стати­стические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы — доводы, которые вызывают у адресата определённые чув­ства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и др.).

Одни аргументы оцениваются одним баллом, а другие — двумя.

Обратите внимание на то, что аргументы, оцениваемые двумя бал­лами, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения.

- Какие факты можно привести в доказательство справедливости позиции автора и вашей позиции?

8.Поведение итого урока

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.

9. Рефлексия

11.Заключительное слово

12. Д/з: написать сочинение-рассуждение

Проблема интеллигентности.

Я разделяю точку зрения автора. Действительно, интеллигентность невозможна без особой нравственной основы, непременно прочной, чтобы не дать человеку уйти в сторону, перепутать дурное с хорошим. Для этого надо не допустить проникновения в душу зла, зависти, равнодушия, злобы, чтобы сохранить способность понять другого человека и оценить его по его достоинству. Сама жизнь Д.С. Лихачёва тому подтверждение. Пройдя сталинские лагеря, находясь рядом с ворами, уголовниками, он остался верен себе.


Содержимое разработки

образовательные: обобщить знания о языке как системе; активизировать знания учащихся о тексте; повторить основные признаки текста; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста;

развивающие: развивать логическое мышление обучающихся, аналитические способности; умения информационной переработки текста; сопоставлять языковые явления; делать выводы;

воспитательные: воспитывать внимание к слову; интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения.

1). Корчевать, окошечко, завистливый, стелющийся, флотский, клеящий, усидчивый, овеянный, белорусский, одесский, борющийся, щавелевый, строящий, глянцевый, алюминиевый, настоянный, отраслевой, брошенный, состарившийся.

- Сформулируйте правило написания суффиксов действительных причастий настоящего времени.

- Обоснуйте написание суффиксов действительных причастий прошедшего времени.

- Сформулируйте правило написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных.

- Мотивируйте различное написание прилагательных с суффиксами -лив-/ -чив- и -ев-.

2). Готовимся к ЕГЭ. Коллективный разбор задания А18. (Задание может быть выведено на интерактивной доске).

- В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква -е-:

1) А, В, Г. 2) Б, В. 3) А, Б, В. 4) А, Б.

III. Лингвистическая разминка.

1. Лексико-орфографический диктант.

Параллельная связь, интонационный, пояснительный, произведение, грамматический, изъяснительный, временной, языковая норма.

(в случае затруднения пользуемся орфоэпическим словарем)

2. Задание из части 1 (раздаточный материал)

-Прочитайте внимательно предложения.

А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

- Это текст? Почему? Можно ли создать текст? Выполните действия.

Вывод: текст – это законченное в смысловом и структурном плане речевое произведение, как правило, состоящее из нескольких последовательных и связанных в целое темой, соединённых по смыслу и грамматически предложений. (Вывод делают учащиеся, учитель корректирует ответ.)

-В каком из предложений наиболее четко выражена основная мысль текста?

-Какова тема лингвистической разминки? Сформулируйте тему урока, цели и задачи (запись темы).

IV. Проверка домашнего задания

- К какому стилю и типу речи относится текст упр. 271? Ответ обоснуйте.

- Назовите тему текста и основную мысль.

(Тема – экология слова, основная мысль - в первом предложении текста - В последние годы наше общество подвержено духовной деградации, духовному обнищанию, что напрямую связано с языковыми потерями.)

- Приведите пример составленного плана к тексту и тезисов к нему.

V. Фронтальная беседа

- Почему материалы упр. 271 можно назвать текстом?

- Что такое тема текста?

- Что такое основная мысль текста?

- Какие признаки текста выражают тема и основная мысль? (Цельность текста.)

- Что необходимо сделать, чтобы составить план текста? (Выделить в тексте информационно значимые ключевые слова, которые могут стать пунктами плана.)

- Что отражает ключевое слово? (Микротему)

- Приведите пример ключевых слов – микротем текста упр. 271.

- Как структурно (композиционно) разграничиваются предложения, объединённые одной микротемой? (Выделением абзацев.)

- Назовите более мелкую структурную единицу текста. ( Предложение.)

- Какой признак текста реализуется при делении текста на абзацы, предложения? (Членимость.)

VI. Работа с теоретическим материалом учебника

- Прочитайте материал учебника на стр. 150.

- Что такое абзац?

- Из каких структурных частей состоит абзац?

- Прочитайте материалы на стр. 144.

- Что в переводе означает текст? (от лат. textus – ткань, связь, соединение)

-Перечислите основные признаки текста.

- Какие виды связей предложений в тексте вам известны? (Цепная и параллельная.)

- В чём различие между этими видами связей? (При параллельной связи предложения между собой сопоставляются, а не сцепляются одно с другим. При цепной связи предложения семантически перекрываются посредством синонимов, местоимений, повторов.)

Цепная связь

Параллельная связь

1. Повтор ключевого слова.

1. Одинаковый порядок слов.

2. Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом.

2. Одинаковые грамматические формы слов.

3. Повтор того или иного члена предложения.

4. Семантические и ассоциативные связи.

4. Риторические вопросы.

5. Вводные слова и наречия места, времени.









-Схематично тексты с цепной и параллельной связями можно передать следующим образом. (Схему учащиеся фиксируют в тетради. )

Тема Тема





Цепная связь Параллельная связь

VI. Практическая работа

- Докажите, что перед вами тексты. Определите стиль и тип текста, тему, основную мысль, вид связи предложений. (См. раздаточный материал)

Из родников и ключей вода течёт в ручьи. Из ручья она бежит в реки. Большие реки текут в моря. Куда девается вода из моря? Вода из моря поднимается туманом. Из тумана делаются тучи. Из туч вода падает на землю.

Осень пришла, холода и дожди принесла. Попрятались насекомые. Семена и ягоды того и гляди снег засыплет. Белка грибы по сучкам развесила, на зиму насушила. Хомяк с поля наносил овса и гороха, кладовую себе набил. Все готовятся к зиме.

Задание 2. Работа в парах.

-Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим

А) с помощью местоименного наречия.

(1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) За две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать.

Б) только с помощью притяжательного местоимения.

(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А. Куприн)

В) с помощью соединительного союза.

(1) Читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям. (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря. (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. ( А. Чехов)

VIII. Объяснение нового материала (презентация).

- Все предложения в тексте взаимосвязаны между собой по смыслу и грамматически. Все средства связи можно классифицировать как семантические, грамматические (морфологические и синтаксические), логические, стилистические, интонационные, графические.

Слайд 2. Семантические средства связи – лексические и грамматические единицы, обеспечивающие смысловое соединение предложений.

Лексические средства связи

Лексический повтор, личные местоимения

Рябчик – это лесная курочка ряба. Как и положено курочке рябе, несёт она золотые яички, но не простые – золотые, а в крапинку.

Великое множество птиц прилетает на Таймыр. Летняя тундра полна птичьих забот.

Синонимы, в том числе контекстуальные

Из-за кустов поднялась целая стая птиц. Утёнок сроду не видел таких красавцев: белые, как снег, с длинными гибкими шеями.

Слова родовидового значения

На клумбе запестрели цветы. Малиновые, розовые, белые пионы радовали глаз.

На поляне травы тронуты желтизной. Над этим ковром возвышаются кустики конского щавеля.

Дети разглядывали льва. Царь зверей отличался величием и грациозностью.

Слова одной тематической группы

А лес такой нарядный! Осины и клёны в красных одеждах.

Грамматические средства связи включают в себя морфологические и синтаксические.

Морфологические средства связи

Соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых

Зима завалила деревню пушистым снегом. С верхушки старой ели сорвалась птица.

Вернулись после войны женщины с ребятишками в деревню. Там одни пепелища.

Местоименные наречия места и времени

Хорошо сидеть под старой густой ёлкой после дождя. Здесь тепло и уютно.

В городе жить хорошо – весело и шумно. В городе всего много – людей, домов, улиц.

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы

Стояли серые дни. И вдруг ударило солнце. Несмотря на это, на душе было пасмурно.

Синтаксические средства связи

…Яркое солнышко – красное солнышко. Пригожая девица – красная девица.

Вводные слова, указывающие на порядок следования мыслей

Во-первых, во- вторых, наконец, следовательно и т.п.

Логические средства связи:

порядок слов, последовательность в передаче информации, слова и сочетания, обеспечивающие логическую связь между предложениями (из этого следует, вот почему, поэтому), обобщающие слова и словосочетания

использование слов, принадлежащих к одному стилю, тропов и стилистических фигур и др.

длина фразы, темп речи, интонация и др.

знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения, запись слов в предложении лесенкой.

- В текстах с цепной связью семантические средства связи выполняют главную функцию, а логические и грамматические – вспомогательную. В текстах с параллельной связью семантические средства связи не используются, а если используются, то только при синтаксическом параллелизме. В речевой практике чаще встречаются тексты с комбинированным видом связи: цепная с элементами параллельной или наоборот.

IX. Самостоятельная работа

- Запишите текст под диктовку.

Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавшись на лжи раз, и другой и третий, скоро прослывёт лгунишкой, и никто больше не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадётся, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее любой лжи.

Задания к тексту.

Орфографический и пунктуационный анализ.

- Объясните орфограммы и пунктограммы.

2. Грамматический анализ.

- Найдите предложение с обособленным членом, подчеркните его и укажите, чем выражен.

- Укажите предложение с придаточным изъяснителным, выделите в этих придаточных грамматическую основу.

- Выпишите из текста все частицы.

- Укажите прилагательное в форме простой сравнительной степени.

3. Текстовый анализ.

- Определите тему текста и основную мысль.

- Определите тип речи данного текста. Ответ обоснуйте.

- Укажите композицию текста.

- Охарактеризуйте вид связи предложений в тексте и средства её выражения.

X. Подведение итогов урока

- Что такое текст?

- Перечислите основные признаки текста.

- Укажите категории текста, благодаря которым реализуется цельность текста.

- Что такое тема текста?

- Что отражает микротема?

- Укажите алгоритм составления плана к тексту.

- Что такое абзац?

-Какие средства связывают предложения?

-Как разграничивать тексты с цепным видом связи и с параллельным?

XI. Домашнее задание

- Выучить материалы учебника на стр. 144-146, 148, 150-151.

- Выполнить задания № 1, № 7 упр. 284 письменно, а остальные - устно.

- Проанализировать текст по следующей схеме: тема – основная мысль – стиль – тип – вид связи предложений – средства связи.

- Повторить правила написания гласных о-е после шипящих.


-75%

Читайте также: